81721

Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

И на пути к заветной цели к миллиону и своему винокуренному заводику Ч. Он на этом пути не успокоится пока не завоюет миллион а с ним и власть над миром мертвых душ. определяет 2 пути для России: светлый и трагический. – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека.

Русский

2015-02-21

31.91 KB

0 чел.

Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1837 – 1840) (роман)

Сюжетообразующим героем романа является Печорин. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Разошедшийся со средой, к которой он принадлежит по рождению и воспитанию, обличающий ее, он творит жестокий суд над собой. Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не видящий, не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» П. , по оценке Добролюбова, не зная, куда идти и девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Трагизм героя в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей свободой, он говорит: «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… Но свободы моей не продам» Но истинной свободы – свободы духовной – он не знает. Он ищет ее в бесконечных скитаниях, в перемене мест, т. е. лишь во внешних признаках. Но везде оказывается лишним.

Действие начинается в крепости и в ней же завершается. Фабульно – Печорин уезжает в Персию, сюжетно – он вновь в нее возвращается. В этом блуждании по кругу – своего рода композиционный «образ» судьбы героя и его поколение. В последней новелле как бы подводится философский итог исканий героя. («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», Княжна Мери», «Фаталист»)

Н. В. Гоголь «Мертвые души» (1835 - 1852) (поэма)

Чичиков – центральный герой поэмы, действие концентрируется вокруг его фигуры, с ним связаны все действующие лица. Сам Г. писал: «Ибо что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль ( о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма»

Мотив дороги, колеса, которое катится по этой дороге – один из центральных в поэме. Ч. едет по дорогам России с целью покупки мертвых душ для собственного обогащения. Колесо (появляется уже на первых стр.) – символ цикличности жизни, идея объезда России. Г. изобразил Русь «хотя бы с одного боку», Русь провинциальную.

Ч. – «гений копейки», развитие которого происходит по горизонтали. Г. надеялся превратить это движение в вертикальное, в порыв к высокому.

Подзаголовок поэмы – «похождения Чичикова». Он закончил училище с похвальной грамотой, получил нехитрое наследство и отправился в путь.

Со службы Ч. приходится уйти, т. к. его невзлюбил начальник, и переехать в новый город, где сменяет несколько должностей. Отчаявшись сделать карьеру, Ч. решил изменить свою жизнь: он задумал стать помещиком. И на пути к заветной цели (к миллиону и своему винокуренному заводику) Ч. освобождается от всего человеческого в себе и беспощаден к людям. Он на этом пути не успокоится, пока не завоюет миллион, а с ним и власть над миром «мертвых душ». И где же та сила, которая спасет Россию?

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ… Не дает ответа» И Ч. едет по Руси «озирать всю громадно несущуюся жизнь»

Но Ч. был задуман как герой, которому предстоит возрождение. «М. д.» были задуманы Гоголем в трех частях: «Ад», «Чистилище», «Рай» (как у Данте в «Божественной комедии»). Но не суждено было главному герою пройти путь к возрождению. Ч. хотел построить «чистую» жизнь на «нечистом» настоящем. Едет Ч. по Руси, но уже тройка-Русь несется в неизвестную даль. Г. определяет 2 пути для России: светлый и трагический. И они у него не расчленены – возможны и катастрофа, и спасение.

Для Ч. дорога – необходимость, он просто перемещается в пространстве, для автора – это способ бытия России, источник вдохновения.

Дорога – это форма организации художественного пространства, жанра путешествия.

Дорога – это судьба, дорога жизни.

Ч. – единственный постоянно движущийся герой. Цель его движения авантюрна, но Г. надеялся превратить ее в высокую, а его суетное движение – в подлинно духовное. Бричка Ч. – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. Но эта дорога – уже не жизнь одного человека, а судьба всего российского государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80733. Actual division of the sentence 26.83 KB
  The purpose of the actual division of the sentence is to reveal the correlative significance of the sentence parts from the point of view of their actual informative role in an utterance. The main components of the actual division of the sentence are the theme and the rheme.
80734. Sentence in traditional syntax 27.07 KB
  From the traditional point of view the nuclear of syntax is formed by the gram. Subject and gram. Predicate. Periphery is formed by other parts of a sentence: complements, objects, two types of adjuncts (attributes and adverbial modifiers). These parts of a syntax are called secondary and are normally optional.
80735. Parts of speech classification, gram-l classes of words 27.62 KB
  There are three main criteria according to which we classify the words into a different gram. classes. They are meaning, form function. not the individual lexical meaning of each word but the meaning common to all the words of a given class which constitutes its essence; form, it’s the morphological characteristics of a type of word...
80736. Text linguistic 28.24 KB
  One-direction sequences can be used in dialogue, when a utterance is not a rejoinder, but a continuation the stimulating utterance addressed the same third party or to both speakers themselves, e. g. St. Erth, all money goes fellows who don’t know a horse from a haystack.- Canynge. And care less want men racing to whom a horse in something.
80738. Morphology: General Principles. Structure of English words 27.02 KB
  Lexicology- is a brunch of linguistics which study the meaning and use of words. In English as in many other languages the word is the smallest unit able to form a sentence by itself. Most words consist of meaningful parts called morphemes, accordingly all Eng. Words fall into two large classes...
80739. The Etimology of English words 26.49 KB
  Etimology study the origin of words and word equivalents. Acc. to the origin all present-day Eng. Words can be divided into two groups: native words, which have been part of the Eng. Vocabulary since the old Eng. period; borrowed words (loan words) which were taken from another lang-ge at a certain stage of Eng. history.
80741. Title as the coding unit of text 27.42 KB
  Lets begin with the units used in titles. Usually these are nouns in the niminative position in singular or plural, combined with position or without it (Mother, Devils, War and Peace) But there may be verbs used in the imperative mood (Live with Lightning), in the firm of the infinitive (to let)...