81731

Идейное содержание поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Язык и стиль поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Достойным финалом эпического творчества Н явилась эпопея Кому на Руси жить хорошо; 1865 1877 Композиция этого произведения строится по законам классического эпоса оно состоит из отдельных относительно автономных частей и глав Пролог Часть первая. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиковправдоискателей странствуют по просторам Руси пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос Кому на Руси жить хорошо В Прологе намечена и первоначальная схема путешествия встречи с попом помещиком.

Русский

2015-02-21

33.13 KB

0 чел.

Идейное содержание поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Язык и стиль поэмы.

Достойным финалом эпического творчества Н явилась эпопея «Кому на Руси жить хорошо»; (1865—1877) Композиция этого произведения строится по законам классического эпоса оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав — «Пролог Часть первая». «Крестьянка». «Последыш», «Пир — на весь мир». Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по просторам Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» В «Прологе» намечена и первоначальная схема путешествия — встречи с попом, помещиком. купцом, чиновником, министром и царем. Однако эпопея лишена сюжетной целеустремленности Н не форсирует действие, не торопится привести его к всеразрешающему итогу Как эпический художник, он выявляет все многообразие народных характеров, всю непрямоту их жизненных дорог Введенные в эпопею сказочные мотивы позволяют Н свободно и непринужденно обращаться с временем и пространством, легко переносить действие из одного конца России в другой Объединяет эпопею не внешний, а внутренний сюжет шаг за шагом проясняется в ней противоречивый, но необратимый рост народного самосознания, еще не пришедшего к итогу, еще находящегося в трудных исканиях В этом смысле и сюжетная рыхлость, «незаконченность» произведения не случайна, а глубоко содержательна. она выражает по-своему пестроту и многообразие народной жизни, по-разному обдумывающей себя, по-разному оценивающей свое место в мире, свое предназначение. С этой же целью Н использует все многоцветно устного народного творчества, сказочные мотивы пролога сменяются былинным эпосом, лирическими песнями и, наконец, песнями Гриши Добросклонова, стремящимися стать народными и уже частично принятыми и понятыми народом В развитии художественной мысли эпопеи подвергается сомнению первоначальная формула спора, основанная на собственническом понимании счастья, включающего в себя «покой, богатство, честь» С появлением Якима Нагого ставится под сомнение критерий богатства во время пожара Яким спасает картиночки, забыв о целковых, скопленных в течение всей многотрудной жизни. Этот же герой доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью. Ермил Гирин всей жизнью своею опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин имеет все, что надобно для счастья- си спокойствие, и деньги, и почет» Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной Постепенно в сознании крестьянства рождается смутный еще идеал подвижника, борца за народные интересы Одновременно с этим и в сюжетном движении топей намечается некоторый поворот. Забыв о богатых и знатных, мужики обращаются в поисках счастливого к народному миру. а он являет перед ними нового героя — Савелия, богатыря святорусского Это уже стихийный народный бунтарь, способный в критической ситуации произнести реши тельное слово «наддай», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией «Недотерпеть - пропасть. перетерпеть – пропасть» Но грозная богатырская сила Савелия не лишена противоречий Не случайно сравнивается он со Святогором - cамым сильным, но и самым неподвижным богатырем былинного эпоса, а Матрена Тимофеевна заявляет иронически: «Такого-то богатыря могучего, чай, мыши заедят». В отличие от Савелия Матрена не терпит и на любую несправедливость отвечает немедленным действием: она ищет и находит выходы из самых драматических ситуаций, с гордостью говоря о себе «Я потупленную голову, сердце гневное ношу» В движении и развитии находятся у Н не только отдельные герои от Якима Нагого до Савелия и Матрены, но и массовый, собирательный образ народа Мужики деревни Большие Вахлаки после реформы разыгрывают «камедь» подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись посулами его наследников-сыновей. В «Последыше». Н дает емкий сатирический образ крепостнических отношений, тем более современный и многозначный, что и после половинчатой ре формы крестьянство на много десятков лет оставалось в фактической зависимости от господ. Но есть предел крестьянскому терпению восстает на барина Агап Петров. История с Агапом рождает у вахлаков чувство стыда за свое положение, игра в «камедь» подходит к концу и завершается смертью «последыша». В «Пире -на весь мир» народ справляет «поминки по крепям» В праздничное действо вовлекаются все звучат народные песни освобождения Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном Иногда они контрастны по отношению друг к другу, как. Напр., рассказ «Про холопа примерного — Якова верного» и легенда «О двух великих грешниках». Здесь поэма напоминает всероссийскую крестьянскую сходку, мирской диалог. В разноречивый хор народных голосов органично входят песни Гриши Добросклонова. интеллигента-революционера, знающего о том. что счастье может быть достигнуто в результате всенародной борьбы за общие интересы. Мужики прислушиваются к Грише, иногда согласно кивают головами, но последнюю песню «Русь» Гриша еще не успел пропеть вахлакам. Потому и финал поэмы открыт в будущее, нераврешен «Быть бы нашим странникам под родною крышею. / Если б знать могли они, что творилось с Гришею». Но странники не услышали песни «Русь» и не поняли, в чем заключается «воплощение счастия народного» «Встали — небужены, / Вышли — непрошены, / Жита по зернышку / Горы наношены' / Рать подымается — / Неисчислимая / Сила в ней скажется / Несокрушимая!»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12939. Классный час на тему: Зачем потребителю права 1.43 MB
  Классный час по основам потребительских знаний Тема: Зачем потребителю права Цели урока: Продолжить формирование знаний о правах потребителя о санитарных нормах хранения пищевых продуктов об опасных добавках к пищевым продуктам; Научить читать штри
12940. Сценарий классного часа на тему: По планетам знаний 1.02 MB
  Сценарий классного часа на тему: По планетам знаний Класс: 4 Цели: Образовательная: продолжить знакомство детей с различными категориями знаний; Развивающая: развитие любознательности эрудиции и кругозор личности учащихся; Воспитательная: сплочение коллектива...
12941. Классный час на тему «Чудеса Света» 709.94 KB
  План проведения внеклассного мероприятия На тему: Чудеса Света в 4 А классе Классный час на тему Чудеса Света Цели : расширение кругозора учащихся их представлений о культуре древнего мира; познакомить учащихся с признанными чудесами света; воспитание умения ц...
12942. Настоящий друг Какой он. Классный час 552.49 KB
  Классный час Настоящий друг Какой он Если начать перечислять все качества которыми должен обладать настоящий друг то он окажеҭся не обычным человеком а суперменом: добрый веселый верный честный преданный идущий на помощь умеющий поддержать в трудную минуҭу ...
12943. Классный час «Правила поведения на перемене» 377 KB
  Классный час Правила поведения на перемене Одна из традиционных форм воспитательной работы это классный час. Не всегда у учителя есть время обсудить на уроках то что ему и детям представляется актуальным интересным наболевшим. Не обязательно проводить классный ча...
12944. Классный час Правила безопасного поведения на перемене 372.02 KB
  Классный час Правила безопасного поведения на перемене Цели: учить детей правильно проводить перемены; развивать умение рассуждать думать о последствиях своих действий; Ход занятия 1. Организационный момент. Учитель заранее распределяет учащихся на 4 группы. II. А...
12945. Моя будущая профессия 347.5 KB
  Класс: 8 А Вид воспитательной деятельности: интеллектуально-познавательная деятельность. Форма воспитательной работы: беседа. Тема: Моя будущая профессия. Цели: образовательные: раскрытие учащимися практической и теоретической значимо
12946. Тренинг-классный час с презентацией о вреде алкоголя 315.58 KB
  Тренингклассный час с презентацией о вреде алкоголя Данный урок взят с сайта Фестиваль педагогических идей. Автор открытого урока Волкова Оксана Викторовна. Этот прекрасный подход в объяснении нашим детям вреда алкоголя можете применить и вы разговаривая с собстве
12947. Газ опасным может стать, если правила не знать 44.5 KB
  Тема: Газ опасным может стать если правила не знать Цели: познакомить учащихся с правилами обращения с газом сформировать у подрастающего поколения знания о правилах безопасного пользования газом в быту способствовать формированию у учащихся представлений ...