81415

Социологическое знание в социальной работе. Категории индивид, личность, группа, общность, общество. Понятия «социальный факт», «социальная реальность» и «социальное действие»

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социологические исследования в социальной работе выполняют многообразные функции. Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации без чего невозможны анализ практической социальной работы накопление опыта его обобщения и в целом повышение ее эффективности. Влияние социологии на социальную работу: использование результатов изучения социологами социальной структуры...

Русский

2015-02-20

37.24 KB

1 чел.

Социологическое знание в социальной работе. Категории индивид, личность, группа, общность, общество. Понятия «социальный факт», «социальная реальность» и «социальное действие».

Социологические исследования в социальной работе выполняют многообразные функции.

Во-первых, они дают перспективы, основные методы и подходы, на которые опирается практика. Хотя практическая социальная работа, без всякого сомнения, является искусством, обращение социального работника к научным методам намного повышает эффективность его деятельности.

Во-вторых, исследования помогают формировать базу знаний, необходимых для практической работы. Они могут порождать и уточнять концепции, выявлять важные для обобщений факты и подтверждать эффективность практических методов.

В-третьих, исследования выполняют чисто практическую функцию, поскольку полученные в ходе их проведения данные помогают принять конкретные решения, осуществлять программы или социальные мероприятия.

Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию — расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации, без чего невозможны анализ практической социальной работы, накопление опыта, его обобщения и в целом повышение ее эффективности.

Влияние социологии на социальную работу:

  1.  использование результатов изучения социологами социальной структуры общества и других фундаментальных проблем социологического знания и практической деятельности
  2.  применение этих данных в подготовке и переподготовке социальных работников
  3.  анализ самой социальной работы, с точки зрения участия в ней разных групп социальных работников, учреждений, работников образования, социальных педагогов и т.д.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человека: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Социальная группа - это “совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком: общим пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическим, демографическими, психологическими и другими характеристиками”.

Социальная общность – реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи.

Члены общности выступаю как коллективный субъект социального действия.

 

Социальные общности определяются двумя типами взаимосвязи:

  1.  Общинные или социально-органический тип связей, теснейшее внутреннее единение людей. Основные принципы: традиция, дисциплина, порядок добросовестность.
  2.  Общественные – социально-атомистический тип взаимосвязей. Индивиды внутренне разъединены, вступают лишь во внешние взаимосвязи.

Признаки социальной общности:

  1.  Сходство условий жизнедеятельности
  2.  Общность потребностей
  3.  Наличие совместной деятельности
  4.  Формирование собственной культуры
  5.  Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности

Общество или человеческое общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти и доминирующей культуре

Социальная реальность - реальность социального мира, которая отличается от когнитивной, биологической или индивидуальной, и состоит из тенденций социально принятых в обществе.

Действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы.

Социальный факт - единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов. Социальный факт обладает независимой реальностью и составляет часть объективного окружения людей.

В современной социологии социальными фактами принято считать:

а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;

б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания — мнений, оценок, суждений, верований и т. п.;

в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной;

г) в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта.

Социальное действие — это действие, при котором индивид ориентируется на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других.

Поведение становится действием только тогда, когда действующий связывает с ним субъективный смысл (личностное осмысление возможных вариантов поведения).

Действие, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них называется социальным действием. (Вебер, понимающая социология)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10835. Найважливіші винаходи людства. Телеграф 42 KB
  Урок 21 Тема: Наука і культура Підтема: Найважливіші винаходи людства. Телеграф. Мета: Проконтролювати знання учнями лексики теми. Практикувати учнів у читанні аудіюванні розвивати аудитивну память увагу. Обладнання: підручник текст для аудіюв
10836. РІДНА МОВА ПЛАНИ-КОНСПЕКТИ УРОКІВ 8 клас 1.17 MB
  О.П. ГЛАЗОВА РІДНА МОВА ПЛАНИ-КОНСПЕКТИ УРОКІВ 8 клас Перший семестр 2003 Передмова Посібник уміщує детальні поурочні плани для навчання української мови восьмикласників. Планування здійснене у ві...
10837. Найважливіші винаходи людства. Телефон 47 KB
  Урок 22 Тема: Наука і культура Підтема: Найважливіші винаходи людства. Телефон. Мета: Практикувати учнів у читанні науковопопулярного тексту пошуковому читанні. Систематизувати граматичний матеріал щодо способів вираження майбутнього часу в англійській мові. Об
10838. Винаходи та винахідники. Перевірити рівень мовленнєвої компетенції за темою 74.5 KB
  Тема: Наука і культура Підтема: Винаходи та винахідники. Мета: Перевірити рівень мовленнєвої компетенції за темою. Провести тематичну атестацію. Обладнання: тест НО1. ХІД УРОКУ І. ПІДГОТОВКА ДО СПРИЙНЯТТЯ ІНШОМОВНОГО МОВЛЕННЯ Aim Повідомлення теми та мети уро...
10839. Мистецтво. Життя суспільства 52.5 KB
  УРОК 24 Тема: Життя суспільства Підтема: Мистецтво. Мета: Розвивати вміння вживати лексику теми в усних висловлюваннях. Проконтролювати розуміння та обговорити текст домашнього читання. Практикувати учнів у вживанні розділових питань у порівнянні з іншими питаннями...
10840. Відвідання музею 58 KB
  УРОК 25 Тема: Життя суспільства Підтема: Відвідання музею. Мета: Практикувати учнів у діалогічному мовленні. Вчити свідомому логічному оформленню висловлювання. Узагальнити у вправах граматичний матеріал Present Tenses. Обладнання: підручник таблиця Present Tenses HO1. ПІ...
10841. Шедеври живопису 51 KB
  УРОК 26 Тема: Життя суспільства Підтема: Шедеври живопису. Мета: Практикувати учнів в аудіюванні тексту. Сприяти розвиткові пізнавальних інтересів учнів розширенню їхнього світогляду формуванню смаку. Обладнання: підручник репродукція Mona Lisa Giaconda HO1 текст дл...
10842. Корисна інформація для подорожуючого 54 KB
  УРОК 27 Тема: Життя суспільства Підтема: Корисна інформація для подорожуючого. Мета: Практикувати учнів в усних діалогічних висловлюваннях. Вчити отримувати та користуватися необхідною для подорожуючого інформацією. Вчити реагувати на репліки співрозмовника висл...
10843. Урок. У готелі. Займенник some та його похідні 51.5 KB
  Тема. Життя суспільства УРОК 28 Підтема: У готелі. Мета: Практикувати учнів у вживанні фраз необхідних у ситуаціях спілкування. Узагальнити граматичний матеріал: Займенник some та його похідні. Обладнання: підручник граматична таблиця Займенник some та його похід...