81714

Тема России в поэзии А. Блока. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения

Доклад

Литература и библиотековедение

В основе символизма лежит философия Владимира Соловьева, именем которого было ознаменовано для Блока - и не для него одного – начало 90 – х г. г. 19 в., то есть период « Прекрасной Дамы». Учение, теократию В. Соловьева можно довольно точно определить как воплощение духовного в жизненном. Вечная Женственность

Русский

2015-02-21

32.56 KB

0 чел.

Тема России в поэзии А. Блока (на примере 3 – 4 стихотворений). Чтение наизусть и разбор одного стихотворения.

В основе символизма лежит философия Владимира Соловьева, именем которого было ознаменовано для Блока - и не для него одного – начало 90 – х г. г. 19 в. , то есть период « Прекрасной Дамы». Учение, теократию В. Соловьева можно довольно точно определить как воплощение духовного в жизненном. Вечная Женственность, София, та самая высшая мудрость, родившаяся, может быть, еще до Бога, должна воплотиться «ныне» в конкретном, телесном виде. Драматургия поэзии Блока – эволюция вечноженственного, эволюция софийности

« Символизм меньше всего был литературным течением», как писал сам Блок, это было жизнеощущение, мировоззрение, мирочувствование.

« Стихи о Прекрасной Даме» посвящены Любови Дмитриевне Менделеевой, сначала невесте, потом жене. София воплотиласьв Прекрасную Даму в розовом, белом, золотом ореоле.Она была неясна, ничем не могла помочь живущим. У Блока всегда было желание слиться с жизнью. « Прекрасная Дама» существует для Блока в каждой женской душе, в каждом женском существе, даже в павшем, даже в потерянном ( « Незнакомка»).

Стихотворение « Русь» было написано в 1906 г. ( что и « Незнакомка»)

Мотив сна, с которого начинается и которым завершается стихотворение, напоминают о спящей, заколдованной пани Катерине из « Страшной мести» Гоголя, которая то закружится в безумном танце, то « с утра до позднего вечера бродит по темным дубравам».

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах, -

Здесь появляется и мотив дороги. Упоминание о нищете « родимой страны», « лоскутах ее лохмотий» и даже протяжное « у – у» в звукописи строк:

Живую душу укачала,

Русь… -

Заставляют вспомнить связанные с Родиной, Россией грустные поэтические размышления Некрасова ( « Быстро лечу я по рельсам чугунным, - думаю думу свою» )

Цикл « Родина» ( 1907 – 1916) в собрании стихотворений, составленным Блоком, расположенпрямо после произведений, посвященных Любови Александровне Дельмас, - после цикла « Кармен» и поэмы « Соловьиный сад»

Вступление к циклу «Родина» обращено к Любови Дмитриевне Блок. Облик страны и облик женщины оказались слиты воедино. В первом же стихотворении цикла она и появляется. Без маски, не актриса, близкая, увиденная отчетливо. Когда Блок произносит: « о Русь моя! Жена моя!», - это не просто дерзостный образ, а определение полного слияния с нею. Жена – это не невеста, это иное качество женщины. Самый тесный и мистический союз. Вот это и есть отношение Б. к России. Ключевые слова, с которыми Б. обращался к России. В стихотворении «Русь» - ТАЙНА. Постоянно , на всех уровнях повторяется мотив КРУГА:

 За Непрядвой лебеди кричали,

 И ОПЯТЬ, ОПЯТЬ они кричат…

 ОПЯТЬ над полем Куликовым

 Взошла и расточилась мгла…

В стихотворениях цикла «На поле Куликовом» и в стихотворении «Россия», во всех стихотворениях раздела «Родина» все время ощущается круг – в обилии смысловых, словесных, синтаксических, ритмических повторов.

И еще – СТИХИЯ, мотив цикла «Родина», ветер «поэзии третьего тома2, о котором писал Пастернак, стихия, которая, по Блоку, всегда права.Блок ждал катастрофу. И когда перемены, мятежи произошли, Блок был готов. Потому-то он и смог в феврале 1918 написать великую поэму «Двенадцать». Потому-то он не уехал из России даже тогда, когда тяжело заболел.

В стихотворении «Русь» два образа: Русь и лирический герой, связанные кровными узами. Герой стихотворения – русский человек, его память хранит «преданья старины». Эти два образа стих. Связаны мотивом сновидения:

 Дремлю – и за дремотой тайна,

 И в тайне – ты почиваешь, Русь.

Природа сна притягивала внимание художников-символистов.Сновидение с его фантастической природой позволяло увидеть обыденное, привычное с новой, неожиданной стороны.

Особое место в творчестве поэта занимает цикл «На поле Куликовом», который навеян событиями давно прошедших эпох. Куликовская битва принадлежит, по убеждению Б., к «символическим событиям русской истории»: «Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Символический смысл цикла связан с осмыслением Блоком событий 8 сентября 1380 г. – сражения на Куликовом поле между войсками хана Мамая и ратью Дмитрия Донского, которое стало решающим в освобождении Руси от татаро-монгольского ига. Событие давно минувших лет помогает осмыслить проблемы современной России.

Блок – символист осваивает в своем творчестве фольклорные традиции, литературные, в особенности традиции классической поэзии, используя сюжеты и образы поэтов – предшественников.

«Россия» ( 8 октября 1908 г.)

В первой части стих. Возникает образ России народной:

 Россия, нищая Россия,

 Мне избы серые твои,

 Твои мне песни ветровые –

 Как слезы первые любви!

Блок находит удивительные метафоры и сравнения для передаче своей любви к родной земле.

В стихах Б. о России реализуется программный принцип симврлизва – «идея мифотворчества». Б. – символист создает свой прекрасный миф о России, ее прошлом, настоящем и будущем.

В лирике Б. о России переплетаются разные мотивы и образы русской лит. 19 в., произведений Лермонтова, Гоголя, Л. Н. Толстого.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10289. Аристотель и его учение 19.06 KB
  Аристотель родился в Стагире именно поэтому его иногда называют Стагиритом. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель становится слушателем Платоновской академии. после покинув академию он восемь лет был воспитателем знаменитого царя и полководца Александра Македонско
10290. Переход количества в качество 10.73 KB
  Переход количества в качество Материалистическая диалектика термин марксистсколенинской философии. В широком смысле употребляется в качестве синонима диалектического материализма. В более специальном диалектика развернутая в рамках диалектического материализ
10291. Готфрид Вильгельм Лейбниц - немецкий философ-рационалист 11.55 KB
  Готфрид Вильгельм Лейбниц немецкий философрационалист. Одновременно с Ньютоном разработал основы дифференциального и интегрального исчисления предвосхитил некоторые идеи математической логики выдвинул идею машинизации мыслительного процесса. Он выдвинул учение...
10292. Джон Локк - английский философ-просветитель 15.24 KB
  Джон Локк английский философ-просветитель самый видный представитель эмпиризма. По его мнению на основе ощущений человек формирует свои знания и благодаря этому мыслит. Локк выдвинул теорию чистой доски. Согласно этой теории человек изначально представляет собой чи...
10293. Материализм философское мировоззрение 41.99 KB
  Материализм вещественный философское мировоззрение в соответствии с которым материя объективная реальность является онтологически первичным началом причиной условием ограничением а идеальное понятия воля дух и тому подобное вторичным результатом сле
10294. Онтология - раздел философии, изучающий бытие 14.07 KB
  Онтология раздел философии изучающий бытие. Основной вопрос онтологии: что существует Основные понятия онтологии: бытие структура свойства формы бытия пространство время движение. Онтология таким образом представляет собой попытку наиболее общего описания уни
10295. Полемика реалистов и номенолистов 12.4 KB
  Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразуме...
10296. Проблема истины 49.38 KB
  Проблема истины. Истина отражение объекта познающим субъектом воспроизведение его таким каким он предположительно существует сам по себе как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание содержание знания или...
10297. Проблема познаваемости мира 41.73 KB
  Проблема познаваемости мира. Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции в средние века и Новое время особенно остро встала эта проблема в нашем столетии. На всем протяжении развития философи