81737

Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль евангельских мотивов и образов в романе

Доклад

Литература и библиотековедение

Все идущие оттуда идеи будь то буржуазный утилитаризм Лужина коммунистическое общежитие Лебезятникова наполеонизм Раскольникова носят разрушительный нигилистический характер. диспуты Раскольникова с Разумихиным и Порфирием сколько опровергает его постулаты на практике. Кроткая и жертвенная Соня живущая по евангельским заповедям подвигает Раскольникова на путь покаяния отказа от теории воссоединения с людьми и жизнью.

Русский

2015-02-21

33.02 KB

2 чел.

Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль евангельских мотивов и образов в романе.

Для поправки здоровья осенью 1865 г писатель уезжает за границу и там, в курортном немецком городке Висбадене, начинает работу над романом «Преступление и наказание» (1866), в котором отразился весь сложный и противоречивый путь его внутренних исканий. В центре нового произведения — преступление, идеологическое убийство: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» — убить и обобрать старуху-ростовщицу, скверную «вошь», заедающую чужой век. На ее деньги Раскольников мечтает сотворить тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру. Но это не единственная причина преступления герой, находящийся в плену «теории» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам. «Право имеющие» избранники, «человекобоги» могут позволить себе переступить моральные нормы, писанные для «низшего» большинства. Так среди «недоконченных» идей западного происхождения оказываются рядом, по Д., мысль о революционном насилии ради социальной справедливости («кровь по совести») и гордая «идея Наполеона». Их объединяет отчужденность от «живой жизни», питающейся от русских национальных, «ис тинно христианских» корней, ибо Европа, считает писатель, забыла подлинного Христа и вследствие этого оторвалась от источников бытия. Все идущие оттуда идеи (будь то буржуазный утилитаризм Лужина, «коммунистическое» общежитие Лебезятникова, «наполеонизм» Раскольникова) носят разрушительный, нигилистический характер. Противостоит нигилизму в романе «почвенничество»— органическое мировоззрение, естественно вырастающее из «братской» натуры русского человека. Однако «живая жизнь» сталкивается с нигилизмом не столько в теоретическом споре (напр., диспуты Раскольникова с Разумихиным и Порфирием), сколько опровергает его постулаты на практике. После совершения преступления «неразрешимые вопросы восстают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце, и он— кончает тем, что принужден сам на себя донести, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям. Закон правды и человеческая природа взяли свое». Соня Мармеладова и Свидригайлов воплощают полюса возможного развития личности центрального героя. Кроткая и жертвенная Соня, живущая по евангельским заповедям, подвигает Раскольникова на путь покаяния, отказа от «теории», воссоединения с людьми и жизнью. Напротив, убийца и циник Свидригайлов притягивает его как тоже «переступивший» и при этом способный преуспевать и наслаждаться существованием. Самоубийство Свидригайлова — доказательство неизбежной гибельности аморализма — и стало для Раскольникова последним толчком к признанию.

Трагедия Родиона разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорбленных», населяющих большой капиталистический город Петербург. Антибуржуазный пафос романа проявился и в сочувственном описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольникевых), и в резком осуждении крупных и более мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и др ), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

«теория» не имеет ничего общего с революционно-демократическими идеями. В итоге весь «антинигилистический» пафос романа сводится на нет. Напротив, Страхов видит главный смысл произведения в отражении идей демократической молодежи 60 гг. Основное достоинство романа в том, что автор исследовал глубинные истоки нигилизма как трагического явления, как искажения души, сопровождаемого жестоким страданием.

«Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Д.. Здесь он впервые выступает как создатель принципиально нового типа романа в мировой Целью Д. было проследить «психологический процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначилось своеобразие психологизма писателя, которое определяется прежде всего двойственностью духовно-нравственного ядра героя-«человекобога», столкновением в нем «неподвижных идей» и «несовместимых» чувств Д. чужда текучая «диалектика души», построенная на полутонах. Психологический рисунок зависит не от внешних воздействий «среды», а от внутренних толчков прорывающихся в сферу души раз направленных духовных импульсов. Наиболее значительные критические отзывы о «Преступлении и наказании»— статьи Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867—1868) и Страхова «Наша изящная словесность» (1867). Писарев настаивает на том, что преступление Раскольникова — прямое следствие безвыходной нищеты, в которую повергают героя общественные условия; его литературе, который Бахтин назвал полифоническим (многоголосым). Ученый подчеркивал относительную свободу, самостоятельность и назавершенность героя и его «слова», которое может до конца развить свою внутреннюю логику, в условиях полифонического замысла: «...не множество характеров и судеб в едином объективном мире..., но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь» .

В октябре 1866 г. работа над «Преступлением и наказанием» была временно прервана из-за необходимости выполнить условия кабального договора с книгоиздателем Стелловским. С помощью стенографистки Д. удалось менее чем за месяц написать требуемый роман «Игрок», в котором центральной стала актуальная для писателя проблема России и Европы.

Начиная с «Преступления и наказания» писатель щедро использует в своих романах газетную уголовную хронику, вовлекая в сюжет поразившие его события реальной жизни: напр., некоторые обстоятельства дела убийцы Герасима Чистова; судьбы французского авантюриста Ласенера и мн. др.— в основе фабулы «Преступления и наказания»; В «Преступлении и наказании» человек-«универс» был показан в основном на отрицательном полюсе своей «широкости


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51913. Социальная политика государства 42.5 KB
  Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике. Доходы – это сумма денежных средств получаемая за определённый промежуток времени и предназначаемая для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. Законные доходы – доходы получаемые от деятельности не противоречащей существующим юридическим законам.