81721

Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

И на пути к заветной цели к миллиону и своему винокуренному заводику Ч. Он на этом пути не успокоится пока не завоюет миллион а с ним и власть над миром мертвых душ. определяет 2 пути для России: светлый и трагический. – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека.

Русский

2015-02-21

31.91 KB

0 чел.

Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1837 – 1840) (роман)

Сюжетообразующим героем романа является Печорин. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Разошедшийся со средой, к которой он принадлежит по рождению и воспитанию, обличающий ее, он творит жестокий суд над собой. Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не видящий, не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» П. , по оценке Добролюбова, не зная, куда идти и девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Трагизм героя в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей свободой, он говорит: «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… Но свободы моей не продам» Но истинной свободы – свободы духовной – он не знает. Он ищет ее в бесконечных скитаниях, в перемене мест, т. е. лишь во внешних признаках. Но везде оказывается лишним.

Действие начинается в крепости и в ней же завершается. Фабульно – Печорин уезжает в Персию, сюжетно – он вновь в нее возвращается. В этом блуждании по кругу – своего рода композиционный «образ» судьбы героя и его поколение. В последней новелле как бы подводится философский итог исканий героя. («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», Княжна Мери», «Фаталист»)

Н. В. Гоголь «Мертвые души» (1835 - 1852) (поэма)

Чичиков – центральный герой поэмы, действие концентрируется вокруг его фигуры, с ним связаны все действующие лица. Сам Г. писал: «Ибо что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль ( о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма»

Мотив дороги, колеса, которое катится по этой дороге – один из центральных в поэме. Ч. едет по дорогам России с целью покупки мертвых душ для собственного обогащения. Колесо (появляется уже на первых стр.) – символ цикличности жизни, идея объезда России. Г. изобразил Русь «хотя бы с одного боку», Русь провинциальную.

Ч. – «гений копейки», развитие которого происходит по горизонтали. Г. надеялся превратить это движение в вертикальное, в порыв к высокому.

Подзаголовок поэмы – «похождения Чичикова». Он закончил училище с похвальной грамотой, получил нехитрое наследство и отправился в путь.

Со службы Ч. приходится уйти, т. к. его невзлюбил начальник, и переехать в новый город, где сменяет несколько должностей. Отчаявшись сделать карьеру, Ч. решил изменить свою жизнь: он задумал стать помещиком. И на пути к заветной цели (к миллиону и своему винокуренному заводику) Ч. освобождается от всего человеческого в себе и беспощаден к людям. Он на этом пути не успокоится, пока не завоюет миллион, а с ним и власть над миром «мертвых душ». И где же та сила, которая спасет Россию?

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ… Не дает ответа» И Ч. едет по Руси «озирать всю громадно несущуюся жизнь»

Но Ч. был задуман как герой, которому предстоит возрождение. «М. д.» были задуманы Гоголем в трех частях: «Ад», «Чистилище», «Рай» (как у Данте в «Божественной комедии»). Но не суждено было главному герою пройти путь к возрождению. Ч. хотел построить «чистую» жизнь на «нечистом» настоящем. Едет Ч. по Руси, но уже тройка-Русь несется в неизвестную даль. Г. определяет 2 пути для России: светлый и трагический. И они у него не расчленены – возможны и катастрофа, и спасение.

Для Ч. дорога – необходимость, он просто перемещается в пространстве, для автора – это способ бытия России, источник вдохновения.

Дорога – это форма организации художественного пространства, жанра путешествия.

Дорога – это судьба, дорога жизни.

Ч. – единственный постоянно движущийся герой. Цель его движения авантюрна, но Г. надеялся превратить ее в высокую, а его суетное движение – в подлинно духовное. Бричка Ч. – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. Но эта дорога – уже не жизнь одного человека, а судьба всего российского государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81840. Технико–эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта 25.72 KB
  Его высокая маневренность позволяет организовать перевозку грузов непосредственно от склада отправителя до склада получателя. Автотранспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные и внутригородские перевозки грузов и пассажиров завозит и вывозит грузы с железнодорожных станций морских и речных портов и аэропортов. Широко используется автотранспорт на внутрипроизводственных перемещениях грузов почти во всех отраслях промышленности в строительстве и сельском хозяйстве. Большой объем перевозок грузов выполняется автомобилями занятыми в...
81841. Прямые, смешанные перевозки, их эффективность 25.69 KB
  На начало 90х годов большинство грузовых перевозок осуществлялось с участием двух и более видов транспорта т. С автомобильного транспорта на железнодорожный на грузовых районах и контейнерных пунктах по ориентировочной оценке в 1994 г. было передано не менее 4550 млн т различных грузов а с железнодорожного транспорта на автомобильный примерно 100 млн т в 2 раза больше.
81842. Принципы выбора видов транспорта 26.81 KB
  Четвертый принцип – обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг в частности через рекламу о емкости качестве и стоимости этих услуг благодаря наличию хорошей экспедиторской службы по обслуживанию клиентов развитию материальных подходов в работе транспортных предприятий. Объективная информация транспортных услугах позволяет потребителям проводить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат на транспорт рационализировать перевозку и эффективнее размещать заказы определять более выгодные рынки...
81843. Технико–эксплуатационные характеристики железнодорожного транспорта 27.33 KB
  Массовость перевозок в сочетании с довольно низкой себестоимостью малые эксплуатационные расходы и достаточно высокой скоростью доставки; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта. Относительные недостатки железнодорожного транспорта: ограниченная маневренность из-за привязки к колее; высокая первоначальная стоимость основных фондов: стоимость строительства 1 км однопутной линии примерно 10 млн.
81844. Особенности транспортного обслуживания городов 27.79 KB
  Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и уличнодорожной...
81845. Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта 27.43 KB
  Наибольшее влияние на нее оказывают следующие факторы: объем и дальность перевозок густота перевозок на 1 км линии грузоподъемность или пассажировместимость подвижного состава вагонов судов автомобилей автобусов самолетов и т. Особенно заметно повышение себестоимости грузовых перевозок на железнодорожном морском и речном транспорте. Повышение себестоимости перевозок обусловлено в основном повышением уровня заработной платы и оптовых цен на топливо подвижной состав машины оборудование и другие материалы.
81847. Основные свойства транспортного узла 26.03 KB
  Узлы играют важную роль в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. В зависимости от хозяйственного профиля города можно выделить транспортные узлы обслуживающие: центры обрабатывающей промышленности центры добывающей промышленности многоотраслевые центры непромышленные и курортные центры. Классифицируются узлы и по числу взаимодействующих видов транспорта. Кроме того по расположению узлов в транспортной системе узлы бывают транзитные обслуживающие преимущественно транзитные...
81848. Значение транспорта в развитии экономики страны 26.12 KB
  Транспортный комплекс Казахстана включающий в себя железнодорожный автомобильный водный и воздушный транспорт сеть автомобильных дорог с твердым покрытием трубопроводный и городской электрический транспорт ежегодно в среднем перевозит около 400 млн.т грузов и свыше 750 млн. Транспортная система Казахстана обеспечивает перевозки в среднем в год 70 млн. угля 1415 млн.