81728

Герои и тематика лирики Н. А. Некрасова

Доклад

Литература и библиотековедение

Особенно трудным для Н оказался конец 60 гг нравственный компромисс на который он пошел во имя спасения журнала вызвал упреки со всех сторон реакционная публика уличала поэта в корыстолюбии а духовные единомышленники в отступничестве Тяжелые переживания Н отразились в цикле так называемых покаянных стихов Ликует враг 1866 Умру я скоро 1867. Зачем меня на части рвете 1867 Однако эти стихи не вписываются в однозначное определение покаянных в них звучит мужественный голос поэта исполненный сложной внутренней борьбы не...

Русский

2015-02-21

33.13 KB

0 чел.

Герои и тематика лирики Н. А. Некрасова. Чтение наизусть одного стихотворения и его разбор.

Особенно трудным для Н оказался конец 60 гг нравственный компромисс, на который он пошел во имя спасения журнала, вызвал упреки со всех сторон реакционная публика уличала поэта в корыстолюбии, а духовные единомышленники — в отступничестве Тяжелые переживания Н отразились в цикле так называемых «покаянных» стихов «Ликует враг » (1866), «Умру я скоро » (1867). «Зачем меня на части рвете » (1867) Однако эти стихи не вписываются в однозначное определение «покаянных» в них звучит мужественный голос поэта, исполненный сложной внутренней борьбы, не снимающий обвинений с себя, но клеймящий позором и то общество, в котором честный человек получает право на жизнь ценой унизительных нравственных компромиссов

О неизменности гражданских убеждений поэта в эти драматические годы свидетельствуют его стихи «Душно без счастья и воли » (1868) Тогда же, в конце 60 гг расцветает сатирический талант Н (завершение цикла «О погоде». 1865, создание «Песен о свободном слове». 1865—1866, поэтических сатир «Балет», 1866, и «Недавнее время», 1871)

В лирическом творчестве Н. 70 гг. происходят существенные изменения Возрастает число поэтических деклараций, причем позиция гражданского поэта остро драматизируется Внутренняя цельность личности в условиях надвигавшегося на Россию буржуазного двоедушия отстаивается ценой более сурового аскетизма Предпочтение и теперь, только более решительное, Н отдает поэту-бойцу Все чаще И. говорит о нем, как о «гонимом жреце» гражданского искусства, оберегающем в душе «трон истины, любви и красоты» Идею единства гражданственности и искусства приходится упорно отстаивать, защищать, вплоть до освящения ее традициями высокой романтической культуры эпохи 20 гг. Так открывается перспектива обращения Н. к творчеству юного Пушкина-романтика «Элегия» (1874) насыщена, напр, патетическими интонациями пушкинской «Деревни». Свои стихи о сути поэтического творчества Н осеняет авторитетом Шиллера — «Поэту» и «Памяти Шиллера» (1874). В позднем творчестве Н.-лирик оказывается гораздо более традиционным, литературным поэтом, чем в 60 гг , ибо теперь он ищет эстетические и этические опоры не столько на путях непосредственного выхода к народной жизни, сколько в обращении к поэтической традиции своих великих предшественников Лирический герой Н 70 гг более сосредоточен на своих чувствах, на смену демократической стихни «многоголосия» часто приходит самоанализ, мучительная рефлексия, а вместе с нею и лермонтовские интонации. Образ мира как крестьянского жизнеустройства вытесняется образом мира как общего миропорядка. Масштабы осмысления жизни становятся более глобальными.

Переосмысляются и получают новую жизнь старые темы и образы Живую картину, развернутую в стихотворении «Муза» (1848), поэт сжимает в емкий поэтический символ «Не русский взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную Музу». Эта устремленность к синтезу, к итогу, к емкому и афористичному художественному образу получила свое завершение t в лирическом цикле «Последние песни» (1877)

В начале 1875 г Н тяжело заболел Ни знаменитый венский хирург Билльрот, ни мучительная операция не могли приостановить смертельной раковой болезни .Вести о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий и адресов со всей России Общенародная поддержка укрепила силы поэта, и в мучительной болезни он создает «Последние песни» Приходит время подведения итогов Н понимает, что своим творчеством он прокладывал новые пути в поэтическом искусстве Только он решался на недопустимую на прошлом этапе развития русской поэзии стилистическую дерзость, на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения Он совершил существенное обновление традиционных жанров русской поэзии ввел гражданские мотивы в элегию («Элегия»), политические инвективы в романс («Еще тройка». 1867). социальные проблемы в балладу («Секрет Опыт современной баллады». 1855) Н расширил возможности поэтического языка, включая в лирику сюжетно-повествовательное начало («В дороге»), элементы фельетона («Чиновник», 1844). традиции физиологического очерка («Пьяница», 1845) Н творчески освоил, приобщив к современной поэзии, русский фольклор склонность к песенным ритмам и интонациям, использование анафор, параллелизмов, повторов. «тягучих» трехсложных размеров (дактиля. анапеста) с глагольными рифмами, применение фольклорной гиперболы. В «Кому на Руси жить хорошо» Н поэтически обыгрывает пословицы. широко использует постоянные эпитеты, но, главное — он творчески перерабатывает фольклорные тексты, раскрывая потенциально заложенный в них революционный, освободительный смысл Необычайно расширил Н и стилистический диапазон русской поэзии, используя разговорную речь. народную фразеологию, диалектизмы. смело включая в произведение разные речевые стили — от бытового до публицистического, от народного просторечия до фольклорно-поэтической лексики, от ораторски-патетического до пародийно-сатирического стиля

Но главный вопрос, который мучил Н. на протяжении всего творчества, заключался не в формальных проблемах «мастерства» Это был вопрос сомнение, насколько его поэзия способна изменить окружающую жизнь и получить приветный отклик в крестьянской среде Мотивы разочарования, порою отчаяния и хандры сменяются в «Последних песнях» жизнеутверждающими нотами Самоотверженной помощницей умирающего Н является Зина (Ф Н Викторова), жена поэта, к которой обращены лучшие его стихи По-прежнему сохраняется у Н житийная святость материнского образа В стихотворении «Баюшки-баю» устами матери Родина обращается к поэту с последней песней утешения «Не бойся горького забвенья: / Уж я держу в руке моей / Венец любви, венец прощенья, / Дар кроткой родины твоей »

.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77550. Разработка компьютерного тестового контроля знаний 3.09 MB
  В аналитической части описаны процессы тестирования знаний и обработки результатов. Для лучшего понятия предметной области построены модели ASIS. Произведен анализ систем схожего направления, выделены их достоинства и недостатки.
77551. Теоретический анализ вопросов гражданско-правового регулирования арендных отношений 143.1 KB
  Договор аренды имеет широкое применение в предпринимательской и иных областях экономических отношений. Его хозяйственная цель выражается в том, что он дает возможность удовлетворять потребности лиц, которым по разным причинам необходимо временное пользование вещами...
77558. Розробка інформаційної системи для дослідження реосигналів на основі ортогонального базису ДЕФ і власних чисел з метою підвищення ефективності та інформативності імпедансної плетизмографії 1.34 MB
  Мета роботи: розробити інформаційну систему для дослідження реосигналів на основі ортогонального базису ДЕФ і власних чисел з метою підвищення ефективності та інформативності імпедансної плетизмографії.