81750

Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

С одной стороны жизнь в этой деревне поражает своей сонливостью безмолвием бездеятельностью. Закономерности существования определяют приметы: брови чешутся слёзы; лоб кланяться с правой стороны чешется мужчине с левой женщине; уши зачешутся значит к дождю. С другой стороны в описании Обломовки заметен акцент на великолепии окружающей природы на хлебосольстве господ поэзии быта усадьбы красоте народных праздников ласке матери. Подчеркнуты нравственные стороны рисуемой жизни: искренность доброта и незлобие: В глазах...

Русский

2015-02-21

32.96 KB

0 чел.

Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы.

А.Гончаров «Обломов»

Сон героя и картина Обломовки. Велико композиционное значение и девятой главы первой части романа. Будучи сном Обломова, глава описывает один день в Обломовке, подобно тому как вся первая часть воспроизводит один день героя в Петербурге. Эти два типа бытия как бы накладываются друг на друга, чтобы оттенить их различия и одновременно подобие в самом существенном — праздности существования. Это предыстория (немцы называют её термином Forgeschichte) жизни Ильи Ильича, но в то же время это, по Гончарову г суть широко понимаемой российской действительности с её неподвижностью и застоем. Вот почему Обломовка в разных своих вариантах будет ещё не раз повторяться при рассказе о московском и петербургском периодах жизни героя.

Изображение приснившейся Обломовки примечательно своей очевидной двойственностью. С одной стороны, жизнь в этой деревне поражает своей сонливостью, безмолвием, бездеятельностью. Закономерности существования определяют приметы: «брови чешутся — слёзы; лоб — кланяться, с правой стороны чешется — мужчине, с левой — женщине; уши зачешутся — значит, к дождю...» Удивительно это всегдашнее «чешется», и невольно вспоминается гоголевская Коробочка, привыкшая чесать пятки своего покойного супруга. Здесь царят патриархальное натуральное «хозяйствование», однообразие бытия, полная его изолированность от мира, власть привычек, лени, оторванность от культуры. С другой стороны, в описании Обломовки заметен акцент на великолепии окружающей природы, на хлебосольстве господ, поэзии быта усадьбы, красоте народных праздников, ласке матери. Возникает некая идиллия «золотого века», отмеченная гармонией, обеспеченностью, счастьем. Подчеркнуты нравственные стороны рисуемой жизни: искренность, доброта и незлобие: «В глазах собеседников увидишь симпатию... Всё по душе!» Такая жизнь резко противопоставлена городской суете и испорченности. И мы замечаем, как отношение автора к воссоздаваемому миру меняется: ирония сменяется шуткой, удивление—восторгом, нейтральное повествование — умилением.

Суть позиции И. А. Гончарова проницательно определил В. Г. Короленко. Он заметил: автор, «конечно, мысленно отрицал "обломовщину", но внутренне любил её бессознательно глубокой любовью». Нередко он явно сочувствует Илюше: ведь это его, Гончарова, милое и безмятежное детство! Но писатель не только умиляется, но и размышляет. Он ставит острую в ту пору проблему воспитания ребёнка в условиях крепостнической действительности: с одной стороны, оно связывает растущего человека с его почвой и наделяет высокой нравственностью, с другой — формирует созерцательность, инертность, праздность, а потому оно достаточно уродливо. По словам Штольца, «началось с неуменья надевать чулки и кончилось — неуменьем жить». Сонному существованию обломовцев ныне, в пору петербургской жизни, соответствует дремотное лежание Ильи Ильича. Вот отчего первая часть романа практически лишена действия, сюжетной динамики, событийности. Пространство героя предельно ограничено комнатой и даже диваном в ней. Зато время, преодолевая — благодаря детству, увиденному во сне, — замкнутость одного дня, растекается до двадцати пяти лет. Как и Онегин, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», Обломов ничем не умеет заняться. Но Гончаров оказывается суровее поэта: его герою уже тридцать два года.

А. Пушкин «Капитанская дочка» 

Сон П. Гринева

Глава 2 «Вожатый»

Гринев едет в Белогорскую крепость, чтобы начать военную службу. По дороге он попадает в буран, и его возница сбивается с пути.

«Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни… Вдруг увидел я вороты и въехал в барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтобы батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, - говорит она мне, - отец болен при смерти и желает с тобою проститься» Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его» Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика? – «Все равно, Петруша, - отвечала мне матушка, это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…» Ужас и недоумение овладели мною…»

И в эту минуту я проснулся…»

Сон Гринева – пророческий: в буране он встречает мужика-вожатого, который выводит его повозку к постоялому двору. Этот мужик оказался «разбойником» Емельяном Пугачевым, выдававшим себя за Петра III и поднявшим яицких мужиков на восстание против власти. Встреча в буране была первой из четырех встреч Гринева и Пугачева. Пугачев сыграл важную роль в судьбе главного героя: он спасает его от смерти в Белогорской крепости, помогает вырвать из рук Швабрина Машу Миронову. Встречи с Пугачевым сыграли немаловажную роль в формировании личности Гринева, в его судьбе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68128. Слова в вірші – і рай в душі 78.5 KB
  Мета: поглибити учнівські знання з теорії літератури ідейнохудожнього аналізу поетичного твору удосконалювати вміння виразного читання; розвивати поетичне мислення образну уяву; виховувати любов до художнього слова та до рідної природи. Я зачитуватиму поетичні рядки а ви повинні підставити...
68129. Інтелектуальна гра «Літературна веселка» Ти завжди в серцях людей, Тарасе! 43.5 KB
  Шевченка розвивати логічне мислення виразне читання виховувати повагу до Шевченкового слова та цікавість до вивчення його творчості. Тарас Шевченко Тарас Це бунтівне пророче ім’я знайоме не тільки українцям а й усьому світові. Шевченко це криниця з джерельною водою яка втамовує духовну спрагу народу.
68130. Знайомство з країною Логікою 28.5 KB
  Сьогодні діти ми відправляємось у незвичайну подорож. Діти ходять до школи найкоротшим шляхом але можуть годинами блукати різноманітними лабіринтами. Діти імітують посадку на автобус і їзду. Ось компанія яка У якій послідовності сидять діти Боря Петрик Юрко Віра Стас Іра.
68131. Аналогія. Добір малюнків за аналогією 263.5 KB
  Тип уроку: урок засвоєння умінь і навичок Обладнання: геометричні фігури і предметні малюнки до гри Фотограф; індивідуальні набори геометричних фігур гралото малюнки з послідовністю. Міняю місцями фігури деякі взагалі прибираю. Всі фігури різного кольору А тепер відкрийте очі подивіться...
68132. Подорож по океану логічних завдань 27.5 KB
  Мета: Познайомити дітей з різними поняттями; розвивати мислення, мову, пам’ять, спостережливість; виховувати сміливість, рішучість. Хід уроку Повідомлення теми і мети уроку. Сьогодні ми вирушаємо у кругосвітню подорож на кораблі. Нас чекає багато різних пригод. Людина – мисляча істота. Думки словами виражає.
68133. Сумісні та несумісні поняття. Завдання для повторення 84.5 KB
  Мета: узагальнити й систематизувати знання учнів про поняття про сумісні та несумісні поняття вдосконалювати вміння учнів розв’язувати логічні завдання розвивати логічне мислення кмітливість увагу пам’ять уяву; виховувати любов до тварин пробуджувати пізнавальний інтерес до всього живого формувати самоосвітні...
68136. МОДЕРНІЗАЦІЯ ВИЩОЇ ОСВІТИ УКРАЇНИ: МЕХАНІЗМИ ІНСТИТУЦІЙНОГО РЕГУЛЮВАННЯ 188 KB
  Результативність та ефективність функціонування системи вищої освіти України на початку ХХІ століття забезпечуватиметься тільки у випадку, коли її не зв’язуватимуть вирішенням тимчасових завдань, породжених економіко-політичною нестабільністю, демографічною кризою, соціокультурним вакуумом.