81289

Применение права: понятие, стадии. Акты правоприменения

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Акты правоприменения Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства его органов. Граждане и организации добровольно без принуждения по взаимному согласию вступают в правовые отношения в рамках которых используют субъективные права исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Например реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину.

Русский

2015-02-19

37.77 KB

1 чел.

Применение права: понятие, стадии. Акты правоприменения

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Но в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства:

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или государственного жилого фонда требует индивидуального властного решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем принятия индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются земельные участки, находящиеся в собственности государства.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т.е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Т.о., применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Основными стадиями правоприменения являются:

1 установление фактических обстоятельств дела;

2 исследование и квалификация фактических обстоятельств;

3 решение по юридическому делу.

Под фактическими обстоятельствами понимаются:

- лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения;

- способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве);

- содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).

Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, свидетельств очевидцев).

Доказательства должны быть относимыми - иметь отношение к исследуемым обстоятельствам; допустимыми - собранными без нарушения материального и процессуального права; полными и всесторонними - полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств.

При квалификации фактических обстоятельств находятся нормы права, которые охватывают, регулируют исследуемые обстоятельства и правоотношения. При этом на правоприменителе лежит большая ответственность, так как от правильного выбора юридической нормы зависит правильность правоприменительного процесса в целом.

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

1 процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя);

2 издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

Акты применения права классифицируются:

1 по издавшим их субъектам на:

- акты органов государственной власти (например, постановление Государственной Думы о назначении Председателя Центрального банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);

- акты органов государственного управления (например, приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации);

- акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, постановление налоговой инспекции о применении определенных неюридического воздействия в отношении конкретного неплательщика налога - физического лица, организации);

- акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу);

- акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации).

2 по характеру правового воздействия:

- регулятивные (например, приказ о приеме на работу сотрудника организации);

- охранительные (приговор суда по уголовному делу).

3 по значению:

- основные (например, решение суда по существу юридического дела);

- вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований).

4 по форме:

- устные (наложение штрафа за безбилетный проезд);

- резолютивные (наложение резолюции (например, "согласен") руководителем организации на заявление работника);

- документированные (указ Президента РФ; приговор суда).

Правоприменительный процесс осуществляется также в случае пробелов в праве.

Пробел в праве - отсутствие необходимой нормы, регулирующей общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации. В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется путем: издания компетентными органами недостающей правовой нормы (нормативно-правового акта) - обычно длительный процесс, не позволяющий оперативно реагировать на потребности правового регулирования; заполнения пробела в праве правоприменителем (не лучший с точки зрения законности способ, однако оперативный и эффективный в нынешних условиях). Основными способами заполнения пробелов в праве правоприменителем являются:

аналогия закона - применение при заполнении пробела нормы, регулирующей сходные отношения (найденная норма выступает в качестве правового основания для решения дела);

аналогия права - при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, заполнение правового пробела правоприменителем исходя из общих принципов и смысла законодательства. Данные способы (аналогия закона и аналогия права) имеют место в российской правоприменительной практике, однако запрещены в административном и уголовном праве.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60234. Харчова промисловість України. Шоколад. Ліки чи задоволення? 140 KB
  Щорічне споживання шоколаду в різних країнах світу Додаток №8 Гра Найбільші виробники шоколаду Вступ Урок в сучасних умовах повинен носити творчий характер. Ліки чи задоволення...
60235. Хлеб – всему голова! 769.5 KB
  Цель: расширить знания детей о выращивании и изготовлении хлеба; развивать наблюдательность и познавательный интерес; воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу.
60236. Виховний проект «Як баба Катря хліб пече» 99.5 KB
  У чому полягає задум Для чого це потрібно Дізнатися якомога більше про дбайливе ставлення українців до хліба Щоб учні знали скільки праці покладено щоб кожного дня був на столі окраєць хліба.
60237. Будуйте храм в своїй душі 100.5 KB
  Мета: продовжувати знайомити із людськими чеснотами; довести до свідомості дітей що добро й милосердя чиняться безкорисливо; розвивати почуття доброти чуйності милосердя; викликати бажання творити добро бути милосердними й уникати злих вчинків...
60238. Перші кроки до світу інформатики 463.5 KB
  Компютерна підтримка навчальних предметів; подальший розвиток інтересу до курсу формування мовленевої інформаційної соціальної компететностей розвиток логічного мислення уваги памяті фантазії кмітливості та творчих здібностей виховання...
60239. Чайный калейдоскоп. Внеклассное мероприятие 1.92 MB
  Цель: познакомить учащихся с историей возникновения чая; происхождением и сортами чая традициями чаепития; научить правильно заваривать чай сервировать стол к чаепитию; развивать творческие способности эстетический вкус культуру поведения за столом...
60240. Позакласний захід: Рідне слово 90 KB
  Доброго дня любі шанувальники українського слова Корені українського слова проросли з найдавніших діалектів прасловянських племен рясними пагонами розвинулися в часи Давньоруської держави. відео презентація Рідна мово Сьогодні...
60241. ОСТРІВ ЗДОРОВ’Я – ДИТИНСТВА КРАЙ. ЗАВЖДИ ДЛЯ СЕБЕ ЙОГО ОБИРАЙ 60.5 KB
  Мета: Застосовуючи методи соціально-активного навчання формувати у дітей прагнення до зміцнення і збереження здоровя. Вчитель Вітаємо вас дорогі друзі у нашому дружньому крузі В нас буде свято Щоб рости і гартуватись...
60242. Скажи палінню – ні! 82.5 KB
  Мета: переконати учнів у шкідливості куріння інформування про негативний вплив тютюну на здоровя не лише того хто палить але й оточуючих; викликати негативне ставлення до цієї згубної звички інформування...