81712

Мысль семейная в произведениях отечественной классики 19 веке

Доклад

Литература и библиотековедение

Писатель считает что основой формирования личности является семья. Семья в понимании Т. Идеалом семейного бытия является семья Ростовых. и княжны Марьи состоявшееся Семья Н.

Русский

2015-02-21

32.23 KB

0 чел.

«Мысль семейная» в произведениях отечественной классики 19 в.

Л. Толстой «Война и мир»

Писатель в романе показывает пятнадцатилетний пласт жизни многих людей в период великих потрясений и перемен в России (1805 – 1820 г. г.) В центре – три семьи: Ростовых, Болконских, Курагиных. Писатель считает, что основой формирования личности является семья. Именно в семье любимые герои Т. приобщаются к духовному опыту старших. Многие главы романа посвящены семейной жизни героев, внутрисемейным отношениям. Семья, в понимании Т. – свободно-личностное единение людей, некое идеальное общественное устройство в миниатюре. Писатель считает, что атмосфера дома, родового гнезда определяет не только личность, но и судьбу героя. Гармоничный семейный мир писатель противопоставляет отчуждению людей вне семьи. Гармоничны семьи Ростовых, Болконских, молодые семьи (в эпилоге романа) Члены этих семей близки не только кровно, но и по духу. Идеалом семейного бытия является семья Ростовых. Они хлебосольны, нерасчетливы, добры, простодушны. Отношения их строятся на взаимопонимании и любви. В мире Ростовых преобладает эмоциональное, интуитивное начало. В доме Р. Царит атмосфера благожелательности, любви и искренней заботы о ближнем. Душевная щедрость Р. Распространяется не только на близких, но и на всех, кто вхож в этот гостеприимный дом. Для Т. важно, как человек относится к семье, к детям. Графиня Р. Посвящает свою жизнь семье, она полностью растворяется в муже и детях – в этом, по Т., и заключается главное предназначение женщины. Именно к этому пониманию своего предназначения приходит и Наташа, тем самым воплотив авторский идеал женщины.

Семейный уклад Болконских совершенно иной. Их жизнь подчинена строгим принципам, установленным старым князем Николаем Андреевичем. Его день расписан по минутам и никто не смеет нарушить заведенный порядок. Старый князь занимается физическим и умственным трудом. Он не терпит, когда ему противоречат, и поэтому в семье часто возникают разногласия. Князь Андрей – настоящий сын своего отца: такой же твердый, несколько холодный и отчужденный. Все члены семьи Б. – люди с сильными характерами, и отношения в семье внешне кажутся очень прохладными, но на самом деле все они по-настоящему привязаны друг к другу. Семьи Р. И Б. представляют два противоположных и взаимодополняющих начала, которые должны воссоединиться. Две сюжетные линии воплощают это воссоединение: любовь Наташи и Андрея (несостоявшееся) и брак Николая Р. и княжны Марьи (состоявшееся) Семья Н. Р. и М. Болконской – образец счастливой супружеской пары, где муж и жена дополняют друг друга, ощущая себя единым целым. В конце романа (эпилог) Т. представляет еще одну супружескую пару: семейная жизнь Пьера и Наташи – почти идиллия. Цель их супружества не только продолжение рода и воспитание детей, но и духовное единение.

На другом полюсе романа – изображение других семей: Курагиных, Друбецких, Бергов. Связь между членами таких семей формальная, отношения прохладные. Князь Василий Курагин говорит, что дети – его «крест», а княгиня завидует собственной дочери. Все К. эгоистичны и порочны. Назвать такую семью семьей можно лишь условно. Т. не изображает дома К. Нет дома, нет родового гнезда и нет будущего у представителей этого семейства.

На примере разных семей Т. представляет не только разные педагогические концепции, но и показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности. Семья и отношение к семье становятся главным критерием оценки нравственной ценности личности в романе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8020. Дослідження конструкцій оптичних кабелів і волокон 695.5 KB
  Дослідження конструкцій оптичних кабелів і волокон. Мета роботи Вивчення конструкцій оптичних кабелів зв`язку і оптичних волокон, ознайомлення з властивостями кабельних матеріаліів. Конструкції і принципи роботи оптичних волокон..
8021. Відновлення неперервного сигналу за його відліками рядом Котельникова 305 KB
  Відновлення неперервного сигналу за його відліками рядом Котельникова Хід роботи 1. З папки D:BORLANDC запустити файл start.bat. 2. На екрані з’явиться робочий простір середовища bcv.3.1. Відкрит...
8022. Створення плану проекту 48 KB
  Створення плану проекту Цілі: Описати етапне планування життєвого циклу мережі. Створити контрольну таблицю з результатами етапу планування життєвого циклу мережі. Основна інформація /відомості для підготовки: FilmCompany - це невелика зростаюч...
8023. Команди пересилання даних восьмирозрядного мікропроцесора КР580ВМ80 (Intel 8080). 265.5 KB
  Команди пересилання даних восьмирозрядного мікропроцесора КР580ВМ80 (Intel 8080). Мета роботи Вивчити основні типи команд пересилання даних та послідовність їх виконання восьмирозрядним мікропроцесором, навчитися створювати програми з їх використ...
8024. Матричные операции и решения СЛАУ в MatLab. 23.81 KB
  Матричные операции и решения СЛАУ в MatLab. Индивидуальные задания ЗАДАНИЕ № 1. Найти определитель тремя способами: 1) методом треугольника, 2) по теореме Лапласа, раскладывая по элементам 1-ой строки, 3) по встроенной команде det(A). Сравнить все р...
8025. Налаштування інтерфейсу користувача ОС Windows та конфігурування системи 2.7 MB
  Тема роботи: Налаштування інтерфейсу користувача ОС Windows та конфігурування системи Мета роботи: Вивчити можливості налаштування інтерфейсу користувача операційної системи Windows, можливі варіанти налаштування інтерфейсу ОС, навчитись конфігурува...
8026. Вивчення будови та принципів роботи восьмирозрядного мікропроцесора КР580ВМ80 (Intel 8080) 338 KB
  Вивчення будови та принципів роботи восьмирозрядного мікропроцесора КР580ВМ80 (Intel 8080). 1. Мета роботи Вивчити основні функціональні вузли восьмирозрядного мікропроцесора, послідовність виконання ним команд програми, навчитися користуватися прог...
8027. Вивчення об’єктів проектування на уроках трудового навчання та методики визначення ступеня сформованості трудових якостей особистості учня 134 KB
  Тема: Вивчення об’єктів проектування на уроках трудового навчання та методики визначення ступеня сформованості трудових якостей особистості учня Мета роботи: Вивчення об’єктів проектування та орієнтовного переліку творчих проекті...
8028. Вивчення педагогічних вимог та ознайомлення з обладнанням шкільних навчальних майстерень з трудового навчання 118 KB
  Тема: Вивчення педагогічних вимог та ознайомлення з обладнанням шкільних навчальних майстерень з трудового навчання Мета роботи: Ознайомитись з основними вимогами до обладнання шкільних майстерень з трудового навчання та організацією робочих місць. ...