81730

Образ скучающего героя в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Лермонтов Герой нашего времени В романе Л. но и многих молодых людей того времени: жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и рассудку Герой романа не всегда был циником скептиком духовно черствым человеком. Причину превращения Печорина в нравственного калеку автор видит в социальных условиях в которых воспитывался герой. И вот на страницах своего дневника герой приходит к страшному выводу: во мне душа испорчена светом Судьбу талантливого человека не нашедшего себе достойного применения в обществе его...

Русский

2015-02-21

32.94 KB

0 чел.

Образ скучающего героя в произведениях отечественной классики

19 в.

А. Пушкин «Евгений Онегин»

Первая глава открывается внутренним монологом героя, в котором под иронией скрыто раздражение. Чем недоволен О.? Необходимостью подчиняться тому, в чем он не видит смысла, но что в силу тех или иных причин приходится исполнять. Он вообще ни в чем не видит смысла и равнодушен ко всему на свете, кроме чувства собственного достоинства и независимости. Раздражение героя идет от того, что привычное притворство ему надоело, и от того, что О. честен перед собой. Уже первая строфа выявляет «странность» характера героя, его сложность.

П. описал один день О., но в нем смог обобщить всю петербургскую жизнь героя – светского баловня. Дни подобны один другому (И завтра то же, что вчера»). О. не отдается душой ни одному из развлечений, ни одному из наслаждений, составляющих круг его жизни.

Жизнь в деревне не может разрушить в О. чувство превосходства над людьми, которое овладело им в Петербурге. Это сознание превосходства лишь укрепилось. Разговоры сельских помещиков «о вине, о псарне, о своей родне» О. не занимают. Он старается уединиться. Его раздражают встречи с провинциалами (именины Татьяны)

Почему О. свел знакомство с Ленским? Говоря, что сходятся О. и Л. «от делать нечего», П. как бы предупреждает читателя, подчеркивает непрочность этой дружбы. И дело не только в разности этих людей, но и в том, что О. дружество не свойственно. Его характерное состояние – отчужденность. О. разочарован, в свете убил он 8 лет, «утратя жизни лучший цвет». Но душа его не мертва. О. трезв, не верит чувствам, однако тоскует по ним. До собственного чувства О. еще подняться не может даже тогда, когда получает письмо влюбленной Т. О. думает, что обычный путь человеческий не для него, что «вольность и покой – замена счастью», к которому стремятся обыкновенные люди. Чувство превосходства над ними заставляет его пресечь возможность любви.

О. «сражен» смертью Ленского. Оказалось, что ему нечем гордиться. Что чувство превосходства над обществом было мнимым. Оказалось, что, презирая общество, О. не способен быть «мужем с честью и умом». Оказалось, что ради мнения «глупцов» он готов убить «на поединке друга». Скептицизм, недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до преступления. Трагедия героя обусловлена все нарастающим конфликтом с обществом и невыраженностью этого конфликта в действии.

М. Лермонтов «Герой нашего времени»

В романе Л. Создал типичный образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. Характер Печорина (Григория Александровича) сложен и противоречив. Разочарование в жизни является характерной чертой не только П., но и многих молодых людей того времени: «жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и рассудку» Герой романа не всегда был циником, скептиком, духовно черствым человеком. Природа дала ему отзывчивое сердце, сильную волю, способность к благородным порывам и гуманным поступкам. Причину превращения Печорина в нравственного калеку автор видит в социальных условиях, в которых воспитывался герой. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; там они и умерли», - вспоминает П. Никакие удовольствия высшего света по-настоящему не заинтересовали его. И вот на страницах своего дневника герой приходит к страшному выводу: «… во мне душа испорчена светом»

Судьбу талантливого человека, не нашедшего себе достойного применения в обществе, его душевный мир, трагедию его одиночества Л. Представляет как явление времени.

П. продолжает начатую Онегиным галерею «лишних людей»(автор термина – А. И. Герцен) . Герой осознает, что приносит людям несчастья и страдания и мучается этим. В душе П. произошел раскол, «одна половина души… не существовала, она высохла, испарилась, умерла» «Быть топором в руках судьбы» - это его развлечение, Средство избавиться от скуки, ибо цели в жизни у П. нет. Он сожалеет об этом. Смысл жизни окружающих его людей заключается в семье, любви, служебной карьере. Во всем этом герой разочаровался. «Все читали на моем лице признаки дурных свойств – и они родились», - говорит он. Помимо стремления подчинять, в отношениях с людьми П. проявляет скрытность, не выставляет напоказ свои эмоции. Скрытность характера порождает непонимание. «Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял», - говорит П. Несмотря на умение быть интересным собеседником, он одинок. П. не человек действия. Он человек рассуждающий. Бездеятельность и бесполезность П. позволила назвать его автору «красивой ненужностью»

И. А. Гончаров «Обломов» (1859)

Илья Ильич Обломов – явление не случайное в России. Милый, добрый, честный человек, он не просто брезгливо сторониться грубой действительности, но уже не способен ни на какое действие. О. может только мечтать. Странен разрыв между духом и действием. Чтобы жить, надо жить. А существование прекрасного И. И. – просто затяжной способ самоубийства. И смерть его – от ожирения сердца – не просто жуткая, она символичная.

О. живет двойной жизнью: первая – это обыденная реальность, а вторая – это его сны и мечтания, в которых он представляет себя деятельным человеком. Даже любовь не смогла захватить И. И. – он не жертвует ради нее своим спокойствием. Любовь показалась ему «претрудной школой жизни»

В образе О. показано, как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие. Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859) дал оценку этому явлению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61257. Правила чтения английских слов 29.48 KB
  Слово name похоже на русское наименование, но переводится имя. Такие похожие слова будут нам опорой в запоминании новых английских слов. Их мы назовем опорными.
61260. Спільні та відмінні риси білоруського, російського та українських народів 18.91 KB
  Музичні інструменти народного оркестру слайди із зображенням народних інструментів. Чи пригадали ваші батьки композиторські пісні які з часом стали вважатися народними І. Повторення і вдосконалення виконання російської народної пісні...
61261. Музика не знає кордонів. Танцювальна музика українського, російського та білоруського народів 24.27 KB
  Мясков варіації на тему білоруської народної пісні Перепілонька. Зараз я пропоную вам просольфеджувати мелодію пісні Перепілочка. Діти виконують мелодію пісні нотами з аркуша на парті: перший раз вчитель другий раз діти.
61263. Времена глаголов 28.39 KB
  Планируемые результаты: Предметные: умение правильно распознавать время глаголов; умение изменять глагол по временам; умение ставить вопросы к глаголам в настоящем прошедшем и будущем времени; умение различать глаголы в настоящем прошедшем и будущем времени в тексте.
61265. Слова and, has, a, have. Неопределенный артикль. Несколько английских имен 26.49 KB
  1. Слова and, has, a, have. Неопределенный артикль. Несколько английских имен. 2. Отработка чтения новых слов. 3. Место артикля и прилагательного в словосочетании. 4. Золотое правило построения английского предложения. 5. Отработка чтения предложений.