81747

Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Макар Чудра упрекает людей за их рабскую психологию. Суть наказания – отторжение от людей. Но не только боль за несчастных темных людей превратила обычного человека в подвижника. Смысл деяний Данко – установление нового порядка новых законов бытия среди людей.

Русский

2015-02-21

32.54 KB

0 чел.

Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы.

М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Макар Чудра – герой одного из ранних рассказов Г. Писатель идеализирует своего героя, подчеркивает его стремление к абсолютной свободе. «Смешные они, твои люди, - говорит старый цыган, - сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько» Но Г. видел и оборотную сторону свободы. М. Чудра рассказывает историю о любви двух молодых цыган Лойко и Рады. Жажда независимости привела их к трагедии. Рада требовала, чтобы Лойко поклонился ей в ноги, а Лойко требовал полного подчинения Рады. И так всегда случается, когда любовь борется со свободой.

Макар Чудра упрекает людей за их рабскую психологию. Людям-рыбам противопоставлены в этом рассказе вольнолюбивые натуры Лойко Зобара и красавицы Рады. Лойко и Рада своей духовной красотой и силой страсти превосходят всех окружающих, что и приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся гибелью героев. В рассказе «Макар Чудра» утверждается идеал личной свободы.

«Старуха Изергиль» (1895)

В рассказе противопоставлены 2 легендарных сюжета с диаметрально противоположными жизненными позициями. Герой первой легенды – Ларра, сын женщины и орла. Он лишь внешне похож на человека, являясь при это сеятелем смерти и противопоставляя себя жизни. Безумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, - все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Л. Л. – воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и губит неугодных ему. «… я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Нарушив закон бытия: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью» Л. Лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть. Попытка самоубийства неудачна. Все, что осталось от него, - тень и имя «отверженный» Судьбу Л. Определил суд человеческий. Суть наказания – отторжение от людей.

Герой второй легенды – Данко, сын человеческий. От глубокого сострадания к соплеменникам, жившим без солнца, в болотах, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам и зажегся в сердце Д. огонь любви к людям, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего им путь. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источник его подвига – глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. Трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», - потому-то и пошли они за ним, что «верили в него» Писатель наделяет обычного человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – установление нового порядка, новых законов бытия среди людей. Поэтому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти – хаоса – к свету, солнцу, теплу – к гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Д., стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Д., честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.

В обеих легендах люди племени воплощают ту самую «томительно бедную жизнь, лишенную благородных порывов, духовных взлетов» Им противопоставлены герои сильные и свободные , но эти герои противопоставлены друг другу. Л. Использует свою силу во зло людям, и потому, даже обретая бессмертие, он страдает. Д. отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость.

Между двумя легендами в рассказе – история жизни Изергиль. Она тоже романтическая героиня, идеал ее – свобода. Она гордый человек, живет так, как ей хочется. Ради любимого человека она способна на подвиг и самопожертвование. В этом она близка Д. Вся жизнь ее – поиск любви, а по сути попытка найти в жизни яркую личность, способную на смелый поступок. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.

«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», - делится Изергиль с рассказчиком своей сокровенной мыслью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47442. Действие элементарных эволюционных факторов в популяциях людей 93.5 KB
  Тема: Действие элементарных эволюционных факторов в популяциях людей План. Популяция людей. Генетическое разнообразие в популяциях людей Генетический груз в популяциях людей
47443. Макроэволюция 64.5 KB
  Направления эволюции. Типы эволюции групп. Правила эволюции групп. Процесс макроэволюции связан непосредственно с явлениями микроэволюции и является их обобщенным выражением.
47444. Общие закономерности в эволюции органов и систем 61 KB
  Тема: Общие закономерности в эволюции органов и систем. Эволюция органов и функций 2. Дифференциация и интеграция в эволюции органов 3. Закономерности морфофункциональных преобразований органов 3.
47445. Филогенез систем органов хордовых. Наружные покровы. Опорно-двигательный аппарат 59 KB
  Онтогенез покровов млекопитающих и человека отображает их эволюцию по типу архаллаксиса. Онтогенез осевого скелета человека рекапитулирует основные филогенетические стадии его становления: в периоде нейруляции закладывается хорда заменяющаяся впоследствии хрящевым а затем и костным позвоночником. Нарушение онтогенеза осевого скелета у человека может выразиться в таких атавистических пороках развития как несрастание остистых отростков позвонков в результате чего формируется spin bifid дефект позвоночного канала. зародыш человека обладает...
47446. Филогенез систем органов хордовых. Пищеварительная система. Дыхательная система. Кровеносная система 85 KB
  Из спинной аорты кровь через систему капилляров возвращается по венам в брюшную аорту. По выносящим жаберным артериям кровь поступает в корни спинной аорты расположенные симметрично с двух сторон тела. Таким образом несмотря на простоту кровеносной системы в целом уже у ланцетника имеются основные Магистральные артерии характерные для позвоночных в том числе для человека: это брюшная аорта преобразующаяся позже в сердце восходящую часть дуги аорты и корень легочной артерии; спинная аорта становящаяся позже собственно аортой и сонные...
47447. Филогенез систем органов хордовых. Мочеполовая система. Центральная нервная система. Эндокринная система 90.5 KB
  Образование головного мозга называют цефализацией. Совместная эволюция органов чувств и головного мозга приводит к возникновению динамических координации между обонятельными рецепторами и передним мозгом зрительными и средним слуховыми и задним. Внутри головного и спинного мозга расположена общая полость соответствующая невроцелю. В спинном мозге это спинномозговой канал а в головном желудочки мозга.
47448. Антропогенез 83.5 KB
  Место человека в системе животного мира 2. Методы изучения эволюции человека 3. Адаптивные экологические типы человека 4. Место человека в системе животного мира Неограниченный прогресс в эволюции живой материи проявился в возникновении человека как биосоциального существа.
47449. Общая экология. Основные понятия экологии 45 KB
  Факторы среды и адаптации к ним организмов. Среды жизни и адаптации к ним организмов 5. Связи организмов в экосистемах 1. Геккелем для обозначения науки изучающей о взаимоотношения организмов со средой обитания.
47450. Общая экология. Виды биологических ритмов 42 KB
  Динамика и развитие экосистем. Динамика экосистем 2. Динамика и развитие экосистем. Динамика экосистем Любая экосистема приспосабливаясь к изменениям внешней среды находится в состоянии динамики.