81292

Правоотношение: понятие, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правоотношение характеризуется следующими главными признаками: наличием как минимум двух сторон управомоченной и обязанной; связью между ними через субъективные права и юридические обязанности; отрегулированностью содержания субъективных прав юридических обязанностей условий возникновения правоотношения правовыми нормами; обеспеченностью возможностью государственного принуждения. К факторам порождающим правоотношения относятся: общие материальные; специальные юридические. Под общими материальными факторами...

Русский

2015-02-19

35.47 KB

0 чел.

Правоотношение: понятие, виды

Правоотношение - это регулируемое правом общественное отношение, стороны которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности.

Правоотношение характеризуется следующими главными признаками:

- наличием как минимум двух сторон - управомоченной и обязанной;

- связью между ними через субъективные права и юридические обязанности;

- отрегулированностью содержания субъективных прав, юридических обязанностей, условий возникновения правоотношения правовыми нормами;

- обеспеченностью возможностью государственного принуждения.

К факторам, порождающим правоотношения, относятся:

- общие (материальные);

- специальные (юридические).

Под общими (материальными) факторами подразумеваются:

1 социально-экономические условия жизни общества;

2 конкретные материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение (объект правоотношения);

3 наличие участников (субъектов) правоотношения;

4 осуществление участниками правоотношения своих субъективных прав и исполнение ими юридических обязанностей.

Специальными (юридическими) факторами, влияющими на возникновение правоотношения, являются:

1 правовые нормы;

2 правоспособность и дееспособность (правосубъектность);

3 юридические факты.

Правоотношение может иметь место только при наличии всех указанных факторов.

Классификация правоотношений:

1 По отраслям права:

- конституционные (пример: отношения по поводу прав и свобод человека);

- административные (в сфере государственного управления);

- гражданско-правовые (аренда, купля продажа и др.);

- финансовые (принятие, исполнение бюджета);

- семейные (заключение брака, алиментные и другие правоотношения);

- уголовно-правовые (отношения ответственности за различные виды преступлений);

- правоотношения иных отраслей права.

2 По содержанию:

- общерегулятивные (например общие отношения гражданства);

- регулятивные (конкретные правоотношения, отрегулированные гражданско-правовым договором). Они предусматривают общие и конкретные субъективные юридические права и обязанности;

- охранительные это отношения, проводящие охранительную функцию права. Они складываются на основе охранительных юридических норм, при их помощи осуществляются меры юридической ответственности и защиты субъективных прав;

3 По характеру.

- процессуальные (отношения по возбуждению уголовного дела, ведению следствия);

- материальные (отношения по данному уголовному делу (существу)), иные правоотношения.

4 По степени определенности:

- абсолютные (существуют между субъектом и всеми остальными, например отношения частной собственности);

- относительные - между конкретными субъектами (например арендодателем и арендатором).

5 По количеству участников:

- простые (двусторонний договор);

- сложные (сбор подписей за назначение референдума).

6 По продолжительности:

- моментальные (мена);

- длительные (аренда).

7 По характеру обязанности:

- активные (обязанность оказать услугу по договору). Это отношения, выражающие динамическую функцию права. Они складываются на основании обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности. Правоотношения данного типа возлагают на лицо обязанность положительного содержания, т.е. совершить определенные действия (произвести ту или иную работу, передать имущество и т.п.). Интересы управомоченного удовлетворяются только в результате совершения положительных действий обязанным лицом;

- пассивные (владений имуществом). Это отношения, выражающие статическую функцию права. Они складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в субъективном праве. Положительные действия совершаются управомоченным лицом (ему предоставлено право на положительные действия), а на обязанное лицо возлагается обязанность пассивного содержания, т.е. воздерживаться от поведения известного рода (правоотношения собственности, многие конституционные правоотношения и др.). Управомоченный удовлетворяет интересы своими действиями. Обязанности же в этих правоотношениях играют, так сказать, "оградительную", вспомогательную роль.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53660. Страна музыкальных инструментов 73 KB
  Цель урока: показать многообразие музыкальных инструментов; познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов; освоить игру на детских музыкальных инструментах. Русский наигрыш полянка Слушание Исполнение песни детьми Слушание Слушание Слушание Игра детей на детских музыкальных инструментах закрепление материала...
53661. Что такое экология? 79.5 KB
  Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки делать выводы отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе при...
53662. ДИСПЛЕИ, МОНИТОР 288 KB
  В большинстве систем это взаимодействие осуществляется при помощи клавиатуры и или манипуляторов и экрана дисплея. Возникла необходимость оптимизировать характеристики экрана добиться более чёткого и устойчивого изображения чтобы избежать излишней утомляемости. Отличие алфавитноцифровых иногда говорят знакоместных и графических дисплеев состоит в том что: первые способны воспроизводить только ограниченный набор символов причём символы могут выводиться только в определенные позиции экрана чаще всего на экран можно вывести 24 или...
53663. Ученик и его окружение ( Schüleraustausch.internationale Jugendprojekte. Wollt ihr mitmachen?) 37.5 KB
  Könnt ihr einige nennenУченики называют организации по защите окружающей среды. Ученики отвечают положительно. 9 А Ученики читают текст чтобы ознакомиться с проблемой вырубка леса в Канадетакже комментарии к нему понимают его содержание используя словари. Работа с упр 10 Ученики делятся на 3 группы собирают пословицы;Такая форма работы важна для старшеклассниковтак как идет активное межличностное взаимодействие среди учеников.
53664. Страна изучаемого языка ( Schon einige Jahre Deutsch. Was wissen wir das chon alles? Was können wir schon.Wiederholung) 37.5 KB
  временах Prtizip II Pssiv. Wiederholung Основная цель урока: формирование грамматических навыков Pssiv практическая задача: распознавание и употребление конструкции WERDEN в разл. временах Prtizip II Pssiv. Языковой материал: лексические единицы прошлых уроков Wörter die mit dem Begriff die Stdt verbunden sind Грамматический материал: конструкция Pssiv Оснащение урока: учебник.
53665. Спорт 54 KB
  Cricket is a popular British game. It is often played in schools, colleges, universities, and by club teams all over the country. Cricket is a typically English sport which foreigners cannot understand. Men and boys, women and girls play cricket.
53666. Помни твёрдо, что режим людям всем необходим 42 KB
  Показ презентации и объяснение учителя Каким же должен быть режим дня школьника Слайд 1.20 утренняя гимнастика слайд 2 водные процедуры слайд 3.40 завтрак слайд 4.00 дорога в школу слайд 5.
53667. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 76.5 KB
  Задачи: Обучающие: Выявить уровень сформированности умений учащихся применять правила сложения и вычитания округления и сравнения десятичных дробей в процессе выполнения заданий контрольной работы. Выявить уровень сформированности умений применять правила округления и сравнения десятичных дробей при решении контрольной работы. Развивающие: Развитие мышления и долгосрочной памяти в процессе выполнения контрольной работы. Оборудование: карточки с заданиями Тип урока: контроль знаний и умений учащихся Вид урока: урок – контрольная...
53668. Shopping for clothes 55.5 KB
  Boys usually wear shorts, shirts, jeans, trousers, trainers, sweaters, coats, scarves, caps and boots. Girls usually wear dresses, shoes, jeans, trainers, coats, scarves, sweaters, mittens, hats, boots.