81742

Лирика М.Цветаевой. Основные темы, идеи, художественное мастерство. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения

Доклад

Литература и библиотековедение

В своем первом альбоме юная Цветаева отличалась тем-что ничего не выдумывала и никому не подражала. Но как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно. Зимой 1915-1916 годов Цветаева жилав Петербурге после возвращения домой она стала писать по-иному чем прежде и в этом была некоторая закономерность. Обделенная в детстве сказкой не имевшая няни Цветаева жадно наверстывала упущенное.

Русский

2015-02-21

38.65 KB

2 чел.

Лирика М.Цветаевой. Основные темы, идеи, художественное мастерство. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения

Поэзия М.Цветаевой принадлежит к высшим достижениям ХХ века. Ее поэтический стиль сформировался в постсимволистское десятилетие «серебряного века». Вступив в литературу своим первым сборником «Вечерний альбом» (1910), она заняла позицию вне литературных школ и группировок, существовавших в то время.

В своем первом альбоме юная Цветаева отличалась тем,что ничего не выдумывала и никому не подражала. Автор «Вечернего альбома» приглашает в свою страну детства, прекрасного, хотя и не всегда безоблачного, пишет о нежной и печальной матери, о любимых книгах. Полудетские впечатления бытия условно делятся в книге на три части: «Детство», «Любовь», «Только тени». Здесь непосредственно и искренно отражены многие мотивы ее будущего творчества: жизнь, любовь, смерть, дружба, литература.

Второй сборник «Волшебный фонарь» (1912) целиком посвящен Сергею Эфрону, и новые стихи в основном повторяли старые мотивы. Но как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно. И уже через год-два после первых наивно-отроческих книг была другою. Ее стих стал более упругим, плотным, в нем появилась энергия и ритмы, которых не было прежде. Внешне события проходили как бы вне ее, целиком поглощенной романом с собственной душой. Зимой 1915-1916 годов Цветаева жилав Петербурге, после возвращения домой она стала писать по-иному, чем прежде, и в этом была некоторая закономерность. В стихах появились дотоле не звучавшие фольклорные интонации распевность и удаль русской песни, заговора, частушки. В ее стих входит народное слово. Обделенная в детстве сказкой, не имевшая няни, Цветаева жадно наверстывала упущенное. Сказка, былина, притча, целые россыпи заклятий и наговоров — все это хлынуло в ее сознание, в память, в поэтическую речь. Она зачитывалась сказками и былинами. Ее поражал язык, переливчатый, многоструйный, полный неизъяснимой чары и прелести.

Стихи 1916-1917 и других годов, вплоть до 1921 составили книги «Верст» (их было две — «Версты 1» и «Версты 2»). В этих стихах есть несколько произведений, в которых фольклорное начало уже хорошо чувствуется (« Заклинаю тебя от злата»..», « Отмыкала ларец железный...», «Посадила яблоньку...» ). «Версты 1» имеют отчетливый дневниковый характер. Интересна композиция этого сборника: книга состоит из пролога» начинающегося стихотворением «Отмыкала ларец железный», в котором сразу была обозначена новая поэтика с ориентацией на фольклор,

песенное начало стилизацию, дольник. Центральная, кульминационная часть —«Стихи о Москве» и эпилог — простое, вечное стихотворение «Вот опять окно...» и другие стихи. Фундаментом такой композиции являются четыре цикла: «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Даниил».

Четыре указанных цикла являются важнейшими звеньями в структуре «Верст 1», так как именно с их помощью создавалось единство книги, а также облик самой Цветаевой как поэта и ее лирической героини. Особенно интересны в этом отношении «Стихи о Москве». Цветаева была москвичкой по рождению и всегда оставалась московским поэтом. Она хотела через слово показать свою столицу, огромный, странноприимный город, что стоит на семи холмах. Когда-то московским говором восхищался

Пушкин, и Цветаева — по его примеру, — выйдя за порог отцовского дома, окунулась с головой в родную московскую речь. И теперь эта речь ожила в её книге легко, но, не потеряв ни красоты, ни напевности. Конечно, близость к этой речи была у Цветаевой природная — от Бога. Всего девять стихов, посвященных Москве, но каких стихов? ( «Москва! Какой огромный …», «Облака—вокруг...», «Семь ххолмов - семь колоколов...» и др.)

Цветаева рисует Москву в этих стихах в духе живописи кубистов, в том числе и русских, и в то же время в стиле картин П. Филонова, соединяя элементы лубка. В определенной степени на «Стихи о Москве» оказал воздействие лубок и его стиль, народные песни, жанры былины, сказки, плача.

Завершает «Стихи о Москве» знаменитое «Красною кистью...», построенное на автобиографическом мифе. В его основании два смысловых центра. Первый — рождение поэта в день Иоанна Богослова, и отсюда — стремление к вере, смирению, монашеству и аскетизму. Другое смысловое ядро стихотворения - жаркая рябина, символизирующая неукротимую страсть Цветаевой, ее языческое начало, гордыню и фатально предопределенную трагичность (горькая кисть).

Красною кистью

Рябина зажглась,

Падали листья,

Я родилась...

День был субботник:

Иоанн Богослов.

Появление на свет Цветаевой сопряжено со смертью — извечной темой осени («Падали листья, Я родилась».) Однако сила и жажда жизни пока, как видно в последней строфе, сильнее смерти. Кстати, двойственность — черта, присущая ее мировосприятию в последний период.

В разделе «Стихи к Блоку» Цветаева признается в любви к гениальному поэту. Торжественно, величаво и свято звучат ее стихи. В стихотворении «Ты проходишь на Запад Солнца.«» образ любимого поэта отождествляется с Христом, приобретает ореол мученика («Божий праведник мой прекрасный, Свете тихий моей души», «В руку, бледную от лобзаний, Не вобью своего гвоздя», «Вседержатель моей души»). Все стихотворение имитирует жанр молитвы:

И, под медленным снегом стоя,

Опущусь на колени в снег,

И во имя твое святое,

Поцелую вечерний снег.

В мае 1920 года Цветаева видела Блока, но лично знакома с ним не была. Марина Ивановна бесконечно преклонялась перед ним, называя его «сплошной совестью», воплощенным духом. После кончины Блока цикл был продолжен («Вот он — гляди— уставший от чужбин.».», «Други его— не тревожьте его....», «|А над равниной...» «Не проломанное ребро......») и завершен разделом «Подруга» (1921).

Есть в книге «Версты 1» раздал, посвященный Анне Ахматовой. «Своей любовью к ней, своему желанию ей подарить что-то вечнее любви » объясняет Цветаева возникновение этого цикла. Восторженное отношение к поэтессе звучит во многих стихах (« Ты солнце в выси мне застишь...», «О муза плача, прекраснейшая из муз!.,.», «Имя ребенка — Лев», и др.). Процитируем самое известное шестое стихотворение цикла, где Цветаева предвидит неразрывную связь своей судьбы с ахматовской:

Не отстать тебе. Я — острожник.

Ты — конвойный. Судьба одна.

И одна в пустоте порожней

Подорожная нам дана.

Однако книга «Версты», вышедшая в 1922; не стала достоянием читателя. Подлинным несчастьем, роком было отсутствие у Марины Цветаевой слущателя и читателя. Ее талант, подобный речи или даже проповеди, всегда обращенный к некой аудитории или толпе, собравшейся на площади, оказался обреченным на немоту. Однажды, отвечая корреспонденту, с горечью сказавшему, что ее, Цветаеву, не помнят, она написала; «Нет, голубчик, меня не не помнят, а просто не знают. Физически не знают. Вкратце: с 1912 года по 1920 я пишу непрерывно, не по литературному равнодушию, вернее, по отсутствию во мне литератора — ни одной книги. Только несколько случайных стихов в петербургских «Северных записках». Я жила, книги лежали..., то есть никогда не были напечатаны». Для Марины Цветаевой была подлинная трагедия.

С начала 1917 года обозначалось два русла цветаевской поэзии. Первое: надуманная, книжно-театралъная романтика, (например, в цикле «Любви старинные туманы» — мелодраматическое расставание некой пары на берегу Сены, или роковой поединок страстей Дон-Жуана и Кармен в одноименных циклах). Все это маски и плащи, мало души и много одежд, такая декоративная лирика была не чем иным, как уходом от суровой неуютной реальности. Этот путь продолжался еще два года, когда Цветаева подружилась с актерами-студийцами Второй студии МХТ и Третьей Вахтанговской, и стала писать романтические пьесы.

Второе: народное, русское начало. Под влиянием неразрывно слитых исторических и личных обстоятельств: гражданской войны и разлуки с мужем, полнейшей о нем неизвестности, поражения Добровольческой армии, а, значит, и гибели того дела, которому служил Сергей Эфрон и гибели его самого, она пишет книгу стихов «Лебединый стан». В красной Москве она — жена белого офицера, чувствовала себя отщепенкой, и чувство невольной вины, ожидание возмездия и готовности принести себя в жертву, стали мотивами ее лирики этих лет. В этой книге Цветаева прославляет белое движение за то, что в его рядах был ее любимый («Белая гвардия, путь твой высок...», «Белогвардейцы! Гордиев узел...»). Прославляя белую гвардию песней исключительно скорбной и траурной, она тем самым передавала через это свой страх и отчаяние. Ее лирика годов революции и гражданской войны, когда она вся была поглощена ожиданием весточки от Сергея, проникнута печалью и страстной, почти отчаянной надеждой. Силы для этой надежды она брала из русского фольклора.

В стихах «Лебединого стана» было оплакивание погибших и ужас смерти, крови, сиротство, вопли овдовевших матерей. Поэт не хочет, чтобы гибла Жизнь, не хочет ничьих смертей, мук. В этом сборнике звучит поистине вселенский протест женщины-поэта против убийства человеком человека.

«России меня научила Революция», — так, по словам дочери, ответила Цветаева на вопрос, откуда взялись в ее творчестве эти неподдельные, русские, народные интонации. Стихов было написано много, и среди них есть подлинные жемчужины. Омытые слезами, отшлифованные скорбью, они были скрыты от всех глаз |в кипе рукописей. Она писала их исключительно для себя, уходя, по ее словам, в тетрадь, как в келью.

(«Горечь! Горечь! Вечный привкус...» (1919), «Простите меня, мои горы...» (1919), «Я счастлива жить образцово и просто…» (1911)), «Писала я на аспидной доске..» (1920), «Пригвождена к позорному столбу… » (1920), «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие стихи.)

Очень часто в ее стихах этого периода звучат мысли о всепоглощающей и требовательной любви. Вообще любовь была сутью творчества Цветаевой. Она любила само это состояние любви, а любить значило для нее жить. И любовь у Цветаевой изначально обречена на разлуку, радость обречена на страдание («Любовь! Любовь! И в еу$ бе...», 1920).

С середины 1922 года начинается последний эмигрантский период творчества Марины Цветаевой. Почти 18 лет. Она начинает писать совершенно по-другому, словно уходит в подполье тайных, интимных переживаний, выраженных изощренно, зашифрованно. Ее лирика становится более усложненной («Есть час на те слова....», цикл «Земные приметы», «Берлину»).

В эмиграция Марина Цветаева выросла в поэта, которого в наши дни справедливо причисляют к великим. Самой заветной цветаевской темой в эти годы стала философия и психология любви. Она: утверждала, что можно влюбиться в ребенка, старуху, дом, собаку, героя романа, собственную мечту («Древняя тщета течет по жижам…», «Люблю — но мука еще жива...», «Попытка ревности» и др»).

В лирике этих лет есть и стихи, посвященные разлуке с родиной, родиной идеальной, не исковерканной, не измученной («Рассвет на рельсах» ( «Эмигрант» (1922)),

И стихи о поэте, его сути, величии и беззащитности, о его могуществе и ничтожности в этом («Поэты», «Что ж мне делать, слепцу и пасынку…», «Двое», «Проводы»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37970. СМО з повторними визовами та очікуванням в черзі з обмеженою кількістю місць в черзі 27.5 KB
  Якщо Кг – парне повторна спроба заняття каналу для першого та 3го ланцюгів а черга з обмеженою кількістю місць в 2му та 4му ланцюгах. якщо Кг – непарне то повторна спроба заняття каналу для 2го та 4го ланцюгів а черга з обмеженою кількістю місць в 1му та 3му ланцюгах. Відповідно використовуєте ті ланцюги що наявні в Вашій моделі згідно ЛР №3 Для ланцюгів з чергою: при наявності вільних місць в черзі постановка в чергу з обмеженою кількістю місць.
37971. Гражданский кодекс РФ 128.5 KB
  Согласно ГК РФ определите действие гражданского законодательства во времени Путь поиска: толковый словарь – контекстный фильтр навигационного меню действие гражданского законодательства во времени Результат поиска: статья 4 Статья 4. Путь поиска: толковый словарь – контекстный фильтр навигационного меню правоспособность Результат поиска: статья 17 Статья 17. Результат поиска: статья 22 Статья 22. На основании ГК РФ дайте определение понятия юридического лица Путь поиска: толковый словарь – контекстный фильтр навигационного меню...
37972. Генерация кода С++ 3.1 MB
  Изучение фаз процесса генерации кода: создания наборов свойств определения спецификаций компонентов выбора языка С для компонентов отнесения классов к компонентам связывания наборов свойств с элементами модели генерации кода анализа ошибок. Создание наборов свойств. Связывание наборов свойств с элементами модели. Генерация кода Создание наборов свойств При генерации кода учитываются свойства проекта в целом а также свойства уровней классов ролей атрибутов и операций.
37973. Семейный Кодекс РФ 100 KB
  Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины равенства прав супругов в семье разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию приоритета семейного воспитания детей заботы об их благосостоянии и развитии обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим. Брак может быть прекращен путем его расторжения по...
37974. Аналіз імітаційної модель CALL-центру 25.5 KB
  Дослідити кількість повторних викликів. Дослідити параметри черг до кожного з спеціалістів параметри такі ж як п. Дослідити залежність кількості відмов в обслуговуванні та кількості повторних викликів від росту інтенсивності вхідного потоку заявок збільшити інтенсивність вхідного потоку 1х 2х 5х 10х 20х 50х 100х 6.
37975. Моделирование представления сигналов 134 KB
  А Краснодар 2012 Ряд Фурье функции f x представляется в виде где коэффициенты Фурье 0 n и bn определяются формулами Иногда используются альтернативные формы записи для разложения в ряд Фурье. где амплитуда kго гармонического колебания круговая частота гармонического колебания начальная фаза kго колебания kя комплексная амплитуда Преобразование Фурье операция сопоставляющая функции вещественной переменной другую функцию вещественной переменной. Преобразование Фурье функции вещественной переменной является Задания....
37976. Исследование теоремы Котельникова 155 KB
  непрерывный сигнал заменяется последовательностью мгновенных значений отсчетов взятых в дискретные моменты времени tk=k∆t где k=0123.Котельников доказал теорему: Непрерывная функция по времени Ut не содержащая спектры частот выше Fверх. полностью определяется отсчетами своих мгновенных значений в моменты времени отстающих друг от друга на интервалы ∆t= 1 2Fверх Задание.
37977. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОКУСНЫХ РАССТОЯНИЙ ТОНКИХ ЛИНЗ 413.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № I ОПРЕДЕЛЕНИЕ фокусных РАССТОЯНИЙ ТОНКИХ ЛИНЗ Цель работы: изучить: явление преломления света на сферических поверхностях; приобрести навыки построения изображения предметов в тонких линзах и системах тонких линз а также научиться определять фокусные расстояния собирающей и рассеивающей линз различными методами.1 показан ход параксиальных лучей от точечного источника S1 через сферическую поверхность раздела двух сред с показателями преломления п1 и п2. Так как рассматриваются лучи параксиальные то закон преломления...
37978. Определение моментов инерции тел произвольной формы 180 KB
  11 Лабораторная работа № 5 Определение моментов инерции тел произвольной формы 1. Цель работы Определение момента инерции математического и физического маятника а также изучение зависимости момента инерции физического маятника от распределения массы. Соотношение 1 аналогично 2 – му закону Ньютона в динамике поступательного движения и в таком виде записывается в тех случаях когда момент инерции тела при вращении не изменяется. Моментом инерции материальной точки относительно некоторой оси называется величина равная произведению...