81303

Предмет и методология теории государства и права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Предметом теории государства и права являются основные общее закономерности возникновения функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права их формы и типологию основные закономерности построения системы органов государства и системы права их функциональное воздействие на общественную жизнь. Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем...

Русский

2015-02-19

36.86 KB

0 чел.

Предмет и методология теории государства и права

Теория государства и права - это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.

Каждая наука имеет свой предмет исследования: строго определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей.

Предметом теории государства и права являются основные общее закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:

1. Теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.

2. Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

— общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;

— юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

— общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Методология общей теории права включает в себя различные подходы, способы и приемы познания государственно-правовых явлений.

Методологию данной науки образуют общенаучные, специальные и частные методы.

Длительное время всеобщим методом в отечественной науке признавался диалектический материализм - учение о наиболее общих законах развития бытия и познания. Дискуссия по этому вопросу показала, что многие ученые не считают диалектический материализм универсальным методом. Напротив, высказывается суждение, что для развития теории государства и права более плодотворен методологический плюрализм, то есть разнообразие философских подходов.

1. Общенаучные методы - это способы познания, которые используются не только в теории права, но и в других науках. К числу таких способов относят системный, функциональный методы и общие логические приемы.

Системный метод - это способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и тому подобное.

Функциональный метод - это способ познания, который используется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим. В общей теории права этот метод применяется при изучении функций государства, государственных органов, функций права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.

Общие логические приемы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, используются для определения правовых понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения противоречий и по своей сути являются инструментами плодотворной научной деятельности.

2. Специальные или дополнительные методы - это способы познания, которые разрабатываются в рамках отдельных наук, а затем используются для изучения государственно-правовых явлений. К числу таких методов относят социологический, статистический, кибернетический и другие методы.

Социологический метод состоит в исследовании государственно-правовой действительности посредством таких социологических приемов, как анкетирование, опросы населения, изучение материалов уголовных и гражданских дел, иных документов, проведение социально-правовых экспериментов. Данный метод позволяет дать обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства и улучшению правоприменительной практики.

Статистический метод позволяет получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. В теории права этот метод применяется в ходе исследования массовых повторяющихся явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т. д. Указанный метод дает возможность исследовать объективные характеристики государственно-правовых явлений.

Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики расширить либо уточнить интересующие сведения о государстве и праве.

3. Частные методы - это способы познания, выработанные общей теорией права. К частноправовым (специальным) способам познания относят формально-юридический метод, метод толкования и сравнительно-правовой метод.

Формально-юридический метод состоит в исследовании правовых категорий, дефиниций, юридических конструкций и законодательной техники специально-юридическими приемами, предполагающими изучение внутренней и внешней формы изучения явлений. Предметом исследования при таком подходе является право в строгом смысле, или "чистое право", взятое вне политики, экономики и других социальных явлений. Формально-юридический метод дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Метод толкования - это способ уяснения и разъяснения смыслового содержания юридических норм путем выхода за рамки их буквального смысла. Традиционно этот метод считается разновидностью формально-юридического подхода. Однако последний предполагает изучение нрава вне связи с другими социальными явлениями, в то время как метод толкования, напротив, ориентирован на использование в познавательном процессе информации, имеющей историческую и политическую значимость.

Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий.

Этот метод позволяет сопоставить правовые системы разных государств, разные отрасли законодательства в пределах одной системы права и разные нормы в пределах одной отрасли. При разработке новых законопроектов сравнительный метод дает возможность использовать юридический опыт и практику законодательной деятельности государств с наиболее развитой правовой системой, определить пути совершенствования собственной системы права.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58707. Узагальнююче слово при однорідних членах речення. Двокрапка й тире при узагальнюючих словах у реченнях з однорідними членами 36 KB
  Мета: а навчальна: навчити розрізняти узагальнюючі слова при однорідних членах речення; моделювати схеми речень з узагальнюючим словом при однорідних членах; б розвиваюча: розвивати творчі вміння поширювати речення узагальнюючими...
58708. Число іменників (однина і множина) 87.5 KB
  Які іменники відносяться до власних Як пишуться власні іменники А як загальні Наведіть приклади. Які іменники відносяться до чоловічого роду Які до жіночого А які до середнього Актуалізація опорних знань. Я буду називати іменники а ви будете записувати у перший стовпчик іменники...
58709. Урок української літератури з використанням відеозаписів та особистісно орієнтованих технологій 59.5 KB
  Обладнання: портрети Сковороди книжки з його творами відеофільм Григорій Сковорода збірка Сад божественних пісень підручник. Де і коли народився Григорій Сковорода У Чорнухах на Полтавщині 3 грудня 1722 р. Сковорода Хто були його батьки...
58710. Клуб веселых математиков 39.5 KB
  Цель: обобщать и систематизировать знания по математике. Задачи: познакомить с различными видами задач по математике; развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, творческие способности...
58711. Здоровые дети – в здоровой семье 49.5 KB
  Оборудование Экран мультимедийный проектор ноутбук Набор цветных кружков красный желтый зеленый для каждого учащегося Ход мероприятия Слайд 1 Всем известно и понятно Что здоровым быть приятно. Слайд 2 Добрый день ребята.
58712. Поговорим об этикете 14.5 KB
  Цели: формирование у школьников этической культуры, дружелюбия и вежливости,уважения и чуткости по отношению к другим людям. Оборудование: сигнальные карточки - синего и красного цветов, иллюстрации.
58713. Умеем ли мы правильно питаться 39.5 KB
  Здравствуйте ребята А вы знаете что когда человек говорит слово здравствуйте он желает человеку здоровья. Помидоры Учитель: Кто догадался о чем пойдет речь на уроке ответы детей Верно ребята мы будем говорить о пользе продуктов.
58714. Національно-визвольна війна українського народу проти Речі Посполитої у 1648-1657 рр. Відродження української держави 71 KB
  Мета: Повторити й узагальнити вивчений матеріал з теми за схемою: передумови - хід подій – результати та змагання з метою систематизації набутих знань. Виховувати у учнів інтерес до навчання, почуття справжнього патріотизму і любові до своєї Вітчизни.