81713

Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Петербургские повести с включением Коляски и отрывка Рим были объединены Гоголем в III томе Собрания его сочинений в 1842 г. Три повести Арабесок рассредоточены по всему сборнику чередуясь с историческими и эстетическими этюдами. Портрет является опытом создания романтической фантастической повести на современном материале. В повести она воплощается в образе ростовщика Петромихали его денег его страшного портрета.

Русский

2015-02-21

46.25 KB

2 чел.

Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы.

Новаторство Гоголя-художника в «Петербургских повестях».

На основе петербургского материала были написаны «Нос», «Шинель», которые вместе с повестями «Арабесок» образовали петербургский цикл. „Петербургские повести" (с включением «Коляски" и отрывка „Рим") были объединены Гоголем в III томе Собрания его сочинений в 1842 г.

Три повести „Арабесок" рассредоточены по всему сборнику, чередуясь с историческими и эстетическими этюдами. Таким разом, в основе „Арабесок" лежит резкий контраст между картинами величественных исторических движений, восторженным переживанием красоты искусства и выраженным в повестях трагическим восприятием жизни современного города с ее бессмысленной суетой и страшными диссонансами. В повестях „Арабесок" появляется мотив гибели прекрасного и безграничного одиночества человека в эпоху всеобщей „раздробленности". При этом он звучит все боле скорбно. В повестях „Арабесок" выступает фантастический аспект изображения нелепостей действительности.

„Портрет" является опытом создания романтической фантастической повести на современном материале. В отличие от «Вечеров» и «Вия» фантастика здесь не имеет фольклорного характера. И она творит не прекрасный мир мечты, но направляется на социальные явления. В „Портрете" Гоголь становится очень близок к зарубежным романтикам, особенно Гофману. Фантастическим, «сверхъестественным» Гоголю представляется власть денег, все более захватывающая мир. Эта зловещая сила посягает на высочайшее проявление и создание человеческого духа — искусство, творчество. В повести она воплощается в образе ростовщика Петромихали, его денег, его страшного портрета. Фантастическое как бы проникает в обыденное, рождается из него. В лавочке на Щукином дворе, нарисованной Гоголем со всей „натуральностью", молодой художник Чертков находит таинственный портрет, в котором удержана часть жизни самого дьявола, а образ этого дьявола-ростовщика возникает на фоне реальной петербургской Коломны.

Сделавшись обладателем денег, оказавшихся в рамке портрета, Чертков поддается их злому обаянию и изменяет искусству. Он начинает угождать богатым заказчикам, утрачивает нравственную чистоту, становится прозаическим и практическим человеком. Его „страстью" и „идеалом" делается золото. Но творческий дар Черткова гибнет и потому, что объект его изображения (светский Петербург) однообразен и не может вызвать вдохновения. «Казалось, кисть его сама приобрела, наконец, ту бесцветность и отсутствие энергии, которою означались его оригиналы".

Во второй части повести раскрывается происхождение страшного портрета, создается образ художника, его создателя. Рисуя умирающего Петромихали, он смог „совершенно схватить" огонь его глаз и тем самым увековечить на полотне часть демонической сути. Поняв, что его оригиналом был „сам антихрист", и удостоверившись в губительном воздействии портрета на людей, живописец удаляется в монастырь и предается покаянию, весь устремляется к религии. Создав картины идеального содержания, он искупает свой „грех". Идея II части утопична, религиозно окрашена. Но она своеобразно выражает страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом. Главная роль при этом отводится искусству. В романтической абсолютизации искусства во многом кроются корни последующих идейных заблуждений писателя. С другой стороны, романтическая позиция приводила Гоголя к утверждению героической общественной миссии художника и сопровождалась огромной требовательностью к его нравственному облику. Создать прекрасное и доброе искусство может лишь прекрасный, духовно чистый человек— и отсюда та проповедь нравственного очищения и подвижничества, обращенная к художникам, которая содержится в повести.

Включив „Портрет" в Собрание своих сочинений 1842 г., Гоголь значительно переработал повесть. Фантастический колорит в ней остался, но сделался более сложным, границы фантастического размыты, реальность совершенно незаметно переходит в нечто чудесное и обратно. Усложняются мотивы духовного падения Черткова: оно не только связано с роковой ролью портрета, но и психологически мотивировано. Не случайно старый профессор видит в своем ученике наряду с талантом и любовью к искусству, легкомыслие молодости и склонность к тщеславию. Создается реальная мотивировка, что свидетельствует о глубоком проникновении Гоголя в „механизм" буржуазного, общества: художник создает себе „рекламу", подкупив продажного журналиста (возможно, намек на Булгарина).

Речь в повести идет о сущности и специфике искусства, о его границах. Художник, автор портрета, давно мечтал о странном ростовщике как модели „духа тьмы", в котором ему хотелось осуществить „все тяжелое, гнетущее человека". Имеет ли право художник на изображение подобных явлений? И Гоголь приходит к выводу: да, имеет. Для истинного художника „нет низкого предмета в природе. Гоголь утверждает правомерность, более того — необходимость обращения искусства к безобразной действительности. Чтобы устремить общество к прекрасному, необходимо показать „всю глубину его настоящей мерзости". Но писателя волнует вопрос, как изображать отрицательное. Не приведет ли стремление быть адекватно верным действительности к торжеству „злой" правды и утрате искусством его идеального, возвышающего человека значения? Поэтому для Гоголя продолжает быть ценным главнейший творческий принцип романтизма — проведение жизненного материала, в том числе и низкого, „презренного", сквозь „чистилище души" художника. Отсюда на художника возлагается великая ответственность. Гоголь предъявляет максималистские требования к_ его личности: „Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен" быть душою. Другому простится многое, но ему не простится". Противоречивость эстетической программы Гоголя заключается в выдвижении мысли о „примиряющем" значении искусства. Считая, что истинное искусство „не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к богу", Гоголь становится близок к идеям пассивного романтизма и вступает в противоречие с пафосом собственного творчества. Кроме того, в повести возникает, правда, эпизодический образ Екатерины П, которая показана „великодушной" меценаткой и покровительниц искусств, якобы расцветающих при блеске монархического правления. Во II ред., таким образом, намечается движение к идейному кризису Гоголя.

Высоко оценив первую часть повести, в том числе ее фантастический мотив, Белинский весьма критически отозвался о второй, имея в виду ее отвлеченный, рассудочный характер. В 1842 г. в одной из статей о „Мертвых душах" критик остановился и на только что появившейся II редакции „Портрета". Отметив, что I „стала несравненно лучше", он еще более резко, чем раньше, осудил вторую, не принимая ее религиозно окрашенной фантастики и считая, что „мысль повести была бы прекрасна, если б поэт понял ее в современном духе" и выполнил бы „просто, без фантастических затей».

„Невский проспект". Повесть открывается описанием улицы Петербурга. Его образ становится символом современного мира. По Невскому проспекту движется вереница шляпок, сюртуков, бакенбард, усов, дамских рукавов, мелькают ножки в воздушных башмачках, но нет лиц. Из „выставки всех лучших произведений человека" исчез сам человек! На фоне лихорадочной суеты бездуховного мира завязываются нити приключений двух героев- художника Пискарева и поручика Пирогова. Повесть оказывав „стяжением" двух историй, контрастных и в то же время объединенных общей идеей.

В рассказе о Пискареве с особой яркостью раскрывается романтическое понимание Гоголем прекрасного. Писатель разделял столь свойственный романтикам культ женщины. В женской красоте, по Гоголю, выступает высшая одухотворенность мира, его «поэзия и мысль». Любовь к женщине должна быть рыцарственным поклонением, чуждым „низких желаний". Выражая прекрасную духовность, женская красота несовместима с пошлостью. Потрясающая парадоксальность ситуации „Невского проспекта" в том, что в современном городе герой сталкивается с развращенной красотой. Незнакомка с Невского проспекта не только изумительно прекрасна. В ней чудится неземное. Это красота мадонны, „Перуджиновой Бианки". „Все, что остается от воспоминаний о детстве, что мечтание и тихое вдохновение при светящейся лампаде,- это, казалось, совокупилось, слилось и отразилось в ее гармонических устах". Возникает образ невинности, ,женственности, который становится особенно пленительным и трогательным в видениях героя. Но тем более страшен пронизывающий историю Пискарева диссонанс: „божественная" женщина оказывается проституткой. За фасадным великолепием столицы скрывается ее отвратительное дно — публичные дома, где „основал свое жилище жалкий разврат, порожденный мишурною образованностью и страшным многолюдством столицы... где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь". С позиций романтических ценностей в повести страстно отрицается буржуазный мир, в котором продается и растлевается воплощение прекрасного — женщина. Жертвой этого мира становится и художник Пискарев, один из редких у Гоголя безусловно положительных героев.

В начала повести Пискарев обрисован скорее как „малень- кий человек", принадлежащий к типу „петербургских художников», застенчивых и робких. Затем в его образе все отчетливее выс- тупают черты романтического энтузиаста и мечтателя, вырисо- вывается гуманистическое содержание его идеального мира. Это представление о любви и доверии, как основе человеческих отно- шений, обожание прекрасного и служение ему, рыцарская защита слабого и женственного. Трепетное, непорочное чувство Писка- рева противопоставлено „наглой самоуверенности" петербургских пошляков. Рисуя Пискарева, Гоголь впервые в русской литературе начинает тему сострадательной любви и страстного участия в чужой судьбе, которая впоследствии будет так важна для Достоев- скрго. Конфликт повести осложняется тем, что Пискарев пытается своей жертвенной любовью победить пошлость и зло: „...Неужели равнодушно допустить ее гибель? Я должен на ней жениться...". В раздумьях Пискарева возникает мотив „бескорыстного" и „великого подвига" спасения Красоты. Подняв на поэтическую вы- соту своего героя, Гоголь приходит к трагическим выводам. Великая любовь оказалась бессильной „оживить" красавицу, которая оду- хотворена лишь в снах героя. Ее красота — только оболочка, прикрывающая нравственное безобразие. „Невский проспект", пожа- луй, самое безотрадное произведение Гоголя. Разрыв мечты и дей- ствительности достигает здесь кульминации. Потерпев крушение своих надежд, Пискарев не может больше жить и кончает само- убийством. ,

Трагический смысл повести усиливается второй историей, решенной как будто бы в комедийном плане. Поручик Пирогов также следует за понравившейся ему блондинкой, будучи уверен в успехе, и также обманывается и терпит неудачу. Но его незнакомка оказывается не гризеткой, а добропорядочной и глупенькой женой ремесленника Шиллера. Пирогов же за свои бесцеремонные ухаживания подвергается „ужасному оскорблению" — «секуции» — со стороны разгневанного супруга и его друзей. Разъяренный поручик намеревается обратиться чуть ли не к „самому государю". Но, покушав слоеных пирожков и почитав „Северную пчелу" в кондитерской, успокаивается и отправляется на вечер к приятелю, где лихо отплясывает мазурку. Белинский восхищался широчайшим „типизмом" Пирогова. В образе предприимчивого поручика воплощена сама пошлость, эгоистическая, самовлюбленная и вместе с тем легко примиряющаяся с теми „неприятностями", которые выпадают на ее долю. Объединяющая обе истории авторская мысль обнажает вопиющую нелепость жизни и приводят к трагическому итогу.

„Записки сумасшедшего". Мотив лжи и безумия современного мира развивается в последней повести „Арабесок" — „Записках сумасшедшего". Ее главной темой становится изображение «изнутри» духовного мира «маленького человека». Титулярный советник Поприщин вначале не противопоставлен окружающей среде. Он типичный „существователь", духовно ничтожный и жалкий; Его умственный кругозор воспитан и ограничен чиновничьим миром с его подхалимством, пошлостью, сплетнями, взятками. Сомнений в справедливости существующего социального порядка у него нет. Он свято верит в закономерность иерархической системы и охвачен подобострастным восторгом перед „его превосходительством". Вместе с тем в маленьком чиновнике живет амбициозное представление о том, что он „не хуже других". („Что ж, и я могу дослужиться... Погоди, приятель! Будем и мы полковником, а, может быть, если бог даст, то чем-нибудь и побольше".)

Поприщин „мешается" на желании проникнуть в „высь сферы", с которым сливается мечта о директорской дочке. Показывая абсурдность этих надежд, Гоголь вводит в повесть фантастическую линию — переписку собачек, которую нельзя объяснить лишь начавшимся безумием героя, В письмах Меджи содержится неожиданная для Поприщина информация о Софи и ее папа, которую он ниоткуда не мог почерпнуть. В повести есть фантастическая двуплановость, восходящая к романтической традиции. Гоголь блестяще продолжил манеру лукавых и в то же время беспощадно острых и злых намеков, характерных для „кошачьей" линии Гофмана „Житейские воззрения кота Мурра". В письмах Меджи остроумно пародируется изысканный тон великосветских кругов. С другой стороны, „собачье" восприятие жизни оказывается по-своему „естественным", заключает нечто „вольнодумное", благодаря чему и создается гротескная картина иерархии общественных ценностей (эпизод с орденской ленточкой на шее папа: „Я| понюхала ее, но решительно не нашла никакого аромата; наконец потихоньку лизнула: соленое немного").

В „Записках", хотя и в „снятом виде", ощутима связь с романтической темой „высокого безумия". По мере прогрессировавания душевной болезни Поприщина происходит „выпрямления личности, освобождение от лакейства и пошлости, обретение человеческого достоинства. Герою открывается истинное положение вещей, он приходит к выводу об абсурдности существующего общественного неравенства: „Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам... Что ж из того, юнкер... Ведь у него же нос не из золота сделан, а так меня, как и у всякого...". В наивысшей точке своего безумия измученный Поприщин переживает какое-то громадное интеллектуальное и поэтическое озарение. Перед ним красота народной Руси, разверзается бесконечная даль:»Вон небо клубится передо мною; звездочка сверкает вдали; лес несется с темными деревьями и месяцем; сизый туман стелется струна звенит в тумане...". Чувства героя словно вбирают в себя боль всего гонимого человечества, а в речи слышатся элементы народного плача, звучит лирическая интонация автора. Превращение безумного Поприщина из лакействующего пошляка в страдальческую личность помогло Гоголю особенно глубоко обнажить ненормальность существующего порядка.

«Нос». В повести «Нос» нелепость и безумие петербургской действительности доводятся до абсурда, основой образной системы становится сатирический гротеск. „Необыкновенно странное происшествие", случившееся с Ковалевым, лишено всякого правдоподобия, фантасмагорично, но фантастика подчеркнуто несерьезна, пародийна.. Тем самым в „Носе" оригинально продолжены и переосмыслены традиции романтической иронии. Нарушая „обычную" логику, Гоголь обнажает „неразумное" существо жизни. Несуразица художественного мира отражает соотношение вещей в мире реальном. Нос, таинственно исчезнувший с лица Ковалева, трансформируется в важного чиновника, носит шляпу с плюмажем, разъезжает по Петербургу и молится в Казанском соборе. Конфликт между Ковалевым и его собственным носом завершается, по сути дела, победой последнего. Ибо Ковалев — коллежский асессор, Нос же в чине статского советника (т. е. тремя чинами выше). Он говорит с Ковалевым свысока, и „брови его несколько нахмурились". В мире нелепостей и фикций, где все содержательное, человеческое обесценивается и царствует чин, попытки Ковалева вернуть нос, воззвать его „совести" безрезультатны. Но и Ковалев подвергается язвительной авторской насмешке. При внешней респектабельности он так же пошл, как и Пирогов. Упоенный чином, он самоуверенно именует себя „майором", В Петербург он приехал искать „приличного места" и выгодной невесты. Исчезновение примечательной детали внешности разрушает жизненные „приятности" и „ожидания" Ковалева. Он сразу лишается своей „престижности", впадает отчаяние и мечется по Петербургу, тщетно пытаясь добиться справедливости".

Гротесковая ситуация усиливается тем, что ее персонажи: цирюльник Иван Яковлевич, чиновник газетной экспедиции, частей пристав, у которого вся передняя „установлена сахарными головами", нанесенными „из дружбы" купцами, квартальный надзирать, ретиво „увещевающий по зубам" мужика, наехавшего на бульвар,— никак не могут осмыслить „чрезвычайности" происходящих событий. Чиновник из газеты советует Ковалеву описать исчезновение носа „как редкое произведение натуры" и напечатать в „Северной пчеле" „для пользы юношества". А квартальный надзиратель невозмутимо рассказывает, как им был „перехвачен" нос, садившийся в дилижанс: „...Я сам принял его сначала за господина. Но к счастию были со мной очки, и я тот час увидел, что это был нос". Воцаряется атмосфера всеобщего тупого недоумения, в нее вовлекается и „почтенная и благонамеренная" публика, том числе читатели повести, которые, по мысли автора, должны быть ею весьма недовольны. Гоголь создает иронический образ «одного господина», который «говорил с негодованием, что он не понимает, как в нынешний просвещенный

Век могут распространяться нелепые выдумки, и что он удивляется, как не обратит на это внимание правительство». В «Носе», таким образом, отчетливо выступают черты реалистической социальной сатиры.

„Шинель". Над этой повестью, последней по времени в петербургском цикле, Гоголь работал в 1839—1841 гг. (напечатана в Собрании сочинений 1843 г.). Продолжая тему бедного чиновника, Гоголь наполняет ее огромным социальным и гуманистическим

содержанием. Давно волновавший Гоголя мотив изоляции и беззащитности человека в „Шинели" звучит на какой-то высочайше-щемящей ноте. История Акакия Акакиевича Башмачкина, „вечного титулярного советника",— история искажения и гибели человека под властью социальных обстоятельств. Чиновничье-бюрократический Петербург доводит героя до полнейшего отупения. Весь смысл его существования заключился в переписывании нелепых казенных бумаг. Ничего иного ему не дано. Жизнь его ничем не просветлена и не согрета. В результате Башмачкин превращается в пишущую машину, лишается всякой самостоятельности и инициативы. Для него неразрешимой задачей оказывается перемена глаголов „из первого лица в третье". Духовное убожество, смиренность и робость выражаются в его запинающейся, косноязычной речи. В то же время даже на дне этой исковерканной, затоптанной души Гоголь отыскивает человеческое содержание. Акакий Акакиевич пытается найти эстетический смысл в том единственном жалком занятии, которое ему дано: „Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой". Герой Гоголя переживает своего рода „озарение" в истории с шинелью. Шинель сделалась „идеальной целью", согрела, наполнила его существование. Голодая, чтобы скопить деньги на ее шитье, он „зато питался духовно, неся в мыслях своих вечную идею будущей шинели". Грустным юмором звучат слова автора о том, что его герой „сделался как-то живее, даже тверже характером... Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?". В предельном „заземлении" мечтаний Акакия Акакиевича выражается глубочайшая степень его социальной ущемленности. Но сама способность к переживанию идеального в нем остается. Человеческое неистребимо при голя. А Достоевскому пр самом жестоком социальном унижении — в этом прежде всего заключается величайший гуманизм „Шинели".

Характер Акакия Акакиевича получает неожиданное развитие в конце повести. „Бедная" история его жизни имеет „шумное", мятежное продолжение после смерти. Столкнувшись с вопиющим равнодушием „Закона" в лице „значительного лица", испытав страшное душевное потрясение, герой „Шинели" заболевает и умирает. Таким образом, тема человека — жертвы общественной системы доведена Гоголем до логического конца". „Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное". Однако в предсмертном бреду герой переживает еще одно „озарение", произносит никогда не слыханные от него ранее „самые страшные слова" вслед за словами „ваше превосходительство". Умерший Башмачкин превращается в мстителя и срывает шинель с самого „значительного лица". Гоголь снова прибегает к фантастике, но она подчеркнуто условна, она призвана раскрыть протестующее, бунтарское начало, таившееся в робком и запуганном герое, представителе «низшего класса» общества. „Мятежность" концовки „Шинели", однако, несколько смягчается изображением нравственного исправления „значительного лица" после столкновения с мертвецом.

„Петербургские повести", особенно „Шинель", имели огромное значение для всей последующей русской литературы, утверждения в ней социального гуманизма и „натурального" направления. Герцен считал „Шинель" колоссальным произведением. Достоевскому приписывают знаменитые слова: „Все мы вышли из гоголевской „Шинели".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53989. Types of questions 66 KB
  Загальні питання (general questions)Ставиться до всього речення і вимагає відповіді «так» або «ні» Does Peter read books? Спеціальні питання (special questions) Ставиться за допомогою спеціальних питальних слів для з’ясування чогось конкретного.
53990. Revision of the types of question 840 KB
  The Thames is a short river. It’s only 349 km long. The Amazon in Brazil is 6 437 km long! Many people think the Thames is not clean but this is not true. More than 97 types of fish live here, for example salmon and eels. Eels are a traditional food in East London. People make a pie and serve it with mashed potatoes.
53991. Подорож. Traveling 48.5 KB
  Our theme for today is “Traveling” and our aim is to revise our knowledge that we have got studding in this theme. We’ll revise all materials on the topic “Traveling” and we’ll speak, read, write translate and listen to the dialogue on the computer and make up your own dialogues.
53992. Визначні місця Великобританії 48.5 KB
  You are right. I’m sure that you’ve learned a lot about this country at your geography lessons, from TV programmes. At our lesson we’ll try to enlarge your knowledge about this country while doing different activities. But first of all I want you to answer my questions.
53993. British lifestyle 53 KB
  Мета: Учити учнів спілкуватися за темою вживаючи нову лексику. Розвивати та розширювати уявлення учнів про традиції англійців. 190 Для перевірки домашнього завдання учні обмінюються зошитами. Учні в парах читають вірші здогадуються про які свята йдеться та заповнюють пропуски назвами свят.
53994. Environmental problems 46.5 KB
  In my opinion, rubbish is the biggest problem. People put a lot of rubbish into rubbish dumps. This pollutes the ground and the water. My family tries to help the environment. At home we recycle most of our rubbish. We put paper, glass and plastic into special containers outside our house. In my view, this is a great system because it really helps the environment.