81718

Образ Наполеона и тема наполеонизма в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

В связи с этим возникает вопрос о роли личности в данном историческом событии и в истории вообще. утверждает решающую роль народных масс в истории. Вопрос о роли личности в истории поднимается в начале 3 тома 1 часть 1 глава: 1. Применительно к истории личность в большей степени действует бессознательно чем сознательно.

Русский

2015-02-21

31.37 KB

0 чел.

Образ Наполеона и тема наполеонизма в произведениях отечественной классики 19 в.

Л. Толстой «Война и мир»

Роман Т. имеет своей основой большое историческое событие, определяющее и подчиняющее себе человеческие судьбы. Это Отечественная война 1812 г., на фоне которой разворачивается масштабная картина единой народной судьбы. В связи с этим возникает вопрос о роли личности в данном историческом событии и в истории вообще. Сам писатель считает, что бессмысленно сосредоточивать внимание на «героической индивидуальности» Иллюстрацией данного утверждения служит один из кульминационных эпизодов романа – Бородинское сражение, композиция которого «строится на идее общей, исторической необходимости, осуществляемой действиями некоего сводного коллективного героя – всей массы участников сражения, но не действиями индивидуального лица, «героя»

Т. утверждает решающую роль народных масс в истории. По его мнению, действия так называемых «великих людей» не оказывают решающего влияния на ход исторических событий. Вопрос о роли личности в истории поднимается в начале 3 тома (1 часть, 1 глава):

1. Применительно к истории личность в большей степени действует бессознательно, чем сознательно;

2. Человек в большей степени свободен в личной жизни, чем в общественной;

3. Чем выше стоит человек на ступенях общественной лестницы, тем очевиднее предопределенность и неизбежность в его судьбе.

Т. ставит своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова. К. близок народу, он чувствует дух войска и может управлять этой великой массой.

На контрасте с К. дается образ Наполеона. У Т. Наполеон лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории. Образ Н. олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм. Себялюбец Н. действует, как слепец. Он не великий человек, он может определить нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности. В сценах с Н. Толстой пользуется приемом сатирического гротеска: Н. переполнен самообожанием, его помыслы преступны, его патриотизм фальшив.

Ф. Достоевский «Преступление и наказание»

Д. , как никто другой , мог в трагедии одного человека показать трагедию целой эпохи, разглядеть общечеловеческие нравственные конфликты. В романе «П. и н.» через трагедию одной личности, несогласной с установившимся порядком, раскрывается основная тема творчества Д.: вечная тема «униженных и оскорбленных»

Раскольников считает, что мир страшен, жить по его законам – значит отказаться от себя, от своей жизни и свободы. Символом жестокого мира для Р. становится старуха-процентщица. Кроме того, убийство старухи становится своеобразным экспериментом. Р. во что бы то ни стало хочет узнать, «тварь ли он дрожащая или право имеет» идеалом для Р. является Наполеон, который ради своей великой цели мог посылать на смерть тысячи людей. Р. считает, что «необычные» люди (Наполеон) всегда преступники. Смысл теории Р. состоит в том, что герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Идеал порабощает душу героя и изменяет его отношение к людям, т. к. общение с ними становится для него мучительным. Герой решает проверить на себе эту теорию: он убивает не из-за куска хлеба, а ради эксперимента. Он «идейный убийца» и хочет определить, к какой категории относится сам: «…вошь ли я, как все, или человек, смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею…»

После совершения преступления Р. убеждается в ошибочности своей теории. Испытав нравственные муки, он приходит к выводу, что он «тварь дрожащая» Он делает заключение: «Я не человека убил, я принцип убил»

В своей статье он писал о необыкновенных людях, заботящихся лишь о собственном благополучии и величии и получающих всеобщее признание. Ему хочется и себя ощутить властелином. Сам же герой пошел на преступление ради близких ему людей, но осчастливить их не смог.

Почему же Р. не выдержал испытание на «необычного» человека? Потому что настоящие «наполеоны» не задумываются о судьбе погибших из-за них людей. А Р. с самого начала убеждал себя в том, что старушонка – бесполезная и зловредная. Создав свою теорию, он чувствует, что не может воплотить ее в жизнь, так как все его близкие люди в результате оказались по другую сторону.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3598. Узагальнення знань з теми СКБД Microsoft Access 62.5 KB
  Урок-гра «Узагальнення знань з теми «СКБД Microsoft;Access». Узагальнити та поглибити знання учнів з теми MS Access, розвивати і поглиблювати знання та інтерес учнів до інформатики, розвивати артистичні дані, виховувати згуртованість, почуття о...
3599. Механизм ценообразования в переходной экономике 147.5 KB
  Объект исследования: механизм ценообразования в переходной экономике. Цель работы: рассмотреть структуру цены, методы ценообразования, проанализировать влияние отдельных факторов на цену. Методы исследования: метод статистического исследования, мето...
3600. Суть довгих хвиль Кондратьєва в економіці 98.5 KB
  Відомо декілька типів економічних циклів, які іноді називають хвилями. Їх важко виділиті з-за великої кількості їх показників, з-за часової pозмитості гpаниць між ними. Так звані довгі хвилі (цикли) мають довжину в 40-60 років. Розpобка теоpії...
3601. Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом 5.75 MB
  Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом В процессе обучения и воспитания детей большую роль играет речь, поскольку она является не только орудием мышления и средством общения, но и ср...
3602. Креслення – основа політехнічної освіти учнів 6.41 MB
  Креслення – основа політехнічної освіти учнів Креслення – мова техніки Графічна підготовка учнів — складова частина їх політехнічної освіти — сприяє раціональнішому засвоєнню елементів техніки, допомагає глибше вникати в будову о...
3604. Відношення і пропорції. 149.18 KB
  Тема. Відношення і пропорції. Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів з теми; показати застосування математичних пропорцій у мистецтві та архітектурі;розвивати вміння застосовувати математику в проблемних ситуаціях; виховувати ерудова...
3605. КАЧЕСТВО САХАРА И ПУТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ 4.64 MB
  Введение Увеличение производства сахара в мире, в том числе в Республике Беларусь, связано одновременно с возрастающими требованиями к его качеству. Имея отличные вкусовые качества и высокую калорийность, сахар является одним из самых важных пр...
3606. Водні ресурси України 8.51 MB
  Водні ресурси – це природне багатство, яке вимагає збереження і охорони особливо в теперішній час коли суспільство змінює свої погляди, розширює можливості. У сільськогосподарському виробництві використувується 72,2% території країни, а 57,5%...