81722

Философская лирика Ф. И. Тютчева. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения

Доклад

Литература и библиотековедение

В поэзии Тютчева мир одухотворен очеловечен пребывает в вечном движении и развитии. Тютчев утверждает: Не то что мните вы природа: Не слепок не бездушный лик В ней есть душа в ней есть свобода В ней есть любовь в ней есть язык.

Русский

2015-02-21

34.14 KB

0 чел.

Философская лирика Ф. И. Тютчева. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения.

«Сердце имеет свои законы, которых вовсе не знает разум», — заметил Блез Паскаль. Этот афоризм как нельзя лучше выражает художественное своеобразие лирики Ф. И. Тютчева. Рациональная, научно обоснованная правда о мире и человеке не может быть исчерпывающей, полной. Разум может заблуждаться, сердце всегда говорит правду. Именно сердечное, подчас невыразимое словами знание о мире и душе человека приобщает человека к великой истине, непостижимо рациональной тайне мира. В поэзии Тютчева мир одухотворен, очеловечен, пребывает в вечном движении и развитии. Иногда поэту кажется, что темная ночь, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста», то таинственные голоса слышатся в ударах грома и шуме прибоя. Способностью слышать таинственные голоса природы, а тем более понимать их наделены только натуры возвышенные, поэтические, души которых стремятся слиться с общей гармонией мира. Тютчев утверждает:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа , в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?. .

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Увы, души в нем не встревожит

И голос матери самой!

Природа живет, движется, дышит; но поэта-философа не оставляет вопрос: сама ли природа развивается по своим внутренним, непостижимым законам, или же управляется чьей-то волей, подчиняется явлениям всесильного сверхразума? В раннем стихотворении «PROBLEME» Тютчев, видя скатившийся с горы камень, задается такими вопросами:

С горы скатившись, камень лег в долине.

Как он упал? Никто не знает ныне —

Сорвался ль он с вершины сам собой,

Иль был низринут волею чужой?

Столетье за столетьем пронеслося:

Никто еще не разрешил вопроса.

Тайна мира манит, дразнит поэта своей неразгаданностью, но иногда в душу Тютчева закрадывается сомнение: а есть ли вообще у мира та непостижимая тайна, над разгадкой которой бьются уже не один век мудрецы и философы? Природа тогда представляется поэту сфинксом, который искушает человека своей смертоносной загадкой:

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Стремясь постичь тайну мира или удостовериться в том, что она существует, Тютчев обращается к временам первотворения, когда из хаоса был создан мир, когда первобытные стихии были усмирены и упорядочены всесильной волей богов или мирового разума. Поэта привлекает мир стихий: шум ночного ветра, бурное море, грозовая ночь. Что-то скрытое на дне человеческой души, такое же огромное и бурное чувство, такая же колоссальная и глубокая мысль находит отклик в мире бушующих первозданных стихий. Вслушиваясь в порывы ночного ветра, Тютчев пишет строки, как бы приоткрывающие завесу над стихийными силами, спящими на дне человеческой души:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке —

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!

О, бурь уснувших не буди —

Под ними хаос шевелится!..

В понимании Тютчева, человек, как и весь мир, заключает в себе частицу хаоса: спят на дне его души бурные разрушительные и саморазрушительные силы, которые жаждут освобождения. Тютчев ощущает единство между движением морских волн и человеческих мыслей, создавая в стихотворении «Волна и дума» такую метафору: «Дума за думой, волна за волной — /Два проявленья стихии одной...»

В стихотворении «День и ночь» поэт так описывает смятение человека перед раскинувшейся над ним бездной звездного неба:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего ним ночь страшна!

Разрушительные, хаотические силы, своевольно играющие судьбой и жизнью человека, рождают у поэта мысль о подвластности человека Року. Особенно ощутимой эта роковая предопределенность всей жизни человека становится в те исторические эпохи, когда прежний уклад жизни общества рушится и наступает общий политический и нравственный кризис. В стихотворении «Цицерон» Тютчев изображает великого древнеримского оратора, охваченного скорбью оттого, что злой век Рима миновал еще до его рождения. Но, как утверждает Тютчев, жребий жить в такую кризисную эпоху означает печать избрания: именно теперь человек может раскрыть все свои возможности, стать самим собой до конца. Обращаясь к судьбе Цицерона, поэт восклицает:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые/

В стихотворении «Два голоса» Тютчев утверждает, что человек способен одержать над всесильным Роком нравственную победу, если без ропота примет свою судьбу и ответственность за все совершенные им по воле Рока преступления: такой человек становится подобным Богу:

Пускай олимпийцы завистливым оком

Глядят на борьбу непреклонных сердец.

Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком,

Тот вырвал из рук их победный венец.

Но не только грозные исторические потрясения способны пробудить спящие на дне человеческой души роковые, хаотические силы. Такой же способностью, по мнению Тютчева, наделена человеческая любовь/ Любовь в лирике Тютчева — неуправляемая, иррациональная, ураганно мощная сила, которая внезапно и своевольно подчиняет себе всю жизнь человека. В стихотворении «Близнецы» Тютчев восклицал:

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений

Самоубийство и любовь!

Тютчеву незнакома любовь-идиллия, поэт изображает ураган страстей, развитие которых непредсказуемо, а подчас — и гибельно для человека, но однажды вспыхнувшую страсть остановить невозможно, пока она не сожжет человеческое сердце дотла, не испепелит его.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! —

восклицает поэт. Любовь изображается в лирике Тютчева как поединок, борьба между двумя сердцами, борьба мучительная и роковая: один из участников этого страстного поединка должен погибнуть. В стихотворении «Предопределение» поэт создает такую картину любви-борьбы:

Любовь, любовь... Гласит преданье

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

Последняя, роковая любовь Тютчева к молодой незамужней девушке Е. А. Денисьевой принесла поэту немало страданий, но и большое, счастье. Обращенные к Денисьевой стихи некоторые исследователи объединяют в самостоятельный цикл, называя его «денисьевским». Эта любовная борьба, постоянные душевные страдания привели Е. А. Денисьеву к ранней смерти. Тютчев оплакивал ее смерть вплоть до собственной кончины. Поэт очень тяжело переживал утрату.

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет — и не может...—

писал он в эти годы. Тютчев никогда не считал себя поэтом. Свои стихи он крайне небрежно хранил, да и ценил очень мало. Высокая оценка, которую его лирика получила у самого Пушкина, не смогла переубедить поэта.

Тютчев был убежден в разрушительном, неумолимом ходе времени, которое не щадит ни любви, ни искусства. И даже если стихам суждено пережить поэта — их автора, то неизвестно, как будут воспринимать их отдаленные потомки. Тем более, что насыщенная мыслью, сложными и многозначными символами лирика Тютчева требует от читателя не только тонкого вкуса, но и глубоких знаний. Будто бы предвидя это, А. А. Фет в статье о Тютчеве писал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52758. Множення звичайних дробів 258.5 KB
  Мета уроку: закріпити навички та вміння учнів виконувати множення звичаних дробів та розвязувати задачі на множення звичайних дробів; розвивати творчу та розумову активність увагу інтерес до математики використовуючи історичний матеріал виховувати культуру математичних знань. Подивимось може й у нас є особливий спосіб множення звичайних дробів. Пропоную Вам спосіб швидкого усного множення на та .
52759. Множення і ділення дробів 221 KB
  Дату народження якого українського письменника ви отримали Отже Іван Франко народився 27. Учень: Видатний український письменник Іван Якович Франко народився в селі Нагуєвичі Дрогобицького повіту на Львівщині в родині сільського коваля. Потім Іван Франко перейшов до школи при монастирі в Дрогобичі а згодом до дрогобицької гімназії. Розвязавши задачу ми зясуємо скільки мов знав Іван Франко і скількома мовами перекладені його твори.
52760. Додавання і віднімання десяткових дробів (5 клас) 45 KB
  Вчити застосовувати правила додавання та віднімання десяткових дробів до розвязування прикладів рівнянь задач спрощення виразів. Розвивати навички логічного мислення математичну мову навички зручного обчислення прикладів. Виконуючи вправи ми побачимо що нам потрібно вміти додавати та віднімати десяткові дроби для спрощення виразів розвязування рівнянь розвязування задач в одній системі вимірюваннякм год. Розвязування вправ.
52761. Розвиток толерантності 48.5 KB
  Робота в групах зашифроване слово Жидрути Васпра Легнека Тижидру Батре Тивмі З`являється напис Дружити справа нелегка але дружити треба вміти. Разом ми клас Тож будемо вчитися дружити щоб не було як у байці Л. Бесіда: Що ж там лад Як досягти ладу в колективі Що ж означає: дружити Як ви розумієте це поняття А зараз послухайте вірш Оксани Сенатович. Що це значить не дружити Що це значить не дружити Жити так одинаком Не дружити це ходити Не дверима а вікном.
52762. Сложение и вычитание обыкновенных дробей 316 KB
  Цель: - актуализировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание дробей с равными знаменателями»; - развивать навыки применения теоретических знаний при решении различных видов практических упражнений; - формирование положительной мотивации к предмету через нестандартную форму реализации урока, развитие познавательного интереса учащихся; - воспитание культуры работы в группе; - поддержать акцию «Сохраним первоцветы».
52763. Дії над звичайними дробами. Розв’язування вправ 154.5 KB
  Мета: повторити і систематизувати знання з теми; продовжити розвивати вміння працювати самостійно в групах; виховувати в учнів творчі здібності; прищеплювати любов до математики; вчити їх об'єктивній самооцінці та вмінню коригувати свою навчальну діяльність; виховувати впевненість у своїх силах та самостійність.
52764. Уявлення про звичайні дроби. Правильні та неправильні дроби. Порівняння дробів 94 KB
  Правильні та неправильні дроби. МЕТА: вивчити означення дробового числазвичайного дробу ознайомити з поняттям правильний і неправильний дріб навчити розпізнавати звичайні дроби читати записувати їх; розвинути уяву увагу культуру математичного запису та мови; виховати самостійність допитливість та прагнення успіху. Приклад 2 правильні дроби.
52766. Доли и дроби 39.5 KB
  Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали по 250 гр а служащие иждивенцы и дети по 125гр.30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба на руках матери умирает младшая дочь. Это норма хлеба ленинградского ребёнка.