81729

Тема борьбы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Доклад

Литература и библиотековедение

В романе слово черт употребляется около 60 раз. В романе подробно и образно описано окружение сатаны присутствует дьявольская атрибутика оборотни его свита ведьмы боров как верховое животное ведьмы разлагающиеся трупы гробы черная месса в которой искажается перевертывается Божественная литургия Он лишает людей голов разума. В романе нет героев способных подняться на духовную борьбу против него.

Русский

2015-02-21

31.92 KB

0 чел.

Тема борьбы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Эпиграфом романа Б. сделал отрывок из «Фауста» Гете: «…так кто же ты, наконец?..» По названию романа и эпиграфу можно сделать выводы о жизненной позиции писателя. В масонской литературе Мастером, Великим Архитектором природы называют верховное божество, и божество это есть дьявол.

Православные никогда не поминают дьявола в речи, заменяя его имя на такие слова. Как «лукавый», «враг», «шут», «немытый». В романе слово «черт» употребляется около 60 раз. Варианты названия романа: «Черный маг», «Сатана», «Черный богослов», «Князь тьмы» Вспомним слова апостола Иакова: «Противостаньте диаволу и бежит от вас». Главный страх верующего человека – страх гнева Господня, страх собственного греха. Вместе с тем отношение к любой дьявольской силе, к любому искушению – самое серьезное. От дьявола исходит только соблазн, зло. Дьявол – падший ангел.

«По необъяснимой прихоти первая по близости к Богу сотворенная им личность, высший Ангел Денница, или Люцифер (носитель света), захотел иметь все лишь для себя, ничего никому не отдавая. По словам святых отцов, он залюбовался собою и стал как бы самозамкнутым сосудом. Этот первогрех называется то гордостью, то себялюбием, а теперь эгоизмом. Суть его в своекорыстном повороте внимания на самого себя или такой исключительный интерес к самому себе , что собственное «я» ставится в центр мироздания»

Б. написал своеобразную энциклопедию сатанизма.

В романе подробно и образно описано окружение сатаны, присутствует дьявольская атрибутика ( оборотни (его свита), ведьмы, боров как верховое животное, ведьмы, разлагающиеся трупы, гробы, черная месса, в которой искажается, перевертывается Божественная литургия) Он лишает людей голов, разума. В романе нет героев, способных подняться на духовную борьбу против него. Всесилие дьявола признается всеми, в том числе мастером и Маргаритой. Поэтому любовь Маргариты все-таки уродлива, так как героиня готова погубить душу в обмен на свободную любовь. Мастер отрекается от собственного имени, что означает отречение от Ангела Хранителя, по сути от Бога.

В своем романе Б. глубоко проник в индивидуальное состояние эпохи, определил его своеобразные обстоятельства и черты. Для этого ему пришлось свести в одном условном художественном времени и пространстве начала и концы целой эры: древний Иерусалим (Ершалаим) в год казни Христа и современную Москву в дни правления Сталина (Воланд) Судьба художника (мастера) представлена как вечная общечеловеческая драма , восходящая к жизненному подвигу, страданиям и смерти Христа и как индивидуальная трагедия современного обыкновенного человека.

Московские события романа происходят всего за 4 дня. За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических.