81709

Двенадцать А. А. Блока – поэма о революции. Чтение наизусть и разбор отрывка из поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Но вместе с тем блоковское понимание революции было ограниченным: поэт слышал в ней по преимуществу одну музыку музыку разрушения старого мира и именно ее громовое звучание он передал в Двенадцати Разумное же организующее созидательное начало пролетарской революции оставалось Блоку как и прежде; в значительной мере неясным. Восприятие Октябрьской революции как мирового пожара явственно сказалось в Двенадцати определив как сильные так и слабые стороны поэмы. Прогнивший старый мир с буржуями барынями попами и витиями осужден...

Русский

2015-02-21

31.47 KB

2 чел.

Двенадцать А. А. Блока – поэма о революции. Чтение наизусть и разбор отрывка из поэмы.

В поэме «Двенадцать» поэт с громадным вдохновением и блистательным художественным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ новой, свободной, революционной родины. Он понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном ото которого должен сгореть «весь старый мир дотла». Но вместе с тем блоковское понимание революции было ограниченным: поэт слышал в ней по преимуществу одну «музыку» — музыку разрушения старого мира, и именно ее громовое звучание он передал в «Двенадцати», Разумное же, организующее, созидательное начало пролетарской революции оставалось Блоку, как и прежде; в значительной мере неясным.

Восприятие Октябрьской революции как «мирового пожара» явственно сказалось в «Двенадцати», определив как сильные, так и слабые стороны поэмы. Прогнивший старый мир с буржуями, барынями, попами и «витиями» осужден в «Двенадцати» со «святой злобой», с полной беспощадностью. Поистине великолепен найденный Блоком сильный и смелый образ этого рухнувшего мира:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Но в героях поэмы—двенадцати красногвардейцах, вышедших на разрушение старого мира, как они изображены Блоком, — больше от анархической «вольницы», нежели от авангарда рабочего класса, который обеспечил победу революции. Такая «вольница» тоже действовала в революционные дни, но ее, говоря словами Маяковского, «...прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды» (кстати сказать, Маяковский говорил это в поэме «Хорошо!», полемизируя именно с блоковским пониманием революция). Блок в «Двенадцати» не показал этого направляющего начала в пролетарской революции и тем самым не показал того, что составляло ее главную и решающую силу, и это, конечно, является существенным идейным пороком

Кроме того, ложным оказался в «Двенадцати» образ Христа, возглавляющего победный марш красногвардейцев. Блок исходил при том из своего представления о раннем христианстве, как о великой нравственной силе, которая сокрушила изживший себя языческий мир. Сопоставляя распад римской государственности с падением царской России, Блок привлек образ Христа в качестве символа того нового мира, во имя которого герои поэмы творят справедливое историческое возмездие над старым миром. Такова была внутренняя логика блоковского замысла.

Однако нужно признать, что, каковы бы ни были субъективные осмысления поэтом образа Христа, образ этот, в течение веков служивший орудием поповщины, несет в себе объективно-реакционный смысл и в силу этого резко противоречит общей идейно-политической направленности поэмы. Справедливость требует добавить, что сам Блок сомневался в идейно-художественной закономерности своего замысла. «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати», — сказал он однажды. — Я хотел бы, чтобы этот конец был иной».

Но главное в «Двенадцати», конечно, не идеалистические заблуждения Блока и не ограниченное пониманье им реальных движущих сил пролетарской революции, а тот высокий революционно-романтический пафос, то живое ощущение величия и всемирно-исторического значения Октября, которым всецело проникнута поэма. «Вдаль идут державным шагом...» — сказано.в поэме о ее героях. Это и есть главное, что определяет смысл и значение «Двенадцати». На это главное в поэме указал в свое время Л. М. Горький. Говоря о том, что истинно романтическая, революционно-романтическая литература—это та, которая «верует в завтрашний день», в которой «сквозит сияние будущего», Горький сослался на «Двенадцать».

Печать времени лежит на всей художественной структуре и образной ткани поэмы. В самих ее ритмах и интонациях, в напряженности и прерывистости ее стихового темпа отозвался шум крушения старого мира. Новое, революционное содержание властно требовало новой стихотворной формы, и Блок, резко изменив свою обычную творческую манеру, обратился в «Двенадцати» к народным, песенно-частушечным формам стиха, к живой разговорной речи петроградской улицы революционных дней, к языку революционных лозунгов и прокламаций. Никогда раньше Блоку не удавалось писать так свободно и просто.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8622. Особенности античной философии. Философы Милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен 123.5 KB
  Особенности античной философии. Философы Милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Вопросы: 1. Является ли ранняя греческая мысль наукой? Ответ обоснуйте. 2. Является ли ранняя греческая мысль религией? Ответ обоснуйте. 3. Какие три идеи скрыва...
8623. Философия Парменида и Зенона 194 KB
  Философия Парменида и Зенона ПАРМЕНИД (540-470 до н.э.) Парменид, ученик Ксенофана и пифагорейца Аминия, был жителем полиса Элея, для которого разработал законы. Его годы творческого расцвета пришлись на 69-ю олимпиаду.Учение Парменида занимае...
8624. Философия Гераклита и Демокрита 33 KB
  Философия Гераклита и Демокрита Афоризмы Гераклита: Эту-вот Речь (Логос) сущую люди не понимают и прежде, чем выслушать её, и выслушав однажды. Ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим её, даро...
8625. Сократ и софисты 113 KB
  Сократ и софисты Вопросы: 1. Какие определения благочестия даёт Евтифрон. Как опровергает эти определения Сократ? 3. Какова цель Сократовских бесед, если ответа в конце каждого диалога не даётся? 3. Можно ли вообще дать определение благочестию? Е...
8626. Философия Аристотеля. Аристотель кается перед Платоном 92.5 KB
  Философия Аристотеля Вопросы: 1. Что Аристотель называет началом, которым «должен владеть всякий, кто постигает какую-либо вещь»? При помощи какого метода строит свою философию Аристотель? 2. В чём состоит критика Аристотелем Платоновской теории иде...
8627. Философия Средних веков (богословие) и эпохи Возрождения 130 KB
  Философия Средних веков (богословие) и эпохи Возрождения Вопросы: 1. В чём отличие богословия от философского мышления? 2. Какие ступени познания выделяет Плотин? В чём отличие учения Плотина от богословия? 3. Какие два монотеизма противостоят друг ...
8628. Философия Р.Декарта и Ф.Бэкона 249 KB
  Философия Р.Декарта и Ф.Бэкона Р.Декарт РАЗЫСКАНИЕ ИСТИНЫ ПОСРЕДСТВОМ ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА, который сам по себе, не прибегая к содействию религии или философии, определяет мнения, кои должен иметь добропорядочный человек относительно всех предметов, ...
8629. Философия И.Канта 102.5 KB
  Философия И.Канта Вопросы: 1. В чём отличие эмпирических знаний от априорных? 2. Какие признаки априорного знания выделяет И.Кант? Какова задача философии, по Канту? Чем обусловлена постановка задачи? 3. Какую классификацию суждений предлагает Кант?...
8630. Русская религиозная философия 19-20 веков 68 KB
  Русская религиозная философия 19-20 вв. Вопросы: 1. Какой должна стать русская философия? С каким предметом она должна иметь дело? 2. Как И.Ильин аргументирует необходимость отказа от намеренного выдумывания философских систем? 3. Каков закон иссл...