81420

Парадигмы социального поведения при анализе социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Для социального бихевиоризма Скиннера сформировавшегося под влиянием воззрений представителей ортодоксального неопозитивизма и отчасти утилитаризма характерно отождествление механизмов коллективного поведения животных и людей которое рассматривается...

Русский

2015-02-20

39.02 KB

1 чел.

Парадигмы социального поведения при анализе социальной работы.

Для социального бихевиоризма Скиннера, сформировавшегося под влиянием воззрений представителей ортодоксального неопозитивизма и отчасти утилитаризма, характерно отождествление механизмов коллективного поведения животных и людей, которое рассматривается как "оперантное", т. е. имеющее в качестве регулирующего фактора "психологическое подкрепление" (взаимовыгодное, справедливое отношение индивидов друг с другом в процессе общения). Идеями оперантного бихевиоризма Скиннер руководствуется как при анализе общества и его институтов, так и при построении идеальных моделей общественного устройства. По его мнению, в обществе не может быть независимого, "автономного человека", т. к. поведение индивидуума обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой коммуникадии и т. д. Это воздействие среды в большинстве случаев не носит систематического, скоординированного и целенаправленного характера и не всегда отвечает интересам индивидуума и об-ва в целом, однако освободиться от него практически невозможно. Единственной реальной ему альтернативой, по Скиннеру, является создание социальных форм общностей людей, основанных на идеях оперантного бихевиоризма. Все члены такого рода социальных общностей должны быть полностью интегрированы в "систему позитивного подкрепления через поведение", вследствие чего отпадает необходимость в каких-либо репрессивных институтах. Идеи Скиннера легли в основу необихевиоризма в социологии, были использованы представителями теории социального обмена.

Теория социального обмена опирается на предположение о том, что люди будут формировать иподдерживать отношения, еслиони считают, что вознаграждения, которые они извлекают из таких отношений будут превосходить затраты.

Наиболее яркие представители — американские социологи Джордж Хоманс и Питер Блау. В основе социального обмена, по мнению Хоманса, лежат четыре принципа:

  1.  принцип успеха - чем чаще вознаграждается определенный тип действия человека, тем выше вероятность его повторения;
  2.  принцип стимула - если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие;
  3.  принцип ценности - чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие;
  4.  принцип «насыщения» - когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает меньше усилий для их удовлетворения.

Последователь Хоманса П. Блау предложил исследовать взаимодействие на основе синтеза принципов социального обмена и понятий структурного функционализма. В результате в 80-х гг. XX в. появилась формальная модификация теории социального обмена — теория рационального выбора. Согласно ее положениям, люди, оказываясь перед лицом нескольких вариантов возможных действий, обычно делают то, что должно привести к наилучшему результату.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53126. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 173 KB
  Карточки-задания при изучении темы Экономические районы Украины 9 класс Карточка №1 1. Карточка №2 1. Самый высокий уровень социально-экономического развития у района: а Северо-Восточного; б Приднепровского; в Донецкого Карточка №3 1 Проведите примерную границу между областями. Каковы...
53127. Einkufe und Ernährung. Wiederholung 29.5 KB
  Wir haben schon viel an diesem Thema gearbeitet und heute veranstalten wir an der Stunde einen Wettbewerb. Ich teile die Klasse in zwei Mannschaften und ihr erfüllt im Laufe der Stunde verschiedene Aufgaben. F?r jede richtige Aufgabe bekommt ihr einen Punkt. Welche Mannschaft hat mehr Punkten (B?lle), ist der Sieger.
53128. Збірник граматичних вправ з німецької мови для 6 класу 440.5 KB
  Sie waren jung und hatten Spaß! Präsens Heute bin ich alt und habe graue Haare. Perfekt Ich bin auch mal jung gewesen und habe keine grauen Haare gehabt. Präteritum Ich war auch mal jung und hatte keine grauen Haare.
53129. Внеклассное мероприятие по немецкому языку «Рождество в Германии» 1.31 MB
  Ведущий 1: Guten Tag, liebe Freunde! Heute feiern wir der hellste Tag - Weihnachten! Heute ist der schönste Tag im ganzen Jahr. Das ist der Weihnachtstag- Wie glänzt der Christbaum hell und klar. Wie freut sich die Kinderschar.
53130. Частини тіла (5 клас) 192.5 KB
  Heute beginnen wir ein neues Thema „Der Mensch“. Wir lernen, wie alle Körperteile heißen. Zuerst hört ihr ein Gedicht und sprecht nach.
53131. Федеративна Республіка Німеччина 70.5 KB
  Частина світу сторона світу країни карлики 25 держав колонізатори країни Західної Європи. Число Андрій Шевченко чудеса світу країни великий Велика сімка. Мотивація навчальної діяльності При знайомстві з регіоном Західної Європи ми зясували що країни цього регіону входять до числа розвинених країн світу а чотири з них Німеччина Італія Франція Великобританія члени Великої сімки. Інструктивна картка №1 Політологи фізико географи Загальні відомості про країну: назва; площа; форма правління; ...
53132. Свята в Німеччині та в Украіні 220.5 KB
  Guten Tag, liebe Kinder und liebe G?ste! Ich freue mich sehr, euch alle zu sehen und ich hoffe, dass ihr gute Zeit haben werdet. Feste und Br?uche spielen eine wichtige Rolle im Leben des Volkes. Und Deutsche haben Feiertage auch sehr gern. Der deutsche Dichter Joseph von Eichendorff hat?ber Feiertage ein Gedicht geschrieben...
53133. Leseverstehen. Das Märchen „Das Salz“ 52 KB
  Die dritte Tochter weinte und verließ ihren Vater. Aber bald sah man keine fröhlichen Menschen mehr. Brot ohne Salz, Fleisch ohne Salz, Gemüse ohne Salz -- das alles schmeckte den Menschen nicht. Sie hatten keinen Appetit mehr, sie wollten nicht mehr essen. Auch die Arbeit bereitete ihnen keine Freude mehr. Der König sah das alles. Das Essen schmeckte ihm auch nicht. Es gab kein Salz im Land mehr.