81732

Нравственная проблематика прозы А. Солженицына (по рассказам «Один день Ивана Денисовича» или «Матренин двор»)

Доклад

Литература и библиотековедение

Шухов не желая потерять человеческое достоинство вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни иначе просто не выжить. помогает ему выжить и сохранить себя человеком не ставя перед собой вечных вопросов не стремясь обобщить опыт своей военной и лагерной жизни куда он попал после плена. островок естественной русской жизни а народный характер сумевший в этой смуте себя сохранить. В чем суть праведности Матрены В жизни не по лжи.

Русский

2015-02-21

34.36 KB

1 чел.

Нравственная проблематика прозы А. Солженицына (по рассказам «Один день Ивана Денисовича» или «Матренин двор»)

После лагерей и ссылки С. В 1957 г. реабилитирован и работает учителем в сельской школе в поселке Торфопродукт недалеко от Рязани, где снимает комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки «Матрениного двора» (1959). В 1959 г. С. За три недели создает переработанный, «облегченный» вариант рассказа «Щ – 854», который после долгих хлопот А. Т. Твардовского и с благословения Н. С. Хрущева увидел свет в «Новом мире» (1962 г. № 11) под названием «Один день Ивана Денисовича».

Герои С., такие, как Матрена, Иван Денисович – люди не рефлектирующие, живущие некими природными, как бы данными извне, заранее не ими выработанными представлениями. И, следуя этим представлениям, важно выжить физически в условиях, вовсе не способствующих физическому выживанию, но не ценой потери собственного человеческого достоинства. Потерять его – значит погибнуть, т. е. перестать быть человеком, утратить не только уважение других, но и уважение к самому себе, что равносильно смерти.

С образом И. Д. в литературу как бы пришла новая этика. Выкованная в лагерях, через которые прошла немалая часть общества. Шухов, не желая потерять человеческое достоинство, вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни – иначе просто не выжить. «Это верно, кряхти да гнись, - замечает он. – А упрешься – переломишься» В этом смысле писатель отрицает общепринятые романтические представления о гордом противостоянии личности трагическим обстоятельствам, на которых воспитала литература поколение советских людей 30-х г.г.20 в. Чисто народная, мужицкая практичность И. Д. помогает ему выжить и сохранить себя человеком – не ставя перед собой вечных вопросов, не стремясь обобщить опыт своей военной и лагерной жизни, куда он попал после плена.

В рассказе перед С. Встает творческая задача совместить 2 точки зрения – автора и героя, не противоположные, а схожие идеологически, но различающиеся уровнем обобщения и широтой материала. С. Обращается к сказовой манере повествования, дающей И. Д. возможность речевой самореализации, но это не прямой сказ, воспроизводящий речь героя, а вводящий образ повествователя, позиция которого близка позиции героя.

И герою и повествователю доступен тот специфически русский взгляд на действительность, который принято называть народным.

Запретная тема советского лагеря увидена в этом рассказе глазами обычного мужика. Прототипами Ивана Шухова стали реальный Иван Шухов (никогда не сидевший), бывший солдат артиллерийской батареи А. И. Солженицына. И сам писатель, испытавший участь лагерного зэка, а также сотни и тысячи таких же несчастных жертв произвола и беззакония.

Писателя интересует сам народный характер и его существование «в самой нутряной России – если такая где-то была, жила», в той самой России, которую ищет повествователь в рассказе «Матренин двор»(первоначальное название – «Не стоит село без праведника») Но он находит не тронутый смутой 20 в. островок естественной русской жизни, а народный характер, сумевший в этой смуте себя сохранить.

В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи. Она вне сферы героического или исключительного. Реализует себя в обыденной, бытовой ситуации, испытывает на себе все «прелести» советской сельской жизни 50-х г. г.: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не для себя, а для мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Создавая этот характер, С. Ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х г. г. с ее бесправием и надменным пренебрежением обычным человеком. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях.

«Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная. По-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.»

И остродраматический финал рассказа (Матрена погибает под поездом, помогая перевозить Фаддею бревна ее же собственной избы) придает концовке совершенно особый, символический смысл: ее ведь больше нет, стало быть, не стоит село без нее? И город? И вся земля наша? (параллель с библейской историей о городах Содом и Гоморра, в которых не оказалось и 10 праведников, кроме Лота с женой и дочерьми.)

Русский человек добр. Терпелив. Смирен, трудолюбив. Деловит, непритязателен, неприхотлив, вынослив. Эти черты национального характера и психологии как бы изначально располагают его к тому, чтобы вести праведный образ жизни.

С. , описывая жизнь М., осознавал, что миропонимание и психология русского человека определены христианской верой. Но он понимал и зафиксировал в рассказе то, как трудно постичь это человеку советской эпохи, совершенно иной, чем христианская, культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55479. Зустріч птахів 94.5 KB
  З далеких країв повертаються наші пернаті друзі птахи. Летять птахи Вже весна прийшла в оселі Розквітла земля рясний садок І летять веселі Зграї радісних пташок. Ведуча: Птахи дуже рано відчувають весну. Ведучий: Відчули весну і інші птахи.
55480. Розмноження і розвиток птахів 941 KB
  Мета: розкрити особливості розмноження і розвитку птахів розвивати цікавість учнів до звичаїв і обрядів наших предметів виконувати шанобливе ставлення до природи до братів наших менших.
55481. Птицы весной. Оригами 77.5 KB
  Расширить знания учащихся об изменениях в жизни птиц с приходом весны; формировать навыки наблюдения в природе; развивать навыки работы в группах логическое мышление память речь познавательные способности умение рассуждать делать выводы выделять главное творческие способности;...
55482. Птахи в взимку 37 KB
  Все пухнастим снігом вкрила: продовжуючи ходьбу плавно розводять руки в сторони І дерева і будинки струшують кистями піднятих вгору рук І поля й луги й стежинки ходьба гусячим кроком Сніг кружляє сніг іде діти підводяться і плавно обертаються навколо себе Він несеться він мете легкий біг із хаотичними махами рук. Вправа В лісі...
55483. Свято зимуючих птахів 72 KB
  Цілі: розширити і закріпити знання учнів про птахів, їхню поведінку і спосіб життя, про роль і місце у природі, про значення у житті людини й у природі; поглибити знання учнів про зимуючих птахів нашої місцевості...
55484. Різноманітність птахів 409.5 KB
  Мета: освітня: сформувати знання учнів про різноманітність птахів ознайомити з основними особливостями будови та життєдіяльності представників рядів...
55485. Загальна характеристика классу Птахи 34.5 KB
  Мета: ознайомитись з особливостями зовнішньої будови та способом життя птахів; вивчити зовнішню будову та покриви тіла птахів; визначити риси ускладнення у порівнянні з плазунами;...
55486. Птицы зимой 87 KB
  Воспитывать заботливое отношение к птицам. Птицы живут во всех уголках Земли: в лесах на полях болотах и водоемах. Одни птицы улетают в теплые края а другие остаются зимовать в наших местах.
55487. Обробка мультимедійних даних. Основи створення публікацій 570 KB
  Розвивальна мета: розвивати естетичні смаки учнів творче мислення; розвивати уміння виділяти головне порівнювати і узагальнювати отримані результати...