81724

Тема русского бунта в произведениях отечественной литературе

Доклад

Литература и библиотековедение

Дубровский Глава 6 Пожар в Кистеневке эпизод Эпизод – начало стихийного крестьянского бунта возникшего от страстного желания крепостных Дубровских отомстить за барина и нежелания служить новому хозяину – Кирилле Троекурову которому по решению суда переходило имение Дубровских. Глава 7 появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям Грабительства одно другого замечательнее следовали одно за другим. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах все были уверены что он а никто другой...

Русский

2015-02-21

32.18 KB

0 чел.

Тема русского бунта в произведениях отечественной литературе.

А. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский»

«Капитанская дочка» - исторический роман, написанный в форме мемуаров. В нем писатель нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Вымышленные герои , их судьбы тесно переплетаются с судьбами исторических лиц. Не случаен выбор писателем Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину нужен был свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, т. к. нередко от них зависят его жизнь и его счастье.

С другой стороны, Гринев – офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. П. Гринев не роняет своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение П. служить ему верой и правдой Г. отвечает с твердостью отказом, т. к. присягал государыне-императрице. В качестве мемуариста П. намеренно выбирает дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению, он отвергает восстание: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

П. Гринев повествует не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках П., о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Г., и три раза щадил и миловал его Пугачев. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, - пишет Г., - данной мне им в одну из ужасных минут моей жизни, и об избавлении моей невесты…»

По дороге в крепость Г. попадает в метель. Метель у Пушкина нередко является знаком судьбы. Судьба оказалась к путникам благосклонной – послала им вожатого. Мог ли кто0то предположить, что мужик, встреченный на дороге, в дальнейшем станет предводителем крестьянского восстания? Случайная встреча в непогоду очень символична. Метель делает человека беззащитным перед силою природы… Но точно таким же беззащитным он может стать в столкновении с любым социальным катаклизмом. В дальнейшем Г. сам это понимает, столкнувшись с бунтовщиками. Крестьянское восстание – в сущности, те же «метель», «буран», делающие человека беспомощным и беззащитным.

«Дубровский»

Глава 6

«Пожар в Кистеневке» (эпизод)

Эпизод – начало стихийного крестьянского бунта, возникшего от страстного желания крепостных Дубровских отомстить за барина и нежелания служить новому хозяину – Кирилле Троекурову, которому по решению суда переходило имение Дубровских. Крестьяне поджигают дом, где спали приказные. Д. становится предводителем шайки разбойников (своих же крепостных крестьян) поддавшись стихийному порыву, движимый желанием отомстить Троекурову за смерть отца, за то , что тот отобрал у бывшего приятеля имение и оставил молодого Д. без средств к существованию.

Глава 7

«…появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям… Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим. Не было безопасности ни по дорогам, ни по деревням… Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах, все были уверены, что он, а никто другой, предводительствовал отважными злодеями»

Глава 12

Но после того, как Д. проник в дом Троекурова в качестве учителя Дефоржа и полюбил Машу Троекурову, он отказался от мысли о мести: «Все кончено. Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним… Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства»

Глава 19

«Благородный разбойник» Дубровский после того, как рухнули его надежды на счастье с Машей, а правительственные войска вели наступление на отряд, «он собрал всех своих сообщников, объявил им, что намерен навсегда их оставить, советовал и им переменить образ жизни» «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и , вероятно, не захотите оставить ваше ремесло» После сей речи он оставил их…» «Никто не знал, куда он девался» После этого «грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Д. скрылся за границу»

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8041. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов достигли высокого уровня в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Риме — к концу I в. до н.э 25.32 KB
  Педагогическая мысль и система воспитательных институтов достигли высокого уровня в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Риме - к концу I в. до н.э. Именно в античности сложились педагогические идеалы, послужившие образцом для последующих эпох. В...
8042. Развитие образования и воспитания в Средние века 28.53 KB
  Началом отсчета европейского Средневековья считается 476 г., когда под натиском германских племен пала Римская империя. В этот период на смену рабовладельческому обществу новое общество с феодальными отношениями, оплотом которого стало христианство....
8043. Педагогика Ушинского 25.33 KB
  В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самост...
8044. Наследие педагога и писателя А.С. Макаренко 30.27 KB
  Наследие педагога и писателя А.С. Макаренко обычно ассоциируется прежде всего с понятием коллектив. Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов. Исследования показывают также, что используя термин ко...
8045. Педагогические идеи В. А. Сухомлинского 23.46 KB
  Педагогические идеи В А Сухомлинского В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы...
8047. Исследование причин развития фиброза костного мозга при миелопролиферативных заболеваниях путем анализа воздействия тромбоцитарных факторов на мезенхимные стволовые клетки 451.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ Хронические миелопролиферативные заболевания (ХМПЗ) - это гетерогенная группа клональных заболеваний стволовых клеток крови, характеризующаяся избыточной пролиферацией клеток миелоидного ряда и относительно нормальным уровнем их созрев...