81759

Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения

Доклад

Литература и библиотековедение

Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национальнопатриотического подъема вызванного войной 1812г. Другим явлением определившим духовное и нравственное развитие Пушкина было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи в дальнейшем – движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева сочинения французских просветителей ХУШ века.

Русский

2015-02-21

32.7 KB

0 чел.

Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения.

Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национально-патриотического подъема, вызванного войной 1812г., пробудившей патриотические чувства юного поэта. Другим явлением, определившим духовное и нравственное развитие Пушкина, было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи, в дальнейшем – движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям, которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей ХУШ века. Лекции Куницина, беседы с Карамзиным, встречи с Чаадаевым, ставшим другом Пушкина, обогащали духовный мир поэта, расширяли его политический кругозор.

Самым ранним дошедшим до нас поэтическим произведением Пушкина-лицеиста является стихотворение «К Наталье» (1813), написанное в духе любовных посланий того времени. Первым произведением Пушкина, появившимся в печати, было стихотворение «К другу стихотворцу», опубликованное в «Вестнике Европы» в 1814 году. В этом стихотворении Пушкина привлекает популярная тогда тема судьбы художника. Рисуя облик поэта, Пушкин высказывает мысль о том, что поэт не тот, «…кто рифмы плесть умеет», а тот, чьи стихи «питают здравый ум и вместе учат нас». Сквозь все стихотворение проходит идея о трагической участи поэтов в жизни, развивавшаяся и в творчестве Жуковского, Батюшкова.

Уже ранняя лицейская поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. На лицейском экзамене 1815 года, в присутствии восхищенного Державина, Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе». В этом стихотворении сливается и историческая и современная темы. Пушкин воспевает сынов России, поднявшихся на защиту отечества, их мужество, «их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья». Однако позиция юного поэта глубоко отлична от официальной трактовки событий. Стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815).

Лицейская поэзия Пушкина поражает прежде всего своей жизнерадостностью, прославлением радостей жизни. Вместе с тем в ряде стихотворений возникают и элегические настроения, размышления об искусстве, творчестве («К Батюшкову», «Городок», «К Жуковскому»). Пушкин с чувством радости ощущает себя поэтом, верит в свое призвание. В его юношеских литературных увлечениях и исканиях нашли отклики многие прогрессивные явления русской и зарубежной литературы ХУШ –начала Х1Х века . Значительное влияние на лицейское творчество Пушкина оказала «легкая поэзия» Батюшкова, застольные песни поэта-партизана Д.Давыдова, мечтательная лирика Жуковского. Пушкин называет их своими учителями в поэзии. Стихотворение « Городок» написано в подражание стихотворению Батюшкова «Мои пенаты», отличаясь от него реалистическими тенденциями. Пушкин определяет свои литературные симпатии. Среди зарубежных поэтом на первом месте стоит Вольтер – «Фернейский злой крикун», сатирик, философ, поэт свободомыслия. Пушкин называет также в числе любимых авторов Гомера, Вергилия, Горация. Он ценит Расина, Мольера, Руссо, Парни.

Среди современников Пушкин особенно выделяет Батюшкова и Жуковского.

В большом сатирическом обозрении ,,Тень Фонвизина" Пушкин нападает на литературных староверов, высмеивает бездарных поэтов из лагеря шишковистов. Характерно, что Пушкин обращается за вдохновением к тени Фонвизина, которого он впоследствии назовет „другом свободы", „сатиры смелым властелином".

Но, вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти своим путем. Он не хочет парить вслед Державину, ему чужды мистические увлечения Жуковского и сентиментализм Карамзина. Пушкин требует от поэзии истины в выражении чувств. В ряде стихотворений („Казак", „Желание", „Сон", „Послание к Юдину") заметны реалистические детали, в которых виден будущий Пушкин — поэт действительности.

Пушкин не ограничивается лирикой: с первых лет своего творчества он стремится к большим поэтическим формам. В своей лицейской поэме „Монах" (1813) Пушкин иронически откликается на мистику и ханжество аристократического клерикализма. Фривольные мотивы и образы поэмы складываются у поэта под влиянием „Орлеанской девственницы" Вольтера. От лицейской поэмы „Монах" идет путь к атеистической поэме Пушкина „Гавриилиада". В подражание Радищеву Пушкин начинает писать сказочную поэму „Бова", исполненную намеков на политические события того времени. Он пробует свои силы и в драматургии (большая комедия в стихах „Философ", до нас не дошедшая). В лицее была начата им и поэма „Руслан и Людмила".

Разнообразна и поэтика лицейского творчества Пушкина. Ему в равной степени были доступны державинская патетика, гражданско-витийственная лирика, элегичность и мелодичность стихов Жуковского, пластичность образов Батюшкова, Давыдовский гусарский стиль.

Известность Пушкина выходит за стены лицея. Он сближается с Жуковским, Батюшковым, Вяземским. В 1816 г. он часто посещает Карамзина, проводившего лето в Царском Селе. Еще в лицее он становится членом литературного общества „Арзамас". В начале июня 1817 г. состоялся выпуск лицеистов. Пушкин пишет ряду своих товарищей стихи на расставание, развивающие одну из самых пленительных тем его поэзии — тему дружбы, которая пройдет через всю лирику поэта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42285. ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ СВЯЗАННЫХ МАЯТНИКОВ 1.67 MB
  Измерение собственных частот колебаний и частоты биений экспериментальная проверка соотношения между этими частотами. Теоретическая часть Биения Гармоническими колебаниями называются колебания которые описываются формулой 1 где координата колеблющейся точки амплитуда колебаний циклическая частота период колебаний начальная фаза. Амплитуда колебаний и начальная фаза определяются начальными условиями:...
42286. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ТВЕРДОГО ТЕЛА И ПРОВЕРКА ТЕОРЕМЫ ШТЕЙНЕРА 1.78 MB
  Теоретическая часть Момент инерции это величина зависящая от распределения масс в теле и являющаяся мерой инертности тела при вращательном движении. Момент инерции тела относительно оси вращения определяется выражением 1 где элементарные точечные массы на...
42287. КОЛЕБАНИЯ СТРУНЫ 6.2 MB
  Исследование зависимости частоты колебаний струны от силы натяжения длины и линейной плотности материала струны. Оборудование: Установка включающая в себя устройство для натяжения струны с динамометром измерительную линейку с подвижными порожками электрическую лампочку с держателем фотоэлемент низкочастотный усилитель осциллограф и универсальный счетчик; резиновый молоток; набор струн. Колебания струны как пример стоячей волны На практике стоячие волны возникают при отражении волн от преград: падающая на преграду волна и бегущая ей...
42288. Уравнение состояния идеального газа 2.55 MB
  Оборудование: Установка включающая в себя газовый шприц в стеклянном корпусе нагреватель датчик давления датчик температуры блок управления Cobr3 компьютер. Чтобы показать это раскроем физический смысл давления газа и температуры. Существует два определения температуры: одно использует термодинамический подход другое молекулярнокинетический. В термодинамике понятие температуры вводится как характеристика степени нагретости вещества.
42289. МИКРОПРОГРАММИРОВАНИЕ КОМАНД СМ ЭВМ 67 KB
  Цель работы: Знакомство с принципами микропрограммной эмуляции ЭВМ с программным управлением микропрограммирование машинных команд СМ ЭВМ. по условию CH 0 Конец...
42291. Составить программу умножения двух положительных чисел 44.5 KB
  В ходе выполнения работы познакомились с принципами микропрограммной эмуляции ЭВМ с программным управлением, микропрограммированием машинных команд СМ ЭВМ.