81712

Мысль семейная в произведениях отечественной классики 19 веке

Доклад

Литература и библиотековедение

Писатель считает что основой формирования личности является семья. Семья в понимании Т. Идеалом семейного бытия является семья Ростовых. и княжны Марьи состоявшееся Семья Н.

Русский

2015-02-21

32.23 KB

0 чел.

«Мысль семейная» в произведениях отечественной классики 19 в.

Л. Толстой «Война и мир»

Писатель в романе показывает пятнадцатилетний пласт жизни многих людей в период великих потрясений и перемен в России (1805 – 1820 г. г.) В центре – три семьи: Ростовых, Болконских, Курагиных. Писатель считает, что основой формирования личности является семья. Именно в семье любимые герои Т. приобщаются к духовному опыту старших. Многие главы романа посвящены семейной жизни героев, внутрисемейным отношениям. Семья, в понимании Т. – свободно-личностное единение людей, некое идеальное общественное устройство в миниатюре. Писатель считает, что атмосфера дома, родового гнезда определяет не только личность, но и судьбу героя. Гармоничный семейный мир писатель противопоставляет отчуждению людей вне семьи. Гармоничны семьи Ростовых, Болконских, молодые семьи (в эпилоге романа) Члены этих семей близки не только кровно, но и по духу. Идеалом семейного бытия является семья Ростовых. Они хлебосольны, нерасчетливы, добры, простодушны. Отношения их строятся на взаимопонимании и любви. В мире Ростовых преобладает эмоциональное, интуитивное начало. В доме Р. Царит атмосфера благожелательности, любви и искренней заботы о ближнем. Душевная щедрость Р. Распространяется не только на близких, но и на всех, кто вхож в этот гостеприимный дом. Для Т. важно, как человек относится к семье, к детям. Графиня Р. Посвящает свою жизнь семье, она полностью растворяется в муже и детях – в этом, по Т., и заключается главное предназначение женщины. Именно к этому пониманию своего предназначения приходит и Наташа, тем самым воплотив авторский идеал женщины.

Семейный уклад Болконских совершенно иной. Их жизнь подчинена строгим принципам, установленным старым князем Николаем Андреевичем. Его день расписан по минутам и никто не смеет нарушить заведенный порядок. Старый князь занимается физическим и умственным трудом. Он не терпит, когда ему противоречат, и поэтому в семье часто возникают разногласия. Князь Андрей – настоящий сын своего отца: такой же твердый, несколько холодный и отчужденный. Все члены семьи Б. – люди с сильными характерами, и отношения в семье внешне кажутся очень прохладными, но на самом деле все они по-настоящему привязаны друг к другу. Семьи Р. И Б. представляют два противоположных и взаимодополняющих начала, которые должны воссоединиться. Две сюжетные линии воплощают это воссоединение: любовь Наташи и Андрея (несостоявшееся) и брак Николая Р. и княжны Марьи (состоявшееся) Семья Н. Р. и М. Болконской – образец счастливой супружеской пары, где муж и жена дополняют друг друга, ощущая себя единым целым. В конце романа (эпилог) Т. представляет еще одну супружескую пару: семейная жизнь Пьера и Наташи – почти идиллия. Цель их супружества не только продолжение рода и воспитание детей, но и духовное единение.

На другом полюсе романа – изображение других семей: Курагиных, Друбецких, Бергов. Связь между членами таких семей формальная, отношения прохладные. Князь Василий Курагин говорит, что дети – его «крест», а княгиня завидует собственной дочери. Все К. эгоистичны и порочны. Назвать такую семью семьей можно лишь условно. Т. не изображает дома К. Нет дома, нет родового гнезда и нет будущего у представителей этого семейства.

На примере разных семей Т. представляет не только разные педагогические концепции, но и показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности. Семья и отношение к семье становятся главным критерием оценки нравственной ценности личности в романе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74824. Философская и политическая лирика Ф.И. Тютчева 16.07 KB
  С одной стороны поэт утверждает что человек ничтожен в сравнении с природой что все в его жизни предсказуемо и трагично. Как видим поэт мыслит глобально. Великий поэт Ф. И второе: поэт особенное внимание уделял проблемам международной роли России ее месту в мировой историю будущему русского народа и славянофильства в целом.
74825. Древнерусская литература (XI – XVII вв.) – начальный этап развития русской литературы. Проблемы периодизации 16.92 KB
  Древнерусская литература XI XVII вв. Проблемы периодизации Литература Древней Руси охватывает период с XI по XVII век. Древнерусская литература была литературой формирующейся великорусской народности постепенно складывающейся в нацию. Литература Древней Руси это средневековая литература которая отличается от литературы нового времени своими специфическими особенностями.
74826. Своеобразие древнерусской литературы 15.96 KB
  Своеобразие древнерусской литературы. Своеобразие древнерусской литературы: Произведения древнерусской литературы бытовали и распространялись в рукописях. Другая особенность литературы средневековья отсутствие авторского право. Таким образом исследователь древнерусской литературы должен изучить все имеющиеся списки того или иного произведения установить время и место их написания путем сопоставления различных редакций вариантов списков а также определить в какой редакции список более всего соответствует первоначальному авторскому тексту.
74827. Оригинальные памятники древнерусской литературы – летописи, торжественные проповеди, поучения, жития, паломническая литература как свидетельство высокого уровня государственной и культурной жизни Руси XI – XII веков 17.17 KB
  Большинство дошедших до нас книг относящихся к этому периоду времени религиозного содержания.К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы как Слово о законе и благодати митрополита Илариона проповеди Кирилла Туровского. К этому периоду времени относится древнейший сохранившийся до наших дней летописный свод Повесть временных лет . Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени но и о быте нравах древних русичей.
74828. Повесть временных лет как литературный памятник: содержание, художественные особенности, связь с фольклором 21.34 KB
  Основные идеи начальной летописи. Уже в самом названии Се повести времянъных лет откуду есть пошла Руская земля кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть содержится указание на идейнотематическое содержание летописи. стоят в центре внимания летописи. Тема родины является определяющей ведущей в летописи.
74829. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Поэтическая образность Слова о законе и благодати 17.53 KB
  Слово о законе и благодати проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопостав-ляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью)
74830. Житийная литература. «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором 15.95 KB
  Житие Феодосия Печерского написанное Нестором. Житие Феодосия Печерского памятник древнерусской литературы написанный преподобным Нестором Летописцем.: Житие Феодосия Печерского типичное монашеское житие рассказ о благочестивом кротком трудолюбивом праведнике вся жизнь которого непрерывный подвиг. Написанное им Житие имеет динамичный сюжет и лишено традиционных для данного жанра риторических рассуждений.
74831. Хождение как литературный жанр. Хождение игумена Даниила в святую землю 15.45 KB
  Хождение игумена Даниила в святую землю Хождение это жанр средневековой русской литературы форма путевых записок в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель...
74832. Поэтическая образность «Слова о полку Игореве». Композиция «Слова о полку Игореве», лирические и публицистические отступления 19.8 KB
  В нем автор размышляет о художественных принципах наложения материала и как бы ведет диалог с читателем. Далее автор переходит к повествованию о событиях похода. Автор дает краткий эмоционально приподнятый рассказ о первом столкновении русских с половцами и о богатых трофеях взятых русскими. В описании битвы автор сосредоточивает внимание на героической фигуре буйтура Всеволода и ограничивается упоминанием об Игоре который пытается вернуть на поле боя бегущих ковуев.