81709

Двенадцать А. А. Блока – поэма о революции. Чтение наизусть и разбор отрывка из поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Но вместе с тем блоковское понимание революции было ограниченным: поэт слышал в ней по преимуществу одну музыку музыку разрушения старого мира и именно ее громовое звучание он передал в Двенадцати Разумное же организующее созидательное начало пролетарской революции оставалось Блоку как и прежде; в значительной мере неясным. Восприятие Октябрьской революции как мирового пожара явственно сказалось в Двенадцати определив как сильные так и слабые стороны поэмы. Прогнивший старый мир с буржуями барынями попами и витиями осужден...

Русский

2015-02-21

31.47 KB

2 чел.

Двенадцать А. А. Блока – поэма о революции. Чтение наизусть и разбор отрывка из поэмы.

В поэме «Двенадцать» поэт с громадным вдохновением и блистательным художественным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ новой, свободной, революционной родины. Он понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном ото которого должен сгореть «весь старый мир дотла». Но вместе с тем блоковское понимание революции было ограниченным: поэт слышал в ней по преимуществу одну «музыку» — музыку разрушения старого мира, и именно ее громовое звучание он передал в «Двенадцати», Разумное же, организующее, созидательное начало пролетарской революции оставалось Блоку, как и прежде; в значительной мере неясным.

Восприятие Октябрьской революции как «мирового пожара» явственно сказалось в «Двенадцати», определив как сильные, так и слабые стороны поэмы. Прогнивший старый мир с буржуями, барынями, попами и «витиями» осужден в «Двенадцати» со «святой злобой», с полной беспощадностью. Поистине великолепен найденный Блоком сильный и смелый образ этого рухнувшего мира:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Но в героях поэмы—двенадцати красногвардейцах, вышедших на разрушение старого мира, как они изображены Блоком, — больше от анархической «вольницы», нежели от авангарда рабочего класса, который обеспечил победу революции. Такая «вольница» тоже действовала в революционные дни, но ее, говоря словами Маяковского, «...прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды» (кстати сказать, Маяковский говорил это в поэме «Хорошо!», полемизируя именно с блоковским пониманием революция). Блок в «Двенадцати» не показал этого направляющего начала в пролетарской революции и тем самым не показал того, что составляло ее главную и решающую силу, и это, конечно, является существенным идейным пороком

Кроме того, ложным оказался в «Двенадцати» образ Христа, возглавляющего победный марш красногвардейцев. Блок исходил при том из своего представления о раннем христианстве, как о великой нравственной силе, которая сокрушила изживший себя языческий мир. Сопоставляя распад римской государственности с падением царской России, Блок привлек образ Христа в качестве символа того нового мира, во имя которого герои поэмы творят справедливое историческое возмездие над старым миром. Такова была внутренняя логика блоковского замысла.

Однако нужно признать, что, каковы бы ни были субъективные осмысления поэтом образа Христа, образ этот, в течение веков служивший орудием поповщины, несет в себе объективно-реакционный смысл и в силу этого резко противоречит общей идейно-политической направленности поэмы. Справедливость требует добавить, что сам Блок сомневался в идейно-художественной закономерности своего замысла. «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати», — сказал он однажды. — Я хотел бы, чтобы этот конец был иной».

Но главное в «Двенадцати», конечно, не идеалистические заблуждения Блока и не ограниченное пониманье им реальных движущих сил пролетарской революции, а тот высокий революционно-романтический пафос, то живое ощущение величия и всемирно-исторического значения Октября, которым всецело проникнута поэма. «Вдаль идут державным шагом...» — сказано.в поэме о ее героях. Это и есть главное, что определяет смысл и значение «Двенадцати». На это главное в поэме указал в свое время Л. М. Горький. Говоря о том, что истинно романтическая, революционно-романтическая литература—это та, которая «верует в завтрашний день», в которой «сквозит сияние будущего», Горький сослался на «Двенадцать».

Печать времени лежит на всей художественной структуре и образной ткани поэмы. В самих ее ритмах и интонациях, в напряженности и прерывистости ее стихового темпа отозвался шум крушения старого мира. Новое, революционное содержание властно требовало новой стихотворной формы, и Блок, резко изменив свою обычную творческую манеру, обратился в «Двенадцати» к народным, песенно-частушечным формам стиха, к живой разговорной речи петроградской улицы революционных дней, к языку революционных лозунгов и прокламаций. Никогда раньше Блоку не удавалось писать так свободно и просто.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72836. Круговорот кислорода в природе 73 KB
  В пределах биосферы происходит быстрый обмен кислорода среды с живыми организмами или их остатками после гибели. Господствующей формой нахождения кислорода в атмосфере является молекула О2. Круговорот кислорода в биосфере весьма сложен поскольку он вступает во множество химических соединений...
72837. Типы круговоротов веществ в природе: геологический, биологический и антропогенный 71 KB
  Большой круговорот веществ в природе геологический обусловлен взаимодействием солнечной энергии с глубинной энергией Земли и осуществляет перераспределение вещества между биосферой и более глубокими горизонтами Земли.
72838. Местообитания и экологическая ниша. Типы связей и взаимоотношений между организмами 80.5 KB
  Для того чтобы описать экологическую нишу организма нужно знать чем он питается кому он служит пищей его способность к передвижению и его воздействие на другие организмы и на неживые элементы внешней среды.
72839. Нормирование ЭМП. Защита от воздействия электромагнитных полей 67 KB
  Различные виды неионизирующих излучений электромагнитных полей ЭМП оказывают разное физиологическое воздействие. В связи со всё большим распространением источников ЭМП в быту СВЧ микроволновые печи мобильные телефоны телерадиовещание и на производстве оборудование ТВЧ радиосвязь...
72840. Техногенные источники электромагнитных полей. Электростатические поля. Биологическое действие электромагнитных полей 62 KB
  Однако за последние 50-60 лет возник и сформировался новый значимый фактор окружающей среды – ЭМП антропогенного происхождения или электромагнитный смог. Его создают 2 большие группы искусственных источников: изделия которые специально создавались для излучения электромагнитной энергии...
72841. Воздействие вредных веществ на организм человека в условиях производства. Системы промышленной вентиляции и кондиционирования 66 KB
  Вредные вещества могут проникать в организм человека через органы дыхания органы пищеварения а также кожу и слизистые оболочки. Через дыхательные пути попадают пары газо и пылеобразные вещества через кожу -– преимущественно жидкие вещества.
72843. Промышленные источники вибраций. Биологическое действие вибраций. Нормирование вибраций 61 KB
  Вибрация - это механическое колебательное движение системы с упругими связями; движение точки или механической системы, при котором происходит поочередное возрастание и убывание во времени значений по крайней мере одной координаты.
72844. Инфразвук. Средства защиты от инфразвука 58.5 KB
  Снижение неблагоприятного воздействия инфразвука достигается комплексом инженерно-технических и медицинских мероприятий основными из которых являются: устранение причин генерации инфразвука в источнике образования повышение жесткости конструкций больших размеров устранение...