81737

Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль евангельских мотивов и образов в романе

Доклад

Литература и библиотековедение

Все идущие оттуда идеи будь то буржуазный утилитаризм Лужина коммунистическое общежитие Лебезятникова наполеонизм Раскольникова носят разрушительный нигилистический характер. диспуты Раскольникова с Разумихиным и Порфирием сколько опровергает его постулаты на практике. Кроткая и жертвенная Соня живущая по евангельским заповедям подвигает Раскольникова на путь покаяния отказа от теории воссоединения с людьми и жизнью.

Русский

2015-02-21

33.02 KB

2 чел.

Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль евангельских мотивов и образов в романе.

Для поправки здоровья осенью 1865 г писатель уезжает за границу и там, в курортном немецком городке Висбадене, начинает работу над романом «Преступление и наказание» (1866), в котором отразился весь сложный и противоречивый путь его внутренних исканий. В центре нового произведения — преступление, идеологическое убийство: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» — убить и обобрать старуху-ростовщицу, скверную «вошь», заедающую чужой век. На ее деньги Раскольников мечтает сотворить тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру. Но это не единственная причина преступления герой, находящийся в плену «теории» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам. «Право имеющие» избранники, «человекобоги» могут позволить себе переступить моральные нормы, писанные для «низшего» большинства. Так среди «недоконченных» идей западного происхождения оказываются рядом, по Д., мысль о революционном насилии ради социальной справедливости («кровь по совести») и гордая «идея Наполеона». Их объединяет отчужденность от «живой жизни», питающейся от русских национальных, «ис тинно христианских» корней, ибо Европа, считает писатель, забыла подлинного Христа и вследствие этого оторвалась от источников бытия. Все идущие оттуда идеи (будь то буржуазный утилитаризм Лужина, «коммунистическое» общежитие Лебезятникова, «наполеонизм» Раскольникова) носят разрушительный, нигилистический характер. Противостоит нигилизму в романе «почвенничество»— органическое мировоззрение, естественно вырастающее из «братской» натуры русского человека. Однако «живая жизнь» сталкивается с нигилизмом не столько в теоретическом споре (напр., диспуты Раскольникова с Разумихиным и Порфирием), сколько опровергает его постулаты на практике. После совершения преступления «неразрешимые вопросы восстают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце, и он— кончает тем, что принужден сам на себя донести, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям. Закон правды и человеческая природа взяли свое». Соня Мармеладова и Свидригайлов воплощают полюса возможного развития личности центрального героя. Кроткая и жертвенная Соня, живущая по евангельским заповедям, подвигает Раскольникова на путь покаяния, отказа от «теории», воссоединения с людьми и жизнью. Напротив, убийца и циник Свидригайлов притягивает его как тоже «переступивший» и при этом способный преуспевать и наслаждаться существованием. Самоубийство Свидригайлова — доказательство неизбежной гибельности аморализма — и стало для Раскольникова последним толчком к признанию.

Трагедия Родиона разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорбленных», населяющих большой капиталистический город Петербург. Антибуржуазный пафос романа проявился и в сочувственном описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольникевых), и в резком осуждении крупных и более мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и др ), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

«теория» не имеет ничего общего с революционно-демократическими идеями. В итоге весь «антинигилистический» пафос романа сводится на нет. Напротив, Страхов видит главный смысл произведения в отражении идей демократической молодежи 60 гг. Основное достоинство романа в том, что автор исследовал глубинные истоки нигилизма как трагического явления, как искажения души, сопровождаемого жестоким страданием.

«Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Д.. Здесь он впервые выступает как создатель принципиально нового типа романа в мировой Целью Д. было проследить «психологический процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначилось своеобразие психологизма писателя, которое определяется прежде всего двойственностью духовно-нравственного ядра героя-«человекобога», столкновением в нем «неподвижных идей» и «несовместимых» чувств Д. чужда текучая «диалектика души», построенная на полутонах. Психологический рисунок зависит не от внешних воздействий «среды», а от внутренних толчков прорывающихся в сферу души раз направленных духовных импульсов. Наиболее значительные критические отзывы о «Преступлении и наказании»— статьи Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867—1868) и Страхова «Наша изящная словесность» (1867). Писарев настаивает на том, что преступление Раскольникова — прямое следствие безвыходной нищеты, в которую повергают героя общественные условия; его литературе, который Бахтин назвал полифоническим (многоголосым). Ученый подчеркивал относительную свободу, самостоятельность и назавершенность героя и его «слова», которое может до конца развить свою внутреннюю логику, в условиях полифонического замысла: «...не множество характеров и судеб в едином объективном мире..., но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь» .

В октябре 1866 г. работа над «Преступлением и наказанием» была временно прервана из-за необходимости выполнить условия кабального договора с книгоиздателем Стелловским. С помощью стенографистки Д. удалось менее чем за месяц написать требуемый роман «Игрок», в котором центральной стала актуальная для писателя проблема России и Европы.

Начиная с «Преступления и наказания» писатель щедро использует в своих романах газетную уголовную хронику, вовлекая в сюжет поразившие его события реальной жизни: напр., некоторые обстоятельства дела убийцы Герасима Чистова; судьбы французского авантюриста Ласенера и мн. др.— в основе фабулы «Преступления и наказания»; В «Преступлении и наказании» человек-«универс» был показан в основном на отрицательном полюсе своей «широкости


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82066. ДЕНЬ НАРОДЖЕННЯ У. ШЕКСПІРА 68.5 KB
  Великим святом в Англії вважається 23 квітня день народження Уільяма Шекспіра.Ім’я Уільяма Шекспіра знайоме і дорослим і школярам усього світу. Так хто ж такий Уільям Шекспір Шекспіродне з тих чудес світу яким не перестаєш дивуватися: історія рухається гігантськими кроками змінюється образ планети...
82067. Внеклассное мероприятие по литературе игра «О, счастливчик!» 327 KB
  Что это за сказка героиней которой является домашняя птица КурочкаРяба. Как называется русская сказка написанная в XIX веке по мотивам сказки братьев Гримм Госпожа Метелица и кто её автор В. Сказка Ш. Какому датскому писателю принадлежит автобиография Сказка моей жизни Г.
82068. Виховна година: Умій сказати, умій і змовчати 213 KB
  Виходить мовчання необхідно для того щоб почути свою совість. Але в деяких випадках мовчання ускладнює ситуацію. Якщо події вчинки слова людини людей суперечать твоїм переконанням навіщо мовчати Навіщо мовчати якщо є що сказати Тож давайте поговоримо про мовчання. Про мовчання й уміння говорити у Біблії...
82069. ОБЕРИ ЖИТТЯ 330 KB
  Рецепти та традиції що склали основу козацької медицини були обумовлені світоглядом і способом життя козаків. Наші предкизапорожці були невтомливими воїнами: життя козака проходило у воєнних походах і відчайдушних битвах з недругами. Ми навіть не знаємо що за вікном ті самі пігулки ліки мікстури...
82070. Школа: від витоків до сьогодення 444.5 KB
  Але хто сьогодні пояснить сенс тієї важкої кривавої виснажливої війни що тривала цілих десять років забрала десятки тисяч життів й покалічила ще більше душ Навіщо лідерам Країни Рад знадобилося провести ціле покоління крізь справжнє пекло На екран статистика Афганська війна принесла...
82071. Бабий Яр 101.5 KB
  Одновременно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о намерении провести перепись и переселение евреев. Большинство из пришедших составляли женщины дети и старики взрослое мужское население было призвано в армию кроме евреев были представители других национальностей из...
82072. Морський бій 585.5 KB
  Ви будете не просто стріляти по квадратах і намагатися потопити кораблі суперників а будете відповідати на запитання з інформатики та математики і за правильну відповідь отримувати бали. Зробивши постріл команда повинна відповісти на запитання з відповідного предмета що криється в цьому квадраті.
82073. Прощавай Букварику! 83 KB
  На стінах розвішені плакати Спасибі Букварику Ласкаво просимо на свято Букваря Вчитель Сьогодні свято це для вас Лунає музика для вас В садках бузок зацвів для вас І сонця промінь теж для вас Мої малята дружний клас Ми всі чекаємо на вас. Буквар взяли ми в перший раз Як зайшли у перший клас.
82074. Дзвони Чорнобиля 38 KB
  Осмислити та усвідомити масштаби трагічних подій, розбудити почуття відповідальності перед наступним поколінням, виховувати глибоку повагу до людей, які віддали своє життя в ім’я майбутнього життя людства, розвивати почуття гордості за свій народ, прищеплювати любов до рідного краю.