81393

Основные этапы институциализации социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

На начальном этапе институты социальной работы решали лишь конкретные задачи текущего момента. Затем появляется необходимость передачи накопленного опыта решения конкретных задач и образуется потребность в оформлении первичных теоретических представлений на сложившуюся практику социальной работы. Таким образом сформировалось специфическое образовательное пространство и были заложены основы теоретических обобщений практики социальной работы.

Русский

2015-02-20

37.22 KB

1 чел.

Основные этапы институциализации социальной работы.

Социальная работа в ходе исторического развития прошла свои специфические формы институций: от милостыни, общественного призрения до государственной системы социальной помощи и обслуживания населения. На начальном этапе институты социальной работы решали лишь конкретные задачи текущего момента. Затем появляется необходимость передачи накопленного опыта решения конкретных задач и образуется потребность в оформлении первичных теоретических представлений на сложившуюся практику социальной работы. Таким образом, сформировалось специфическое образовательное пространство, и были заложены основы теоретических обобщений практики социальной работы.

Во второй половине ХХ в. процесс развития практики социальной работы значительно активизировался, начался этап институционализации социальной работы. В каждой стране особенности течения социальных проблем внесли определенную специфику как в образовательные модели, так и в практическую деятельность в области социальной работы.

И.Ф.Албегова в своем исследовании процесса институционализации социальной работы в России и за рубежом предлагает следующую периодизацию:

Первый этап развития социальной работы датируется началом ХХ в., когда М. Ричмонд сформировала теоретические подходы, связанные с содержанием индивидуальной работы со случаем. В эти же годы активно внедряются в практику социальной работы идеи З.Фрейда.

Второй этап (1920-1930-е гг.) характеризуется актуализацией и интерпретацией таких феноменов, как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость интеллекта. Объяснительной базой ситуаций жизненного мира клиента становится психиатрия и психология. В этот период получают распространение разнообразные концепции «интервенций».

На третьем этапе (1930-1950-е гг.) разворачивается полемика между диагностической и функциональной школами по вопросу приоритетов методов поддержки. Диагностическая школа в центр теоретических изысканий поставила не клиента, а социального работника и ряд процедур: диагностику проблемы, предписания, план лечения. Функциональная школа базировалась на психологии развития и философии экзистенциализма. С точки зрения представителей этой школы предшествующие события не играли важной роли для клиента, а социальный работник выступал как его помощник и фасилитатор, презентующий взаимоотношения, повышающий и развивающий скрытый потенциал нуждающегося человека.

В 1950-1970-е гг. были предприняты попытки аккумулировать теории социальной работы, наблюдался рост теорий в практике индивидуальной работы со случаем, а также значительно расширился спектр теорий социальной работы с группой и в микросоциальной среде.

Период 1970-1990-х гг. характеризуется оформлением тенденции к унификации теорий социальной работы. В основном, концепции формируются вокруг процесса социального функционирования, доминируют термины и понятия, связанные с теорий систем.

Современный период (с 1990-х гг.) отличается методологическим плюрализмом в подходах к социальной работе как общественному явлению, виду человеческой деятельности, и профессиональной в том числе, ее основным субъектам и объектам, их проблемам и практическим методам их решения. Достаточно актуальными в настоящее время стали разработка теоретических основ современной социальной работы, ее соотношение с социальными технологиями, их разграничение и обоснование важнейших направлений социальной работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27441. Пространство картины и пространство в картине. Метдика обучения различным способам изображения пространства и объема на плоскости 43.5 KB
  Пространство картины и пространство в картине. Пространство одна из форм наряду со временем существования бесконечного и постоянно развивающегося мира. Пространство характеризуется его протяженностью объемом структурой которые понимаются по разному в зависимости от концепций складывающихся в точных науках физике математике философии религии искусстве. Пространство в картине это и место действия и существенный компонент самого действия.
27442. Место и роль игры в художественном образовании и обучении искусству.Философия и технология игры. Классы и виды игры.Методика проектирования, организации и проведении игры, игровых ситуаций и театрализации на уроках искусства и во внеклассной работе 33 KB
  Место и роль игры в художественном образовании и обучении искусству. Философия и технология игры. Классы и виды игры. Методика проектирования организации и проведении игры игровых ситуаций и театрализации на уроках искусства и во внеклассной работе.
27443. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. Теория полихудожественного воспитания Б.П.Юсов 38.5 KB
  Теория полихудожественного воспитания Б. Обновление художественного и культурно эстетического наполнения школы начиная хотя бы с крупных центров не терпит отлагательства. В основной концепции должен быть поставлен акцент на детскую инициативу не только в практическом плане рисование танец сочинение но и в условоении художественного наследия путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития через творческие усилия самих детей в прцессе усвоения культуры прошлого. Юсов Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в...
27444. К какому виду юридических фактов отнести смерть гражданина в результате несчастного случая 25.5 KB
  Юридические факты это конкретные жизненные обстоятельства с которыми норма права связывает возникновение изменение и прекращение правоотношений. Виды ЮФ: 1 По последствиям: правообразующие влекут возникновение правоотношений; правоизменяющие влекут изменение правоотношений; правопрекращающие влекут прекращение правоотношений. 2 По форме проявления: положительные обстоятельства требующие их наличия для возникновения правоотношений; отрицательные обстоятельства требующие их отсутствия для возникновения правоотношений.
27445. Какая форма права отсутствует в российской правовой системе: правовой обычай, нормативный акт, административный прецедент, акт референдума, правосознание 28 KB
  Источник права в материальном смысле совокупность материальных производственных общественных отношений во многом обусловливающих сущность права и содержание правовых норм. Источник права в идеологическом смысле это совокупность взглядов идей теорий суждений отражающих представления людей о праве действующем и желаемом. Источник права в юридическом смысле формы способы выражения объективации правовых норм; собственно форма права.
27446. Какие из перечисленных актов являются нормативно-правовыми: Приказ начальника ИУ регламентирующий порядок выдачи денежного довольствия, решение комиссии о назначении пенсии, Уголовный кодекс, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, уст 33 KB
  Нормативные правовые акты это предписания субъектов правотворчества содержащие юридические нормы. По юридической силе различают: законы акты обладающие высшей юридической силой УК РФ и подзаконные акты акты основанные на законах и им не противоречащие. Индивидуальные правовые акты это акты государственных органов негосударственных организаций должностных лиц выражающие решение по конкретному юридическому делу приговор или решение суда приказ руководителя предприятия или учреждения и др. Индивидуальные акты это акты...
27447. Какие нормы реализуются в форме применения (запрещающие, обязывающие, управомочивающие) 26 KB
  Применение права это государственновластная деятельность компетентных государственных органов должностных лиц и уполномоченных организаций по реализации конкретных норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуальноконкретных правовых предписаний. Признаки правоприменения отличающие его от иных форм реализации права: властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций; деятельность по индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта...
27448. Какие формы реализации права можно проявить в процедуре заключения брака 25.5 KB
  Реализация права как процесс может быть охарактеризован с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны совершение предусмотренных нормами права правомерных действий определенными средствами в известной последовательности в некоторые сроки и некотором месте. Формы реализации правовых норм: 1 По характеру правореализующих действий: использование права осуществление субъектами своих прав; исполнение права обязательное совершение предусмотренных обязывающими нормами действий; соблюдение права воздержание от совершения...
27449. Каков порядок принятия, опубликования и вступления в силу федеральных законов 24 KB
  Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации также большинством голосов от общего числа его членов.