81747

Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Макар Чудра упрекает людей за их рабскую психологию. Суть наказания отторжение от людей. Но не только боль за несчастных темных людей превратила обычного человека в подвижника. Смысл деяний Данко установление нового порядка новых законов бытия среди людей.

Русский

2015-02-21

32.54 KB

0 чел.

Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы.

М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Макар Чудра – герой одного из ранних рассказов Г. Писатель идеализирует своего героя, подчеркивает его стремление к абсолютной свободе. «Смешные они, твои люди, - говорит старый цыган, - сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько» Но Г. видел и оборотную сторону свободы. М. Чудра рассказывает историю о любви двух молодых цыган Лойко и Рады. Жажда независимости привела их к трагедии. Рада требовала, чтобы Лойко поклонился ей в ноги, а Лойко требовал полного подчинения Рады. И так всегда случается, когда любовь борется со свободой.

Макар Чудра упрекает людей за их рабскую психологию. Людям-рыбам противопоставлены в этом рассказе вольнолюбивые натуры Лойко Зобара и красавицы Рады. Лойко и Рада своей духовной красотой и силой страсти превосходят всех окружающих, что и приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся гибелью героев. В рассказе «Макар Чудра» утверждается идеал личной свободы.

«Старуха Изергиль» (1895)

В рассказе противопоставлены 2 легендарных сюжета с диаметрально противоположными жизненными позициями. Герой первой легенды – Ларра, сын женщины и орла. Он лишь внешне похож на человека, являясь при это сеятелем смерти и противопоставляя себя жизни. Безумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, - все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Л. Л. – воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и губит неугодных ему. «… я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Нарушив закон бытия: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью» Л. Лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть. Попытка самоубийства неудачна. Все, что осталось от него, - тень и имя «отверженный» Судьбу Л. Определил суд человеческий. Суть наказания – отторжение от людей.

Герой второй легенды – Данко, сын человеческий. От глубокого сострадания к соплеменникам, жившим без солнца, в болотах, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам и зажегся в сердце Д. огонь любви к людям, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего им путь. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источник его подвига – глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. Трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», - потому-то и пошли они за ним, что «верили в него» Писатель наделяет обычного человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – установление нового порядка, новых законов бытия среди людей. Поэтому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти – хаоса – к свету, солнцу, теплу – к гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Д., стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Д., честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.

В обеих легендах люди племени воплощают ту самую «томительно бедную жизнь, лишенную благородных порывов, духовных взлетов» Им противопоставлены герои сильные и свободные , но эти герои противопоставлены друг другу. Л. Использует свою силу во зло людям, и потому, даже обретая бессмертие, он страдает. Д. отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость.

Между двумя легендами в рассказе – история жизни Изергиль. Она тоже романтическая героиня, идеал ее – свобода. Она гордый человек, живет так, как ей хочется. Ради любимого человека она способна на подвиг и самопожертвование. В этом она близка Д. Вся жизнь ее – поиск любви, а по сути попытка найти в жизни яркую личность, способную на смелый поступок. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.

«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», - делится Изергиль с рассказчиком своей сокровенной мыслью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58160. Соседи восточных славян 33.5 KB
  Эти народы жили в трудных природно-климатических условиях. Поэтому вместе с земледелием они занимались скотоводством, собирательством, охотой, были знакомы с железом. Жили они в полуземлянках.
58161. СОСТАВ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ 117 KB
  В ходе реформирования органов исполнительной власти определена новая структура федеральных органов исполнительной власти в соответствии с которой в составе Министерства финансов РФ выделена Федеральная налоговая служба...
58162. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова 1.62 MB
  Химическое строение вещества как порядок соединения атомов в молекулах. Взаимное влияние атомов и атомных групп в молекуле. При этом строго соблюдается четырехвалентность атомов углерода и одновалентность водородных атомов. Свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава но и от порядка соединения атомов в молекуле явление изомерии.
58163. Уровни организации живой природы 81 KB
  Ученые выделяют несколько уровней организации живой природы: молекулярный клеточный организменный популяционно-видовой экосистемный и биосферный. На молекулярном уровне изучаются молекулы которые находятся в клетке их строение и функции.
58164. Утверждение Новой Культуры 83 KB
  Появляется интерес к античной культуре происходит как бы её возрождение так и появился термин. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов например у Джорджо Вазари. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например Каролингское Возрождение IX века. Возрождение возникло в Италии где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках в деятельности семейства Пизано Джотто Орканья и др.
58165. Збройні сили Київської Русі 138.5 KB
  Княжа дружина була зорганізована на зразок варязьких дружин. Хоча скандинавці втратили значення в Україні і мусили уступити з війська, але їх військову організацію, що визначалася дуже високими прикметами, князі зберегли та тільки її перетворили, відповідно до розвитку і потреб держави.
58166. Формы государства 51.5 KB
  Формы государства, как совокупность его внешних признаков представляет организацию государственной власти в стране, включая 3 взаимосвязанных элемента...
58167. Фізіологічна і соціальна зрілість. Взаємозв’язок фізіологічної та соціальної зрілості 42.5 KB
  Мета: сформувати в учнів поняття про фізіологічну й соціальну зрілість показати взаємозвязок фізіологічної та соціальної зрілості. Підлітковий вік характеризується переходом до фізичної й соціальної зрілості.
58168. Соединения неметаллических элементов с Водородом. Хлорид Водорода. Соляная кислота. Аммиак. Соли аммония 36 KB
  Ковалентная неполярная связь между атомами Водорода в молекуле Водорода образована перекрыванием двух 1S1 орбиталей двух атомов молекулярное вещество. В лаборатории водород добывают несколькими способами прежде всего реакцией металлов расположенных...