81735

Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А. Ахматовой (на примере 3 – 4 стихотворений)

Доклад

Литература и библиотековедение

Ахматовой на примере 3 – 4 стихотворений Я научила женщин говорить так пишет А. Уже в ранних сборниках сформировались основные принципы лирики Ахматовой: сдержанность недосказанность внутреннее эмоциональное напряжение и скрытая страстность сжатость и сила афористичность и краткость психологическая достоверность в передаче чувств и взаимоотношений. Акмеистическое внимание к деталям внешнего мира к предметам обихода у Ахматовой связано с отражением внутреннего мира. С годами эти тенденции в стихах Ахматовой только усиливаются в...

Русский

2015-02-21

37.04 KB

3 чел.

Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А. Ахматовой (на примере 3 – 4 стихотворений)

« Я научила женщин говорить», - так пишет А.Ахматова в 1958 году, осознавая, какое значение имела ее лирика в контексте эпохи. Однако не только женственность была присуща ее поэзии, но ит мужество и другие общечеловеческие аспекты.

Уже в ранних сборниках сформировались основные принципы лирики Ахматовой: сдержанность, недосказанность, внутреннее эмоциональное напряжение и скрытая страстность, сжатость и сила, афористичность и краткость, психологическая достоверность в передаче чувств и взаимоотношений. Она избирает, как правило, короткую четырехстрочную строфу. При этом часто посреди строки появляется точка, а то и две, разделяющие назывные предложения («Двадцать первое. Ночь. Понедельник.»). Н.Гумилев назвал это качество «коротким дыханием». Ахматова не использует богатые многоступенчатые метафоры, ее язык прост, доведетн степени лаконизма. Она сокращает предложения, отказываясь часто от местоимений («Сжала руки под темной вуалью», «Если хочешь —уходи... »). Стихам Анны Андреевны чужда музыкальность, напевность, в них важна интонация, которую необходимо уловить, чтобы стихи обрели ритм. Часто эта интонация доверительного разговора с возлюбленным или читателем. Такие стихи невозможно декламировать, они проговариваются вполголоса: «Настоящую нежность не спутаешь // Ни с чем, и она тиха», «У меня есть улыбка одна: // Так, движенье чуть видное губ». Впечатление давно начатого разговора усиливается такой интонацией.

Чувства, сокрытые в глубине души, подчас так сильны, что голос срывается, переходя на шепот, или понижается до самых низких нот: «А на жизнь мою лучом нетленным // Грусть легла, и голос мой незвонок».

Характерное качество ахматовской поэтики — точность, конкретика, выраженная подчас в бытовых подробностях: «Я сошла с ума, о мальчик странный, // В среду, в три часа!» или «Хочешь знать, как все это было? // Три в столовой пробило». Акмеистическое внимание к деталям внешнего мира, к предметам обихода у Ахматовой связано с отражением внутреннего мира. Предметная деталь служит подспорьем в раскрытии психологии героев. Художественный мир поэта узнаваем, обыден и прост: «Протертый коврик под иконой», «в ремешках пенал и книги », « выцветший флаг над таможней», « журавль у ветхого колодца».

Психологическим приемом в стихах Ахматова является описание не переживаний, а действий, жестов, поступков. Гумилев сказал: «Она не объясняет, а показывает». Тончайшие наблюдения за человеком выражаются в точных, четких психологических деталях. «Я сбежала, перил не касаясь» — эта деталь стихотворении («Сжала руки под темной вуалью...») выдает крайнюю степень взволнованности героини, которая спешит догнать возлюбленного и чем-нибудь возместить собственную жестокость. Смятение и холод отчаяния, вызванное расставанием, передаются в стихотворении «Песня последней встречи» знаменитой фразой: «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки». Героиня перепутала перчатки, плохо понимая, что делает. Ей тяжело покидать дом возлюбленного: «Показалось, что много ступеней, // А я знала -их только три!» Так, не обращаясь к пространным описаниям внутренних переживаний, Ахматова создавала шедевры психологической и любовной лирики.

Краткость и сжатость ее стихов приводят к афористичности и эпиграмматичности языка. Ахматова создает емкие формулировки: «Сердце к сердцу не приковано, // Если хочешь -— уходи», «Столько просьб у любимой всегда! // У разлюбленной просьб не бывает», «Есть в близости людей заветная черта, // Ее не перейти влюбленности и страсти». С годами эти тенденции в стихах Ахматовой только усиливаются, в 1940-60-е годы она создает цикл четверостиший-афоризмов, например:

Любовь всех раньше станет смертным прахом,

Смирится гордость, и умолкнет лесть.

Отчаянье, приправленное страхом,

Почти что невозможно перенесть.

Исследователи творчества Ахматовой видели в нем драматическое начало, новеллу, психологический роман, даже кинематографические качества..

В трудные для страны времена поэт обращается к лирике, к проповеди, молитве и причитанию. Так, во время Первой мировой войны Ахматовой написаны стихи «Для того ль тебя носила» от имени матери, потерявшей сына, также написана и «Молитва», где женщина готова принести страшные жертвы («Отыми и ребенка и друга» // И таинственный песенный дар») для того«Чтобы туча над темной Россией // Стала облаком в славе лучей».

В ранних сборниках стихов Ахматовой перед читателем предстает, на первый взгляд, хрупкое, ранимое, обиженное, покинутое существо, кающаяся грешница, мечтающая об искуплении. Однако под маской смиренницы прячется натура сильная, страстная, со скрытым душевным огнем. К. И. Чуковский отметил в 1921 году: « Она первая обнаружила, быть нелюбимой поэтично». А Н. В. Недоброво писал о «гордом человеческом самочувствии» героини « Четок», а также отметил «лирическую душу скорее и жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую,чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную».

Кажется, что героиня Ахматовой максимально открыта читателю, сообщает ему о самом задушевном. Однако это только видимость: А.А.Ахматована создает образы-маски, образы-роли в своих стихах, они могут быть приближены к автору, а могут и представлять совершенно далекий от нее лирический субъект. Можно ли воспринимать буквально, например, такие строчки: «Муж хлестал меня узорчатым, //Вдвое сложенным ремнем»? У Ахматовой есть около десятка стихов, написанных от имени мужчины.

Она «проигрывала» роли страдалиц, простых женщин, грешниц и монашенок, сохраняя при этом дистанцию между читателем и поэтом. Ее героиня одержима чувством вины и собственной греховности именно потому, что жаждет чистоты, света («Я и плакала и каялась», «Все мы бражники здесь, блудницы|| // Как невесело вместе нам»). Во всем творчестве Ахматовой проявляется христианское мировоззрение, это и есть точка отсчета в восприятии мира и этических норм:

В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

Знаю: брата я не ненавидела

И сестры не предала.

Отчего же Бог меня наказывал

Каждый день и каждый час?

Или это ангел мне указывал

Свет, невидимый для нас?

Ахматова прекрасно понимала цену своего дара, героиня одного из стихотворений считает, что именно Муза отняла у нее «первый весенний подарок» — Обручальное кольцо. Иногда хочется быть просто счастливой женщиной: «Муза! Ты видишь, как счастливы все // Девушки, женщины, вдовы », но ей это не дано. Страшную цену платит поэт за свой дар: утрата родных, страдание близких. Гораздо позже Ахматова напишет:

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Еще один дар не позволяет ее героине и самой Ахматовой жить безмятежно—пророческий дар. Она уверена, что «гибель накликала милым»: «О, горе мне! Эти могилы // Предсказаны сиговом моим». И действительно, стихотворение «Не бывать тебе в живых» было написано, когда Гумилев был арестован, но еще не расстрелян.

Ахматова остро чувствовала боль и тревоги своего времени, ее судьба неразрывно связана с судьбой России, которую она не покинула в дни испытаний, хотя некий голос «звал утешно» оставить навсегда страдальческую родину. В годы репрессий она сделает невозможное: напишет об этом в поэме «Реквием». Образ матери, потерявшей сына, станет ключевым в поэме, возникнет художественная параллель с евангельским сюжетом Распятия:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

После войны, в 1945 году, Ахматова напишет стихотворение о Христе («Кого когда-то называли люди...»), где прозвучат строчки, в которых сама Анна Андреевна видела своеобразный итог творчества:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор — к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней — царственное Слово.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69644. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ВНУТРИГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 190 KB
  Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих социально-психологических факторов, а, прежде всего, от таких как взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, гендерные отличия.
69645. Исследование малой рекламы как продвижение ресторанных услуг калининграда 784 KB
  Изучить теоретический материал по специальным дисциплинам: маркетингу и рекламной деятельности ресторана, сервисному обслуживанию ресторана, обобщить теоретический материал, ознакомиться с деятельностью рекламных агентств полного цикла, исследовать рекламную деятельность предприятий общественного питания...
69646. Творчий проект: Таця 7.59 MB
  Перші підноси були величезними - розміром зі стіл, називалися «скатертними» і призначалися для багатьох страв. Потім їх розміри поступово зменшилися. Якщо ж шлях від кухні до їдальні порівняно довгий, необхідно використати підноси з прорізами або ручками.
69647. Виготовлення настінного календаря 576 KB
  Розробка технічного завдання Призначення виробу. Настінний календар призначений для повсякденного використання в побуті та на робочих місцях. Основними вимогами повинні бути практичність та естетичний вигляд.
69648. ОБРЯДОВИЙ РУШНИК 342 KB
  Експлуатаційні показники застосування виробу виду роботи на практиці виходячи призначення виробу цей рушник використовується при обряді хрещення а також функція оберегу. Вплив виробу на якість і ефективність реалізації ним експлуатаційних показників рушник є оберегом для дитини...
69649. Виготовлення іграшкової машинки 1.4 MB
  Розробка технічного завдання Призначення виробу. Цей виріб призначено для дітей віком від 6 до 10 років, Вимоги до матеріалів. Матеріали повинні бути екологічно чисті та нешкідливі для дітей. Ще Машинку треба зробити так щоб дитина ненароком не проковтнула яку не будь деталь...
69650. Розробка творчого проекту на виготовлення декоративної тарелі 5.49 MB
  Призначення проектованого виробу: У наш час декоративні тарелі можна використовувати як посуд для святкового столу що слугує для подання печива цукерок солодощів горіхів різноманітних фруктів а також для підношення на весіллі чарок з напоями медом вином хлібасолі тощо.