81755

Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Выражением концепции исторического пути народа или государства Н. Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги по которым эта бричка колесит не только реалистическая картина российского бездорожья но и символ кривого пути национального развития. Птицатройка символ национальной стихии русской жизни символ великого пути России в мировом масштабе.

Русский

2015-02-21

31.76 KB

0 чел.

Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 в.

ДОРОГА

может быть:

1. Конкретной реалией изображаемого пространства

2. Символизировать путь внутреннего развития, судьбу

3. Выражением концепции исторического пути народа или государства

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Важную роль в поэме играет образ дороги. Сначала это символ человеческой жизни. Г. воспринимает жизнь как тяжелый путь, полный лишений, в конце которого его ждет холодное, бесприютное одиночество. Однако Г. не считает ее бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной.

Дорога – это композиционный стержень повествования. Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. «Птица-тройка» и ее стремительный лет противопоставлена бричке Чичикова и ее однообразному кружению по бездорожью от одного помещика к другому. «Птица-тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе.

Но эта дорога – уже не жизнь одного человека, а судьба всего Русского государства. Сама Русь воплощена в образе птицы-тройки, летящей в будущее: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета…

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа… летит мимо все, что ни есть на земле… и дают ей дорогу другие народы и государства»

В лирических отступлениях Г. создает образы беспредельной, чудесной Руси и ее народа. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Какое

Будущее у России, Г. не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.

А. Пушкин «Капитанская дочка»

Главный герой романа – Петр Гринев. Он представлен автором юношей-недорослем, который проходит сложный путь становления, формирования характера, и стариком-мемуаристом, который вспоминает события времен своей юности, совпавшие с восстанием Пугачева, и оценивает их с высоты прожитых лет. Вот убеждение повествователя, прошедшего испытания: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений» Возможно, иначе сложилась бы судьба Гринева, другим стал характер, взгляды на жизнь, не повстречайся он на жизненном пути с Пугачевым, Швабриным, семьей Мироновых и с Машей, своей любимой, своей спасительницей. Путь Гринева начался от порога родительского дома. Отец отправляет его на военную службу в Белогорскую крепость: «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат…» Путь Гринева – путь ошибок, трудных испытаний, но даже в минуты опасности молодой человек не утрачивает стойкости, чести, чувства достоинства и очень внимательно относится к окружающим людям, будь то неизвестный «вожатый», встретившийся ему в буране, или Савельич, добрый и преданный дядька Петруши, или Маша Миронова, дочь капитана Миронова, за честь которой он дерется на дуэли со Швабриным.

На пути Г. встречается «разбойник» Пугачев – враг-друг. Подаренный на постоялом дворе «вожатому» заячий тулуп в благодарность за спасение сыграл немаловажную роль в судьбе героя – он спасает ему жизнь, а впоследствии – и жизнь Маши Мироновой. Кибитка, в которой едут Пугачев и Гринев спасать «сироту» Миронову из рук Швабрина, - символ пути каждого героя в их жизни, дороги, которая приводит Гринева в тюрьму, откуда его вызволяет Маша, а Пугачева – на плаху.

Мотив дороги является одним из ведущих в произведениях русской литературы 19 в. Это и «Евгений Онегин» А. Пушкина, и «Герой нашего времени» М. Лермонтова, и «Отцы и дети» И. Тургенева.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84123. Государственная власть как особая разновидность социальной власти и методы ее осуществления 21.25 KB
  В литературе поразному понимается соотношение категорий государственная власть и политическая власть . Согласно одной точке зрения государственная власть более узкая категория чем политическая власть ибо последняя осуществляется не только государством но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления партиями политическими движениями общественными организациями и т. Так в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной...
84124. Признаки государства, отличающие его от других политических организаций общества 18.91 KB
  Государство единственная организация власти в масштабе всей страны. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством становясь его гражданином или подданным и обретает с одной стороны обязанность подчиняться государственновластным велениям а с другой право на покровительство и защиту государства. Государство обладает суверенитетом как внешним т. Только государство включает такие структуры как суд прокуратура органы внутренних дел и т.
84125. Сущность и социальное назначение государства. Классовое и общесоциальное в государстве 22.97 KB
  Классовое и общесоциальное в государстве Сущность государства смысл главное в нём что определяет его содержание назначение и функционирование. Вопрос о сущности государства это вопрос о том кому принадлежит государственная власть кто её осуществляет и в чьих интересах. Теории государства и права известно множество теорий по вопросу о принадлежности государственной власти определённой массе: Так сторонники теории элит получившей распространение в XX в.
84126. Понятие «тип государства» и его значение 17.98 KB
  В отечественной науке понятие тип государства длительное время понималось как исторический тип государства. При таком подходе смена одних типов государства другими рассматривалась как историческая закономерность в силу которой социалистическое государство возникает как последний и высший тип. Категория тип государства в советской науке использовалась для выявления классовой сущности государства: все государства подразделялись на эксплуататорские и антиэксплуататорские.
84127. Классификация государств, её основания и значение. Место и роль типологии государств в системе классификации государств 23.92 KB
  Ленина и других решающим фактором общественного развития который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами которые были собственностью свободных граждан. Феодальное государство это диктатура класса феодалов земельных...
84128. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие) 36.64 KB
  Эта характерная черта русской религиозной философии была задана философской СИСТЕМОЙ ВСЕЕДИНСТВА ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА. По Соловьеву всеединство – это органическое единство всего мира которое осуществляется в двух видах: 1. Следовательно у всего мира есть нечто внешнее ему некое Всеединство общее для всех его частей которое своим действием образует из множества отдельных и не причастных друг к другу частей единый мир. Следовательно Всеединство образуя из множества частей единое давая всем частям мира истинное и полноценное совместное...
84129. Русская идея как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин) 36.2 KB
  Помимо святости как государствастолпа истинного христианства исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера особенностями русской души. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера как: слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины. Восточный византийский склад характера устремляет...
84130. Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский, В.И. Вернадский). Его основные положения 39.58 KB
  Его основные положения В русской философии XIX века сформировался так называемый русский космизм – направление мысли пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом. Истоки русского космизма как и сама его логика находились в представлениях о зависимости жизни человека от характера физических параметров ближнего космоса и вообще всей Вселенной: 1. Кроме того исходя из подобного предположения мы можем предположить и следующее – глобальные процессы во Вселенной определяют и биологическую жизнь человека...
84131. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин) 35.94 KB
  В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе марксизма. ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ отрицали любое насилие в политическом процессе утверждали перспективность капитализма для России и предлагали совершенствовать общество путём демократических реформ. Основателем и первым идеологом легального марксизма в России стал Петр СТРУВЕ.