81410

Девиантное поведение как социальный феномен. Специфика девиантного поведения подростков

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Специфика девиантного поведения подростков. Основными формами девиантного поведения являются: пьянство наркомания преступность проституция самоубийство гомосексуализм. Объяснения причин девиантного поведения: Биологическое люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям взрослого отклоняющегося поведения.

Русский

2015-02-20

41.74 KB

7 чел.

Девиантное поведение как социальный феномен. Специфика девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение - поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

Основными формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство, гомосексуализм.

Девиантное поведение относительно, т.к. принадлежит к моральным нормам данной группы.

Объяснения причин девиантного поведения:

Биологическое – люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике.

Психологическое – девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта.

Социологическое – 1.) Концепция аномии. Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией), т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. 2.) Теория стигматизации. Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм. Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особое значение, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним образаться не так, как с обычными людьми.

Девиантное поведение может иметь как индивидуальный, так и коллективный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группа, в частности, относят определенные слои молодежи.

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения

В основе всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

Собственной нравственной позиции у подростков еще нет. Их этические понятия формируются под влиянием родителей, а если родители этого не делают, - то под влиянием любого человека, которого подросток «уважает». Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано. Подростки не знают и не бояться социальных последствий правонарушений. Не зная, что такое криминал и как общество за это наказывает, подростки в группе с асоциальным или криминальным лидером могут совершить любой поступок, если прикажет лидер и за ним последует вся группа.

Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия учителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах проявления педагогической запущенности подчеркивает, что низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.

Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.

Таким образом, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.

Девиантная реакция возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Причиной протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка.

Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке,

Необходимо отметить следующие составляющие личности:

  1.  постепенное усугубление отдельных негативных качеств личности, складывающихся в криминогенный комплекс;
  2.  особое стечение обстоятельств и действие факторов, приводящих к «сонастройке» и взаимодействию криминогенных качеств, их развитию и фиксации;
  3.  фоновым условием для образования и развития криминогенного комплекса является наличие у подростка общих трудностей и отставания в развитии личности;
  4.  наличие криминогенного комплекса делает подростка нечувствительным к воздействию воспитательных мер, направленных на коррекцию отдельных сторон его личности.

Остается открытым вопрос о том, стремится ли личность перестроить отношения и поведение, которые противоречат нормам социума. Одним из факторов возможных отклонений в поведении младших подростков является неразвитое логическое, конкретное мышление. можно отметить парадоксальность в том, что подростки с девиантным поведением - более совестливы, дисциплинированны, обладают высоким самоконтролем поведения, эмоций и чувств; считают себя людьми, соблюдающими моральные нормы и стандарты. Возможно, что данную их особенность определяет сниженная критичность мышления

Девиантным подросткам свойственна ригидность поведения, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний.

Итак, на нормативность поведения подростков оказывают влияние доброжелательность, открытость в общении, социальная зрелость, выражающаяся в реакциях во взаимодействии с окружающими, способах решения проблемных ситуаций.

Отгороженность, отчужденность подростка, дефицит в общении и эмоциональная неустойчивость в условиях стресса могут провоцировать его отклоняющееся поведение.

Возможно, что слабая нервная система - источник повышенной возбудимости подростка с девиантным поведением. Эмоциональная неустойчивость, импульсивность стоит за проявлениями его конфликтности, агрессивности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6200. Основные теоремы дифференциального исчисления 64.72 KB
  Основные теоремы дифференциального исчисления. Теорема Ферма. Пусть функция определена и дифференцируема на интервале (а,в) и в некоторой точке принимает наибольшее или наименьшее значение...
6201. Философия как универсальный научный метод 103.5 KB
  Философия как универсальный научный метод. Природой можно руководить, лишь подчиняясь ей (Ф. Бэкон). Вопрос 1 Проблемы философии Нового времени и эмпиризм Ф. Бэкона. Проблемы философии Нового времени в контексте развития науки. Исторически, Новое вр...
6202. Генетика прокариот 96 KB
  Генетика прокариот 1. Организация прокариотической клетки. Размножение прокариот. 2. Геномика прокариот. 3. Вирусы. Геномика вирусов. Разнообразие форм и жизненных циклов вирусов. Рекомбинация в разных группах вирусов. 4. Рекомбинация у прокариот: т...
6203. Реклама как вид маркетинговой коммуникации в журналистике 105.5 KB
  Реклама как вид маркетинговой коммуникации в журналистике Существует великое множество определение рекламы. По мнению Ф. Котлера реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распростр...
6204. Потребительское поведение 81.5 KB
  Потребительское поведение Закон убывающей предельной полезности. Процесс рационального выбора. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения. Равновесие потребителя. Закон спроса имеет очень большое значение, ...
6205. Пузырчатка. Герпетиформный дерматит Дюринга. Склеродермия. Доброкачественные и злокачественные новообразования кожи 236 KB
  Пузырчатка. Герпетиформный дерматит Дюринга. Красная волчанка. Склеродермия. Определение Этиология Классификация по клиническим формами разновидностям Тактика среднего медицинского работника при данных заболеваниях Прин...
6206. Методы формализованного представления систем 271.5 KB
  Предназначение и вариант классификации методов формализованного представления систем В соответствии с основной идеей системного анализа, которая состоит в сочетании в моделях и методиках формальных и неформальных представлений, что помогает в ...
6207. Диагностика. Системы технического диагностирования 31.01 KB
  Диагностика Основные понятия и термины Техническая диагностика - область знании, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объекта. Объект технического диагностирования - изделие и (или) его составные части, подлежащи...
6208. Применение производной в исследовании функций 123 KB
  Применение производной в исследовании функций. Возрастание и убывание функций. Теорема (критерий монотонности дифференцируемой функции). Пусть функция непрерывна на промежутке и дифференцируема во всех его внутренних точках. Тог...