81727

Образ «маленького человека» и его воплощение в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Тема маленького человека впервые была затронута в творчестве А. обратился к теме бесправного безмерно униженного и забитого маленького человека живущего своей внутренней жизнью в условиях грубо попирающих достоинство человека. И чтобы их раздобыть он идет на преступление под влиянием выдуманной теории о необыкновенных личностях Созданные писателем образы маленьких людей проникнуты духом протеста против социальной несправедливости против унижения человека и верой в его высокое призвание.

Русский

2015-02-21

31.14 KB

0 чел.

Образ «маленького человека» и его воплощение в произведениях отечественной классики 19 в.

Тема «маленького человека» впервые была затронута в творчестве А. Пушкина («Станционный смотритель»), Н. Гоголя («Шинель»), М. Лермонтова («Герой нашего времени») Герои этих произведений соответственно: Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин, Максим Максимыч – стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, он становится автором ведущей темы – темы «бедных людей», «униженных и оскорбленных» Писатель считает, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Д. писал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Как и Гоголь в своей повести, Д. обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема. Тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных», была продолжена писателем в «Преступление и наказание» Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает Д. картины беспросветной нищеты. Местом действия писатель выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. Судьба семьи Мармеладовых тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена М., Екатерина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Тяжела судьба и семьи Р. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Р. понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. И, чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием выдуманной теории о «необыкновенных личностях»

Созданные писателем образы «маленьких людей» проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание.

Миропонимание Д. базируется на одной непреходящей ценности – на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.

 

А. П. Чехов «Человек в футляре»

О Чехове говорили, что он «обличитель пошлости пошлого человека» («маленькая трилогия» - «Крыжовник», «О любви») Главная тема – протест против «футлярной жизни» Вся логика образов рассказа направлена против обывателей, мещанской среды, которая, как тина, засасывает человека, не дает ему свободно жить и дышать. Беликов прячется от жизни, боится ее. И древние языки, которые преподавал Б., были для него , в сущности, теми же калошами и зонтиком, тем же чехлом, футляром, в котором можно спрятаться от жизни. А о его образе мышления Ч. иронично пишет: «И мысль свою Беликов тоже старался запрятать в футляр» Этот трагикомический герой все время все время повторяет: «Как бы чего не вышло» Имя чеховского героя стало нарицательным. Столкнувшись с жизненной силой в образе Коваленко, Б. начинает понимать, что теряет свою оболочку. Ломаются его жизненные устои. А это ему не по силам. И Чехов прерывает жизнь своего героя, т. к. Беликову ничего не остается, как только умереть. Наконец-то герой находит свой идеальный футляр, из которого ему не выбраться никогда. «Маленький человек» у Ч. совсем не обязательно занимает низкое положение в обществе. Примером может служить доктор Старцев из рассказа «Ионыч». Этот рассказ тематически примыкает к «маленькой трилогии». Чеховский «маленький человек» мал духовно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14071. Всеволод Нестайко. Тореадори з Васюківки. Конспект уроку з української літератури 36 KB
  УРОК № 49 Тема.В. Нестайко. Тореадори з Васюківки. Мета:ознайомити учнів із новим розділом повісті; розвивати навички толерантного й аргументованого доведення своєї думки виразного читання переказу прозового твору характеризування героїв; виховувати прагнення до...
14072. Всеволод Нестайко. «Тореадори з Васюківки». Поняття про повість 36.5 KB
  УРОК № 50 Тема.В. Нестайко. Тореадори з Васюківки. Поняття про повість. Мета:ознайомити учнів з новим розділом повісті Тореадори з Васюківки допомогти усвідомити особливості жанру повісті; розвивати навички виразного читання переказу аналізу поведінки та вчин
14073. Урок. І Калинець. «Писанки» 30.5 KB
  УРОК № 52 Тема. І Калинець. Писанки. Мета: ознайомити учнів із життям та творчістю письменника допомогти сприйняти красу й оригінальність його поезій; розвивати навички виразного читання коментування ліричних творів визначення ролі метафори та порівняння у них; р
14074. Поетична вітальня. І. Калинець. Цикл «Дивосвіт»: «Стежечка», «Блискавка», «Веселка» 28 KB
  УРОК № 53 Тема. Поетична вітальня. І. Калинець. Цикл Дивосвіт: Стежечка Блискавка Веселка. Мета: ознайомити учнів з оригінальними неповторними віршами І. Калинця про природу допомогти усвідомити особливості та красу цих творів; розвивати навички виразного...
14075. Стельмах. «Химера лісового озера, або Митькозавр з Юрківки» 35 KB
  УРОК № 55 Тема. Я. Стельмах. Химера лісового озера або Митькозавр з Юрківки. Мета: ознайомити учнів із життям та творчістю письменника викликати цікавість до його пригодницьких книжок; розвивати навички виразного читання переказу аналізу прочитаного; виховувати
14076. Ярослав Стельмах. «Химера лісового озера, або Микитькозавр з Юрківки» 53 KB
  УРОК № 56 Тема. Я. Стельмах. Химера лісового озера або Микитькозавр з Юрківки. Мета:ознайомити учнів із новими розділами повісті спонукати до читання художньої літератури; розвивати навички виразного читання переказу характеристики героїв; виховувати допитливіст
14077. Ярослав Стельмах. «Химера лісового озера, або Микитькозавр з Юрківки». Урок з української літератури 28 KB
  УРОК № 57 Тема.Я. Стельмах Химера лісового озера або Микитькозавр з Юрківки. Мета:ознайомити учнів із новими пригодами двох друзів; прищеплювати інтерес і любов до читання художньої літератури; розвивати навички виразного читання уміння фантазувати передбачати
14078. Ярослав Стельмах. «Химера лісового озера...». Урок з української літератури 30 KB
  УРОК № 58 Тема.Я. Стельмах. Химера лісового озера. Мета:ознайомити учнів із кульмінацією та розв’язкою твору; розвивати навички виразного читання переказу виділення найнапруженіших епізодів у творі висловлення власної думки щодо прочитаного; виховувати почуття ...