81726

Путь исканий Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Смысл финала шолоховской эпопеи

Доклад

Литература и библиотековедение

Герои Шолохова люди простые но незаурядные а Григорий не только храбр до отчаяния честен и совестлив. Влияние Чубатого Предчувствие беды ранение Григорий и его дети желание конца войны На стороне большевиков. 6 Разговор с Петром Злоба к большевикам Ссора с отцом изза награбленного Самовольный отъезд домой Красные у Мелеховых Пьянство мысли о смерти Григорий убивает матросов Разговор с дедом Гришакой и с Натальей Встреча с Аксиньей Книга четвертая ч. 7 Григорий в семье.

Русский

2015-02-21

32.97 KB

148 чел.

Путь исканий Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Смысл финала шолоховской эпопеи.

Герои Шолохова – люди простые, но незаурядные, а Григорий не только храбр до отчаяния, честен и совестлив. Но и по-настоящему талантлив, и не только «карьера» героя это доказывает( хорунжий из простых казаков во главе дивизии – свидетельство немалых способностей, хотя у красных в годы гражданской войны подобные случаи были нередки). Подтверждает это и его жизненный крах, поскольку Гр. Слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.

Книга первая

  1.  Происхождение (предопределенность трагической судьбы)
  2.  Жизнь в доме отца. Зависимость от него.
  3.  Начало любви к Аксинье (гроза на реке)
  4.  Стычка со Степаном
  5.  Сватовство и женитьба
  6.  Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким
  7.  Призыв в армию
  8.  Убийство австрийца. Потеря точки опоры
  9.  Ранение. Известие о смерти, полученное родными
  10.  Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой
  11.  Разрыв с Аксиньей и возвращение домой

Книга вторая, ч. 3 – 4

  1.  Вытравление правды Гаранжи. Уход на фронт «добрым казаком»
  2.  1915 г. Спасение Степана Астахова
  3.  Огрубение сердца. Влияние Чубатого
  4.  Предчувствие беды, ранение
  5.  Григорий и его дети, желание конца войны
  6.  На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова
  7.  Напоминание об Аксинье
  8.  Ранение. Расправа над пленными
  9.  Лазарет. «К кому же прислониться?»
  10.  Семья, « Я – за советскую власть»
  11.  Неудачные выборы в отрядные атаманы
  12.  Последняя встреча с Подтелковым

Книга третья, ч. 6

  1.  Разговор с Петром
  2.  Злоба к большевикам
  3.  Ссора с отцом из-за награбленного
  4.  Самовольный отъезд домой
  5.  Красные у Мелеховых
  6.  Пьянство, мысли о смерти
  7.  Григорий убивает матросов
  8.  Разговор с дедом Гришакой и с Натальей
  9.  Встреча с Аксиньей

Книга четвертая, ч. 7

  1.  Григорий в семье. Дети, Наталья
  2.  Сон Григория
  3.  Распад семьи
  4.  Расформирование дивизии, Григория производят в сотники
  5.  Смерть жены
  6.  Тиф и выздоровление
  7.  Попытка сесть на пароход в Новороссийске

Часть 8     

  1.  Григорий у Буденного
  2.  Демобилизация, разговор с Михаилом
  3.  Уход из хутора
  4.  В банде Филина. На острове
  5.  Уход из банды
  6.  Гибель Аксиньи
  7.  В лесу
  8.  Возвращение домой

Григорий Мелехов – неординарная личность, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках (особенно по отношению к Наталье и Аксинье). Гр. – человек, способный на поступок. Он нигде не соврал перед собой, несмотря на сомнения и метания. Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор. Война развращает людей, провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень. Который не позволил ему ни разу сделать подлость. Глубокая привязанность к дому, к земле – сильнейшее душевное движение: «Моим рукам работать надо, а не воевать»

Герой постоянно в ситуации выбора («Сам ищу выход»)Ему свойственна бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Трагедия как бы переносится в глубины сознания: « Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей» Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый» А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых. Ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался» Эти поиски оказались, как он считает. «зряшными и пустыми» И в этом тоже его трагедия. Человек поставлен в неизбежные, стихийные обстоятельства и уже в этих обстоятельствах делает выбор, свою судьбу. Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде – обман, жестокость. Которой можно найти оправдание, но которую отвергает Г. Мелехов. От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Гр. Мелехова и окружающей его жизни.

Изображение поисков «простым» человеком, честным и искренним, передача движений души такого человека – творческая заслуга Шолохова. Образ Григория – концентрация основного исторического и идейного конфликта романа, выражение трагических поисков правды всего народа.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50257. Електромагнітне поле та електромагнітна індукцій 284.5 KB
  Експериментально встановлено (теоретично це передбачили М. Фарадей і Дж. Максвелл), що магнітне поле виникає також тоді, коли довільно змінюється напруженість електричного поля. Так, якщо з’єднати пластини зарядженого конденсатора провідником, то магнітне поле існуватиме як навколо провідника
50258. Определение производственного цикла изготовления партии отливок 652.99 KB
  Определение производственного цикла изготовления партии отливок, изучение методов определения и оценки технологичности конструкции изделия, разработка рекомендаций по разработке технологических процессов, описание структуры и продолжительности производственного цикла, организация путей сокращения производственного цикла.
50259. Разработка костюмов к спектаклю У.Шекспира «Двенадцатая ночь» 5.88 MB
  Исследовать историю эпохи Возрождения. Изучить материальную культуру и быт данной эпохи. Выявить характерные черты в костюме выбранной эпохи. Создать авторскую концепцию костюмов. Разработать художественную технику...
50260. КОРЕКЦІЙНА ПЕДАГОГІКА В СИСТЕМІ ПЕДАГОГІЧНИХ НАУК 290 KB
  Обєкт, предмет і завдання курсу корекційної педагогіки. Взаємозвязок корекційної педагогіки з іншими галузями знань. Методи педагогічного дослідження. Становлення і розвиток корекційної педагогіки як науки. Психолого-педагогічна суть корекційно-педагогічної діяльності...
50261. ПРАВОВІ ЗАСАДИ РОЗВИТКУ ІНФОРМАЦІЙНОГО СУСПІЛЬСТВА 47.23 KB
  Складовими поняття «інформаційне суспільство» визначають: інформаційну економіку, індустрію інформаційних послуг, сучасні інтелектуальні інформаційні технології, сучасні інтелектуальні інформаційні технології та технології зв’язку, значний потенціал науки, матеріально-технічне забезпечення різноманітних послуг.
50262. ПОНЯТТЯ ТА ВИДИ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 25.14 KB
  Інформаційна діяльність – це сукупність інформаційних дій, технічних засобів. організаційних умов і модернізаційних підходів, що ґрунтуються на ефективному використанні високих технологій, метою чого є оптимальне задоволення інформаційних потреб громадян і юридичних осіб, а також реалізація інформаційних функцій та завдань держави.
50263. ДРУКОВАНІ ЗАСОБИ МАСОВОЇ ІНФОРМАЦІЇ (ПРЕСА) В УКРАЇНІ ТА ПРАВОВИЙ СТАТУС ІНФОРМАЦІЙНИХ АГЕНТСТВ 29 KB
  Друковані ЗМІ (преса) – це періодичні і такі, що продовжуються, видання, які виходять під постійною назвою, з періодичністю один і більше номерів (випусків) протягом року на підставі свідоцтва про державну реєстрацію.
50264. БІБЛІОТЕЧНА ТА АРХІВНА ДІЯЛЬНІСТЬ В УКРАЇНІ 34.07 KB
  Бібліотечна справа – галузь інформаційної, культурної та освітньої діяльності суспільства, спрямована на створення і розвиток мережі бібліотек, формування, опрацювання, упорядкування та зберігання бібліотечних фондів, організацію бібліотечного, інформаційного та довідково-бібліографічного обслуговування користувачів бібліотеки
50265. ТЕЛЕБАЧЕННЯ, РАДІОМОВЛЕННЯ І КІНЕМАТОГРАФІЯ В УКРАЇНІ 35.78 KB
  Структура національного телебачення і радіомовлення України. Національна рада України з питань телебачення і радіомовлення. Ліцензування мовлення. Права і обов’язки телерадіоорганізацій, їх працівників, телеглядачів і радіослухачів. Організаційні засади кінематографії, створення і розповсюдження фільмів