81304

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Функции теории государства и права. Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Право регулирует общественные отношения в самых различных субъектов права по самым различным фактическим основаниям в самых различных обстоятельствах.

Русский

2015-02-19

39.25 KB

0 чел.

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.

Многие общественные науки тесно связаны между собой, особенно если учесть общий объект исследования право и государство. Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Между общественными, естественными и точными науками существует тесное взаимодействие. Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах.

Общественные науки изучают закономерности изменения социальных условий, теоретически обосновывают направления преобразования социальной действительности, дают научные прогнозы, в том числе и для точного, естественного научного знания.

Возьмем философию. Она научно объясняет общественное бытие в целом, во всей совокупности, внутренней взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии его сторон, отношений, процессов. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития, включая те, которые относятся к праву и государству. Философия исследует такие общественные явления, как право и государство, не для того, чтобы подменять специальные науки об этих явлениях, а с тем, чтобы, определить место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Таким образом, философия служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных наук.

Сущность функциональные назначение права и государства являются объектом пристального внимания современной социологии. Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах - не может обойти такие важнейшие элементы социума, как право и государство. В чем же ее отличие от теории права и государства? В степени обобщения явлений и научных понятий и определений, в уровне конкретизации познания, и различия подходов к изучению права и государства. Право и государство, - несомненно, обществоведческие категории, но, выделяя социальную основу государства, социальную ценность права, социологические их стороны, социология оставляет в стороне юридические аспекты проблемы, например такие, как правовые формы организации государственной власти или правовые методы регулирования общественных отношений, и др.

Аналогичным образом складывается отношение между теорией права и государства и политологией, видящей свою главную задачу в изучении политики, политических процессов, политических партий, движений, систем.

Политика тесно вплетена в жизнь права и государства, однако политическая власть реализуется и в политических системах, и в других формах политических отношений.

Такая область обществоведения, как история, исследует различные типы цивилизаций, этапы развития гражданского общества, смену одной социально-экономической формации другой, изучает конкретные формы и опыт государственной жизни конкретных народов в конкретное время, отдельные правовые памятники.

Государство и право изучаются отнюдь не одной наукой, а целым комплексом общественных наук.

Общая теория права входит в систему юридических наук, объединенных родовым названием "правоведение", и занимает среди них особое место. Теория права - вводная наука и учебная дисциплина: именно с нее начинается изучение юриспруденции, то есть теоретических, отраслевых и специальных юридических наук.

К теоретическим наукам наряду с общей теорией права относятся: история государства и права, история политических и правовых учений.

Отраслевыми науками являются государственное, административное, гражданское, семейное, финансовое, трудовое, уголовное право и другие отрасли правоведения.

Специальные юридические науки - это криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия и судебная бухгалтерия, сочетающие в себе специальные и юридические познания.

По своему характеру теория государства и права является гуманитарной, политико-юридической и фундаментальной теоретической наукой. Гуманитарный характер общей теории права определяется тем, что предмет этой науки составляют общественные явления, характеризующие юридические свойства государства и права (этим данная наука отличается от математики, технических и естественных наук).

Как политико-юридическая наука общая теория права изучает явления, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере (этим она отличается от других гуманитарных неюридических наук).

В качестве фундаментальной теоретической науки общая теория права изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. В отличие от других юридических наук общая теория права имеет универсальный характер: она вырабатывает обобщающие правовые понятия, категории и концепции.

По отношению к другим юридическим дисциплинам общая теория права является базовой наукой. Без методологических положений, выработанных теорией права, невозможно познание истории государства и права, политических и правовых идей. Общие положения этой науки - норма, нарушение, ответственность и многие другие - лежат в основе государственного, гражданского, уголовного права и других отраслевых наук, являются ключом к пониманию конкретных правовых норм всех отраслей права.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд функций: онтологическую, гносеологическую и методологическую.

1 Онтологическая (научно-бытийная) функция теории права заключается в том, что эта наука отвечает на вопросы: что есть государство и право в своем бытии, как они возникли и каким закономерностям подчиняются в своем развитии и функционировании.

2 Гносеологическая (познавательная) функция теории права состоит в выработке научных концепций, правовых понятий, категорий, механизмов воздействия, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

3 Методологическая функция проявляется по отношению к другим юридическим наукам. Теория государства и права формулирует правовые идеи, принципы и общие положения, которые имеют основополагающее значение для правоведения в целом.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28147. Динамика становления психологической культуры у субъектов образования 73.5 KB
  Однако в психологической науке отсутствует целостное представление о данном феномене. Он выделяет следующие компоненты психологической культуры: Презентативный компонент его образует комплекс представлений о природе психики ее возможностях закономерностях функционирования; стереотипы восприятия понимания интерпретации психических феноменов в том числе индивидуальных особенностей психики. Другими авторами выделяются когнитивный процессуально деятельностный и эмоциональнооценочный компоненты психологической культуры.
28148. Уровни нравственного развития личности (по Колбергу) 128 KB
  Ребёнка любят и он это чувствует. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. Ребёнок считает что мир это уютное место а люди любят ребёнка людей можно любить и им можно доверять. 2 готовность ребёнка без тревоги и гнева переносить исчезновение матери из поля зрения.
28149. Личностный смысл болезни 46 KB
  Личностный смысл болезни есть жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности. Частично смысл задаётся выбранным мифом шаманские болезни особый дар блаженные в отл от просто болезней. Существует целый спектр типов личностного отношения к болезни: болезнь как враг наказание слабость способ решения жизненных проблем и др.
28150. «Методика преподавания психологии»: чему и как учить 40.5 KB
  Добиться реализации данной цели на лекционных занятиях невозможно курс должен быть лекционносеминарским где на практических занятиях студенты могли бы рассматривать прикладные вопросы практики обучения связанные с сохранением психического здоровья учащихся с созданием благоприятного психологического климата на уроке с возможностями объективного оценивания эффективности образовательного процесса. Однако не учитывая изменения эмоционального состояния ребенка динамику состояния соматического здоровья нельзя судить о качестве учебного...
28151. Проблема психической нормы и патологии 44 KB
  Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств адекватное восприятие действительности наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним умение уживаться с собой и социальным окружением гибкость поведения критический подход к обстоятельствам жизни наличие...
28152. Периодизация интеллектуального развития ребёнка (по Ж.Пиаже) 33.21 KB
  Швейцарский теоретиккогнитивист Жан Пиаже 1896-1980 был пионером в этой области исследований. С точки зрения Пиаже интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее он растет меняется и адаптируется к миру. Пиаже и других когнитивных психологов называют структуралистами поскольку их интересует структура мышления и то каким образом интеллект перерабатывает информацию. Напротив когнитивные структуры Пиаже являются абстрактными и гипотетическими.
28153. Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла 63 KB
  Этот мир создаваемый человеком может совпадать или не совпадать с реальной действительностью так как не все предметы в окружении человека осознаются им. Говоря о структуре Я Роджерс пришел к выводу о том что внутренняя сущность человека его Самость выражается в самооценке которая является отражением истинной сути данной личности его Я. Исследования проведенные Роджерсом доказывали что успешная социализация человека его удовлетворение работой и собой коррелируют с Уровнем его самосознания. При этом Роджерс не только говорит о...
28154. История развития представлений на природу способностей 58.5 KB
  История развития представлений на природу способностей Само понятие способности ввел в науку Платон. Источник развития способностей помещается внутрь человека они обусловлены наследственным генетическим фактором. К теориям преформизма примыкают и воззрения испанского врача Хуана Уарте Исследование способностей к наукам 1575 год. Уарте также говорил о врожденности способностей: Пусть плотник не занимается земледелием а ткач архитектурой; пусть юрист не занимается лечением а медик адвокатским делом; но пусть каждый занимается только...
28155. Процесс психологического консультирования. Принципы, структура, техники 114.5 KB
  Цель консультирования помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера . В консультировании акцентируется ответственность клиента т. признается что независимый ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения а консультант создает условия которые поощряют волевое поведение клиента. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Ни одна из...