81736

Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

является проблема человеческого счастья проблема поисков смысла жизни. В жизни обоих можно выделить несколько этапов на которых меняется их мировоззрение в душе происходит определенный перелом. Он понял что в жизни есть нечто более важное чем слава. Медленно возвращается он к жизни к людям.

Русский

2015-02-21

33.66 KB

1 чел.

Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Одним из важнейших свойств человека Л. Н. Толстой считал способность к внутреннему изменению, его стремление к самосовершенствованию, нравственный поиск. Т. интересно, какой путь душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении понять самого себя. Одной из главных проблем, которую ставит в романе «В. и м.» Т., является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои – Андрей Болконский и Пьер Безухов – натуры ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. В жизни обоих можно выделить несколько этапов, на которых меняется их мировоззрение, в душе происходит определенный перелом.

С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя скука и усталость. «Эта жизнь не по мне», - говорит он Пьеру. Стремясь к полезной деятельности, кн. А. едет в армию, мечтая о своей славе. Но романтические представления о чести и славе развеялись на Аустерлицком поле. Тяжело раненный, кн. А. видит над собой высокое небо, и все, о чем он мечтал прежде, представляется ему «пустым», «обманом». Он понял, что в жизни есть нечто более важное, чем слава. Встретившись со своим кумиром Наполеоном, Б. разочаровывается и в нем: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимившие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его…» Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, А. приходит к выводу, что жить для себя и близких – это единственное, что ему остается. Но деятельная натура Б. не может довольствоваться лишь семейным кругом. Медленно возвращается он к жизни, к людям. Из этого душевного состояния помогают ему выйти Пьер и Наташа. «Надо жить, надо любить, надо верить», - эти слова Пьера заставляют кн. А. увидеть мир по-новому, с новыми его красками, с пробуждающейся весной. К нему возвращается желание деятельности и славы. Он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского. Но вскоре последовало разочарование, т. к. кн. А. понял, что эта работа далека от насущных интересов народа.

Он снова близок к духовному кризису, от которого его спасает любовь к Н. Ростовой. Разрыв с Н. становится трагедией для него: «Как будто бесконечный свод неба, стоявший над ним, превратился в низкий, давивший его свод, в котором… не было ничего вечного и таинственного» Отечественная война 1812 г. резко изменила жизненный путь героя. Она застала кн. А. в смятении, в мыслях о нанесенной ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбудило в нем желание бороться, быть вместе с народом. Он возвращается в армию и принимает участие в Бородинском сражении. Здесь он осознает себя частицей народа, и от него, как от многих солдат, зависит судьба России. Путь совершенствования А. Б. проходит через кровь, смерть и страдания людей на войне. Физическая боль после ранения и душевная боль при виде страдающих людей приводят кн. А. к пониманию истины о необходимости любви к ближнему, к всепрощению человеческих грехов, тем самым приближая его к духовному совершенству. Кн. А. знает, что ему осталось пройти последний путь, но он уже не боится смерти, т. к. сумел превозмочь душевные страдания, а физические его уже не страшат.

Он прощает Анатоля Курагина. Он ясно понимает всю глубину души Наташи, прощает ей все и говорит: «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде» Вона для А. послужила тем испытанием, которое необходимо для нравственного самоочищения человека на пути познания истины.

Пьеру Безухову, как и А. Б., свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. По молодости и под влиянием окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на красавице Элен. Нравственное потрясение, испытанное П. в столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести. Ему становится ненавистна ложь светского общества, он часто задумывается над вопросом о смысле жизни человека. Это приводит его к масонству, которое он понял как учение о равенстве, братстве и любви. Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян. Здесь П. впервые соприкасается с народной средой, но довольно поверхностно. Однако вскоре П. убеждается в бесплодности масонского движения и отходит от него.

Нравственная истина не только открывается П., но и становится основой его «новой жизни». На каждом этапе своего духовного развития герой мучительно решает философские вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?»

Война 1812 г. пробуждает в П. патриотические чувства, и он на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы» Важным этапом на пути исканий П. является посещение им Бородинского поля в момент сражения. Здесь он понимает, что историю творит не личность, а народ. Вид оживленных и потных «мужиков подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты»

Встреча с Платоном Каратаевым, бывшим крестьянином, солдатом, в плену делает П. еще ближе к народу. От Каратаева П. набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился» Жизненный путь П. Б. типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно такие люди приходили в стан декабристов.

У каждого из этих героев своя судьба, свой трудный путь к познанию смысла жизни, к познанию истины. Но оба героя приходят к одной и той же истине: «Надо жить, надо любить, надо верить»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81740. Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» 31.29 KB
  В романе мы открываем Петербург мрачный, давящий на душу. Город, где во дворы-колодцы никогда не заглядывает солнце. Это Петербург бедных людей, которых заставляет вечно дрожать нужда и пронизывающий ветер с моря. Это город Достоевского.
81741. Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы 32.51 KB
  А Пушкин Евгений Онегин Письмо Татьяны Онегину Третья глава Онегин сталкивается с внутренней природной стихией человеческого сердца любовью. и первый поступок ее любви письмо составляют центр главы. еще подняться не может даже тогда когда получает письмо влюбленной Т. решила написать письмо О.
81742. Лирика М.Цветаевой. Основные темы, идеи, художественное мастерство. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 38.65 KB
  В своем первом альбоме юная Цветаева отличалась тем-что ничего не выдумывала и никому не подражала. Но как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно. Зимой 1915-1916 годов Цветаева жилав Петербурге после возвращения домой она стала писать по-иному чем прежде и в этом была некоторая закономерность. Обделенная в детстве сказкой не имевшая няни Цветаева жадно наверстывала упущенное.
81743. Личность и история в романе Л. Н. Толстого « Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа 30.19 KB
  Он утверждал что существуют история наука и история искусство и что они имеют свои четко различающиеся задачи. История-наука как полагал Т уделяет главное внимание частностям подробностям событий и ограничивается их внешним описанием в то время как история-искусство схватывает общий ход событий проникая в глубины их внутреннего смысла.
81744. Образ Петербурга в произведениях отечественной классики 19 века 32.16 KB
  Со времени образования Петром I Петербурга в 1703 году этому городу стали посвящаться многие произведения классиков русской литературы таких как Радищев но наиболее полно образ этого города был раскрыт в творчестве двух великих писателей: Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя. Петербург в произведениях Пушкина это прежде всего торжественный парадный город олицетворение государства его силы и могущества. Восхищение городом перед которым померкла старая Москва звучит в каждой строчке вступления поэмы. Например в...
81745. Духовный облик любимых героев Л. Толстого в романе «Война и мир». Разнообразие средств психологической обрисовки героев в произведении 31.93 KB
  Выражая мнение народное писатель страстно осуждает несправедливые захватнические войны и славит героев священной освободительной войны ведя которую народ отстаивает национальную независимость своей родины. Отвергая трактовку Отечественной войны 1812 г как войны Наполеона 1 и Александра I Т. Эти утверждения о некоем фатальном законе определяющем судьбы отдельных людей и народов автор в сущности сводит на нет показывая как дубина народной войны действовавшая с простотой и целесообразностью привела к победе над наполеоновским...
81746. Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы 33.67 KB
  Своеобразие композиции поэмы. Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Это четвертый пласт поэмы героиня выступает здесь как новая богородица. Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г.
81747. Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы 32.54 KB
  Макар Чудра упрекает людей за их рабскую психологию. Суть наказания отторжение от людей. Но не только боль за несчастных темных людей превратила обычного человека в подвижника. Смысл деяний Данко установление нового порядка новых законов бытия среди людей.
81748. Автор и главный герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Роль фольклорных мотивов в поэме 41.54 KB
  Твардовского Василий Теркин. Вместе с тем Твардовский следовал своему намерению побольше самого себя в поэме: лирическое начало в Теркине расширилось по сравнению со Страной Муравией стало многогранным обогатило эпические традиции которые попрежнему сильно ощутимы в поэме но проявляются иначе чем прежде. Достоверность картин жизни поэт подчеркнул и тем что назвал Василия Теркина не поэмой или эпопеей а книгой про бойца. Кроме массы бойцов плотно населяющих поэму обрисованных лаконично но остро выразительно в Василии...