81731

Идейное содержание поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Язык и стиль поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Достойным финалом эпического творчества Н явилась эпопея Кому на Руси жить хорошо; 1865 1877 Композиция этого произведения строится по законам классического эпоса оно состоит из отдельных относительно автономных частей и глав Пролог Часть первая. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиковправдоискателей странствуют по просторам Руси пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос Кому на Руси жить хорошо В Прологе намечена и первоначальная схема путешествия встречи с попом помещиком.

Русский

2015-02-21

33.13 KB

0 чел.

Идейное содержание поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Язык и стиль поэмы.

Достойным финалом эпического творчества Н явилась эпопея «Кому на Руси жить хорошо»; (1865—1877) Композиция этого произведения строится по законам классического эпоса оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав — «Пролог Часть первая». «Крестьянка». «Последыш», «Пир — на весь мир». Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по просторам Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» В «Прологе» намечена и первоначальная схема путешествия — встречи с попом, помещиком. купцом, чиновником, министром и царем. Однако эпопея лишена сюжетной целеустремленности Н не форсирует действие, не торопится привести его к всеразрешающему итогу Как эпический художник, он выявляет все многообразие народных характеров, всю непрямоту их жизненных дорог Введенные в эпопею сказочные мотивы позволяют Н свободно и непринужденно обращаться с временем и пространством, легко переносить действие из одного конца России в другой Объединяет эпопею не внешний, а внутренний сюжет шаг за шагом проясняется в ней противоречивый, но необратимый рост народного самосознания, еще не пришедшего к итогу, еще находящегося в трудных исканиях В этом смысле и сюжетная рыхлость, «незаконченность» произведения не случайна, а глубоко содержательна. она выражает по-своему пестроту и многообразие народной жизни, по-разному обдумывающей себя, по-разному оценивающей свое место в мире, свое предназначение. С этой же целью Н использует все многоцветно устного народного творчества, сказочные мотивы пролога сменяются былинным эпосом, лирическими песнями и, наконец, песнями Гриши Добросклонова, стремящимися стать народными и уже частично принятыми и понятыми народом В развитии художественной мысли эпопеи подвергается сомнению первоначальная формула спора, основанная на собственническом понимании счастья, включающего в себя «покой, богатство, честь» С появлением Якима Нагого ставится под сомнение критерий богатства во время пожара Яким спасает картиночки, забыв о целковых, скопленных в течение всей многотрудной жизни. Этот же герой доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью. Ермил Гирин всей жизнью своею опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин имеет все, что надобно для счастья- си спокойствие, и деньги, и почет» Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной Постепенно в сознании крестьянства рождается смутный еще идеал подвижника, борца за народные интересы Одновременно с этим и в сюжетном движении топей намечается некоторый поворот. Забыв о богатых и знатных, мужики обращаются в поисках счастливого к народному миру. а он являет перед ними нового героя — Савелия, богатыря святорусского Это уже стихийный народный бунтарь, способный в критической ситуации произнести реши тельное слово «наддай», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией «Недотерпеть - пропасть. перетерпеть – пропасть» Но грозная богатырская сила Савелия не лишена противоречий Не случайно сравнивается он со Святогором - cамым сильным, но и самым неподвижным богатырем былинного эпоса, а Матрена Тимофеевна заявляет иронически: «Такого-то богатыря могучего, чай, мыши заедят». В отличие от Савелия Матрена не терпит и на любую несправедливость отвечает немедленным действием: она ищет и находит выходы из самых драматических ситуаций, с гордостью говоря о себе «Я потупленную голову, сердце гневное ношу» В движении и развитии находятся у Н не только отдельные герои от Якима Нагого до Савелия и Матрены, но и массовый, собирательный образ народа Мужики деревни Большие Вахлаки после реформы разыгрывают «камедь» подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись посулами его наследников-сыновей. В «Последыше». Н дает емкий сатирический образ крепостнических отношений, тем более современный и многозначный, что и после половинчатой ре формы крестьянство на много десятков лет оставалось в фактической зависимости от господ. Но есть предел крестьянскому терпению восстает на барина Агап Петров. История с Агапом рождает у вахлаков чувство стыда за свое положение, игра в «камедь» подходит к концу и завершается смертью «последыша». В «Пире -на весь мир» народ справляет «поминки по крепям» В праздничное действо вовлекаются все звучат народные песни освобождения Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном Иногда они контрастны по отношению друг к другу, как. Напр., рассказ «Про холопа примерного — Якова верного» и легенда «О двух великих грешниках». Здесь поэма напоминает всероссийскую крестьянскую сходку, мирской диалог. В разноречивый хор народных голосов органично входят песни Гриши Добросклонова. интеллигента-революционера, знающего о том. что счастье может быть достигнуто в результате всенародной борьбы за общие интересы. Мужики прислушиваются к Грише, иногда согласно кивают головами, но последнюю песню «Русь» Гриша еще не успел пропеть вахлакам. Потому и финал поэмы открыт в будущее, нераврешен «Быть бы нашим странникам под родною крышею. / Если б знать могли они, что творилось с Гришею». Но странники не услышали песни «Русь» и не поняли, в чем заключается «воплощение счастия народного» «Встали — небужены, / Вышли — непрошены, / Жита по зернышку / Горы наношены' / Рать подымается — / Неисчислимая / Сила в ней скажется / Несокрушимая!»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9150. Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков 120 KB
  Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков 1. Причины и факторы возникновения девиантного поведения. 2. Общая характеристика и психологические типы девиантного поведения учащихся. 3. Система работы педагога по устран...
9151. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся 65.5 KB
  Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся Суть ученического самоуправления. Формы школьного самоуправления. Условия, способствующие развитию самоуправления. Детское движение и детские объед...
9152. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности 96.5 KB
  Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности Формирование научного мировоззрения учащихся. Формирование нравственной культуры школьников. Развитие эстетической культуры детей в педагогическом...
9153. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся 82 KB
  Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся. Понятия экология, экологическое образование и экологическое воспитание. 2. Задачи и содержание экологического воспитания школьников. Валеология как наука о здор...
9154. История развития научной психологии 25.75 KB
  История развития научной психологии Структура конспекта: Этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки Основные направления зарубежной психологии XX века Основные направления отечественной психологии XX века...
9155. Предмет и методы психологии 22.57 KB
  Предмет и методы психологии Предмет психологии - закономерные связи субъекта с физическим и социальным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживан...
9156. Психика и организм 18.13 KB
  Психика и организм Нервная система- совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним мироминтеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция...
9157. Психика, поведение и деятельность 28.67 KB
  Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в филогенезе Первый вопрос, который возникает при исследовании развития психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии, который отделяет психическую жизнь от допсихической. Су...
9158. Развитие психики человека. Историческое развитие психики и сознания (филогенез) 25.05 KB
  Развитие психики человека Историческое развитие психики и сознания (филогенез) Этапы Характеристика Примеры Сенсорный (ощущения) Простые безусловные рефлексы - совершенствование двигательного аппарата - постепенно развивается способность дифференци...