81722

Философская лирика Ф. И. Тютчева. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения

Доклад

Литература и библиотековедение

В поэзии Тютчева мир одухотворен очеловечен пребывает в вечном движении и развитии. Тютчев утверждает: Не то что мните вы природа: Не слепок не бездушный лик В ней есть душа в ней есть свобода В ней есть любовь в ней есть язык.

Русский

2015-02-21

34.14 KB

0 чел.

Философская лирика Ф. И. Тютчева. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения.

«Сердце имеет свои законы, которых вовсе не знает разум», — заметил Блез Паскаль. Этот афоризм как нельзя лучше выражает художественное своеобразие лирики Ф. И. Тютчева. Рациональная, научно обоснованная правда о мире и человеке не может быть исчерпывающей, полной. Разум может заблуждаться, сердце всегда говорит правду. Именно сердечное, подчас невыразимое словами знание о мире и душе человека приобщает человека к великой истине, непостижимо рациональной тайне мира. В поэзии Тютчева мир одухотворен, очеловечен, пребывает в вечном движении и развитии. Иногда поэту кажется, что темная ночь, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста», то таинственные голоса слышатся в ударах грома и шуме прибоя. Способностью слышать таинственные голоса природы, а тем более понимать их наделены только натуры возвышенные, поэтические, души которых стремятся слиться с общей гармонией мира. Тютчев утверждает:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа , в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?. .

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Увы, души в нем не встревожит

И голос матери самой!

Природа живет, движется, дышит; но поэта-философа не оставляет вопрос: сама ли природа развивается по своим внутренним, непостижимым законам, или же управляется чьей-то волей, подчиняется явлениям всесильного сверхразума? В раннем стихотворении «PROBLEME» Тютчев, видя скатившийся с горы камень, задается такими вопросами:

С горы скатившись, камень лег в долине.

Как он упал? Никто не знает ныне —

Сорвался ль он с вершины сам собой,

Иль был низринут волею чужой?

Столетье за столетьем пронеслося:

Никто еще не разрешил вопроса.

Тайна мира манит, дразнит поэта своей неразгаданностью, но иногда в душу Тютчева закрадывается сомнение: а есть ли вообще у мира та непостижимая тайна, над разгадкой которой бьются уже не один век мудрецы и философы? Природа тогда представляется поэту сфинксом, который искушает человека своей смертоносной загадкой:

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Стремясь постичь тайну мира или удостовериться в том, что она существует, Тютчев обращается к временам первотворения, когда из хаоса был создан мир, когда первобытные стихии были усмирены и упорядочены всесильной волей богов или мирового разума. Поэта привлекает мир стихий: шум ночного ветра, бурное море, грозовая ночь. Что-то скрытое на дне человеческой души, такое же огромное и бурное чувство, такая же колоссальная и глубокая мысль находит отклик в мире бушующих первозданных стихий. Вслушиваясь в порывы ночного ветра, Тютчев пишет строки, как бы приоткрывающие завесу над стихийными силами, спящими на дне человеческой души:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке —

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!

О, бурь уснувших не буди —

Под ними хаос шевелится!..

В понимании Тютчева, человек, как и весь мир, заключает в себе частицу хаоса: спят на дне его души бурные разрушительные и саморазрушительные силы, которые жаждут освобождения. Тютчев ощущает единство между движением морских волн и человеческих мыслей, создавая в стихотворении «Волна и дума» такую метафору: «Дума за думой, волна за волной — /Два проявленья стихии одной...»

В стихотворении «День и ночь» поэт так описывает смятение человека перед раскинувшейся над ним бездной звездного неба:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего ним ночь страшна!

Разрушительные, хаотические силы, своевольно играющие судьбой и жизнью человека, рождают у поэта мысль о подвластности человека Року. Особенно ощутимой эта роковая предопределенность всей жизни человека становится в те исторические эпохи, когда прежний уклад жизни общества рушится и наступает общий политический и нравственный кризис. В стихотворении «Цицерон» Тютчев изображает великого древнеримского оратора, охваченного скорбью оттого, что злой век Рима миновал еще до его рождения. Но, как утверждает Тютчев, жребий жить в такую кризисную эпоху означает печать избрания: именно теперь человек может раскрыть все свои возможности, стать самим собой до конца. Обращаясь к судьбе Цицерона, поэт восклицает:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые/

В стихотворении «Два голоса» Тютчев утверждает, что человек способен одержать над всесильным Роком нравственную победу, если без ропота примет свою судьбу и ответственность за все совершенные им по воле Рока преступления: такой человек становится подобным Богу:

Пускай олимпийцы завистливым оком

Глядят на борьбу непреклонных сердец.

Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком,

Тот вырвал из рук их победный венец.

Но не только грозные исторические потрясения способны пробудить спящие на дне человеческой души роковые, хаотические силы. Такой же способностью, по мнению Тютчева, наделена человеческая любовь/ Любовь в лирике Тютчева — неуправляемая, иррациональная, ураганно мощная сила, которая внезапно и своевольно подчиняет себе всю жизнь человека. В стихотворении «Близнецы» Тютчев восклицал:

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений

Самоубийство и любовь!

Тютчеву незнакома любовь-идиллия, поэт изображает ураган страстей, развитие которых непредсказуемо, а подчас — и гибельно для человека, но однажды вспыхнувшую страсть остановить невозможно, пока она не сожжет человеческое сердце дотла, не испепелит его.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! —

восклицает поэт. Любовь изображается в лирике Тютчева как поединок, борьба между двумя сердцами, борьба мучительная и роковая: один из участников этого страстного поединка должен погибнуть. В стихотворении «Предопределение» поэт создает такую картину любви-борьбы:

Любовь, любовь... Гласит преданье

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

Последняя, роковая любовь Тютчева к молодой незамужней девушке Е. А. Денисьевой принесла поэту немало страданий, но и большое, счастье. Обращенные к Денисьевой стихи некоторые исследователи объединяют в самостоятельный цикл, называя его «денисьевским». Эта любовная борьба, постоянные душевные страдания привели Е. А. Денисьеву к ранней смерти. Тютчев оплакивал ее смерть вплоть до собственной кончины. Поэт очень тяжело переживал утрату.

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет — и не может...—

писал он в эти годы. Тютчев никогда не считал себя поэтом. Свои стихи он крайне небрежно хранил, да и ценил очень мало. Высокая оценка, которую его лирика получила у самого Пушкина, не смогла переубедить поэта.

Тютчев был убежден в разрушительном, неумолимом ходе времени, которое не щадит ни любви, ни искусства. И даже если стихам суждено пережить поэта — их автора, то неизвестно, как будут воспринимать их отдаленные потомки. Тем более, что насыщенная мыслью, сложными и многозначными символами лирика Тютчева требует от читателя не только тонкого вкуса, но и глубоких знаний. Будто бы предвидя это, А. А. Фет в статье о Тютчеве писал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5557. Спроектировать одноступенчатый горизонтальный цилиндрический косозубый редуктор и клиноременную передачу для привода к ленточному конвейеру 1.14 MB
  Задание на проектирование Спроектировать одноступенчатый горизонтальный цилиндрический косозубый редуктор и клиноременную передачу для привода к ленточному конвейеру. Мощность на ведомом валу: P=12кВт Частота вращения ведомого вала: n2=400м...
5558. Организационная структура ОАО ЭМСС. Товарооборот и технические характеристики предприятия 479.5 KB
  Данный отчет освещает следующие темы: организационная структура ОАО ЭМСС, а также основные виды товаров и услуг, которые предоставляются предприятием организационная структура и задачи отдела главного технолога использо...
5559. Расчет фундаментов мелкого заложения и свайных фундаментов по I и II группе предельных состояний 742.58 KB
  Аннотация Приведены примеры расчета фундаментов мелкого заложения и свайных фундаментов по I и II группе предельных состояний. Рассмотрены примеры конструирования свайных ростверков, ленточных и столбчатых фундаментов. Методические указания предназн...
5560. Неопределенность измерения и ее отражение в описании результатов 218 KB
  Неопределенность измерения и ее отражение в описании результатов История вопроса В 1978 г. наивысший мировой авторитет в метрологии - Международный комитет мер и весов (МКМВ) обратился к Международному бюро мер и весов (МБМВ) с просьбой рассмот...
5561. Проектирование основных узлов тележки мостового крана 309.5 KB
  Исходные данные: Грузоподъемность G=50 кН Скорость подъема груза VG=20 м/мин Высота подъема груза Н=5 м Скорость перемещения тележки v=25 м/мин ПВ=15% Режим работы - М2; Кратность полиспаста - 4...
5562. Понятие и значение контроля исполнения документов 96.5 KB
  Понятие и значение контроля исполнения документов. Контроль играет важную роль в системе документооборота. Контроль исполнения документов обеспечивает своевременное и качественное решение содержащихся в документе вопросов, охват всех контролируемых ...
5563. Бертольт Брехт. Жизнь и творчество 48.5 KB
  Бертольт Брехт После смерти Бертольта Брехта прошло немало лет. Предсказания недоброжелателей не оправдались: драматургия и поэзия Брехта не только не ушли в прошлое, но с каждым годом приобретают все большее число друзей. Идеи Брехта по-прежнему со...
5564. Архитектура Древней Греции 116.5 KB
  Введение. Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на территории южной Гр...
5565. Архитектура страны фараонов. Древний Египет 1.82 MB
  Архитектура страны фараонов. Каменная архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения, строились из лег...