81746

Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Своеобразие композиции поэмы. Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Это четвертый пласт поэмы героиня выступает здесь как новая богородица. Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г.

Русский

2015-02-21

33.67 KB

1 чел.

Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы.

«Реквием» складывался постепенно (1935 – 1940) Его можно назвать и поэмой, и лирическим циклом. В «Реквиеме» нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины в «Распятии», даже Христос не назван, Мария – «Мать», Иоанн – «ученик любимый». Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Открывающее основную часть цикла стихотворение «Уводили тебя на рассвете…» непосредственно изображает арест в 1935 г. Н,. Н. Пунина, тогда выпущенного благодаря стараниям Ахматовой. Остальные 9 стихотворений связаны с арестом сына, 26-летнего Льва Николаевича Гумилева, в 1938 г., его предварительным заключением и вынесенным ему через 17 месяцев приговором.

Но автобиографический образ уже двоится.

За автобиографическим пластом «Реквиема» следует второй – обобщенно-содержательный. В «Посвящении» цитируется пушкинское послание декабристам, упоминаются «шаги тяжелые солдат» (слово «солдат» тогда еще не было возвращено в обиход), во «Вступлении» назван Ленинград

Ахматова воссоздает то, что бывает с разными людьми в разные времена. Это третий пласт «Реквиема», сопряженный с темой памятника в «Эпилоге». Памятник может быть поставлен не многоликой героине ранних стихов, а реальной женщине-поэту, которую в тюремной очереди кто-то «опознал», словно уличил в «вине» перед властями, творящими беззаконие, и которую «женщина с голубыми губами» спросила: «А это вы можете описать?» - услышав в ответ: «Могу».

Но памятник мыслится поставленным не столько великому поэту, сколько великому горю, которое Ахматова пережила со своим народом, осознав себя и подругой многих осиротевших матерей, и их покровительницей. Это четвертый пласт поэмы – героиня выступает здесь как новая богородица. Завершение этот символ находит в последнем двучастном стихотворении «Распятие».

Композиция «Реквиема» уникальна. Обрамление 10 стихотворений-главок – «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», двучастный «Эпилог» - примерно равно по объему основной части и по содержанию не менее важно, в нем сильнее эпический. Событийный элемент, больше говорится об общем, чем о своем, личном.

В предисловии к поэме А. написала: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде» Эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты».

Стихотворения, составившие поэму, не записывались – накрепко запоминались накрепко надежными друзьями Ахматовой. Уже в 1961 г. поэме был предпослан эпиграф, отразивший гражданскую и творческую позицию автора:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был.

Пространство России охватывает и «сибирскую вьюгу», и «великую реку», и «тихий Дон», и «кремлевские башни», и «море», и «царский сад», и Енисей, и Неву. Но на этих просторах – лишь страдания, улыбается «только мертвый, спокойствию рад». Это переложение слов: «И живые позавидуют мертвым» Любимый Ахматовой Петербург-Ленинград становится «ненужным привеском» своих тюрем.

Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г. , когда оно впервые было записано на бумаге.

Реквием – это заупокойная месса, католическое богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

А. пробует увидеть страдания других людей со стороны, но от этого они не менее трагедийны. Выражением всеобщего горя становится страшная ночь. Само название поэмы настраивает на торжественно-траурный, мрачный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое происходит от непомерности страдания. Тема смерти обусловливает тему безумия. Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема.

Библейская тема воплощена в х главе «Распятие»

В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69962. МЕНТАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ СПОСОБНОСТИ К ПРАВДИВОМУ И НЕПРАВДИВОМУ ПОВЕДЕНИЮ 65.5 KB
  Так под поведением понимается такая протяженная во времени активность человека которая включает в себя инициативные обращенные или ответные воздействия человека на любые воздействия других людей. Именно поведение человека отражает его представления о себе окружающем его мире...
69963. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА 115.5 KB
  В статье рассматривается проблема влияния профессиональных деструкций на развитие профессиональной идентичности преподавателя высшей школы. Понятие идентичности под которой подразумевается твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве...
69964. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 67 KB
  Однако несмотря на значительное количество исследований к настоящему времени еще не сложилась целостная концепция формирования межличностного диалогического взаимодействия в учебном процессе. Объясняется это не столько низким уровнем знаний информированности студентов...
69965. ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА 43.13 KB
  В статье на основе парадигмы интеллекта как ментального опыта представлен анализ структуры вербального интеллекта и соотношения его факторов а также динамика функционирования вербального интеллекта в процессе формирования тематических и категориальных группировок.
69966. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ 208.5 KB
  В связи с этим в последнее десятилетие наряду с такими распространенными зависимостями как наркомания алкоголизм появился качественно новый феномен интернет-зависимость. В данной статье освещены теоретические взгляды на проблему компьютерной зависимости у студентов...
69967. Проблема осмысленности жизни и здоровья в раннем юношеском возрасте 209 KB
  Данная статья посвящена теоретическому анализу проблемы взаимосвязи осмысленности жизни и здоровья. Полетаева 2001 который в свою очередь определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека особенности мотивации в области здорового...
69968. КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ ЭТАЛОННОГО И РЕАЛЬНОГО УЧЕНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 90.5 KB
  На примере сравнительного анализа когнитивных моделей личности эталонного и реального учеников доказывается что содержание эталонатеории личности школьника существующей в профессиональном сознании педагога выступает как суррогат знаний препятствующий адекватному познанию учителем личности ребенка.
69969. Психолого – акмеологическая специфика коммуникации в системе «врач-больной» 156.5 KB
  Минск старший преподаватель кафедры юридической психологии Эффективность медицинской помощи во многом зависит от умения врача общаться с пациентом. Взаимоотношения медицинского работника и больного складываются индивидуально в зависимости от особенностей состояния и личности пациента...
69970. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 72 KB
  Теоретические основы формирования содержания профессионального социального образования предполагают рассмотрение следующих вопросов: 1 нормативные основания конструирования содержания профессионального образования; 2 специфика отражения в содержании образования глобальных...