81718

Образ Наполеона и тема наполеонизма в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

В связи с этим возникает вопрос о роли личности в данном историческом событии и в истории вообще. утверждает решающую роль народных масс в истории. Вопрос о роли личности в истории поднимается в начале 3 тома 1 часть 1 глава: 1. Применительно к истории личность в большей степени действует бессознательно чем сознательно.

Русский

2015-02-21

31.37 KB

0 чел.

Образ Наполеона и тема наполеонизма в произведениях отечественной классики 19 в.

Л. Толстой «Война и мир»

Роман Т. имеет своей основой большое историческое событие, определяющее и подчиняющее себе человеческие судьбы. Это Отечественная война 1812 г., на фоне которой разворачивается масштабная картина единой народной судьбы. В связи с этим возникает вопрос о роли личности в данном историческом событии и в истории вообще. Сам писатель считает, что бессмысленно сосредоточивать внимание на «героической индивидуальности» Иллюстрацией данного утверждения служит один из кульминационных эпизодов романа – Бородинское сражение, композиция которого «строится на идее общей, исторической необходимости, осуществляемой действиями некоего сводного коллективного героя – всей массы участников сражения, но не действиями индивидуального лица, «героя»

Т. утверждает решающую роль народных масс в истории. По его мнению, действия так называемых «великих людей» не оказывают решающего влияния на ход исторических событий. Вопрос о роли личности в истории поднимается в начале 3 тома (1 часть, 1 глава):

1. Применительно к истории личность в большей степени действует бессознательно, чем сознательно;

2. Человек в большей степени свободен в личной жизни, чем в общественной;

3. Чем выше стоит человек на ступенях общественной лестницы, тем очевиднее предопределенность и неизбежность в его судьбе.

Т. ставит своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова. К. близок народу, он чувствует дух войска и может управлять этой великой массой.

На контрасте с К. дается образ Наполеона. У Т. Наполеон лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории. Образ Н. олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм. Себялюбец Н. действует, как слепец. Он не великий человек, он может определить нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности. В сценах с Н. Толстой пользуется приемом сатирического гротеска: Н. переполнен самообожанием, его помыслы преступны, его патриотизм фальшив.

Ф. Достоевский «Преступление и наказание»

Д. , как никто другой , мог в трагедии одного человека показать трагедию целой эпохи, разглядеть общечеловеческие нравственные конфликты. В романе «П. и н.» через трагедию одной личности, несогласной с установившимся порядком, раскрывается основная тема творчества Д.: вечная тема «униженных и оскорбленных»

Раскольников считает, что мир страшен, жить по его законам – значит отказаться от себя, от своей жизни и свободы. Символом жестокого мира для Р. становится старуха-процентщица. Кроме того, убийство старухи становится своеобразным экспериментом. Р. во что бы то ни стало хочет узнать, «тварь ли он дрожащая или право имеет» идеалом для Р. является Наполеон, который ради своей великой цели мог посылать на смерть тысячи людей. Р. считает, что «необычные» люди (Наполеон) всегда преступники. Смысл теории Р. состоит в том, что герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Идеал порабощает душу героя и изменяет его отношение к людям, т. к. общение с ними становится для него мучительным. Герой решает проверить на себе эту теорию: он убивает не из-за куска хлеба, а ради эксперимента. Он «идейный убийца» и хочет определить, к какой категории относится сам: «…вошь ли я, как все, или человек, смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею…»

После совершения преступления Р. убеждается в ошибочности своей теории. Испытав нравственные муки, он приходит к выводу, что он «тварь дрожащая» Он делает заключение: «Я не человека убил, я принцип убил»

В своей статье он писал о необыкновенных людях, заботящихся лишь о собственном благополучии и величии и получающих всеобщее признание. Ему хочется и себя ощутить властелином. Сам же герой пошел на преступление ради близких ему людей, но осчастливить их не смог.

Почему же Р. не выдержал испытание на «необычного» человека? Потому что настоящие «наполеоны» не задумываются о судьбе погибших из-за них людей. А Р. с самого начала убеждал себя в том, что старушонка – бесполезная и зловредная. Создав свою теорию, он чувствует, что не может воплотить ее в жизнь, так как все его близкие люди в результате оказались по другую сторону.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44528. Көкет, тесіктері, әлсіз жерлері 15.04 KB
  Көкет (лат. diaphragma ) - көкірек және құрсақ қуыстарын бір-бірінен бөліп тұрған, пішіні күмбез тәрізді жалпақ жұқа бұлшық ет. Күмбездің дөңес келген ортаңғы сіңірлі төбесі көкірек қуысына қарай бағытталған. Көкеттің шеткі етті бөлігі — тарамдалған бұлшықет будаларынан тұрады. Олар бекитін орындарына қарай: бел, қабырға және төс бөлімдеріне бөлінеді.
44529. Іш аймақтары. Тік бұлықеттің қынаптарының пайда болуы 15.85 KB
  Жоғарғы іштік аймақ-regio epigasrtium, қабырғалардың шеміршекастылық оң жіне сол жақтық аймғына-regio hypohondrica dextra et sinisrta, бөлінеді
44530. Мойын, cervix, артқы, латеральды, төс-бұғана-емізікті бұлшықет аймағы ж/е алдыңғы деп 4 аймаққа бөледі 15.59 KB
  Латеральды аймақ, regio cervicalis lateralis, m. sternocledomastoideus-тің артында орналасқан ж/е оны алдыңғы жағынан аталған бұлшықет, астыңғы жағынан бұғана ж/е артқы жағынан m. trapezius шектейді үшбұрышты бөледі. Жауырын-бұғана үшбұрышы, trigonum omoclaviculare
44531. Мойын шандырлары 16.3 KB
  Беткей мойын шандыры, fascia colli superficialis, дененің жалпы беткей(теріасты) шандырының бөлігі болып табылады ж/е бірден үзіліссіз көрші аймақтарға ауысады. Дененнің басқа теріасты шандырынан айырмашылығы: онда теріасты бұлшықеті
44532. Ас қорыту жүйесінің жалпы құрылысы, әрбір бөлімнің қызметтері 15.17 KB
  Ас қорыту жүйесі (көне грекше: systema digestoria; көне грекше: systema — бүтін, байланысқан, жүйе; лат. digestoria — асқорыту) - адам мен жануарлар организмдеріндегі асты (азықты) қабылдау, өндеу, қорыту, сіңіру және жын қалдығын сыртқы ортаға шығару қызметтерін атқаратын мүшелердің жүйесі
44533. ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ: ТЕКСТ СЕМЬИ И СЕМЬЯ В ТЕКСТЕ 187.3 KB
  Татьяна Толстая. В предисловии к одной из своих последних публикаций Толстая рассматривает литературу как дело сугубо семейное как нечто напоминающее надомный промысел. Опубликовав свои эссе в одном томе с рассказами своей сестры Наталии Толстая комментирует это собрание текстов под названием Сестры следующим образом: Наша книга – отклик на происходящее вокруг.
44534. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВ, ФОРМЫ «СЕМЬИ» 377.14 KB
  При этом по крайней мере в идеале социалистические государства Центральной и Восточной Европы являлись формой государства всеобщего благосостояния. Относительная обеспеченность едой и жильем полная занятость высокие – по сравнению с другими стратами – зарплаты для рабочих и обеспечение номинально бесплатного или дешевого здравоохранения образования ухода за детьми материнскими льготами и культурными мероприятиями – все это могло бы служить основанием для того чтобы рассматривать эти государства в качестве примера государства...
44535. Старая идеология новой семьи: демографический национализм России и Украины 262.55 KB
  В средствах массовой информации в политических и академических дискуссиях даже в документах женского движения подчеркивается возрастание социальной значимости традиционных женских ролей жены и матери возвращение мужчине экономической ответственности за обеспечение семьи важная роль традиционно крепкой украинской семьи в процессах консолидации и возрождения нации значение женской репродуктивной функции для усиления позиций украинского этноса. Идеализация традиционной семьи предполагает дистанцирование от коммунистического опыта...
44536. Их нравы: американская семья в зеркале советской пропаганды холодной войны 142.76 KB
  Брат –дегенерат†–так портретируется “светская американская семья†в одном из выпусков советского сатирического журнала “Крокодил†за 1949 год илл. Основными источниками стали журналы “Крокоди놓Работница†и “Семья и школа†а также пропагандистские брошюры о семье относящиеся в целом к периоду “холодной войны†т. В результате заморский гость приходит к выводу что “ему не повезло что он нарвался на двух опытных агентов советской пропаганды†Крокодил 1947 № 29 8. Главным мотивом...