81755

Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Выражением концепции исторического пути народа или государства Н. Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги по которым эта бричка колесит не только реалистическая картина российского бездорожья но и символ кривого пути национального развития. Птицатройка символ национальной стихии русской жизни символ великого пути России в мировом масштабе.

Русский

2015-02-21

31.76 KB

0 чел.

Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 в.

ДОРОГА

может быть:

1. Конкретной реалией изображаемого пространства

2. Символизировать путь внутреннего развития, судьбу

3. Выражением концепции исторического пути народа или государства

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Важную роль в поэме играет образ дороги. Сначала это символ человеческой жизни. Г. воспринимает жизнь как тяжелый путь, полный лишений, в конце которого его ждет холодное, бесприютное одиночество. Однако Г. не считает ее бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной.

Дорога – это композиционный стержень повествования. Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. «Птица-тройка» и ее стремительный лет противопоставлена бричке Чичикова и ее однообразному кружению по бездорожью от одного помещика к другому. «Птица-тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе.

Но эта дорога – уже не жизнь одного человека, а судьба всего Русского государства. Сама Русь воплощена в образе птицы-тройки, летящей в будущее: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета…

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа… летит мимо все, что ни есть на земле… и дают ей дорогу другие народы и государства»

В лирических отступлениях Г. создает образы беспредельной, чудесной Руси и ее народа. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Какое

Будущее у России, Г. не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.

А. Пушкин «Капитанская дочка»

Главный герой романа – Петр Гринев. Он представлен автором юношей-недорослем, который проходит сложный путь становления, формирования характера, и стариком-мемуаристом, который вспоминает события времен своей юности, совпавшие с восстанием Пугачева, и оценивает их с высоты прожитых лет. Вот убеждение повествователя, прошедшего испытания: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений» Возможно, иначе сложилась бы судьба Гринева, другим стал характер, взгляды на жизнь, не повстречайся он на жизненном пути с Пугачевым, Швабриным, семьей Мироновых и с Машей, своей любимой, своей спасительницей. Путь Гринева начался от порога родительского дома. Отец отправляет его на военную службу в Белогорскую крепость: «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат…» Путь Гринева – путь ошибок, трудных испытаний, но даже в минуты опасности молодой человек не утрачивает стойкости, чести, чувства достоинства и очень внимательно относится к окружающим людям, будь то неизвестный «вожатый», встретившийся ему в буране, или Савельич, добрый и преданный дядька Петруши, или Маша Миронова, дочь капитана Миронова, за честь которой он дерется на дуэли со Швабриным.

На пути Г. встречается «разбойник» Пугачев – враг-друг. Подаренный на постоялом дворе «вожатому» заячий тулуп в благодарность за спасение сыграл немаловажную роль в судьбе героя – он спасает ему жизнь, а впоследствии – и жизнь Маши Мироновой. Кибитка, в которой едут Пугачев и Гринев спасать «сироту» Миронову из рук Швабрина, - символ пути каждого героя в их жизни, дороги, которая приводит Гринева в тюрьму, откуда его вызволяет Маша, а Пугачева – на плаху.

Мотив дороги является одним из ведущих в произведениях русской литературы 19 в. Это и «Евгений Онегин» А. Пушкина, и «Герой нашего времени» М. Лермонтова, и «Отцы и дети» И. Тургенева.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25100. Категорії естетики 38.5 KB
  Середньовічна естетика яка виробляла своє розуміння гармонії опинилася в складному і суперечливому становищі щодо античної спадщини. Необхідно було обґрунтовувати нову християнську космогонію аби замінити ідею космічної гармонії ієрархією земного і небесного людського і Божого. Нової ідеєю щодо гармонії було уявлення її як тотожності цілого і частини; за нею стояло вчення стоїків і неоплатонівців про єдність мікро і макрокосмосу. Категорії гармонії і міри широко використовувалися й у Новий час проте вони вже не були головними естетичними...
25101. Доба відродження 37 KB
  Кепаікзапсе – відродження. Естетика Відродження як і філософія цього періоду зумовлена розвитком товарного виробництва торгівлі розквітом міської культури на межі XIV–XV ст. Епоха Відродження починається в Італії а пізніше охоплює більшість країн Європи.
25103. Методы эстетического воспитания 47 KB
  На художественных занятиях педагог дает точные указания показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета формы объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте длительности тембру динамике; музыкальный поэтический слух художественный вкус и т. Методические приемы поскольку они относятся к области художественного воспитания должны...
25104. Суррогатное материнство 39 KB
  Для многих семей сегодня не существует проблемы искусственного оплодотворения и с моральной точки зрения. Этический вопрос искусственного оплодотворения интересовал человечество ещё с конца XVII века. Первые попытки искусственного оплодотворения были совершены ещё в середине ХХ ст. Первый успех в области искусственного оплодотворения ученые смогли получить только в 1973 году.
25105. Перші етичні уявлення 39 KB
  Етика входить до складу філософського знання. в праці Нікомахова етика утворив іменник етика та прикметник етичний. Етика виникає в лоні філософії тому вона органічно пов'язана зі всіма основними її розділами: онтологією вченням про буття гносеологією теорією пізнання аксіологією вченням про цінності праксеологією вченням про практику буття людини. З'ясовуючи сенс життя етика повинна вийти на основоположні проблеми буття людини як особистості.
25106. Любов 35 KB
  Любов – це завжди подія не залежна від людини. Любов не надається моральним оцінкам. Сенсом людської любові взагалі є виправдання і спасіння індивідуальності через жертву егоїзму. Любов – це самовіддача подолання егоїзму.
25107. Российское общество начала XX в. 658.5 KB
  Население России в 1897 г. Смертность населения в России была одной из самых высоких в Европе. Сословия России В начале XX в. Дворян в России называли благородным сословием.
25108. Советско-германский договор о ненападении (август 1939 г.). Советско-финская война 606.5 KB
  в Москве проходили переговоры представителей СССР и англофранцузского блока. Одновременно СССР вел переговоры с Германией. СССР объявил о своём нейтралитете. Кроме того в соответствии с секретным соглашением с Германией СССР получил возможность передвинуть на запад собственные границы.