81758

Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни которая предстает перед нами серой бесприютной опустошенной. Пьянство сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему что не касается материальной стороны их жалкой жизни и грозят привести к тому что обнищавшее село вотвот рухнет развалится. является Матрена одинокая хозяйка дома где снимает комнату герой рассказа женщина с интересной но невероятно сложной и несчастливой...

Русский

2015-02-21

35.02 KB

0 чел.

Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы

А. И. Солженицын «Матренин двор»

Рассказ «Матренин двор» был написан в начале 60-х г.г. 20 в., когда общественность захлестнула волна антисталинских настроений и остро встала необходимость внутреннего освобождения, избавления от прежних страхов. В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни, которая предстает перед нами серой, бесприютной, опустошенной. Пьянство, сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему, что не касается материальной стороны их жалкой жизни, и грозят привести к тому, что обнищавшее село вот-вот рухнет, развалится. Но оно стоит. Стоит, по мнению автора, благодаря праведнику.

Праведным героем для С. является Матрена, одинокая хозяйка дома, где снимает комнату герой рассказа, женщина с интересной, но невероятно сложной и несчастливой судьбой, жительница деревни, которую ее соседи и родственники считают едва ли не местной юродивой, что, впрочем не мешает им пользоваться ее безграничной добротой и душевной щедростью. Причем, как подчеркивает автор, никогда эта удивительная женщина не брала за работу денег. В центре повествования – тяжелая, но полная глубокого смысла жизнь одинокой русской женщины. Фоном для нее предстает нелепое и жалкое существование русской деревни. При этом С. заостряет внимание не столько на бытовых неурядицах села ( хотя именно они определяют развитие сюжета и приводят к печальному финалу – смерти героини), сколько на эмоциональной обстановке, духовном облике окружающих Матрену людей.

С. говорит о неустроенности сельского быта не как о следствии каких-то из ряда вон выходящих экономических событий (хотя и о них упоминается довольно часто и подробно, достаточно вспомнить указание автора на отсутствие в деревне продуктов и топлива). По его мнению, корни этой неустроенности – в потере людьми совести, нравственной чистоты. Лицо деревни, каким оно предстает в рассказе, лишено даже намека на хорошее. Все оно буквально изъедено жадностью, тупостью, пошлостью, корыстью и наглостью. Даже самое святое – вера и связанные с ней обряды – оказывается во власти отвратительных лицемерия и расчета.

В рассказе есть яркий образ-символ. Это Матренин двор, символизирующий судьбу всей деревни. Этот двор, где нет не то что коровы, а даже поросенка, оказывается разрушенным. Так же, как к началу 60-х г.г. 20 в. оказалось разрушенным национальное единство не только деревни, но и всей страны.

Духовная слепота людей, их нежелание прислушиваться к голосу совести делает их по-настоящему страшными, такими, как брат пропавшего без вести мужа Матрены Фаддей. Будущего у таких людей нет, и не стоять их селу. Если бы не праведники.

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой» (1976) (повесть)

Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют «городской прозе». Критик А. Бочаров справедливо заметил, что между «городским» Ю. Трифоновым и «деревенским» В. Распутиным при всем их различии много общего Оба пишут о высокой нравственности человека, обоих интересует место личности в истории, оба говорят о влиянии прошлой жизни на современную и будущую.

В повести с наибольшей полнотой воплотилась русская идея слияния человека с миром, Вселенной, родом. Перед читателем – «старинные старухи» с типичными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинегина, Катерина Зотова, Наталья Карпова, Сима Аксинья. У всех героев за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. Р. Подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Работа для них не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и – шире – всего человеческого племени. Для Дарьи и других старух дом не только место для жилья и вещи – не только вещи. Это одушевленная предками часть их жизни. «Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы» Именно эта мысль, вложенная писателем в монолог загадочного зверька, символизирующего хозяина острова, руководит поведением старух и старика Богодула. Все они осознают себя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. Земля, по их мнению, дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить для потомков. И старухам отнюдь не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие не смену. Вот почему Дарья Пинегина все время размышляет о смысле жизни, об истине; вступает в спор с внуком Андреем; задает вопросы умершим. В этих спорах, размышлениях и даже в обвинениях – и праведная торжественность, и тревога, и – непременно – любовь.

Драматическое противоречие, сгущенное до символической картины, возникает уже на первых страницах повести. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера (этимология слова – мать-родина-земля), противостоит запустение, оголение, источение. Стонут избы, сквозит ветер, хлопают ворота. «Темь пала» на Матеру, утверждает писатель, вызывая ассоциации с древнерусскими текстами и с Апокалипсисом.

Носителям народных нравственных ценностей Р. Противопоставляет современных «обсевков», нарисованных в весьма жесткой манере. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов превращен в Петруху( лишен народным мнением своего имени), Клавка Стригунова (Р. Наделяет уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменившим национальным традициям), которая радуется исчезновению родной Матеры. Исключительным злом, беспамятством и бесстыдством утверждают себя в жизни «официальные лица».

В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений, за кем правда. Человек своим трудом сроднится с любым местом.

Юрий Валентинович Трифонов

«московские повести»: «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975), «Дом на набережной» (1976)

Принесли писателю широкую известность среди читателей и почти полное непонимание у критиков. Трифонова упрекали за то, что в его новых произведениях не было крупных личностей. Что конфликты строились на бытовых, житейских, а не широкомасштабных ситуациях.

Действие в повестях происходит в обычных московских квартирах и заурядных дачных владениях. Писатель стремился, чтобы в его персонажах – инженерах, научных сотрудниках, преподавателях, писателях, актрисах, ученых – читатель угадывал себя. Его проза – «не про каких-то мещан, а про нас с вами», про рядовых горожан. И показаны они , с одной стороны, в бытовых ситуациях ( в обменах квартир, болезнях, мелких стычках друг с другом и начальством, в поисках заработка, интересной работы), а с другой – сопряжены со временем, нынешним, прошлым и отчасти будущим.

Нельзя назвать «московские повести» только бытовыми и даже антимещанскими, хотя в каждой из них присутствует один, а то и несколько прагматиков-корыстолюбцев, единственной целью которых является материальное благополучие, карьера любой ценой. А их цинизм и неспособность понимать другого человека Тр. Обозначает словом «недочувствие». Тр. Интересуют совсем другие герои: ищущие, по-своему тонкие. С ними связаны проблемы, всегда стоявшие перед русской литературой: нравственная свобода человека перед лицом обстоятельств. В «московских повестях» в качестве таких обстоятельств выступают мелочи быта. Чеховский сюжет незаметной деградации личности получает в героях Тр. иное звучание. Чеховский Иванов считает, что среда ни при чем, и берет на себя ответственность за бесцельно истраченные годы. Герои Тр., напротив, рады объяснить свои нравственные предательства и компромиссы обстоятельствами, средой.

Ю. Трифонов писал: «…человек похож на свое время. Но одновременно он в какой-то степени… творец этого времени. Это двусторонний процесс. Время – это нечто вроде рамки, в которую заключен человек. И, конечно, немного раздвинуть эту рамку человек может только собственными усилиями».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59358. Позакласний захід з математики “Сильна ланка” 39.5 KB
  Скільки нулів в розрядній одиниці яка називається мільйон шість Яке число без остачі ділиться на всі числа нуль Як називається закон який формулюється так: €œЩоб помножити суму на число можна помножити на це число кожний доданок і одержані добутки додати розподільний...
59359. Христос народився! Славімо Його! 82.5 KB
  Діккенса Різдвяні повісті. Діккенса €œРіздвяні повісті виробляти вміння аналізувати зміст художнього твору стежити за авторською думкою в творі; удосконалювати навички аналізу тексту виразного читання. Діккенс присвятив 5 творів які обєднав в цикл...
59360. Cценарій фізкультурно-оздоровчого виховного заходу. Спритні галичани 28 KB
  Виявлення сильніших та організованіших команд груп училища. Склад команд Підготовка команд Кожна команда група готує виготовляє: Нагрудні емблеми на кожного учасника з назвою команди та відповідними символами щодо назви розміром приблизно 15 х 15см довільної форми.
59361. Сценарій. Загадки про тварин і пори року 220 KB
  Вгадайте хто вона Бабуся чепурна Зима 8. Хто наткав полотна аж від лісудо вікна І сміється задається: От така ширина Зима 10. Відгадали хто вона Ця красуня чарівна Весна 13. Всі його люблять всі його чекають А кожен хто подивиться той одразу скривиться.
59362. CЦЕНАРІЙ «СВЯТО СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА» 76.5 KB
  Святково прибрана зала. На сцені – слова “У чарах кохання”. На великому плакаті зображено розкішне дерево, але без листя. В залі на стелі розвішені зорі та сердечка. Лунає музика. На сцену виходять ведучі.
59363. З чого починається Батьківщина 44.5 KB
  Що таке Батьківщини Під віконцем калина Тиха казка бабусі Ніжна пісня матусі Дужі руки у тата. Під вікнами мальви в саду материнка Оспівані щедро в піснях. Тут мамина пісня лунає і нині Й підхопили поля і гаї її вечорами по всій Україні...
59364. Квіткове королівство 51 KB
  Жив він з єдиною дочкоюпринцесою яка бавилась зі своїми друзямиквіточками й слухала поради доброї Феї. У глибині сцени трон на якому спить король і принцеса. Принцеса. Король із принцесою йдуть на авансцену.
59365. Сценарій. Вечір зустрічі з випускниками 59 KB
  Ми сьогодні вас зібрали Працьовитих знатних славних Щоб згадати юність свою Щоб зустріти друзів давніх Прийміть вітання наші щирі Хай доля ваша розквіта Нехай в здоровї щасті мирі Рясні красуються літа. Нехай любов незгасно світить Хай сонце радісно сія Нині...
59366. Сценарій. Мужність і біль Чорнобиля 44.5 KB
  Не залишили пости Мужньо стояли на герці Памятник їм вознести Треба у кожному серці. Вічна память їм низький уклін усім покійним від усього людства. Лейтенанти хлопці непохитні Молоде вогняне покоління Ви як память у тривожнім світі...