81758

Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни которая предстает перед нами серой бесприютной опустошенной. Пьянство сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему что не касается материальной стороны их жалкой жизни и грозят привести к тому что обнищавшее село вотвот рухнет развалится. является Матрена одинокая хозяйка дома где снимает комнату герой рассказа женщина с интересной но невероятно сложной и несчастливой...

Русский

2015-02-21

35.02 KB

0 чел.

Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы

А. И. Солженицын «Матренин двор»

Рассказ «Матренин двор» был написан в начале 60-х г.г. 20 в., когда общественность захлестнула волна антисталинских настроений и остро встала необходимость внутреннего освобождения, избавления от прежних страхов. В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни, которая предстает перед нами серой, бесприютной, опустошенной. Пьянство, сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему, что не касается материальной стороны их жалкой жизни, и грозят привести к тому, что обнищавшее село вот-вот рухнет, развалится. Но оно стоит. Стоит, по мнению автора, благодаря праведнику.

Праведным героем для С. является Матрена, одинокая хозяйка дома, где снимает комнату герой рассказа, женщина с интересной, но невероятно сложной и несчастливой судьбой, жительница деревни, которую ее соседи и родственники считают едва ли не местной юродивой, что, впрочем не мешает им пользоваться ее безграничной добротой и душевной щедростью. Причем, как подчеркивает автор, никогда эта удивительная женщина не брала за работу денег. В центре повествования – тяжелая, но полная глубокого смысла жизнь одинокой русской женщины. Фоном для нее предстает нелепое и жалкое существование русской деревни. При этом С. заостряет внимание не столько на бытовых неурядицах села ( хотя именно они определяют развитие сюжета и приводят к печальному финалу – смерти героини), сколько на эмоциональной обстановке, духовном облике окружающих Матрену людей.

С. говорит о неустроенности сельского быта не как о следствии каких-то из ряда вон выходящих экономических событий (хотя и о них упоминается довольно часто и подробно, достаточно вспомнить указание автора на отсутствие в деревне продуктов и топлива). По его мнению, корни этой неустроенности – в потере людьми совести, нравственной чистоты. Лицо деревни, каким оно предстает в рассказе, лишено даже намека на хорошее. Все оно буквально изъедено жадностью, тупостью, пошлостью, корыстью и наглостью. Даже самое святое – вера и связанные с ней обряды – оказывается во власти отвратительных лицемерия и расчета.

В рассказе есть яркий образ-символ. Это Матренин двор, символизирующий судьбу всей деревни. Этот двор, где нет не то что коровы, а даже поросенка, оказывается разрушенным. Так же, как к началу 60-х г.г. 20 в. оказалось разрушенным национальное единство не только деревни, но и всей страны.

Духовная слепота людей, их нежелание прислушиваться к голосу совести делает их по-настоящему страшными, такими, как брат пропавшего без вести мужа Матрены Фаддей. Будущего у таких людей нет, и не стоять их селу. Если бы не праведники.

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой» (1976) (повесть)

Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют «городской прозе». Критик А. Бочаров справедливо заметил, что между «городским» Ю. Трифоновым и «деревенским» В. Распутиным при всем их различии много общего Оба пишут о высокой нравственности человека, обоих интересует место личности в истории, оба говорят о влиянии прошлой жизни на современную и будущую.

В повести с наибольшей полнотой воплотилась русская идея слияния человека с миром, Вселенной, родом. Перед читателем – «старинные старухи» с типичными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинегина, Катерина Зотова, Наталья Карпова, Сима Аксинья. У всех героев за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. Р. Подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Работа для них не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и – шире – всего человеческого племени. Для Дарьи и других старух дом не только место для жилья и вещи – не только вещи. Это одушевленная предками часть их жизни. «Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы» Именно эта мысль, вложенная писателем в монолог загадочного зверька, символизирующего хозяина острова, руководит поведением старух и старика Богодула. Все они осознают себя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. Земля, по их мнению, дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить для потомков. И старухам отнюдь не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие не смену. Вот почему Дарья Пинегина все время размышляет о смысле жизни, об истине; вступает в спор с внуком Андреем; задает вопросы умершим. В этих спорах, размышлениях и даже в обвинениях – и праведная торжественность, и тревога, и – непременно – любовь.

Драматическое противоречие, сгущенное до символической картины, возникает уже на первых страницах повести. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера (этимология слова – мать-родина-земля), противостоит запустение, оголение, источение. Стонут избы, сквозит ветер, хлопают ворота. «Темь пала» на Матеру, утверждает писатель, вызывая ассоциации с древнерусскими текстами и с Апокалипсисом.

Носителям народных нравственных ценностей Р. Противопоставляет современных «обсевков», нарисованных в весьма жесткой манере. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов превращен в Петруху( лишен народным мнением своего имени), Клавка Стригунова (Р. Наделяет уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменившим национальным традициям), которая радуется исчезновению родной Матеры. Исключительным злом, беспамятством и бесстыдством утверждают себя в жизни «официальные лица».

В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений, за кем правда. Человек своим трудом сроднится с любым местом.

Юрий Валентинович Трифонов

«московские повести»: «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975), «Дом на набережной» (1976)

Принесли писателю широкую известность среди читателей и почти полное непонимание у критиков. Трифонова упрекали за то, что в его новых произведениях не было крупных личностей. Что конфликты строились на бытовых, житейских, а не широкомасштабных ситуациях.

Действие в повестях происходит в обычных московских квартирах и заурядных дачных владениях. Писатель стремился, чтобы в его персонажах – инженерах, научных сотрудниках, преподавателях, писателях, актрисах, ученых – читатель угадывал себя. Его проза – «не про каких-то мещан, а про нас с вами», про рядовых горожан. И показаны они , с одной стороны, в бытовых ситуациях ( в обменах квартир, болезнях, мелких стычках друг с другом и начальством, в поисках заработка, интересной работы), а с другой – сопряжены со временем, нынешним, прошлым и отчасти будущим.

Нельзя назвать «московские повести» только бытовыми и даже антимещанскими, хотя в каждой из них присутствует один, а то и несколько прагматиков-корыстолюбцев, единственной целью которых является материальное благополучие, карьера любой ценой. А их цинизм и неспособность понимать другого человека Тр. Обозначает словом «недочувствие». Тр. Интересуют совсем другие герои: ищущие, по-своему тонкие. С ними связаны проблемы, всегда стоявшие перед русской литературой: нравственная свобода человека перед лицом обстоятельств. В «московских повестях» в качестве таких обстоятельств выступают мелочи быта. Чеховский сюжет незаметной деградации личности получает в героях Тр. иное звучание. Чеховский Иванов считает, что среда ни при чем, и берет на себя ответственность за бесцельно истраченные годы. Герои Тр., напротив, рады объяснить свои нравственные предательства и компромиссы обстоятельствами, средой.

Ю. Трифонов писал: «…человек похож на свое время. Но одновременно он в какой-то степени… творец этого времени. Это двусторонний процесс. Время – это нечто вроде рамки, в которую заключен человек. И, конечно, немного раздвинуть эту рамку человек может только собственными усилиями».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82531. Память. Виды памяти 72.5 KB
  Виды памяти Память – психический познавательный процесс направленный на запечатление сохранение воспроизведение и забывание той или иной информации. В структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание воспроизведение сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Запоминание процесс памяти обеспечивающий удержание материала путём связывания новой информации с прошлым опытом. Запоминание Механическое зубрёжка Осмысленное логическое...
82532. Особенности памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР) 25.5 KB
  У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдаются: уменьшение объема и скорости запоминания; неумение рационально организовать и контролировать свою работу; преобладание зрительной памяти над слуховой; У детей с ЗПР соматогенного генеза отмечается недоразвитие кратковременной памяти проявляющееся в снижении скорости запоминания в медленном нарастании продуктивности запоминания снижении объема памяти. У детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдаются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под...
82534. Особенности памяти у детей с нарушениями слуха 36 KB
  Образный материал глухие школьники непосредственно запоминают более успешнее чем слышащие так как у них зрительный опыт богаче. Но в то же время можно встретить в литературе данные что в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов в младшем школьном возрасте – путают места расположения предметов сходных по изображению или реальному функциональному назначению. Глухие школьники младших классов применяют вспомогательные средства для запоминания. При запоминании ряда сходных предметов глухие плохо умеют...
82535. Особенности памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 33 KB
  При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено что недостаточность ВПФ по типу психического недоразвития и ЗПР отмечена в среднем в 407 случаев. Анализ особенностей памяти у детей с диплегической формой ДЦП показал что ребята лучше запоминали смысловые структуры чем изолированные цифры и слова. При гиперкинетической форме ДЦП у детей выявлены трудности запоминания в слухоречевой модальности.
82536. Особенности памяти у детей с нарушениями интеллекта 28.5 KB
  Замский умственно отсталые дети усваивают новое очень медленно быстро забывают воспринятое не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. Ослабление активного внутреннего торможения обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения делает воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми крайне неточным. Чаще всего физиологической основой забывчивости умственно отсталых детей является не угасание условных связей как при обычном забывании а временное внешнее...
82537. Особенности памяти у детей с нарушениями речи 40 KB
  Наиболее специфична следовательно значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи устной и письменной. Зрительная память необходима для освоения письменной речи а также для связи между первой и второй сигнальной системами.
82538. Мышление, его виды и мыслительные операции 35 KB
  В зависимости от характера деятельности и ее конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Однако по степени своей сложности по требованиям которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека все виды мышления не уступают друг другу. Виды мышления: Нагляднодейственное мышление представляет собой совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. Необходимые для мышления образы представлены в...