81733

Предыстория героя как способ его характеристики в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Не так легко понять этот характер трудно схватить даже внешний облик: не красавец но и не дурной наружности; не слишком толст но и не слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар однако же и не так чтобы слишком молод; человек средних лет. Характер его показан в динамике история воспитания помогает Гоголю выявить многообразные условия общественной среды семьи под влиянием которых формируется характер человека. исследует характер подлеца его личные качества обстоятельства воспитания и среду.

Русский

2015-02-21

31.99 KB

0 чел.

Предыстория героя как способ его характеристики в произведениях отечественной классики 19 в.

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Павел Иванович Чичиков ведет сюжет «М. д.» Не так легко понять этот характер, трудно схватить даже внешний облик: «не красавец, но и не дурной наружности»; «не слишком толст, но и не слишком тонок»; «нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод»; «человек средних лет». Во всем умеренность и середина, безличность, начисто исключающая подлинно человеческие страсти и движение души и оставляющая простор для служения «копейке». Ч. – единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях. Характер его показан в динамике, история воспитания помогает Гоголю выявить многообразные условия – общественной среды, семьи – под влиянием которых формируется характер человека. Но драматургия этого образа необычна. Лишь в последней главе (11-ой) автор знакомит читателя с биографией Ч. (сюжетно поэма заканчивается в 10 гл. решением Ч. бежать из города). У героя «темное и скромное происхождение» Отец его – из захудалых дворян. У Ч. – тусклое, грустное детство, суровое обучение отца. Ч. рано решил выбиться в люди и для этого он не щадит сил и не гнушается никакими средствами. Он наделен неслыханными энергией и упорством.

Г. исследует характер подлеца, его личные качества, обстоятельства воспитания и среду. Ч. в совершенстве постиг «великую науку нравиться». Ничтожность стремится скрыть самое себя и имеет претензию казаться значительным.

Плюшкин Степан

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек»

Глава, посвященная П., начинается с размышлений о юности. Автор скорбит о юности, о свежести, но не только о своей, а прежде всего – Плюшкина. Он единственный из помещиков имеет биографию. Почему? Чтобы во всей полноте показать ужас падения, деградации человека, который имел очень многое и все потерял. П. был хорошим хозяином – стал скупцом, доведшим накопительство до абсурда (накопительство ради накопительства); был прекрасным семьянином – и почти отказался от нее; заботился об образовании – давно уже перестал им заниматься. Он грязен, оборван, «сплющен». П. , как паук, все опутывает своей паутиной весь мир (часы с остановившимся маятником, к которым паук уже приладил паутину, поражают Ч. в доме П.)

Но сама его скупость обращается в расточительство. Этого героя реанимировать невозможно, т. к. восстать из пошлости невозможно.

В Ч. нет тупого автоматизма Плюшкина: «В нем (в Ч.) не было привязанности собственно к деньгам для денег; им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах… Чтобы, наконец, потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка»

И. А. Гончаров «Обломов»

Вся первая часть романа – рассказ об одном только дне Ильи Ильича Обломова. Он лежит, спит, видит сон. «Сон Обломова» - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения. В Обломовке, в доме родителей, воспитали в ребенке отношение к труду как к наказанию и стремление избавляться от него при любой возможности, страх перемен, неумение ничего сделать самому для себя. Вот отчего он такой, И. И. Обломов. Обломовское в нем – не только протест против предлагаемой ему общественной деятельности, это и неспособность к любой деятельности вообще, даже к обслуживанию самого себя. Всякое движение, по Обломову, - это проявление болезни мира, судороги духа. Требования О. к будущему минимальны: пусть все угомонится, успокоится. Будущее видится ему как возврат к счастливому прошлому, обломовскому раю. Позиция «неучастия» в непривлекательной жизни отнюдь не позволяет сохранить свое человеческое достоинство. Что бы делал И. И. без Обломовки, без слуги, без самоотверженной Агафьи Матвеевны Пшеницыной (последняя «любовь»Обломова) ? Он всю жизнь существовал за чужой счет, не испытывал нужды устраивать себя. И сколько горькой правды в словах Штольца: «Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить» Как только О. решил, что достиг жизненного идеала, то начался процесс умирания. Не случайно Гончаров сравнивает существование героя с «широким гробом, сделанным собственными руками» Идеалом И. И. оказалась сама смерть. Вот и умер он тихо и незаметно, как и жил. Тем не менее О. трезво оценивает себя: «Мне давно совестно жить на свете!» - говорит он Андрею Штольцу в последней с ним беседе.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66770. Промышленная безопасность опасных производственных объектов 1.4 MB
  Определение приоритетных направлений сотрудничества и проведение согласованной политики по обеспечению промышленной безопасности; принятие согласованных требований промышленной безопасности; согласование правовых, производственных, экологических вопросов сотрудничества в области обеспечения промышленной безопасности;
66771. Обработка пространственной информации об объектах речной сети для определения характеристик подтопления промышленных объектов при паводках 11.32 MB
  Целью работы является разработка методов, алгоритмов и программного обеспечения для определения характеристик подтопления промышленных объектов в паводковый период на основе совместной обработки пространственной информации об объектах речной сети и промышленности...