81729

Тема борьбы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Доклад

Литература и библиотековедение

В романе слово черт употребляется около 60 раз. В романе подробно и образно описано окружение сатаны присутствует дьявольская атрибутика оборотни его свита ведьмы боров как верховое животное ведьмы разлагающиеся трупы гробы черная месса в которой искажается перевертывается Божественная литургия Он лишает людей голов разума. В романе нет героев способных подняться на духовную борьбу против него.

Русский

2015-02-21

31.92 KB

0 чел.

Тема борьбы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Эпиграфом романа Б. сделал отрывок из «Фауста» Гете: «…так кто же ты, наконец?..» По названию романа и эпиграфу можно сделать выводы о жизненной позиции писателя. В масонской литературе Мастером, Великим Архитектором природы называют верховное божество, и божество это есть дьявол.

Православные никогда не поминают дьявола в речи, заменяя его имя на такие слова. Как «лукавый», «враг», «шут», «немытый». В романе слово «черт» употребляется около 60 раз. Варианты названия романа: «Черный маг», «Сатана», «Черный богослов», «Князь тьмы» Вспомним слова апостола Иакова: «Противостаньте диаволу и бежит от вас». Главный страх верующего человека – страх гнева Господня, страх собственного греха. Вместе с тем отношение к любой дьявольской силе, к любому искушению – самое серьезное. От дьявола исходит только соблазн, зло. Дьявол – падший ангел.

«По необъяснимой прихоти первая по близости к Богу сотворенная им личность, высший Ангел Денница, или Люцифер (носитель света), захотел иметь все лишь для себя, ничего никому не отдавая. По словам святых отцов, он залюбовался собою и стал как бы самозамкнутым сосудом. Этот первогрех называется то гордостью, то себялюбием, а теперь эгоизмом. Суть его в своекорыстном повороте внимания на самого себя или такой исключительный интерес к самому себе , что собственное «я» ставится в центр мироздания»

Б. написал своеобразную энциклопедию сатанизма.

В романе подробно и образно описано окружение сатаны, присутствует дьявольская атрибутика ( оборотни (его свита), ведьмы, боров как верховое животное, ведьмы, разлагающиеся трупы, гробы, черная месса, в которой искажается, перевертывается Божественная литургия) Он лишает людей голов, разума. В романе нет героев, способных подняться на духовную борьбу против него. Всесилие дьявола признается всеми, в том числе мастером и Маргаритой. Поэтому любовь Маргариты все-таки уродлива, так как героиня готова погубить душу в обмен на свободную любовь. Мастер отрекается от собственного имени, что означает отречение от Ангела Хранителя, по сути от Бога.

В своем романе Б. глубоко проник в индивидуальное состояние эпохи, определил его своеобразные обстоятельства и черты. Для этого ему пришлось свести в одном условном художественном времени и пространстве начала и концы целой эры: древний Иерусалим (Ершалаим) в год казни Христа и современную Москву в дни правления Сталина (Воланд) Судьба художника (мастера) представлена как вечная общечеловеческая драма , восходящая к жизненному подвигу, страданиям и смерти Христа и как индивидуальная трагедия современного обыкновенного человека.

Московские события романа происходят всего за 4 дня. За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35727. Розробка творчого проекту по виготовленню кухонної дошки 140 KB
  Призначення проектованого виробу. Визначити призначення виробу. Експлуатаційні показники застосування виробу на практиці. Вплив виробу на якість і ефективність реалізації ним експлуатаційних показників.
35729. УЧЕТ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧЕНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ 284.5 KB
  Личностно-ориентированный подход к современному учебному процессу [3] Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения Реализация личностно-ориентированного обучения [5] Современные педагогические типологии школьников [6] Классификация критериев дифференциации учащихся [7] Е. Учет личностных качеств ученика при обучении информатике [10] Заключение [11] Литература Введение При традиционной организации обучения ученик находящийся в позиции объекта подвергается постоянной педагогической обработке целенаправленному...
35731. Примерная структура и содержание творческих проектов 173.5 KB
  После сбора необходимой информации учащиеся выдвигают различные творческие идеи по выполнению того или иного изделия. Изделия могут быть объединены техникой исполнения стилем назначением. Каждый из рассматриваемых вариантов должен иметь краткую характеристику которая может включать название изделия его назначение описание техники исполнения. Содержание данного раздела представляет собой подробное описание выбранного для дальнейшего изготовления окончательного варианта изделия.
35735. МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 27 KB
  Создать изделия в технике МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ. Задачи: познакомиться с техникой модульное оригами научиться делать сам модуль научиться соединять модули в изделие исследовать интерес к технике оригами.