81709

Двенадцать А. А. Блока – поэма о революции. Чтение наизусть и разбор отрывка из поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Но вместе с тем блоковское понимание революции было ограниченным: поэт слышал в ней по преимуществу одну музыку музыку разрушения старого мира и именно ее громовое звучание он передал в Двенадцати Разумное же организующее созидательное начало пролетарской революции оставалось Блоку как и прежде; в значительной мере неясным. Восприятие Октябрьской революции как мирового пожара явственно сказалось в Двенадцати определив как сильные так и слабые стороны поэмы. Прогнивший старый мир с буржуями барынями попами и витиями осужден...

Русский

2015-02-21

31.47 KB

2 чел.

Двенадцать А. А. Блока – поэма о революции. Чтение наизусть и разбор отрывка из поэмы.

В поэме «Двенадцать» поэт с громадным вдохновением и блистательным художественным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ новой, свободной, революционной родины. Он понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном ото которого должен сгореть «весь старый мир дотла». Но вместе с тем блоковское понимание революции было ограниченным: поэт слышал в ней по преимуществу одну «музыку» — музыку разрушения старого мира, и именно ее громовое звучание он передал в «Двенадцати», Разумное же, организующее, созидательное начало пролетарской революции оставалось Блоку, как и прежде; в значительной мере неясным.

Восприятие Октябрьской революции как «мирового пожара» явственно сказалось в «Двенадцати», определив как сильные, так и слабые стороны поэмы. Прогнивший старый мир с буржуями, барынями, попами и «витиями» осужден в «Двенадцати» со «святой злобой», с полной беспощадностью. Поистине великолепен найденный Блоком сильный и смелый образ этого рухнувшего мира:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Но в героях поэмы—двенадцати красногвардейцах, вышедших на разрушение старого мира, как они изображены Блоком, — больше от анархической «вольницы», нежели от авангарда рабочего класса, который обеспечил победу революции. Такая «вольница» тоже действовала в революционные дни, но ее, говоря словами Маяковского, «...прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды» (кстати сказать, Маяковский говорил это в поэме «Хорошо!», полемизируя именно с блоковским пониманием революция). Блок в «Двенадцати» не показал этого направляющего начала в пролетарской революции и тем самым не показал того, что составляло ее главную и решающую силу, и это, конечно, является существенным идейным пороком

Кроме того, ложным оказался в «Двенадцати» образ Христа, возглавляющего победный марш красногвардейцев. Блок исходил при том из своего представления о раннем христианстве, как о великой нравственной силе, которая сокрушила изживший себя языческий мир. Сопоставляя распад римской государственности с падением царской России, Блок привлек образ Христа в качестве символа того нового мира, во имя которого герои поэмы творят справедливое историческое возмездие над старым миром. Такова была внутренняя логика блоковского замысла.

Однако нужно признать, что, каковы бы ни были субъективные осмысления поэтом образа Христа, образ этот, в течение веков служивший орудием поповщины, несет в себе объективно-реакционный смысл и в силу этого резко противоречит общей идейно-политической направленности поэмы. Справедливость требует добавить, что сам Блок сомневался в идейно-художественной закономерности своего замысла. «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати», — сказал он однажды. — Я хотел бы, чтобы этот конец был иной».

Но главное в «Двенадцати», конечно, не идеалистические заблуждения Блока и не ограниченное пониманье им реальных движущих сил пролетарской революции, а тот высокий революционно-романтический пафос, то живое ощущение величия и всемирно-исторического значения Октября, которым всецело проникнута поэма. «Вдаль идут державным шагом...» — сказано.в поэме о ее героях. Это и есть главное, что определяет смысл и значение «Двенадцати». На это главное в поэме указал в свое время Л. М. Горький. Говоря о том, что истинно романтическая, революционно-романтическая литература—это та, которая «верует в завтрашний день», в которой «сквозит сияние будущего», Горький сослался на «Двенадцать».

Печать времени лежит на всей художественной структуре и образной ткани поэмы. В самих ее ритмах и интонациях, в напряженности и прерывистости ее стихового темпа отозвался шум крушения старого мира. Новое, революционное содержание властно требовало новой стихотворной формы, и Блок, резко изменив свою обычную творческую манеру, обратился в «Двенадцати» к народным, песенно-частушечным формам стиха, к живой разговорной речи петроградской улицы революционных дней, к языку революционных лозунгов и прокламаций. Никогда раньше Блоку не удавалось писать так свободно и просто.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52793. Влияние духовной жизни на здоровье человека 33.5 KB
  Донецка Интегрированный урок курсов Этика и Основы здоровья в 5м классе на тему Влияние духовной жизни на здоровье человека Подготовила: учитель Пак В. Тема: Влияние духовной жизни на здоровье человека. Цель урока: рассказать ученикам о влиянии духовной жизни на здоровье человека; подвести их к выводу о взаимосвязи духовного и физического здоровья; привить стремление к духовнонравственному благополучию; формировать ответственность за свое здоровье жизнь и здоровье других людей. На прошлом уроке мы с вами говорили о том что...
52794. Урок духовності. Весна – красна 53 KB
  Хід уроку Учитель: Доброго дня учні Доброго дня гості Сьогодні ми побуваємо в гостях у наших предків ознайомимося з національними скарбами українського народу щоб зрозуміти наскільки багата наша культура і невичерпна духовність. Пісня В саду гуляла Учитель: Традиції залишаються вірними собі. Пісня Два кольори Учитель: традиції залишаються а земля змінюється і оновлюється. Учитель: 1 березня 14 березня за новим стилем день Явдохи це свято є вісником весни.
52795. СТАНОВЛЕНННЯ ДУХОВНОСТІ ОСОБИСТОСТІ 32 KB
  Вибір соціальногуманістичного змісту життя диктує шляхи й засоби реалізації високого суспільного ідеалу виховання вільної гармонійної духовноінтелектуальної високоморальної творчої особистості адаптованої до нових умов різнобічно розвиненої соціально зрілої яка успішно засвоює цінніснонормативний досвід попередніх поколінь людства й свого народу виробляючи свій власний досвід діяльності творчості спілкування. Де пролягає шлях до духовності учня Насамперед через духовність вчителя мудрого наставника який...
52796. Наша дума, наша пісня – не вмре, не загине 57.5 KB
  Київ В сценарії висвітлено роль значення і невичерпну силу пісні в житті людини від прапрадівських часів до наших днів. Армійські маршові пісні. Стрілецькі пісні. Пісні про Велику Вітчизняну війну.
52797. Любов’ю збережемо здоров’я нації 37.5 KB
  Але набагато страшнішим є те що люди не лише ламають свою вагу а й втручаються в роботу дитячих ваг ламаючи їх в присутності дітей зважують своєю зламаною вагою вчинки інших навязуючи свої помилкові твердження словом грають на струнах дитячих душ. Ми вчителі дуже раділи коли за такий короткий час підготували дітей до виступу. Та як ми були здивовані спостерігаючи за реакцією батьків на виступ дітей. А ця неприязнь до чужих дітей передається власним діткам.
52798. Древнейшие государства Двуречья 95 KB
  Ожидаемые результаты: После этого урока учащиеся смогут: характеризовать природно-климатические условия и географическое положение государств Двуречья; называть племена которые населяли Двуречье в древности первые цивилизации в долинах Тигра и Евфрата; определять закономерности развития цивилизаций в долинах рек на примерах изучаемой страны; продолжать работу с атласом и контурной картой показывать на настенной демонстрируемой карте и в атласе территорию Двуречья отмечать ее на контурной карте; применять и объяснять понятия и...
52799. СЦЕНАРІЙ ЛІТЕРАТУРНО-МИСТЕЦЬКОГО ЗАХОДУ «ДЖЕРЕЛО ТВОРЧОСТІ» 176.5 KB
  Якою джерельною чистою мовою говориш ти сьогодні. 1ша ведуча Звичайно джерельною А ти взагалі бачив джерельце Ти бачив те маленьке диво чудо природи Як воно ніжне але таке сильне виплескує на землю воду потім утворює струмок напуває річку несе воду до моря А море живить океан океан життя океан творчості 2й ведучий Твоя розповідь нагадала мені як у нашому житті зявляється творча особистість як проходить її становлення як вона самореалізується. 2й ведучий Ласкаво просимо з нами побувати у мандрівці Разом з...
52800. Сценарій свята Останнього дзвоника 96 KB
  Ведучий 1: Увага Увага Увага Учень: День сьогодні такий незвичний Сонце встало умите в росі Скликав в школу нас дзвоник останній І зібрались на свято усі. Ведучий 2: Але стривайте Яке ж свято без випускників початкової школи Тож давайте запросимо їх на урочисту лінійку Ведучий 1: Злинь же музико в небо гучніше В добру пору лунай в добрий час Вище голови Йдіть веселіше Бо усі вже чекають на вас Звучить музика. Ведучий 2: Свято...