81734

Герои и проблематика сатиры М.Е.Салтыкова - Щедрина

Доклад

Литература и библиотековедение

Первым отдельным изданием сказочный цикл вышел в 1886 году 23 сказки М. и те сказки которые не могли появиться в легальной русской печати по цензурным причинам. Сказки стали своего рода малым миром сжатыи изложением всего что создано писателем его наблюдения над идейнополитической жизнью страны психологией социальных групп сатирической энциклопедией творчества Салтыкова. Сказки опираются на традиции фольклора отсюда сказочные сюжеты образы события описания обстановки социальнополитическая направленность бытовых...

Русский

2015-02-21

38.82 KB

1 чел.

Герои и проблематика сатиры М.Е.Салтыкова - Щедрина.

«История одного города» (1869 -1870), в котором отразилось прекрасное знание автором бюрократической системы власти, ее «скрытых» возможностей и механизмов. Приступая к работе над «Историей одного города», Салтыков, знавший российскую государственную систему, опирался на новые литературно-публицистические традиции. Формально история города Глупова построена на основе созданных «архивариусом-летописцем» жизнеописаний градоначальников и их абсурдных деяний. Галерею открывает «Органчик»-Брудастый и завершает Угрюм-Бурчеев. Художественное время глуповской летописи условно и подчинено основной задаче — сатирическому обличению основ российской действительности. При всей насыщенности книги намеками на действительные исторические реалии 1731—1826 годов, узнаваемом сходстве глуповских правителей с российскими монархами или вельможами, Глупов, возникший то ли на болоте, то ли на семи холмах и граничащий с Византией — обобщенный образ. Щедрина интересовали не столько портреты градоначальников, сколько образ власти в целом. Две стороны единого сатирического образа-символа российского «порядка вещей»: градоначальники и глуповцы. Обобщающее понятие «глуповцы» включает все сословия и социальные группы общества (крестьян, купцов, интеллигенцию и т.д.). Отношение глуповцев к власти — трепет и подчинение. Глуповство, по мнению писателя, — это «наносные атомы», которыми обросли природные свойства обычных людей. Актуализация противоречий между нормальным природным и наносным абсурдным происходит благодаря символическому изображению реки, которую не смог остановить последний градоначальник, и, главным образом, — грозному «оно», природному катаклизму или «гневному движению истории», прекратившему существование Глупова..

Фантастика, гротеск, система иносказаний в произведении служили средством сатирического изображения взаимоотношений народа и власти, национальной психологии, государственной системы. Салтыков-Щедрин стремился постичь сами основы русской жизни, сказать правду о русском народе, веря в скрытые возможности будущего возрождения. Время показало действительную глубину художнического прозрения (например, «идея всеобщего осчастливливания в казармах»).

Салтыков не стремился создать историческую сатиру, однако сложное и новаторское произведение осталось недопонятым современниками. Подтверждение тому — статья «Историческая сатира» А.С.Суворина, автор которой сурово отнесся к писателю за игнорирование истории, страсть к «карикатуре и забавничанью», а главное – за глумление над народом. Салтыков был вынужден написать письмо в редакцию, в котором разъяснил свои творческие принципы и цели, настаивал на том, что историческая форма повествования была необходима и удобна для осмеяния «известного порядка вещей» и «характеристических черт русской жизни», которые по-прежнему ей свойственны.

Роман «Господа Головлевы» — повествование о трагическом распаде семейных уз, полнейшем вырождении дворянской семьи, вымирании бывших хозяев и столпов жизни — идейно и художественно связан с «мыслью семейной», но занимает совершенно особое в творчестве писателя.

Форма семейной хроники стала для Щедрина средством для убедительных социально-политических обобщений, изображения вырождения и гибели дворянского рода. Разложение «семейного союза», нравственное и физическое вырождение, исчерпанность внутренних отношений, паразитизм, «война» за собственность, бесконечное лицемерие -вот история рода Головлевых, обобщенно представляющего «мертвые души» пореформенного периода. Писатель показывает, что внешне благополучная семья обречена на вырождение в силу паразитизма, собственнических чувств, разврата. Арина Петровна Головлева -мать и бабушка — была умелой приобретательницей, всю жизнь заботилась о накоплении, приобретении для семьи, но накопление вело только к расточению (запасы гнили в амбарах и погребах), («куски, выделенные собственным детям, оборачивались «отказной» на часть родового имущества.

Порфирий Головлев, еще в детстве прозванный Иудушкой, имел чин генерала в отставке. Хозяйствование его сводилось к мелочным подсчетам («усчитывание» скотницы, ключницы, приказчика), подозрительности, жалобам мировому судье.

Брат Иудушки Степка-балбес, вернувшийся в родительский дом, умирает, обобранный матерью и братом. Варварское бессердечие, жестокость проявляет «кровопивец» Иудушка к брату Павлу, прикрываясь словами о ласке, милосердии и утешении. После смерти брата Порфирий-Иудушка выставил мать из имения. Трагична судьба детей Иудушки. Застрелился старший сын Владимир, доведенный до отчаяния. За растрату был сослан и умер второй сын — Петенька, тоже не получивший помощи от отца. Молясь, лицемеря и кривляясь, Иудушка отправил своего незаконнорожденного ребенка — сына Евпраксеюшки в приют как подкидыша, и младенец умер. Искалечена и жизнь племянниц Иудушки — Анниньки и Любиньки. Любинька покончила жизнь самоубийством, окончательно опустилась Аннинька. Борьбу за собственность Иудушка «выиграл», но писатель показывает его постепенное одичание, сходство с живым трупом. Иудушка собрал все худшие родовые и семейные качества и привычки, «пустословие, пустомыслие, пустоутробие». Знаменитое иудушкино «Где все?» не ставит точку в развитии образа. Мастерство и сила Щедрина-художника в том, как он завершает судьбу героя. Даже в выродке проснулась совесть, но и она стала для него не путем к спасению, а последней мучительной агонией. Головлевский хозяин, гонимый мстительной совестью, замерз на улице, когда побрел на могилу матери.

Щедрин нигде не переступает меру естественности изображения «нормальных» человеческих отношений между людьми, не прибегает к фантастике и иносказаниям. Лицемерие, зло, разложение дворянского рода, нарисованные Щедриным, не ограничивались рамками семейного круга. Мастерство нравственно-психологического анализа соединено с социально-политическими обобщениями — старое собственническое начало, как одна из основ «порядка вещей», выродилось, а его носители и защитники превратились в ханжей и лицемеров.

Первым отдельным изданием сказочный цикл вышел в 1886 году («23 сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина»). В собраниях сочинений он включает 32 произведения, т.е. и те сказки, которые не могли появиться в легальной русской печати по цензурным причинам. Завершается цикл сказкой «Приключение с Крамольниковым», излагающей сокровенные мысли автора о себе и своем месте в литературе и жизни. Сказки стали своего рода «малым миром» — сжатыи изложением всего, что создано писателем (его наблюдения над идейно-политической жизнью страны, психологией социальных групп), сатирической «энциклопедией» творчества Салтыкова.

Сказки опираются на традиции фольклора (отсюда сказочные сюжеты, образы, события, описания обстановки, социально-политическая направленность бытовых сатирических сказок, столкновение антагонистических сил; но в отличие от народных — не всегда счастливые концовки), литературные сказки предшественников, традиции русской обличительной литературы (Фонфизин, Гоголь) и традиции басен. Новый жанр позволял отчасти скрыть смысл произведений от цензуры. Сказки не являются имитациями народных сказок или басен, это совершенно особый, созданный писателем жанр. Народная устно-поэтическая традиция проявляется не только в конкретных сказочных мотивах, образах, деталях, элементах стиля, но и в ориентации на обобщенно-сказочное народно-нравственное миропонимание добра и зла, правды и кривды, бедности и богатства, справедливости и угнетения.

Глубоко переработанные элементы народной сказки, фольклорная наивность, условность, особая обобщенность органически сочетаются со злободневными темами современности (политическими, философско- историческими и моральными). Они разрабатываются на материале текущей действительности, но всегда выходят к широким обобщениям, к нравственно-философскому осмыслению человеческой жизни вообще.

Центральная тема сказок - народ и власть («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»). В сказках содержались не только намеки на конкретных представителей власти (Александр III, Победоносце др.), но и то, что писатель осуждал всю систему в целом, признавал государство неспособным к установлению порядка и устранению насилия, его невежество в области просвещения, что было свойственно «Истории одного города», «Помпадурам и помпадуршам», «Благонамеренным речам» и другим произведениям. Взаимоотношениям барина и мужика, народу в целом посвящены «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Дикий помещик». Критика пороков общественно-государственной системы совмещалась у писателя с исследованием социальных основ, помогавших ей держаться. Главной силой он считал власть дворян-помещиков и неразвитость народных масс, отсутствие демократизма. Тема послушности, пассивности, гражданской несознательности народных масс — генеральная тема всего сказочного цикла: она реализуется в разных произведениях по-разному. В «Повести о том...» — одной из самых ранних, с первой строки она вызывает горький смех. В форме бытового сюжета народная пассивность обличается в самой миниатюрной сказке «Кисель». Образ «киселя», который был «до того размывчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели», обличает бездеятельную страдательную пассивность народных масс. И, наконец, в глубоко трагической тональльности тема народных бедствий раскрыта в сказке «Коняга». Традиционное для творчества Щедрина разоблачение рабских чувств, гражданской трусости свойственно сказкам «Премудрый пискарь», «Вяленая вобла», «Верный Трезор» и других. Верный Трезор отдал свою жизнь хозяину, а хозяин, когда тот состарился, приказал его утопить. Самыми отвратительными персонажами сказок стали существа, соединившие рабскую покорность со «шкурными интересами». Таковы премудрый пискарь и вяленая вобла..

Сказка «Либерал» продолжает тему разоблачения людей, действующих «применительно к подлости». Особое место в цикле занимает сказка «Карась-идеалист» — критика утопистов, оторванных от реальной действительности, надеющихся на то, что на щук можно действовать убеждениями и разговорами о добродетели.

Героями многих сказок стали представители зоологического мира. Они изображены с присущими их внешнему виду и характеру конкретными чертами. Одновременно писатель наделяет своих героев чертами, присущими только человеку. Стирание граней между человеческими чертами и чертами животных стало одной из форм сатирического выявления сущности русских типов (трудолюбие и вечная покорность Коняги-мужика, рыбья пассивность и безгласность среднего человека, звериное нутро «дикого» помещика).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55574. Квадратный километр и квадратный миллиметр 46.5 KB
  Цели : познакомить с новыми единицами измерения площади: квадратный километр и квадратный миллиметр; научить детей заменять одни единицы площади другими; развивать умение использовать в работе изученные квадратные и линейные единицы измерения...
55575. АЛГОРИТМ ИДЕАЛЬНОГО РАЗУМА 139.5 KB
  В статье раскрыты моменты: функции обработки информации доминанты функций обработки информации единицы измерения естественного и искусственного интеллектов моделирование функций обработки информации тестирование работы искусственного интеллекта.
55576. Развитие речи на уроках русского языка 86 KB
  Если например на уроках русского языка ученики осознают структуру текста типа рассуждения и научатся создавать такие тексты они смогут более доказательно и четко отвечать на вопросы которые начинаются словом...
55577. Буквы о и а в корне –кос- - -кас- 114 KB
  Оборудование: Доска презентация по теме словообразование презентация Сказка о двух братьях Кос и Кас раздаточный материал. Назовите основные способы образования слов в русском языке с примерами.
55578. Читання як спосіб іншомовної комунікації 38 KB
  Враховуючи ці особливості формування компетенції в читанні та той факт що читання поряд з усним мовленням є найбільш розповсюдженим способом іншомовної комунікації пропоную у якості домашнього читання для учнів...
55579. РІЗНОМАНІТНІСТЬ УРОКІВ ЧИТАННЯ ЯК ШЛЯХ ПІДВИЩЕННЯ ЯКОСТІ ЧИТАННЯ В ПОЧАТКОВИХ КЛАСАХ 105.5 KB
  Всім давно відомо що знання фантазія логіка думки і міркувань любов до рідної мови уміння звязно логічно і образно розповідати виховуються читанням. Від учителя початкових класів в значній мірі залежить чи полюблять діти читання...
55580. Шляхи формування самостійного читача в системі позакласного читання 135 KB
  З читання як самостійної діяльності дитини у світі книг починається її самоосвіта самовиховання формування високих художніх смаків розвиток духовних сил. Читання практична діяльність.
55581. READING 104.5 KB
  God blessed the monastery when Ukraine became independent. In 1993 it was opened by the efforts of many people. Mother Superior Vira and nuns of the abode accepted the responsibility to restore the old monastery.
55582. В.Сухомлинський «Усмішка» 139.5 KB
  Що було найгловнішим в житті Сухомлинського Без роздумів він відповідав: любов до дітей. Читаймо казки Василя Сухомлинського ніжні і мудрі і вони будуть напувати нас чистою джерельною водою.