81727

Образ «маленького человека» и его воплощение в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Тема маленького человека впервые была затронута в творчестве А. обратился к теме бесправного безмерно униженного и забитого маленького человека живущего своей внутренней жизнью в условиях грубо попирающих достоинство человека. И чтобы их раздобыть он идет на преступление под влиянием выдуманной теории о необыкновенных личностях Созданные писателем образы маленьких людей проникнуты духом протеста против социальной несправедливости против унижения человека и верой в его высокое призвание.

Русский

2015-02-21

31.14 KB

0 чел.

Образ «маленького человека» и его воплощение в произведениях отечественной классики 19 в.

Тема «маленького человека» впервые была затронута в творчестве А. Пушкина («Станционный смотритель»), Н. Гоголя («Шинель»), М. Лермонтова («Герой нашего времени») Герои этих произведений соответственно: Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин, Максим Максимыч – стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, он становится автором ведущей темы – темы «бедных людей», «униженных и оскорбленных» Писатель считает, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Д. писал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Как и Гоголь в своей повести, Д. обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема. Тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных», была продолжена писателем в «Преступление и наказание» Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает Д. картины беспросветной нищеты. Местом действия писатель выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. Судьба семьи Мармеладовых тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена М., Екатерина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Тяжела судьба и семьи Р. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Р. понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. И, чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием выдуманной теории о «необыкновенных личностях»

Созданные писателем образы «маленьких людей» проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание.

Миропонимание Д. базируется на одной непреходящей ценности – на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.

 

А. П. Чехов «Человек в футляре»

О Чехове говорили, что он «обличитель пошлости пошлого человека» («маленькая трилогия» - «Крыжовник», «О любви») Главная тема – протест против «футлярной жизни» Вся логика образов рассказа направлена против обывателей, мещанской среды, которая, как тина, засасывает человека, не дает ему свободно жить и дышать. Беликов прячется от жизни, боится ее. И древние языки, которые преподавал Б., были для него , в сущности, теми же калошами и зонтиком, тем же чехлом, футляром, в котором можно спрятаться от жизни. А о его образе мышления Ч. иронично пишет: «И мысль свою Беликов тоже старался запрятать в футляр» Этот трагикомический герой все время все время повторяет: «Как бы чего не вышло» Имя чеховского героя стало нарицательным. Столкнувшись с жизненной силой в образе Коваленко, Б. начинает понимать, что теряет свою оболочку. Ломаются его жизненные устои. А это ему не по силам. И Чехов прерывает жизнь своего героя, т. к. Беликову ничего не остается, как только умереть. Наконец-то герой находит свой идеальный футляр, из которого ему не выбраться никогда. «Маленький человек» у Ч. совсем не обязательно занимает низкое положение в обществе. Примером может служить доктор Старцев из рассказа «Ионыч». Этот рассказ тематически примыкает к «маленькой трилогии». Чеховский «маленький человек» мал духовно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54479. Music… Music… Music… 37 KB
  Rock’n’roll is a style of music that was popular in 1950s but is still played now, which has a strong loud beat, repeats a few simple phrases and is usually played on electrical instruments. It was first made popular by Bill Halley and Elvis Presley.
54480. Урок музыки. Группы. Композиторы 64.5 KB
  Today at the lesson we’ll listen and repeat the names of the musical instruments, after that we’ll give names of the musical instruments of four groups, we’ll listen to music and name name the styles of popular music you listen to. We’ll speak about structure of the music lesson.
54481. Music in our life 91 KB
  Objectives: to revise and enrich students’ vocabulary on the topic; to improve students’ reading, speaking, writing skills; to practice students’ listening skills; to train students’ habits in group work; to cultivate students’ aesthetic tastes, awareness and respect to the world culture; to enhance students’ cognitive abilities and memory.
54482. Музика 55 KB
  Мета: ознайомити учнів з лексичними одиницями і навчити оперувати ними у мовленні; вчити учнів взаємодіяти в заданій ситуації за змістом прочитаного тексту, повторити граматичний матеріал та тренувати учнів оперувати граматичними структурами у мовленні; розвивати логічне мислення і мовленнєву реакцію, розвивати навики читання; виховувати культуру спілкування, інтерес до культури країни, мова якої вивчається.
54483. WORLD MUSIC 53 KB
  Nowadays many people enjoy music as their hobby. Thanks to this fact you can make many new friends, you can exchange cd’s, records, listen to music together and visit different concerts. For my person, music plays more important role in life than good pastime. It is something, which helps me to be in a good mood, understand different things and remove from tension. Music brings me pleasure and keen delight and fills my life with great expectations of joy and happiness.
54484. Музика охоплює весь світ 45 KB
  Мета: активізувати та розширити знання учнів про економіку країн, які є Батьківщиною видатних композиторів світу, узагальнити знання учнів про композиторів – класиків кінця 17 – початку 20 століття, розвивати навички самостійної роботи з інформаційним матеріалом, навички зв’язного мовлення, вчити співвідносити знання з різних галузей науки та мистецтва, виховувати культуру поведінки, формувати потребу сприймати та виконувати високохудожні музичні твори, виховувати інтерес до знань, залучати учнів до проведення нестандартних типів уроку.
54485. Героические образы в симфонической музыке 280 KB
  Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений.
54486. Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности 81.5 KB
  Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...
54487. Предмет и метод экономической теории 17.71 KB
  В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление.