81748

Автор и главный герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Роль фольклорных мотивов в поэме

Доклад

Литература и библиотековедение

Твардовского Василий Теркин. Вместе с тем Твардовский следовал своему намерению побольше самого себя в поэме: лирическое начало в Теркине расширилось по сравнению со Страной Муравией стало многогранным обогатило эпические традиции которые попрежнему сильно ощутимы в поэме но проявляются иначе чем прежде. Достоверность картин жизни поэт подчеркнул и тем что назвал Василия Теркина не поэмой или эпопеей а книгой про бойца. Кроме массы бойцов плотно населяющих поэму обрисованных лаконично но остро выразительно в Василии...

Русский

2015-02-21

41.54 KB

5 чел.

Автор и главный герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Роль фольклорных мотивов в поэме.

Александр Твардовский с самого начала Великой Отечественной войны и до ее завершения был на фронте. Он, корреспондент армейской печати, прошел вместе с солдатами многими дорогами войны: был на Юго-Западном фронте, участвовал в битве за Москву, в мощном наступательном движении Советской Армии, освободившей Белоруссию, Украину, Польшу, разгромившей фашистскую Германию.

Поэт делал все, что нужно было для фронта: «...писал очерки стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки...»

Ни с чем не сравнимый массовый героизм советского народа сила его единства, готовность спокойно перенести самые тяжелые военные испытания — все это оказало сильное влияние на художника, определило поэтический строй его поэмы и тот целостный поэтический мир, в котором живут ее герои. Этот мир покоряет достоверностью, начиная от характеров, картин фронтового быта до мельчайших деталей. Реалистическое мастерство Твардовского достигло в поэме совершенства. Кажется, будто перед нами поток самой жизни, ее неподдельная красота и поэтичность. Сцены военных будней и боев, наступления и отдыха бойцов — великое и обыденное — сплетены воедино, образуют особую гармонию. Причем и о военном поэт говорит просто, споря с ложным пафосом, верный утвержденному еще в «Севастопольских рассказах» эстетическому принципу изображения войны, который позволяет увидеть и утвердить непоказной героизм солдата, «скрытую теплоту патриотизма». Вместе с тем Твардовский следовал своему намерению «побольше самого себя в поэме»: лирическое начало в «Теркине» расширилось по сравнению со «Страной Муравией», стало многогранным, обогатило эпические традиции, которые по-прежнему сильно ощутимы в поэме, но проявляются иначе, чем прежде. Лиризм и характер «бессюжетного» сюжета влияют на проявление этих традиций. Они звучат более современно, усиливают народно-национальную окрашенность героя и всей поэмы (опора же на сказочные мотивы непосредственно ощутима только в двух главах — «Поединок» и «Смерть и воин»).

Достоверность картин жизни поэт подчеркнул и тем, что назвал «Василия Теркина» не поэмой или эпопеей, а «книгой про бойца». «Книга,— говорит поэт,— в народном восприятии явление более значительное, предмет серьезный, достоверный, безусловный».

Главный герой этой книги — народ на войне, воюющий народ,— в самых разнообразных фронтовых ситуациях, эпизодах. (Мы уже говорили о том, что сцена наступления или переправы под огнем естественно уживается рядом с рассказом о фронтовой кухне или бане.) Но, конечно, поэма никогда бы не приобрела своей силы и значения, если бы во всех этих ситуациях не проступал нравственный облик воюющего народа. Причем поэт озабочен не только тем, чтобы обрисовать портрет того или иного бойца, а и тем, чтобы подчеркнуть характер взаимоотношений бойцов.

Идея народного единства— важнейшая в поэме. Изображая атаку, поэт пишет:

И доверчиво по знаку,

За товарищем спеша,

С места бросились в атаку

Сорок душ — одна душа...

В поэме складывается характер народа на войне, народный характер. Согласно своей (с опорой на толстовские традиции) концепции справедливой войны, Твардовский подчеркивает грани этого цельного характера: спокойствие и выдержка, любовь к шутке, Рисуя многообразно и всесторонне солдатскую жизнь на фронте, Твардовский передает живые голоса солдат, их диалоги, споры. В поэме слышится «шум» непринужденной беседы бойцов, их восторженные реплики:

Танки действовали славно!

Шли саперы молодцом!

А пехота — как по нотам...

Подобные реплики тоже намекают на характер определенных взаимоотношений солдат.

Кроме массы бойцов, плотно населяющих поэму, обрисованных лаконично, но остро, выразительно, в «Василии Теркине» живут и более полно выписанные герои (генерал, лейтенант, дед и баба и т, д.). Они связаны с событиями, каждое из которых могло бы послужить основой для самостоятельного произведения.

Остановимся опять-таки хотя бы на одном примере. Всего четыре строфы посвящены лейтенанту: он повел взвод в атаку и погиб в бою. Но он запоминается. Даже малые детали создают цельный, стремительный, мальчишеский характер: и емкая строка — «весельчак, плясун, казак», и, конечно, быстро развивающееся действие. Лейтенант

Первым встал, стреляя с ходу,

Побежал вперед со взводом —

И нырнул он в снег, как в воду,

Как мальчонка с лодки в вир,

И пошло в цепи по взводу:

Ранен!Ранен командир!.

Подбежали. И тогда-то,

С тем и будет не забыт,

Он привстал:

— Вперед, ребята!

Я не ранен. Я — убит...

Только один эпизодический герой назван своим именем — Иван Теркин. Но этим он и внес известную путаницу и вызвал спор в землянке (кто же настоящий Теркин?), завершившийся репликой старшины — «каждой роте будет придан Теркин свой». Имя главного героя приобрело оттенок нарицательности.

В центре поразительно естественной, но созданной с большим искусством системы образов поэмы находится ее центральный герой, по имени которого она названа.

В образе Василия Теркина полно и сильно раскрыт замысел поэмы — поэтически воссозданы (точнее — персонифицированы) черты народа на войне, его характер.

Навеянный жизнью, образ Теркина создан посредством поэтического синтеза психологического реализма и того народно-поэтического типа обобщения, с которым мы встретились в «Стране Муравии». Говоря о причинах, которые толкнули его на создание особого сюжета (отступление — оборона - наступление — победа), Твардовский отмечает, что он хотел подчеркнуть «всеобщность» своего героя, соответствие его черт и поступков широкой массе бойцов. Поэтому он и решил не замыкать судьбу Теркина в рамки какой-либо определенной сюжетной истории.

Не однажды Василий Теркин скажет, прозрачно намекая на всеобщность, собирательность своей судьбы и характера:

И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблен...

Василий Теркин — субъект исторической эпохи, плоть и кровь народа, активно, сознательно защищающего Родину. Отсюда необходимость создания в поэме личности героя, который весь, без остатка, отдает себя народному делу. Его самоотречение доходит до того, что ему и ордена не надо,— достаточно медали. Нет у него особых друзей в роте: его друзья — все бойцы. Он до предела неприхотлив, никогда не озабочен собственной персоной. Автор не наделяет его определенной внешностью («не высок, не то чтоб мал»), «всеобща» и фронтовая биография героя (он отступал, был ранен, вернулся в строй, наступал, вошел в Берлин).

Характерно сопоставление двух Теркиных. Известно, что второй Теркин, так же как и Василий,— и герой, и шутник, и гармонист. Однако наш герой, явно выражая мысль автора, заключает:

Но одно тебя, брат, губит:

Рыжесть Теркину нейдет.

Иван Теркин — рыжий. А это — резко индивидуальный, «особенный», относительно редкий признак, обособляющий героя от других, признак, который именно потому «нейдет» Василию.

Но мы видели, что, закономерно отказываясь от резкой индивидуализации Теркина, поэт вместе с тем наделил его народной самобытностью, остротой ума, юмором — создал личность яркую, колоритную.

Многие особенности народного, национального характера, проявившиеся как бы коллективно — в массовых сценах или ярко индивидуально — в подвигах отдельных эпизодических героев, приобретают в образе Василия Теркина знаменательную обобщенность. Такова и довоенная биография героя.

За плечами Теркина — серьезная жизненная школа. Он человек труда, он сам говорит о себе: «я в колхозе курс прошел». В главе «Два бойца» рассказывается о посещении Теркиным, возвращающимся из госпиталя в свою часть, деда и бабы. Теркин починил часы, которые стоят двадцать пять лет («С той войны еще стоят»).

Не случайная удача и не знание особых секретов часового мастерства приносят герою успех. Секрет успеха — чудесная сила его трудовых рук, смекалка:

Просвистел:

— Плохи дела...

Но куда-то шильцем сунул,

Что-то высмотрел в пыли,

Внутрь куда-то дунул, плюнул,—

Что ты думаешь,— пошли!

И здесь поэт заостряет народность, собирательность характера героя, обращаясь к народно-поэтическим и сказочным оборотам («дунул-плюнул» и др.). Но важна не только умелость Теркина: он уважает труд, откровенно любуется сделанным. Так, в поэме Твардовского о войне (причем глубже, чем во многих произведениях о трудовой жизни тыла) предстали перед нами поведение, характер, психология труженика, воплощена эстетика труда.

Естественно, что Теркин, не ожидая приказа, сам вызывается на трудные, смертельно опасные подвиги (переправа через ледяную реку; эпизод, когда Теркин заменил убитого командира, и др.). Такие душевные побуждения неоднократно поэтизируются художником как высший нравственный идеал —

Где ж искать героя?

Надо самому!

(«Шофер Артюх»)

Шуточный оборот, как это часто встречается у Твардовского, только заостряет серьезность мысли. В подобных утверждениях и ситуациях завязывается поэтическая идея, которая станет господствовать в поэзии Твардовского позднее: человек ответствен за свои поступки не только перед людьми, но — перед самим со6ой, своей совестью. В приведенных строках это и заключено: совесть не позволяет шоферу (а в ряде случаев — Теркину) ожидать, пока кто-нибудь другой вызовется стать под пули...

Теркину свойствен и особый душевный такт, тонкое понимание того, что чувствует другой...

Но как ни богата поэма сценами боев и фронтового быта, как ни привлекают нас герои, прежде всего Василий Теркин, -ее понять и верно не оценить вне ее лирики (вспомним — «побольше себя в поэме»). Поэт усиливает трагическое звучание «Теркина», внося в произведение многообразные лирические мотивы.

Даже в первой главе, где происходит знакомство с героем, сразу пришедшимся по душе всем, когда он просто шутит, поэт вдруг прерывает бытовое повествование и после паузы в совершенно иной интонации, от своего имени, скажет:

Ночь глуха, земля сыра,

Чуть костер дымится.

Та же обстановка. Но настроение совершенно иное: за этими словами стоит то ощущение грозных, трагических и величественных событий, которые и есть — Отечественная война...

Так, «холодная,вода», «темная вода» и затем «черная вода» - эпитеты в главе «Переправа» — передают не тольк «портрет» и не столько «портрет» ночной реки, а разыгравшуюся трагедию. Контраст и контекст юмора и трагедийного звучания поэмы — сильное и органическое качество «Теркина» — тоже выражают концепцию народной войны, взгляд Твардовского на эпоху великого подвига и великих жертв.

По сравнению с творчеством Твардовского 30-х годов лирическое дарование поэта развернулось вширь и вглубь, преобразовало излюбленный художником жанр эпопеи. Лирический герой Твардовского впервые в «Василии Теркине» проявился полно, свободно, сильно. Голоса поэта и Теркина нередко сливаются, составляя унисон; порою звучат, обогащая друг друга. Переполненный той же скорбью и тем же ощущением величия народной битвы, поэт является как бы лирическим «двойником» Теркина. Нередко Теркин перехватывает речь, начатую поэтом, и наоборот, («И заметь, коль не заметил, что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой»). Создается тип лирического «я», родственный герою эпическому по его характеру и степени всеобщности.

Но как бы ни была значительна «теркинская» лирика, поэма становится более богатой благодаря тем лирическим главам, где Твардовский говорит о своей личной судьбе (эти главы так и называются — «О себе»). Здесь смолянин Александр Трифонович Твардовский открывает людям свои горькие мысли — его родная Смоленщина в плену: «мать, отец, родные сестры у меня за той чертой...». Главы «О себе» пронизывает острое чувство горечи, оно соединяется с поэтическими воспоминаниями детства. Сквозь призму этих воспоминаний картины, воссозданные поэтом, приобрели грустную прелесть:

Милый лес, где я мальчонкой

Плел из веток шалаши,

Где однажды я теленка,

Сбившись с ног, искал в глуши...

Полдень раннего июня

Был в лесу, и каждый лист,

Полный, радостный и юный,

Был горяч, но свеж и чист.

Иные средства — более субъективно окрашенная лексика, поэтический синтаксис — отличают проявления этого «я» от народно-разговорной и фольклорной стихии, в которой существует характер лирического героя, родственный Теркину. Обнаженность и накал чувства, его гибкие, многообразные обертоны, субъективно-личностный характер лиризма постепенно станут доминирующими в поэтике Твардовского, определят изменение жанров и родового склада его произведений. Так Твардовский станет в 50-е годы лириком (автором лирической эпопеи).

Известно, что поэт писал «Василия Теркина;» в течение 1942-1945 годов,— как бы вослед событиям войны, ее движению. И естественно, что поэма во второй своей половине (т. е. те части, что написаны в 1944—1945 годах) несколько меняет свое звучание: дело идет к победе, Однако не только радостные чувства отличают лирику последних глав, но и нарастающее ощущение безмерности потерь, которые принесла война и которые остро переживаются именно в минуты победы.

Поэтический мир поэта многообразен. Складываясь из разных стилевых «пластов», он вместе с тем удивительно гармоничен, целостен. Вбирая стихию фольклорной образности, краски поэзии классической, выработавшей тонкие средства передачи состояния души, поэтическая гармония эта зависит от общего эстетического принципа художника: видеть красоту устной, разговорной речи (прежде всего народной). Естественно, что в рамки этой речи вовлечены, прежде всего, характерные особенности языкового опыта народа на войне (военного, трудового, бытового), зачастую отличающегося самобытностью, юмором, красочностью меткого народного словечка (от этого главного речевого потока композиционно отделены лирические главы «О себе», что впоследствии исчезнет). Отсюда естественность звучания пословиц, поговорок (в том числе сложившихся на войне), устойчивых поэтических оборотов народной поэзии, а также пауз, форм обращения к собеседнику, фраз «незакругленных» и других особенностей разговорной речи. Можно сказать, что так чувствовать и опоэтизировать красоту разговорной речи простого человека умели только Пушкин, Некрасов и Блок. Твардовский блестяще продолжил эту традицию.

Гармония образов разнохарактерных, но связанных с общей основой разговорного языка — со свойственной ему непринужденностью, конкретностью — объясняет и такую особенность поэтики Твардовского, как отсутствие тех или иных «ударных», острых рифм, сложных эпитетов и метафор; отсутствуют в произведениях художника и неологизмы, каламбуры, звукопись и т. д. Все это составляет особенность и силу других поэтических систем (например, Маяковского, а в современной поэзии — Вознесенского).

Мы вообще никогда не обратим внимания на эти — отдельные — художественные элементы произведений Твардовского. Здесь звучит более крупная «единица» поэтического смысла - строфа (иногда она может быть шести — восьмистишием), а не строка и, тем более, не слово.

Эту особенность Твардовского хорошо почувствовал В. Луговской: «Непревзойденная сила Твардовского в том, что он мыслит, думает стихом, что ему не нужно никаких дополнительных аксессуаров сложной образности, чтобы донести свою мысль прямиком до читателя».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17122. Використання конструкторів і деструкторів 58 KB
  Лабораторна робота № 31 Тема: Використання конструкторів і деструкторів Ціль роботи: вивчити і навчитися використовувати механізм роботи з конструкторами і деструкторами. Обладнання: ПКПО Borland C Теоретичні відомості Конструктори і деструктори Існує кільк
17123. Використання спадкування для створення ієрархії класів 80.5 KB
  Лабораторна робота № 32 Тема: Використання спадкування для створення ієрархії класів Ціль роботи: одержати навички у використанні спадкування для створення похідних класів при простому спадкуванні. Обладнання: ПКПО Borland C Теоретичні відомості При оголошенні п...
17124. Використання віртуальних і покажчиків для роботи з об'єктами класів 51.5 KB
  Лабораторна робота № 33 Тема: Використання віртуальних і покажчиків для роботи з об'єктами класів Ціль роботи: вивчити і навчитися використовувати віртуальні функції в мові С. Обладнання: ПКПО Borland C Теоретичні відомості Віртуальні функціїчлени з'являються в к...
17125. Задачі курсу. Історичний огляд розвитку обчислювальної техніки. Операційна система (ОС) та її функції. Структура ОС 72 KB
  Лекція №1 Тема: Задачі курсу. Історичний огляд розвитку обчислювальної техніки. Операційна система ОС та її функції. Структура ОС. План Мета і задачі курсу. Призначення операційних систем. Функції операційних систем. Поняття операційного середовища. ...
17126. Структура ОС MS – DOS. Основні команди MS – DOS 162.5 KB
  Лекція №2 Тема: Структура ОС MS – DOS. Основні команди MS – DOS. План Історія й архітектура. Керування програмами. Керування пам'яттю. Введеннявиведення і файлова система. Структура MS DOS. Історія й архітектура ОС MS DOS була розроблена фірмою Microso...
17127. Призначення, створення і виконання командного файлу в ОС Windows та Ms-Dos 45.5 KB
  Лекція №3 Тема: Призначення створення і виконання командного файлу в ОС Windows та MsDos. План Призначення командних файлів. Приклади застосування. Формальні параметри. Командні файли в ОС Windows. Команда ECHO [OFF] [ON] Управління індикацією на екрані вм...
17128. Файлові оболонки для ОС MS – DOS та файлові менеджери для ОС Windows 130.5 KB
  Лекція №4 Тема: Файлові оболонки для ОС MS – DOS та файлові менеджери для ОС Windows. План Можливості Norton Commander. Зміст панелей Norton Commander. Використовування функціональних клавіш. Меню команд користувача. файлові менеджери для ОС Windows. ПРОГРАМАОБОЛ
17129. ОС Linux. Архітектура ОС Linux 78 KB
  Лекція №5 Тема: ОС Linux. Архітектура ОС Linux. План Архітектура Linux. Модулі ядра. Система файлів і каталоги. Імена файлів і каталогів. Розширення та дерево каталогів. Архітектура Linux В ОС Linux можна виділити три основні частини: ядро яке реа
17130. Контролюючи та діагностичні засоби ОС Windows 70.5 KB
  Лекція №6 Тема: Контролюючи та діагностичні засоби ОС Windows. План Програма Архівація даних. Програма Очищення диска. Програма Дефрагментація диска. Програма Відновлення системи. Програма Системний монітор. До складу стандартних програм Windows...