81741

Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

А Пушкин Евгений Онегин Письмо Татьяны Онегину Третья глава Онегин сталкивается с внутренней природной стихией человеческого сердца – любовью. и первый поступок ее любви – письмо составляют центр главы. еще подняться не может даже тогда когда получает письмо влюбленной Т. решила написать письмо О.

Русский

2015-02-21

32.51 KB

0 чел.

Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы.

А Пушкин «Евгений Онегин»

Письмо Татьяны Онегину

Третья глава

Онегин сталкивается с внутренней природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее в Татьяне чувство к О. и первый поступок ее любви – письмо составляют центр главы.

До собственного чувства О. еще подняться не может даже тогда, когда получает письмо влюбленной Т. Его отношение к Т. лишь эхо искренних чувств. Однако важно, что О., «утратя жизни лучший цвет» в «науке страсти нежной», О., равнодушный к любви и разочарованный в ней, вдруг чувствует ее возможность:

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил…

В О. есть честность самооценки. Зная, что «чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел», О. не хочет обмануть «доверчивость души невинной». Он останавливает себя, трезво отказывается принять минутное чувство за истинную любовь. И в этом видна способность О. понять глубину любви Т. Искренность ее признания отвела О. от привычной «игры». Таким образом, отказ его от любви, в глазах Пушкина, был свидетельством не только жестокости, но и благородства героя. О. понимает, что его приближение к романтическому, идеальному миру Т. разрушительно. И он избегает этой гибельности, хотя для нее и «гибель от него любезна».

Наконец, О. отвечает Т. исповедью, и в этом тоже сказывается признание им значительности, глубины, чистоты ее чувства. В исповеди О. становится ясной еще одна причина его отказа от любви:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя…

Позднее, в Петербурге, О. поймет, «как… ошибся, как наказан», и повторит это в своем письме к Татьяне:

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Исповедь О. разделена на строфы: в ней нет слитности взволнованных признаний, единства чувства, которое ведет к нарушению привычного строя речи. Так же потом будет разбито на строфы и объяснение Т. с О. в восьмой главе. А письма Т. и О. даны без обозначения строф.

Почему Т. решила написать письмо О.?

Одиночество, отчуждение от окружающих, глубокая сосредоточенность на внутренних движениях души делают для Т. любовь столь властной. Поэтому «Татьяна любит не шутя», «без искусства» Поэтому таким необходимым собеседником для Т. становится природа. Поэтому «книги ей заменяли все»

Чтение Т. описано Пушкиным и сочувственно , и иронично. «Обольстительный обман» искусства позволяет «мечтательнице нежной» путать О. с героем романа, присваивать себе «чужой восторг, чужую грусть»

Романы, которые читает Т., дают ей возможность найти «свой тайный дар, свои мечты, // Плоды сердечной полноты»

Однако , увидев, что герой ее мечтаний далек от человечности, Т. не склонна зависеть от «романных» впечатлений, - она мучается, думает, пытается понять О. Высота, одухотворенность, глубина Т. позволили Белинскому назвать ее «гениальной натурой»

Посылая письмо О., Т. ведет себя по нормам поведения героини романа, однако реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала 19 в. делали такой поступок немыслимым. Если бы О. разгласил тайну получения им письма, репутация Т. пострадала бы непоправимо.

Восьмая глава. Письмо О. к Т.

П. решил, что для общего построения романа необходимо уравновесить письмо Т. к Онегину аналогичным включением в последнюю главу. В отличие от письма Т., написанного на французском языке, письмо О. написано по-русски.

В восьмой гл. мы встречаем на рауте «законодательницу зал» Легко ли узнать теперь, чем живет Т., что радует и печалит ее? Почему характеристика Т. строится почти сплошь на отрицаниях («нетороплива, не холодна, не говорлива…»)?

Конечно, П. противопоставляет Т., в которой было «все тихо, просто», надменному свету и подчеркивает, что она была не такая, как все. Безупречностью Т. и покоряет свет, вызывая почтительное или завистливое внимание. Знание суровых законов света заставляет ее носить маску.

Но подлинная цельность уже потеряна. Прямое и доверчивое проявление чувств исчезло. Преображение Т. так решительно, что ее вид лишь «смутно» напомнил О. «забытые черты»

Однако в Т. нет холодности света; чувства есть, просто они наглухо спрятаны. Вместе с тем в рамках светских приличий Т. сказала О. все, что хотела и могла сказать. Порывистость, безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием. Когда О. не захотел считаться с неприступностью Т. и послал ей письмо, Т. полна гнева:

Как сурова!

Его не видит, с ним ни слова;

У! Как теперь окружена

Крещенским холодом она!

Раньше она действовала безоглядно, смело, не боясь ничьих суждений. О. еще не помнит «письмо, где сердце говорит, // Где все наружи, все на воле»

Т. в 3 гл. послушна лишь «влеченью чувства» В 8 гл. в героине нет и намека на «легкомыслие страстей» Но П. показывает, каких внутренних усилий стоит Т. ее самообладание.

Любовь не была убита холодностью О., но его «строгий разговор» открыл Т. жестокость, способность О. безжалостно отвечать на наивные и искренние чувства. О. знает, что любовь к Т. – единственное живое чувство, связывающее его с жизнью, способное спасти от «напрасной», как он теперь понимает, скуки. Поэтому он так страстен в своей мольбе – мольбе о жизни.

В. Г. Белинский: «В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурой, развитою обществом, - все: и пламенная страсть, и задушевность простого искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры…»

Ф. М. Достоевский: «Русская женщина смело пойдет за тем, во что верит. Но она «другому отдана и будет век ему верна» А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа»по П.ыслие страстей" на "леченью, смело, не боясь ничьих суждений.Когда О. не захотел считаться с неприступностью Т. нию привыч


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18252. ТРЕХФАЗНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ 183 KB
  ТРЕХФАЗНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПРИНЦИП ПОЛУЧЕНИЯ ТРЕХФАЗНОЙ ЭДС. ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ СОЕДИНЕНИЯ ТРЕХФАЗНЫХ ЦЕПЕЙ Три синусоидальные ЭДС одинаковой частоты и амплитуды сдвинутые по фазе на 120 образуют трехфазную симметричную систему. Аналогично получаются трехфазные...
18253. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 459.5 KB
  ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ВРАЩАЮЩЕЕСЯ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ Вращающееся магнитное поле двухфазного тока. Рассмотрим образование вращающегося магнитного поля на примере двухфазного синусоидального тока и двух катушек сдвинутых в пространстве одна относите
18254. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 221 KB
  ТЕМА 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ Электрической цепью называют совокупность устройств предназначенных для получения передачи преобразования и использования электрической энергии. Электрическая цепь состоит из отдельных устро
18255. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ 114.5 KB
  ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ 1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ Электрические свойства тел объясняются присутствием в них заряженных частиц. Такие частицы как электрон и протон имеют равные по абсолютному значению заряды при этом заряд электрона отрица...
18256. ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ. ХАРАКТЕРИСТИКИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ 294.5 KB
  ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ Магнитное поле одна из двух сторон электромагнитного поля характеризующаяся воздействием на электрически заряженную частицу с силой пропорциональной заряду частицы и ее скорости. Магнитное поле изображается...
18257. Сутність і зміст процесу військового навчання 69.13 KB
  Заняття №1: Сутність і зміст процесу військового навчання. Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свід
18258. ВІйськово-педагогічний-процес 59.88 KB
  Заняття №3: ВІйськово-педагогічнийпроцес. Мета заняття: З’ясувати предмет ы завдання выйськовоъ дидактики. Вивчити основны компоненти навчального процесу. 3. Формувати світогляд курсантів с
18259. Концептуальні засади виховної роботи в ЗС України 142 KB
  Заняття 13: Концептуальні засади виховної роботи в ЗС України. Мета заняття: З’ясувати суть основні напрямки та завдання виховної роботи. Вивчити принципи методи та засоби виховної роботи
18260. Індивідуально-виховна робота в підрозділі 135 KB
  Заняття 15: Індивідуальновиховна робота в підрозділі. Мета заняття: З’ясувати суть соціальнопсихологічної характеристики особистості військовослужбовця . Вивчити організацію та м...