81759

Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения

Доклад

Литература и библиотековедение

Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национальнопатриотического подъема вызванного войной 1812г. Другим явлением определившим духовное и нравственное развитие Пушкина было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи в дальнейшем – движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева сочинения французских просветителей ХУШ века.

Русский

2015-02-21

32.7 KB

0 чел.

Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения.

Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национально-патриотического подъема, вызванного войной 1812г., пробудившей патриотические чувства юного поэта. Другим явлением, определившим духовное и нравственное развитие Пушкина, было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи, в дальнейшем – движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям, которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей ХУШ века. Лекции Куницина, беседы с Карамзиным, встречи с Чаадаевым, ставшим другом Пушкина, обогащали духовный мир поэта, расширяли его политический кругозор.

Самым ранним дошедшим до нас поэтическим произведением Пушкина-лицеиста является стихотворение «К Наталье» (1813), написанное в духе любовных посланий того времени. Первым произведением Пушкина, появившимся в печати, было стихотворение «К другу стихотворцу», опубликованное в «Вестнике Европы» в 1814 году. В этом стихотворении Пушкина привлекает популярная тогда тема судьбы художника. Рисуя облик поэта, Пушкин высказывает мысль о том, что поэт не тот, «…кто рифмы плесть умеет», а тот, чьи стихи «питают здравый ум и вместе учат нас». Сквозь все стихотворение проходит идея о трагической участи поэтов в жизни, развивавшаяся и в творчестве Жуковского, Батюшкова.

Уже ранняя лицейская поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. На лицейском экзамене 1815 года, в присутствии восхищенного Державина, Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе». В этом стихотворении сливается и историческая и современная темы. Пушкин воспевает сынов России, поднявшихся на защиту отечества, их мужество, «их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья». Однако позиция юного поэта глубоко отлична от официальной трактовки событий. Стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815).

Лицейская поэзия Пушкина поражает прежде всего своей жизнерадостностью, прославлением радостей жизни. Вместе с тем в ряде стихотворений возникают и элегические настроения, размышления об искусстве, творчестве («К Батюшкову», «Городок», «К Жуковскому»). Пушкин с чувством радости ощущает себя поэтом, верит в свое призвание. В его юношеских литературных увлечениях и исканиях нашли отклики многие прогрессивные явления русской и зарубежной литературы ХУШ –начала Х1Х века . Значительное влияние на лицейское творчество Пушкина оказала «легкая поэзия» Батюшкова, застольные песни поэта-партизана Д.Давыдова, мечтательная лирика Жуковского. Пушкин называет их своими учителями в поэзии. Стихотворение « Городок» написано в подражание стихотворению Батюшкова «Мои пенаты», отличаясь от него реалистическими тенденциями. Пушкин определяет свои литературные симпатии. Среди зарубежных поэтом на первом месте стоит Вольтер – «Фернейский злой крикун», сатирик, философ, поэт свободомыслия. Пушкин называет также в числе любимых авторов Гомера, Вергилия, Горация. Он ценит Расина, Мольера, Руссо, Парни.

Среди современников Пушкин особенно выделяет Батюшкова и Жуковского.

В большом сатирическом обозрении ,,Тень Фонвизина" Пушкин нападает на литературных староверов, высмеивает бездарных поэтов из лагеря шишковистов. Характерно, что Пушкин обращается за вдохновением к тени Фонвизина, которого он впоследствии назовет „другом свободы", „сатиры смелым властелином".

Но, вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти своим путем. Он не хочет парить вслед Державину, ему чужды мистические увлечения Жуковского и сентиментализм Карамзина. Пушкин требует от поэзии истины в выражении чувств. В ряде стихотворений („Казак", „Желание", „Сон", „Послание к Юдину") заметны реалистические детали, в которых виден будущий Пушкин — поэт действительности.

Пушкин не ограничивается лирикой: с первых лет своего творчества он стремится к большим поэтическим формам. В своей лицейской поэме „Монах" (1813) Пушкин иронически откликается на мистику и ханжество аристократического клерикализма. Фривольные мотивы и образы поэмы складываются у поэта под влиянием „Орлеанской девственницы" Вольтера. От лицейской поэмы „Монах" идет путь к атеистической поэме Пушкина „Гавриилиада". В подражание Радищеву Пушкин начинает писать сказочную поэму „Бова", исполненную намеков на политические события того времени. Он пробует свои силы и в драматургии (большая комедия в стихах „Философ", до нас не дошедшая). В лицее была начата им и поэма „Руслан и Людмила".

Разнообразна и поэтика лицейского творчества Пушкина. Ему в равной степени были доступны державинская патетика, гражданско-витийственная лирика, элегичность и мелодичность стихов Жуковского, пластичность образов Батюшкова, Давыдовский гусарский стиль.

Известность Пушкина выходит за стены лицея. Он сближается с Жуковским, Батюшковым, Вяземским. В 1816 г. он часто посещает Карамзина, проводившего лето в Царском Селе. Еще в лицее он становится членом литературного общества „Арзамас". В начале июня 1817 г. состоялся выпуск лицеистов. Пушкин пишет ряду своих товарищей стихи на расставание, развивающие одну из самых пленительных тем его поэзии — тему дружбы, которая пройдет через всю лирику поэта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50817. Определение теплоёмкости металлов методом охлаждения 154.5 KB
  Металлический образец, имеющий температуру более высокую, чем температура окружающей среды, в этой среде охлаждается. Кол-во теплоты q , теряемой образцом металла за единицу времени t может быть записано в виде...
50818. Каскадные листы стилей CSS 330.5 KB
  Значение 0 соответствует полной прозрачности элемента а 1 наоборот его непрозрачности.2 Oper 9 border позволяет одновременно установить толщину стиль и цвет рамки вокруг элемента.
50819. Построение и экспериментальная проверка статической характеристики замкнутой системы 868 KB
  Освоить методику аналитического построения статической характеристики замкнутой САР по статическим характеристикам отдельных элементов. Под статической характеристикой замкнутой САР понимают функциональную зависимость регулируемой величины от задающего и возмущающих воздействий снятую на установившихся режимах. Если регулируемая величина на установившемся режиме не зависит от возмущающих воздействий то такая система называется астатической а если зависит то статической.
50820. Определение теплоёмкости методом Клемана и Дезорма 58.5 KB
  Эта величина, в частности, определяет скорость распространения звука в газах; от неё зависит течение газов по трубам со звуковыми скоростями и достижение сверхзвуковых скоростей в трубах, сначала суживающихся, а затем резко расширяющихся (сопла Лаваля). Основная идея метода Клемана и Дезорма состоит в следующем.
50821. DHTML и JavaScript на web-страницах 560 KB
  Цель работы: ознакомиться с основными возможностями языка JavaScript, синтаксисом, встроенными объектами, событиями DHTML, получить практические навыки программирования на языке JavaScript.
50822. Экспериментальное определение характеристик объекта регулирования, выбор закона регулирования и расчет параметров настроек регулятора 804 KB
  Изучить инженерный метод выбора закона регулирования и расчета параметров настроек регуляторов непрерывного действия. Характеристики объектов регулирования Большинство промышленных объектов можно представить в виде элементов которые являются аккумуляторами вещества или энергии. Динамические и статические свойства объекта регулирования описываются дифференциальными уравнениями.
50823. Скриптовый язык программирования PHP 298 KB
  Он может также использоваться для создания изображений и манипуляций с файлами изображений различных форматов включая gif png jpg wbmp и xpm. Обратите внимание что здесь предполагается использование имени...
50824. Проектирование салона швейного предприятия сервиса 156 KB
  Рассчитать численность работающих и площадь салона.Согласно варианту задания дать краткую характеристику приемного салона по зонам.1 Исходные данные для проектирования салона Таблица 4.
50825. Имитационное моделирование. Разработка модели системы массового обслуживания в Arene 807.5 KB
  Практическая часть Исходные данные для рассмотренного в практической части примера: В салон по сборке компьютеров со среднем временем в 15 минут приходит 1 клиент что определяется по экспоненциальному закону чтобы выбрать компьютер ПК. Выбор ПК осуществляется в течении 1520 минут. Отдел по сборке системного блока осуществляет единичный заказ в течение 4050 минут в то время как отдел по подбору соответствующих монитора и периферийных устройств делает свой единичный заказ в течение 540 минут. Определить необходимое минимальное...