81744

Образ Петербурга в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Со времени образования Петром I Петербурга в 1703 году этому городу стали посвящаться многие произведения классиков русской литературы таких как Радищев но наиболее полно образ этого города был раскрыт в творчестве двух великих писателей: Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя. Петербург в произведениях Пушкина это прежде всего торжественный парадный город олицетворение государства его силы и могущества. Восхищение городом перед которым померкла старая Москва звучит в каждой строчке вступления поэмы. Например в...

Русский

2015-02-21

32.16 KB

0 чел.

Образ Петербурга в произведениях отечественной классики 19 в.

Со времени образования Петром I Петербурга в 1703 году этому городу стали посвящаться многие произведения классиков русской литературы, таких, как Радищев, но наиболее полно образ этого города был раскрыт в творчестве двух великих писателей: Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя.

Петербург в произведениях Пушкина - это прежде всего торжественный, парадный город, олицетворение государства, его силы и могущества. Так, в поэме «Медный всадник» автор описывает Петербург как самое великое творение Петра. Поэт с чувством патриотической гордости рисует невиданные красоты северной столицы:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный...

Восхищение городом, перед которым «померкла старая Москва», звучит в каждой строчке вступления поэмы.

Такое же торжественное описание Петербурга можно встретить и в творчестве Гоголя. Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» этот город представляется сказочным, фантастичным городом. Кузнец Вакула удивляется пышности и блеску столицы больше, чем полету на черте. Героя поражают здания в четыре этажа, широкие улицы, количество экипажей и знати. Петербург - это город аристократов, и кузнец, попав туда, восклицает: «Сколько здесь пьянства». Дворянство изображено автором в традициях парадного портрета восемнадцатого века, в частности Екатерина П предстает читателю доброй феей, чей подарок приносит Вакуле счастье. Петербург в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» - город фантастический, город нарядный и торжественный, дарящий радость.

Однако такое описание северной столицы редко в творчестве Гоголя. В большинстве своих произведений писатель, будучи одним из основателей «натуральной школы», целью которой было выявление и высмеивание пороков общества и государства, рисует Петербург как город социальных контрастов. В его повести «Шинель» он изображает его городом-монстром, уничтожающим «маленького человека» (позже эта тема будет продолжена Ф. М. Достоевским в образах Макара Девушкина и семьи Мармеладовых). Петербург представлен в произведении как бы с двух сторон: с одной, — «вечным титулярным советником» Акакием Акакиевичем Башмачкиным, растоптанным и раздавленным средой человеком, а в другой, - «значительным лицом», то есть высокопоставленным чиновником, героем, не имеющим даже имени, так как он является не личностью, а лишь собирательным образом, содержащим все характерные черты столичного «высокого» чиновничества. Акакий Акакиевич изображен писателем как человек, не способный в жизни ни на что, кроме переписывания бумаг, не имеющий никакой цели и мечты, совершенно забитый и затравленный. Но с необходимостью шитья новой шинели в его существование приходит радость, герой даже позволяет себе смелые мысли, например, «не положить ли ему и вправду куницу на воротник». Однако счастье Башмачкина превращается в самое большое в его жизни горе: шинель украдена, и герой решает добиться приема у «значительного лица», олицетворяющего власть и силу Петербурга. Чиновнику же не просто не интересен «маленький человек», а даже раздражает его тем, что отнимает у него столько времени. Для этого чиновника Акакий Акакьевич - никто, и поэтому «значительное лицо» не обращает никакого внимания на лицо незначительное, а тем более на его страдания. Петербург в повести оказывается губителем жизни «маленького человека», безжалостным чудовищем, олицетворением бездушного государства.

Эта же тема затрагивается в центральной части поэмы Пушкина «Медный всадник», то есть в непосредственно «петербургской повести». Прекрасный град Петров:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия...

Лучшее деяние Петра превращается сначала в Петроград:

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом, -

а затем и в Петрополь:

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен.

Такие изменения в отношении к городу со стороны автора происходят оттого, что он из красавицы столицы превратился просто в символ государства, ломающего жизнь «маленькому человеку», Евгению. Герой не способен противостоять самодержавию, и оно уничтожает его, как насекомое, бесполезное и назойливое. Петербург в поэме вступает в социальный конфликт как действующее лицо, однако этот конфликт не является для Пушкина самым главным в раскрытии образа города, так как для автора Петербург - это прежде всего исторический город, играющий важную роль в развитии России.

В произведениях же Гоголя основное место занимает не описание красоты или исторического значения столицы, а изображение его нравов и быта. Писатель старался затронуть все слои общества и представить все типы характеров, существующих в городе, и именно поэтому город так или иначе присутствует практически во всех его произведениях. Так, например, в комедии «Ревизор» автор рисует портрет молодого петербургского чиновника, лентяя и повесу, который не умеет и не хочет делать ничего, кроме как «срывать цветы удовольствий» и врать о своем социальном положении. Однако наиболее полно и ярко Гоголь раскрывает образ Петербурга в своей гениальной поэме «Мертвые души».

Пушкин же в своих произведениях показал губительность столицы не только для «маленького человека», но и для аристократов. Так, в своем романе в стихах «Евгений Онегин» поэт изображает Петербург с помощью описания порядков его «света». В пушкинском городе можно «ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть». Столица развращает и портит людей, ее среда опасна для души дворянина, в частности, продуктом этой среды и воплощением Петербурга является Швабрин, герой повести Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин подлый и низкий человек, для него ничего не значит ни слово«честь», ни слово «долг», и именно «светское» воспитание сделало его таким.

И в творчестве Пушкина, и в творчестве Гоголя изображение Петербурга играет важную роль. Оба классика описали этот город двояко: и как торжественную и красивую столицу России, и как город социальных конфликтов, но если в творчестве Пушкина Петербург был прежде всего историческим городом, то в произведениях Гоголя он чаще представал как город-монстр, город-убийца.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27786. Социально-педагогическая технология 16.42 KB
  Она может рассматриваться: как обоснование описание этапов методов и средств социальнопедагогической деятельности обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная оптимальная последовательность деятельности направленная на достижение определенной социальнопедагогической цели. Мардахаев полагает что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить: Социальнопедагогическую цель к чему стремиться чего следует добиваться; Условия ее реализации; Особенности и возможности объекта; ...
27787. Джон Локк (1632-1704) 20.34 KB
  Из всех людей с которыми мы встречаемся девять десятых становится тем что они есть: добрыми или злыми полезными или нет благодаря воспитанию говорил Локк. Джентльмен должен получить физическое нравственное и умственное воспитание но не в школе ибо школа по мнению Локка это учреждение где собрана пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния. Локк исходя из практики аристократических семейств рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному солидному воспитателю.
27788. ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ 115 KB
  Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка различные соматические заболевания личностные и эмоциональные нарушения социальные последствия. Нарушения физического и психического развития У большинства детей живущих в семьях в которых тяжелое физическое наказание брань в адрес ребенка являются методами воспитания или в семьях где они лишены тепла внимания например в семьях родителейалкоголиков имеются признаки задержки физического и...
27789. ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ 56 KB
  Общие сведения о профессии: Краткая характеристика отрасли народного хозяйства где применяется профессия краткий исторический очерк и перспективы развития профессии основные специальности связанные с данной профессией. Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в научнотехническом прогрессе ее перспективность; предмет средства и продукт труда; содержание и характер функция трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии моральные...
27790. ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 96 KB
  ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ Какие права связаны с правом на образование Право на образование следует рассматривать как совокупность прав: 1 на выбор образовательного учреждения или образовательной программы; 2 на получение образования в соответствии с установленными стандартами; 3 на обучение в условиях гарантирующих безопасность ребенка; 4 на уважение своего человеческого достоинства уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; 5 на обучение осуществляемое на современной учебноматериальной базе; 6 на...
27791. Советы подросткам при временном трудоустройстве 31.5 KB
  А именно в порыве найти хоть какуюто работу и получить дополнительные карманные средства молодежь хватается за любое предложение реальной работы даже на миг не задумываясь об юридическом аспекте оформления всех отношений с работодателем. И эти случаи довольно часты и заканчиваются печально – невыплатой зарплаты психологическом расстройстве молодого индивидуума Поэтому юные работники знайте: прежде чем преступить к заинтересовавшей вас работе требуйте официального оформления ваших отношений непосредственно с работодателем;...
27792. Методы планирования эксперимента 77.5 KB
  Уточнение условий проведения эксперимента имеющееся или доступное оборудование сроки работ численность и состав группы для исследования и т. Структурные характеристики малой группы Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы необходимо прежде всего подчеркнуть что понятие структура теснейшим образом сопряжено с понятием система. Реализация членами группы определенных институционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы по решению задач поставленных перед ней в рамках более широкой социальной...
27793. Этапы развития детского коллектива 19.76 KB
  Макаренко подчеркивал что движение – форма жизни коллектива остановка – форма его смерти. В педагогике выделяют три основные этапа развития детского коллектива. Макаренко об использовании принципа перспективных линий в развитии коллектива.
27794. 3 этапа работы по реабилитации подростка 11.91 KB
  Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его физического и психического здоровья, степени образовательной подготовки и др. Приюты- первый путь реабилитации.