81421

Основные социологические теории и возможность их применения для анализа социальной работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Понимание – познание социального действия через его субъективный смысл который вкладывает в данное действие сам субъект. Суть использования понимания состоит в том чтобы поставить себя в положение других людей для того чтобы увидеть какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. Исследование значений человеческих поступков – это в какойто степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей. Действие которое соотносится с действиями...

Русский

2015-02-20

37.06 KB

0 чел.

Основные социологические теории и возможность их применения для анализа социальной работы.

Макс Вебер - немецкий социолог, являющийся основоположником "понимающей" социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину.

Понимание – познание социального действия через его субъективный смысл, который вкладывает в данное действие сам субъект.

Суть использования «понимания» состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей, для того чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. Исследование значений человеческих поступков – это в какой-то степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей.

Одним из центральных понятий веберовской социологии выступает социальное действие.

Поведение становится действием только тогда, когда действующий связывает с ним субъективный смысл (личностное осмысление возможных вариантов поведения).

Действие, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них называется социальным действием.

М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей.

Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели. В рациональности цели можно удостовериться двояким образом: во-первых, с точки зрения ее собственного содержания, во-вторых, с точки зрения целесообразности (т.е. сообразности с целью) избираемых средств. В качестве именно социального действия оно предполагает рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию со стороны окружающих людей, с одной стороны, и на использование их поведения для достижения поставленной цели - с другой.

ценностнорациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха.

Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка как такового, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие. Ценностнорациональное действие, по Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Если он поступает сообразно этим требованиям - даже если рациональный расчет предсказывает большую вероятность неблагоприятных последствий такого поступка для него лично, - значит, мы имеем дело с ценностнорациональным действием. Классический пример ценностнорационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним, хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий, соотнесение их с определенными представлениями о ценностях - о долге, достоинстве, красоте, морали и т.п. - уже говорит об определенной рациональности, осмысленности.

аффективное — определяется эмоциями.

Наименее осмысленное из идеальных типов. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние - вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п. Аффективное действие имеет свой "смысл", главным образом, в скорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке.

традиционное — определяется традицией или привычкой.

Этот тип действия формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60668. Приёмы пришивания пуговиц. Шитьё игольницы 93 KB
  Задачи: учить работать с иглой и пуговицами; учить пришивать пуговицы; обучить выполнению шва назад иголку; развивать образное мышление речь творческий подход к делу; воспитывать интерес к созданию работы...
60673. Химический и математический способы решения задач по теме «Растворы» 31.5 KB
  Сформировать умения и навыки решения задач по теме с помощью химических и математических алгоритмов; развивать мышление, умения и навыки применять знания из математики на уроках химии; закреплять вычислительные навыки...
60674. Процесс создания архитектурного 3D проекта 2.79 MB
  Каждый архитектурный 3D проект создаётся в несколько этапов: фотосъёмка обмер помещения вычерчивание плана создание коробки помещения назначение материалов мебель и аксессуары постановка света визуализация.
60676. Інфознайка. Урок-гра 3.88 MB
  Мета: Узагальнити та систематизувати знання отримані з інформатики на протязі року, перевірка загального рівня ерудиції. Активізація розумової діяльності учнів.