81382

Понятие и построение выборки в социологическом исследовании социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Задача построения выборки возникает всякий раз когда необходимо собрать информацию о некоторой группе или большой совокупности людей. Выборка это подмножество заданной совокупности популяции позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом. Первым шагом в построении любой модели отбора включая вероятностную является определение генеральной совокупности. Любую генеральную совокупность характеризует какойлибо значимый признак или набор признаков по которым мы можем отнести конкретный объект к данной...

Русский

2015-02-20

41 KB

0 чел.

Понятие и построение выборки в социологическом исследовании социальной работы.

Задача построения выборки возникает всякий раз, когда необходимо собрать информацию о некоторой группе или большой совокупности людей.

Выборка — это подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом.

Причины применения выборочного метода:

  1.  экономит силы и средства исследователей;
  2.  процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода (рассуждение по схеме «от частных наблюдений - к общей эмпирической закономерности»);
  3.  реализует принцип рандомизации (случайного отбора).

Первым шагом в построении любой модели отбора, включая вероятностную, является определение генеральной совокупности. Любую генеральную совокупность характеризует какой-либо значимый признак или набор признаков, по которым мы можем отнести конкретный объект к данной совокупности. А выборочная совокупность - это уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздаёт анкеты, кого называют респондентами… Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает.

Корректное определение генеральной совокупности «включает ответы на следующие вопросы:

  1.  какие именно объекты (элементы) составляют генеральную совокупность - отдельные люди, семьи, академические группы, предприятия, населённые пункты или целые государства;
  2.  какими признаками обладают элементы генеральной совокупности, насколько они доступны для определения;
  3.  какова численность генеральной совокупности;
  4.  как генеральная совокупность размещена территориально;
  5.  как генеральная совокупность ограничена во времени».

Обычно выборочные процедуры разделяют на две группы - вероятностную и целенаправленную. Вместе с тем, можно выделить дополнительную стратегию, связанную с исследованиями смешанного типа. Вероятностная выборка обычно используется в количественно ориентированных исследованиях и предусматривает случайный отбор сравнительно большого количества единиц наблюдения из генеральной совокупности. Главное преимущество случайного отбора заключается в том, что вероятность включения в выборку для каждой единицы генеральной совокупности является одинаковой. Эта особенность позволяет достичь репрезентативности, являющейся свойством выборки, благодаря которому она отображает (с минимальными отличиями) интересующие параметры генеральной совокупности. Целенаправленная выборка обычно используется в качественных исследованиях и может быть определена как отбор, в котором специфические условия, люди или случаи специально отбираются с целью получения важной информации, которую невозможно получить иным способом.

В любом типе исследования построение выборки сводится к решению трех главных задач:

  1.  Определение типа выборки т.е. построение конкретной схемы процедуры отбора;
  2.  Определение размера выборки или количества лиц, которых необходимо опросить для получения качественной информации;
  3.  Оценка качества выборки т.е. определение, с которой вероятностью и степенью точности результаты исследования выборочной совокупности можно переносить на других людей, социальные контексты и временные периоды.

Пример вероятностной выборки:

Серийная (гнездовая или кластерная) выборка

При серийной выборке единицами отбора выступают не сами индивиды, а группы (кластеры или гнёзда). Обычно генеральную совокупность расчленяют на естественные гнезда. В качестве кластеров выступают семьи, бригады, классы, студенческие группы, школы - при изучении школьников, и больницы - при изучении пациентов, а так же районы, города и такое прочее.

Применение кластерной процедуры основано на четырёх обязательных условиях:

  1.  каждый элемент генеральной совокупности может принадлежать только к одному кластеру;
  2.  должно быть известно или поддаваться оценке с приемлемой степенью точности число элементов генеральной совокупности каждого кластера;
  3.  кластеры должны быть не разбросаны пространственно и не слишком велики, иначе кластерная выборка теряет свои преимущества в финансовом смысле;
  4.  выбор кластеров должен быть осуществлен так, что бы рост выборочной ошибки был минимальным (разные кластеры не должны быть однородными по исследуемому признаку и слишком большими).

После отбора кластеров они, как правило, подвергаются сплошному исследованию, но при необходимости осуществляют выборку из гнезда.

Достоинствами гнездового отбора можно назвать - организационную простоту и удобство опроса респондентов, которые находятся вместе, а не разбросаны пространственно, а так же то, что респонденты изучаются в их естественном окружении, а это, конечно, влияет на качество получаемой первичной информации. Иногда гнёзда подвергаются сплошному исследованию, а это гораздо проще, чем бегать за каждым респондентом, и при этом мы получаем выигрыш и в средствах, и во времени.

Но при этом необходимо следить, чтобы количество групп в генеральной совокупности было достаточно большим, иначе ни о каком принципе случайности не может быть и речи. Кроме того, возможны неточности из-за того, что на момент опроса не удается застать всех членов группы.

Пример направленной выборки:

Метод снежного кома.

Обычно применяется для отбора экспертов, особенно по узкой проблеме, при исследовании маргинальных и избегающих широкой известности групп, например, властвующих элит, а так же наркоманов или коллекционеров антиквариата, то есть редко встречающихся групп респондентов. «По сути, это техника поиска и отбора респондентов с определённым сочетанием свойств в таких условиях, когда трудно очертить границы генеральной совокупности. Особенность метода состоит в том, что, за исключением первого шага, выбор каждого очередного респондента совершается по указанию респондентов, включённых в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей (или даже сам связывается с ними и рекомендует интервьюера)». Так «выборка постепенно разрастается вширь, подобно снежному кому, катящемуся с горы», отсюда и соответствующее название данной выборки.

Опрос прекращается:

  1.  когда имена в списке начинают повторяться;
  2.  в случае информационного насыщения;
  3.  как только опрос перестаёт приносить новую информацию.
  4.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16176. Правовая организация отраслевых хозяйственных систем. Учебное пособие 776.5 KB
  Пронская Г.В. Правовая организация отраслевых хозяйственных систем/ К.: Вища школа 1985 124с. Грациэлла Васильевна Пронская ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ На примере Украинской ССР Редактор О. А. Ульяницкая Художник В. И. Гридко...
16177. Криминальные организации. Учебное пособие 518 KB
  Криминальные организации Преступность вымогательство и политика американского города. От автора Эта книга – совместный труд прошедший множество стадий прежде чем принять настоящую форму. Я обязан огромному числу людей за их помощь. Филипп Дженкинс из ...
16178. Муниципальное право России. Учебное пособие 628.5 KB
  СЕРИЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ И. В. Постовой Муниципальное право России вопросы и ответы МОСКВА Юриспруденция 2000 УДК35 ББК 67.401 П63 П63 Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция 2000. 128 с. С
16179. Тактика допроса на предварительном следствии. Учебное пособие 2.4 MB
  Порубов Н. И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учебное пособие. М.: Издательство БЕК 1998. 208 с. В книге на основе действующего законодательства последних достижений криминалистики данных психологии логики и педагогики рассматривается допрос в проце
16180. Правовое положение холдингов в России. Учебное пособие 1.15 MB
  Правовое положение холдингов в России Предисловие Настоящая книга посвящена теме которая представляет большой интерес для практики и науки. Практика хозяйственной деятельности в настоящее время требует объединения усилий субъектов для достижения поставл...
16181. Искусство речи на суде. Учебное пособие 1.46 MB
  Искусство речи на суде Пороховщиков П.С. Искусство речи на суде. Тула издательство Автограф 2000 г. Воспроизводится по изданию 1910 г. Главная задача книги это исследование судебного говорения и установление его методов. Книга адресована студентам юридических...
16182. Язык и стиль судебных документов. Учебное пособие 506.5 KB
  Издание второе переработанное и дополненное. Сборник подготовлен Федеральным арбитражным судом СевероЗападного округа при содействии Совета судей Российской Федерации Союза юристов России и финансовой поддержке ФГУП Росэнергоатом. Автор идеи и руководитель пр
16183. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие 1.41 MB
  Попова ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Об авторе Содержание курса Программа курса Введение Вводный раздел Тема 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Тема 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА Тема 3. ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО В ...
16184. Уголовный закон и его обратная сила. Учебное пособие 375 KB
  Данная работа посвящена вопросам действия уголовного закона во времени. Автор комментирует соответствующие нормы уголовного законодательства ряда зарубежных государств, раскрывает основные положения Уголовного кодекса Российской Федерации о действии уголовного закона во времени и его обратной силе