81758

Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни которая предстает перед нами серой бесприютной опустошенной. Пьянство сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему что не касается материальной стороны их жалкой жизни и грозят привести к тому что обнищавшее село вотвот рухнет развалится. является Матрена одинокая хозяйка дома где снимает комнату герой рассказа женщина с интересной но невероятно сложной и несчастливой...

Русский

2015-02-21

35.02 KB

0 чел.

Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы

А. И. Солженицын «Матренин двор»

Рассказ «Матренин двор» был написан в начале 60-х г.г. 20 в., когда общественность захлестнула волна антисталинских настроений и остро встала необходимость внутреннего освобождения, избавления от прежних страхов. В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни, которая предстает перед нами серой, бесприютной, опустошенной. Пьянство, сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему, что не касается материальной стороны их жалкой жизни, и грозят привести к тому, что обнищавшее село вот-вот рухнет, развалится. Но оно стоит. Стоит, по мнению автора, благодаря праведнику.

Праведным героем для С. является Матрена, одинокая хозяйка дома, где снимает комнату герой рассказа, женщина с интересной, но невероятно сложной и несчастливой судьбой, жительница деревни, которую ее соседи и родственники считают едва ли не местной юродивой, что, впрочем не мешает им пользоваться ее безграничной добротой и душевной щедростью. Причем, как подчеркивает автор, никогда эта удивительная женщина не брала за работу денег. В центре повествования – тяжелая, но полная глубокого смысла жизнь одинокой русской женщины. Фоном для нее предстает нелепое и жалкое существование русской деревни. При этом С. заостряет внимание не столько на бытовых неурядицах села ( хотя именно они определяют развитие сюжета и приводят к печальному финалу – смерти героини), сколько на эмоциональной обстановке, духовном облике окружающих Матрену людей.

С. говорит о неустроенности сельского быта не как о следствии каких-то из ряда вон выходящих экономических событий (хотя и о них упоминается довольно часто и подробно, достаточно вспомнить указание автора на отсутствие в деревне продуктов и топлива). По его мнению, корни этой неустроенности – в потере людьми совести, нравственной чистоты. Лицо деревни, каким оно предстает в рассказе, лишено даже намека на хорошее. Все оно буквально изъедено жадностью, тупостью, пошлостью, корыстью и наглостью. Даже самое святое – вера и связанные с ней обряды – оказывается во власти отвратительных лицемерия и расчета.

В рассказе есть яркий образ-символ. Это Матренин двор, символизирующий судьбу всей деревни. Этот двор, где нет не то что коровы, а даже поросенка, оказывается разрушенным. Так же, как к началу 60-х г.г. 20 в. оказалось разрушенным национальное единство не только деревни, но и всей страны.

Духовная слепота людей, их нежелание прислушиваться к голосу совести делает их по-настоящему страшными, такими, как брат пропавшего без вести мужа Матрены Фаддей. Будущего у таких людей нет, и не стоять их селу. Если бы не праведники.

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой» (1976) (повесть)

Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют «городской прозе». Критик А. Бочаров справедливо заметил, что между «городским» Ю. Трифоновым и «деревенским» В. Распутиным при всем их различии много общего Оба пишут о высокой нравственности человека, обоих интересует место личности в истории, оба говорят о влиянии прошлой жизни на современную и будущую.

В повести с наибольшей полнотой воплотилась русская идея слияния человека с миром, Вселенной, родом. Перед читателем – «старинные старухи» с типичными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинегина, Катерина Зотова, Наталья Карпова, Сима Аксинья. У всех героев за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. Р. Подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Работа для них не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и – шире – всего человеческого племени. Для Дарьи и других старух дом не только место для жилья и вещи – не только вещи. Это одушевленная предками часть их жизни. «Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы» Именно эта мысль, вложенная писателем в монолог загадочного зверька, символизирующего хозяина острова, руководит поведением старух и старика Богодула. Все они осознают себя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. Земля, по их мнению, дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить для потомков. И старухам отнюдь не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие не смену. Вот почему Дарья Пинегина все время размышляет о смысле жизни, об истине; вступает в спор с внуком Андреем; задает вопросы умершим. В этих спорах, размышлениях и даже в обвинениях – и праведная торжественность, и тревога, и – непременно – любовь.

Драматическое противоречие, сгущенное до символической картины, возникает уже на первых страницах повести. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера (этимология слова – мать-родина-земля), противостоит запустение, оголение, источение. Стонут избы, сквозит ветер, хлопают ворота. «Темь пала» на Матеру, утверждает писатель, вызывая ассоциации с древнерусскими текстами и с Апокалипсисом.

Носителям народных нравственных ценностей Р. Противопоставляет современных «обсевков», нарисованных в весьма жесткой манере. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов превращен в Петруху( лишен народным мнением своего имени), Клавка Стригунова (Р. Наделяет уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменившим национальным традициям), которая радуется исчезновению родной Матеры. Исключительным злом, беспамятством и бесстыдством утверждают себя в жизни «официальные лица».

В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений, за кем правда. Человек своим трудом сроднится с любым местом.

Юрий Валентинович Трифонов

«московские повести»: «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975), «Дом на набережной» (1976)

Принесли писателю широкую известность среди читателей и почти полное непонимание у критиков. Трифонова упрекали за то, что в его новых произведениях не было крупных личностей. Что конфликты строились на бытовых, житейских, а не широкомасштабных ситуациях.

Действие в повестях происходит в обычных московских квартирах и заурядных дачных владениях. Писатель стремился, чтобы в его персонажах – инженерах, научных сотрудниках, преподавателях, писателях, актрисах, ученых – читатель угадывал себя. Его проза – «не про каких-то мещан, а про нас с вами», про рядовых горожан. И показаны они , с одной стороны, в бытовых ситуациях ( в обменах квартир, болезнях, мелких стычках друг с другом и начальством, в поисках заработка, интересной работы), а с другой – сопряжены со временем, нынешним, прошлым и отчасти будущим.

Нельзя назвать «московские повести» только бытовыми и даже антимещанскими, хотя в каждой из них присутствует один, а то и несколько прагматиков-корыстолюбцев, единственной целью которых является материальное благополучие, карьера любой ценой. А их цинизм и неспособность понимать другого человека Тр. Обозначает словом «недочувствие». Тр. Интересуют совсем другие герои: ищущие, по-своему тонкие. С ними связаны проблемы, всегда стоявшие перед русской литературой: нравственная свобода человека перед лицом обстоятельств. В «московских повестях» в качестве таких обстоятельств выступают мелочи быта. Чеховский сюжет незаметной деградации личности получает в героях Тр. иное звучание. Чеховский Иванов считает, что среда ни при чем, и берет на себя ответственность за бесцельно истраченные годы. Герои Тр., напротив, рады объяснить свои нравственные предательства и компромиссы обстоятельствами, средой.

Ю. Трифонов писал: «…человек похож на свое время. Но одновременно он в какой-то степени… творец этого времени. Это двусторонний процесс. Время – это нечто вроде рамки, в которую заключен человек. И, конечно, немного раздвинуть эту рамку человек может только собственными усилиями».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66404. Теоретичне та експериментальне обґрунтування застосування сучасних гелеутворювачів природного та синтетичного походження у технології м’яких лікувально-косметичних засобів 1.71 MB
  Однак відомостей щодо її складу біологічної дії у науковій літературі практично немає що робить актуальним комплексне дослідження бодяги та розробку засобів місцевої дії на її основі для специфічного догляду та корекції патологічних станів шкіри.
66405. КЛЕЮЧІ РОЗЧИНИ НА ОСНОВІ СУХИХ ЗОЛОВМІСНИХ БУДІВЕЛЬНИХ СУМІШЕЙ З ДОБАВКАМИ ОРГАНО-МІНЕРАЛЬНИХ МОДИФІКАТОРІВ 2.25 MB
  Тонкошарова технологія нанесення клеючих розчинів і необхідність надання їм комплексу поліпшених будівельно-технічних властивостей обумовили їхнє модифікування добавками найбільш поширеними з яких є водоутримуючі та добавки редиспергованих полімерів.
66406. САНАТОРНО-КУРОРТНА РЕАБІЛІТАЦІЯ ХВОРИХ ПІСЛЯ ЕНДОПРОТЕЗУВАННЯ КУЛЬШОВОГО СУГЛОБА 1.99 MB
  Одним із найбільш актуальних та таких що швидко розвиваються методів лікування остеоартрозу є ендопротезування ЕП суглобів застосування якого призводить до запобігання стійкої втрати та більш повного відновлення працездатності хворих підвищення якості їх життя...
66407. ІНСТИТУТ АДВОКАТУРИ НА ЗАХІДНОУКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЛЯХ ДРУГОЇ ПОЛОВИНИ ХІХ – ПОЧАТКУ ХХ СТОЛІТТЯ (НА МАТЕРІАЛАХ ГАЛИЧИНИ) 170.5 KB
  Зокрема проблеми функціонування інституту адвокатури а також права і обов’язки адвокатів відображено у законі України Про адвокатуру від 19 грудня 1992 р. постанові Кабміну Про порядок оплати праці адвокатів з надання громадянам правової допомоги в кримінальних справах за рахунок держави від 14 травня 1999 р.
66408. КУЛЬТУРНО-МИСТЕЦЬКЕ ВІДРОДЖЕННЯ В ЧАСИ УКРАЇНСЬКОЇ РЕВОЛЮЦІЇ: МІСЦЕ І РОЛЬ ГРОМАДСЬКОЇ ІНІЦІАТИВИ (1917-1920 рр.) 168 KB
  Актуальність теми дисертаційної роботи полягає у дослідженні культурних процесів в Україні часів Визвольних змагань як результату громадської активності українських діячів культури визначенні ролі і місця в культурному будівництві громадських об’єднань...
66409. ЗАХОДИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ АДМІНІСТРАТИВНО-ДЕЛІКТНОГО ПРОВАДЖЕННЯ 165 KB
  Актуальність теми. Вирішальна роль у протидії протиправним вчинкам належить державі, яка має спеціальний апарат примусу. Правові норми визначають, в яких випадках публічні органи управління можуть застосовувати заходи адміністративного припинення...
66410. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ РОЗРОБКИ ҐРУНТУ ГРЕЙФЕРНИМ РОБОЧИМ ОРГАНОМ 2.65 MB
  Метою дисертаційної роботи є підвищення ефективності процесів розробки ґрунту грейферними робочими органами за рахунок оснащення їх центральним гвинтовим якорем. Для досягнення поставленої мети необхідно було виконати такі завдання: дослідити закономірності процесу...
66411. ВПЛИВ СТЕНТУВАННЯ КОРОНАРНИХ АРТЕРІЙ ТА ФАКТОРІВ РИЗИКУ ІШЕМІЧНОЇ ХВОРОБИ СЕРЦЯ НА ПОДАЛЬШИЙ ПЕРЕБІГ ЗАХВОРЮВАННЯ 179.5 KB
  Підвищити ефективність лікування і контролю за перебігом ішемічної хвороби серця на підставі аналізу клінікофункціональних показників та оцінки якості життя пацієнтів до і після стентування коронарних артерій. Завдання дослідження: Дослідити поширеність факторів ризику ішемічної хвороби серця...
66412. АНТИКООПЕРАТИВНІСТЬ ПРИ КОМПЛЕКСОУТВОРЕННІ АРОМАТИЧНИХ СПОЛУК І ДНК У ВОДНОМУ РОЗЧИНІ 473 KB
  Енгельгардта РАН старший науковий співробітник відділу ДНКбілкових взаємодій м. Низькомолекулярні біологічно активні сполуки БАС що виявляють свою медикобіологічну дію шляхом зв’язування з ДНК є однією з найбільш перспективних груп лікарських препаратів які застосовуються...