81746

Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Своеобразие композиции поэмы. Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Это четвертый пласт поэмы героиня выступает здесь как новая богородица. Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г.

Русский

2015-02-21

33.67 KB

1 чел.

Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы.

«Реквием» складывался постепенно (1935 – 1940) Его можно назвать и поэмой, и лирическим циклом. В «Реквиеме» нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины в «Распятии», даже Христос не назван, Мария – «Мать», Иоанн – «ученик любимый». Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Открывающее основную часть цикла стихотворение «Уводили тебя на рассвете…» непосредственно изображает арест в 1935 г. Н,. Н. Пунина, тогда выпущенного благодаря стараниям Ахматовой. Остальные 9 стихотворений связаны с арестом сына, 26-летнего Льва Николаевича Гумилева, в 1938 г., его предварительным заключением и вынесенным ему через 17 месяцев приговором.

Но автобиографический образ уже двоится.

За автобиографическим пластом «Реквиема» следует второй – обобщенно-содержательный. В «Посвящении» цитируется пушкинское послание декабристам, упоминаются «шаги тяжелые солдат» (слово «солдат» тогда еще не было возвращено в обиход), во «Вступлении» назван Ленинград

Ахматова воссоздает то, что бывает с разными людьми в разные времена. Это третий пласт «Реквиема», сопряженный с темой памятника в «Эпилоге». Памятник может быть поставлен не многоликой героине ранних стихов, а реальной женщине-поэту, которую в тюремной очереди кто-то «опознал», словно уличил в «вине» перед властями, творящими беззаконие, и которую «женщина с голубыми губами» спросила: «А это вы можете описать?» - услышав в ответ: «Могу».

Но памятник мыслится поставленным не столько великому поэту, сколько великому горю, которое Ахматова пережила со своим народом, осознав себя и подругой многих осиротевших матерей, и их покровительницей. Это четвертый пласт поэмы – героиня выступает здесь как новая богородица. Завершение этот символ находит в последнем двучастном стихотворении «Распятие».

Композиция «Реквиема» уникальна. Обрамление 10 стихотворений-главок – «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», двучастный «Эпилог» - примерно равно по объему основной части и по содержанию не менее важно, в нем сильнее эпический. Событийный элемент, больше говорится об общем, чем о своем, личном.

В предисловии к поэме А. написала: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде» Эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты».

Стихотворения, составившие поэму, не записывались – накрепко запоминались накрепко надежными друзьями Ахматовой. Уже в 1961 г. поэме был предпослан эпиграф, отразивший гражданскую и творческую позицию автора:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был.

Пространство России охватывает и «сибирскую вьюгу», и «великую реку», и «тихий Дон», и «кремлевские башни», и «море», и «царский сад», и Енисей, и Неву. Но на этих просторах – лишь страдания, улыбается «только мертвый, спокойствию рад». Это переложение слов: «И живые позавидуют мертвым» Любимый Ахматовой Петербург-Ленинград становится «ненужным привеском» своих тюрем.

Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г. , когда оно впервые было записано на бумаге.

Реквием – это заупокойная месса, католическое богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

А. пробует увидеть страдания других людей со стороны, но от этого они не менее трагедийны. Выражением всеобщего горя становится страшная ночь. Само название поэмы настраивает на торжественно-траурный, мрачный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое происходит от непомерности страдания. Тема смерти обусловливает тему безумия. Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема.

Библейская тема воплощена в х главе «Распятие»

В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59484. Электрификация коровника на 200 голов с разработкой кормораздачи в ЗАО Овощевод 1.67 MB
  С-х присущи некоторые особенности, которые необходимо учитывать для успешной предпринимательской деятельности: главное средство производства – земля, специфические – живые организмы; с-х ведется во всех климатических условиях, что важно учитывать при механизации, мелиорации, химизации процессов
59485. Спортивне свято у садочку: В гостях у Котигорошка 33 KB
  Мета: Поглиблювати знання дітей про козацькі забави, уміння і навички. Розвивати руховий апарат. Привчати дітей до систематичних занять з фізичної культури і спорту. Враховувати почуття дружби, колективізму, взаємовиручки.
59487. Подорож козацькими стежками 124.5 KB
  Тож сьогодні ми з вами загадаємо як зародилась Січ як козаки боронили рідну землю про славних гетьманів. Козаки казали: Січ мати а Великий Луг батько. То хто ж вони козаки Це вільні люди. На сцену виходять козаки.
59488. Сценарій відкритого уроку: Чорнобильська трагедія 89.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів з однією із трагічних сторінок України, розкрити наслідки трагедії, ознайомити з тими заходами, які приймає уряд України з метою запобігання подібного лиха.
59491. Виховна година “Перше квітня” 39 KB
  Ісландські саги кажуть що звичай обманювати в день першого квітня введений асами богами в память Скадеї дочки Тіясса. Цей звичай дуже поширений у Данії Швеції Норвегії. Але таке пояснення викликає сумнів бо звичай обманювати в день першого квітня...