81721

Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

И на пути к заветной цели к миллиону и своему винокуренному заводику Ч. Он на этом пути не успокоится пока не завоюет миллион а с ним и власть над миром мертвых душ. определяет 2 пути для России: светлый и трагический. – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека.

Русский

2015-02-21

31.91 KB

0 чел.

Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1837 – 1840) (роман)

Сюжетообразующим героем романа является Печорин. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Разошедшийся со средой, к которой он принадлежит по рождению и воспитанию, обличающий ее, он творит жестокий суд над собой. Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не видящий, не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» П. , по оценке Добролюбова, не зная, куда идти и девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Трагизм героя в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей свободой, он говорит: «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… Но свободы моей не продам» Но истинной свободы – свободы духовной – он не знает. Он ищет ее в бесконечных скитаниях, в перемене мест, т. е. лишь во внешних признаках. Но везде оказывается лишним.

Действие начинается в крепости и в ней же завершается. Фабульно – Печорин уезжает в Персию, сюжетно – он вновь в нее возвращается. В этом блуждании по кругу – своего рода композиционный «образ» судьбы героя и его поколение. В последней новелле как бы подводится философский итог исканий героя. («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», Княжна Мери», «Фаталист»)

Н. В. Гоголь «Мертвые души» (1835 - 1852) (поэма)

Чичиков – центральный герой поэмы, действие концентрируется вокруг его фигуры, с ним связаны все действующие лица. Сам Г. писал: «Ибо что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль ( о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма»

Мотив дороги, колеса, которое катится по этой дороге – один из центральных в поэме. Ч. едет по дорогам России с целью покупки мертвых душ для собственного обогащения. Колесо (появляется уже на первых стр.) – символ цикличности жизни, идея объезда России. Г. изобразил Русь «хотя бы с одного боку», Русь провинциальную.

Ч. – «гений копейки», развитие которого происходит по горизонтали. Г. надеялся превратить это движение в вертикальное, в порыв к высокому.

Подзаголовок поэмы – «похождения Чичикова». Он закончил училище с похвальной грамотой, получил нехитрое наследство и отправился в путь.

Со службы Ч. приходится уйти, т. к. его невзлюбил начальник, и переехать в новый город, где сменяет несколько должностей. Отчаявшись сделать карьеру, Ч. решил изменить свою жизнь: он задумал стать помещиком. И на пути к заветной цели (к миллиону и своему винокуренному заводику) Ч. освобождается от всего человеческого в себе и беспощаден к людям. Он на этом пути не успокоится, пока не завоюет миллион, а с ним и власть над миром «мертвых душ». И где же та сила, которая спасет Россию?

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ… Не дает ответа» И Ч. едет по Руси «озирать всю громадно несущуюся жизнь»

Но Ч. был задуман как герой, которому предстоит возрождение. «М. д.» были задуманы Гоголем в трех частях: «Ад», «Чистилище», «Рай» (как у Данте в «Божественной комедии»). Но не суждено было главному герою пройти путь к возрождению. Ч. хотел построить «чистую» жизнь на «нечистом» настоящем. Едет Ч. по Руси, но уже тройка-Русь несется в неизвестную даль. Г. определяет 2 пути для России: светлый и трагический. И они у него не расчленены – возможны и катастрофа, и спасение.

Для Ч. дорога – необходимость, он просто перемещается в пространстве, для автора – это способ бытия России, источник вдохновения.

Дорога – это форма организации художественного пространства, жанра путешествия.

Дорога – это судьба, дорога жизни.

Ч. – единственный постоянно движущийся герой. Цель его движения авантюрна, но Г. надеялся превратить ее в высокую, а его суетное движение – в подлинно духовное. Бричка Ч. – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. Но эта дорога – уже не жизнь одного человека, а судьба всего российского государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71448. Точность определения координат точек объекта по стереопаре снимков 44 KB
  Для предрасчета точности определения координат точек местности по стереопаре аэрофотоснимков учитывая что углы наклона снимков не превышают 1 3 а базис фотографирования практически горизонтален воспользуемся формулами связи координат точек местности и координат...
71450. Определение элементов внешнего ориентирования модели по опорным точкам 22.5 KB
  Значения коэффициентов уравнений поправок i bi ci вычисляют по известным значениям координат ХМ YM ZM и X Y Z и приближенным значениям неизвестных. Полученную таким образом систему уравнений поправок решают методом последовательных приближений.
71451. Внешнее ориентирование модели. Элементы внешнего ориентирования модели 33 KB
  А точка объекта АМ соответствующая точке А объекта точка фотограмметрической модели. Векторы определяют положение начала системы координат модели ОМХМYMZM и точки А местности относительно начала системы координат объекта OXYZ.
71452. Построение фотограмметрической модели 25 KB
  Построение фотограмметрической модели заключается в определении координат точек объекта по измеренным на стереопаре снимков координатам их изображений в системе координат модели ОМХМYMZM. Определение координат точек модели производится по формулам прямой фотограмметрической засечки см.
71453. Определение элементов взаимного ориентирования 38 KB
  Для определения элементов взаимного ориентирования в качестве исходного используют уравнения взаимного ориентирования 1.3 в которое помимо измеренных координат точек на стереопаре снимков элементов внутреннего ориентирования и трех параметров задающих ориентацию системы координат...
71455. Условие, уравнения и элементы взаимного ориентирования снимков 80 KB
  В дальнейшем эту систему координат будем называть просто системой координат модели. В качестве этих величин можно выбрать координаты bz и bу вектора коллинеарного вектору задав величину координаты bx произвольно.
71456. Определение координат точек местности по стереопаре снимков методом двойной обратной фотограмметрической засечки 27 KB
  Для определения координат точек местности по стереопаре снимков методом прямой фотограмметрической засечки необходимо чтобы были известны элементы внешнего ориентирования снимков. В этом случае определение координат точек местности по стереопаре снимков выполняют...