81709

Двенадцать А. А. Блока – поэма о революции. Чтение наизусть и разбор отрывка из поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Но вместе с тем блоковское понимание революции было ограниченным: поэт слышал в ней по преимуществу одну музыку музыку разрушения старого мира и именно ее громовое звучание он передал в Двенадцати Разумное же организующее созидательное начало пролетарской революции оставалось Блоку как и прежде; в значительной мере неясным. Восприятие Октябрьской революции как мирового пожара явственно сказалось в Двенадцати определив как сильные так и слабые стороны поэмы. Прогнивший старый мир с буржуями барынями попами и витиями осужден...

Русский

2015-02-21

31.47 KB

2 чел.

Двенадцать А. А. Блока – поэма о революции. Чтение наизусть и разбор отрывка из поэмы.

В поэме «Двенадцать» поэт с громадным вдохновением и блистательным художественным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ новой, свободной, революционной родины. Он понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном ото которого должен сгореть «весь старый мир дотла». Но вместе с тем блоковское понимание революции было ограниченным: поэт слышал в ней по преимуществу одну «музыку» — музыку разрушения старого мира, и именно ее громовое звучание он передал в «Двенадцати», Разумное же, организующее, созидательное начало пролетарской революции оставалось Блоку, как и прежде; в значительной мере неясным.

Восприятие Октябрьской революции как «мирового пожара» явственно сказалось в «Двенадцати», определив как сильные, так и слабые стороны поэмы. Прогнивший старый мир с буржуями, барынями, попами и «витиями» осужден в «Двенадцати» со «святой злобой», с полной беспощадностью. Поистине великолепен найденный Блоком сильный и смелый образ этого рухнувшего мира:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Но в героях поэмы—двенадцати красногвардейцах, вышедших на разрушение старого мира, как они изображены Блоком, — больше от анархической «вольницы», нежели от авангарда рабочего класса, который обеспечил победу революции. Такая «вольница» тоже действовала в революционные дни, но ее, говоря словами Маяковского, «...прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды» (кстати сказать, Маяковский говорил это в поэме «Хорошо!», полемизируя именно с блоковским пониманием революция). Блок в «Двенадцати» не показал этого направляющего начала в пролетарской революции и тем самым не показал того, что составляло ее главную и решающую силу, и это, конечно, является существенным идейным пороком

Кроме того, ложным оказался в «Двенадцати» образ Христа, возглавляющего победный марш красногвардейцев. Блок исходил при том из своего представления о раннем христианстве, как о великой нравственной силе, которая сокрушила изживший себя языческий мир. Сопоставляя распад римской государственности с падением царской России, Блок привлек образ Христа в качестве символа того нового мира, во имя которого герои поэмы творят справедливое историческое возмездие над старым миром. Такова была внутренняя логика блоковского замысла.

Однако нужно признать, что, каковы бы ни были субъективные осмысления поэтом образа Христа, образ этот, в течение веков служивший орудием поповщины, несет в себе объективно-реакционный смысл и в силу этого резко противоречит общей идейно-политической направленности поэмы. Справедливость требует добавить, что сам Блок сомневался в идейно-художественной закономерности своего замысла. «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати», — сказал он однажды. — Я хотел бы, чтобы этот конец был иной».

Но главное в «Двенадцати», конечно, не идеалистические заблуждения Блока и не ограниченное пониманье им реальных движущих сил пролетарской революции, а тот высокий революционно-романтический пафос, то живое ощущение величия и всемирно-исторического значения Октября, которым всецело проникнута поэма. «Вдаль идут державным шагом...» — сказано.в поэме о ее героях. Это и есть главное, что определяет смысл и значение «Двенадцати». На это главное в поэме указал в свое время Л. М. Горький. Говоря о том, что истинно романтическая, революционно-романтическая литература—это та, которая «верует в завтрашний день», в которой «сквозит сияние будущего», Горький сослался на «Двенадцать».

Печать времени лежит на всей художественной структуре и образной ткани поэмы. В самих ее ритмах и интонациях, в напряженности и прерывистости ее стихового темпа отозвался шум крушения старого мира. Новое, революционное содержание властно требовало новой стихотворной формы, и Блок, резко изменив свою обычную творческую манеру, обратился в «Двенадцати» к народным, песенно-частушечным формам стиха, к живой разговорной речи петроградской улицы революционных дней, к языку революционных лозунгов и прокламаций. Никогда раньше Блоку не удавалось писать так свободно и просто.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30261. Второй этап формирования литературоведческой науки: средневековье, схоластический 28 KB
  Для схоластики характерно использование философского мето да. Од нако такая общая оценка средневековой схоластики была бы оши бочной. Общая оценка схоластики часто испытывала влияние критики со стороны гуманизма и Реформации. Появлению и развитию схоластики в первую очередь способствовали два фактора: обновление церкви которое среди прочего выражалось в реформе монашества движение Клюни а также усилившаяся к тому времени взаимосвязь между философским образованием и богословием.
30262. Филология как наука. Вспомогательные литературоведческие дисциплины 25 KB
  Аристотель был первым кто попытался их систематизировать в своей книге первый дал теорию жанров и теорию родов литературы эпос драма лирика. Современное литературоведение состоит из: теории литературы истории литературы литературной критики. Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса литературу как форму общественного сознания литературные произведения как единое целое специфику взаимоотношений автора произведения и читателя. Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами а...
30263. Понятие об уровнях текста 23.5 KB
  Первый верхний уровень идейнообразный. Второй уровень средний стилистический. Третий уровень нижний фонический звуковой. Нижний звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить в стихотворении хореический ритм или аллитерацию на р нет даже надобности знать язык на котором оно написано это и так слышно.
30264. Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста 26 KB
  Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения Изучение литературы нельзя считать процессом направленным только на получение специфических знаний воспитание души и расширение читательского кругозора это прежде всего проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка âодного из самых великих творений человечестваâ. Лингвистический анализ художественного текста это фундамент его...
30265. Образный уровень текста. Поэтическая лексика, её художественные функции 23 KB
  Поэтическая лексика её художественные функции Слова образность образный используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова как живость наглядность красочность изображения неотъемлемый признак всякого вида искусства форма осознания действительности с позиций какогото эстетического идеала образность речи частное ее проявление. Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы.
30266. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: портретная, речевая характеристика 23.5 KB
  Способы психологической характеристики персонажа: портретная речевая характеристика ПОРТРЕТ в литературе описание внешнего облика персонажа лица фигуры мимики одежды один из способов его характеристики. Место портрета в произведении равно как и способы его создания менялось. В фольклоре в античной и средневековой литературе где индивидуальное начало было выражено довольно слабо портретные характеристики либо вовсе отсутствовали либо сводились к предельно обобщённым описаниям и устойчивым эпитетам которые прямо соответствовали...
30267. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: характеристика через биографию, через художественную деталь, через точку зрения других персонажей и др 23 KB
  Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов это и характер и внешность и профессия и увлечения и круг знакомств и отношение к себе и окружающим. Один из главных речь персонажа в полной мере раскрывающая и внутренний мир и образ жизни.Характеризующая чтобы лучше раскрыть образ героя его индивидуальность подчеркнуть какието черты характера или принадлежность к определенной группе профессиональной этнической социальной особенности воспитания.Выделительная чтобы сделать образ запоминающимся...
30268. Сюжетно-композиционный уровень текста. Сюжет. Мотив. Фабула 35.5 KB
  Сюжет. Фабула Сюжет то что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов система событий художественного произведения раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий единство развивающееся во времени а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое ретроспективами и экскурсами в будущее; в преднамеренно измененной последовательности.
30269. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного пространства 24.5 KB
  Понятие о хронотопе М. Виды хронотопов: Пространственновременная организация литературного произведения хронотоп. Под хронотопом М. По Бахтину хронотоп в первую очередь принадлежность романа.