81741

Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

А Пушкин Евгений Онегин Письмо Татьяны Онегину Третья глава Онегин сталкивается с внутренней природной стихией человеческого сердца – любовью. и первый поступок ее любви – письмо составляют центр главы. еще подняться не может даже тогда когда получает письмо влюбленной Т. решила написать письмо О.

Русский

2015-02-21

32.51 KB

0 чел.

Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы.

А Пушкин «Евгений Онегин»

Письмо Татьяны Онегину

Третья глава

Онегин сталкивается с внутренней природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее в Татьяне чувство к О. и первый поступок ее любви – письмо составляют центр главы.

До собственного чувства О. еще подняться не может даже тогда, когда получает письмо влюбленной Т. Его отношение к Т. лишь эхо искренних чувств. Однако важно, что О., «утратя жизни лучший цвет» в «науке страсти нежной», О., равнодушный к любви и разочарованный в ней, вдруг чувствует ее возможность:

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил…

В О. есть честность самооценки. Зная, что «чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел», О. не хочет обмануть «доверчивость души невинной». Он останавливает себя, трезво отказывается принять минутное чувство за истинную любовь. И в этом видна способность О. понять глубину любви Т. Искренность ее признания отвела О. от привычной «игры». Таким образом, отказ его от любви, в глазах Пушкина, был свидетельством не только жестокости, но и благородства героя. О. понимает, что его приближение к романтическому, идеальному миру Т. разрушительно. И он избегает этой гибельности, хотя для нее и «гибель от него любезна».

Наконец, О. отвечает Т. исповедью, и в этом тоже сказывается признание им значительности, глубины, чистоты ее чувства. В исповеди О. становится ясной еще одна причина его отказа от любви:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя…

Позднее, в Петербурге, О. поймет, «как… ошибся, как наказан», и повторит это в своем письме к Татьяне:

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Исповедь О. разделена на строфы: в ней нет слитности взволнованных признаний, единства чувства, которое ведет к нарушению привычного строя речи. Так же потом будет разбито на строфы и объяснение Т. с О. в восьмой главе. А письма Т. и О. даны без обозначения строф.

Почему Т. решила написать письмо О.?

Одиночество, отчуждение от окружающих, глубокая сосредоточенность на внутренних движениях души делают для Т. любовь столь властной. Поэтому «Татьяна любит не шутя», «без искусства» Поэтому таким необходимым собеседником для Т. становится природа. Поэтому «книги ей заменяли все»

Чтение Т. описано Пушкиным и сочувственно , и иронично. «Обольстительный обман» искусства позволяет «мечтательнице нежной» путать О. с героем романа, присваивать себе «чужой восторг, чужую грусть»

Романы, которые читает Т., дают ей возможность найти «свой тайный дар, свои мечты, // Плоды сердечной полноты»

Однако , увидев, что герой ее мечтаний далек от человечности, Т. не склонна зависеть от «романных» впечатлений, - она мучается, думает, пытается понять О. Высота, одухотворенность, глубина Т. позволили Белинскому назвать ее «гениальной натурой»

Посылая письмо О., Т. ведет себя по нормам поведения героини романа, однако реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала 19 в. делали такой поступок немыслимым. Если бы О. разгласил тайну получения им письма, репутация Т. пострадала бы непоправимо.

Восьмая глава. Письмо О. к Т.

П. решил, что для общего построения романа необходимо уравновесить письмо Т. к Онегину аналогичным включением в последнюю главу. В отличие от письма Т., написанного на французском языке, письмо О. написано по-русски.

В восьмой гл. мы встречаем на рауте «законодательницу зал» Легко ли узнать теперь, чем живет Т., что радует и печалит ее? Почему характеристика Т. строится почти сплошь на отрицаниях («нетороплива, не холодна, не говорлива…»)?

Конечно, П. противопоставляет Т., в которой было «все тихо, просто», надменному свету и подчеркивает, что она была не такая, как все. Безупречностью Т. и покоряет свет, вызывая почтительное или завистливое внимание. Знание суровых законов света заставляет ее носить маску.

Но подлинная цельность уже потеряна. Прямое и доверчивое проявление чувств исчезло. Преображение Т. так решительно, что ее вид лишь «смутно» напомнил О. «забытые черты»

Однако в Т. нет холодности света; чувства есть, просто они наглухо спрятаны. Вместе с тем в рамках светских приличий Т. сказала О. все, что хотела и могла сказать. Порывистость, безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием. Когда О. не захотел считаться с неприступностью Т. и послал ей письмо, Т. полна гнева:

Как сурова!

Его не видит, с ним ни слова;

У! Как теперь окружена

Крещенским холодом она!

Раньше она действовала безоглядно, смело, не боясь ничьих суждений. О. еще не помнит «письмо, где сердце говорит, // Где все наружи, все на воле»

Т. в 3 гл. послушна лишь «влеченью чувства» В 8 гл. в героине нет и намека на «легкомыслие страстей» Но П. показывает, каких внутренних усилий стоит Т. ее самообладание.

Любовь не была убита холодностью О., но его «строгий разговор» открыл Т. жестокость, способность О. безжалостно отвечать на наивные и искренние чувства. О. знает, что любовь к Т. – единственное живое чувство, связывающее его с жизнью, способное спасти от «напрасной», как он теперь понимает, скуки. Поэтому он так страстен в своей мольбе – мольбе о жизни.

В. Г. Белинский: «В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурой, развитою обществом, - все: и пламенная страсть, и задушевность простого искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры…»

Ф. М. Достоевский: «Русская женщина смело пойдет за тем, во что верит. Но она «другому отдана и будет век ему верна» А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа»по П.ыслие страстей" на "леченью, смело, не боясь ничьих суждений.Когда О. не захотел считаться с неприступностью Т. нию привыч


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53827. Комплексний підхід у корекційній роботі з попередження та подолання вад усного і писемного мовлення учнів 51.5 KB
  Актуальність знань щодо процесу розвитку мовлення дітей визначається завданням гуманізації виховання створенням оптимальних умов для найповнішого розкриття їхніх потенційних можливостей як суб’єкта спілкування та предметно – практичної діяльності. Головні положення лінгвістичних напрямів і напрямів які досліджують спілкування та мовлення як окремий випадок комунікативної діяльності визначають нові завдання щодо практики й теорії мовленнєвого розвитку дітей: потребу показати комплексний підхід до вивчення мови як засобу взаємодії...
53828. Тотожні перетворення виразів, що містять квадратні корені 644 KB
  Мета: Формувати вміння та навички перетворювати вирази що містять арифметичні квадратні корені розвивати вміння аналізувати порівнювати навчальний матеріал виховувати вміння співпрацювати з однокласниками впроваджувати в життя учнів спрямованості на здоровий спосіб життя застосовуючи здоров’язберігаючі технології.2 хв Квадратні корені з чисел вавилонські мате тематики вміли добувати ще в 4 тис.
53829. Порядок и источники выплаты дивидендов 31 KB
  Методика постоянного процентного распределения прибыли. Одним из основных аналитических показателей, характеризующих дивидендную политику, является коэффициент «дивидендный выход» (коэффициент выплаты дивидендов), представляющий собой отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций (в расчете на одну акцию).
53830. Внутреннее строение корня в связи с его функциями 39.5 KB
  Сформировать понятие о зонах корня. Развивать понятие о клеточном строении корня. Продолжить формирование понятий о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей.
53831. Властивості арифметичного квадратного кореня 108.15 KB
  Розглянути властивості арифметичного квадратного кореня; розвивати вміння учнів добувати квадратні корені, використовуючи вивчені властивості; виховувати повагу до історії Збройних Сил України, розуміння почесного обов’язку захисника Вітчизни, почуття колективізму.
53832. Строение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Лабораторная работа № 2: корень и корневые системы 80 KB
  Виды корней. Видоизменения корней. Видоизменения корней. Задачи: дать понятия корень и виды корней типы корневых систем; выработать практические умения различать виды корней и типы корневых систем; познакомить учащихся с зонами корня их строением в связи с выполняемыми функциями; определить роль корня в жизни...
53833. Косметичні проблеми підлітків 51 KB
  Три групи обговорюють між собою завдання а четвертауважно слухає відповіді та аналізує їх Слово вчителя: Як бачимо в описі кожного портрету звучали словаздорова шкіра здорове волосся. Шкіра людини має складну будову: зовнішній середній і внутрішній шар. Шкіра виконує захисну видільну дихальну терморегуляторну та тактильну функції. Шкіра нормальна.
53834. Тематична композиція «Космічні світи» 43.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з космічним живописом, навчити зображувальних прийомів передачі простору, повітряної перспективи; розвивати творчу уяву,фантазію; виховувати космополітичні почуття.
53835. Урок узагальнення та систематизації знань “Освоєння космосу” 5.55 MB
  Розвиток космонавтики; формувати знання про умови руху тіла по навколоземній і навколосонячній орбітах; розвивати логічне мислення учнів: уміння критично оцінювати і використовувати різноманітну інформацію; прагнення до вдосконалення знань; вміння застосовувати знання в нових ситуаціях робити самостійно висновки приймати активну участь в суспільному житті. Теорія космічних знань з космонавтики. Історія розвитку космонавтики. Застосування знань з космонавтики в земних умовах.