81759

Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения

Доклад

Литература и библиотековедение

Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национальнопатриотического подъема вызванного войной 1812г. Другим явлением определившим духовное и нравственное развитие Пушкина было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи в дальнейшем движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева сочинения французских просветителей ХУШ века.

Русский

2015-02-21

32.7 KB

0 чел.

Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения.

Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национально-патриотического подъема, вызванного войной 1812г., пробудившей патриотические чувства юного поэта. Другим явлением, определившим духовное и нравственное развитие Пушкина, было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи, в дальнейшем – движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям, которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей ХУШ века. Лекции Куницина, беседы с Карамзиным, встречи с Чаадаевым, ставшим другом Пушкина, обогащали духовный мир поэта, расширяли его политический кругозор.

Самым ранним дошедшим до нас поэтическим произведением Пушкина-лицеиста является стихотворение «К Наталье» (1813), написанное в духе любовных посланий того времени. Первым произведением Пушкина, появившимся в печати, было стихотворение «К другу стихотворцу», опубликованное в «Вестнике Европы» в 1814 году. В этом стихотворении Пушкина привлекает популярная тогда тема судьбы художника. Рисуя облик поэта, Пушкин высказывает мысль о том, что поэт не тот, «…кто рифмы плесть умеет», а тот, чьи стихи «питают здравый ум и вместе учат нас». Сквозь все стихотворение проходит идея о трагической участи поэтов в жизни, развивавшаяся и в творчестве Жуковского, Батюшкова.

Уже ранняя лицейская поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. На лицейском экзамене 1815 года, в присутствии восхищенного Державина, Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе». В этом стихотворении сливается и историческая и современная темы. Пушкин воспевает сынов России, поднявшихся на защиту отечества, их мужество, «их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья». Однако позиция юного поэта глубоко отлична от официальной трактовки событий. Стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815).

Лицейская поэзия Пушкина поражает прежде всего своей жизнерадостностью, прославлением радостей жизни. Вместе с тем в ряде стихотворений возникают и элегические настроения, размышления об искусстве, творчестве («К Батюшкову», «Городок», «К Жуковскому»). Пушкин с чувством радости ощущает себя поэтом, верит в свое призвание. В его юношеских литературных увлечениях и исканиях нашли отклики многие прогрессивные явления русской и зарубежной литературы ХУШ –начала Х1Х века . Значительное влияние на лицейское творчество Пушкина оказала «легкая поэзия» Батюшкова, застольные песни поэта-партизана Д.Давыдова, мечтательная лирика Жуковского. Пушкин называет их своими учителями в поэзии. Стихотворение « Городок» написано в подражание стихотворению Батюшкова «Мои пенаты», отличаясь от него реалистическими тенденциями. Пушкин определяет свои литературные симпатии. Среди зарубежных поэтом на первом месте стоит Вольтер – «Фернейский злой крикун», сатирик, философ, поэт свободомыслия. Пушкин называет также в числе любимых авторов Гомера, Вергилия, Горация. Он ценит Расина, Мольера, Руссо, Парни.

Среди современников Пушкин особенно выделяет Батюшкова и Жуковского.

В большом сатирическом обозрении ,,Тень Фонвизина" Пушкин нападает на литературных староверов, высмеивает бездарных поэтов из лагеря шишковистов. Характерно, что Пушкин обращается за вдохновением к тени Фонвизина, которого он впоследствии назовет „другом свободы", „сатиры смелым властелином".

Но, вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти своим путем. Он не хочет парить вслед Державину, ему чужды мистические увлечения Жуковского и сентиментализм Карамзина. Пушкин требует от поэзии истины в выражении чувств. В ряде стихотворений („Казак", „Желание", „Сон", „Послание к Юдину") заметны реалистические детали, в которых виден будущий Пушкин — поэт действительности.

Пушкин не ограничивается лирикой: с первых лет своего творчества он стремится к большим поэтическим формам. В своей лицейской поэме „Монах" (1813) Пушкин иронически откликается на мистику и ханжество аристократического клерикализма. Фривольные мотивы и образы поэмы складываются у поэта под влиянием „Орлеанской девственницы" Вольтера. От лицейской поэмы „Монах" идет путь к атеистической поэме Пушкина „Гавриилиада". В подражание Радищеву Пушкин начинает писать сказочную поэму „Бова", исполненную намеков на политические события того времени. Он пробует свои силы и в драматургии (большая комедия в стихах „Философ", до нас не дошедшая). В лицее была начата им и поэма „Руслан и Людмила".

Разнообразна и поэтика лицейского творчества Пушкина. Ему в равной степени были доступны державинская патетика, гражданско-витийственная лирика, элегичность и мелодичность стихов Жуковского, пластичность образов Батюшкова, Давыдовский гусарский стиль.

Известность Пушкина выходит за стены лицея. Он сближается с Жуковским, Батюшковым, Вяземским. В 1816 г. он часто посещает Карамзина, проводившего лето в Царском Селе. Еще в лицее он становится членом литературного общества „Арзамас". В начале июня 1817 г. состоялся выпуск лицеистов. Пушкин пишет ряду своих товарищей стихи на расставание, развивающие одну из самых пленительных тем его поэзии — тему дружбы, которая пройдет через всю лирику поэта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57902. ПЛОЩІ + ІСТОРІЯ + ДИЗАЙН = КРАСА 312.5 KB
  Сьогодні на уроці ми познайомимося з професіями паркетник та дизайнер інтерєру Паркетник-фахівець з укладання паркету в приміщеннях. План уроку Знайомство з історичними фактами: а історія паркету; б історія візерунків Росія...
57903. Тригонометричні функції будь-якого кута 878 KB
  Повторити властивості тригонометричних функцій закріпити навички співвідносити градусну та радіанну міру кута та знаходити значення тригонометричних функцій будьякого кута при обчислюванні значень виразів що містять тригонометричні функції з урахуванням їх властивостей.
57904. Функції. Узагальнення і систематизація вивченого матеріалу 539 KB
  Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів з теми Квадратична функція; закріпити вміння і навички учнів використовувати набуті під час вивчення теми знання для розвязування вправ і задач розвивати увагу учнів логічне мислення творчу активність...
57905. Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства 854.5 KB
  Цели: Обобщить, расширить и углубить знания учащихся по изученной теме Развивать творческие способности, умения самостоятельно добывать знания, активизировать познавательную деятельность, формировать навыки коллективной работы.
57906. Розвязування задач на рух за допомогою рівнянь 125 KB
  Мета: навчитися розвязувати задачі на рух за допомогою рівнянь; відпрацьовувати навички розвязування рівнянь та виконання арифметичних дій з раціональними числами; виконувати охайні записи у зошиті...
57907. Об’єми геометричних тіл 2.72 MB
  Мета: вдосконалювати вміння і навички учнів з теми «Обєми геометричних тіл», розвивати память, вміння твердо мислити, аналізувати, порівнювати, узагальнювати і робити висновки, виховувати бажання знати математику...
57908. Розв’язування вправ на застосування основної властивості пропорції 352.5 KB
  Мета уроку: закріпити та скорегувати знання учнів про пропорції та пропорційні величини. Працювати над виробленням вмінь та навичок розв’язування стандартних задач.
57909. Обчислення площ поверхонь многогранників та тіл обертання. Розв’язування задач 342.5 KB
  Мета: продовжити формування вмінь та навичок розв’язування задач на обчислення площ поверхонь призми, піраміди, циліндра, конуса і кулі, повторити вивчені формули, теорему Піфагора, співвідношення в прямокутному трикутнику...
57910. Функції. Лінійна функція 130.5 KB
  Молодці Відповівши на ці запитання ви перейшли на наступний етап еволюції і стали людиною вмілою. Подивимось чи зможете ви перейти на наступний етап ІІ етап конкурс Доміно.