81747

Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Макар Чудра упрекает людей за их рабскую психологию. Суть наказания – отторжение от людей. Но не только боль за несчастных темных людей превратила обычного человека в подвижника. Смысл деяний Данко – установление нового порядка новых законов бытия среди людей.

Русский

2015-02-21

32.54 KB

0 чел.

Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы.

М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Макар Чудра – герой одного из ранних рассказов Г. Писатель идеализирует своего героя, подчеркивает его стремление к абсолютной свободе. «Смешные они, твои люди, - говорит старый цыган, - сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько» Но Г. видел и оборотную сторону свободы. М. Чудра рассказывает историю о любви двух молодых цыган Лойко и Рады. Жажда независимости привела их к трагедии. Рада требовала, чтобы Лойко поклонился ей в ноги, а Лойко требовал полного подчинения Рады. И так всегда случается, когда любовь борется со свободой.

Макар Чудра упрекает людей за их рабскую психологию. Людям-рыбам противопоставлены в этом рассказе вольнолюбивые натуры Лойко Зобара и красавицы Рады. Лойко и Рада своей духовной красотой и силой страсти превосходят всех окружающих, что и приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся гибелью героев. В рассказе «Макар Чудра» утверждается идеал личной свободы.

«Старуха Изергиль» (1895)

В рассказе противопоставлены 2 легендарных сюжета с диаметрально противоположными жизненными позициями. Герой первой легенды – Ларра, сын женщины и орла. Он лишь внешне похож на человека, являясь при это сеятелем смерти и противопоставляя себя жизни. Безумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, - все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Л. Л. – воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и губит неугодных ему. «… я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Нарушив закон бытия: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью» Л. Лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть. Попытка самоубийства неудачна. Все, что осталось от него, - тень и имя «отверженный» Судьбу Л. Определил суд человеческий. Суть наказания – отторжение от людей.

Герой второй легенды – Данко, сын человеческий. От глубокого сострадания к соплеменникам, жившим без солнца, в болотах, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам и зажегся в сердце Д. огонь любви к людям, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего им путь. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источник его подвига – глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. Трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», - потому-то и пошли они за ним, что «верили в него» Писатель наделяет обычного человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – установление нового порядка, новых законов бытия среди людей. Поэтому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти – хаоса – к свету, солнцу, теплу – к гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Д., стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Д., честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.

В обеих легендах люди племени воплощают ту самую «томительно бедную жизнь, лишенную благородных порывов, духовных взлетов» Им противопоставлены герои сильные и свободные , но эти герои противопоставлены друг другу. Л. Использует свою силу во зло людям, и потому, даже обретая бессмертие, он страдает. Д. отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость.

Между двумя легендами в рассказе – история жизни Изергиль. Она тоже романтическая героиня, идеал ее – свобода. Она гордый человек, живет так, как ей хочется. Ради любимого человека она способна на подвиг и самопожертвование. В этом она близка Д. Вся жизнь ее – поиск любви, а по сути попытка найти в жизни яркую личность, способную на смелый поступок. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.

«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», - делится Изергиль с рассказчиком своей сокровенной мыслью.