81290

Толкование права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Цель толкования единообразное понимание и применение законов единство законности. Способом толкования называется совокупность однородных приемов и правил толкования основывающихся на однородных средствах и аргументах. Способами толкования принято считать: языковой грамматический; исторический историковполитический; систематический; логический; телеологический целевой; специальноюридический; функциональный. Основными правилами языкового толкования являются: золотое правило толкования словам и выражениям необходимо...

Русский

2015-02-19

37.39 KB

1 чел.

Толкование права

Толкование права - разъяснение значения нормативно-правовых актов.

Толкование включает:

- саму деятельность по разъяснению (процесс);

- результат разъяснения - интерпретированный нормативно-правовой акт.

Цель толкования - единообразное понимание и применение законов, единство законности.

Существуют различные подходы к толкованию:

1 статический;

2 динамический.

При статическом подходе интерпретатор максимально стремится сохранить стабильность права, при динамическом - приблизить его к реальной жизни.

Способом толкования называется совокупность однородных приемов и правил толкования, основывающихся на однородных средствах и аргументах.

Способами толкования принято считать:

- языковой (грамматический);

- исторический (историков-политический);

- систематический;

- логический;

- телеологический (целевой);

- специально-юридический;

- функциональный.

Языковой способ основан на знании языка, на котором сформулированы правовые нормы, на использовании правил словоупотребления, синтаксиса, морфологии.

Главная задача указанного способа - точно истолковать значение слов. Основными правилами языкового толкования являются:

- "золотое правило толкования" - словам и выражениям необходимо придавать то значение, которое они имеют в данном литературном языке, придание же им иного значения должно быть обосновано иными способами толкования;

- в случае если непосредственно в законе законодатель дал определение толкуемому термину, то именно в этом значении его нужно употреблять;

- нельзя механически (без достаточных оснований) распространять значение термина, истолкованного для одной отрасли права, на другие отрасли;

- если значение термина неясно и не определено в законе, то ему надо придать смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике;

если закон не придает различного значения одинаковым терминам, недопустимо им придавать разное значение;

нельзя без достаточных оснований разным терминам придавать одно и то же значение;

нельзя при толковании допускать, чтобы какие-либо слова закона трактовались как лишние.

Систематический способ - установление смысла правовых норм, используя знания об их логической связи с другими нормами.

При указанном толковании:

- определяется место нормы в системе права (отрасли права, институте);

- устанавливаются нормы, логически связанные с толкуемой;

- знания об их содержании используются для уточнения смысла толкуемой нормы.

Цель логического способа - придать абстрактно сформулированной норме конкретный смысл.

Логический анализ понятий - вычленение их признаков, объема, связей с другими понятиями, то есть понятия конкретизируются, приближаются к конкретным жизненным условиям.

При историческом способе толкования учитываются обстоятельства возникновения, исторические условия принятия толкуемых норм.

Функциональный способ толкования основан на знании специфики отношений, факторов и условий, в которых применяется толкуемая норма. (Данный способ часто применяется специалистами в соответствующих отраслях права - уголовном, гражданском и т. д.)

При телеологическом способе толкования во внимание в первую очередь принимаются цели, для достижения которых была принята исследуемая правовая норма.

Виды толкования по объему и субъектам (особенности результата толкования).

Результат толкования правовых норм оценивается с точки зрения его объема.

В данном случае объем - это соотношение содержания истолкованной нормы с первоначальным текстом нормы. По объему толкование бывает:

- буквальным;

- ограничительным;

- распространительным.

Буквальным является такое толкование, при котором установленное в результате толкования содержание нормы права совпадает со смыслом текста правовой нормы при ее простом прочтении.

При распространительном толковании содержание нормы оказывается шире ее непосредственного текстуального выражения.

При ограничительном - содержание нормы становится уже ее первоначального текста.

Осуществлять ограничительное или распространительное толкование можно только в случае установления несоответствия между действительным содержанием нормы права и ее текстом. Если данное несоответствие отсутствует, то указанное толкование будет нарушением законности. И ограничительное, и расширительное толкование должно быть аргументировано и основано на доказательствах.

Любые лица, органы, предприятия и учреждения могут заниматься толкованием права. Однако обязательность данного толкования для правоприменительной практики, его юридическое значение зависит от статуса субъекта толкования.

По субъектам толкование может быть:

- официальным;

- неофициальным.

Официальное толкование является обязательным для других субъектов. Оно дается органами, уполномоченными государством.

Официальное толкование подразделяется на:

- аутентическое;

- делегированное;

- казуальное;

- нормативное.

Аутентическое толкование дает орган, издавший данный нормативный акт (например: парламент, принявший закон). Дополнительных полномочий на осуществление аутентического толкования не требуется, так как подразумевается, что орган, обладающий правомочием принимать нормативный акт, правомочен и его толковать.

Делегированное толкование осуществляется органом, не принимавшим данный нормативный акт, если закон наделяет его правом подобного толкования.

И аутентическое, и делегированное толкование может быть казуальным и нормативным.

Казуальное толкование осуществляется применительно к отдельному случаю (казусу) или делу. При этом данное толкование обязательно только для данного случая или дела.

Нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны при применении права.

Неофициальное толкование дают любые субъекты, однако данное толкование не является обязательным для иных субъектов. При правоприменении значение результатов неофициального толкования в том, что они помогают лучше понять толкуемый материал, основываются на профессионализме и авторитете толкователей. (Примерами данного толкования являются комментарии к Гражданскому, Уголовному, иным кодексам, законам, выпускаемые научно-исследовательскими учреждениями). Обычно субъектами неофициального толкования являются научные учреждения, ученые, специалисты, юрисконсульты, адвокаты и т. д.

Важной разновидностью неофициального толкования служит доктринальное толкование. Оно осуществляется юристами в их статьях, книгах и иных трудах.

Доктринальное толкование нельзя противопоставлять официальному, однако в странах англосаксонской правовой семьи доктрина приравнивается к источнику права.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53945. Практичні аспекти керівництва учнівською діяльністю 124.5 KB
  Даний досвід роботи вчителів української літератури надає можливість забезпечити результативність діяльності як фактор розвитку системи освіти спрямованої на учнів на виявлення їхніх націоментальних рис. Мотивуйте учнів до: навчання шляхом добору найцікавіших випадків проблем; оголошення очікуваних результатів цілей заняття й критеріїв оцінки роботи учнів. Застосовуйте різноманітні методи для: привернення уваги учнів; налаштування їх на роботу; підтримання дисципліни необхідної для роботи на уроці; створення відповідного...
53946. «Лабораторія невирішених проблем» (Урок літератури за новими програмами) 84.5 KB
  Креативність учителя як необхідна умова самореалізації особистості учня. Прилучення вихованців до художньої літератури вимагає від особистості словесника нестандартного художньопедагогічного мислення відкритості до діалогу в координатах письменник учитель учень постійних творчих пошуків. Виходячи з вищесказаного можна створити умовну модель креативних якостей особистості професійно сутнісних для творчої методичної діяльності вчителя літератури.
53947. ЛОГИСТИКА. А.А. МИХАЙЛОВ 4.85 MB
  Предназначено для студентов технических вузов, где курс “Логистика” входит в группу общеобразовательных дисциплин Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов в рамках высшего профессионального образования, и позволит студентам самостоятельно проводить экономический анализ при решении типовых задач логистики и выполнять формальную постановку оптимизационных задач с обоснованием и проверкой принимаемых при этом допущений.
53948. Разработка технологической части проекта допечатного и печатного цехов мини-предприятия оперативной полиграфии 985.5 KB
  Оперативная полиграфия представляет собой отрасль полиграфического производства, занимающуюся изготовлением разнообразной издательской печатной продукции небольшими тиражами, не превышающими 5 – 10 тыс. экземпляров, в кратчайшие сроки.
53949. Поняття про еволюцію. Розвиток еволюційних поглядів. Теорія еволюції Ж.-Б. Ламарка 228.5 KB
  Теорія еволюції Ж. Дарвіна; сформувати уявлення про рушійні сили еволюції за Ламарком; Розвиваюча: розвивати уміння логічно мислити та робити висновки та узагальнення; здійснювати міжпредметні звязки з історією. Еволюційне вчення це розділ біології що вивчає загальні закономірності фактори механізми і наслідки еволюції живої матерії.
53950. Ландшафти України 42 KB
  Називати чинники формування ПТК; Характеризувати особливості взаємодії компонентів природи в ПТК; Розповідати про класифікацію ландшафтів вплив господарської діяльності людини на ландшафти. Пояснення нового матеріалу Поняття про ПТК ландшафти ПТК це поєднання компонентів природи що перебувають у складній взаємодії єдиної системи їх ще називають ландшафтами. Робота з підручником Виписати визначення поняття Ландшафт Природні та антропогенні ландшафти Взаємодія чинників і...
53951. The Language of Poetry is the Language of the Nation 33 KB
  What are the British without their beautiful English language and their Shakespeare, Burns and Byron?! Britain gives the world plenty of outstanding writers and poets. Most of them are still very popular. So today we want you to meet the most famous poets of the English – speaking literature.
53952. Happy European Day of Languages 78 KB
  Europe is a part of the world. What is more, Europe is a great place to learn languages, with so many language communities and so many cultures living together. What countries do you know? People of what nationalities live there? Is Russia a part of Europe?
53953. До 200–річчя від дня народження М.В.Гоголя. Літературна гра «Слабка ланка» 62 KB
  Чернишевський назвали Гоголя батьком російської реалістичної прози. Гоголь Ніжинську гімназію вищих наук Назвіть роки навчання письменника в Ніжинській гімназії вищих наук 1821-1828 Назвіть улюбленого вчителя Гоголя який викладав у гімназії професор Білоусов Під час навчання в гімназії Гоголь брав участь у виставах студентського театру.Гоголю у Ніжині Де і коли було засновано перший літературно меморіальний музей Гоголя у 1929 р. Самобутність Гоголя в тому що він першим широко відтворив поміщицько чиновницьку...