81730

Образ скучающего героя в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Лермонтов Герой нашего времени В романе Л. но и многих молодых людей того времени: жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и рассудку Герой романа не всегда был циником скептиком духовно черствым человеком. Причину превращения Печорина в нравственного калеку автор видит в социальных условиях в которых воспитывался герой. И вот на страницах своего дневника герой приходит к страшному выводу: во мне душа испорчена светом Судьбу талантливого человека не нашедшего себе достойного применения в обществе его...

Русский

2015-02-21

32.94 KB

0 чел.

Образ скучающего героя в произведениях отечественной классики

19 в.

А. Пушкин «Евгений Онегин»

Первая глава открывается внутренним монологом героя, в котором под иронией скрыто раздражение. Чем недоволен О.? Необходимостью подчиняться тому, в чем он не видит смысла, но что в силу тех или иных причин приходится исполнять. Он вообще ни в чем не видит смысла и равнодушен ко всему на свете, кроме чувства собственного достоинства и независимости. Раздражение героя идет от того, что привычное притворство ему надоело, и от того, что О. честен перед собой. Уже первая строфа выявляет «странность» характера героя, его сложность.

П. описал один день О., но в нем смог обобщить всю петербургскую жизнь героя – светского баловня. Дни подобны один другому (И завтра то же, что вчера»). О. не отдается душой ни одному из развлечений, ни одному из наслаждений, составляющих круг его жизни.

Жизнь в деревне не может разрушить в О. чувство превосходства над людьми, которое овладело им в Петербурге. Это сознание превосходства лишь укрепилось. Разговоры сельских помещиков «о вине, о псарне, о своей родне» О. не занимают. Он старается уединиться. Его раздражают встречи с провинциалами (именины Татьяны)

Почему О. свел знакомство с Ленским? Говоря, что сходятся О. и Л. «от делать нечего», П. как бы предупреждает читателя, подчеркивает непрочность этой дружбы. И дело не только в разности этих людей, но и в том, что О. дружество не свойственно. Его характерное состояние – отчужденность. О. разочарован, в свете убил он 8 лет, «утратя жизни лучший цвет». Но душа его не мертва. О. трезв, не верит чувствам, однако тоскует по ним. До собственного чувства О. еще подняться не может даже тогда, когда получает письмо влюбленной Т. О. думает, что обычный путь человеческий не для него, что «вольность и покой – замена счастью», к которому стремятся обыкновенные люди. Чувство превосходства над ними заставляет его пресечь возможность любви.

О. «сражен» смертью Ленского. Оказалось, что ему нечем гордиться. Что чувство превосходства над обществом было мнимым. Оказалось, что, презирая общество, О. не способен быть «мужем с честью и умом». Оказалось, что ради мнения «глупцов» он готов убить «на поединке друга». Скептицизм, недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до преступления. Трагедия героя обусловлена все нарастающим конфликтом с обществом и невыраженностью этого конфликта в действии.

М. Лермонтов «Герой нашего времени»

В романе Л. Создал типичный образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. Характер Печорина (Григория Александровича) сложен и противоречив. Разочарование в жизни является характерной чертой не только П., но и многих молодых людей того времени: «жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и рассудку» Герой романа не всегда был циником, скептиком, духовно черствым человеком. Природа дала ему отзывчивое сердце, сильную волю, способность к благородным порывам и гуманным поступкам. Причину превращения Печорина в нравственного калеку автор видит в социальных условиях, в которых воспитывался герой. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; там они и умерли», - вспоминает П. Никакие удовольствия высшего света по-настоящему не заинтересовали его. И вот на страницах своего дневника герой приходит к страшному выводу: «… во мне душа испорчена светом»

Судьбу талантливого человека, не нашедшего себе достойного применения в обществе, его душевный мир, трагедию его одиночества Л. Представляет как явление времени.

П. продолжает начатую Онегиным галерею «лишних людей»(автор термина – А. И. Герцен) . Герой осознает, что приносит людям несчастья и страдания и мучается этим. В душе П. произошел раскол, «одна половина души… не существовала, она высохла, испарилась, умерла» «Быть топором в руках судьбы» - это его развлечение, Средство избавиться от скуки, ибо цели в жизни у П. нет. Он сожалеет об этом. Смысл жизни окружающих его людей заключается в семье, любви, служебной карьере. Во всем этом герой разочаровался. «Все читали на моем лице признаки дурных свойств – и они родились», - говорит он. Помимо стремления подчинять, в отношениях с людьми П. проявляет скрытность, не выставляет напоказ свои эмоции. Скрытность характера порождает непонимание. «Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял», - говорит П. Несмотря на умение быть интересным собеседником, он одинок. П. не человек действия. Он человек рассуждающий. Бездеятельность и бесполезность П. позволила назвать его автору «красивой ненужностью»

И. А. Гончаров «Обломов» (1859)

Илья Ильич Обломов – явление не случайное в России. Милый, добрый, честный человек, он не просто брезгливо сторониться грубой действительности, но уже не способен ни на какое действие. О. может только мечтать. Странен разрыв между духом и действием. Чтобы жить, надо жить. А существование прекрасного И. И. – просто затяжной способ самоубийства. И смерть его – от ожирения сердца – не просто жуткая, она символичная.

О. живет двойной жизнью: первая – это обыденная реальность, а вторая – это его сны и мечтания, в которых он представляет себя деятельным человеком. Даже любовь не смогла захватить И. И. – он не жертвует ради нее своим спокойствием. Любовь показалась ему «претрудной школой жизни»

В образе О. показано, как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие. Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859) дал оценку этому явлению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33003. Платон и Аристотель 17.61 KB
  Философскоэтические взгляды Платона изложены в многочисленных диалогах главное действующее лицо которых как правило его учитель Сократ. В дошедших до нас произведениях нет законченной философской системы поэтому воззрения Платона на те или иные вопросы служили и продолжают служить предметом спора между исследователями. Образы идеи по мнению Платона находятся вне времени и пространства недоступны восприятию но их может созерцать разум который и связывает два мира: потусторонний и реальный. Трудно назвать область знаний которая не...
33004. Философия поздней античности 17.13 KB
  В смысловой мир человека вторгалось чувство безосновности и негарантированности существования. Именно они порабощают человека. Его основатель Зенон из Китая утверждал что основная цель человека жить в согласии с природой и это то же самое что жить согласно с добродетелью. Стоический мудрец идеал человека является воплощенным разумом.
33005. Философия средневековья, монотеизм как основа философии средневековья 20.82 KB
  Для философии это был период когда изменились цель и характер философствования. Философы могли свободно создавать свои мировоззренческие концепции как в области онтологии так и в гносеологии этике эстетике социальной философии. А тот факт что тенденция к союзу философии и теологии к их взаимодействию проявилась еще в конце античности...
33006. Эпоха Возрождения, этапы развития 28.3 KB
  Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма стоической и эпикурейской философской мысли. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении. Первый этап развития философии эпохи Возрождения Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире который рассматривался как...
33007. Философия нового времени. Эмпиризм 17.81 KB
  Иной подход к сенсуализму продемонстрировал английский епископ Джордж Беркли 1685 1753. Стремясь защитить религию от идей материализма и атеизма Беркли в работе Трактат об основах человеческого познания 1710 использовал для этого принципы сенсуализма и в результате создал концепцию субъективного идеализма. Каждый предмет полагает Беркли можно определить как комплекс ощущений например яблоко это собранные воедино определенный вкус цвет форма запах и пр. Все что реально существует дано нам в наших ощущениях и восприятиях...
33008. Рационализм нового времени 24.77 KB
  Рационализм можно понять как уверенность в мощи и способности разума особенно разума просвещённого руководимого правильным методом постигнуть тайны природы познать окружающий мир и самого человека с помощью здравого смысла решать практические жизненные задачи и в конечном счёте построить общество на разумных началах. И непременно с помощью разума постигать Бога. Но и Декарт Спиноза Лейбниц которых считают рационалистами также уделяли немалое внимание чувственному опыту к которому однако относились критически воле и âстрастям...
33009. Философия И. Канта 28.93 KB
  Канта 22. Основные достижения философии Канта: 1. Периодизация творчества Имеет место разделение творчества Канта на докритический и критический период.: Кант находится под влиянием Лебница и разрабатывает философию как умозрительное знание.
33010. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга 25.61 KB
  Кроме того следует признать недостаточным у Канта и то что он всего лишь только описал формы мышления умственные категории и законы мысли но не выявил основного единого общего принципа познания. Ведь только наличием подобного единого общего принципа познания можно объяснить не только слаженность форм мышления умственных категорий и законов мысли но и само их внутреннее единство между собой.И это есть вопрос не только выявления недостаточности кантовской философии это вопрос концептуальный потому что задача раскрытия данного единого...
33011. Философия Гегеля 23.36 KB
  Введением к гегелевской философской системе служит его Феноменология духа где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания от низшей формы непосредственного чувственного восприятия до высшей ступени абсолютного или чистого знания на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность. От бытия понимаемого как явление Гегель переходит к более глубоким внутренним закономерностям к: сущности. Гегель утверждает что противоречие ...