81738

Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины хх века

Доклад

Литература и библиотековедение

Поэт ведет разговор с читателем и слушателем как бы один на один с глазу на глаз с абсолютной индивидуальной доверительностью. Окуджава снискал себе известность как поэт города. Изменения которые происходили в стране и порой далеко не в лучшую сторону не могли не сказаться на характере творчества поэта.

Русский

2015-02-21

41.92 KB

1 чел.

Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины хх в.

ТВОРЧЕСТВО Б. Ш. ОКУДЖАВЫ (1924 — 1997)

Булат Шалвович Окуджава является по существу основоположником движения, которое получило наименование «авторская песня (кроме него в этом жанре творили Н. Матвеева, А. Галич, Ю. В. Высоцкий и др.) Поэт ведет разговор с читателем и слушателем как бы один на один, с глазу на глаз, с абсолютной индивидуальной доверительностью. Его стихи предназначены для одного человека, чтобы стать достоянием каждого.

Участник войны, добровольно ушедший на фронт и вернувшийся с ранением, в полной мере осознав масштабы свершившихся событий Б. Окуджава нашел свой ключ для выражения любви к Родине. Для него это в первую очередь Арбат.

Окуджава снискал себе известность как поэт города. Однако город его — это не только Москва, но и Париж, Варшава, Лондон, акварельные образы которых встают со страниц книги; город не подавляет человека. Как тут не вспомнить хотя бы троллейбус, последний, случайный, который снимает боль, «что скворчонком стучала в виске»?

Стихи Булата Окуджавы как будто просты и непритязательны. Но про него, пожалуй, не скажешь словами Б. Пастернака: «в конце нельзя не впасть, как в ересь, в неслыханную простоту». Кажется, Б. Окуджава и начал прямо «с конца», с этой «ереси» и продолжал ей быть верным до последнего.

Лучшие песни Б. Окуджавы, которые, как говорится, у всех на слуху «До свиданья, мальчики», «Ты течешь, как река, странное название...», 153олночный троллейбус», «Дежурный по апрелю», «Не бродяги, не пропойцы...» и др.

А стихотворение «Король» (1957) по своему содержанию и стилевой интонации можно отнести к воистину знаковым. Это история про обычного паренька с одного из столь любимых Окуджавой арбатских двориков Леньку Королева, который был неоспоримым авторитетом для сверстников. В кризисную минуту он без раздумий ушел на фронт, чтобы не вернуться.

Но куда бы я ни шел, пусть какая ни забота

(по делам или так, погулять)

все мне чудится, что вот за ближайшим поворотом

Короля повстречаю опять.

Потому что на войне, хоть и правда стреляют,

не для Леньки сырая земля.

Потому что (виноват), но я Москвы не представляю

без такого как он, короля.

Автор может представить любимую столицу без кого угодно: без какой-нибудь знаменитости, без титулованного градоначальника, может быть, даже без Юрия Долгорукого. Но человек, которого издавна было принято называть «маленьким», в своей непоказной готовности к подвигу и самопожертвованию (надел кепочку набекрень и пошел на войну) — главная ценность жизни, залог ее необоримости.

Говоря о Леньке, невольно забывают о другом герое песни (Б. Окуджава чаще употреблял даже слово «песенка») — о повествователе. Произведения как феномена высокого искусства не было бы, если б не лексические находки, передающие состояние души лирического рассказчика, со скрытой демонстративностью включающего героику в быт («по делам или так, погулять»). Это «так» дорого стоит!

Рассказчик даже словно бы чувствует свою вину за то, что «король был один (уж извините), королевой не успел обзавестись». (Как тут не вспомнить пронзительное в своей исповедальности стихотворение А. Твардовского «Я знаю: никакой моей вины / В том, что другие не пришли с войны...»!) В подобных случаях как-то не принято говорить об исторической памяти. Но ведь стихотворение и об этом.

Своей близостью к реалиям живой жизни, ее быту, умонастроениям простых людей Б. Окуджава вызвал грубейшие нападки со стороны официозной критики, обвинявшей его в том, что большинство его песен «не выражает настроений, чаяний нашей героической молодежи» (1961).

Изменения, которые происходили в стране, и порой далеко не в лучшую сторону, не могли не сказаться на характере творчества поэта. Особенно отчетливо это отразилось в последнем прижизненном сборнике Б. Окуджавы с многозначительным названием «Зал ожиданияи» (1996).

Добрая, человеколюбивая муза Окуджавы посуровела, словно бы ушла в себя, не видя в окружающем мире той моральной опоры, на которой основывалась раньше.

Ничего, что поздняя поверка.

Все, что заработал, то твое.

Жалко лишь, что родина померкла,

что бы там ни пели про нее.

Ребята, нас предали снова..

Вымирает мое поколение...

Трезво глядя в глаза суровой правде жизни, лирический герой ни на минуту не может отключиться от атмосферы катастрофического кризиса, охватившего страну.

В книге удивительно сочетаются самые разнообразные жанровые и стилевые разновидности лирики: пейзажная сменяется медитативной, гражданская чередуется с интимной, чеканная четкость афоризмов соседствует с мягкой ироничной доверительностью чисто разговорно-бытовых оборотов («меня удручают размеры страны проживания »).

У позднего Окуджавы немало стихов печальных, связанных с предощущением ухода, смены поколений. Но гораздо больше все-таки других. Тех, в которых находит отражение процесс самоуглубления личности, нарастания нравственной требовательности к себе. В сфере этой интеллектуальной лирики поэт добивается наибольшего успеха («Сегодня утром уж в который раз...», «В старинном зеркале стенном...», «Что есть полоски бересты?..», «Весь в туманах житухи вчерашней...»). Как, к примеру, не согласиться с поэтом, сполна ощутившим «это сладкое слово свобода» — после десятилетий несвободы:

Час утренний — делам, любви — вечерний,

раздумьям — осень, бодрости — зима...

Весь мир устроен из ограничений,

чтобы от счастья не сойти с ума.

Поэзия Б. Окуджавы обращена к утверждению подлинных нравственных ценностей, чувству ответственности каждого перед другими, но прежде всего перед самим собой, перед своей совестью.

Тема любви в современной поэзии. Анализ одного стихотворения.

 Горем истерзана,

Залита кровью

Наша планета опасно больна.

Муза,

 Ты сядь у ее изголовья.

 Пусть твою песню услышит она.

А. Дементьев. «Муза»

Что такое поэзия и какое место занимает в нашей жизни? Да и занимает ли вообще? Многие мои сверстники равнодушны к поэзии. Даже творения великих лириков не оставляют следа в их душе. Может быть, поэзия доступна лишь избранным?

Я часто задумываюсь над этим вопросом. Посмотрим вокруг. Философ думает. Поэт страдает. Пахарь возделывает землю. Сталевар не в силах понять: куда деваются моря пламенного железа? Трактор у крестьянина есть, а молока детишкам не хватает. Танки и корабли имеются, а границы требуют постоянной зоркости. Философ размышляет, сопоставляет, накладывает эпоху на эпоху, политик изучает ситуацию, правитель принимает меры. А у поэта что? Он страдает, видя плохо одетого соотечественника, недокормленных его детей.

Поэт разговаривает с самим собою и со всем миром. Ищет. Не находит. Вновь ищет... Может быть, поэтому так трудно нам постичь суть поэзии? Ведь каждое из стихотворений—душа автора, его боль и надежда, грусть и радость, мечта и реальность.

Небольшой томик произведений А. Дементьева поразил меня выразительностью, злободневностью и верой в высокие духовные качества наших соотечественников.

В одном из стихотворений, которое называется «Муза», поэт, продолжая традиции «золотого» и «серебряного» веков русской литературы, утверждает, что в тяжелую для Отечества годину Муза не молчит и не может молчать. Сестрой милосердия, подругой несчастной вдовы является к нам, в мир, полный страданий и мук, высокая поэзия Андрея Дементьева:

Не проходи мимо горя чужого,

Доброго взгляда И доброй души!

Велика вера художника в силу слова. И он видит, что сейчас очерствевшее сердце человека, может быть, не очень способно воспринять «песню», которая ничего не в состоянии изменить в этом горестном и неправедном мире. Однако поэт знает: люди позже оценят, позже поймут незаметный подвиг Музы, по-своему борющейся за всеобщее счастье.

Об этом состоянии человеческой души размышляет А. Дементьев в своем стихотворении «Одаривает счастье нас по-разному». Он понимает, что жизнь дает одним все, другим — ничего. Но не может быть счастлив тот, кто видит вокруг себя горе и печаль. Что же делать? Отказаться от своей судьбы во имя других, чтобы быть наравне со всеми?

Нет, у поэта другое желание: Но лишь бы счастье было рядом, Чтоб каждый сколько хочешь брал. И от себя его не прятал, Но и другим не заслонял.

Очень много ответов на интересующие меня проблемы нашел я на страницах книги Дементьева. Вот, например, «вечный» вопрос: «Правильно ли я живу?» Меня поразило небольшое по объему стихотворение «Живу не так, как бы хотелось..».. Это размышление автора о несбывшихся мечтах и стремлениях, о повседневной суете и быте, заевшем человека, о невозвратной юности, об ушедших учителях, вручивших нам Землю. И особенно мне понравились последние строки:

Живу не так... Но, слава Богу, Я различаю свет и мрак. И не судите слишком строго Вы все,

Живущие не так.

Какие прекрасные эпитеты, метафоры, сравнения использует автор! Как красив и мелодичен его язык, спокойна и плавна рифма!

Проходит осень тихо по земле,

Кружатся листья,

Как воспоминанья.

Как искры в остывающей золе,

Мерцают звезды...

Этот отрывок из стихотворения «Сентябрь» посвящен Андрею Вознесенскому. Когда читаешь это небольшое произведение, к тебе приходит покой, умиротворение.

В поэзии А. Дементьева можно найти ответы на многие вопросы, волнующие сегодня наших современников. Существует ли настоящая дружба? Каким делает человека любовь? Что такое верность долгу?

Почему так важно чувствовать ответственность за слово и дело?

Немного по-другому, напористо, стремительно, иногда и мятежно рассуждает о нравственных проблемах и другой поэт, Андрей Вознесенский, чей сборник «Иверский свет» очень понравился мне своей высокой духовностью, стремлением разделить чужую боль, понять всех и, помочь каждому. Оказывается, главное для человека — уяснить для себя, что такое истина. Обращаясь в одноименном стихотворении к Богу, поэт называет Всевышнего «светом» в своей судьбе, просит не верить толпе, способной лишь «добродетель корчить»:

За истину борюсь я без забрала,

Деяний я хочу, а не словес.

Будучи настоящим художником, Вознесенский понимает, на какую тяжелую эпоху пришлись его жизнь и творчество. Самое больное для поэта — уход из жизни его друзей, по-настоящему одаренных мастеров слова. И в этом он не одинок. В 1980 году, услышав о смерти В. Высоцкого, В. Солоухин воскликнул с горечью:

Отчего, россияне, так у нас повелось?

Только явится парень неуемной души

И горит, как Гагарин, и замрет, как Шукшин,

Как Есенин, поникнет, как Вампилов, нырнет,

Словно кто, поразмыслив, стреляет их влет.

У Вознесенского тоже есть строчки, в которых он по-настоящему горюет, страдает по своим безвременно ушедшим товарищам. Передо мной стихотворение «Смерть Шукшина». Первое же четверостишие передает нам картину горя, охватившего всю Россию:

Хоронила Москва Шукшина,

хоронила художника, то есть

хоронила страна мужика

и активную совесть.

Поэт говорит нам о том, сколько успел сделать за свою короткую жизнь Василий Шукшин, как сумел он стать родным и близким каждому россиянину, как вовремя показал, что такое истинное милосердие, забытое всеми понятие. «Даже отверженные обитатели тюремных нар способны на высокие моральные качества», — говорил нам писатель и был прав. И мы верим ему, утверждавшему, что страну возродят лишь сострадание и любовь.

Об этом нежном и прекрасном чувстве Вознесенский пишет так тонко, чутко, вдохновенно, что понимаешь — это дар, ниспосланный человеку свыше, и не всякий его достоин. Разве не прелестны строчки из стихотворений «Не исчезай...», «Сага», «Не возвращайся к былым возлюбленным...»?!

Не исчезай в нас, Чистота,

не исчезай, даже если подступит край.

Ведь все равно, даже если исчезну сам,

я исчезнуть Тебе не дам.

Не исчезай.

Поэт воспевает искренние чувства, неспособность ко лжи, фальши, верность и преданность в любви. Какая грусть, боль звучат рефреном в знаменитой «Саге»:

Заслонивши тебя от простуды, я подумаю: «Боже всевышний!' Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».

Конечно же, темы, звучащие в произведениях А. Дементьева и А. Вознесенского, находят свое отражение и в творчестве других русских поэтов конца XX века. Те же проблемы поднимаются в творчестве Булата Окуджавы, Владимира Солоухина, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Николая Рубцова. Это имена известные. А сколько молодых, начинающих, чьи стихи достойно продолжают гуманистические традиции классической и современной русской поэзии: Ирина Ратушинская, Елена Кузьмина, Леонид Колганов, Юрий Грачев, Евгений Кондратьев...

Произведения начинающих поэтов печатаются в журналах, газетах, издаются небольшие сборники, часто очень удачные, но, увы, немногим знакомые.

А ведь это немалый вклад в русскую национальную культуру. Молодые художники слова по-своему отражают общественные идеи и настроения, художественные искания, литературно-общественное движение в целом.

Стоит только окунуться в мир современной поэзии, становится ясно: перед тобой настоящие стихотворцы. Тончайшие, лишь еле-еле ощущающиеся в душе и в голове предчувствия, сомнения, завязи догадок и порывов они умело закрепляют, соединяя в хрупкий многозначный рисунок, наслаивая на свое произведение робкую, почти неуловимую подтекстовую связь. Поэты одухотворенно дополняют, наделяют острыми приметами стихи и под сердцем, наедине со своими страстями и муками окрыленного вдохновения, рисуют образ современника. И музыка находит музыку, душа находит душу. Вот отчего в поэзии столько ума, наития, тончайшего чувства высокой любви к Человеку, к Отчизне, к матери, к земле...

И будет справедливо, если наше и последующие поколения с интересом и любовью вникнут в прекрасный мир стихов...


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50448. Определение коэффициента внутреннего трения жидкостей капилярным вискозиметром 55 KB
  Если по трубке течёт установившийся поток жидкости или газа то отдельные части потока движутся вдоль плавных линий тока форма которых определяется стенками трубки.При уве личении скорости потока даже в прямой трубке линии тока начинают закручиваться в виде вих рей или водоворотов и начинается энергичное перемешивание жидкости. Было установленно что характер течения жидкости зависит от значения безразмерной величи ны Reкоторая называется числом Рейнольда 1.В данной работе он определяется...
50449. ДАТЧИК ДАВЛЕHИЯ МТ100 1.08 MB
  УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДАТЧИКОВ ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДАТЧИКОВ СХЕМА СОСТАВЛЕHИЯ УСЛОВHОГО ОБОЗHАЧЕHИЯ ДАТЧИКОВ ОБОЗHАЧЕHИЕ ИСПОЛHЕHИЙ ДАТЧИКОВ ПО МАТЕРИАЛАМКОHТАКТИРУЮЩИМ С ИЗМЕРЯЕМОЙ СРЕДОЙ
50450. Программирование на языке высокого уровня. Методические указания 105.5 KB
  Операторы языка Си управляют процессом выполнения программы. Набор операторов языка Си содержит все управляющие конструкции структурного программирования. В теле некоторых составных операторов языка Си могут содержаться другие операторы. Составной оператор ограничивается фигурными скобками все другие операторы заканчиваются точкой с запятой.
50451. Базовые инструменты программы Adobe Photoshop 159.5 KB
  Выбор цвета и заливка В блоке инструментов найдите инструмент Foreground color Bckground color Выберите основной цвет Выберите фоновый цвет; он выглядит так: При щелчке по верхнему квадрату раскрывается окно выбора цвета рисующих инструментов: кистей заливок фигур и др. Окна однотипны цвета в них можно выбрать несколькими способами. 2 Нажав кнопку Custom Библиотеки цветов выбрав одну из Библиотек Book а в ней – нужный образец цвета.
50452. Создание коллажа из текста и графики, удаление муара 1.08 MB
  В настоящей работе идейной проработки не требуется задача стоит проще: студентам предлагается создать коллаж объединив графические файлы из имеющегося набора и сделав текстовые вставки различного шрифтового начертания. Создайте холст для коллажа в окне File Файл → New Новый установив здесь необходимые параметры. Затем в соответствии с указаниями преподавателя откройте папку Коллаж не в Windows а в Photoshop в списке Тип файлов: поставьте JPEG в окне Вид – Эскизы страниц. Откройте файл отсюда надо перенести мяч в наш коллаж.
50453. Дополнительные возможности Adobe Photoshop 109.5 KB
  В этой работе описаны такие опции как создание Gifанимации и работа с векторными контурами. Создание Gifанимации Gifанимация – самый простой и исторически первый способ компьютерной анимации она появилась в 1989 году. Суть этого вида анимации в том что формат Gif позволяет помещать в одном файле последовательность отдельных кадров которые можно чередовать на экране через определенное время. Для создания Gifанимации имеется множество программ.
50454. Основные сведения об электрических машинах и аппаратах 1.1 MB
  Обмотка электромагнитного реле контактора магнитного пускателя. обмотка реле тока. обмотка реле напряжения. обмотка статорная обмотка двигателя постоянного тока ДПТ последовательного возбуждения.
50455. Исследование способов пуска асинхронного двигателя 144 KB
  Исследование способов пуска асинхронного двигателя. Цель работы: Исследовать особенности различных способов пуска и использования результатов для практических задач. Пуск асинхронного двигателя является кратковременным до 5 сек. Поэтому снижение токов нагрузки в период пуска при одновременном сохранении механических параметров электродвигателя является крайне желательно особенно для двигателей большей мощности свыше 50 кВТ.
50456. Объектно-ориентированное программирование. Методические указания 298.5 KB
  Возвращаемое значение - объект FormattedString который содержит копию nCount символов, начиная с индекса 0. Возвращаемый объект CString может быть пустым. Параметры nCount - количество символов, подлежащих копированию.