81292

Правоотношение: понятие, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правоотношение характеризуется следующими главными признаками: наличием как минимум двух сторон управомоченной и обязанной; связью между ними через субъективные права и юридические обязанности; отрегулированностью содержания субъективных прав юридических обязанностей условий возникновения правоотношения правовыми нормами; обеспеченностью возможностью государственного принуждения. К факторам порождающим правоотношения относятся: общие материальные; специальные юридические. Под общими материальными факторами...

Русский

2015-02-19

35.47 KB

0 чел.

Правоотношение: понятие, виды

Правоотношение - это регулируемое правом общественное отношение, стороны которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности.

Правоотношение характеризуется следующими главными признаками:

- наличием как минимум двух сторон - управомоченной и обязанной;

- связью между ними через субъективные права и юридические обязанности;

- отрегулированностью содержания субъективных прав, юридических обязанностей, условий возникновения правоотношения правовыми нормами;

- обеспеченностью возможностью государственного принуждения.

К факторам, порождающим правоотношения, относятся:

- общие (материальные);

- специальные (юридические).

Под общими (материальными) факторами подразумеваются:

1 социально-экономические условия жизни общества;

2 конкретные материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение (объект правоотношения);

3 наличие участников (субъектов) правоотношения;

4 осуществление участниками правоотношения своих субъективных прав и исполнение ими юридических обязанностей.

Специальными (юридическими) факторами, влияющими на возникновение правоотношения, являются:

1 правовые нормы;

2 правоспособность и дееспособность (правосубъектность);

3 юридические факты.

Правоотношение может иметь место только при наличии всех указанных факторов.

Классификация правоотношений:

1 По отраслям права:

- конституционные (пример: отношения по поводу прав и свобод человека);

- административные (в сфере государственного управления);

- гражданско-правовые (аренда, купля продажа и др.);

- финансовые (принятие, исполнение бюджета);

- семейные (заключение брака, алиментные и другие правоотношения);

- уголовно-правовые (отношения ответственности за различные виды преступлений);

- правоотношения иных отраслей права.

2 По содержанию:

- общерегулятивные (например общие отношения гражданства);

- регулятивные (конкретные правоотношения, отрегулированные гражданско-правовым договором). Они предусматривают общие и конкретные субъективные юридические права и обязанности;

- охранительные это отношения, проводящие охранительную функцию права. Они складываются на основе охранительных юридических норм, при их помощи осуществляются меры юридической ответственности и защиты субъективных прав;

3 По характеру.

- процессуальные (отношения по возбуждению уголовного дела, ведению следствия);

- материальные (отношения по данному уголовному делу (существу)), иные правоотношения.

4 По степени определенности:

- абсолютные (существуют между субъектом и всеми остальными, например отношения частной собственности);

- относительные - между конкретными субъектами (например арендодателем и арендатором).

5 По количеству участников:

- простые (двусторонний договор);

- сложные (сбор подписей за назначение референдума).

6 По продолжительности:

- моментальные (мена);

- длительные (аренда).

7 По характеру обязанности:

- активные (обязанность оказать услугу по договору). Это отношения, выражающие динамическую функцию права. Они складываются на основании обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности. Правоотношения данного типа возлагают на лицо обязанность положительного содержания, т.е. совершить определенные действия (произвести ту или иную работу, передать имущество и т.п.). Интересы управомоченного удовлетворяются только в результате совершения положительных действий обязанным лицом;

- пассивные (владений имуществом). Это отношения, выражающие статическую функцию права. Они складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в субъективном праве. Положительные действия совершаются управомоченным лицом (ему предоставлено право на положительные действия), а на обязанное лицо возлагается обязанность пассивного содержания, т.е. воздерживаться от поведения известного рода (правоотношения собственности, многие конституционные правоотношения и др.). Управомоченный удовлетворяет интересы своими действиями. Обязанности же в этих правоотношениях играют, так сказать, "оградительную", вспомогательную роль.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55683. Формування ключових компетентностей учнів у процесі вивчення історії через організацію дослідницької діяльності 231.5 KB
  Сухомлинський Формування ключових компетентностей учнів у процесі вивчення історії через організацію дослідницької діяльності. Відповідно до цього основним завданням вчителя є сприяння активізації пізнавальної діяльності учнів створення умов для їх само повчання та саморозвитку.
55684. Роль інноваційних технологій в розвитку мови молодших школярів 48 KB
  Виходячи з цього головною метою вивчення мови в початкових класах є формування фундаментально грамотної особистості повноцінного носія мови. Особисто важливою стає практична сторона вивчення мови...
55685. Давайте познайомимось 560 KB
  Мета: збагачувати уявлення дітей про сімю розвивати позитивне ставлення до рідної домівки виховувати почуття гордості за свою сімю.
55686. ПЕДАГОГІЧНА ТЕХНОЛОГІЯ «ЛІТНЯ ШКОЛА» 629 KB
  Серед основних завдань Національної стратегії розвитку освіти зазначене «забезпечення системного підвищення якості освіти на інноваційній основі, створення сучасного психолого-педагогічного та науково-методичного супроводу НВП».
55687. Подготовительные занятия с будущими первоклассниками 636.5 KB
  Ход занятия: Сообщение темы занятия. Работа над темой занятия 1 Разминка На каждой парте лежат наборы цветных прямоугольников.
55688. Науково-методичний супровід становлення і розвитку вчителів природничо-математичних дисциплін як конкурентноспроможних фахівців 628 KB
  В умовах становлення і розвитку високотехнологічного інформаційного суспільства в Україні виникає необхідність підвищення якості та пріоритетності шкільної природничоматематичної освіти як зазначено у Концепції Державної цільової соціальної програми.
55689. Реализация компетентносного подхода на уроках обучения грамоты 115 KB
  В работе описывается как на уроках обучения грамоты реализуется компетентносный поход в обучении и воспитании младших школьников. Раскрыты разнообразные методы и подходы, выделен механизм процесса формирования и развития ключевых компетентностей личности, описаны формы и методы творческой деятельности учащихся на уроке.
55690. УПРАВЛІННЯ РОЗВИТКОМ ТВОРЧОГО ПОТЕНЦІАЛУ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ 54 KB
  З одного боку творчість передбачає багатство вибору й відсутність обмежень кимось зі сторони натомість педагогічне управління як складова навчального процесу і як різновид управління взагалі характеризується певними обмеженнями будьякої діяльності у тому числі звичайно і творчої. Марина Олександрівна Горбач
55691. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 140.5 KB
  Основные задачи педагога по развитию творческих способностей учащихся. Виды творческих работ на уроках русского языка Основные методические особенности сочинений-этюдов Творческие работы учащихся...