81722

Философская лирика Ф. И. Тютчева. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения

Доклад

Литература и библиотековедение

В поэзии Тютчева мир одухотворен очеловечен пребывает в вечном движении и развитии. Тютчев утверждает: Не то что мните вы природа: Не слепок не бездушный лик В ней есть душа в ней есть свобода В ней есть любовь в ней есть язык.

Русский

2015-02-21

34.14 KB

0 чел.

Философская лирика Ф. И. Тютчева. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения.

«Сердце имеет свои законы, которых вовсе не знает разум», — заметил Блез Паскаль. Этот афоризм как нельзя лучше выражает художественное своеобразие лирики Ф. И. Тютчева. Рациональная, научно обоснованная правда о мире и человеке не может быть исчерпывающей, полной. Разум может заблуждаться, сердце всегда говорит правду. Именно сердечное, подчас невыразимое словами знание о мире и душе человека приобщает человека к великой истине, непостижимо рациональной тайне мира. В поэзии Тютчева мир одухотворен, очеловечен, пребывает в вечном движении и развитии. Иногда поэту кажется, что темная ночь, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста», то таинственные голоса слышатся в ударах грома и шуме прибоя. Способностью слышать таинственные голоса природы, а тем более понимать их наделены только натуры возвышенные, поэтические, души которых стремятся слиться с общей гармонией мира. Тютчев утверждает:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа , в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?. .

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Увы, души в нем не встревожит

И голос матери самой!

Природа живет, движется, дышит; но поэта-философа не оставляет вопрос: сама ли природа развивается по своим внутренним, непостижимым законам, или же управляется чьей-то волей, подчиняется явлениям всесильного сверхразума? В раннем стихотворении «PROBLEME» Тютчев, видя скатившийся с горы камень, задается такими вопросами:

С горы скатившись, камень лег в долине.

Как он упал? Никто не знает ныне —

Сорвался ль он с вершины сам собой,

Иль был низринут волею чужой?

Столетье за столетьем пронеслося:

Никто еще не разрешил вопроса.

Тайна мира манит, дразнит поэта своей неразгаданностью, но иногда в душу Тютчева закрадывается сомнение: а есть ли вообще у мира та непостижимая тайна, над разгадкой которой бьются уже не один век мудрецы и философы? Природа тогда представляется поэту сфинксом, который искушает человека своей смертоносной загадкой:

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Стремясь постичь тайну мира или удостовериться в том, что она существует, Тютчев обращается к временам первотворения, когда из хаоса был создан мир, когда первобытные стихии были усмирены и упорядочены всесильной волей богов или мирового разума. Поэта привлекает мир стихий: шум ночного ветра, бурное море, грозовая ночь. Что-то скрытое на дне человеческой души, такое же огромное и бурное чувство, такая же колоссальная и глубокая мысль находит отклик в мире бушующих первозданных стихий. Вслушиваясь в порывы ночного ветра, Тютчев пишет строки, как бы приоткрывающие завесу над стихийными силами, спящими на дне человеческой души:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке —

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!

О, бурь уснувших не буди —

Под ними хаос шевелится!..

В понимании Тютчева, человек, как и весь мир, заключает в себе частицу хаоса: спят на дне его души бурные разрушительные и саморазрушительные силы, которые жаждут освобождения. Тютчев ощущает единство между движением морских волн и человеческих мыслей, создавая в стихотворении «Волна и дума» такую метафору: «Дума за думой, волна за волной — /Два проявленья стихии одной...»

В стихотворении «День и ночь» поэт так описывает смятение человека перед раскинувшейся над ним бездной звездного неба:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего ним ночь страшна!

Разрушительные, хаотические силы, своевольно играющие судьбой и жизнью человека, рождают у поэта мысль о подвластности человека Року. Особенно ощутимой эта роковая предопределенность всей жизни человека становится в те исторические эпохи, когда прежний уклад жизни общества рушится и наступает общий политический и нравственный кризис. В стихотворении «Цицерон» Тютчев изображает великого древнеримского оратора, охваченного скорбью оттого, что злой век Рима миновал еще до его рождения. Но, как утверждает Тютчев, жребий жить в такую кризисную эпоху означает печать избрания: именно теперь человек может раскрыть все свои возможности, стать самим собой до конца. Обращаясь к судьбе Цицерона, поэт восклицает:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые/

В стихотворении «Два голоса» Тютчев утверждает, что человек способен одержать над всесильным Роком нравственную победу, если без ропота примет свою судьбу и ответственность за все совершенные им по воле Рока преступления: такой человек становится подобным Богу:

Пускай олимпийцы завистливым оком

Глядят на борьбу непреклонных сердец.

Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком,

Тот вырвал из рук их победный венец.

Но не только грозные исторические потрясения способны пробудить спящие на дне человеческой души роковые, хаотические силы. Такой же способностью, по мнению Тютчева, наделена человеческая любовь/ Любовь в лирике Тютчева — неуправляемая, иррациональная, ураганно мощная сила, которая внезапно и своевольно подчиняет себе всю жизнь человека. В стихотворении «Близнецы» Тютчев восклицал:

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений

Самоубийство и любовь!

Тютчеву незнакома любовь-идиллия, поэт изображает ураган страстей, развитие которых непредсказуемо, а подчас — и гибельно для человека, но однажды вспыхнувшую страсть остановить невозможно, пока она не сожжет человеческое сердце дотла, не испепелит его.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! —

восклицает поэт. Любовь изображается в лирике Тютчева как поединок, борьба между двумя сердцами, борьба мучительная и роковая: один из участников этого страстного поединка должен погибнуть. В стихотворении «Предопределение» поэт создает такую картину любви-борьбы:

Любовь, любовь... Гласит преданье

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

Последняя, роковая любовь Тютчева к молодой незамужней девушке Е. А. Денисьевой принесла поэту немало страданий, но и большое, счастье. Обращенные к Денисьевой стихи некоторые исследователи объединяют в самостоятельный цикл, называя его «денисьевским». Эта любовная борьба, постоянные душевные страдания привели Е. А. Денисьеву к ранней смерти. Тютчев оплакивал ее смерть вплоть до собственной кончины. Поэт очень тяжело переживал утрату.

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет — и не может...—

писал он в эти годы. Тютчев никогда не считал себя поэтом. Свои стихи он крайне небрежно хранил, да и ценил очень мало. Высокая оценка, которую его лирика получила у самого Пушкина, не смогла переубедить поэта.

Тютчев был убежден в разрушительном, неумолимом ходе времени, которое не щадит ни любви, ни искусства. И даже если стихам суждено пережить поэта — их автора, то неизвестно, как будут воспринимать их отдаленные потомки. Тем более, что насыщенная мыслью, сложными и многозначными символами лирика Тютчева требует от читателя не только тонкого вкуса, но и глубоких знаний. Будто бы предвидя это, А. А. Фет в статье о Тютчеве писал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72566. ПРАВОВЫЕ МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ 104 KB
  Специальные контрольные органы призванные проводить мероприятия направленные на защиту бюджетных интересов созданы и функционируют в большинстве стран мира но далеко не во всех. Ранее же вопросами бюджетного контроля занималась королевская полиция островов.
72567. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 185.5 KB
  До принятия Жилищного кодекса РСФСР под жилищными правоотношениями обычно понимались лишь гражданско-правовые отношения по пользованию гражданами жилыми помещениями и эти отношения регулировались гражданским законодательством.
72568. СБЛИЖЕНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ: ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 104.5 KB
  Качественная система права и законодательства основа для установления новой эпохи сотрудничества и взаимодействия не только граждан и их ассоциаций в пределах отдельных стран но в масштабах международного сообщества. поправок внесенных в российское законодательство.
72569. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ И ДОСТОЙНОЕ ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ 128 KB
  Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне...
72570. ПРОБЛЕМЫ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ, ПРЕДПИСАНИЙ, А ТАКЖЕ ДЕЛ О ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ БАНКОВ 112 KB
  После отзыва лицензии временная администрация действует от имени кредитной организации во всех иных судебных делах в том числе и в тех где другой стороной спора является Центральный банк России. В практике Арбитражного суда города Москвы были дела, когда после отзыва лицензии у банка...
72571. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ РИСКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 114.5 KB
  Общий объем страховых платежей взносов по всем видам страхования за 2005 г. Доля средств от страхования в валовом внутреннем продукте страны выросла с 16 процента в 1998 г. Активно развивается рынок посреднических и дополнительных услуг в области страхования услуги агентов...
72572. РЕПУТАЦИОННЫЙ ВРЕД КАК ПОСЛЕДСТВИЕ УМАЛЕНИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 128.5 KB
  В Гражданском кодексе дано детальное определение юридического лица: статья 48 Понятие юридического лица гласит что это организация которая имеет в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом...
72573. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА 138 KB
  Последнее обстоятельство особенно важно для налогового права в условиях продолжающейся бюджетной реформы когда еще не выработана общепринятая концепция построения и развития бюджетной системы Российской Федерации не определены на государственном уровне ориентиры бюджетной политики страны.
72574. ЗАВЕЩАНИЕ КАК СПОСОБ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ 92 KB
  Тесная взаимосвязь права собственности и наследственного права проявляется в основном в двух обстоятельствах: наследование является одним из оснований приобретения права собственности завещание же как сделка есть один из вариантов реализации правомочия распоряжения являющегося...