81386

Качественные методы сбора первичной информации. Основное назначение и случаи применения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Качественные методы социологии : Фокусгруппа Проведение интервью в группе из 812 человек с определенными параметрами в зависимости от целей исследования. В групповой дискуссии интервьюируемый оказывается в ситуации общения с себе подобными что помогает снимать защитные психологические барьеры и облегчает выражение эмоциональных реакций. Источниками информации в таком исследовании могут быть письма личные документы фотографии образцы фольклора а также групповые интервью. Неструктурированные интервью диалог в начале которого не...

Русский

2015-02-20

38.95 KB

0 чел.

Качественные методы сбора первичной информации. Основное назначение и случаи применения.

Качественные исследования предназначены для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?» «Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения».

Качественные методы дают возможность выделить мотивационную составляющую восприятия людьми объектов социологического исследования, повышая таким образом информативность выводов и даже серьезно изменяя их. Качественные методы направлены на изучение максимально широкого спектра мнений. Раскрытие наиболее полной картины ситуации является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи изучаемого явления, а значит - воздействовать на него.

Качественные методы социологии :

  1.  Фокус-группа

Проведение интервью в группе из 8-12 человек с определенными параметрами в зависимости от целей исследования.

В групповой дискуссии интервьюируемый оказывается в ситуации общения с себе подобными, что помогает снимать защитные психологические барьеры и облегчает выражение эмоциональных реакций.

Фокус-группа проводится:

  1.  в специальном помещении
  2.  в течение 2-2,5 часов

Обсуждаются темы по заранее составленному сценарию - гайду.

 

Проводит фокус-группу профессиональный ведущий – модератор

Осуществляется запись на диктофон или видео.

Для полной достоверности, как правило, проводятся 2-3 фокус-группы по одному сценарию с различным составом участников.

  1.  Исследование случая или «кейс стади» ( это метод обучения основанный на разборе практических ситуаций)

В общем виде «анализ случая» можно определить как углубленное выборочное исследование какой-либо проблемы на одном отдельно взятом, но представительном объекте.

Case studyформа качественного описательного исследования, объектом которого выступает отдельный индивид или малая группа.

Основное требование к наблюдателю — дать как можно более детальное описание, позволяющее восстановить живую атмосферу события.

Социологи, практикующие данный метод не стремятся к глобальным обобщениям, открытию причинно-следственных законов или к статистически репрезентативной информации. Здесь изучается одно событие или одна общность во всех подробностях.

Сущность такого исследования заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию. Ключевым методологическим моментом case study является опора на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала.

  1.  Этнографические исследования (это метод изучения потребителей в их естественных обстоятельствах повседневной жизни с учетом культурных особенностей)

Этнографическое исследование, как правило, имеет описательный характер и представляет собой всесторонний анализ каждодневной коллективной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, традиции, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от основной массы населения.

В настоящее время понимание этнографического исследования существенно расширилось и включает в себя изучение культурных образцов и символов не только национального, но и любого социального сообщества. Цель исследования состоит в том, чтобы представить публике нормы и образцы поведения данной общности «глазами чужого», так, чтобы любому незнакомому с данной средой стали понятны «правила игры» и традиции, принятые в данной культуре. Источниками информации в таком исследовании могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью.

  1.  Неструктурированные интервью (диалог, в начале которого не определяются все темы, которые должны быть в нём затронуты)

Неструктурированные интервью не ограничивают исследователя определенным списком вопросов, и он сам решает, в зависимости от ответов респондента на предыдущие вопросы, в каком направлении вести беседу. Этот вид интервью также часто называют глубинным интервью или полуформализованным интервью. Полуформализованное интервью как-бы погружает опрашиваемого в суть исследуемой проблемы. Глубинные интервью позволяют собрать более «богатую» и иногда даже неожиданную для исследователей информацию.

Неструктурированное (полуформализованное) интервью записывают на аудио носители, а часто и на видео. Это облегчает процесс фиксации и последующей обработки информации, полученной от опрашиваемого.

Просмотр видеоматериалов помогает понять эмоциональное состояние респондента при ответе на тот или иной вопрос, что может дать дополнительную информацию исследователям.

Неструктурированные интервью часто применяется на начальной стадии исследования, когда необходимо собрать как можно больше информации об исследуемой проблеме и сформулировать первоначальные гипотезы. Неструктурированные интервью часто используются в экспертных опросах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1614. Особенности овуляции у животных 21.71 KB
  Процесс вскрытия созревшего фолликула и выделения из него яйцеклетки называется овуляцией. Под действием фермента коллагеназы, разрыхляющей в этой области оболочку под влиянием высокого внутрифолликулярного давления.
1615. Определение густоты и подвижности спермиев 20.29 KB
  Доброкачественная сперма содержит достаточное количество живых, устойчивых во внешней среде и способных принять участие в оплодотворении спермиев, она свободна от посторонних примесей (кровь, гной, микробы).
1616. Определение процента живых и мертвых спермиев 22.16 KB
  В.А. Морозов предложил использовать красители, которые окрашивают спермиев только мертвых и с колебательными движениями. Дегидрогеназная активность спермы быка определяется скоростью обесцвечивания метиленовой сини в капиллярах или в пробирках.
1617. Организация работы в родильных отделениях (цехах). Специфика подготовки персонала для работы в родильном отделении 19.46 KB
  В каждом животноводческом хозяйстве должны быть родильное отделение и помещение для новорожденных. Оборудование такого отделения дает возможность сохранить здоровье и продуктивность матери, здоровье и жизнь новорожденных, правильно и своевременно оказывать помощь при трудных родах.
1618. Основные правила родовспоможения 19.87 KB
  При родовспоможении нужно стремиться к извлечению плода рукой без применения инструментов. Акушерские инструменты надо применять в тех случаях, когда без них не удается извлечь плод.
1619. Основы получения здорового приплода и профилактики болезней новорожденных 20.26 KB
  Получение крепких и жизнеспособных телят во многом зависит от состояния здоровья коров, их кормления и содержания в период осеменения и беременности. Особое значение имеет правильный и своевременный запуск беременных коров.
1620. Особенности строения половых органов коров 20.02 KB
  Вульва коров морщинистой кожей, дорсальный угол половой щели закругленный, а вентральный - острый и несколько свисает в области седалищных бугров.
1621. Оценка качества спермы по интенсивности дыхания 19.87 KB
  Активность спермы оценивают по скорости обесцвечивания (восстановления) метиленовой синьки, смешанной со спермой. При дыхании спермии потребляют кислород, растворенный в смеси, в результате этого синька обесцвечивается.
1622. Плацентарный барьер 19.59 KB
  Плацентарный барьер - совокупность морфологических и функциональных особенностей плаценты, обусловливающих ее способность избирательно пропускать вещества из крови матери к плоду и в обратном направлении.