81732

Нравственная проблематика прозы А. Солженицына (по рассказам «Один день Ивана Денисовича» или «Матренин двор»)

Доклад

Литература и библиотековедение

Шухов не желая потерять человеческое достоинство вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни иначе просто не выжить. помогает ему выжить и сохранить себя человеком не ставя перед собой вечных вопросов не стремясь обобщить опыт своей военной и лагерной жизни куда он попал после плена. островок естественной русской жизни а народный характер сумевший в этой смуте себя сохранить. В чем суть праведности Матрены В жизни не по лжи.

Русский

2015-02-21

34.36 KB

1 чел.

Нравственная проблематика прозы А. Солженицына (по рассказам «Один день Ивана Денисовича» или «Матренин двор»)

После лагерей и ссылки С. В 1957 г. реабилитирован и работает учителем в сельской школе в поселке Торфопродукт недалеко от Рязани, где снимает комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки «Матрениного двора» (1959). В 1959 г. С. За три недели создает переработанный, «облегченный» вариант рассказа «Щ – 854», который после долгих хлопот А. Т. Твардовского и с благословения Н. С. Хрущева увидел свет в «Новом мире» (1962 г. № 11) под названием «Один день Ивана Денисовича».

Герои С., такие, как Матрена, Иван Денисович – люди не рефлектирующие, живущие некими природными, как бы данными извне, заранее не ими выработанными представлениями. И, следуя этим представлениям, важно выжить физически в условиях, вовсе не способствующих физическому выживанию, но не ценой потери собственного человеческого достоинства. Потерять его – значит погибнуть, т. е. перестать быть человеком, утратить не только уважение других, но и уважение к самому себе, что равносильно смерти.

С образом И. Д. в литературу как бы пришла новая этика. Выкованная в лагерях, через которые прошла немалая часть общества. Шухов, не желая потерять человеческое достоинство, вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни – иначе просто не выжить. «Это верно, кряхти да гнись, - замечает он. – А упрешься – переломишься» В этом смысле писатель отрицает общепринятые романтические представления о гордом противостоянии личности трагическим обстоятельствам, на которых воспитала литература поколение советских людей 30-х г.г.20 в. Чисто народная, мужицкая практичность И. Д. помогает ему выжить и сохранить себя человеком – не ставя перед собой вечных вопросов, не стремясь обобщить опыт своей военной и лагерной жизни, куда он попал после плена.

В рассказе перед С. Встает творческая задача совместить 2 точки зрения – автора и героя, не противоположные, а схожие идеологически, но различающиеся уровнем обобщения и широтой материала. С. Обращается к сказовой манере повествования, дающей И. Д. возможность речевой самореализации, но это не прямой сказ, воспроизводящий речь героя, а вводящий образ повествователя, позиция которого близка позиции героя.

И герою и повествователю доступен тот специфически русский взгляд на действительность, который принято называть народным.

Запретная тема советского лагеря увидена в этом рассказе глазами обычного мужика. Прототипами Ивана Шухова стали реальный Иван Шухов (никогда не сидевший), бывший солдат артиллерийской батареи А. И. Солженицына. И сам писатель, испытавший участь лагерного зэка, а также сотни и тысячи таких же несчастных жертв произвола и беззакония.

Писателя интересует сам народный характер и его существование «в самой нутряной России – если такая где-то была, жила», в той самой России, которую ищет повествователь в рассказе «Матренин двор»(первоначальное название – «Не стоит село без праведника») Но он находит не тронутый смутой 20 в. островок естественной русской жизни, а народный характер, сумевший в этой смуте себя сохранить.

В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи. Она вне сферы героического или исключительного. Реализует себя в обыденной, бытовой ситуации, испытывает на себе все «прелести» советской сельской жизни 50-х г. г.: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не для себя, а для мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Создавая этот характер, С. Ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х г. г. с ее бесправием и надменным пренебрежением обычным человеком. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях.

«Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная. По-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.»

И остродраматический финал рассказа (Матрена погибает под поездом, помогая перевозить Фаддею бревна ее же собственной избы) придает концовке совершенно особый, символический смысл: ее ведь больше нет, стало быть, не стоит село без нее? И город? И вся земля наша? (параллель с библейской историей о городах Содом и Гоморра, в которых не оказалось и 10 праведников, кроме Лота с женой и дочерьми.)

Русский человек добр. Терпелив. Смирен, трудолюбив. Деловит, непритязателен, неприхотлив, вынослив. Эти черты национального характера и психологии как бы изначально располагают его к тому, чтобы вести праведный образ жизни.

С. , описывая жизнь М., осознавал, что миропонимание и психология русского человека определены христианской верой. Но он понимал и зафиксировал в рассказе то, как трудно постичь это человеку советской эпохи, совершенно иной, чем христианская, культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73973. Українсько – болгарські відносини в 90-х роках ХХ століття 109 KB
  Обґрунтовується висновок що реалізація сучасної української державної політики щодо національних меншин відбувається в руслі демократичного визнання рівних політичних соціальних економічних та культурних прав і свобод усіх громадян України незалежно від їх етнічної приналежності. У досліджуваний період було закладено основи системи реґіональної співпраці України та Болгарії. Матеріали та висновки які містяться в роботі можуть бути використані для підготовки узагальнюючої роботи з історії українськоболгарських відносин у курсах історії...
73974. НАЦІОНАЛЬНЕ ВІДРОДЖЕННЯ ТА СПРОБИ ВІДНОВЛЕННЯ ЧЕСЬКОЇ ДЕРЖАВНОСТІ (КІНЕЦЬ XVIII - ПЕРША ПОЛОВИНА XIX ст.) 224.5 KB
  Освічений абсолютизм майже повністю знищив рештки чеської державності. Вважаючись осібним королівством, що мало власного монарха, увінчаного короною Св. Вацлава, Чехія фактично опинилася в становищі однієї з багатьох провінцій Габсбурзької монархії. Нею керували центральні австрійські інституції та місцеві чиновники, яких призначав уряд.
73976. ВЕЛИКОМОРАВСЬКА ДЕРЖАВА 1.87 MB
  У процесі переселення племен родоплемінні звязки порушувались, і на нових місцях виникали територіальні обєднання, а не родові общини.
73977. НФЧС та визначення шляхів розвитку ЧСР (1945-1948) 224 KB
  При цьому КПЧ мала такий сильний додатковий аргумент як активна підтримка її з боку СРСР який багато зробив для відновлення ЧСР в довоєнних кордонах. Це викликало в керівництві КПЧ побоювання саботажу з його боку та спричиняло дії з реорганізації Міністерства внутрішніх справ держбезпеки та інших. Проте ступінь впливу КПЧ в армії не був однозначним.
73978. Югославія в роки Другої світової війни 117 KB
  У Югославії пожвавилася діяльність різних націоналістичних угруповань: сербського Збору хорватських усташів македонського ВМРО німецького культурбунду та ін. ускладнила становище Югославії що спонукало врештірешт уряд Д. Гітлер віддав командуванню німецької армії наказ підготувати й завдати удару по Югославії. в Белграді був підписаний акт про капітуляцію Югославії.
73979. МУРАВЬЁВА Т.В. МИФЫ СЛАВЯН И НАРОДОВ СЕВЕРА 471.5 KB
  Король желая еще хоть раз увидеть незабвенную супругу послал за паном Твардовским и повелел ему силою своего волшебства вызвать тень покойной королевы. Король простер к ней руки и рванулся из магического крута. Однако чешские короли правившие в IX XIV веках называли себя Пржемысловичами и возводили свой род к легендарному Пржемыслу В XI веке король Вратислав П в зале своего дворца в Вышеграде выставил для всеобщего обозрения лапти Пржемысла. Король Ячменек Правил некогда в Чехии король Святопулк человек жестокий и нечестивый.