81300

Законность и правопорядок

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Экономические условия законности - это общественно-экономический строй государства, уровень экономического развития (отношения собственности; стабильная денежная система; стабильная система финансово-кредитных учреждений; эффективная налоговая система; высокий уровень производства).

Русский

2015-02-19

38.79 KB

1 чел.

Законность и правопорядок

Законность - это режим реального действия права в государстве.

К основным принципам законности относятся:

1 единство - одинаковый режим законности для всей страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей;

2 всеобщность - соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права - и государственным органами, должностными лицами и гражданами;

3 целесообразность - закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.

Гарантии законности

Под гарантиями законности подразумеваются объективные условия, существующие в обществе и государстве, специальные средства, субъективные факторы, с помощью которых обеспечивается режим законности.

Гарантии законности классифицируются по следующим основаниям:

общие условия;

специальные средства обеспечения законности - организационные и юридические.

К общим условиям законности относятся:

- экономические;

- политические;

- идеологические;

- социальные;

- правовые.

Экономические условия законности - это общественно-экономический строй государства, уровень экономического развития (отношения собственности; стабильная денежная система; стабильная система финансово-кредитных учреждений; эффективная налоговая система; высокий уровень производства).

Отсутствие хотя бы одного (а тем более нескольких или всех) экономических условий способствует снижению уровня законности в обществе.

Политические условия характеризуют качественное состояние государства и его деятельности. К ним относятся: сильная легитимная государственная власть, которая пользуется поддержкой общества; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; конституционность власти и государственных органов; демократический политический режим.

К идеологическим условиям законности относятся: идеологический плюрализм; свобода мысли и слова; свобода духовного развития; высокий уровень нравственности; правосознание.

Социальные условия - это материальная защищенность личности со стороны государства: доступная стоимость жизни; обеспечение максимальной занятости, зашита безработных; наличие развитой системы социальных услуг; поддержка нуждающихся в защите категорий граждан - студентов, пенсионеров, детей, матерей и т. д.; иные социальные условия.

Общие правовые условия законности включают в себя: высокий уровень правосознания как граждан, так и должностных лиц; правовую культуру общества; правовое воспитание; прогрессивность и адекватность юридической науки; совершенство законодательства и всей правовой системы.

Специальные организационные средства обеспечения законности - это практическая деятельность правоохранительных органов (милиции, судов, прокуратуры) по обеспечению законности, а также уровень организации их работы. Специальные юридические гарантии законности - это конкретные правовые средства, приемы, с помощью которых обеспечивается законность. К ним относятся средства:

- предупреждения правонарушений;

- выявления правонарушений;

- пресечения правонарушений;

- защиты и восстановления нарушенных прав;

- контроля и надзора за состоянием законности;

- юридическая ответственность;

- процессуальные гарантии;

- правосудие.

Правопорядок - это состояние фактической урегулированное социальных связей, качественное выражение законности.

Основными признаками правопорядка являются: его регламентация правовыми нормами; реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений; гарантированность государством,

К принципам правопорядка относятся:

1 Законность - реальное действие права в государстве, соответствие конституции, законов правовым идеалам, их правовой характер, соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права, в первую очередь государственными органами и должностными лицами.

2 конституционность - подчинение правопорядка конституции, фактическая урегулированность конституционными нормами жизни общества.

3 Целостность правопорядка обозначает его единство в масштабах всей страны, отсутствие какого-либо иного правопорядка, который противопоставлялся бы общему правопорядку.

4 Структурность характеризует правопорядок как сложное явление, в составе которого имеется множество элементов и внутренних связей.

5 Иерархичность обозначает строгое подчинение элементов правопорядка, наличие системы данных элементов, основанной на принципе субординации. Субординация может выражаться как соподчинение неравных субъектов по вертикали и неравных - по горизонтали.

6 Нормативность - упорядочение общественных отношений путем их регламентации правовыми нормами.

7 Справедливость - фундаментальный принцип правового порядка, который означает соответствие правопорядка представлениям общества о добре, зле, чести, достоинстве, одобряемым с общественной точки зрения, и неодобряемым вариантам поведения.

8 Подконтрольность правопорядка означает контроль за его соблюдением со стороны общества, государства, граждан. Данный контроль должен быть систематическим и всеобъемлющим.

9 Гарантированность правового порядка - это его обеспеченность принудительной силой государства. Ведущую роль в обеспечении правопорядка играют правоохранительные органы.

Классификация правопорядка проводится по следующим основаниям:

- по территориальному охвату на: правопорядок всего государства; правопорядок субъектов федерации; правопорядок города, района и т. д.;

- по правовому охвату, общеправовой; отраслевой; правопорядок при реализованности отдельных норм права;

- по отраслям права: конституционный; финансовый; административный; уголовно-правовой; правопорядок в иных сферах права;

- по степени закрепления: формализованный; неформализованный (peaлизованность обычаев и т. д.);

- по сложности: сложный; элементарный; упрощенный.

Структуру правопорядка составляют:

- правовая организация общества. Она включает конституцию, устанавливающую основы конституционного строя, формы правления и государственного устройства, систему органов государственной власти, основы правопорядка в целом; государство (легитимизированное конституцией); органы государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения и связи между ними.

- правоотношения и связи в обществе. Правоотношения и связи в обществе могут быть: вертикальными (императивными); горизонтальными (диспозитивными); статическими (то есть длительное время находящимися в одном и том же состоянии, например гражданство); динамическими (находящимися в развитии - большинство правоотношений); принимать иной характер.

- упорядоченность правоотношений и связей. Упорядоченность правоотношений и связей предполагает охват и регламентацию правовыми нормами:

- всех участников правоотношений в обществе;

- четкое определение их статуса, субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий;

- разнообразных связей в обществе;

- методов правового регулирования;

- иных вопросов, нуждающихся в регламентации.

Обеспечение законности не происходит стихийно. Оно требует целенаправленного воздействия на поведение (деятельность) субъектов общественных отношений, т.е. является управленческим процессом.

Для успешного влияния на этот процесс необходимо знание механизмов реализации правовых норм в деятельности людей; факторов, которые влияют на поведение, определяя его правомерность или противоправность, а также средств, с помощью которых можно управлять этим поведением, обеспечивая его соответствие правовым предписаниям и требованиям.

Реальность, обеспеченность законности традиционно рассматривается как результат воздействия гарантий законности: общих (экономических, политических, идеологических) и специальных (нормативных и организационно-правовых).

Задача обеспечения законности требует знания и учета всего многообразия факторов, воздействующих на поведение людей, – как положительных, так и отрицательных, как правовых, так и материальных, политических, организационных, психологических и т.д. Проблема укрепления законности является, таким образом, не только правовой, она имеет комплексный характер. Для осуществления действенных мер по укреплению законности важно знать механизм воздействия всех факторов применительно к различным социальным уровням, к различным видам и направлениям деятельности всех субъектов общественных отношений.

Совокупность указанных факторов обладает всеми признаками социальной системы: образует единство неразрывно связанных между собой элементов, имеет упорядоченную иерархическую структуру, развивается по определенным законам общественного развития. Эта система является многоуровневой, в которой протекают интенсивные процессы управления, существуют сложные информационные потоки.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80118. СОСТАВ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ 69.5 KB
  Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются разграничиваются между бюджетами. Такая классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета связи ее с экономикой страны.
80119. СТАДИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА 29 KB
  Затем составлением бюджета занимается Правительство РФ и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Правительство РФ за десять месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов власти республик в составе РФ других субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах...
80120. СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 31 KB
  Соответственно различают такие понятия как субъект права и субъект правоотношения. К числу субъектов права эти ученые относят лиц которые обладают правосубъектностью т. Некоторые ученые придерживаются мнения что понятие субъект права шире чем понятие субъект правоотношения . Ямпольская отмечала что субъектами права являются носители прав и обязанностей участвующие в правоотношении или могущие в нем участвовать т.
80121. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 86.5 KB
  Главное их назначение финансовое обеспечение эффективной реализации общих и частных государственных функций. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов государственных и муниципальных законодательных представительных и исполнительных органов власти. Рестрикционная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов.
80122. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 67.5 KB
  В связи с этим прежде всего необходимо установить те явления социальной жизни анализ взаимосвязи с которыми позволит определить сущность финансового правоотношения. Отсюда сущность финансового правоотношения выводится из взаимосвязи с теми же явлениями что и сущность любого другого правоотношения. К числу таких явлений относятся: правовые нормы на базе которых возникают правоотношения государственная воля которой обусловлено правоотношение и т.
80123. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА 37 KB
  Его деятельность регулируется Федеральным законом О Счетной палате Российской Федерации от 11 января 1995г. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом. Счетная палата РФ юридическое лицо состоит из Председателя назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет заместителей председателя назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет 12 аудиторов шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть Совет Федерации РФ а также из аппарата Счетной палаты инспекторов.
80124. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ 51 KB
  Кроме того в систему таможенных органов входят таможенные лаборатории научноисследовательские учреждения учебные заведения вычислительные центры и другие объекты подведомственные ГТК РФ деятельность которых способствует решению задач стоящих перед таможенными органами. Правовую основу деятельности таможенных органов составляют Конституция РФ Таможенный кодекс РФ другие федеральные законы указы и распоряжения Президента постановления и распоряжения Правительства РФ. Возглавляет систему таможенных органов Государственный таможенный...
80126. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 222.5 KB
  ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Финансовая система это совокупность финансовых институтов государственных органов и учреждений осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Помимо высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы. К ним относятся: органы финансового контроля целая система органов Федерального казначейства Российская финансовая корпорация Государственная налоговая служба РФ федеральные органы налоговой...