81725

Природа и любовь в поэзии А. А. Фета

Доклад

Литература и библиотековедение

Ктото учит маленьких несмышленышей делающих первый в жизни шаг твердо стоять на ногах с трудом произносить первые слова. Нас восхищают слова поэта выражающие его огромную любовь к своей родине к ее необъятным просторам к ее тихим уголкам: Какое дикое ущелье Ко мне навстречу ключ бежит Он в дол спешит на новоселье. Травы цветы деревья болотца ручейки перелески зори грозы облака во всем открывает чародей слова живую душу всем поверяет свои заветные думы. Итак мир природы для Тютчева был тем неисчерпаемым источником...

Русский

2015-02-21

38.59 KB

0 чел.

Природа и любовь в поэзии А. А. Фета. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Он не шутит с музой, у него все строго: и содержание, и форма.

Л.Н. Толстой

Добротою полнится наша жизнь. Она постоянно находится рядом, лелея и опекая от грубых нападок судьбы. Кто-то учит маленьких несмышленышей, делающих первый в жизни шаг, твердо стоять на ногах, с трудом произносить первые слова. Это делают матери. Но вот ребенок подрос. Его сердце распахнулось навстречу прекрасному, благородному и возвышенному. Кто первый заложит веру в эти богатые чувства? Кто утолит духовную жажду в познании красоты и величия человеческих проявлений? Мало знаний, которые получаешь от окружающей действительности. Нужно что-то еще! Молодое сердце раскрывается все шире и шире. Оно готово наполниться счастьем до краев. Жажда в чем-то прекрасном иссушает душу. И вот спасительные звуки поэзии орошают ее благодатным дождем. Кто этот чудотворец, подаривший нам минуты счастья? Память без напряжения выдвигает нам имя Федора Ивановича Тютчева.

У каждого из нас свой образ великого поэта и человека Федора Ивановича Тютчева, у каждого в сердце любимые строки поэта. Мы испытываем такое чувство, словно душой прикоснулись к живой красоте его родных и любимых мест.

Разве можно забыть удивительно осязаемые строки его стихов:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Или крылатые тютчевские строфы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Нас восхищают слова поэта, выражающие его огромную любовь к своей родине, к ее необъятным просторам, к ее тихим уголкам:

Какое дикое ущелье!

Ко мне навстречу ключ бежит —

Он в дол спешит на новоселье...

Я лезу вверх, где ель стоит.

Вот взобрался я на вершину,

Сижу здесь, радостен и тих...

До радости, до боли близки Тютчеву российские просторы, леса, реки. Кажется, нет в природе того, что бы не рождало чудных поэтических образов. Травы, цветы, деревья, болотца, ручейки, перелески, зори, грозы, облака — во всем открывает чародей слова «живую душу», всем поверяет свои заветные думы. Прислушаемся: голос мастера красок сливается с живыми голосами природы:

Гроза прошла — еще курясь, лежал

Высокий дуб, перунами сраженный,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженной.

А уж давно, звучнее и полней,

Пернатых песнь по роще раздалася,

И радуга концом дуги своей

В зеленые вершины уперлася.

Такая яркая образность, может быть рождена только глубоким искренним чувством. Неизъяснимое ощущение родства с природой передается и нам.

... Стоишь на берегу озера, ярко светит солнце, легкий ветер ласкает лицо, слышатся лебединые голоса, ощущаешь какой-то странный восторг, будто вместе с лебедиными голосами взлетаешь ввысь...

На том озере бывал Тютчев, думая о многом, грустя, веря, мечтая о заветном, радуясь и любя.

Образность поэтического мира Тютчева вызывает восхищение. Здесь все так живо, осязаемо, что видится: здесь все в движении:

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит—

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

Кажется пейзаж Федора Ивановича растворен в лиризме. Сколько тревожных чувств, умиротворения, благоговения перед чудом природы рождают строки: «Обвеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит...» А эти: «Лазурь небесная смеется.» Или еще:« А воды уж весной шумят — бегут и будят сонный брег.»

Ощущаешь сердцем: для Тютчева природа — это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо тютчевская природа врачует людские души. Именно так воспринимаются стихи поэта о родной природе, именно так возвышенно-просветленно и благоговейно воздействуют они на нас.

Итак, мир природы для Тютчева был тем неисчерпаемым источником, откуда он брал поэтические слова и образы.

Поэзия Тютчева призывает: «Остановитесь на мгновенье, опомнитесь от повседневной суеты, посмотрите вокруг, послушайте шепот трав, журчанье ручейка». Это родная природа, это родина наша!

Вот она истинная судьба Поэта века! Щедрая, дерзкая, прекрасная, тревожная, полная драматических раздумий, сомнений, радости, света...

В 1842-1843 годах два русских журнала — «Московитянин» и «Отечественные записки» — открыли для читающей публики нового поэта; среди его пестрой лирической россыпи выделялись и сразу запомнились несколько поэтических циклов, прежде всего «Снега» и «Вечера и ночи». Тут же была и небольшая поэма под названием «Талисман», где автор рекомендовался читателям сельским жителем: «Деревню я люблю... / Плохой я горожанин». Новый поэт явно пришел из мира усадебной России: это было видно и в стихотворении «Деревня». «Люблю я приют ваш печальный / И вечер деревни глухой...» «Не бойся вечернего сада, / На дом оглянись-ка назад...»; это прозвучало и в строфах «На заре ты ее не буди», ставших вскоре благодаря музыке А. Варламова «почти народной песней». А отсюда — уже один шаг до того стихотворения, которое являло собой как бы «лирический автопортрет» нового поэта:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все также счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, — но только песня зреет.

Если бы к этому времени уже существовала автобиографическая повесть С Аксакова об усадебном детстве, могло бы показаться, что в этом стихотворении прозвучал голос повзрослевшего аксаковского героя. «Я не видел человека, которого бы душила тоска, за которого я бы боялся более самоубийства...Я боялся за него, я проводил часто ночи у его постели, стараясь чем бы то ни было рассеять... страшное хаотическое брожение стихий его души». Это слова Аполлона Григорьева о ближайшем и задушевном друге его юности, авторе стихотворения «Я пришел к тебе с приветом»; это рассказ о рождении поэта Афанасия Фета. «Этот человек должен был или убить себя, или сделаться таким, каким он сделался... Страдания улеглись, затихли в нем, хотя, разумеется, не вдруг... Он был художник, в полном смысле этого слова: в высокой степени присутствовала в нем способность творения. Со способностью творения в нем росло равнодушие. Равнодушие — ко всему, кроме способности творить, — к божьему миру, как скоро предметы оного переставали отражаться в его творческой способности, к самому себе, как скоро он перестал быть художником. — Так осознал и так принял этот человек свое назначение в жизни».

Афанасий Фет снискал славу в самом «музыкальном» роде словесного творчества — лирике; это высокое и очень трудное искусство. Лирический поэт как художник слова имеет дело с особенным материалом, который можно назвать «звукосмыслом», это то, что рождено единством «волшебных звуков, чувств и дум» (как определил область лирики еще Пушкин). Лирика — словесный вид искусства, но вместе с тем она органически связана с музыкой: ведь музыка живет внутри самого человеческого слова, которое есть не только «смысл», но и «звук». Все слова человеческой речи — это океан звуков, это великая и таинственная стихия «музыки речи», над которой властен только лирический поэт: чем глубже изведал он тайны этой музыки, тем больше мощь, тем неотразимее магия сотканного им нового «смыслового созвучия», каким является лирическое стихотворение. Порой такое стихотворение заключено всего в нескольких строках, но во властной силе его воздействия на нашу душу можно догадаться о громадной духовной энергии, затраченной на него поэтом. Однажды Фет написал о процессе создания лирического произведения как о «напряженном акте», в котором сосредоточены «все усилия духа — все, что можно сказать, видимые и невидимые средства». Убеждения Фета характеризуют следующие слова: «Поэзия и музыка не только родственны но нераздельны. Все вековечные поэтические произведения — от пророков до Гете и Пушкина включительно — в сущности, музыкальные произведения — песни».

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» не только «лирический автопортрет», это одна из самых ранних его «весенних песен», того рода стихотворений, которые составляют сердцевину фетовского творчества. За их «благоуханной свежестью» стояло подлинное духовное откровение, пережитое поэтом в молодости, — откровение непостижимой бессмертной стихии жизни, которая олицетворялась для него в образе вечно юной Весны. Вот одно из самых «программных» стихотворений фетовской «весенней сюиты».

Ты пронеслась, ты победила,

О тайнах шепчет божество,

Цветет недавняя могила,

И бессознательная сила

Свое ликует торжество.

«Бессмертной весне», этому величайшему своему божеству, Фет будет приносить поэтические дары до последнего дыхания; каждую весну его будет вдохновлять чувство «весеннего возрождения»:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в прелестных журавлях...

«Торжество» весны приносит поэту веру, что «как мир, бесконечна любовь».

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

Снова в сердце ничем не умеришь

До ланит восходящую кровь,

И душою подкупленной веришь,

Что, как мир, бесконечна любовь.

«Любовь» и «кровь» — это вечная пара, и поэт не смущается «банальностью» рифмы, ибо чувствует это сердцем. Фетовские весенние стихотворения поражали читателя стихийной силой любовного влечения: «Смело можно сказать, что на русском языке еще не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности». Так сказал критик Дружинин о стихотворении «Пчелы», в котором поэт буквально не находит себе места от сжигающего его весеннего огня:

Сердце пышет все боле и боле,

Точно уголь в груди я несу.

Музыка сердечного огня звенит пчелиной песнью: «В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела» — и сам поэт как будто превращается в пчелу. Пчела у Фета (во многих случаях) несет в себе радость земли, она символизирует как раз ту «страстную чувственность», которую отмечала критика в фетовской поэзии среди других характерных черт. Однако в этой поэзии живет и другой крылатый вестник весны — соловей. Если пчела поет днем, то царство соловья — весенняя ночь:

Какая ночь! Нам всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносятся тревога и любовь.

Земная ночь, пронизанная весенней любовной тревогой,— это частица мирового гармонического целого; поэтому так интимно родственны отношения души поэта с космической бесконечностью — со звездами. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый «звездный цикл» — так много писал он о звездах (как никто в русской поэзии), снова и снова находя в звездном небе вдохновение для своего «космического чувства». Одна из вершин «звездной лирики» Фета — стихотворение, которое Чайковский ставил наравне с самым высшим, что есть высокого в искусстве.

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал...

На этот раз поэт не передает своих диалогов со звездами (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью — он переживает необычное состояние погружения в космическую глубину:

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

Как оценивал поэт свою открытость столь уникальным переживаниям? В этом же стихотворении Фет дает исключительно важное для понимания его творческого дара самоопределение: он говорит о себе: «... я, как первый житель рая...»

Этим мифологическим уподоблением Фет как бы указывает на первозданную полноту, силу, чистоту своего «человеческого естества», всех изначальных чувств, данных природой человеку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45711. Зарубежная журналистика и экономика: новость как товар, аудитория как капитал 28 KB
  Поскольку СМИ включены в действующую финансовоэкономическую систему той или иной страны они заинтересованы в стабильности и развитии этой системы что часто проявляется в содержании публикуемых или транслируемых материалов. В ряде случаев СМИ выступают как группы экономических интересов а во взаимодействии с властными структурами – как группы влияния лобби. В последние годы заметно меняется экономическая структура СМИ. Во многих странах государство субсидирует СМИ как прямо так и косвенно – предоставлением различных льгот грантов...
45712. Зарубежные теории и концепции журналистики 37.5 KB
  Известные американские теоретики и историки печати профессоры Иллинойского университета Фред Сиберт Теодор Петерсон и руководитель проекта профессор Стэнфордского университета Уилбур Шрамм подготовили и издали книгу Четыре теории прессы которая долгое время рассматривалась за рубежом как классическая работа. В каждой из четырех анализируемых авторами теорий проблема ответственности прессы находила свое решение в соответствии с теми социальными и политическими структурами в рамках которых функционировали СМИ. Теория свободы печати...
45713. Методика социологических исследований журналистики 29 KB
  Методика социологических исследований журналистики. Социология журналистики – это дисциплина изучающая 1 журналистику как социнститут ее место и значение в системе общ отношений и в соц структуре; 2 журку как средство общения и взаимодействия м у людьми изучение личности журналиста приемов и механизмов манипуляций пропаганды воздействия СМИ на личность. Подходы к изучению журки: 1журка как объект изучения изучают не журты а со стороны и 2Журка как субъект исследования журты являются исследователями Методы сбора информации.
45714. Правовое регулирование журналистской деятельности 36.5 KB
  Идеологический плюрализм в России; Статья 14 – религиозный плюрализм никакая религия не может быть признана государственной или официальной; Статья 15 приоритет международного над национальным правом; Статья 23 – право на неприкосновенность частной жизни личную и семейную тайну защиту своей чести и доброго имени. Частная жизнь – особая сфера бытовых и интимных отношений человека не подлежащая контролю со стороны государства и общества; Статья 41 – ответственность...
45715. Политическая журналистика в современной России 36.5 KB
  Вскоре информационные империи обоих олигархов пополнились общефедеральными телеканалами: бывшим Первым каналом после реформирования получившим название ОРТ и вновь созданным на четвертой кнопке НТВ. Передовые информационные технологии позаимствованные за рубежом и успешно адаптированные к отечественным условиям энтузиазм и талант журналистов помноженные на деньги владельца обусловили тот факт что последующие несколько лет вошли в историю российской журналистики как эпоха первого НТВ. Неверно однако было бы рассматривать первое...
45716. Этическое регулирование журналистской деятельности 46 KB
  Существует 2 основных критерия выделения профессиональной этики: 1 применение ПЭ в условиях конкретной профессии на основе общих норм нравственности 2 ПЭ существует лишь в тех профессиях которые непосредственно воздействуют на человека. Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. В СССР Союз журналистов появился в 1957году в 1988 – создан Совет по профессиональной этике...
45717. Социальные функции журналистики 38.5 KB
  Социальные функции журналистики Корконосенко разделяет социальные роли и социальные функции журналистики. РОЛИ Сущность ролевой характеристики заключается в выполнении ряда соц. Ролевая характеристика строится в зависимости от количества и качественных особенностей сфер жизни в которые проникает журналистика социетальных систем – практически во все. Это: экономическая политическая духовноидеологическая и социальная.
45718. Научные исследования массовой коммуникации: направления и методы. 80 KB
  Научные исследования массовой коммуникации: направления и методы. Науки занимающиеся исследованием массовой коммуникации: Теория коммуникации Социология массовой коммуникации Психология массовой коммуникации Появления новой навой дисциплины Коммуникологии ссылаться на Ф. Шаркова курс лекций по Социологии массовой коммуникации Далее он по тексту: Коммуникология – система сформированных знаний и деятельность по получению новых знаний о коммуникации направленные на интеграцию в единую систему знаний науку включающее: 1 теорию...
45719. Тематические, структурные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания. Специфика и особенности газетного оформления. Основные принципы и законы 55 KB
  Но и этого субъективного фактора еще мало для окончательного формирования индивидуального облика газеты. Но при всех обстоятельствах при равных и различных типографских возможностях каждая редакция может добиться графической индивидуализации своей газеты придать большее или меньшее своеобразие ее внешнему облику. Отобранные отработанные и ставшие стабильными приемы и способы оформления и придают газете черты самобытности образующей ее графическую индивидуальность своего рода оформительскую модель данной газеты. Лицо газеты таким...