81731

Идейное содержание поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Язык и стиль поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Достойным финалом эпического творчества Н явилась эпопея Кому на Руси жить хорошо; 1865 1877 Композиция этого произведения строится по законам классического эпоса оно состоит из отдельных относительно автономных частей и глав Пролог Часть первая. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиковправдоискателей странствуют по просторам Руси пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос Кому на Руси жить хорошо В Прологе намечена и первоначальная схема путешествия встречи с попом помещиком.

Русский

2015-02-21

33.13 KB

0 чел.

Идейное содержание поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Язык и стиль поэмы.

Достойным финалом эпического творчества Н явилась эпопея «Кому на Руси жить хорошо»; (1865—1877) Композиция этого произведения строится по законам классического эпоса оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав — «Пролог Часть первая». «Крестьянка». «Последыш», «Пир — на весь мир». Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по просторам Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» В «Прологе» намечена и первоначальная схема путешествия — встречи с попом, помещиком. купцом, чиновником, министром и царем. Однако эпопея лишена сюжетной целеустремленности Н не форсирует действие, не торопится привести его к всеразрешающему итогу Как эпический художник, он выявляет все многообразие народных характеров, всю непрямоту их жизненных дорог Введенные в эпопею сказочные мотивы позволяют Н свободно и непринужденно обращаться с временем и пространством, легко переносить действие из одного конца России в другой Объединяет эпопею не внешний, а внутренний сюжет шаг за шагом проясняется в ней противоречивый, но необратимый рост народного самосознания, еще не пришедшего к итогу, еще находящегося в трудных исканиях В этом смысле и сюжетная рыхлость, «незаконченность» произведения не случайна, а глубоко содержательна. она выражает по-своему пестроту и многообразие народной жизни, по-разному обдумывающей себя, по-разному оценивающей свое место в мире, свое предназначение. С этой же целью Н использует все многоцветно устного народного творчества, сказочные мотивы пролога сменяются былинным эпосом, лирическими песнями и, наконец, песнями Гриши Добросклонова, стремящимися стать народными и уже частично принятыми и понятыми народом В развитии художественной мысли эпопеи подвергается сомнению первоначальная формула спора, основанная на собственническом понимании счастья, включающего в себя «покой, богатство, честь» С появлением Якима Нагого ставится под сомнение критерий богатства во время пожара Яким спасает картиночки, забыв о целковых, скопленных в течение всей многотрудной жизни. Этот же герой доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью. Ермил Гирин всей жизнью своею опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин имеет все, что надобно для счастья- си спокойствие, и деньги, и почет» Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной Постепенно в сознании крестьянства рождается смутный еще идеал подвижника, борца за народные интересы Одновременно с этим и в сюжетном движении топей намечается некоторый поворот. Забыв о богатых и знатных, мужики обращаются в поисках счастливого к народному миру. а он являет перед ними нового героя — Савелия, богатыря святорусского Это уже стихийный народный бунтарь, способный в критической ситуации произнести реши тельное слово «наддай», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией «Недотерпеть - пропасть. перетерпеть – пропасть» Но грозная богатырская сила Савелия не лишена противоречий Не случайно сравнивается он со Святогором - cамым сильным, но и самым неподвижным богатырем былинного эпоса, а Матрена Тимофеевна заявляет иронически: «Такого-то богатыря могучего, чай, мыши заедят». В отличие от Савелия Матрена не терпит и на любую несправедливость отвечает немедленным действием: она ищет и находит выходы из самых драматических ситуаций, с гордостью говоря о себе «Я потупленную голову, сердце гневное ношу» В движении и развитии находятся у Н не только отдельные герои от Якима Нагого до Савелия и Матрены, но и массовый, собирательный образ народа Мужики деревни Большие Вахлаки после реформы разыгрывают «камедь» подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись посулами его наследников-сыновей. В «Последыше». Н дает емкий сатирический образ крепостнических отношений, тем более современный и многозначный, что и после половинчатой ре формы крестьянство на много десятков лет оставалось в фактической зависимости от господ. Но есть предел крестьянскому терпению восстает на барина Агап Петров. История с Агапом рождает у вахлаков чувство стыда за свое положение, игра в «камедь» подходит к концу и завершается смертью «последыша». В «Пире -на весь мир» народ справляет «поминки по крепям» В праздничное действо вовлекаются все звучат народные песни освобождения Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном Иногда они контрастны по отношению друг к другу, как. Напр., рассказ «Про холопа примерного — Якова верного» и легенда «О двух великих грешниках». Здесь поэма напоминает всероссийскую крестьянскую сходку, мирской диалог. В разноречивый хор народных голосов органично входят песни Гриши Добросклонова. интеллигента-революционера, знающего о том. что счастье может быть достигнуто в результате всенародной борьбы за общие интересы. Мужики прислушиваются к Грише, иногда согласно кивают головами, но последнюю песню «Русь» Гриша еще не успел пропеть вахлакам. Потому и финал поэмы открыт в будущее, нераврешен «Быть бы нашим странникам под родною крышею. / Если б знать могли они, что творилось с Гришею». Но странники не услышали песни «Русь» и не поняли, в чем заключается «воплощение счастия народного» «Встали — небужены, / Вышли — непрошены, / Жита по зернышку / Горы наношены' / Рать подымается — / Неисчислимая / Сила в ней скажется / Несокрушимая!»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26378. Виды моделирования 37 KB
  Например можно выделить следующие виды моделирования: Информационное моделирование Компьютерное моделирование Математическое моделирование Математикокартографическое моделирование Молекулярное моделирование Цифровое моделирование Логическое моделирование Педагогическое моделирование Психологическое моделирование Статистическое моделирование Структурное моделирование Физическое моделирование Экономикоматематическое моделирование Имитационное моделирование Эволюционное моделирование ИНФОРМАЦИОННОЕ В своей деятельности человек...
26379. Классификация моделей 73 KB
  Модель называется статической если среди параметров участвующих в ее описании нет временного параметра. Статическая модель в каждый момент времени дает лишь фотографию системы ее срез. Закон Ньютона F=am это статическая модель движущейся с ускорением a материальной точки массой m. Эта модель не учитывает изменение ускорения от одной точки к другой.
26380. Модели предметные (материальные) и модели информационные 33.5 KB
  Предметные модели воспроизводят геометрические физические и другие свойства объектов в материальной форме глобус анатомические муляжи модели кристаллических решеток макеты зданий и сооружений и др. Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образные модели рисунки фотографии и др.
26381. Мочевыводящие пути 22 KB
  Топографически он имеет 3 части: брюшная лежит ретроперитониально направляется в мочеполовой складке у самцов вместе с семяпроводом ко входу в тазовую полость; тазовая покрыта адвентицией доходит до лонной области и здесь впадает в дорсальную стенку мочевого пузыря вблизи его шейки формируя на слизистой пузырный треугольник; внутрипузырная следует между слизистой и мышечной оболочкой мочевого пузыря что препятствует обратному току мочи. Стенка мочевого пузыря: слизистая переходный эпителий мышечная гладкая мускулатура...
26382. Мышцы глазного яблока и век 20.5 KB
  В толще век располагаются пучки поперечноисчерченных волокон круговой мышцы век m. Глазные мышцы в количестве 7 расположены внутри периорбиты плотный фиброзный мешок край которого закреплён по краю орбиты а вершина в области зрительного отверстия. retractor bulbi а снаружи от него 4 прямые глазничные мышцы m. Косые глазные мышцы m.
26383. Наружные половые органы самцов 21.5 KB
  Сливаясь образуют корень пениса radix penis а он продолжается в длинное тело. Заканчивается головкой glans penis в области которой имеется мочеполовой отросток или отверстие. У плотоядных здесь кость os penis.
26384. Автономная (вегетативная) нервная система 20 KB
  Обеспечивает растительные функции организма пищеварение дыхание мочевыделение размножение. Осуществляет метаболическое осуществление соматической функции прежде всего двигательные функции.
26385. Автоподий грудной конечности, запястный и пальцевый суставы 24 KB
  Мышцы действующие на эти суставы сосредоточены в области предплечья: с латерокраниальной стороны экстензоры запястье: лучевой разгибатель запястья extensor carpi radialis длинный абдуктор большого пальца пальцы: общий разгибатель пальцев extensor digitorum communis латеральный разгибатель пальцев с каудомедиальной флексоры запястье: локтевой разгибатель запястья локтевой сгибатель запястья лучевой сгобатель запястья; пальцы: поверхностный сгибатель пальцев глубокий сгибатель пальца.
26386. Автоподий тазовой конечности, заплюсневый и пальцевые суставы 24 KB
  Автоподий участвует в образовании следующих суставов: заплюсневого скакательного сложного одноосного блоковидного у лошадей и собак винтообразный; пальцевых простые одноосные блоковидные. Связки: заплюсны: боковые медиальные и латеральные длинная и короткая длинная плантарная межрядовые межкостные; пальцев: боковая латеральная и медиальная связки сесамовидных костей. Мышцы действующие на эти суставы сконцентрированы в области голени: краниолатерально флексоры скакательного сустава краниальная большеберцовая малоберцовая...