81731

Идейное содержание поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Язык и стиль поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Достойным финалом эпического творчества Н явилась эпопея Кому на Руси жить хорошо; 1865 1877 Композиция этого произведения строится по законам классического эпоса оно состоит из отдельных относительно автономных частей и глав Пролог Часть первая. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиковправдоискателей странствуют по просторам Руси пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос Кому на Руси жить хорошо В Прологе намечена и первоначальная схема путешествия встречи с попом помещиком.

Русский

2015-02-21

33.13 KB

0 чел.

Идейное содержание поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Язык и стиль поэмы.

Достойным финалом эпического творчества Н явилась эпопея «Кому на Руси жить хорошо»; (1865—1877) Композиция этого произведения строится по законам классического эпоса оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав — «Пролог Часть первая». «Крестьянка». «Последыш», «Пир — на весь мир». Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по просторам Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» В «Прологе» намечена и первоначальная схема путешествия — встречи с попом, помещиком. купцом, чиновником, министром и царем. Однако эпопея лишена сюжетной целеустремленности Н не форсирует действие, не торопится привести его к всеразрешающему итогу Как эпический художник, он выявляет все многообразие народных характеров, всю непрямоту их жизненных дорог Введенные в эпопею сказочные мотивы позволяют Н свободно и непринужденно обращаться с временем и пространством, легко переносить действие из одного конца России в другой Объединяет эпопею не внешний, а внутренний сюжет шаг за шагом проясняется в ней противоречивый, но необратимый рост народного самосознания, еще не пришедшего к итогу, еще находящегося в трудных исканиях В этом смысле и сюжетная рыхлость, «незаконченность» произведения не случайна, а глубоко содержательна. она выражает по-своему пестроту и многообразие народной жизни, по-разному обдумывающей себя, по-разному оценивающей свое место в мире, свое предназначение. С этой же целью Н использует все многоцветно устного народного творчества, сказочные мотивы пролога сменяются былинным эпосом, лирическими песнями и, наконец, песнями Гриши Добросклонова, стремящимися стать народными и уже частично принятыми и понятыми народом В развитии художественной мысли эпопеи подвергается сомнению первоначальная формула спора, основанная на собственническом понимании счастья, включающего в себя «покой, богатство, честь» С появлением Якима Нагого ставится под сомнение критерий богатства во время пожара Яким спасает картиночки, забыв о целковых, скопленных в течение всей многотрудной жизни. Этот же герой доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью. Ермил Гирин всей жизнью своею опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин имеет все, что надобно для счастья- си спокойствие, и деньги, и почет» Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной Постепенно в сознании крестьянства рождается смутный еще идеал подвижника, борца за народные интересы Одновременно с этим и в сюжетном движении топей намечается некоторый поворот. Забыв о богатых и знатных, мужики обращаются в поисках счастливого к народному миру. а он являет перед ними нового героя — Савелия, богатыря святорусского Это уже стихийный народный бунтарь, способный в критической ситуации произнести реши тельное слово «наддай», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией «Недотерпеть - пропасть. перетерпеть – пропасть» Но грозная богатырская сила Савелия не лишена противоречий Не случайно сравнивается он со Святогором - cамым сильным, но и самым неподвижным богатырем былинного эпоса, а Матрена Тимофеевна заявляет иронически: «Такого-то богатыря могучего, чай, мыши заедят». В отличие от Савелия Матрена не терпит и на любую несправедливость отвечает немедленным действием: она ищет и находит выходы из самых драматических ситуаций, с гордостью говоря о себе «Я потупленную голову, сердце гневное ношу» В движении и развитии находятся у Н не только отдельные герои от Якима Нагого до Савелия и Матрены, но и массовый, собирательный образ народа Мужики деревни Большие Вахлаки после реформы разыгрывают «камедь» подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись посулами его наследников-сыновей. В «Последыше». Н дает емкий сатирический образ крепостнических отношений, тем более современный и многозначный, что и после половинчатой ре формы крестьянство на много десятков лет оставалось в фактической зависимости от господ. Но есть предел крестьянскому терпению восстает на барина Агап Петров. История с Агапом рождает у вахлаков чувство стыда за свое положение, игра в «камедь» подходит к концу и завершается смертью «последыша». В «Пире -на весь мир» народ справляет «поминки по крепям» В праздничное действо вовлекаются все звучат народные песни освобождения Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном Иногда они контрастны по отношению друг к другу, как. Напр., рассказ «Про холопа примерного — Якова верного» и легенда «О двух великих грешниках». Здесь поэма напоминает всероссийскую крестьянскую сходку, мирской диалог. В разноречивый хор народных голосов органично входят песни Гриши Добросклонова. интеллигента-революционера, знающего о том. что счастье может быть достигнуто в результате всенародной борьбы за общие интересы. Мужики прислушиваются к Грише, иногда согласно кивают головами, но последнюю песню «Русь» Гриша еще не успел пропеть вахлакам. Потому и финал поэмы открыт в будущее, нераврешен «Быть бы нашим странникам под родною крышею. / Если б знать могли они, что творилось с Гришею». Но странники не услышали песни «Русь» и не поняли, в чем заключается «воплощение счастия народного» «Встали — небужены, / Вышли — непрошены, / Жита по зернышку / Горы наношены' / Рать подымается — / Неисчислимая / Сила в ней скажется / Несокрушимая!»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35621. Композиция Маки. Творческий проект 516.11 KB
  Так как мои цветы должны быть плотными красивыми и немаркими то я буду использовать шерсть красивого цвета и притом она должна иметь низкую себестоимость. Шерсть овец падала на пол пропитывалась влагой а они еще и топтались по ней копытами. Для изготовления маков понадобится шерсть мыльная вода. Так как я решила что мои цветы должны быть немаркими и плотными то я выбрала шерсть красного цвета.
35622. Ночная сорочка. Творческий проект 24.2 KB
  Задачи 1 Провести исследование и разработать эскиз моего проектного изделия. 4 Изготовить выкройку швейного изделия. 5 Подобрать ткань для изделия. Критерии выбора идеи изделия 1 Технология изготовления соответствует программе 7 класса.
35623. ИЗГОТОВЛЕНИЕ полки для цветов. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 48.09 KB
  РАЗДЕЛЫ ПРОЕКТА 1. Обоснование выбора данного проекта 2. Описание собственной работы над проектом разработка эскизов шаблонов ознакомление с литературой подготовка материалов инструментов выполнение теоретической части проекта выполнение практической части проекта оформление проекта защита проекта 5. Достоинства проекта 6.
35624. Оформление бутылки в технике декупаж. Творческий проект 1.1 MB
  Исследование выявление традиций истории стеклянной бутылки. Как только человек научился лить стекло едва ли не первыми предметами стекольного производства стали бутылки. Прошло немало времени пока бутылки приобрели современную стройность и благородную стать.
35625. Подставка для салфеток. Творческий проект 75.07 KB
  Орска} ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Изготовление: Подставка для салфеток. Что такое творческий проект Творческий проект самостоятельная итоговая работа. Проект может состоять из отдельных частей например эскизов рисунков чертежей на изготовление какоголибо изделия или разработку технологического процесса. Варианты проектов могут быть самыми различными.
35626. Вышивка гладью. Творческий проект 267.35 KB
  История Вышивки гладью. Техника вышивания гладью. История Вышивки гладью Вышивка гладью еще с древних времен женщины занимались таким рукодельем как вышивка.
35627. Танец. Мой коллектив Хорошки 4.65 MB
  Танец вид искусства в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой эмоциональнообразное содержание которой находит свое воплощение в его движениях фигурах композиции. Определение того что такое танец сильно зависит от исторического и культурного контекстов.
35628. Творческий проект на тему: «Прихватка» 400.99 KB
  1й ряд: свяжите 4 воздушные петли подъема затем в кольцо №1 выполните 2 столбика с 2 накидами 3 воздушные петли 3 столбика с 2 накидами 12 воздушных петель 3 столбика с 2 накидами 3 воздушные петли 3 столбика с 2 накидами затем в кольцо №2 выполните 3 столбика с 2 накидами 3 воздушные петли 3 столбика с 2 накидами 12 воздушных петель 3 столбика с 2 накидами 3 воздушные петли 3 столбика с 2 накидами и свяжите 5 воздушных петель для перехода к следующему ряду. Связав 17й ряд соедините обе половинки прихватки вместе провязав 3й...
35629. Подсолнухи за окном. Творческий проект 24.34 KB
  ИСКУССТВО ДЕКОРА ИСТОРИЯ ВЫШИВКИ ЛЕНТАМИ Обычай украшать свои прически и одежду разноцветными и узкими полосками ткани было широко распространено еще в древние времена и на всех континентах начиная Америкой и заканчивая Австралией. В Древнем Риме и Греции знатные люди украшали свою одежду всевозможными лентами и тесьмой богато украшенными серебряными и золотыми монетами нитями и бусинками. С этого момента французские дворяне стали отделывать свои камзолы и плащи парчовыми и золотыми лентами позументами и галунами. Короли с удовольствием...