81642

Лики красоты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Красота и здоровья учащиеся владеют достаточно теоретическими знаниями о взаимосвязи гигиены спорта красоты и здоровья но в жизни часто не умеют отличить красивое от модного высокое прекрасное от попсы. Учитель Согласно данным опроса старшеклассниц 69 девушек формируют свой идеал красоты...

Русский

2015-02-21

70.5 KB

0 чел.

Управление образования городского совета

Горловская общеобразовательная школа І-ІІ ступеней № 7

Разработка внеклассного мероприятия «Лики красоты».  

Выполнила

учитель основ здоровья ОШ № 7

Семенова И. И.

Горловка 2011


Пояснительная записка

Форма проведения:  виртуальная экскурсия в музей выбрана, потому что при изучении курса « Основ здоровья» тема «Факторы формирования духовной составляющей здоровья. Эстетические и моральные основы здоровья. Красота и здоровья» учащиеся владеют достаточно теоретическими знаниями о взаимосвязи гигиены, спорта, красоты и здоровья, но в жизни часто не умеют отличить красивое от модного, «высокое прекрасное» от «попсы». Не все имеют возможность посетить настоящий музей и увидеть прекрасные картины Великих художников. И что более печально, не всегда задумываются над тем, что могут увидеть и сделать правильные выводы.

Данное воспитательное мероприятие направленно на повышение интеллектуального уровня и эрудиции, на формирования личностного отношения к духовным ценностям, на стимулирование желания самосовершенствования, саморазвития, а так же на развитие умений формулировать и высказывать свою точку зрения.

Эта разработка может быть использована на классных часах 8-10 классов или как внеклассное мероприятие во время дней здоровья.

Время проведения — 1 час.

Цели:

  •  Ознакомить учащихся с шедеврами мировой живописи, раскрыть идею красота человека — его духовное богатство.
  •  Формирования эстетического вкуса, чувства восприятия прекрасного и здорового образа жизни.
  •  Развивать умение абстрактного мышления, анализировать, обобщать, сравнивать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, делать выводы.
  •  Способствовать формированию общекультурной, здорово сберегающей, информационной саморазвивающийся компетенции.

Формы и методы: лекция, беседа (проблемная, поисковая, обобщающая), мини диспут, работа в группах, проектное обучение, использование компьютерных технологий.

Наглядность: мультимедиа, компьютеры, репродукции, презентации, бумага фломастеры.

Ход мероприятия.

І.Ознакомительно-мотивационный блок.

Учитель Согласно данным опроса старшеклассниц, 69% девушек формируют свой идеал красоты под влиянием модных журналов. Насколько такой способ формирования идеала соответствует исторически необходимому способу, отображающему реальное состояние человеческих отношений? Как и по каким причинам изменялся идеал женской красоты в разные эпохи? Чтобы разобраться в этих вопросах, сегодня мы с вами проведем виртуальную экскурсию по различным залам разных музеев мира.

Беседа: Скажите, а зачем люди ходять в музей?

(что узнать, исследовать, получить удовольствие...)

Что бывает красивым?

(природа, картины, цветы....)

Красив ли человек?

ІІ Познавательно исследовательский блок.

 Учитель Во  все времена художники, поэты и музыканты славили женщину. И как бы далеко ни отстояли друг от друга образы, созданные художниками разных времен, как бы ни были различны характеры портретируемых, их объединяет одно общее свойство – красота, красота души… Переместимся в пространстве и времени...

Экскурсовод 1Во имя красоты склонялся над глыбой мрамора Пракситель, добиваясь от камня мягкости, упругости и живой теплоты. А Рафаэль, чтобы создать свою мадонну, вглядывался в лица сотен и сотен женщин.

Экскурсовод 2 В поисках того же, только более современно выраженного совершенства, московский художник Дейнека дни и месяцы с альбомом на коленях просиживал на стадионе, наблюдая за напряженными, выгнутыми, словно лук, телами спортсменок.

Демонстрация презентации и картин

Беседа: Мы увидели различных красивых людей. Все ли вам понравились?

Учитель Сколько бы не существовало человечество, его представления о красоте никогда не повторяются. Каждая эпоха хранит свои образцы красоты, всегда своеобразные и оригинальные.  

О том, что представления о красоте различны, нетрудно убедиться.

Экскурсовод 3Чернышевский писал, например, что представления о женской красоте у крестьянина и аристократа различны, потому, что различны их представления о жизни. У поселянина понятие «хорошая жизнь» всегда складывалось из понятий о сытой жизни и о работе. Следствием жизни в довольстве, при большой работе у молодого поселянина или сельской девушки первым условием красоты будет чрезвычайно свежий цвет лица и румянец во всю щеку. При сытной пище сельская девушка будет довольно плотна – и это тоже необходимое условие красавицы сельской.

Некрасов в стихотворении «Русская женщина» говорит так:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка»

И конечно светская, «полувоздушная» красота будет казаться поселянину невзрачной, потому что он привык считать худобу следствием болезни или «горькой доли». Представление о сельской красавице никогда не будет одинаковым с представлением о светской красавице, и мы не можем представить себе сельскую девушку с бледненькими маленькими ручками, потому что она много работает. Светская девушка прячется от солнечных лучей, прогуливаясь под зонтиком, ее кожа должна быть белой. На помощь красавицам пришли белила. Не дай бог по загару и румянцу на щечках ее примут за селянку. Тело стянуто корсетом так, что трудно дышать и бедные девушки без конца падают на балах и приемах в обмороки. Иногда и притворяются, чтобы выглядеть более нежной и слабой особой – тем самым, привлекая к своей персоне кавалеров.

Беседа: Так от чего зависит тип красоты?

Учитель Итак, красота одинакова не для всех. Каждый из нас имеет тоже свои представления о красоте, у каждого есть свой идеал прекрасного. Но все мы не истолковываем красоту только как внешнюю миловидность, ведь она включает в себя представления и о духовной красоте. Можно сказать, что духовное благородство, чистота освещают физическую красоту образа новым светом, возведя его на более высокую ступень.

Беседа: Может ли быть красив больной человек?

Экскурсовод 1Знаменитый художник Леонардо да Винчи посвятил множество своих полотен прекрасным мадоннам. Самая знаменитая – это Монна Лиза, Джоконда.

Беседа:Кому понравилась картина? И почему?

Экскурсовод 1Леонардо встретил Джоконду на пороге своего 50-летия. А. Алтаев в своей книге «Леонардо да Винчи» описывает первую встречу художника с Монной Лизой так.

«…в кабинет тихо вошла молодая женщина. На ней было дорогое платье и волосы причесаны по моде того времени – с локонами, спускавшимися на плечи. Была ли она красавица? Нет, нисколько, многие женщины были куда более красивее ее. Но что было в ней замечательно, несмотря на богатство, выщипанные по моде брови и ресницы, румяна и массу драгоценностей на руках и на шее, - это простота, естественность, разлитые во всем ее облике. Под дугами бровей сияли небольшие, но необыкновенно ясные, живые глаза. Войдя, она сконфузилась. Отец с любовью сказал:

- Вот она, наша Монна Лиза, вот чей портрет мы жаждем видеть…

От этих слов она покраснела, и вдруг лицо ее осветилось улыбкой и стало необычайно привлекательным для художника – смущенным и немножко лукавым, словно к нему вернулась утраченная шаловливость юности и что-то затаенное в глубине души, неразгаданное…»

Художник нарисовал девушку без украшений.

Беседа:Что понравилось художнику? Почему эту картину обожествляют уже 6 столетий?

Учитель Мы действительно видим ее улыбку, которая, исчезая с лица, осталась в угольках рта, придавая лицу изумительное, загадочное и чуть лукавое  выражение – выражение лица человека, узнавшего тайну, который, бережно храня ее, не может все же сдержать торжество…

Чтобы познать тайны человеческого тела художник занимался анатомией. Множество набросков делал мастер прежде, чем рождались его мадонны.

Экскурсовод 2Не одна сотня лет прошла с тех пор, как она родилась, стала вечно живой с последним прикосновением кисти Леонардо, нежным прикосновением шелковой кисти. Мастер сам не знал, конец ли это. Монна Лиза была частью его самого.

Экскурсовод 3Частичку своей души отдал своей мадонне и Рафаэль Санти, самый светлый и радостный художник эпохи Возрождения. Всем своим творчеством художник говорил: человек должен быть прекрасен – у него должно быть красивое и сильное тело, всесторонне развитый ум, добрая и отзывчивая душа. И художник умел передать в портрете неповторимую внешность, неповторимую духовную жизнь человека.

Работая над образами мадонн, он вспоминал всех красавиц, виденных им в жизни. «Сикстинская мадонна» - вершина его творчества. «Моя Мадонна» - называл ее Рафаэль. И, умирая, лежа в постели, он говорил в бреду: «… не надо этой темноты, не надо! Я хочу света, хочу видеть ее, ее, мое создание…».  Его создание – его Мадонна.

Экскурсовод 1Иные задачи поставил себе Рафаэль, выполняя образ мадонны для монастыря святого Сикста». Облик мадонны, одновременно простой и торжественный, полный нежности, мечтательности, любви и строгого величия покорял каждого. И в то же время он был совсем простым, реальным и земным, несмотря на клубившиеся вокруг облака.

Экскурсовод 3Юность светлая и радостная возникает перед нами, когда мы смотрим на портрет М.А. Дьяковой-Львовой. Что-то доверчивое, открытое и трогательное есть во всем ее облике – в мягком наклоне головы, в ласковом взгляде глаз, в светлой улыбке, чуть тронувшей свежие губы.

Но не только прелесть юности, ясной счастливой, привлекает нас в портрете Дьяковой, но ее большое благородство, цельность ее натуры.

От нее веет особой нравственной чистотой, которую подчеркивает и свежесть кожи, и нежный овал лица, и высокий чистый лоб, и светлые тона платья. Благодаря этому, портрет приобретает ту предельную жизненность, силу и полноту характеристики, которые всегда присущи произведениям Левицкого.

Экскурсовод 1Портрет Лопухиной – одна из лучших работ Боровиковского. На фоне пейзажа, колосьев, березок и васильков, символизирующих сельскую простоту, мягким певучим силуэтом рисуется нежная фигура женщины в простом белом платье, с локонами, небрежно ниспадающими на плечи. Тихо дремлющая природа навевает ей сладкие грезы, приятные мечты. Томная улыбка скользит по ее губам, тяжелые веки неохотно поднимаются над задумчивыми глазами, небрежно опущена нежная рука … Блеклый колорит картины еще более усиливает ощущение мягкой задумчивости. На портрете образ чувствительной мечтательницы. Но сколько веселого задора и лукавого кокетства таится в таком простом образе.

Учитель Уже в древние времена люди лепили из глины человеческие фигурки. Возраст самой древней женской статуэтки - 80 тысяч лет. Первые предметы культуры изображали именно женщину - это последствия матриархата. Эти находки имели преимущественно культовый характер. Женщина, которая была главой рода, возносилась до ранга матери богов.

Беседа: Какие требования были к идеалу женской красоты в то время, и кто был «законодателем моды»?

Учитель Ошибочным было бы считать, что идеал красоты тогда формировался под влиянием желания нравиться мужчинам, которые были ниже по социальному статусу. Проще говоря, женщина изображалась только из-за того, что по сущности только она и была человеком. Изображение женщины имело ярко выраженные половые признаки, и во многих случаях она была беременна.   Это они и вкладывали в изображения - то, что, по их мнению, символизировало здорового человека.

Экскурсовод 2В Античной Греции изображение людей впервые приобретает признаки искусства. Можно не сомневаться, что известные скульпторы древнегреческих богов носили идеальный характер. Мраморная скульптура богини красоты и любви Афродиты отображает эллинские нормы красоты и гармонии женского тела. Знания древних греков лишились мифологической окраски и приобрели характер науки, и, соответственно, красоту они пытались объяснить как форму бытия. Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения размеров. Он даже искал соответствующее числовое соотношение. Аристотель говорил, что красота - в определенном соотношении частей целого, симметрии и упорядоченности, органической целостности. Яркие воплощения идеалов античной красоты - это статуи Аполлона и Артемиды. Их тела молоды и совершенны, мысли - благородны. Типичная черта греческих изображений - это гармония пропорций, природная красота, молодость,оголенность тела.

Учитель Красота женщины в то время выражалась в красоте тела.

Экскурсовод 3Рим практически целиком перенял греческую культуру. Главная заслуга римлян - в том, что они сохранили миру древнегреческую культуру, поскольку следующие поколения, живущие на территории Древней Греции, не стремились защищать плоды греческой культуры.

Экскурсовод 1Идеалы женской красоты всегда были отображением половой морали. В Средневековье господствовала религиозная мораль: все телесное провозглашалось грехом. Женским идеалом того времени стала Богоматерь. Ее чаще всего изображали в сером, полностью закрытом одеянии, худой, с лицом, полным скорби. Плоть стала греховной, половые отношения оправдывались лишь для продолжения рода, поэтому не удивительно, что идеалом красоты того времени стали ангелы, существа, вообще не имеющие пола.

Экскурсовод 2С развитием производительных сил повышалось благосостояние людей и Деву Марию в городах стали рисовать более полной и с пухленьким младенцем на руках. Тотальная церковная цензура в сфере половой морали нередко приводила к комическим парадоксам. Например, церковь всегда пыталась бороться с проституцией, остатками античности в виде оргий, вакханалий и т. д. Символом этих персонажей становились ведьмы, которые на иконах типа «Страшного суда» изображались с распущенными волосами и почти всегда голыми. Таким образом, изображение казни ведьм на гравюрах и картинах значительно оживляет перечень скупых женских портретов и икон. В следующие эпохи ведьмы будут изображаться как символ мистицизма и свободной любви. Демонстрация картин.

 Экскурсовод 3Идеал красоты Ренессанса отличался от идеала красоты предыдущей эпохи. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Душа отходит на второй план, и перед нами во всем своем величии появляется Тело. Красота теперь снова неотрывно связана с телом. Люди вспомнили, что «когда-то они это уже видели», и искусство взяло за образец достижения Античности. В моду вошло стремление к полярной противоположности полов, и это поставило следующее правило: совершенная красота содержится в выражении половых отличий мужчины и женщины. Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом красоты. С другой стороны, мода на здоровье диктовала женщине иметь все данные для материнства - в первую очередь, большую грудь. Красивыми считали широкие бедра, крепкую талию и толстые ягодицы. Девичья красота уступала красоте зрелой женщины 35-40 лет. Одежда стала более открытой. Женщина - это изысканный источник удовольствия.

Экскурсовод 1В абсолютизма эпоху идеалы красоты дворян и простых людей значительно расходятся. Для простолюдина главным условием красоты является приспособленность человеческого тела к работе и к продолжению рода. Поэтому крестьяне мечтали о пышной, румяной супруге, которая способна к хорошему труду и к рождению крепких детей. Крестьянка, которая хорошо работает, должна хорошо питаться, а физический труд не даст ей ожиреть. Аристократы были противоположны в своих вкусах. Тонкие руки, маленькие ножки, нежное тело. В Китае ноги девочкам забивали в деревянные колодки, и они не могли не только работать, но и нормально ходить. Для еще лучшего вида была нужна пикантность. Красота тела уже не связана с наготой - обнаженными становятся лишь некоторые части тела, а одежда дамы активно подчеркивает их. Люди любят теперь больше всего юность и признают только ее красоту. Женщина никогда не становится старше двадцати. Для способа жизни аристократок беременность и кормление ребенка становится неприемлемым. Это не только выбивает женщину на определенное время из придворной жизни, но еще и вредит красоте ее тела.

Беседа: Почему эти факты вредят красоте тела?

Экскурсовод 2 Развитие производительных сил обусловило переход к капиталистическому способу производства. Закономерным результатом развития капиталистических отношений стала буржуазная революция. Главные духовные руководители революции - просветители - по-новому описали идеальную женщину, и исходили они из идеальных половых отношений. Воспевался честный брак, которому предшествовала романтическая любовь, то есть брак становился вершиной любви. И в самом буржуазном обществе скоро осознали необходимость крепкого брака: буржуазия в своем начальном состоянии находила в семье надежную опору. Вершиной брака стали дети. Снова красота женщин оценивалась способностью рождать. Требовались соответственные физические данные. Полнота указывала на регулярное и обильное питание, что, в свою очередь, свидетельствовало о материальном благосостоянии, привлекавшем теперь больше, чем женщина.

Экскурсовод 3Все предыдущие идеалы касались женского тела. Фактически это были мужские идеалы женской красоты - сугубо патриархальные идеалы. Однако в ХIX веке женщина впервые изображается с позиции человека. Художники, которые придерживались передовых демократических взглядов, начинают искать в женщине не просто телесную красоту, но и душу, ум. На лице, кроме утонченных черт, впервые появляются мысли. Теперь на картинах женщина из объекта удовольствия превращается в субъект человеческих отношений. Как пример можно рассмотреть картину российского художника Ярошенко «Курсистка». Сверток с книгами и конспектами свидетельствует о духовной красоте девушки, которая идет на учебу. Лишь одно это обстоятельство придает красоту внешнему виду девушки.Демонстрация картин

Экскурсовод 1После первой мировой войны художники уже не рисовали целое тело, а стремились изобразить его фрагментарно. Женщину тоже стали рисовать отдельными частями. Вместо фигуры - «салат» из ног, рук, бедер, грудей, причесок. Теперь идеалами женской красоты на целые десятилетия могли стать киноактрисы. Демонстрация картин

Учитель Целостного понятия идеала женской красоты уже не существует.  Последний такой «наиболее популярный» идеал - это эталон красоты, сформированный 25 лет назад владелицей одного модельного агентства в Нью-Йорке. Понятно, что здесь не идеализируют красоту и здоровье тела, а стремятся показать красоту одежды. Женщина должна быть похожа на манекен. Требования к телу следующие: минимум метр семьдесят роста, маленькая грудь, шелковые волосы, нежные плечи, длинная шея, узкая талия, красивые руки, широко расставленные глаза, не очень большой рот и не очень узкие губы. Об уме и какой-либо совершенности чувств тут, как видите, не упоминается.

Женская красота сейчас стала неплохой торговой маркой. Ею занимаются отдельные агентства, компании и даже отрасли промышленности. Женщина  выступает чистым символом желания - желания владеть всеми вещами, которые рекламируются с помощью женской красоты. Демонстрация фото анорексии

ІІІ Рефлексивно аналитический блок

  1.  Мини диспут: Есть выражение: «Красота требует жертв». Так ли это? Каких жертв? А каких требует жертв сейчас? В чем перегиб?
  2.  Учитель Может ли одна и та же Женщина быть красивой во все века?

Да

Нет

  1.  Работа в группах. Мини проект «Как стать красивым?»

Защита проектов (обработать информацию)

  1.  Компьютерная графика Перенесем героинь в другую эпоху.
  2.  «Журнал отзывов» Что больше всего понравилось? На чем основывается красота в вашем понимании?
  3.  Заключение Зачем мы ходили в музей? Игра «Микрофон»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10845. Чекаючи на Різдво. Життя суспільства 38.5 KB
  Урок 29 Тема: Життя суспільства Підтема: Чекаючи на Різдво. Мета: Навчати непідготовленому висловлюванню за темою уроку. Проконтролювати та обговорити тексти домашнього читання. Націлювати учнів на виконання тесту тематичної атестації.Обладнання: підручник. ХІД У...
10846. Святкування Нового року та Різдва 41 KB
  Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів Тема: КУЛЬТУРА. ДОЗВІЛЛЯ Підтема: Святкування Нового року та Різдва. Мета: Вчити учнів активно використовувати недавно вивчений матеріал працюючи в групі у парах індивідуально. Обладнання: підручник ка...
10847. Спорт в житті суспільства 60.5 KB
  Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів Тема: Люди. Життя суспільства. Підтема: Спорт. Мета: Розвивати вміння вживати активну лексику за темою в діалогічному та монологічниму мовленні. Тренувати учнів у вживанні прийменників. Обладнання: підручни...
10848. Спорт як професія 41.5 KB
  Тема: Люди. Життя суспільства. Підтема: Спорт як професія. Мета:Розвивати вміння вживати активну лексику у вивчених граматичних структурах.Практикувати учнів у читанні та обговоренні газетних текстів за темою уроку. Обладнання: підручник текст для читання Fr...
10849. Урок Природа й людина 71 KB
  Практикувати учнів в аудіюванні, мовленні, читанні. Тренувати учнів у вживанні конструкцій з герундієм (Gerund).
10850. Наша Земля - наш дім 32 KB
  Тема. Природа й людина УРОК 56 ПІдтема:Наша Земля наш дім. Мета:Закріпляти та розвивати мовні навички. Підкреслити необхідність захисту оточуючого середовища. Обладнання: підручник плакати малюнки за темою Our Planet Is Our Home. ПРОВЕДЕННЯ КОНФЕРЕНЦІЇ ЗА ТЕМ...
10851. День Святого Валентина, урок англійської мови 43.5 KB
  Тема: КУЛЬТУРА. ДОЗВІЛЛЯ Підтема: День Святого Валентина. Мета: Вчити учнів обговорювати теми що становлять інтерес оформляти послання до Дня Святого Валентина. Розширювати знання учнів про свята в англомовних країнах. Обладнання: підручник Being in Love... HO. ХІД У
10852. Життя з користю для інших 61.5 KB
  Тема: Люди. Життя суспільства. Підтема: Життя з користю для інших Мета: Практикувати учнів у читанні та обговоренні суспільнополітичних текстів. Сприяти заповненню інформаційних прогалин розвитку почуття поваги до досягнень людства. Обладнання: підручник текст дл
10853. Проектирование СТОА 1.63 MB
  Технологическое проектирование синтезирует большой и разнохарактерный круг организационно-технологических и экономических вопросов. Изучение этих вопросов поможет молодому инженеру-механику автомобильного транспорта достаточно емко представить и освоить почти все вопросы, которые он должен решить в своей практической деятельности на СТОА.