81290

Толкование права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Цель толкования единообразное понимание и применение законов единство законности. Способом толкования называется совокупность однородных приемов и правил толкования основывающихся на однородных средствах и аргументах. Способами толкования принято считать: языковой грамматический; исторический историковполитический; систематический; логический; телеологический целевой; специальноюридический; функциональный. Основными правилами языкового толкования являются: золотое правило толкования словам и выражениям необходимо...

Русский

2015-02-19

37.39 KB

1 чел.

Толкование права

Толкование права - разъяснение значения нормативно-правовых актов.

Толкование включает:

- саму деятельность по разъяснению (процесс);

- результат разъяснения - интерпретированный нормативно-правовой акт.

Цель толкования - единообразное понимание и применение законов, единство законности.

Существуют различные подходы к толкованию:

1 статический;

2 динамический.

При статическом подходе интерпретатор максимально стремится сохранить стабильность права, при динамическом - приблизить его к реальной жизни.

Способом толкования называется совокупность однородных приемов и правил толкования, основывающихся на однородных средствах и аргументах.

Способами толкования принято считать:

- языковой (грамматический);

- исторический (историков-политический);

- систематический;

- логический;

- телеологический (целевой);

- специально-юридический;

- функциональный.

Языковой способ основан на знании языка, на котором сформулированы правовые нормы, на использовании правил словоупотребления, синтаксиса, морфологии.

Главная задача указанного способа - точно истолковать значение слов. Основными правилами языкового толкования являются:

- "золотое правило толкования" - словам и выражениям необходимо придавать то значение, которое они имеют в данном литературном языке, придание же им иного значения должно быть обосновано иными способами толкования;

- в случае если непосредственно в законе законодатель дал определение толкуемому термину, то именно в этом значении его нужно употреблять;

- нельзя механически (без достаточных оснований) распространять значение термина, истолкованного для одной отрасли права, на другие отрасли;

- если значение термина неясно и не определено в законе, то ему надо придать смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике;

если закон не придает различного значения одинаковым терминам, недопустимо им придавать разное значение;

нельзя без достаточных оснований разным терминам придавать одно и то же значение;

нельзя при толковании допускать, чтобы какие-либо слова закона трактовались как лишние.

Систематический способ - установление смысла правовых норм, используя знания об их логической связи с другими нормами.

При указанном толковании:

- определяется место нормы в системе права (отрасли права, институте);

- устанавливаются нормы, логически связанные с толкуемой;

- знания об их содержании используются для уточнения смысла толкуемой нормы.

Цель логического способа - придать абстрактно сформулированной норме конкретный смысл.

Логический анализ понятий - вычленение их признаков, объема, связей с другими понятиями, то есть понятия конкретизируются, приближаются к конкретным жизненным условиям.

При историческом способе толкования учитываются обстоятельства возникновения, исторические условия принятия толкуемых норм.

Функциональный способ толкования основан на знании специфики отношений, факторов и условий, в которых применяется толкуемая норма. (Данный способ часто применяется специалистами в соответствующих отраслях права - уголовном, гражданском и т. д.)

При телеологическом способе толкования во внимание в первую очередь принимаются цели, для достижения которых была принята исследуемая правовая норма.

Виды толкования по объему и субъектам (особенности результата толкования).

Результат толкования правовых норм оценивается с точки зрения его объема.

В данном случае объем - это соотношение содержания истолкованной нормы с первоначальным текстом нормы. По объему толкование бывает:

- буквальным;

- ограничительным;

- распространительным.

Буквальным является такое толкование, при котором установленное в результате толкования содержание нормы права совпадает со смыслом текста правовой нормы при ее простом прочтении.

При распространительном толковании содержание нормы оказывается шире ее непосредственного текстуального выражения.

При ограничительном - содержание нормы становится уже ее первоначального текста.

Осуществлять ограничительное или распространительное толкование можно только в случае установления несоответствия между действительным содержанием нормы права и ее текстом. Если данное несоответствие отсутствует, то указанное толкование будет нарушением законности. И ограничительное, и расширительное толкование должно быть аргументировано и основано на доказательствах.

Любые лица, органы, предприятия и учреждения могут заниматься толкованием права. Однако обязательность данного толкования для правоприменительной практики, его юридическое значение зависит от статуса субъекта толкования.

По субъектам толкование может быть:

- официальным;

- неофициальным.

Официальное толкование является обязательным для других субъектов. Оно дается органами, уполномоченными государством.

Официальное толкование подразделяется на:

- аутентическое;

- делегированное;

- казуальное;

- нормативное.

Аутентическое толкование дает орган, издавший данный нормативный акт (например: парламент, принявший закон). Дополнительных полномочий на осуществление аутентического толкования не требуется, так как подразумевается, что орган, обладающий правомочием принимать нормативный акт, правомочен и его толковать.

Делегированное толкование осуществляется органом, не принимавшим данный нормативный акт, если закон наделяет его правом подобного толкования.

И аутентическое, и делегированное толкование может быть казуальным и нормативным.

Казуальное толкование осуществляется применительно к отдельному случаю (казусу) или делу. При этом данное толкование обязательно только для данного случая или дела.

Нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны при применении права.

Неофициальное толкование дают любые субъекты, однако данное толкование не является обязательным для иных субъектов. При правоприменении значение результатов неофициального толкования в том, что они помогают лучше понять толкуемый материал, основываются на профессионализме и авторитете толкователей. (Примерами данного толкования являются комментарии к Гражданскому, Уголовному, иным кодексам, законам, выпускаемые научно-исследовательскими учреждениями). Обычно субъектами неофициального толкования являются научные учреждения, ученые, специалисты, юрисконсульты, адвокаты и т. д.

Важной разновидностью неофициального толкования служит доктринальное толкование. Оно осуществляется юристами в их статьях, книгах и иных трудах.

Доктринальное толкование нельзя противопоставлять официальному, однако в странах англосаксонской правовой семьи доктрина приравнивается к источнику права.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77467. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействия), соглашения, согласованные действия органов власти и местного самоуправления 15.6 KB
  ОГВ и ОМСУ запрещается принимать акты и или осуществлять действия бездействие которые приводят или могут привести к недопущению ограничению устранению конкуренции за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и или осуществления таких действий бездействия в частности запрещаются:  введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или...
77468. Понятие экономической концентрации по антимонопольному законодательству. Формы государственного контроля за экономической концентрацией 15.74 KB
  Правовые последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных действий а также нарушения порядка его уведомления о совершении сделок и иных действий. Государственный контроль за экономической концентрацией подразделяется на два основных типа: Предварительный контроль осуществляется до момента совершения сделок и или процессов выступающих в качестве объектов антимонопольного контроля или обстоятельств которые могут приводить к увеличению экономической концентрации. В данном...
77469. Государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (название органа, функции и полномочия) 23.47 KB
  Возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Способы реагирования антимонопольного органа по результатам рассмотрения дела. Осуществляет след функции: по принятию НА контролю за соблюдением антимонопольного законодательства законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий контроль за соблюдением законодательства о рекламе И иные полномочия.
77471. Понятие, способы, формы и особенности защиты прав предпринимателей 30.46 KB
  Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер механизмов по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей которые осуществляются в определенных формах определенными способами в законодательно определенных границах с применением к нарушителям мер юридической ответственности а также механизма по практической реализации исполнимости этих мер. Понятие защита права следует отличать от понятия охрана права которое обычно трактуется более широко так как...
77472. Правовое регулирование рекламной деятельности 36.5 KB
  Участниками рекламной деятельности являются рекламодатели рекламо-производители распространители рекламы. Ситуация когда отсутствие правового регулирования рекламы имеет неблагоприятные последствия наблюдалась в период становления рыночных отношений. Основные направления государственного регулирования рекламы...
77473. Субъекты рекламной деятельности 43.5 KB
  У частникам так же относят потребителей рекламы и государственные органы которые осуществляют контроль в этой сфере. Саморегулируемые организации в сфере рекламы Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей...