81393

Основные этапы институциализации социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

На начальном этапе институты социальной работы решали лишь конкретные задачи текущего момента. Затем появляется необходимость передачи накопленного опыта решения конкретных задач и образуется потребность в оформлении первичных теоретических представлений на сложившуюся практику социальной работы. Таким образом сформировалось специфическое образовательное пространство и были заложены основы теоретических обобщений практики социальной работы.

Русский

2015-02-20

37.22 KB

1 чел.

Основные этапы институциализации социальной работы.

Социальная работа в ходе исторического развития прошла свои специфические формы институций: от милостыни, общественного призрения до государственной системы социальной помощи и обслуживания населения. На начальном этапе институты социальной работы решали лишь конкретные задачи текущего момента. Затем появляется необходимость передачи накопленного опыта решения конкретных задач и образуется потребность в оформлении первичных теоретических представлений на сложившуюся практику социальной работы. Таким образом, сформировалось специфическое образовательное пространство, и были заложены основы теоретических обобщений практики социальной работы.

Во второй половине ХХ в. процесс развития практики социальной работы значительно активизировался, начался этап институционализации социальной работы. В каждой стране особенности течения социальных проблем внесли определенную специфику как в образовательные модели, так и в практическую деятельность в области социальной работы.

И.Ф.Албегова в своем исследовании процесса институционализации социальной работы в России и за рубежом предлагает следующую периодизацию:

Первый этап развития социальной работы датируется началом ХХ в., когда М. Ричмонд сформировала теоретические подходы, связанные с содержанием индивидуальной работы со случаем. В эти же годы активно внедряются в практику социальной работы идеи З.Фрейда.

Второй этап (1920-1930-е гг.) характеризуется актуализацией и интерпретацией таких феноменов, как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость интеллекта. Объяснительной базой ситуаций жизненного мира клиента становится психиатрия и психология. В этот период получают распространение разнообразные концепции «интервенций».

На третьем этапе (1930-1950-е гг.) разворачивается полемика между диагностической и функциональной школами по вопросу приоритетов методов поддержки. Диагностическая школа в центр теоретических изысканий поставила не клиента, а социального работника и ряд процедур: диагностику проблемы, предписания, план лечения. Функциональная школа базировалась на психологии развития и философии экзистенциализма. С точки зрения представителей этой школы предшествующие события не играли важной роли для клиента, а социальный работник выступал как его помощник и фасилитатор, презентующий взаимоотношения, повышающий и развивающий скрытый потенциал нуждающегося человека.

В 1950-1970-е гг. были предприняты попытки аккумулировать теории социальной работы, наблюдался рост теорий в практике индивидуальной работы со случаем, а также значительно расширился спектр теорий социальной работы с группой и в микросоциальной среде.

Период 1970-1990-х гг. характеризуется оформлением тенденции к унификации теорий социальной работы. В основном, концепции формируются вокруг процесса социального функционирования, доминируют термины и понятия, связанные с теорий систем.

Современный период (с 1990-х гг.) отличается методологическим плюрализмом в подходах к социальной работе как общественному явлению, виду человеческой деятельности, и профессиональной в том числе, ее основным субъектам и объектам, их проблемам и практическим методам их решения. Достаточно актуальными в настоящее время стали разработка теоретических основ современной социальной работы, ее соотношение с социальными технологиями, их разграничение и обоснование важнейших направлений социальной работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84089. Монархическая форма правления её признаки и виды 22.49 KB
  Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти порядок их образование и распределение компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов rocва позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По...
84090. Республиканская форма правления признаки и виды 22.12 KB
  Установлена республиканская форма правления. Эта республиканская форма правления отличается от монархии которой присуще наследование статуса главы государства. Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций то можно сказать что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя.
84091. Смешанные формы правления в современном мире 24.83 KB
  Так было во время и после буржуазных революций в Европе и Америке: молодая прогрессивная буржуазия возглавлявшая широкие слои населения добилась ограничения власти монарха ликвидации абсолютизма установления дуалистической или парламентарной монархии а иногда и республики например в США. В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером дуче каудильо мало чем по существу отличалась от монархии хотя юридически форма была иной а республики в социалистических странах странах...
84092. Форма правления: понятие и виды 16.75 KB
  Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти порядок их образование и распределение компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы...
84093. Унитарное государство признаки и виды 20.55 KB
  Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное устройство предполагает единые общие для всей страны высшие исполнительные представительные и судебные органы которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действует одна конституция единая система законодательства одно гражданство; составные части унитарного государства области департаменты округа провинции графства государственным суверенитетом не обладают; унитарное государство на территории...
84094. Федерация: понятие и признаки, виды 23.76 KB
  Существуют следующие формы государственного устройства: 1 Унитарное государство 2 Федеративное государство 3 Конфедеративное на данный момент не существует в природе 4 Региональное государство Федеративное государство представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство государство состоящее из государств членов или государственных образований субъектов федерации. На данный момент в мире насчитывается 24ре федерации. Федерации бывают: а Договорные и...
84095. Форма государственного устройства: понятие и виды 21.73 KB
  Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов кантов земель республик и т. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции имеют свои высшие исполнительные законодательные и судебные органы 4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата представляющая интересы членов федерации.
84096. Демократический режим и его признакии 22.3 KB
  В демократическом государстве существует взаимная ответственность государства и личности.Предоставление широкой свободы личности предприятиям и организациям в сфере экономической деятельности которая при демократическом политическом режиме составляет основу материального благосостояния граждан.Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы.Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны кого бы то ни было.
84097. Антидемократические государственно-правовые режимы 25.92 KB
  Основными чертами тоталитарного политического режима являются следующие: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни к всеохватывающей власти; общество полностью отчуждено от политической власти но оно не осознает этого ибо в политическом сознании формируется представление о единстве слиянии власти и народа; господствует монопольный контроль над экономикой средствами массовой информации культурой религией и т. фактически устраняется плюрализм; происходит централизация государственной...