81741

Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

А Пушкин Евгений Онегин Письмо Татьяны Онегину Третья глава Онегин сталкивается с внутренней природной стихией человеческого сердца любовью. и первый поступок ее любви письмо составляют центр главы. еще подняться не может даже тогда когда получает письмо влюбленной Т. решила написать письмо О.

Русский

2015-02-21

32.51 KB

0 чел.

Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы.

А Пушкин «Евгений Онегин»

Письмо Татьяны Онегину

Третья глава

Онегин сталкивается с внутренней природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее в Татьяне чувство к О. и первый поступок ее любви – письмо составляют центр главы.

До собственного чувства О. еще подняться не может даже тогда, когда получает письмо влюбленной Т. Его отношение к Т. лишь эхо искренних чувств. Однако важно, что О., «утратя жизни лучший цвет» в «науке страсти нежной», О., равнодушный к любви и разочарованный в ней, вдруг чувствует ее возможность:

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил…

В О. есть честность самооценки. Зная, что «чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел», О. не хочет обмануть «доверчивость души невинной». Он останавливает себя, трезво отказывается принять минутное чувство за истинную любовь. И в этом видна способность О. понять глубину любви Т. Искренность ее признания отвела О. от привычной «игры». Таким образом, отказ его от любви, в глазах Пушкина, был свидетельством не только жестокости, но и благородства героя. О. понимает, что его приближение к романтическому, идеальному миру Т. разрушительно. И он избегает этой гибельности, хотя для нее и «гибель от него любезна».

Наконец, О. отвечает Т. исповедью, и в этом тоже сказывается признание им значительности, глубины, чистоты ее чувства. В исповеди О. становится ясной еще одна причина его отказа от любви:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя…

Позднее, в Петербурге, О. поймет, «как… ошибся, как наказан», и повторит это в своем письме к Татьяне:

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Исповедь О. разделена на строфы: в ней нет слитности взволнованных признаний, единства чувства, которое ведет к нарушению привычного строя речи. Так же потом будет разбито на строфы и объяснение Т. с О. в восьмой главе. А письма Т. и О. даны без обозначения строф.

Почему Т. решила написать письмо О.?

Одиночество, отчуждение от окружающих, глубокая сосредоточенность на внутренних движениях души делают для Т. любовь столь властной. Поэтому «Татьяна любит не шутя», «без искусства» Поэтому таким необходимым собеседником для Т. становится природа. Поэтому «книги ей заменяли все»

Чтение Т. описано Пушкиным и сочувственно , и иронично. «Обольстительный обман» искусства позволяет «мечтательнице нежной» путать О. с героем романа, присваивать себе «чужой восторг, чужую грусть»

Романы, которые читает Т., дают ей возможность найти «свой тайный дар, свои мечты, // Плоды сердечной полноты»

Однако , увидев, что герой ее мечтаний далек от человечности, Т. не склонна зависеть от «романных» впечатлений, - она мучается, думает, пытается понять О. Высота, одухотворенность, глубина Т. позволили Белинскому назвать ее «гениальной натурой»

Посылая письмо О., Т. ведет себя по нормам поведения героини романа, однако реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала 19 в. делали такой поступок немыслимым. Если бы О. разгласил тайну получения им письма, репутация Т. пострадала бы непоправимо.

Восьмая глава. Письмо О. к Т.

П. решил, что для общего построения романа необходимо уравновесить письмо Т. к Онегину аналогичным включением в последнюю главу. В отличие от письма Т., написанного на французском языке, письмо О. написано по-русски.

В восьмой гл. мы встречаем на рауте «законодательницу зал» Легко ли узнать теперь, чем живет Т., что радует и печалит ее? Почему характеристика Т. строится почти сплошь на отрицаниях («нетороплива, не холодна, не говорлива…»)?

Конечно, П. противопоставляет Т., в которой было «все тихо, просто», надменному свету и подчеркивает, что она была не такая, как все. Безупречностью Т. и покоряет свет, вызывая почтительное или завистливое внимание. Знание суровых законов света заставляет ее носить маску.

Но подлинная цельность уже потеряна. Прямое и доверчивое проявление чувств исчезло. Преображение Т. так решительно, что ее вид лишь «смутно» напомнил О. «забытые черты»

Однако в Т. нет холодности света; чувства есть, просто они наглухо спрятаны. Вместе с тем в рамках светских приличий Т. сказала О. все, что хотела и могла сказать. Порывистость, безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием. Когда О. не захотел считаться с неприступностью Т. и послал ей письмо, Т. полна гнева:

Как сурова!

Его не видит, с ним ни слова;

У! Как теперь окружена

Крещенским холодом она!

Раньше она действовала безоглядно, смело, не боясь ничьих суждений. О. еще не помнит «письмо, где сердце говорит, // Где все наружи, все на воле»

Т. в 3 гл. послушна лишь «влеченью чувства» В 8 гл. в героине нет и намека на «легкомыслие страстей» Но П. показывает, каких внутренних усилий стоит Т. ее самообладание.

Любовь не была убита холодностью О., но его «строгий разговор» открыл Т. жестокость, способность О. безжалостно отвечать на наивные и искренние чувства. О. знает, что любовь к Т. – единственное живое чувство, связывающее его с жизнью, способное спасти от «напрасной», как он теперь понимает, скуки. Поэтому он так страстен в своей мольбе – мольбе о жизни.

В. Г. Белинский: «В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурой, развитою обществом, - все: и пламенная страсть, и задушевность простого искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры…»

Ф. М. Достоевский: «Русская женщина смело пойдет за тем, во что верит. Но она «другому отдана и будет век ему верна» А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа»по П.ыслие страстей" на "леченью, смело, не боясь ничьих суждений.Когда О. не захотел считаться с неприступностью Т. нию привыч


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14759. Фильтрация изображений от импульсных помех 1.41 MB
  Цель работы: фильтрация изображения от импульсных помех. Задание: Составить программу выполняющую фильтрацию изображения от импульсных помех. Необходимые характеристики: изображение хранится во внешнем файле; программно в изображение вносятся помехи то...
14760. Определение ортогональной матрицы 137.5 KB
  Рабочая программа представляет оператору преобразование по методу Гаусса — Жордана заданной матрицы в обратную матрицу. Транспонирование расчетной матрицы. Умножение транспонированной матрицы на обратную матрицу и сравнивание результата с единичной матрицей с целью проверки верности нахождения обратной матрицы.
14761. Увеличение и уменьшение цифровых изображений 263.36 KB
  Цель работы: Изучить методы увеличения и уменьшения цифровых изображений и применить полученные знания на практике. Задание для второго варианта: написать программу способную производить увеличение/уменьшение исходного изображения в нецелое число раз методом билин...
14762. Ахмет Жұбанов 80.5 KB
  Ахмет Жұбанов Ахмет Қуанұлы Жұбанов 1906-1968 қазақ музыкасын зерттеуші көрнекті ғалым әйгілі композитор дирижер. Қазақстанның халық артисі 1944 өнертану ғылымының докторы 1943 профессор 1948 академик. Ол Ақтөбе облысы Темір ауданында 1906 жылы 29 сәуірде өмірге келген...
14763. ҚҰРМАНҒАЗЫ САҒЫРБАЙҰЛЫ 157 KB
  ҚҰРМАНҒАЗЫ САҒЫРБАЙҰЛЫ 18181889 Қазіргі Орал облысы Жанғалы ауданының Жиделі елді мекенінде дүниеге келген. Күй атасы. Шыққан тегі Кіші жүз он екі ата Байұлынан өрбіген Сұлтансиықтың Қызылқұрт бұтағы. Құрманғазының жетінші атасы Ерші деген кісі от тілді...
14764. Тәттімбет Қазанғапұлы 119 KB
  Тәттімбет Қазанғапұлы 18151860 Тәттімбет Арғын асқан ардагерім Қырық түрлі күй тамған бармағынан Біржан сал Өнерде өзіндік қолтаңбасымен жарқырай көрініп ол қолтаңбасы ұлттың рухани әлеміне құнарлы арна болып қосылған тұлғалар қай елде де қай заманда...
14765. БАЛҰСТАҰЛЫ ЕСБАЙ 148 KB
  УА халайық мында кейбір жерлерінде қателер бар БАЛҰСТАҰЛЫ ЕСБАЙ Музыканың тілі дыбыс. Әрине жай ғана дыбыстар жиынтығы емес белгілі бір әлеуметтік ортаның талғамтанымында реттеліп жүйеленген дыбыс әуенсазға айналған дыбыс. Олай болса әсіресе дәстүрл...
14766. ҚАЗАҚ ХАЛҚЫНЫҢ АСПАПТЫҚ МУЗЫКАСЫНДАҒЫ ДӘСТҮРЛІ ЖАНРЛАР 21.83 KB
  ҚАЗАҚ ХАЛҚЫНЫҢ АСПАПТЫҚ МУЗЫКАСЫНДАҒЫ ДӘСТҮРЛІ ЖАНРЛАР Қазақ халқының аспапта жеке шығарма орындаушылық яғни күйшілік өнері сонау көне заманнан келе жатқан ұлтымыздың рухани мәдениетінің аса бір маңызды саласы. Күй көбінесе белгілі оқиғаға тарихи мазмұнға орай ш
14767. МАҢҒЫСТАУ ӨҢІРІІҢ КҮЙШІЛІК ДӘСТҮРІ 25.96 KB
  МАҢҒЫСТАУ ӨҢІРІІҢ КҮЙШІЛІК ДӘСТҮРІ Маңғыстау өңірінде күйшілік өнер ерекше дамып өзіндік өрнегімен ерекшеленеді. Ұрпақтан ұрпаққа беріліп келе жатқан күй өнері Абыл Есбай Есір Құлшар Өскенбай Картбай Байшағыр Шамғүл Мұұрат сияқты біртуар есімдер арқылы өз жал