81709

Двенадцать А. А. Блока – поэма о революции. Чтение наизусть и разбор отрывка из поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Но вместе с тем блоковское понимание революции было ограниченным: поэт слышал в ней по преимуществу одну музыку музыку разрушения старого мира и именно ее громовое звучание он передал в Двенадцати Разумное же организующее созидательное начало пролетарской революции оставалось Блоку как и прежде; в значительной мере неясным. Восприятие Октябрьской революции как мирового пожара явственно сказалось в Двенадцати определив как сильные так и слабые стороны поэмы. Прогнивший старый мир с буржуями барынями попами и витиями осужден...

Русский

2015-02-21

31.47 KB

2 чел.

Двенадцать А. А. Блока – поэма о революции. Чтение наизусть и разбор отрывка из поэмы.

В поэме «Двенадцать» поэт с громадным вдохновением и блистательным художественным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ новой, свободной, революционной родины. Он понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном ото которого должен сгореть «весь старый мир дотла». Но вместе с тем блоковское понимание революции было ограниченным: поэт слышал в ней по преимуществу одну «музыку» — музыку разрушения старого мира, и именно ее громовое звучание он передал в «Двенадцати», Разумное же, организующее, созидательное начало пролетарской революции оставалось Блоку, как и прежде; в значительной мере неясным.

Восприятие Октябрьской революции как «мирового пожара» явственно сказалось в «Двенадцати», определив как сильные, так и слабые стороны поэмы. Прогнивший старый мир с буржуями, барынями, попами и «витиями» осужден в «Двенадцати» со «святой злобой», с полной беспощадностью. Поистине великолепен найденный Блоком сильный и смелый образ этого рухнувшего мира:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Но в героях поэмы—двенадцати красногвардейцах, вышедших на разрушение старого мира, как они изображены Блоком, — больше от анархической «вольницы», нежели от авангарда рабочего класса, который обеспечил победу революции. Такая «вольница» тоже действовала в революционные дни, но ее, говоря словами Маяковского, «...прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды» (кстати сказать, Маяковский говорил это в поэме «Хорошо!», полемизируя именно с блоковским пониманием революция). Блок в «Двенадцати» не показал этого направляющего начала в пролетарской революции и тем самым не показал того, что составляло ее главную и решающую силу, и это, конечно, является существенным идейным пороком

Кроме того, ложным оказался в «Двенадцати» образ Христа, возглавляющего победный марш красногвардейцев. Блок исходил при том из своего представления о раннем христианстве, как о великой нравственной силе, которая сокрушила изживший себя языческий мир. Сопоставляя распад римской государственности с падением царской России, Блок привлек образ Христа в качестве символа того нового мира, во имя которого герои поэмы творят справедливое историческое возмездие над старым миром. Такова была внутренняя логика блоковского замысла.

Однако нужно признать, что, каковы бы ни были субъективные осмысления поэтом образа Христа, образ этот, в течение веков служивший орудием поповщины, несет в себе объективно-реакционный смысл и в силу этого резко противоречит общей идейно-политической направленности поэмы. Справедливость требует добавить, что сам Блок сомневался в идейно-художественной закономерности своего замысла. «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати», — сказал он однажды. — Я хотел бы, чтобы этот конец был иной».

Но главное в «Двенадцати», конечно, не идеалистические заблуждения Блока и не ограниченное пониманье им реальных движущих сил пролетарской революции, а тот высокий революционно-романтический пафос, то живое ощущение величия и всемирно-исторического значения Октября, которым всецело проникнута поэма. «Вдаль идут державным шагом...» — сказано.в поэме о ее героях. Это и есть главное, что определяет смысл и значение «Двенадцати». На это главное в поэме указал в свое время Л. М. Горький. Говоря о том, что истинно романтическая, революционно-романтическая литература—это та, которая «верует в завтрашний день», в которой «сквозит сияние будущего», Горький сослался на «Двенадцать».

Печать времени лежит на всей художественной структуре и образной ткани поэмы. В самих ее ритмах и интонациях, в напряженности и прерывистости ее стихового темпа отозвался шум крушения старого мира. Новое, революционное содержание властно требовало новой стихотворной формы, и Блок, резко изменив свою обычную творческую манеру, обратился в «Двенадцати» к народным, песенно-частушечным формам стиха, к живой разговорной речи петроградской улицы революционных дней, к языку революционных лозунгов и прокламаций. Никогда раньше Блоку не удавалось писать так свободно и просто.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6662. Результаты исследований по методу ген-кандидат 28.49 KB
  Результаты исследований по методу ген-кандидат При подходе ген-кандидат целенаправленно выясняют роль того или иного гена, выбранного исходя из функции его белкового продукта в этиопатогенезе заболевания. В случае РС гены-кандидаты выбирали на осн...
6663. Результаты семейных исследований генетики РС 20.22 KB
  Результаты семейных исследований генетики РС Исследование семей с несколькими случаями РС наиболее информативно для доказательства сцепления маркера и РС. В то же время следует отметить, что не исключена возможность того, что семейный РС генетически...
6664. Ассоциации РС с несколькими полиморфными участками 19.22 KB
  Ассоциации РС с несколькими полиморфными участками Относительно неразработанным направлением при исследовании генетической предрасположенности РС является анализ ассоциаций РС с сочетанной встречаемостью аллелей различных генов-кандидатов. Если выяв...
6665. Результаты полного геномного поиска при РС 20.14 KB
  Результаты полного геномного поиска при РС. Полный геномный поиск при РС с применением анализа сцепления проводили для различных этнических групп в разных странах, затем по данным этих исследований провели два мета-анализа, объединяющие результаты с...
6666. Ассоциации полиморфных участков генома с клинической картиной РС 22.5 KB
  Ассоциации полиморфных участков генома с клинической картиной РС. Одним из преимуществ подхода ген-кандидат является возможность выявить ассоциации генов не только с заболеванием в целом, но и с различными клиническими характеристиками заболевания, ...
6667. Фармакогенетический анализ при РС 24.81 KB
  Фармакогенетический анализ при РС Фармакогенетический анализ, направленный на изучение эффективности терапии лекарственными препаратами в зависимости от генетических особенностей больных, становится все более важным направлением генетических исследо...
6668. Эпилепсия - хроническое заболевание головного мозга 26.68 KB
  Эпилепсия - хроническое заболевание головного мозга, причиной которого является чрезмерная нейронная активность. В настоящее время выделяют следующие типы эпилепсий: Локализационно обусловленные (фокальные, локальные, парциальны...
6669. Фокальные (парциальные) формы эпилепсии 29.27 KB
  Фокальные (парциальные) формы эпилепсии Клиническая картина парциальных приступов зависит от расположения очага поражения. Простой парциальный приступ протекает без изменения или потери сознания, пациент сам рассказывает о своих ощущениях (в случае,...
6670. Генетические факторы в развитии цереброваскулярной патологии 20.98 KB
  Генетические факторы в развитии цереброваскулярной патологии Цереброваскулярная патология и, в частности, инсульт занимают одно из ведущих мест в структуре смертности и инвалидизации в Российской Федерации и в мире. Основными факторами риска церебро...