81742

Лирика М.Цветаевой. Основные темы, идеи, художественное мастерство. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения

Доклад

Литература и библиотековедение

В своем первом альбоме юная Цветаева отличалась тем-что ничего не выдумывала и никому не подражала. Но как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно. Зимой 1915-1916 годов Цветаева жилав Петербурге после возвращения домой она стала писать по-иному чем прежде и в этом была некоторая закономерность. Обделенная в детстве сказкой не имевшая няни Цветаева жадно наверстывала упущенное.

Русский

2015-02-21

38.65 KB

2 чел.

Лирика М.Цветаевой. Основные темы, идеи, художественное мастерство. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения

Поэзия М.Цветаевой принадлежит к высшим достижениям ХХ века. Ее поэтический стиль сформировался в постсимволистское десятилетие «серебряного века». Вступив в литературу своим первым сборником «Вечерний альбом» (1910), она заняла позицию вне литературных школ и группировок, существовавших в то время.

В своем первом альбоме юная Цветаева отличалась тем,что ничего не выдумывала и никому не подражала. Автор «Вечернего альбома» приглашает в свою страну детства, прекрасного, хотя и не всегда безоблачного, пишет о нежной и печальной матери, о любимых книгах. Полудетские впечатления бытия условно делятся в книге на три части: «Детство», «Любовь», «Только тени». Здесь непосредственно и искренно отражены многие мотивы ее будущего творчества: жизнь, любовь, смерть, дружба, литература.

Второй сборник «Волшебный фонарь» (1912) целиком посвящен Сергею Эфрону, и новые стихи в основном повторяли старые мотивы. Но как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно. И уже через год-два после первых наивно-отроческих книг была другою. Ее стих стал более упругим, плотным, в нем появилась энергия и ритмы, которых не было прежде. Внешне события проходили как бы вне ее, целиком поглощенной романом с собственной душой. Зимой 1915-1916 годов Цветаева жилав Петербурге, после возвращения домой она стала писать по-иному, чем прежде, и в этом была некоторая закономерность. В стихах появились дотоле не звучавшие фольклорные интонации распевность и удаль русской песни, заговора, частушки. В ее стих входит народное слово. Обделенная в детстве сказкой, не имевшая няни, Цветаева жадно наверстывала упущенное. Сказка, былина, притча, целые россыпи заклятий и наговоров — все это хлынуло в ее сознание, в память, в поэтическую речь. Она зачитывалась сказками и былинами. Ее поражал язык, переливчатый, многоструйный, полный неизъяснимой чары и прелести.

Стихи 1916-1917 и других годов, вплоть до 1921 составили книги «Верст» (их было две — «Версты 1» и «Версты 2»). В этих стихах есть несколько произведений, в которых фольклорное начало уже хорошо чувствуется (« Заклинаю тебя от злата»..», « Отмыкала ларец железный...», «Посадила яблоньку...» ). «Версты 1» имеют отчетливый дневниковый характер. Интересна композиция этого сборника: книга состоит из пролога» начинающегося стихотворением «Отмыкала ларец железный», в котором сразу была обозначена новая поэтика с ориентацией на фольклор,

песенное начало стилизацию, дольник. Центральная, кульминационная часть —«Стихи о Москве» и эпилог — простое, вечное стихотворение «Вот опять окно...» и другие стихи. Фундаментом такой композиции являются четыре цикла: «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Даниил».

Четыре указанных цикла являются важнейшими звеньями в структуре «Верст 1», так как именно с их помощью создавалось единство книги, а также облик самой Цветаевой как поэта и ее лирической героини. Особенно интересны в этом отношении «Стихи о Москве». Цветаева была москвичкой по рождению и всегда оставалась московским поэтом. Она хотела через слово показать свою столицу, огромный, странноприимный город, что стоит на семи холмах. Когда-то московским говором восхищался

Пушкин, и Цветаева — по его примеру, — выйдя за порог отцовского дома, окунулась с головой в родную московскую речь. И теперь эта речь ожила в её книге легко, но, не потеряв ни красоты, ни напевности. Конечно, близость к этой речи была у Цветаевой природная — от Бога. Всего девять стихов, посвященных Москве, но каких стихов? ( «Москва! Какой огромный …», «Облака—вокруг...», «Семь ххолмов - семь колоколов...» и др.)

Цветаева рисует Москву в этих стихах в духе живописи кубистов, в том числе и русских, и в то же время в стиле картин П. Филонова, соединяя элементы лубка. В определенной степени на «Стихи о Москве» оказал воздействие лубок и его стиль, народные песни, жанры былины, сказки, плача.

Завершает «Стихи о Москве» знаменитое «Красною кистью...», построенное на автобиографическом мифе. В его основании два смысловых центра. Первый — рождение поэта в день Иоанна Богослова, и отсюда — стремление к вере, смирению, монашеству и аскетизму. Другое смысловое ядро стихотворения - жаркая рябина, символизирующая неукротимую страсть Цветаевой, ее языческое начало, гордыню и фатально предопределенную трагичность (горькая кисть).

Красною кистью

Рябина зажглась,

Падали листья,

Я родилась...

День был субботник:

Иоанн Богослов.

Появление на свет Цветаевой сопряжено со смертью — извечной темой осени («Падали листья, Я родилась».) Однако сила и жажда жизни пока, как видно в последней строфе, сильнее смерти. Кстати, двойственность — черта, присущая ее мировосприятию в последний период.

В разделе «Стихи к Блоку» Цветаева признается в любви к гениальному поэту. Торжественно, величаво и свято звучат ее стихи. В стихотворении «Ты проходишь на Запад Солнца.«» образ любимого поэта отождествляется с Христом, приобретает ореол мученика («Божий праведник мой прекрасный, Свете тихий моей души», «В руку, бледную от лобзаний, Не вобью своего гвоздя», «Вседержатель моей души»). Все стихотворение имитирует жанр молитвы:

И, под медленным снегом стоя,

Опущусь на колени в снег,

И во имя твое святое,

Поцелую вечерний снег.

В мае 1920 года Цветаева видела Блока, но лично знакома с ним не была. Марина Ивановна бесконечно преклонялась перед ним, называя его «сплошной совестью», воплощенным духом. После кончины Блока цикл был продолжен («Вот он — гляди— уставший от чужбин.».», «Други его— не тревожьте его....», «|А над равниной...» «Не проломанное ребро......») и завершен разделом «Подруга» (1921).

Есть в книге «Версты 1» раздал, посвященный Анне Ахматовой. «Своей любовью к ней, своему желанию ей подарить что-то вечнее любви » объясняет Цветаева возникновение этого цикла. Восторженное отношение к поэтессе звучит во многих стихах (« Ты солнце в выси мне застишь...», «О муза плача, прекраснейшая из муз!.,.», «Имя ребенка — Лев», и др.). Процитируем самое известное шестое стихотворение цикла, где Цветаева предвидит неразрывную связь своей судьбы с ахматовской:

Не отстать тебе. Я — острожник.

Ты — конвойный. Судьба одна.

И одна в пустоте порожней

Подорожная нам дана.

Однако книга «Версты», вышедшая в 1922; не стала достоянием читателя. Подлинным несчастьем, роком было отсутствие у Марины Цветаевой слущателя и читателя. Ее талант, подобный речи или даже проповеди, всегда обращенный к некой аудитории или толпе, собравшейся на площади, оказался обреченным на немоту. Однажды, отвечая корреспонденту, с горечью сказавшему, что ее, Цветаеву, не помнят, она написала; «Нет, голубчик, меня не не помнят, а просто не знают. Физически не знают. Вкратце: с 1912 года по 1920 я пишу непрерывно, не по литературному равнодушию, вернее, по отсутствию во мне литератора — ни одной книги. Только несколько случайных стихов в петербургских «Северных записках». Я жила, книги лежали..., то есть никогда не были напечатаны». Для Марины Цветаевой была подлинная трагедия.

С начала 1917 года обозначалось два русла цветаевской поэзии. Первое: надуманная, книжно-театралъная романтика, (например, в цикле «Любви старинные туманы» — мелодраматическое расставание некой пары на берегу Сены, или роковой поединок страстей Дон-Жуана и Кармен в одноименных циклах). Все это маски и плащи, мало души и много одежд, такая декоративная лирика была не чем иным, как уходом от суровой неуютной реальности. Этот путь продолжался еще два года, когда Цветаева подружилась с актерами-студийцами Второй студии МХТ и Третьей Вахтанговской, и стала писать романтические пьесы.

Второе: народное, русское начало. Под влиянием неразрывно слитых исторических и личных обстоятельств: гражданской войны и разлуки с мужем, полнейшей о нем неизвестности, поражения Добровольческой армии, а, значит, и гибели того дела, которому служил Сергей Эфрон и гибели его самого, она пишет книгу стихов «Лебединый стан». В красной Москве она — жена белого офицера, чувствовала себя отщепенкой, и чувство невольной вины, ожидание возмездия и готовности принести себя в жертву, стали мотивами ее лирики этих лет. В этой книге Цветаева прославляет белое движение за то, что в его рядах был ее любимый («Белая гвардия, путь твой высок...», «Белогвардейцы! Гордиев узел...»). Прославляя белую гвардию песней исключительно скорбной и траурной, она тем самым передавала через это свой страх и отчаяние. Ее лирика годов революции и гражданской войны, когда она вся была поглощена ожиданием весточки от Сергея, проникнута печалью и страстной, почти отчаянной надеждой. Силы для этой надежды она брала из русского фольклора.

В стихах «Лебединого стана» было оплакивание погибших и ужас смерти, крови, сиротство, вопли овдовевших матерей. Поэт не хочет, чтобы гибла Жизнь, не хочет ничьих смертей, мук. В этом сборнике звучит поистине вселенский протест женщины-поэта против убийства человеком человека.

«России меня научила Революция», — так, по словам дочери, ответила Цветаева на вопрос, откуда взялись в ее творчестве эти неподдельные, русские, народные интонации. Стихов было написано много, и среди них есть подлинные жемчужины. Омытые слезами, отшлифованные скорбью, они были скрыты от всех глаз |в кипе рукописей. Она писала их исключительно для себя, уходя, по ее словам, в тетрадь, как в келью.

(«Горечь! Горечь! Вечный привкус...» (1919), «Простите меня, мои горы...» (1919), «Я счастлива жить образцово и просто…» (1911)), «Писала я на аспидной доске..» (1920), «Пригвождена к позорному столбу… » (1920), «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие стихи.)

Очень часто в ее стихах этого периода звучат мысли о всепоглощающей и требовательной любви. Вообще любовь была сутью творчества Цветаевой. Она любила само это состояние любви, а любить значило для нее жить. И любовь у Цветаевой изначально обречена на разлуку, радость обречена на страдание («Любовь! Любовь! И в еу$ бе...», 1920).

С середины 1922 года начинается последний эмигрантский период творчества Марины Цветаевой. Почти 18 лет. Она начинает писать совершенно по-другому, словно уходит в подполье тайных, интимных переживаний, выраженных изощренно, зашифрованно. Ее лирика становится более усложненной («Есть час на те слова....», цикл «Земные приметы», «Берлину»).

В эмиграция Марина Цветаева выросла в поэта, которого в наши дни справедливо причисляют к великим. Самой заветной цветаевской темой в эти годы стала философия и психология любви. Она: утверждала, что можно влюбиться в ребенка, старуху, дом, собаку, героя романа, собственную мечту («Древняя тщета течет по жижам…», «Люблю — но мука еще жива...», «Попытка ревности» и др»).

В лирике этих лет есть и стихи, посвященные разлуке с родиной, родиной идеальной, не исковерканной, не измученной («Рассвет на рельсах» ( «Эмигрант» (1922)),

И стихи о поэте, его сути, величии и беззащитности, о его могуществе и ничтожности в этом («Поэты», «Что ж мне делать, слепцу и пасынку…», «Двое», «Проводы»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84115. Функции теории государства и права 23.5 KB
  Гносеологическая гносеология учение о познание связана с познанием ТГП сущности содержания и форм государственно-правовых явлений. Эвристическая ТГП не только познаёт бытие но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях. Прогностическая предсказательная на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем их проблемы. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.
84116. Место теории государства и права в системе юридических наук 21.88 KB
  Теория государства и права в системе юридических наук. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки. Историко-правовые науки к которым относятся история государства и права России зарубежных стран история политических и правовых учений.
84117. Взаимосвязь теории государства и права с общественными науками 21.54 KB
  Теория государства и права в системе гуманитарных наук. Прежде всего теория государства и права связана с историей изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так выясняя причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки.
84118. Общенаучные и частные методы изучения государства 23.46 KB
  Философские методы определяют подход к изучению государства и права в целом. 2 Идеализм связывают существование государства и права либо с объективным разумом объективные идеалисты либо с сознанием человека его переживаниями субъективными и осознанными усилиями субъективные идеалисты. Не внешние факторы определяют развитие государства и права а внутреннее духовное начало. 5 Аксиологический анализ государства и права как специальных ценностей которые регулируют поведение отдельных личностей.
84119. Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного общества 22.37 KB
  Исторически первой формой организации догосударственного общества являлась родовая община. Таким образом род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества. не отделенной от общества и не политической.
84120. Закономерности возникновения государства и права и его формы 22.03 KB
  Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и западные. Восточный путь возникновения государства. Западный путь возникновения государства.
84121. Теории происхождения государства в прошлой и современной науке о государстве 27.12 KB
  Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая объясняющая их возникновение божественной волей. В то же время она отстаивает идеи незыблемости вечности государства необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога но вместе о тем и зависимости самого государства от божественной воли которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Глава этой семьи становится главой государства монархом.
84122. Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества 18.75 KB
  Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом который отделен от остального общества.
84123. Государственная власть как особая разновидность социальной власти и методы ее осуществления 21.25 KB
  В литературе поразному понимается соотношение категорий государственная власть и политическая власть . Согласно одной точке зрения государственная власть более узкая категория чем политическая власть ибо последняя осуществляется не только государством но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления партиями политическими движениями общественными организациями и т. Так в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной...