81758

Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни которая предстает перед нами серой бесприютной опустошенной. Пьянство сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему что не касается материальной стороны их жалкой жизни и грозят привести к тому что обнищавшее село вотвот рухнет развалится. является Матрена одинокая хозяйка дома где снимает комнату герой рассказа женщина с интересной но невероятно сложной и несчастливой...

Русский

2015-02-21

35.02 KB

0 чел.

Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы

А. И. Солженицын «Матренин двор»

Рассказ «Матренин двор» был написан в начале 60-х г.г. 20 в., когда общественность захлестнула волна антисталинских настроений и остро встала необходимость внутреннего освобождения, избавления от прежних страхов. В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни, которая предстает перед нами серой, бесприютной, опустошенной. Пьянство, сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему, что не касается материальной стороны их жалкой жизни, и грозят привести к тому, что обнищавшее село вот-вот рухнет, развалится. Но оно стоит. Стоит, по мнению автора, благодаря праведнику.

Праведным героем для С. является Матрена, одинокая хозяйка дома, где снимает комнату герой рассказа, женщина с интересной, но невероятно сложной и несчастливой судьбой, жительница деревни, которую ее соседи и родственники считают едва ли не местной юродивой, что, впрочем не мешает им пользоваться ее безграничной добротой и душевной щедростью. Причем, как подчеркивает автор, никогда эта удивительная женщина не брала за работу денег. В центре повествования – тяжелая, но полная глубокого смысла жизнь одинокой русской женщины. Фоном для нее предстает нелепое и жалкое существование русской деревни. При этом С. заостряет внимание не столько на бытовых неурядицах села ( хотя именно они определяют развитие сюжета и приводят к печальному финалу – смерти героини), сколько на эмоциональной обстановке, духовном облике окружающих Матрену людей.

С. говорит о неустроенности сельского быта не как о следствии каких-то из ряда вон выходящих экономических событий (хотя и о них упоминается довольно часто и подробно, достаточно вспомнить указание автора на отсутствие в деревне продуктов и топлива). По его мнению, корни этой неустроенности – в потере людьми совести, нравственной чистоты. Лицо деревни, каким оно предстает в рассказе, лишено даже намека на хорошее. Все оно буквально изъедено жадностью, тупостью, пошлостью, корыстью и наглостью. Даже самое святое – вера и связанные с ней обряды – оказывается во власти отвратительных лицемерия и расчета.

В рассказе есть яркий образ-символ. Это Матренин двор, символизирующий судьбу всей деревни. Этот двор, где нет не то что коровы, а даже поросенка, оказывается разрушенным. Так же, как к началу 60-х г.г. 20 в. оказалось разрушенным национальное единство не только деревни, но и всей страны.

Духовная слепота людей, их нежелание прислушиваться к голосу совести делает их по-настоящему страшными, такими, как брат пропавшего без вести мужа Матрены Фаддей. Будущего у таких людей нет, и не стоять их селу. Если бы не праведники.

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой» (1976) (повесть)

Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют «городской прозе». Критик А. Бочаров справедливо заметил, что между «городским» Ю. Трифоновым и «деревенским» В. Распутиным при всем их различии много общего Оба пишут о высокой нравственности человека, обоих интересует место личности в истории, оба говорят о влиянии прошлой жизни на современную и будущую.

В повести с наибольшей полнотой воплотилась русская идея слияния человека с миром, Вселенной, родом. Перед читателем – «старинные старухи» с типичными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинегина, Катерина Зотова, Наталья Карпова, Сима Аксинья. У всех героев за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. Р. Подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Работа для них не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и – шире – всего человеческого племени. Для Дарьи и других старух дом не только место для жилья и вещи – не только вещи. Это одушевленная предками часть их жизни. «Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы» Именно эта мысль, вложенная писателем в монолог загадочного зверька, символизирующего хозяина острова, руководит поведением старух и старика Богодула. Все они осознают себя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. Земля, по их мнению, дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить для потомков. И старухам отнюдь не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие не смену. Вот почему Дарья Пинегина все время размышляет о смысле жизни, об истине; вступает в спор с внуком Андреем; задает вопросы умершим. В этих спорах, размышлениях и даже в обвинениях – и праведная торжественность, и тревога, и – непременно – любовь.

Драматическое противоречие, сгущенное до символической картины, возникает уже на первых страницах повести. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера (этимология слова – мать-родина-земля), противостоит запустение, оголение, источение. Стонут избы, сквозит ветер, хлопают ворота. «Темь пала» на Матеру, утверждает писатель, вызывая ассоциации с древнерусскими текстами и с Апокалипсисом.

Носителям народных нравственных ценностей Р. Противопоставляет современных «обсевков», нарисованных в весьма жесткой манере. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов превращен в Петруху( лишен народным мнением своего имени), Клавка Стригунова (Р. Наделяет уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменившим национальным традициям), которая радуется исчезновению родной Матеры. Исключительным злом, беспамятством и бесстыдством утверждают себя в жизни «официальные лица».

В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений, за кем правда. Человек своим трудом сроднится с любым местом.

Юрий Валентинович Трифонов

«московские повести»: «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975), «Дом на набережной» (1976)

Принесли писателю широкую известность среди читателей и почти полное непонимание у критиков. Трифонова упрекали за то, что в его новых произведениях не было крупных личностей. Что конфликты строились на бытовых, житейских, а не широкомасштабных ситуациях.

Действие в повестях происходит в обычных московских квартирах и заурядных дачных владениях. Писатель стремился, чтобы в его персонажах – инженерах, научных сотрудниках, преподавателях, писателях, актрисах, ученых – читатель угадывал себя. Его проза – «не про каких-то мещан, а про нас с вами», про рядовых горожан. И показаны они , с одной стороны, в бытовых ситуациях ( в обменах квартир, болезнях, мелких стычках друг с другом и начальством, в поисках заработка, интересной работы), а с другой – сопряжены со временем, нынешним, прошлым и отчасти будущим.

Нельзя назвать «московские повести» только бытовыми и даже антимещанскими, хотя в каждой из них присутствует один, а то и несколько прагматиков-корыстолюбцев, единственной целью которых является материальное благополучие, карьера любой ценой. А их цинизм и неспособность понимать другого человека Тр. Обозначает словом «недочувствие». Тр. Интересуют совсем другие герои: ищущие, по-своему тонкие. С ними связаны проблемы, всегда стоявшие перед русской литературой: нравственная свобода человека перед лицом обстоятельств. В «московских повестях» в качестве таких обстоятельств выступают мелочи быта. Чеховский сюжет незаметной деградации личности получает в героях Тр. иное звучание. Чеховский Иванов считает, что среда ни при чем, и берет на себя ответственность за бесцельно истраченные годы. Герои Тр., напротив, рады объяснить свои нравственные предательства и компромиссы обстоятельствами, средой.

Ю. Трифонов писал: «…человек похож на свое время. Но одновременно он в какой-то степени… творец этого времени. Это двусторонний процесс. Время – это нечто вроде рамки, в которую заключен человек. И, конечно, немного раздвинуть эту рамку человек может только собственными усилиями».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65083. Этнонимы народов золотоордынского Поволжья по данным персидских источников XIII - первой половины XV века 52.5 KB
  Обширный Поволжский регион в силу своего выгодного географического положения с давних времен занимал особое место в исторических судьбах Евразии. Являясь связующим звеном между Востоком и Западом, он стал ареной активных межэтнических контактов...
65086. ОЦЕНКА РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЗОНКАБЫ ЛОБЕАН-ДАГБЫ В ТРУДАХ Г.Ц. ЦЫБИКОВА И Б.Я. ВЛАДИМИРЦОВА 34.5 KB
  Цыбиков пользуется термином реформаторство применительно к деятельности Цзонкабы однако вместе с тем уточняет что он подразумевает под ним объясняя свое понимание сущности рассматриваемой проблемы.
65087. УКЕК В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ 60 KB
  На южной окраине Саратова находятся остатки золотоордынского города Укека возникшего в конце 40 начале 50х гг. И в настоящее время города в отдельных регионах имеют значительные особенности. Многие считают что города у кочевников возникали сначала искусственно как военно-административные центры...
65088. Никудерийская орда как фактор чагатайской истории (1270-1330-е гг.) 99.5 KB
  Никудер поддержал Чагатаида Боракхана потерпел неудачу и попал под стражу. когда Боракхан опираясь на решение курултая в Таласе заявил о претензиях на южные территории входившие по завещанию Чингизхана в улус Чагатая.
65090. Караунасы-никудерийцы и их роль в чагатайской истории 63.5 KB
  Никудерийцы и Дувахан Согласно завещанию Чингизхана улус его сына Чагатая распространялся от уйгурских земель на востоке до Амударьи на западе а на юге имел пределом индийские владения. После поражения Боракхана и подчинения ильханами дома...