81400

Социально-демографическая категория пожилых людей. Основные подходы к рассмотрению процесса ресоциализации пожилых людей

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Основные подходы к рассмотрению процесса ресоциализации пожилых людей. У людей избравших в старости цель сохранения себя как личности важным является сохранение системы социальных связей и передача своего жизненного опыта. Рассматривая данную стратегию старения ученые отмечают что психика пожилых людей в этом случае отличается ориентировкой на настоящее и отсутствием депрессивной проекции на прошедшее.

Русский

2015-02-20

39.08 KB

1 чел.

Социально-демографическая категория пожилых людей. Основные подходы к рассмотрению процесса ресоциализации пожилых людей.

В социально-демографической структуре современного общества одно из первых мест занимает такая категория как пожилые люди. Как любая крупная социальная общность, она имеет собственную внутреннюю структуру, включающую в себя различные социально-демографические слои. Основным стратификационным признаком, позволяющим выделять эти слои является возраст человека.

В соответствии с классификацией ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), к пожилым людям относится населения вырастя от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет – к старому возрасту, а 90 лет и старше – к долгожителям.

В группе «молодых» стариков определенные проблемы могут выглядеть иначе, чем среди более старых. Это касается, например, трудовой занятости, главенства в семье, распределения домашних обязанностей, частота их выполнения и т.д.

Ресоциализацию можно рассматривать как процесс повторного усвоения и воспроизведения личностью социального опыта, процесс смены установок поведения и деятельности, социальных норм, ценностей,. Причем процесс этот правомерно связать не только с десоциализацией личности, но и со сменой социокультурного окружения.

Ворошилова И.И. и Ефанов В.Н. выделяют две стратегии ресоциализации: сохранение себя как индивида и сохранение себя как личности.

В соответствии с первой стратегией ресоциализации картина эмоциональных переживаний приобретает специфическую окраску, характерную для сенсорной депривации. Постепенная утрата значимых глубоких социальных связей проявляется в двух важнейших особенностях психической жизни: снижения поведенческого контроля и истощение чувствительности.

У людей, избравших в старости цель сохранения себя как личности, важным является сохранение системы социальных связей и передача своего жизненного опыта. Рассматривая данную стратегию старения, [8] ученые отмечают, что психика пожилых людей в этом случае отличается ориентировкой на настоящее и отсутствием депрессивной проекции на прошедшее [1].

На наш взгляд, интересна классификация Д.П. Гавра, которая считает, что существуют 4 стратегии ресоциализации пожилых людей, связанных с типом коммуникации.

Суть первой стратегии сводится к тому, чтобы не замечать приближающейся старости и не менять стиль жизни, присущего людям среднего возраста.

Вторая стратегия предполагает сохранение социальной энергии, как и в первом случае, однако, ее отличие от предыдущего варианта, в том, что эта энергия направлена на материальное обустройство собственной жизни, развлечения, достаточно часто на образование.

Третья стратегия связывает пожилого человека с обязательствами вечного помощника и работника собственной семье.

Четвертая стратегия - поддержание своего здоровья, причем этих людей нельзя заподозрить в эгоизме или излишней концентрации на своих проблемах, хотя они обладают в целом повышенной тревожностью [2].

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, – рост абсолютного числа и относительной доли в населении пожилых людей. В них происходит неуклонный, довольно быстрый процесс постарения, т.е. уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. Так, по данным ООН, в 1950г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их стало 550 млн. По прогнозам, к 2000г. таких людей будет 590 млн., т. е. 13,7% от численности населения Земли.

Главные причины постарения населения – падение рождаемости, увеличение продолжительности жизни в старших возрастных группах благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития продолжительность жизни за 30 лет выросла у мужчин на 6 лет, у женщин – на 6,5 лет. Правда, в России за последние 10 лет наблюдается снижение средней ожидаемой продолжительности жизни.

Вся совокупность пожилых, старых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется уже тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на молодых и пожилых (или «глубоких») стариков, подобно тому, как во Франции существует понятие «третий» и «четвертый» возраст. Границей перехода из «третьею» в «четвертый» возраст считается преодоление рубежа в 75-80 лет.

Одной из основных проблем пожилых людей как социальной группы является одиночество. Для пожилых людей характерны значительные изменения в жизненных условиях и обстановке, общественных и семейных ролях, характере социальных и дружеских контактов, что, в итоге, ведет к потере жизненных целей и смысла жизни. Интегрированная и дифференцированная оценка социальных и социально-психологических особенностей позволяет выявить преимущественную ориентацию лиц старческого возраста на внутренние переживания, неадекватное эмоциональное реагирование на ситуации социальной среды. Одиночество становится устойчивой характеристикой пожилых людей как социальной группы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11240. Планирование производства и реализации продукции на предприятиях 72.5 KB
  2. Планирование производства и реализации продукции на предприятиях 2.1 Планирование производства продукции на предприятии 2.2 Обоснование плана производства по расчётам плановой мощности 2.3 Виды производственных мощностей порядок их расчета и пути улучшения испо
11241. Основные средства предприятия 128.5 KB
  3. Основные средства предприятия 3.1 Экономическая сущность состав и структура основных средств предприятия 3.2 Виды оценок основных фондов 3.3 Износ и амортизация основных средств 3.4 Показатели и пути улучшения использования основных средств предприятия 3.1 Эк...
11242. Оборотные средства. Состав, структура и стадии оборачиваемости ОС 82 KB
  4. Оборотные средства 4.1. Состав структура и стадии оборачиваемости оборотных средств. 4.2. Нормирование оборотных средств. 4.3. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств. 4.1 Состав структура и стадии оборачиваемости ОС Наряду с основными фондами
11243. Трудовые ресурсы предприятия 85.5 KB
  5. Трудовые ресурсы предприятия Основы управления персоналом. Классификация персонала предприятия определение численности работающих. Производительность труда: значение показатели и резервы роста. Системы и формы оплаты труда. 5.1...
11244. Себестоимость продукции. Понятие и классификация издержек предприятия 76 KB
  6. Себестоимость продукции Понятие и классификация издержек предприятия. Понятие и порядок калькуляции себестоимости продукции. Составление сметы затрат на производство. Пути снижения себестоимости продукции. 6.1 Понятие и классифи...
11245. Прибыль и рентабельность. Прибыль и рентабельность предприятия 53.5 KB
  7. Прибыль и рентабельность Прибыль и рентабельность предприятия. Образование распределение и использование прибыли на предприятии. 7.1 Прибыль и рентабельность предприятия. Прибыль характеризует экономический эффект деятельности п
11246. Цены: понятие, состав, виды, порядок формирования 79 KB
  8. Цены: понятие состав виды порядок формирования Одним из важнейших рычагов управления является цена которая оказывает непосредственное воздействие на производство распределение обмен и потребление. Цена – это денежное выражение стоимости; экономическая кат
11247. Инвестиционная деятельность предприятия 75 KB
  9. Инвестиционная деятельность предприятия Инвестиционная деятельность предприятия: понятие виды источники финансирования. Оценка эффективности инвестиционных проектов. 9.1 Инвестиционная деятельность предприятия: понятие виды исто