81735

Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А. Ахматовой (на примере 3 – 4 стихотворений)

Доклад

Литература и библиотековедение

Ахматовой на примере 3 – 4 стихотворений Я научила женщин говорить так пишет А. Уже в ранних сборниках сформировались основные принципы лирики Ахматовой: сдержанность недосказанность внутреннее эмоциональное напряжение и скрытая страстность сжатость и сила афористичность и краткость психологическая достоверность в передаче чувств и взаимоотношений. Акмеистическое внимание к деталям внешнего мира к предметам обихода у Ахматовой связано с отражением внутреннего мира. С годами эти тенденции в стихах Ахматовой только усиливаются в...

Русский

2015-02-21

37.04 KB

5 чел.

Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А. Ахматовой (на примере 3 – 4 стихотворений)

« Я научила женщин говорить», - так пишет А.Ахматова в 1958 году, осознавая, какое значение имела ее лирика в контексте эпохи. Однако не только женственность была присуща ее поэзии, но ит мужество и другие общечеловеческие аспекты.

Уже в ранних сборниках сформировались основные принципы лирики Ахматовой: сдержанность, недосказанность, внутреннее эмоциональное напряжение и скрытая страстность, сжатость и сила, афористичность и краткость, психологическая достоверность в передаче чувств и взаимоотношений. Она избирает, как правило, короткую четырехстрочную строфу. При этом часто посреди строки появляется точка, а то и две, разделяющие назывные предложения («Двадцать первое. Ночь. Понедельник.»). Н.Гумилев назвал это качество «коротким дыханием». Ахматова не использует богатые многоступенчатые метафоры, ее язык прост, доведетн степени лаконизма. Она сокращает предложения, отказываясь часто от местоимений («Сжала руки под темной вуалью», «Если хочешь —уходи... »). Стихам Анны Андреевны чужда музыкальность, напевность, в них важна интонация, которую необходимо уловить, чтобы стихи обрели ритм. Часто эта интонация доверительного разговора с возлюбленным или читателем. Такие стихи невозможно декламировать, они проговариваются вполголоса: «Настоящую нежность не спутаешь // Ни с чем, и она тиха», «У меня есть улыбка одна: // Так, движенье чуть видное губ». Впечатление давно начатого разговора усиливается такой интонацией.

Чувства, сокрытые в глубине души, подчас так сильны, что голос срывается, переходя на шепот, или понижается до самых низких нот: «А на жизнь мою лучом нетленным // Грусть легла, и голос мой незвонок».

Характерное качество ахматовской поэтики — точность, конкретика, выраженная подчас в бытовых подробностях: «Я сошла с ума, о мальчик странный, // В среду, в три часа!» или «Хочешь знать, как все это было? // Три в столовой пробило». Акмеистическое внимание к деталям внешнего мира, к предметам обихода у Ахматовой связано с отражением внутреннего мира. Предметная деталь служит подспорьем в раскрытии психологии героев. Художественный мир поэта узнаваем, обыден и прост: «Протертый коврик под иконой», «в ремешках пенал и книги », « выцветший флаг над таможней», « журавль у ветхого колодца».

Психологическим приемом в стихах Ахматова является описание не переживаний, а действий, жестов, поступков. Гумилев сказал: «Она не объясняет, а показывает». Тончайшие наблюдения за человеком выражаются в точных, четких психологических деталях. «Я сбежала, перил не касаясь» — эта деталь стихотворении («Сжала руки под темной вуалью...») выдает крайнюю степень взволнованности героини, которая спешит догнать возлюбленного и чем-нибудь возместить собственную жестокость. Смятение и холод отчаяния, вызванное расставанием, передаются в стихотворении «Песня последней встречи» знаменитой фразой: «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки». Героиня перепутала перчатки, плохо понимая, что делает. Ей тяжело покидать дом возлюбленного: «Показалось, что много ступеней, // А я знала -их только три!» Так, не обращаясь к пространным описаниям внутренних переживаний, Ахматова создавала шедевры психологической и любовной лирики.

Краткость и сжатость ее стихов приводят к афористичности и эпиграмматичности языка. Ахматова создает емкие формулировки: «Сердце к сердцу не приковано, // Если хочешь -— уходи», «Столько просьб у любимой всегда! // У разлюбленной просьб не бывает», «Есть в близости людей заветная черта, // Ее не перейти влюбленности и страсти». С годами эти тенденции в стихах Ахматовой только усиливаются, в 1940-60-е годы она создает цикл четверостиший-афоризмов, например:

Любовь всех раньше станет смертным прахом,

Смирится гордость, и умолкнет лесть.

Отчаянье, приправленное страхом,

Почти что невозможно перенесть.

Исследователи творчества Ахматовой видели в нем драматическое начало, новеллу, психологический роман, даже кинематографические качества..

В трудные для страны времена поэт обращается к лирике, к проповеди, молитве и причитанию. Так, во время Первой мировой войны Ахматовой написаны стихи «Для того ль тебя носила» от имени матери, потерявшей сына, также написана и «Молитва», где женщина готова принести страшные жертвы («Отыми и ребенка и друга» // И таинственный песенный дар») для того«Чтобы туча над темной Россией // Стала облаком в славе лучей».

В ранних сборниках стихов Ахматовой перед читателем предстает, на первый взгляд, хрупкое, ранимое, обиженное, покинутое существо, кающаяся грешница, мечтающая об искуплении. Однако под маской смиренницы прячется натура сильная, страстная, со скрытым душевным огнем. К. И. Чуковский отметил в 1921 году: « Она первая обнаружила, быть нелюбимой поэтично». А Н. В. Недоброво писал о «гордом человеческом самочувствии» героини « Четок», а также отметил «лирическую душу скорее и жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую,чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную».

Кажется, что героиня Ахматовой максимально открыта читателю, сообщает ему о самом задушевном. Однако это только видимость: А.А.Ахматована создает образы-маски, образы-роли в своих стихах, они могут быть приближены к автору, а могут и представлять совершенно далекий от нее лирический субъект. Можно ли воспринимать буквально, например, такие строчки: «Муж хлестал меня узорчатым, //Вдвое сложенным ремнем»? У Ахматовой есть около десятка стихов, написанных от имени мужчины.

Она «проигрывала» роли страдалиц, простых женщин, грешниц и монашенок, сохраняя при этом дистанцию между читателем и поэтом. Ее героиня одержима чувством вины и собственной греховности именно потому, что жаждет чистоты, света («Я и плакала и каялась», «Все мы бражники здесь, блудницы|| // Как невесело вместе нам»). Во всем творчестве Ахматовой проявляется христианское мировоззрение, это и есть точка отсчета в восприятии мира и этических норм:

В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

Знаю: брата я не ненавидела

И сестры не предала.

Отчего же Бог меня наказывал

Каждый день и каждый час?

Или это ангел мне указывал

Свет, невидимый для нас?

Ахматова прекрасно понимала цену своего дара, героиня одного из стихотворений считает, что именно Муза отняла у нее «первый весенний подарок» — Обручальное кольцо. Иногда хочется быть просто счастливой женщиной: «Муза! Ты видишь, как счастливы все // Девушки, женщины, вдовы », но ей это не дано. Страшную цену платит поэт за свой дар: утрата родных, страдание близких. Гораздо позже Ахматова напишет:

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Еще один дар не позволяет ее героине и самой Ахматовой жить безмятежно—пророческий дар. Она уверена, что «гибель накликала милым»: «О, горе мне! Эти могилы // Предсказаны сиговом моим». И действительно, стихотворение «Не бывать тебе в живых» было написано, когда Гумилев был арестован, но еще не расстрелян.

Ахматова остро чувствовала боль и тревоги своего времени, ее судьба неразрывно связана с судьбой России, которую она не покинула в дни испытаний, хотя некий голос «звал утешно» оставить навсегда страдальческую родину. В годы репрессий она сделает невозможное: напишет об этом в поэме «Реквием». Образ матери, потерявшей сына, станет ключевым в поэме, возникнет художественная параллель с евангельским сюжетом Распятия:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

После войны, в 1945 году, Ахматова напишет стихотворение о Христе («Кого когда-то называли люди...»), где прозвучат строчки, в которых сама Анна Андреевна видела своеобразный итог творчества:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор — к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней — царственное Слово.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79050. Наука как познавательная деятельность 24.5 KB
  Особенности науки и ее взаимосвязи с другими способами познавательной деятельности и культуры находят свое выражение в 3х основных аспектах ее существования и функционирования. Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. Основными системообразующими факторами способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов неохваченных...
79052. Наука как особая сфера культуры 24 KB
  Не следует также забывать что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания искусство мораль философия религия а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда когда будут учитываться вопервых многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры вовторых раскрыты специфические особенности отличающие ее от других форм культуры способов познания и социальных институтов....
79053. Вклад позитивизма в становление философии науки 30 KB
  Вклад позитивизма в становление философии науки. Огюст Конт 1798 1857 родоначальника позитивизма позитивной философии в тех аспектах которые были связаны с высокой оценкой научности как важнейшего качества знания. Понятие ldquo;позитивизмrdquo; обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций т. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма идеализма спиритуализма и обращается в тоже время к материализму.
79054. Проблема «опыта» и истины в философии науки нач. 20 в. (Э. Мах, Авинариус, А. Пуанкаре) 34.5 KB
  Проблема опыта и истины в философии науки нач. Эмпириокритицизм философская система чистого опыта критический эмпиризм который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире. Нейтральный элемент опыта одновременное включение духовного и материального начала. Авенариусом буквально означает критику опыта.
79055. Вклад неопозитивизма в развитии логики и методологии науки 37 KB
  Вклад неопозитивизма в развитии логики и методологии науки. Логика науки – применение идей методов и аппарата логики в анализе научного познания. Развитие логики всегда было тесно связано с практикой теоретического мышления и прежде всего с развитием науки. Методология науки в традиционном понимании это учение о методах и процедурах научной деятельности а также раздел общей теории познания в особенности теории научного познания эпистемологии и философии науки.
79056. Концепция философии науки Т. Куна 25.5 KB
  Концепция философии науки Т. Важнейшей характеристикой знания является его динамика его рост изменение развитие В современной западной философии проблема роста развития знания является центральной в философии науки. переход к новому периоду нормальной науки . Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми.
79057. Концепция философии науки К. Поппера 28.5 KB
  Карл Поппер предложил в 1967 году различать следующие три мира: во-первых мир физических объектов или физических состояний; во-вторых мир состояний сознания мыслительных ментальных состояний в-третьих мир объективного содержания мышления мир научных идей проблем поэтических мыслей и произведений искусства. Этот третий мир вполне объективен и осязаем. Это мир книг библиотек географических карт мир произведений живописи. Концепция Поппера подчёркивает своеобразие и загадочность знания как объекта исследования: для того чтобы...
79058. Развитие философии науки постпозитивизмом (И.Локатос, П. Фейерабенд, М. Полани) 38.5 KB
  В 60-70 годы 20 века в зап. философии науки развивается течение постпозитивизма. Постпозитивисты (Поппер, Мун, Лакатос, Фейрабенб, Полани) подвергли критике позитивистский идеал факта, введя в анализ науки историческое