81303

Предмет и методология теории государства и права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Предметом теории государства и права являются основные общее закономерности возникновения функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права их формы и типологию основные закономерности построения системы органов государства и системы права их функциональное воздействие на общественную жизнь. Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем...

Русский

2015-02-19

36.86 KB

0 чел.

Предмет и методология теории государства и права

Теория государства и права - это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.

Каждая наука имеет свой предмет исследования: строго определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей.

Предметом теории государства и права являются основные общее закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:

1. Теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.

2. Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

— общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;

— юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

— общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Методология общей теории права включает в себя различные подходы, способы и приемы познания государственно-правовых явлений.

Методологию данной науки образуют общенаучные, специальные и частные методы.

Длительное время всеобщим методом в отечественной науке признавался диалектический материализм - учение о наиболее общих законах развития бытия и познания. Дискуссия по этому вопросу показала, что многие ученые не считают диалектический материализм универсальным методом. Напротив, высказывается суждение, что для развития теории государства и права более плодотворен методологический плюрализм, то есть разнообразие философских подходов.

1. Общенаучные методы - это способы познания, которые используются не только в теории права, но и в других науках. К числу таких способов относят системный, функциональный методы и общие логические приемы.

Системный метод - это способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и тому подобное.

Функциональный метод - это способ познания, который используется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим. В общей теории права этот метод применяется при изучении функций государства, государственных органов, функций права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.

Общие логические приемы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, используются для определения правовых понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения противоречий и по своей сути являются инструментами плодотворной научной деятельности.

2. Специальные или дополнительные методы - это способы познания, которые разрабатываются в рамках отдельных наук, а затем используются для изучения государственно-правовых явлений. К числу таких методов относят социологический, статистический, кибернетический и другие методы.

Социологический метод состоит в исследовании государственно-правовой действительности посредством таких социологических приемов, как анкетирование, опросы населения, изучение материалов уголовных и гражданских дел, иных документов, проведение социально-правовых экспериментов. Данный метод позволяет дать обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства и улучшению правоприменительной практики.

Статистический метод позволяет получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. В теории права этот метод применяется в ходе исследования массовых повторяющихся явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т. д. Указанный метод дает возможность исследовать объективные характеристики государственно-правовых явлений.

Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики расширить либо уточнить интересующие сведения о государстве и праве.

3. Частные методы - это способы познания, выработанные общей теорией права. К частноправовым (специальным) способам познания относят формально-юридический метод, метод толкования и сравнительно-правовой метод.

Формально-юридический метод состоит в исследовании правовых категорий, дефиниций, юридических конструкций и законодательной техники специально-юридическими приемами, предполагающими изучение внутренней и внешней формы изучения явлений. Предметом исследования при таком подходе является право в строгом смысле, или "чистое право", взятое вне политики, экономики и других социальных явлений. Формально-юридический метод дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Метод толкования - это способ уяснения и разъяснения смыслового содержания юридических норм путем выхода за рамки их буквального смысла. Традиционно этот метод считается разновидностью формально-юридического подхода. Однако последний предполагает изучение нрава вне связи с другими социальными явлениями, в то время как метод толкования, напротив, ориентирован на использование в познавательном процессе информации, имеющей историческую и политическую значимость.

Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий.

Этот метод позволяет сопоставить правовые системы разных государств, разные отрасли законодательства в пределах одной системы права и разные нормы в пределах одной отрасли. При разработке новых законопроектов сравнительный метод дает возможность использовать юридический опыт и практику законодательной деятельности государств с наиболее развитой правовой системой, определить пути совершенствования собственной системы права.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11174. Виконання та захист графічних робіт. Виконання ескізу деталі з натури 27 KB
  Тема 6: Виконання та захист графічних робіт. Виконання ескізу деталі з натури. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички поданій темі. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та акуратність. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні здібності і техн
11175. Будова та класифікація різців. Режими різання 80.5 KB
  Тема. Будова та класифікація різців. Режими різання. Мета: ознайомити учнів з видами різців для виконання токарних робіт по металу; навчити вибирати різці для певного виду робіт; виховувати бережливе ставлення до обладнання та інструментів; розвивати логічне мислення
11176. Контрольно-вимірювальний інструмент 69.5 KB
  Тема 9: Контрольновимірювальний інструмент. Мета: виявити рівень теоретичних знань з розділу проектування виробів; ознайомити з контрольновимірювальними інструментами та навчити користуватися ними; первинний інструктаж з охорони праці під час виконання сл
11177. Технологічний процес виготовлення проектованого виробу. Розробка ескізу та технологічної послідовності виготовлення виробу 30.38 KB
  Тема. Технологічний процес виготовлення проектованого виробу. Розробка ескізу та технологічної послідовності виготовлення виробу . Мета: згідно теми проекту вибрати аналогпрототип та вдосконалити його характеристики; виховувати бережливе ставлення до обладнання
11178. Опоряджувальні роботи. Правила техніки безпеки. Лакування та фарбування, інкрустація та інтарсія 55.5 KB
  Тема: Опоряджувальні роботи. Правила техніки безпеки. Лакування та фарбування інкрустація та інтарсія. Мета. Ознайомити учнів з прийомами оздоблення деревяних виробів формувати в учнів поняття про техніку інтарсія та маркетрі; виховання позитивного ставлення до прац...
11179. Пошук необхідної інформації для проекту. Методи проектування (метод фокальних об’єктів).Практична робота: Складання ескізу проектного виробу 41 KB
  Тема уроку: Пошук необхідної інформації для проекту. Методи проектування метод фокальних обєктів.Практична робота: Складання ескізу проектного виробу. Мета: згідно теми проекту вибрати аналогпрототип та вдосконалити його характеристики; виховувати бережливе ставл...
11180. Оздоблення виробів різьбленням 123.5 KB
  Тема. Оздоблення виробів різьбленням Мета: ознайомити учнів з тригранновиїмковим різьбленням навчити виконувати найпростіші елементи різьблення; виховувати бережливе ставлення до обладнання та інструментів; розвивати логічне мислення моторику рухів. Обладнання:...
11181. Основні типи креслярських ліній. Розміри на кресленнях, поняття – ескіз та креслення. Практична робота 56 KB
  Тема уроку 4: Основні типи креслярських ліній. Розміри на кресленнях поняття ескіз та креслення. Практична робота. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички креслення рамки і оформляти креслення. Виховна: виховувати в учнів культуру праці точність вико...
11182. Технологія вирощування кущових декоративних рослин 72.5 KB
  Тема 4.1. Технологія вирощування кущових декоративних рослин. Мета: ознайомити учнів з властивостями декоративних кущових рослин їх місцем і роллю у створенні сприятливих умов для праці та відпочинку декоративному оформленні території правилами безпечної праці під ча...