81746

Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы

Доклад

Литература и библиотековедение

Своеобразие композиции поэмы. Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Это четвертый пласт поэмы – героиня выступает здесь как новая богородица. Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г.

Русский

2015-02-21

33.67 KB

0 чел.

Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы.

«Реквием» складывался постепенно (1935 – 1940) Его можно назвать и поэмой, и лирическим циклом. В «Реквиеме» нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины в «Распятии», даже Христос не назван, Мария – «Мать», Иоанн – «ученик любимый». Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Открывающее основную часть цикла стихотворение «Уводили тебя на рассвете…» непосредственно изображает арест в 1935 г. Н,. Н. Пунина, тогда выпущенного благодаря стараниям Ахматовой. Остальные 9 стихотворений связаны с арестом сына, 26-летнего Льва Николаевича Гумилева, в 1938 г., его предварительным заключением и вынесенным ему через 17 месяцев приговором.

Но автобиографический образ уже двоится.

За автобиографическим пластом «Реквиема» следует второй – обобщенно-содержательный. В «Посвящении» цитируется пушкинское послание декабристам, упоминаются «шаги тяжелые солдат» (слово «солдат» тогда еще не было возвращено в обиход), во «Вступлении» назван Ленинград

Ахматова воссоздает то, что бывает с разными людьми в разные времена. Это третий пласт «Реквиема», сопряженный с темой памятника в «Эпилоге». Памятник может быть поставлен не многоликой героине ранних стихов, а реальной женщине-поэту, которую в тюремной очереди кто-то «опознал», словно уличил в «вине» перед властями, творящими беззаконие, и которую «женщина с голубыми губами» спросила: «А это вы можете описать?» - услышав в ответ: «Могу».

Но памятник мыслится поставленным не столько великому поэту, сколько великому горю, которое Ахматова пережила со своим народом, осознав себя и подругой многих осиротевших матерей, и их покровительницей. Это четвертый пласт поэмы – героиня выступает здесь как новая богородица. Завершение этот символ находит в последнем двучастном стихотворении «Распятие».

Композиция «Реквиема» уникальна. Обрамление 10 стихотворений-главок – «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», двучастный «Эпилог» - примерно равно по объему основной части и по содержанию не менее важно, в нем сильнее эпический. Событийный элемент, больше говорится об общем, чем о своем, личном.

В предисловии к поэме А. написала: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде» Эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты».

Стихотворения, составившие поэму, не записывались – накрепко запоминались накрепко надежными друзьями Ахматовой. Уже в 1961 г. поэме был предпослан эпиграф, отразивший гражданскую и творческую позицию автора:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был.

Пространство России охватывает и «сибирскую вьюгу», и «великую реку», и «тихий Дон», и «кремлевские башни», и «море», и «царский сад», и Енисей, и Неву. Но на этих просторах – лишь страдания, улыбается «только мертвый, спокойствию рад». Это переложение слов: «И живые позавидуют мертвым» Любимый Ахматовой Петербург-Ленинград становится «ненужным привеском» своих тюрем.

Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г. , когда оно впервые было записано на бумаге.

Реквием – это заупокойная месса, католическое богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

А. пробует увидеть страдания других людей со стороны, но от этого они не менее трагедийны. Выражением всеобщего горя становится страшная ночь. Само название поэмы настраивает на торжественно-траурный, мрачный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое происходит от непомерности страдания. Тема смерти обусловливает тему безумия. Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема.

Библейская тема воплощена в х главе «Распятие»

В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55833. Квітучий сад. Конспект заняття з малювання для старших дошкільнят 34 KB
  Так узимку дерева кущі й квіти спали і снилися їм сни як і вам уночі. Як ви гадаєте що снилося деревам Про що вони мріяли Діти фантазують: деревам снилися тепла весна спів птахів вітерець який бавиться листячком веселий дощик. Так дерева мріяли про весну. Це було ось так: Спали дерева у мареві синім Вітер гойдав їхні віти Снились деревам у сні тім чарівнім Листя зелене та квіти.
55834. Сады мира - Gardens of the world 1000.5 KB
  Цель: познакомить школьников с произведениями ландшафтного искусства садоводов Великобритании; развивать самообразовательную, коммуникативную, творческую компетентности...
55836. Let’s meet with the sportsmen of wild nature on Safari 81 KB
  A Magic Wand (a pen) will help you to write an e-mail to your favourite Ukrainian sportsman or a sportswoman about sportsmen of wild nature and about sport activities. Use the information from your word bubbles.
55839. Ілюстрування казки А. С. Пушкіна "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь" 5.18 MB
  Мета уроку: передача сюжетно-смислових звязків в композиції просторових явища глибина простору плановість розташування обєктів перспективні зміни ландшафту та розташованих на ній обєктів; передача характерних особливостей форм і пропорцій людей.
55840. Самостоятельная подготовка студентов к проведению урока по легкой атлетике. Учебно-методическая разработка 190 KB
  Задачей подготовительной части урока является подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке основной части обучение видам легкой атлетики развитие физических качеств и формирование специальных двигательных качеств...