81300

Законность и правопорядок

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Экономические условия законности - это общественно-экономический строй государства, уровень экономического развития (отношения собственности; стабильная денежная система; стабильная система финансово-кредитных учреждений; эффективная налоговая система; высокий уровень производства).

Русский

2015-02-19

38.79 KB

1 чел.

Законность и правопорядок

Законность - это режим реального действия права в государстве.

К основным принципам законности относятся:

1 единство - одинаковый режим законности для всей страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей;

2 всеобщность - соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права - и государственным органами, должностными лицами и гражданами;

3 целесообразность - закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.

Гарантии законности

Под гарантиями законности подразумеваются объективные условия, существующие в обществе и государстве, специальные средства, субъективные факторы, с помощью которых обеспечивается режим законности.

Гарантии законности классифицируются по следующим основаниям:

общие условия;

специальные средства обеспечения законности - организационные и юридические.

К общим условиям законности относятся:

- экономические;

- политические;

- идеологические;

- социальные;

- правовые.

Экономические условия законности - это общественно-экономический строй государства, уровень экономического развития (отношения собственности; стабильная денежная система; стабильная система финансово-кредитных учреждений; эффективная налоговая система; высокий уровень производства).

Отсутствие хотя бы одного (а тем более нескольких или всех) экономических условий способствует снижению уровня законности в обществе.

Политические условия характеризуют качественное состояние государства и его деятельности. К ним относятся: сильная легитимная государственная власть, которая пользуется поддержкой общества; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; конституционность власти и государственных органов; демократический политический режим.

К идеологическим условиям законности относятся: идеологический плюрализм; свобода мысли и слова; свобода духовного развития; высокий уровень нравственности; правосознание.

Социальные условия - это материальная защищенность личности со стороны государства: доступная стоимость жизни; обеспечение максимальной занятости, зашита безработных; наличие развитой системы социальных услуг; поддержка нуждающихся в защите категорий граждан - студентов, пенсионеров, детей, матерей и т. д.; иные социальные условия.

Общие правовые условия законности включают в себя: высокий уровень правосознания как граждан, так и должностных лиц; правовую культуру общества; правовое воспитание; прогрессивность и адекватность юридической науки; совершенство законодательства и всей правовой системы.

Специальные организационные средства обеспечения законности - это практическая деятельность правоохранительных органов (милиции, судов, прокуратуры) по обеспечению законности, а также уровень организации их работы. Специальные юридические гарантии законности - это конкретные правовые средства, приемы, с помощью которых обеспечивается законность. К ним относятся средства:

- предупреждения правонарушений;

- выявления правонарушений;

- пресечения правонарушений;

- защиты и восстановления нарушенных прав;

- контроля и надзора за состоянием законности;

- юридическая ответственность;

- процессуальные гарантии;

- правосудие.

Правопорядок - это состояние фактической урегулированное социальных связей, качественное выражение законности.

Основными признаками правопорядка являются: его регламентация правовыми нормами; реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений; гарантированность государством,

К принципам правопорядка относятся:

1 Законность - реальное действие права в государстве, соответствие конституции, законов правовым идеалам, их правовой характер, соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права, в первую очередь государственными органами и должностными лицами.

2 конституционность - подчинение правопорядка конституции, фактическая урегулированность конституционными нормами жизни общества.

3 Целостность правопорядка обозначает его единство в масштабах всей страны, отсутствие какого-либо иного правопорядка, который противопоставлялся бы общему правопорядку.

4 Структурность характеризует правопорядок как сложное явление, в составе которого имеется множество элементов и внутренних связей.

5 Иерархичность обозначает строгое подчинение элементов правопорядка, наличие системы данных элементов, основанной на принципе субординации. Субординация может выражаться как соподчинение неравных субъектов по вертикали и неравных - по горизонтали.

6 Нормативность - упорядочение общественных отношений путем их регламентации правовыми нормами.

7 Справедливость - фундаментальный принцип правового порядка, который означает соответствие правопорядка представлениям общества о добре, зле, чести, достоинстве, одобряемым с общественной точки зрения, и неодобряемым вариантам поведения.

8 Подконтрольность правопорядка означает контроль за его соблюдением со стороны общества, государства, граждан. Данный контроль должен быть систематическим и всеобъемлющим.

9 Гарантированность правового порядка - это его обеспеченность принудительной силой государства. Ведущую роль в обеспечении правопорядка играют правоохранительные органы.

Классификация правопорядка проводится по следующим основаниям:

- по территориальному охвату на: правопорядок всего государства; правопорядок субъектов федерации; правопорядок города, района и т. д.;

- по правовому охвату, общеправовой; отраслевой; правопорядок при реализованности отдельных норм права;

- по отраслям права: конституционный; финансовый; административный; уголовно-правовой; правопорядок в иных сферах права;

- по степени закрепления: формализованный; неформализованный (peaлизованность обычаев и т. д.);

- по сложности: сложный; элементарный; упрощенный.

Структуру правопорядка составляют:

- правовая организация общества. Она включает конституцию, устанавливающую основы конституционного строя, формы правления и государственного устройства, систему органов государственной власти, основы правопорядка в целом; государство (легитимизированное конституцией); органы государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения и связи между ними.

- правоотношения и связи в обществе. Правоотношения и связи в обществе могут быть: вертикальными (императивными); горизонтальными (диспозитивными); статическими (то есть длительное время находящимися в одном и том же состоянии, например гражданство); динамическими (находящимися в развитии - большинство правоотношений); принимать иной характер.

- упорядоченность правоотношений и связей. Упорядоченность правоотношений и связей предполагает охват и регламентацию правовыми нормами:

- всех участников правоотношений в обществе;

- четкое определение их статуса, субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий;

- разнообразных связей в обществе;

- методов правового регулирования;

- иных вопросов, нуждающихся в регламентации.

Обеспечение законности не происходит стихийно. Оно требует целенаправленного воздействия на поведение (деятельность) субъектов общественных отношений, т.е. является управленческим процессом.

Для успешного влияния на этот процесс необходимо знание механизмов реализации правовых норм в деятельности людей; факторов, которые влияют на поведение, определяя его правомерность или противоправность, а также средств, с помощью которых можно управлять этим поведением, обеспечивая его соответствие правовым предписаниям и требованиям.

Реальность, обеспеченность законности традиционно рассматривается как результат воздействия гарантий законности: общих (экономических, политических, идеологических) и специальных (нормативных и организационно-правовых).

Задача обеспечения законности требует знания и учета всего многообразия факторов, воздействующих на поведение людей, – как положительных, так и отрицательных, как правовых, так и материальных, политических, организационных, психологических и т.д. Проблема укрепления законности является, таким образом, не только правовой, она имеет комплексный характер. Для осуществления действенных мер по укреплению законности важно знать механизм воздействия всех факторов применительно к различным социальным уровням, к различным видам и направлениям деятельности всех субъектов общественных отношений.

Совокупность указанных факторов обладает всеми признаками социальной системы: образует единство неразрывно связанных между собой элементов, имеет упорядоченную иерархическую структуру, развивается по определенным законам общественного развития. Эта система является многоуровневой, в которой протекают интенсивные процессы управления, существуют сложные информационные потоки.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28280. Правоспособность граждан (физических лиц) 14.15 KB
  Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности. Права и обязанности недееспособных лиц приобретаются и осуществляются через представителя который назначается им в обязательном порядке. Конкретным лицом они могут и не реализоваться например не каждый осуществляет возможность иметь права авторов произведений науки литературы и искусства изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности охраняемых законом. Граждане могут иметь любые гражданские права и обязанности не запрещенные законом...
28281. Понятие и виды дееспособности. Порядок ее ограничения 16.78 KB
  Гражданская дееспособность по общему правилу возникает в полном объеме по достижении 18летнего возраста. Однако закон определяет случаи когда гражданин становится полностью дееспособным до достижения указанного возраста. Вопервых в случае вступления в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления по просьбе лиц достигших возраста 16 лет; до достижения возраста 16 лет в виде исключения с учетом особых обстоятельств в случаях установленных законами субъектов Российской Федерации. Для эмансипации...
28282. Осуществление гражданских прав и обязанностей недееспособными и ограниченно дееспособными лицами 15.81 KB
  Существует два случая ограничения гражданина в дееспособности. гражданин который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение может быть ограничен судом в дееспособности. Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами дающим основание для ограничения дееспособности гражданина является такое чрезмерное или систематическое их употребление которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы...
28283. Опека и попечительство: содержание, условия назначения и прекращения. Патронаж 16.61 KB
  Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними оставшимися по какимлибо причинам без попечения родителей вследствие отсутствия родителей лишения их судом родительских прав уклонения родителей от воспитания либо защиты прав и интересов детей преследует также цель обеспечения их воспитания и обучения. Опека форма устройства малолетних граждан не достигших возраста 14 лет и граждан признанных судом недееспособными при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин опекун является законным представителем...
28284. Место жительства, местопребывание и местонахождение: понятие, юридическое значение 14.38 KB
  Место жительства местопребывание и местонахождение: понятие юридическое значение. кто законно находится на территории РФ имеет право выбирать место пребывания и жительства. Закон рассматривает как место пребывания гражданина гостиницу санаторий дом отдыха пансионат кемпинг туристскую базу больницу другое подобное учреждение а также жилое помещение не являющееся местом жительства гражданина в котором он проживает временно. К месту жительства относится: жилой дом квартира служебное жилое помещение специализированные дома...
28285. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: понятие, порядок, правовые последствия 15.43 KB
  Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: понятие порядок правовые последствия. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца следующего за тем в котором были получены последние сведения об отсутствующем а при невозможности установить этот месяц первое января следующего года Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Имущество гражданина признанного безвестно...