81292

Правоотношение: понятие, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правоотношение характеризуется следующими главными признаками: наличием как минимум двух сторон управомоченной и обязанной; связью между ними через субъективные права и юридические обязанности; отрегулированностью содержания субъективных прав юридических обязанностей условий возникновения правоотношения правовыми нормами; обеспеченностью возможностью государственного принуждения. К факторам порождающим правоотношения относятся: общие материальные; специальные юридические. Под общими материальными факторами...

Русский

2015-02-19

35.47 KB

0 чел.

Правоотношение: понятие, виды

Правоотношение - это регулируемое правом общественное отношение, стороны которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности.

Правоотношение характеризуется следующими главными признаками:

- наличием как минимум двух сторон - управомоченной и обязанной;

- связью между ними через субъективные права и юридические обязанности;

- отрегулированностью содержания субъективных прав, юридических обязанностей, условий возникновения правоотношения правовыми нормами;

- обеспеченностью возможностью государственного принуждения.

К факторам, порождающим правоотношения, относятся:

- общие (материальные);

- специальные (юридические).

Под общими (материальными) факторами подразумеваются:

1 социально-экономические условия жизни общества;

2 конкретные материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение (объект правоотношения);

3 наличие участников (субъектов) правоотношения;

4 осуществление участниками правоотношения своих субъективных прав и исполнение ими юридических обязанностей.

Специальными (юридическими) факторами, влияющими на возникновение правоотношения, являются:

1 правовые нормы;

2 правоспособность и дееспособность (правосубъектность);

3 юридические факты.

Правоотношение может иметь место только при наличии всех указанных факторов.

Классификация правоотношений:

1 По отраслям права:

- конституционные (пример: отношения по поводу прав и свобод человека);

- административные (в сфере государственного управления);

- гражданско-правовые (аренда, купля продажа и др.);

- финансовые (принятие, исполнение бюджета);

- семейные (заключение брака, алиментные и другие правоотношения);

- уголовно-правовые (отношения ответственности за различные виды преступлений);

- правоотношения иных отраслей права.

2 По содержанию:

- общерегулятивные (например общие отношения гражданства);

- регулятивные (конкретные правоотношения, отрегулированные гражданско-правовым договором). Они предусматривают общие и конкретные субъективные юридические права и обязанности;

- охранительные это отношения, проводящие охранительную функцию права. Они складываются на основе охранительных юридических норм, при их помощи осуществляются меры юридической ответственности и защиты субъективных прав;

3 По характеру.

- процессуальные (отношения по возбуждению уголовного дела, ведению следствия);

- материальные (отношения по данному уголовному делу (существу)), иные правоотношения.

4 По степени определенности:

- абсолютные (существуют между субъектом и всеми остальными, например отношения частной собственности);

- относительные - между конкретными субъектами (например арендодателем и арендатором).

5 По количеству участников:

- простые (двусторонний договор);

- сложные (сбор подписей за назначение референдума).

6 По продолжительности:

- моментальные (мена);

- длительные (аренда).

7 По характеру обязанности:

- активные (обязанность оказать услугу по договору). Это отношения, выражающие динамическую функцию права. Они складываются на основании обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности. Правоотношения данного типа возлагают на лицо обязанность положительного содержания, т.е. совершить определенные действия (произвести ту или иную работу, передать имущество и т.п.). Интересы управомоченного удовлетворяются только в результате совершения положительных действий обязанным лицом;

- пассивные (владений имуществом). Это отношения, выражающие статическую функцию права. Они складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в субъективном праве. Положительные действия совершаются управомоченным лицом (ему предоставлено право на положительные действия), а на обязанное лицо возлагается обязанность пассивного содержания, т.е. воздерживаться от поведения известного рода (правоотношения собственности, многие конституционные правоотношения и др.). Управомоченный удовлетворяет интересы своими действиями. Обязанности же в этих правоотношениях играют, так сказать, "оградительную", вспомогательную роль.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7517. Бизнес-план. Особенности бизнес планирования 39 KB
  Бизнес-план. Бизнес-план - это документ, содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта, а также анализирующий проблемы, с которым может столкнуться предприятие, и способы их реш...
7518. Качество продукции. Оценка уровня качества продукции. Мероприятия по повышению уровня и качества продукции на швейных предприятиях 36.5 KB
  Тема: Качество продукции. Оценка уровня качества продукции. Мероприятия по повышению уровня и качества продукции на швейных предприятиях Качество швейных изделий - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность к удовлетворению...
7519. Организация контроля качества 39.5 KB
  Тема: Организация контроля качества Качество продукции услуг. Сущность, значение повышения качества. Конкурентоспособность услуг, продукции. Качество - авторитет предприятия, фирмы. Качество продукции - совокупность свойств и характе...
7520. Организация системы управления качеством продукции 48 KB
  Тема: Организация системы управления качеством продукции. Сущность и значение повышения качества, конкурентоспособность продукции. Показатели качества продукции. Система управления качеством. Организация ...
7521. Качество и его значение в условиях конкуренции 55 KB
  Качество и его значение в условиях конкуренции Качество продукции - это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Свойство - это особенност...
7522. Организация технической подготовки производства 34.5 KB
  Организация технической подготовки производства. 1)Содержание, задачи и этапы технической подготовки производства. 2)Техническая подготовка производства ремонтных работ. Для осуществления нормального производственного процесса, выпуска высокок...
7523. Экономика предприятия. Методичка к курсовой работе 187 KB
  В соответствии с программой дисциплины Экономика предприятия учащиеся специальности Фотография выполняют курсовую работу. Цель курсовой работы - закрепление и расширение знаний, полученных при изучении дисциплины. Курсовая раб...
7524. Налогообложение предприятия 38.5 KB
  Тема: Налогообложение предприятия Понятие налогов. Принципы построения налоговой системы. Функции налогов. Виды налогов. Фискальная политика - это политика в области налогообложения (доходов) и расходов государства. Налоги - эт...
7525. Организация обслуживания населения 34 KB
  Тема: Организация обслуживания населения Организация обслуживания населения. Понятие, основные задачи. Формы обслуживания населения. Обслуживание представляет собой непосредственный контакт работников предприятия службы быта с заказчи...