81729

Тема борьбы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Доклад

Литература и библиотековедение

В романе слово черт употребляется около 60 раз. В романе подробно и образно описано окружение сатаны присутствует дьявольская атрибутика оборотни его свита ведьмы боров как верховое животное ведьмы разлагающиеся трупы гробы черная месса в которой искажается перевертывается Божественная литургия Он лишает людей голов разума. В романе нет героев способных подняться на духовную борьбу против него.

Русский

2015-02-21

31.92 KB

0 чел.

Тема борьбы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Эпиграфом романа Б. сделал отрывок из «Фауста» Гете: «…так кто же ты, наконец?..» По названию романа и эпиграфу можно сделать выводы о жизненной позиции писателя. В масонской литературе Мастером, Великим Архитектором природы называют верховное божество, и божество это есть дьявол.

Православные никогда не поминают дьявола в речи, заменяя его имя на такие слова. Как «лукавый», «враг», «шут», «немытый». В романе слово «черт» употребляется около 60 раз. Варианты названия романа: «Черный маг», «Сатана», «Черный богослов», «Князь тьмы» Вспомним слова апостола Иакова: «Противостаньте диаволу и бежит от вас». Главный страх верующего человека – страх гнева Господня, страх собственного греха. Вместе с тем отношение к любой дьявольской силе, к любому искушению – самое серьезное. От дьявола исходит только соблазн, зло. Дьявол – падший ангел.

«По необъяснимой прихоти первая по близости к Богу сотворенная им личность, высший Ангел Денница, или Люцифер (носитель света), захотел иметь все лишь для себя, ничего никому не отдавая. По словам святых отцов, он залюбовался собою и стал как бы самозамкнутым сосудом. Этот первогрех называется то гордостью, то себялюбием, а теперь эгоизмом. Суть его в своекорыстном повороте внимания на самого себя или такой исключительный интерес к самому себе , что собственное «я» ставится в центр мироздания»

Б. написал своеобразную энциклопедию сатанизма.

В романе подробно и образно описано окружение сатаны, присутствует дьявольская атрибутика ( оборотни (его свита), ведьмы, боров как верховое животное, ведьмы, разлагающиеся трупы, гробы, черная месса, в которой искажается, перевертывается Божественная литургия) Он лишает людей голов, разума. В романе нет героев, способных подняться на духовную борьбу против него. Всесилие дьявола признается всеми, в том числе мастером и Маргаритой. Поэтому любовь Маргариты все-таки уродлива, так как героиня готова погубить душу в обмен на свободную любовь. Мастер отрекается от собственного имени, что означает отречение от Ангела Хранителя, по сути от Бога.

В своем романе Б. глубоко проник в индивидуальное состояние эпохи, определил его своеобразные обстоятельства и черты. Для этого ему пришлось свести в одном условном художественном времени и пространстве начала и концы целой эры: древний Иерусалим (Ершалаим) в год казни Христа и современную Москву в дни правления Сталина (Воланд) Судьба художника (мастера) представлена как вечная общечеловеческая драма , восходящая к жизненному подвигу, страданиям и смерти Христа и как индивидуальная трагедия современного обыкновенного человека.

Московские события романа происходят всего за 4 дня. За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55357. Перлини рідної мови 584 KB
  Мета: формувати соціальну компетентність; зацікавити учнів інформаційно-творчим проектом, навчати дітей збирати фольклорний матеріал, співпрацювати в групі, визначати коло обов’язків, привчати відповідально відноситися до своїх обов’язків...
55358. Наше здоров’я – в наших руках 710 KB
  Очікувані результати: учні навчаться збирати та аналізувати інформацію планувати свій час створювати буклети презентацію проекту набудуть навичок давати творчу оцінку результатам проектної діяльності та власним досягненням.
55359. Посвящается самому дорогому человеку 115.5 KB
  Потому что они ваши дети а вы – их любимые дорогие единственные и неповторимые мамы. Но сегодня ваши дети приготовили для вас особые подарки ваши девчонки и мальчишки будут дарить вам дорогие мамы свое творчество.
55361. Медіа-клуб 111 KB
  Мета проекту: формувати комунікативні та соціальні компетентності учнів виховувати активну життєву позицію школярів; допомагати у набутті молодим поколінням соціального досвіду...
55362. Народна казка як скарбниця духовних надбань людства у процесі адаптації п’ятикласників до навчання в середній школі 142.5 KB
  Гідним прикладом для згуртування нового учнівського колективу є дії, вчинки, кращі риси ментальності українського характеру – доброта, милосердя, взаєморозуміння, взаємодопомога – героїв народних казок, творів, які вивчаються саме в цей важливий адаптивний період.
55363. Наша школа + енергозбереження 67 KB
  Актуальність даного проекту полягає в тому що проблема сьогодення енергетика й енергозбереження є актуальною не лише для нашої школи а й для нашої країни загалом. В цьому переконалися наші учні приймаючи вже кілька років участь в Міжнародному конкурсі Енергія і середовище мета якого знайти нові шляхи енергозбереження в нашій країні.
55364. Володимир Сосюра – співець землі донецької 100 KB
  Мета проекту: дослідити, вивчити й узагальнити факти з життя В.Сосюри; ознайомитись із творчим доробком поета, тематикою його творів; на основі цих досліджень розробити урок літератури рідного краю