81755

Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Выражением концепции исторического пути народа или государства Н. Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги по которым эта бричка колесит не только реалистическая картина российского бездорожья но и символ кривого пути национального развития. Птицатройка символ национальной стихии русской жизни символ великого пути России в мировом масштабе.

Русский

2015-02-21

31.76 KB

0 чел.

Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 в.

ДОРОГА

может быть:

1. Конкретной реалией изображаемого пространства

2. Символизировать путь внутреннего развития, судьбу

3. Выражением концепции исторического пути народа или государства

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Важную роль в поэме играет образ дороги. Сначала это символ человеческой жизни. Г. воспринимает жизнь как тяжелый путь, полный лишений, в конце которого его ждет холодное, бесприютное одиночество. Однако Г. не считает ее бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной.

Дорога – это композиционный стержень повествования. Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. «Птица-тройка» и ее стремительный лет противопоставлена бричке Чичикова и ее однообразному кружению по бездорожью от одного помещика к другому. «Птица-тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе.

Но эта дорога – уже не жизнь одного человека, а судьба всего Русского государства. Сама Русь воплощена в образе птицы-тройки, летящей в будущее: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета…

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа… летит мимо все, что ни есть на земле… и дают ей дорогу другие народы и государства»

В лирических отступлениях Г. создает образы беспредельной, чудесной Руси и ее народа. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Какое

Будущее у России, Г. не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.

А. Пушкин «Капитанская дочка»

Главный герой романа – Петр Гринев. Он представлен автором юношей-недорослем, который проходит сложный путь становления, формирования характера, и стариком-мемуаристом, который вспоминает события времен своей юности, совпавшие с восстанием Пугачева, и оценивает их с высоты прожитых лет. Вот убеждение повествователя, прошедшего испытания: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений» Возможно, иначе сложилась бы судьба Гринева, другим стал характер, взгляды на жизнь, не повстречайся он на жизненном пути с Пугачевым, Швабриным, семьей Мироновых и с Машей, своей любимой, своей спасительницей. Путь Гринева начался от порога родительского дома. Отец отправляет его на военную службу в Белогорскую крепость: «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат…» Путь Гринева – путь ошибок, трудных испытаний, но даже в минуты опасности молодой человек не утрачивает стойкости, чести, чувства достоинства и очень внимательно относится к окружающим людям, будь то неизвестный «вожатый», встретившийся ему в буране, или Савельич, добрый и преданный дядька Петруши, или Маша Миронова, дочь капитана Миронова, за честь которой он дерется на дуэли со Швабриным.

На пути Г. встречается «разбойник» Пугачев – враг-друг. Подаренный на постоялом дворе «вожатому» заячий тулуп в благодарность за спасение сыграл немаловажную роль в судьбе героя – он спасает ему жизнь, а впоследствии – и жизнь Маши Мироновой. Кибитка, в которой едут Пугачев и Гринев спасать «сироту» Миронову из рук Швабрина, - символ пути каждого героя в их жизни, дороги, которая приводит Гринева в тюрьму, откуда его вызволяет Маша, а Пугачева – на плаху.

Мотив дороги является одним из ведущих в произведениях русской литературы 19 в. Это и «Евгений Онегин» А. Пушкина, и «Герой нашего времени» М. Лермонтова, и «Отцы и дети» И. Тургенева.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49408. Устройство формирования импульсных последовательностей на базе МПС 374 KB
  Система состоит из микропроцессора таймера тактового генератора блока памяти. ВМ – выбор микросхемы ЗП – вход для записи данных с магистрали данных ЧТ – вход разрешения выдачи данных из таймера на ШД ТИ0.ТИ2 – тактовые входы каналов таймера Р0. 0й канал 1го таймера запрограммирован на работу в режиме 5 схемотехнически управляемый строб.
49409. Устройство сбора телеметрической информации 713 KB
  Конструктивная реализация устройства включает в себя 30 модулей аналогового ввода с подключенными к ним дешифраторами, основной микроконтроллерный модуль, включающий в себя микроконтроллер, а так же при необходимости и дополнительную память (ОЗУ).
49410. Разработка процесса разделения углеводородной смеси 175 KB
  Задание на курсовое проектирование Дисциплина: Основы проектирования и оборудование предприятий органического синтеза Студент: Новокрещенова Наталья Сергеевна Тема: Разработка технологического процесса для разделения углеводородной смеси заданного состава Исходные данные: 1. В результате чего выходящие из аппарата пары представляют собой почти чистый НК. Часть конденсата возвращаемая на орошение аппарата называется флегмой другая часть отводится в качестве дистиллята. Она заключается в конденсации газов и последующей ректификации...
49411. Разработка системы применения удобрений на примере хозяйства Воронежской области 1.47 MB
  Тимирязева Кафедра агрономической и биологической химии Курсовая работа Разработка системы применения удобрений на примере хозяйства Воронежской области Выполнил студент IV курса Факультета почвоведения агрохимии и экологии 44 гр. Производственные показатели для составления системы применения удобрений Выход навоза заготовка хранение и технология внесения органических удобрений. Технология внесения органических удобрений.
49412. Проблемная разработка рациональной системы применения удобрений в совхозе «Динамо» Тамбовской области 858 KB
  Производственные показатели для составления системы применения удобрений Выход навоза заготовка хранение и технология внесение органических удобрений Составление системы применения удобрений в севообороте при заданной обеспеченности 1 га...
49413. Проблемная разработка рациональной системы применения удобрений во Владимирской области 892.5 KB
  Проблемная разработка рациональной системы применения удобрений во Владимирской области. Производственные показатели для составления системы применения удобрений Выход навоза заготовка хранение и технология внесение органических удобрений Составление системы применения удобрений в севообороте при заданной обеспеченности 1 га пашни минеральными удобрениями...
49415. Анализ структуры и потенциальных свойств заданного материала электронной техники 730.51 KB
  Содержание: Исходные данные Общие сведения о тригональной системе Построение стереографической проекции элементов симметрии вида симметрии D3d 3m и граней общей формы. Изображение стереографических проекций граней частных простых форм Матричные представления операций симметрии 3.Доказательство возникновения новых порожденных элементов симметрии 3. Список литературы Исходные данные: l2O3 Тригональная сингония 5 исходных ступеней 3v Вид симметрии D3d 3m Элементы симметрии: 2 m 3v = 3v2h3mv3 Ī а=4.
49416. Использование нейронных сетей при определении цвета глаз будущего ребенка 468 KB
  Практическое применение нейронных сетей при определении цвета глаз будущего ребенка В области определения цвета глаз будущего ребенка использование нейросетевых технологий не применяется в данное время поэтому хотелось бы попробовать осуществить эту идею поскольку мне она кажется очень даже интересной.