81712

Мысль семейная в произведениях отечественной классики 19 веке

Доклад

Литература и библиотековедение

Писатель считает что основой формирования личности является семья. Семья в понимании Т. Идеалом семейного бытия является семья Ростовых. и княжны Марьи состоявшееся Семья Н.

Русский

2015-02-21

32.23 KB

0 чел.

«Мысль семейная» в произведениях отечественной классики 19 в.

Л. Толстой «Война и мир»

Писатель в романе показывает пятнадцатилетний пласт жизни многих людей в период великих потрясений и перемен в России (1805 – 1820 г. г.) В центре – три семьи: Ростовых, Болконских, Курагиных. Писатель считает, что основой формирования личности является семья. Именно в семье любимые герои Т. приобщаются к духовному опыту старших. Многие главы романа посвящены семейной жизни героев, внутрисемейным отношениям. Семья, в понимании Т. – свободно-личностное единение людей, некое идеальное общественное устройство в миниатюре. Писатель считает, что атмосфера дома, родового гнезда определяет не только личность, но и судьбу героя. Гармоничный семейный мир писатель противопоставляет отчуждению людей вне семьи. Гармоничны семьи Ростовых, Болконских, молодые семьи (в эпилоге романа) Члены этих семей близки не только кровно, но и по духу. Идеалом семейного бытия является семья Ростовых. Они хлебосольны, нерасчетливы, добры, простодушны. Отношения их строятся на взаимопонимании и любви. В мире Ростовых преобладает эмоциональное, интуитивное начало. В доме Р. Царит атмосфера благожелательности, любви и искренней заботы о ближнем. Душевная щедрость Р. Распространяется не только на близких, но и на всех, кто вхож в этот гостеприимный дом. Для Т. важно, как человек относится к семье, к детям. Графиня Р. Посвящает свою жизнь семье, она полностью растворяется в муже и детях – в этом, по Т., и заключается главное предназначение женщины. Именно к этому пониманию своего предназначения приходит и Наташа, тем самым воплотив авторский идеал женщины.

Семейный уклад Болконских совершенно иной. Их жизнь подчинена строгим принципам, установленным старым князем Николаем Андреевичем. Его день расписан по минутам и никто не смеет нарушить заведенный порядок. Старый князь занимается физическим и умственным трудом. Он не терпит, когда ему противоречат, и поэтому в семье часто возникают разногласия. Князь Андрей – настоящий сын своего отца: такой же твердый, несколько холодный и отчужденный. Все члены семьи Б. – люди с сильными характерами, и отношения в семье внешне кажутся очень прохладными, но на самом деле все они по-настоящему привязаны друг к другу. Семьи Р. И Б. представляют два противоположных и взаимодополняющих начала, которые должны воссоединиться. Две сюжетные линии воплощают это воссоединение: любовь Наташи и Андрея (несостоявшееся) и брак Николая Р. и княжны Марьи (состоявшееся) Семья Н. Р. и М. Болконской – образец счастливой супружеской пары, где муж и жена дополняют друг друга, ощущая себя единым целым. В конце романа (эпилог) Т. представляет еще одну супружескую пару: семейная жизнь Пьера и Наташи – почти идиллия. Цель их супружества не только продолжение рода и воспитание детей, но и духовное единение.

На другом полюсе романа – изображение других семей: Курагиных, Друбецких, Бергов. Связь между членами таких семей формальная, отношения прохладные. Князь Василий Курагин говорит, что дети – его «крест», а княгиня завидует собственной дочери. Все К. эгоистичны и порочны. Назвать такую семью семьей можно лишь условно. Т. не изображает дома К. Нет дома, нет родового гнезда и нет будущего у представителей этого семейства.

На примере разных семей Т. представляет не только разные педагогические концепции, но и показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности. Семья и отношение к семье становятся главным критерием оценки нравственной ценности личности в романе.