81732

Нравственная проблематика прозы А. Солженицына (по рассказам «Один день Ивана Денисовича» или «Матренин двор»)

Доклад

Литература и библиотековедение

Шухов не желая потерять человеческое достоинство вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни – иначе просто не выжить. помогает ему выжить и сохранить себя человеком – не ставя перед собой вечных вопросов не стремясь обобщить опыт своей военной и лагерной жизни куда он попал после плена. островок естественной русской жизни а народный характер сумевший в этой смуте себя сохранить. В чем суть праведности Матрены В жизни не по лжи.

Русский

2015-02-21

34.36 KB

1 чел.

Нравственная проблематика прозы А. Солженицына (по рассказам «Один день Ивана Денисовича» или «Матренин двор»)

После лагерей и ссылки С. В 1957 г. реабилитирован и работает учителем в сельской школе в поселке Торфопродукт недалеко от Рязани, где снимает комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки «Матрениного двора» (1959). В 1959 г. С. За три недели создает переработанный, «облегченный» вариант рассказа «Щ – 854», который после долгих хлопот А. Т. Твардовского и с благословения Н. С. Хрущева увидел свет в «Новом мире» (1962 г. № 11) под названием «Один день Ивана Денисовича».

Герои С., такие, как Матрена, Иван Денисович – люди не рефлектирующие, живущие некими природными, как бы данными извне, заранее не ими выработанными представлениями. И, следуя этим представлениям, важно выжить физически в условиях, вовсе не способствующих физическому выживанию, но не ценой потери собственного человеческого достоинства. Потерять его – значит погибнуть, т. е. перестать быть человеком, утратить не только уважение других, но и уважение к самому себе, что равносильно смерти.

С образом И. Д. в литературу как бы пришла новая этика. Выкованная в лагерях, через которые прошла немалая часть общества. Шухов, не желая потерять человеческое достоинство, вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни – иначе просто не выжить. «Это верно, кряхти да гнись, - замечает он. – А упрешься – переломишься» В этом смысле писатель отрицает общепринятые романтические представления о гордом противостоянии личности трагическим обстоятельствам, на которых воспитала литература поколение советских людей 30-х г.г.20 в. Чисто народная, мужицкая практичность И. Д. помогает ему выжить и сохранить себя человеком – не ставя перед собой вечных вопросов, не стремясь обобщить опыт своей военной и лагерной жизни, куда он попал после плена.

В рассказе перед С. Встает творческая задача совместить 2 точки зрения – автора и героя, не противоположные, а схожие идеологически, но различающиеся уровнем обобщения и широтой материала. С. Обращается к сказовой манере повествования, дающей И. Д. возможность речевой самореализации, но это не прямой сказ, воспроизводящий речь героя, а вводящий образ повествователя, позиция которого близка позиции героя.

И герою и повествователю доступен тот специфически русский взгляд на действительность, который принято называть народным.

Запретная тема советского лагеря увидена в этом рассказе глазами обычного мужика. Прототипами Ивана Шухова стали реальный Иван Шухов (никогда не сидевший), бывший солдат артиллерийской батареи А. И. Солженицына. И сам писатель, испытавший участь лагерного зэка, а также сотни и тысячи таких же несчастных жертв произвола и беззакония.

Писателя интересует сам народный характер и его существование «в самой нутряной России – если такая где-то была, жила», в той самой России, которую ищет повествователь в рассказе «Матренин двор»(первоначальное название – «Не стоит село без праведника») Но он находит не тронутый смутой 20 в. островок естественной русской жизни, а народный характер, сумевший в этой смуте себя сохранить.

В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи. Она вне сферы героического или исключительного. Реализует себя в обыденной, бытовой ситуации, испытывает на себе все «прелести» советской сельской жизни 50-х г. г.: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не для себя, а для мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Создавая этот характер, С. Ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х г. г. с ее бесправием и надменным пренебрежением обычным человеком. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях.

«Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная. По-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.»

И остродраматический финал рассказа (Матрена погибает под поездом, помогая перевозить Фаддею бревна ее же собственной избы) придает концовке совершенно особый, символический смысл: ее ведь больше нет, стало быть, не стоит село без нее? И город? И вся земля наша? (параллель с библейской историей о городах Содом и Гоморра, в которых не оказалось и 10 праведников, кроме Лота с женой и дочерьми.)

Русский человек добр. Терпелив. Смирен, трудолюбив. Деловит, непритязателен, неприхотлив, вынослив. Эти черты национального характера и психологии как бы изначально располагают его к тому, чтобы вести праведный образ жизни.

С. , описывая жизнь М., осознавал, что миропонимание и психология русского человека определены христианской верой. Но он понимал и зафиксировал в рассказе то, как трудно постичь это человеку советской эпохи, совершенно иной, чем христианская, культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58122. ВВЕДЕНИЕ. МИР В XVI – XVIII ВВ 46 KB
  В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
58123. Задачи бухгалтерского учета в общественном питании 34 KB
  Контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, отчисления от прибыли и.т.д.) за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов...
58124. Сущность и виды государственной финансовой политики 17.12 KB
  В любом цивилизованном обществе правительство использует финансовые отношения для достижения определенных целей, для осуществления своих функций и задач. В этой связи финансовая политика выступает инструментом воздействия на экономические интересы отдельных слоев населения и общества в целом.
58125. Конструкция и область применения кабелей 72 KB
  Преимущественно применяются кабели с алюминиевыми жилами. Кабели с медными жилами применяются редко: для перемещающихся механизмов во взрывоопасных помещениях.
58126. Моделі фінансових відносин у суспільстві 28.69 KB
  Розподіл і перерозподіл ВВП може здійснюватись за різними схемами, згідно з якими будуються моделі фінансових відносин у суспільстві. В основі побудови фінансової моделі суспільства лежать роль і місце в ній держави.
58127. Familie und Freunde 1.15 MB
  Ich liebe meine Mutter und meinen Vater. Er kommt heute oder morgen. Er hat keinen Bruder aber zwei Vetter. Die Konjunktionen und, aber, oder, denn verbinden Sätze. Das Verb steht auf Position...
58128. Неличные формы глагола, инфинитив. Функции инфинитива, инфинитивные обороты. Lasers Shed Light on a «Black Art» 177.5 KB
  The mechanical engineers want further research to be carried out into new kinds of motive power. After the test runs the locomotive was found to have some drawbacks in its design. The data to be obtained in the course in the experimental runs are to be used later for improving the passenger rolling stock.
58130. Сущность и структура финансовой системы Украины 17.5 KB
  Финансовая система – это совокупность взаимных сфер и звеньев финн отношений, присущих им фондов централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и аппарата управления ими.