81710

Испытание любовью как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики 19 веке

Доклад

Литература и библиотековедение

Способность человека любить – это для Т. критерий его состоятельности, и своих героев писатель непременно проводит через это испытание. Любовь в мироощущении Т. всегда отмечена знаком трагедии. Он говорит о чувстве либо отвергнутом, либо неосуществленном, либо оборванном на первой высокой ноте. Любовь трагична, ибо она по сути своей есть стремление к идеалу, идеал же недостижим.

Русский

2015-02-21

33.02 KB

0 чел.

Испытание любовью как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики 19 в.

И. С. Тургенев (1818 – 1883)

Через всю жизнь пронес Т. «веру в добро, красоту и женскую любовь». В понимании Т., любовь – одна из первооснов, первостихий бытия.

Способность человека любить – это для Т. критерий его состоятельности, и своих героев писатель непременно проводит через это испытание. Любовь в мироощущении Т. всегда отмечена знаком трагедии. Он говорит о чувстве либо отвергнутом, либо неосуществленном, либо оборванном на первой высокой ноте. Любовь трагична, ибо она по сути своей есть стремление к идеалу, идеал же недостижим.

Тема любви – главная в творчестве Т. – тесно связана для него с одним из вечных и неразрешимых вопросов, терзающих человечество, - вопросом о смысле жизни.

Повесть «Первая любовь» (1860)

Может быть, не было бы в прозе Тургенева такого удивительного лиризма и такого глубокого проникновения в человеческую душу и суть бытия, если бы его первая «небесная» любовь не пришла к нему в 15 лет, когда так остры и безоглядны чувства; если бы не была она безответной; если бы счастливым соперником его не оказался собственный отец. Владимир, его отец, Зинаида – все герои повести достойны друг друга и ворвавшейся в их жизнь страсти. Кажущаяся сперва легкомысленной, вздорной, порою небрежно-жестокой, Зинаида оказывается исполненной бесконечной женской и жизненной силы, которая кипит в ней, выплескиваясь в эксцентрических выходках, для того только, чтобы быть пожертвованной тому сильному человеку, который сумел бы «сломить» ее. «Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы», - напишет отец сыну перед смертью. Это ощущение яда и меда в одном бокале пронизывает не одну только эту повесть Т. Сюжет развязывается двумя смертями: отца и Зинаиды. Ранняя смерть Зинаиды как бы опрокидывает для главного героя всю осмысленную прежде картину мира: «Все прошедшее разом всплыло и стало передо мною. И вот чем разрешилась, вот к чему, спеша и волнуясь, стремилась эта молодая, горячая, блистательная жизнь».

Повесть «Ася» ( 1858)

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье», - так пишет Т. в повести. Неоднократно замечалась связь тургеневского творчества с поэзией А. Фета. И «Ася», пожалуй, - самая «фетовская» повесть писателя. Все те едва уловимые оттенки и полутона человеческих чувств и настроений, малейшие движения души Т. сумел воплотить в прозе. Речь в повести идет о невозвратимости упущенного мига.

Истинная любовь не рождается вдруг. Нужно время, чтобы ярко вспыхнувшее чувство разрослось и окрепло. А именно этого времени судьба и не дала господину Н., и, наверное, не вина его, а беда в том, что чувства в нем созрели медленнее, чем в нетерпеливой и порывистой Асе. История несостоявшейся любви, сперва, по признанию рассказчика, быстро пережитая и забытая им, воскресает в душе доживающего жизнь героя и оказывается самым прекрасным воспоминанием и высшим мигом в его судьбе.

«Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время – и хлебца напросишься»

«Отцы и дети» (1862) (роман)

«роман о необходимости любви»

В любви Базарова к Одинцовой выразилась способность Б. к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру – ведь самыми заветными мыслями он делится именно с О, наполняя свое чувство разумным содержанием. В любовном конфликте Б. выглядит крупной личностью. Отвергнутый. Он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной. Но его чувства к ней и разрыв трагичны для Б. Любовь к О. помогла Б. пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость. Самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Б. теряет веру в свое будущее. Но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности.

«Война и мир» Л. Н. Толстой

Андрей Болконский – Наташа Ростова

Наташа – Пьер Безухов

Мария Болконская – Николай Ростов

«Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать», - так охарактеризовал Наташу в начале романа Пьер.

Сближение с князем Андреем и притягательно, и страшно для Наташи. Своим тонким чутьем она улавливает его чужеродность. Но, несмотря на неорганичность, чуждость кн. Андрея всему способу существования Ростовых, именно это «настоящее», истинная любовь, с которой Наташа входит в новую, взрослую жизнь. Главные качества героини – искренность и непосредственность, душевная щедрость и чуткость, любовь к людям. Т. подчеркивает, что сущность жизни Наташи – любовь, которая означает не только потребность в счастье и радости, но и самоотдачу. Самоотречение. В эпилоге романа Н. Ростова – толстовский идеал женщины, выполняющей свое естественное предназначение быть женой и матерью. Она живет гармоничной жизнью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14980. Разработка Алкотестера (алкометра) 818.16 KB
  Алкометр— средство измерений, предназначенное для измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе или в крови человека по выдыхаемому воздуху. Его погрешность нормирована, он подлежит метрологической поверке.
14981. Қаратау басындағы Қатынқамал үңгірі 93.5 KB
  ҚАРАТАУ БАСЫНДАҒЫ ҚАТЫНҚАМАЛ ҮҢГІРІ А.С. Тасенова Б.Е. Ерескенова №4 С.Сейфуллин атындағы орта мектебі Қызылорда қ. Қоғамның тарихи дамуы кезеңдерінде көптеген елді мекендермен қалалар өзінің бұрынғы маңызын жоғалтып кейде мүлдем құры...
14982. Қасиетті Түркі жері - Түркістан 51 KB
  ҚАСИЕТТІ ТҮРКІ ЖЕРІ ТҮРКІСТАН Қ.А. Шолпанқұлова. А.Р. Жүнісбекова Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. ҮІІІ-ХҮІІ ғасырлар аралығында жазылған шығыс жазба деректерінің мәліметтерінде Түркістан атауы бірнеше мәнде қолданылады. Т
14983. ҚОЖА АХМЕТ ЯСАУИ КЕСЕНЕСІ 113.5 KB
  ҚОЖА АХМЕТ ЯСАУИ КЕСЕНЕСІ Сәулеттік ерекшелігі мен әлеуметтік қызметі күрделі Қожа Ахмет Ясауи кесенесіндегі жөндеу және қалпына келтіру жұмыстарының өзіндік сыры мол. Сондықтан да кесенедегі жөндеу және қалпына келтіру жұмыстарына арнайы тоқталудың маңы
14984. Меркі – түркілердің ежелгі мекені 126 KB
  Меркі – түркілердің ежелгі мекені Нұрсұлтан Назарбаев: Тарихы мол Меркі өңірі – еліміздің киелі өлкесі. Сол өңірдің тарихын атақты ұл – қыздарының еңбегі мен ерлігін келер ұрпаққа үлгі етіп көрсету өте бір маңызды еңбек деп санаймын. Меркі тарихы терең табиғ...
14985. Сығанақ алғашқы қазақ мемлекеті – Ақ Орданың астанасы 53.5 KB
  З. Қинаятұлы. Сығанақ алғашқы қазақ мемлекеті – Ақ Орданың астанасы Бүгінгі күнге дейін Көшпенділер отырықшы өркениет жасамаған сондықтан олар мемлекеттілік деңгейіне көтеріле алмаған деп қарайтын сыңыржақ пікірдің сеңі бұзылмай отыр. Әттегенай дейтін бір жағ
14986. Тараз – ежелгi ислам мәдениетi орталығы 90.5 KB
  Тараз ежелгi ислам мәдениетi орталығы Қазақстан тарихы терең мәдениеті бай мемлекет. Егемендікке қол жеткізгелі бері халқымыздың еңсесі көтеріліп дініміз бен рухани мәдениетіміздің жарық салалары өркендеп келеді. Қазақ тілінің мәртебесі де өз топырағында күн өтк...
14987. ТАРАЗ - ҚАЗАҚ МӘДЕНИЕТIНIҢ АЛТЫН БЕСIГI 37 KB
  ТАРАЗ ҚАЗАҚ МӘДЕНИЕТIНIҢ АЛТЫН БЕСIГI Кәнкиев Ә.Ш. Жүншеев Р.Е. Тараз қ. М.Х.Дулати атындағы ТарМУ Ежелгi Тараз Ұлы Жiбек жолын жалғап жататын турақты дипломатикалық және саудасаттык қарымқатынас жасалатың күре тамыры iспеттес. Бұл байланыс көпiрiнiң маңызы дүние
14988. Тараздың көне моншалары 37.5 KB
  Тараздың көне моншалары. Көне деректерге сүйенетін болсақ Тараз қаласы Талас өңіріндегі саяси мәдениеттің ірі орталығы болған республикадағы ежелгі қалалардың бірі. Онда көптеген елдің көпестері мемлекетаралық іспен шұғылданған елшілер әртүрлі діни ағымды тарат