81721

Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

И на пути к заветной цели к миллиону и своему винокуренному заводику Ч. Он на этом пути не успокоится пока не завоюет миллион а с ним и власть над миром мертвых душ. определяет 2 пути для России: светлый и трагический. – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека.

Русский

2015-02-21

31.91 KB

0 чел.

Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1837 – 1840) (роман)

Сюжетообразующим героем романа является Печорин. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Разошедшийся со средой, к которой он принадлежит по рождению и воспитанию, обличающий ее, он творит жестокий суд над собой. Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не видящий, не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» П. , по оценке Добролюбова, не зная, куда идти и девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Трагизм героя в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей свободой, он говорит: «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… Но свободы моей не продам» Но истинной свободы – свободы духовной – он не знает. Он ищет ее в бесконечных скитаниях, в перемене мест, т. е. лишь во внешних признаках. Но везде оказывается лишним.

Действие начинается в крепости и в ней же завершается. Фабульно – Печорин уезжает в Персию, сюжетно – он вновь в нее возвращается. В этом блуждании по кругу – своего рода композиционный «образ» судьбы героя и его поколение. В последней новелле как бы подводится философский итог исканий героя. («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», Княжна Мери», «Фаталист»)

Н. В. Гоголь «Мертвые души» (1835 - 1852) (поэма)

Чичиков – центральный герой поэмы, действие концентрируется вокруг его фигуры, с ним связаны все действующие лица. Сам Г. писал: «Ибо что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль ( о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма»

Мотив дороги, колеса, которое катится по этой дороге – один из центральных в поэме. Ч. едет по дорогам России с целью покупки мертвых душ для собственного обогащения. Колесо (появляется уже на первых стр.) – символ цикличности жизни, идея объезда России. Г. изобразил Русь «хотя бы с одного боку», Русь провинциальную.

Ч. – «гений копейки», развитие которого происходит по горизонтали. Г. надеялся превратить это движение в вертикальное, в порыв к высокому.

Подзаголовок поэмы – «похождения Чичикова». Он закончил училище с похвальной грамотой, получил нехитрое наследство и отправился в путь.

Со службы Ч. приходится уйти, т. к. его невзлюбил начальник, и переехать в новый город, где сменяет несколько должностей. Отчаявшись сделать карьеру, Ч. решил изменить свою жизнь: он задумал стать помещиком. И на пути к заветной цели (к миллиону и своему винокуренному заводику) Ч. освобождается от всего человеческого в себе и беспощаден к людям. Он на этом пути не успокоится, пока не завоюет миллион, а с ним и власть над миром «мертвых душ». И где же та сила, которая спасет Россию?

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ… Не дает ответа» И Ч. едет по Руси «озирать всю громадно несущуюся жизнь»

Но Ч. был задуман как герой, которому предстоит возрождение. «М. д.» были задуманы Гоголем в трех частях: «Ад», «Чистилище», «Рай» (как у Данте в «Божественной комедии»). Но не суждено было главному герою пройти путь к возрождению. Ч. хотел построить «чистую» жизнь на «нечистом» настоящем. Едет Ч. по Руси, но уже тройка-Русь несется в неизвестную даль. Г. определяет 2 пути для России: светлый и трагический. И они у него не расчленены – возможны и катастрофа, и спасение.

Для Ч. дорога – необходимость, он просто перемещается в пространстве, для автора – это способ бытия России, источник вдохновения.

Дорога – это форма организации художественного пространства, жанра путешествия.

Дорога – это судьба, дорога жизни.

Ч. – единственный постоянно движущийся герой. Цель его движения авантюрна, но Г. надеялся превратить ее в высокую, а его суетное движение – в подлинно духовное. Бричка Ч. – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. Но эта дорога – уже не жизнь одного человека, а судьба всего российского государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75079. ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ИНДИКАТОРОВ ПРИРОДНОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 947 KB
  Цель работы: Исследование свойств синтетических индикаторов, применяемых в школьной лаборатории, и полученных из соков и отваров цветов, овощей, ягод, изучение характера среды с их помощью. Гипотеза: растворы растительных индикаторов можно приготовить самостоятельно и применять...
75081. Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок 102.5 KB
  Нравственная составляющая сказки стала вектором в жизненном пространстве человека: она даёт уроки ненавязчиво исподволь приглашая к диалогу а может быть и полилогу. Меняется ли при этом наше отношение а точнее прочтение сказки и постижении е её глубинного смысла...
75082. Сравнительный анализ британского и американского вариантов английского языка 69.5 KB
  Цель работы заключается в систематизации основных отличий британского и американского вариантов английского языка. Цель работы определила следующие задачи: рассмотреть историю формирования американского варианта английского языка; определить грамматические и лексические различия...
75083. Учебно-исследовательская деятельность при изучении немецкого языка 58.5 KB
  Ценность исследовательской работы заключается в том что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Применяя элементы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности считаю необходимым решение таких задач...
75084. Народная медицина малочисленных народов Приамурья и Сахалина 664 KB
  Суровый климат Приамурья и Сахалина подвергал человека тяжелым испытаниям: требовал от него предельного напряжения физических и моральных сил для выживания, в то же время суровая природа формировала сильный характер и особое мировосприятие.
75085. Исследование употребления компьютерного сленга учениками Абанской школы 176 KB
  Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, обладая мистической и мифической силой. Считается также, что он вбирает в себя другие языки за счёт коммуникаций. Ну, и, конечно, язык формируют поэты и писатели, профессионалы слова.
75086. Изучение степени владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1 190 KB
  Цель данного исследования: проанализировать степень владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1. Достижение цели возможно при выполнении следующих задач: познакомиться с историей возникновения эпистолярного жанра; раскрыть вопрос жанрового определения писем...
75087. Влияние компьютера на зрение школьников 322.5 KB
  Сейчас, почти в каждом доме стоит компьютер. Ученики выполняют домашние задания, используя новые информационные технологии. В школе на уроках, учащиеся активно применяют ПК. Школьники с большим интересом общаются через глобальную сеть Интернет.