81721

Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

И на пути к заветной цели к миллиону и своему винокуренному заводику Ч. Он на этом пути не успокоится пока не завоюет миллион а с ним и власть над миром мертвых душ. определяет 2 пути для России: светлый и трагический. – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека.

Русский

2015-02-21

31.91 KB

0 чел.

Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1837 – 1840) (роман)

Сюжетообразующим героем романа является Печорин. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Разошедшийся со средой, к которой он принадлежит по рождению и воспитанию, обличающий ее, он творит жестокий суд над собой. Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не видящий, не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» П. , по оценке Добролюбова, не зная, куда идти и девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Трагизм героя в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей свободой, он говорит: «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… Но свободы моей не продам» Но истинной свободы – свободы духовной – он не знает. Он ищет ее в бесконечных скитаниях, в перемене мест, т. е. лишь во внешних признаках. Но везде оказывается лишним.

Действие начинается в крепости и в ней же завершается. Фабульно – Печорин уезжает в Персию, сюжетно – он вновь в нее возвращается. В этом блуждании по кругу – своего рода композиционный «образ» судьбы героя и его поколение. В последней новелле как бы подводится философский итог исканий героя. («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», Княжна Мери», «Фаталист»)

Н. В. Гоголь «Мертвые души» (1835 - 1852) (поэма)

Чичиков – центральный герой поэмы, действие концентрируется вокруг его фигуры, с ним связаны все действующие лица. Сам Г. писал: «Ибо что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль ( о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма»

Мотив дороги, колеса, которое катится по этой дороге – один из центральных в поэме. Ч. едет по дорогам России с целью покупки мертвых душ для собственного обогащения. Колесо (появляется уже на первых стр.) – символ цикличности жизни, идея объезда России. Г. изобразил Русь «хотя бы с одного боку», Русь провинциальную.

Ч. – «гений копейки», развитие которого происходит по горизонтали. Г. надеялся превратить это движение в вертикальное, в порыв к высокому.

Подзаголовок поэмы – «похождения Чичикова». Он закончил училище с похвальной грамотой, получил нехитрое наследство и отправился в путь.

Со службы Ч. приходится уйти, т. к. его невзлюбил начальник, и переехать в новый город, где сменяет несколько должностей. Отчаявшись сделать карьеру, Ч. решил изменить свою жизнь: он задумал стать помещиком. И на пути к заветной цели (к миллиону и своему винокуренному заводику) Ч. освобождается от всего человеческого в себе и беспощаден к людям. Он на этом пути не успокоится, пока не завоюет миллион, а с ним и власть над миром «мертвых душ». И где же та сила, которая спасет Россию?

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ… Не дает ответа» И Ч. едет по Руси «озирать всю громадно несущуюся жизнь»

Но Ч. был задуман как герой, которому предстоит возрождение. «М. д.» были задуманы Гоголем в трех частях: «Ад», «Чистилище», «Рай» (как у Данте в «Божественной комедии»). Но не суждено было главному герою пройти путь к возрождению. Ч. хотел построить «чистую» жизнь на «нечистом» настоящем. Едет Ч. по Руси, но уже тройка-Русь несется в неизвестную даль. Г. определяет 2 пути для России: светлый и трагический. И они у него не расчленены – возможны и катастрофа, и спасение.

Для Ч. дорога – необходимость, он просто перемещается в пространстве, для автора – это способ бытия России, источник вдохновения.

Дорога – это форма организации художественного пространства, жанра путешествия.

Дорога – это судьба, дорога жизни.

Ч. – единственный постоянно движущийся герой. Цель его движения авантюрна, но Г. надеялся превратить ее в высокую, а его суетное движение – в подлинно духовное. Бричка Ч. – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. Но эта дорога – уже не жизнь одного человека, а судьба всего российского государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47824. Экологические проблемы России. Источники загрязнений. Классификация загрязнений 6.4 MB
  Она влияет на атмосферу потребление кислорода выбросы газов влаги и твердых частиц гидросферу потребление воды создание искусственных водохранилищ сбросы загрязненных и нагретых вод жидких отходов и на литосферу потребление ископаемых топлив изменение ландшафта выбросы токсичных веществ. Загрязненные сточные воды в основном содержат минеральные вещества 90 от массы загрязняющих веществ взвешенные вещества 9 нефтепродукты 02. Основными водопользователями являются атомные электростанции АЭС их доля в водопотреблении...
47825. Theoretical Grammar 219 KB
  Language is a system of means of expression. It includes units of different levels. So L is hierarchical in structure. L is the source that all speakers use in order to express what they need. So it is one for all, it’s social. L exists in our mind as knowledge, so it is ideal (abstract)
47826. Специфика профессиональной деятельности преподавателя 497.5 KB
  Понятие профессиональной педагогической деятельности. Структура и основные компоненты педагогической деятельности.Педагогические способности в структуре педагогической деятельности.
47827. Гистология. Курс лекция 764.5 KB
  Пуркине назвал полужидкое студенистое содержимое клетки протоплазмой. С выходом животных на сушу яйцеклетки стали выделяться в воздушную внешнюю среду. Через эти оболочки мужские половые клетки пройти не могут поэтому оплодотворить такую яйцеклетку можно только до образования оболочек т. Мужские половые клетки сперматозоиды мало отличаются у различных видов животных и человека.
47828. СОЦІАЛЬНА ПСИХОЛОГІЯ 5.03 MB
  Це чисельні дані про механізми виникнення певних психологічних станів у людей про способи впливу на маси соціальнопсихологічні особливості характерів людей та їх призначень у суспільстві психологічні закономірності соціальної поведінки індивідів мотиви об'єднання їх у групи і т. Останнім Дюркгейм відводив головну роль бо як він стверджував істинна основа солідарності в суспільстві полягає не в примушуванні а в інтерналізованому моральному обов'язку по відношенню до норм групи. Психологія народів і мас Особливістю теорій які...
47829. Клиническая психология 142.5 KB
  Д нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции возникло в следствии локального поражения головного мозга.Буквенная и цифровая агнозия нарушение узнавания букв 1.сенсорная амузия нарушение музыкального слуха не различает бытовые звуки 2.
47830. ФИЗИОЛОГИЯ И БИОФИЗИКА 1008 KB
  Сердечная мышца служит для сокращения сердца и перекачивания крови. Благодаря многочисленным связям высокой чувствительности нейронов гипоталамуса к составу омывающей его крови отсутствию в этом отделе гематоэнцефалического барьера в нем находятся центры терморегуляции регуляции водносолевого обмена обмена белков жиров углеводов и др. ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ. лимфоузлами селезенкой образует физиологическую систему крови.
47831. Биохимия, её задачи. Структурная организация белков 7.54 MB
  Структурная организация белков. Структурная организация белков. Изучение строения и обмена белков. Характерные признаки белков отличающие их от других соединений...
47832. Психология деятельности 176.5 KB
  Психология деятельности Понятие о деятельности Потребности мотивы цели. Структура деятельности. Процессы деятельности. Основные виды деятельности игра учение труд.