81733

Предыстория героя как способ его характеристики в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Не так легко понять этот характер трудно схватить даже внешний облик: не красавец но и не дурной наружности; не слишком толст но и не слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар однако же и не так чтобы слишком молод; человек средних лет. Характер его показан в динамике история воспитания помогает Гоголю выявить многообразные условия общественной среды семьи под влиянием которых формируется характер человека. исследует характер подлеца его личные качества обстоятельства воспитания и среду.

Русский

2015-02-21

31.99 KB

0 чел.

Предыстория героя как способ его характеристики в произведениях отечественной классики 19 в.

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Павел Иванович Чичиков ведет сюжет «М. д.» Не так легко понять этот характер, трудно схватить даже внешний облик: «не красавец, но и не дурной наружности»; «не слишком толст, но и не слишком тонок»; «нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод»; «человек средних лет». Во всем умеренность и середина, безличность, начисто исключающая подлинно человеческие страсти и движение души и оставляющая простор для служения «копейке». Ч. – единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях. Характер его показан в динамике, история воспитания помогает Гоголю выявить многообразные условия – общественной среды, семьи – под влиянием которых формируется характер человека. Но драматургия этого образа необычна. Лишь в последней главе (11-ой) автор знакомит читателя с биографией Ч. (сюжетно поэма заканчивается в 10 гл. решением Ч. бежать из города). У героя «темное и скромное происхождение» Отец его – из захудалых дворян. У Ч. – тусклое, грустное детство, суровое обучение отца. Ч. рано решил выбиться в люди и для этого он не щадит сил и не гнушается никакими средствами. Он наделен неслыханными энергией и упорством.

Г. исследует характер подлеца, его личные качества, обстоятельства воспитания и среду. Ч. в совершенстве постиг «великую науку нравиться». Ничтожность стремится скрыть самое себя и имеет претензию казаться значительным.

Плюшкин Степан

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек»

Глава, посвященная П., начинается с размышлений о юности. Автор скорбит о юности, о свежести, но не только о своей, а прежде всего – Плюшкина. Он единственный из помещиков имеет биографию. Почему? Чтобы во всей полноте показать ужас падения, деградации человека, который имел очень многое и все потерял. П. был хорошим хозяином – стал скупцом, доведшим накопительство до абсурда (накопительство ради накопительства); был прекрасным семьянином – и почти отказался от нее; заботился об образовании – давно уже перестал им заниматься. Он грязен, оборван, «сплющен». П. , как паук, все опутывает своей паутиной весь мир (часы с остановившимся маятником, к которым паук уже приладил паутину, поражают Ч. в доме П.)

Но сама его скупость обращается в расточительство. Этого героя реанимировать невозможно, т. к. восстать из пошлости невозможно.

В Ч. нет тупого автоматизма Плюшкина: «В нем (в Ч.) не было привязанности собственно к деньгам для денег; им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах… Чтобы, наконец, потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка»

И. А. Гончаров «Обломов»

Вся первая часть романа – рассказ об одном только дне Ильи Ильича Обломова. Он лежит, спит, видит сон. «Сон Обломова» - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения. В Обломовке, в доме родителей, воспитали в ребенке отношение к труду как к наказанию и стремление избавляться от него при любой возможности, страх перемен, неумение ничего сделать самому для себя. Вот отчего он такой, И. И. Обломов. Обломовское в нем – не только протест против предлагаемой ему общественной деятельности, это и неспособность к любой деятельности вообще, даже к обслуживанию самого себя. Всякое движение, по Обломову, - это проявление болезни мира, судороги духа. Требования О. к будущему минимальны: пусть все угомонится, успокоится. Будущее видится ему как возврат к счастливому прошлому, обломовскому раю. Позиция «неучастия» в непривлекательной жизни отнюдь не позволяет сохранить свое человеческое достоинство. Что бы делал И. И. без Обломовки, без слуги, без самоотверженной Агафьи Матвеевны Пшеницыной (последняя «любовь»Обломова) ? Он всю жизнь существовал за чужой счет, не испытывал нужды устраивать себя. И сколько горькой правды в словах Штольца: «Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить» Как только О. решил, что достиг жизненного идеала, то начался процесс умирания. Не случайно Гончаров сравнивает существование героя с «широким гробом, сделанным собственными руками» Идеалом И. И. оказалась сама смерть. Вот и умер он тихо и незаметно, как и жил. Тем не менее О. трезво оценивает себя: «Мне давно совестно жить на свете!» - говорит он Андрею Штольцу в последней с ним беседе.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31329. Реставрация дома в Иркутской области 1.05 MB
  Подготовка и оклейка поверхности обоями 31 2. По всем показателям вид отделки лицевой поверхности керамическая плитка для пола аналогична фасадной керамической плитке. Назначение и виды штукатурных работ Штукатуркой называется отделочный слой на поверхности различных конструктивных элементов зданий стен перегородок перекрытий колонн и др. выравнивающий эти поверхности или придающий им определенную форму и фактуру.
31330. Модернизация электрооборудования продольношлифовального станка модели 3Б722 1.22 MB
  Присоединительные клеммы располагаются в закрытой коробке имеющей резьбовое отверстие или патрубок для ввода проводов: снятие двигателя и его установка не должны вызывать частичного или полного демонтажа механизмов станка; замена и изменение натяжения ремней должна быть простой. Выбор элементов монтажа С целью защиты проводников от механических повреждений и вредных воздействий машинного масла пыли и охлаждающей жидкости производится в стальных тонкостенных трубах...
31331. Робота з базами даних і можливість автоматизації роботи кулінарного сайту 268.5 KB
  Необхідність вдосконалення методів і прийомів визначення економічної ефективності і розрахунків пояснюється тим, що впровадження обчислювальної техніки - дорогий процес, і тому доцільність витрат на створення і впровадження інформаційної системи повинно бути серйозно обґрунтовано. На створення інформаційної системи потрібні одноразові витрати на її розробку і придбання необхідного комплексу технічних засобів. Економічна ефективність системи визначається з урахуванням одноразових витрат і поточних витрат.
31332. Проектирование локальной вычислительной сети ООО «РАСКО» 4.84 MB
  Локальные сети в сравнении с глобальными сетями внесли много нового в способы организации работы пользователей. Доступ к разделяемым ресурсам стал гораздо удобнее - пользователь мог просто просматривать списки имеющихся ресурсов, а не запоминать их идентификаторы или имена. После соединения с удаленным ресурсом можно было работать с ним с помощью уже знакомых пользователю по работе с локальными ресурсами команд.
31333. Информационные технологии решения комплекса задач подсистемы МТС АСУ предприятия ФГУП «НИИ Точных приборов» 11.23 MB
  Задача 1: Определение потребности МР на производство оборудования на год 50 3. Выбор сетевого оборудования. Обеспечение соответствия оборудования рабочего места требованиям эргономики. и медицинской радиоэлектронной техники; создание и использование по целевому назначению наземных специальных комплексов в интересах решения конверсионных задач дистанционного зондирования Земли; проведение аэросъемочных работ изготовление аналоговых цифровых электронных карт на основе материалов аэрокосмического зондирования...
31335. СПЕЦИФІКА ВИКОНАННЯ РЕНЕСАНСНОЇ ВОКАЛЬНОЇ МУЗИКИ В УМОВАХ ВІТЧИЗНЯНОЇ ХОРОВОЇ ПРАКТИКИ 3.14 MB
  ДАНЬШИНА Наталія Володимирівна СПЕЦИФІКА ВИКОНАННЯ РЕНЕСАНСНОЇ ВОКАЛЬНОЇ МУЗИКИ В УМОВАХ ВІТЧИЗНЯНОЇ ХОРОВОЇ ПРАКТИКИ 17. Інтерес до старовинної музики паростки якого можна побачити у так званих історичних концертах XIX століття активізувався на початку XX ст. Звернення насамперед саме до музики Бароко призвело до вкрай вкрай переконливого художнього репертуару: на засадах реконструкції відповідних епосі музичних інструментів та узлагодження з їх звучанням вокальної манери співаків дивовижно змінився...