81746

Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Своеобразие композиции поэмы. Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Это четвертый пласт поэмы героиня выступает здесь как новая богородица. Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г.

Русский

2015-02-21

33.67 KB

1 чел.

Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы.

«Реквием» складывался постепенно (1935 – 1940) Его можно назвать и поэмой, и лирическим циклом. В «Реквиеме» нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины в «Распятии», даже Христос не назван, Мария – «Мать», Иоанн – «ученик любимый». Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Открывающее основную часть цикла стихотворение «Уводили тебя на рассвете…» непосредственно изображает арест в 1935 г. Н,. Н. Пунина, тогда выпущенного благодаря стараниям Ахматовой. Остальные 9 стихотворений связаны с арестом сына, 26-летнего Льва Николаевича Гумилева, в 1938 г., его предварительным заключением и вынесенным ему через 17 месяцев приговором.

Но автобиографический образ уже двоится.

За автобиографическим пластом «Реквиема» следует второй – обобщенно-содержательный. В «Посвящении» цитируется пушкинское послание декабристам, упоминаются «шаги тяжелые солдат» (слово «солдат» тогда еще не было возвращено в обиход), во «Вступлении» назван Ленинград

Ахматова воссоздает то, что бывает с разными людьми в разные времена. Это третий пласт «Реквиема», сопряженный с темой памятника в «Эпилоге». Памятник может быть поставлен не многоликой героине ранних стихов, а реальной женщине-поэту, которую в тюремной очереди кто-то «опознал», словно уличил в «вине» перед властями, творящими беззаконие, и которую «женщина с голубыми губами» спросила: «А это вы можете описать?» - услышав в ответ: «Могу».

Но памятник мыслится поставленным не столько великому поэту, сколько великому горю, которое Ахматова пережила со своим народом, осознав себя и подругой многих осиротевших матерей, и их покровительницей. Это четвертый пласт поэмы – героиня выступает здесь как новая богородица. Завершение этот символ находит в последнем двучастном стихотворении «Распятие».

Композиция «Реквиема» уникальна. Обрамление 10 стихотворений-главок – «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», двучастный «Эпилог» - примерно равно по объему основной части и по содержанию не менее важно, в нем сильнее эпический. Событийный элемент, больше говорится об общем, чем о своем, личном.

В предисловии к поэме А. написала: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде» Эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты».

Стихотворения, составившие поэму, не записывались – накрепко запоминались накрепко надежными друзьями Ахматовой. Уже в 1961 г. поэме был предпослан эпиграф, отразивший гражданскую и творческую позицию автора:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был.

Пространство России охватывает и «сибирскую вьюгу», и «великую реку», и «тихий Дон», и «кремлевские башни», и «море», и «царский сад», и Енисей, и Неву. Но на этих просторах – лишь страдания, улыбается «только мертвый, спокойствию рад». Это переложение слов: «И живые позавидуют мертвым» Любимый Ахматовой Петербург-Ленинград становится «ненужным привеском» своих тюрем.

Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г. , когда оно впервые было записано на бумаге.

Реквием – это заупокойная месса, католическое богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

А. пробует увидеть страдания других людей со стороны, но от этого они не менее трагедийны. Выражением всеобщего горя становится страшная ночь. Само название поэмы настраивает на торжественно-траурный, мрачный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое происходит от непомерности страдания. Тема смерти обусловливает тему безумия. Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема.

Библейская тема воплощена в х главе «Распятие»

В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53306. НІКОПОЛЬЩИНА В РОКИ ДРУГОЇ СВІТОВОЇ ВІЙНИ 133 KB
  МЕТА: Проаналізувати події другої світової війни на Нікопольщині, удосконалювати навички самостійної роботи з додатковою літературою, картою, продовжити формувати вміння учнів, аналізувати, узагальнювати історичний матеріал, виховувати учнів у дусі патріотизму, гордості за бойові та ратні подвиги наших земляків.
53307. Порядок начисления и учета амортизации нематериальных активов 22.39 KB
  Амортизация – это процесс систематического, ежемесячного переноса стоимости на себестоимость продукции либо за счет собственных источников и накопление амортизационного фонда для замены изношенных экземпляров.
53308. Український національний рух на території Польщі (20-30-і рр. ХХ ст.) 85 KB
  Метод Припущення на основі запропонованих слів Учитель перераховує кілька слів із біографії Дмитра Донцова ідеолога право радикального руху. Учитель. Що далі Учитель. Учитель вислуховує пари із похвалою але не каже схожі вони чи ні на те що має бути почути.
53309. Україна в роки Другої світової війна (1939 -1945 рр.). Велика Вітчизняна війна (1941-1945 рр.) 131.5 KB
  Виховувати почуття гордості до історичного минулого України. Доповніть текст: Приєднання Західної України та Західної Білорусії до СРСР розпочалося після вступу Червоної армії на територію Польщі. Закон про включення Західної України до складу СРСР і воззєднання її з Українською РСР було прийнято: а Верховними Радами СРСР та УРСР у листопаді 1939 р.; б Народними зборами Західної України у жовтні 1939 р.
53310. Московська держава 74.5 KB
  МЕТА: Ознайомити учнів із внутрішній та зовнішній політикою Івана IV. Вінчання Івана IV на царство. Судебник Івана IV. ТИП УРОКУ: комбінований СТРУКТУРА УРОКУ Організаційний момент Актуалізація Вивчення нового матеріалу ІванIV Грозний; Реформи царя Івана IV; Опричнина та її наслідки для розвитку Росії; Зовнішня політика Івана IV.
53311. Двомовне вивчення історії у 5 класі як засіб формування громадянської свідомості учнів 56.5 KB
  Методи та прийоми: інформаційно-повідомлюючий пояснювально-спонукальний частково пошуковий; бесіда колективна та самостійна робота з підручником атласом; практичне завдання в контурній карті; інтерактивні вправи дидактичні ігри. В низинах Дніпра за дніпровськими порогами пролягали безкрайні...
53313. Козацька Україна 290 KB
  Рубрика Секрети старого козака. lмпровізована сцена біля дошки яка містить елементи відтворення української хати мальованого образу козака українського орнаменту та квітів. Виходять учень та учениця в українських костюмах: Ученькозак: В сивусиву давнину Козаки йшли на війну Бо на рідну Україну Сунулися без упину Ляхи турки та татари Москалі та яничари. Ученицякозачка: Козаки скликають раду: Не буде ворогу пощади Вірні коні рвуться в битву Крешуть іскри зпід копита.
53314. Використання НІТ в адміністративно-господарській діяльності школи 143 KB
  Впровадження НІТ в адміністративно-господарську діяльність школи Напрямки: Організаційне забезпечення. Розвиток єдиного інформаційного простору школи. функціонування інформаційноуправлінської господарської системи закладу; розробка методики використання НІТ в учбовому процесі; застосування різних форм мотивація вчителів працівників школи до використання НІТ в навчальновиховному процесі атестація матеріальне заохочення тощо.