81290

Толкование права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Цель толкования единообразное понимание и применение законов единство законности. Способом толкования называется совокупность однородных приемов и правил толкования основывающихся на однородных средствах и аргументах. Способами толкования принято считать: языковой грамматический; исторический историковполитический; систематический; логический; телеологический целевой; специальноюридический; функциональный. Основными правилами языкового толкования являются: золотое правило толкования словам и выражениям необходимо...

Русский

2015-02-19

37.39 KB

1 чел.

Толкование права

Толкование права - разъяснение значения нормативно-правовых актов.

Толкование включает:

- саму деятельность по разъяснению (процесс);

- результат разъяснения - интерпретированный нормативно-правовой акт.

Цель толкования - единообразное понимание и применение законов, единство законности.

Существуют различные подходы к толкованию:

1 статический;

2 динамический.

При статическом подходе интерпретатор максимально стремится сохранить стабильность права, при динамическом - приблизить его к реальной жизни.

Способом толкования называется совокупность однородных приемов и правил толкования, основывающихся на однородных средствах и аргументах.

Способами толкования принято считать:

- языковой (грамматический);

- исторический (историков-политический);

- систематический;

- логический;

- телеологический (целевой);

- специально-юридический;

- функциональный.

Языковой способ основан на знании языка, на котором сформулированы правовые нормы, на использовании правил словоупотребления, синтаксиса, морфологии.

Главная задача указанного способа - точно истолковать значение слов. Основными правилами языкового толкования являются:

- "золотое правило толкования" - словам и выражениям необходимо придавать то значение, которое они имеют в данном литературном языке, придание же им иного значения должно быть обосновано иными способами толкования;

- в случае если непосредственно в законе законодатель дал определение толкуемому термину, то именно в этом значении его нужно употреблять;

- нельзя механически (без достаточных оснований) распространять значение термина, истолкованного для одной отрасли права, на другие отрасли;

- если значение термина неясно и не определено в законе, то ему надо придать смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике;

если закон не придает различного значения одинаковым терминам, недопустимо им придавать разное значение;

нельзя без достаточных оснований разным терминам придавать одно и то же значение;

нельзя при толковании допускать, чтобы какие-либо слова закона трактовались как лишние.

Систематический способ - установление смысла правовых норм, используя знания об их логической связи с другими нормами.

При указанном толковании:

- определяется место нормы в системе права (отрасли права, институте);

- устанавливаются нормы, логически связанные с толкуемой;

- знания об их содержании используются для уточнения смысла толкуемой нормы.

Цель логического способа - придать абстрактно сформулированной норме конкретный смысл.

Логический анализ понятий - вычленение их признаков, объема, связей с другими понятиями, то есть понятия конкретизируются, приближаются к конкретным жизненным условиям.

При историческом способе толкования учитываются обстоятельства возникновения, исторические условия принятия толкуемых норм.

Функциональный способ толкования основан на знании специфики отношений, факторов и условий, в которых применяется толкуемая норма. (Данный способ часто применяется специалистами в соответствующих отраслях права - уголовном, гражданском и т. д.)

При телеологическом способе толкования во внимание в первую очередь принимаются цели, для достижения которых была принята исследуемая правовая норма.

Виды толкования по объему и субъектам (особенности результата толкования).

Результат толкования правовых норм оценивается с точки зрения его объема.

В данном случае объем - это соотношение содержания истолкованной нормы с первоначальным текстом нормы. По объему толкование бывает:

- буквальным;

- ограничительным;

- распространительным.

Буквальным является такое толкование, при котором установленное в результате толкования содержание нормы права совпадает со смыслом текста правовой нормы при ее простом прочтении.

При распространительном толковании содержание нормы оказывается шире ее непосредственного текстуального выражения.

При ограничительном - содержание нормы становится уже ее первоначального текста.

Осуществлять ограничительное или распространительное толкование можно только в случае установления несоответствия между действительным содержанием нормы права и ее текстом. Если данное несоответствие отсутствует, то указанное толкование будет нарушением законности. И ограничительное, и расширительное толкование должно быть аргументировано и основано на доказательствах.

Любые лица, органы, предприятия и учреждения могут заниматься толкованием права. Однако обязательность данного толкования для правоприменительной практики, его юридическое значение зависит от статуса субъекта толкования.

По субъектам толкование может быть:

- официальным;

- неофициальным.

Официальное толкование является обязательным для других субъектов. Оно дается органами, уполномоченными государством.

Официальное толкование подразделяется на:

- аутентическое;

- делегированное;

- казуальное;

- нормативное.

Аутентическое толкование дает орган, издавший данный нормативный акт (например: парламент, принявший закон). Дополнительных полномочий на осуществление аутентического толкования не требуется, так как подразумевается, что орган, обладающий правомочием принимать нормативный акт, правомочен и его толковать.

Делегированное толкование осуществляется органом, не принимавшим данный нормативный акт, если закон наделяет его правом подобного толкования.

И аутентическое, и делегированное толкование может быть казуальным и нормативным.

Казуальное толкование осуществляется применительно к отдельному случаю (казусу) или делу. При этом данное толкование обязательно только для данного случая или дела.

Нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны при применении права.

Неофициальное толкование дают любые субъекты, однако данное толкование не является обязательным для иных субъектов. При правоприменении значение результатов неофициального толкования в том, что они помогают лучше понять толкуемый материал, основываются на профессионализме и авторитете толкователей. (Примерами данного толкования являются комментарии к Гражданскому, Уголовному, иным кодексам, законам, выпускаемые научно-исследовательскими учреждениями). Обычно субъектами неофициального толкования являются научные учреждения, ученые, специалисты, юрисконсульты, адвокаты и т. д.

Важной разновидностью неофициального толкования служит доктринальное толкование. Оно осуществляется юристами в их статьях, книгах и иных трудах.

Доктринальное толкование нельзя противопоставлять официальному, однако в странах англосаксонской правовой семьи доктрина приравнивается к источнику права.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55684. Роль інноваційних технологій в розвитку мови молодших школярів 48 KB
  Виходячи з цього головною метою вивчення мови в початкових класах є формування фундаментально грамотної особистості повноцінного носія мови. Особисто важливою стає практична сторона вивчення мови...
55685. Давайте познайомимось 560 KB
  Мета: збагачувати уявлення дітей про сімю розвивати позитивне ставлення до рідної домівки виховувати почуття гордості за свою сімю.
55686. ПЕДАГОГІЧНА ТЕХНОЛОГІЯ «ЛІТНЯ ШКОЛА» 629 KB
  Серед основних завдань Національної стратегії розвитку освіти зазначене «забезпечення системного підвищення якості освіти на інноваційній основі, створення сучасного психолого-педагогічного та науково-методичного супроводу НВП».
55687. Подготовительные занятия с будущими первоклассниками 636.5 KB
  Ход занятия: Сообщение темы занятия. Работа над темой занятия 1 Разминка На каждой парте лежат наборы цветных прямоугольников.
55688. Науково-методичний супровід становлення і розвитку вчителів природничо-математичних дисциплін як конкурентноспроможних фахівців 628 KB
  В умовах становлення і розвитку високотехнологічного інформаційного суспільства в Україні виникає необхідність підвищення якості та пріоритетності шкільної природничоматематичної освіти як зазначено у Концепції Державної цільової соціальної програми.
55689. Реализация компетентносного подхода на уроках обучения грамоты 115 KB
  В работе описывается как на уроках обучения грамоты реализуется компетентносный поход в обучении и воспитании младших школьников. Раскрыты разнообразные методы и подходы, выделен механизм процесса формирования и развития ключевых компетентностей личности, описаны формы и методы творческой деятельности учащихся на уроке.
55690. УПРАВЛІННЯ РОЗВИТКОМ ТВОРЧОГО ПОТЕНЦІАЛУ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ 54 KB
  З одного боку творчість передбачає багатство вибору й відсутність обмежень кимось зі сторони натомість педагогічне управління як складова навчального процесу і як різновид управління взагалі характеризується певними обмеженнями будьякої діяльності у тому числі звичайно і творчої. Марина Олександрівна Горбач
55691. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 140.5 KB
  Основные задачи педагога по развитию творческих способностей учащихся. Виды творческих работ на уроках русского языка Основные методические особенности сочинений-этюдов Творческие работы учащихся...
55692. ТЕХНОЛОГІЇ ІНТЕРАКТИВНОГО НАВЧАННЯ ЯК ІННОВАЦІЙНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ЯВИЩЕ У ФОРМУВАННІ КЛЮЧОВИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧНІВ 133 KB
  Формування компетентностей учнів зумовлене не тільки реалізацією відповідного оновленого змісту освіти але й адекватних технологій і методів навчання. Враховуючи що продуктом школи є людина особистість відзначимо основні задачі які підлягають реалізації...