81759

Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения

Доклад

Литература и библиотековедение

Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национальнопатриотического подъема вызванного войной 1812г. Другим явлением определившим духовное и нравственное развитие Пушкина было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи в дальнейшем движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева сочинения французских просветителей ХУШ века.

Русский

2015-02-21

32.7 KB

0 чел.

Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения.

Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национально-патриотического подъема, вызванного войной 1812г., пробудившей патриотические чувства юного поэта. Другим явлением, определившим духовное и нравственное развитие Пушкина, было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи, в дальнейшем – движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям, которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей ХУШ века. Лекции Куницина, беседы с Карамзиным, встречи с Чаадаевым, ставшим другом Пушкина, обогащали духовный мир поэта, расширяли его политический кругозор.

Самым ранним дошедшим до нас поэтическим произведением Пушкина-лицеиста является стихотворение «К Наталье» (1813), написанное в духе любовных посланий того времени. Первым произведением Пушкина, появившимся в печати, было стихотворение «К другу стихотворцу», опубликованное в «Вестнике Европы» в 1814 году. В этом стихотворении Пушкина привлекает популярная тогда тема судьбы художника. Рисуя облик поэта, Пушкин высказывает мысль о том, что поэт не тот, «…кто рифмы плесть умеет», а тот, чьи стихи «питают здравый ум и вместе учат нас». Сквозь все стихотворение проходит идея о трагической участи поэтов в жизни, развивавшаяся и в творчестве Жуковского, Батюшкова.

Уже ранняя лицейская поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. На лицейском экзамене 1815 года, в присутствии восхищенного Державина, Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе». В этом стихотворении сливается и историческая и современная темы. Пушкин воспевает сынов России, поднявшихся на защиту отечества, их мужество, «их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья». Однако позиция юного поэта глубоко отлична от официальной трактовки событий. Стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815).

Лицейская поэзия Пушкина поражает прежде всего своей жизнерадостностью, прославлением радостей жизни. Вместе с тем в ряде стихотворений возникают и элегические настроения, размышления об искусстве, творчестве («К Батюшкову», «Городок», «К Жуковскому»). Пушкин с чувством радости ощущает себя поэтом, верит в свое призвание. В его юношеских литературных увлечениях и исканиях нашли отклики многие прогрессивные явления русской и зарубежной литературы ХУШ –начала Х1Х века . Значительное влияние на лицейское творчество Пушкина оказала «легкая поэзия» Батюшкова, застольные песни поэта-партизана Д.Давыдова, мечтательная лирика Жуковского. Пушкин называет их своими учителями в поэзии. Стихотворение « Городок» написано в подражание стихотворению Батюшкова «Мои пенаты», отличаясь от него реалистическими тенденциями. Пушкин определяет свои литературные симпатии. Среди зарубежных поэтом на первом месте стоит Вольтер – «Фернейский злой крикун», сатирик, философ, поэт свободомыслия. Пушкин называет также в числе любимых авторов Гомера, Вергилия, Горация. Он ценит Расина, Мольера, Руссо, Парни.

Среди современников Пушкин особенно выделяет Батюшкова и Жуковского.

В большом сатирическом обозрении ,,Тень Фонвизина" Пушкин нападает на литературных староверов, высмеивает бездарных поэтов из лагеря шишковистов. Характерно, что Пушкин обращается за вдохновением к тени Фонвизина, которого он впоследствии назовет „другом свободы", „сатиры смелым властелином".

Но, вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти своим путем. Он не хочет парить вслед Державину, ему чужды мистические увлечения Жуковского и сентиментализм Карамзина. Пушкин требует от поэзии истины в выражении чувств. В ряде стихотворений („Казак", „Желание", „Сон", „Послание к Юдину") заметны реалистические детали, в которых виден будущий Пушкин — поэт действительности.

Пушкин не ограничивается лирикой: с первых лет своего творчества он стремится к большим поэтическим формам. В своей лицейской поэме „Монах" (1813) Пушкин иронически откликается на мистику и ханжество аристократического клерикализма. Фривольные мотивы и образы поэмы складываются у поэта под влиянием „Орлеанской девственницы" Вольтера. От лицейской поэмы „Монах" идет путь к атеистической поэме Пушкина „Гавриилиада". В подражание Радищеву Пушкин начинает писать сказочную поэму „Бова", исполненную намеков на политические события того времени. Он пробует свои силы и в драматургии (большая комедия в стихах „Философ", до нас не дошедшая). В лицее была начата им и поэма „Руслан и Людмила".

Разнообразна и поэтика лицейского творчества Пушкина. Ему в равной степени были доступны державинская патетика, гражданско-витийственная лирика, элегичность и мелодичность стихов Жуковского, пластичность образов Батюшкова, Давыдовский гусарский стиль.

Известность Пушкина выходит за стены лицея. Он сближается с Жуковским, Батюшковым, Вяземским. В 1816 г. он часто посещает Карамзина, проводившего лето в Царском Селе. Еще в лицее он становится членом литературного общества „Арзамас". В начале июня 1817 г. состоялся выпуск лицеистов. Пушкин пишет ряду своих товарищей стихи на расставание, развивающие одну из самых пленительных тем его поэзии — тему дружбы, которая пройдет через всю лирику поэта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76780. Вспомогательные аппараты мышц 185.15 KB
  Лесгафта на взаимоотношение между работой и строением мышц и костей; мышцы синергисты и антагонисты. Фасция соединительнотканная оболочка в виде футляра вокруг мышцы создающая опору для мышечного брюшка и отграничивающая мускул чем устраняется трение между мышцами. Фасции подразделяются на: поверхностные которые служат мягкой опорой для подкожной клетчатки и отделяют ее от глубже расположенных фасций и мышц; собственные которые окружают отдельные мышцы и мышечные группы и часто называются по области где располагаются: плечевая...
76781. Мышцы и фасции груди 183.63 KB
  Кроме того на груди поверхностные мышцы распределяют на передние боковые и задние соответственно делению грудной стенки на переднюю боковую и заднюю области. Внутренние межреберные мышцы 11 имеют направление волокон перпендикулярное наружным и заполняют промежуток от грудины до угла ребра где переходят в заднюю мембрану. Подреберные мышцы начинаются от углов XXII ребер и перекидываясь через одно два ребра прикрепляются к внутренней поверхности вышележащих ребер.
76782. Мышцы живота 183.58 KB
  Мышцы передней брюшной стенки прямые: правая и левая начинаются узкими длинными пучками от лобковых гребней и лобкового симфиза прикрепляются к наружной поверхности хрящей YYII ребер широкими лентовидными полосами; по своему ходу мышечные пучки прерываются 34 сухожильными поперечными перемычками которые срастаются с влагалищем прямых мышц; влагалище прямой мышцы образуется из апоневрозов косых и поперечных мышц живота так что передняя и задняя стенки его имеют неодинаковое строение: над межостистой линией обе стенки влагалища...
76783. Паховый канал 180.59 KB
  Его четыре стенки образуются: верхняя нижними краями внутренней косой и поперечной мышц живота; нижняя паховой связкой важным клиникоанатомическим ориентиром особенно при отличии паховой грыжи от бедренной и наоборот; передняя апоневрозом наружной косой мышцы; задняя поперечной фасцией рыхло прилежащей к париетальной брюшине. Медиальнонижняя оконечность кольца образована загнутой связкой из латеральной ножки апоневроза и паховой связки; латеральноверхняя округлость состоит из межножковых фиброзных волокон собственной...
76784. Диафрагма. Послойное строение диафрагмы 181.04 KB
  Послойное строение диафрагмы сверху вниз: диафрагмальная плевра: правая и левая между ними по средине диафрагмальный листок перикарда; подплевральная клетчатка и верхняя диафрагмальная фасция часть внутригрудной фасции; мышца диафрагмы и ее сухожильное растяжение; нижняя диафрагмальная фасция часть внутрибрюшной фасции; подбрюшинная клетчатка и диафрагмальная брюшина. Все три части в середине диафрагмы сходятся образуя фиброзное растяжение сухожильный центр который со стороны грудной полости имеет в середине перикардиальное...
76785. Мышцы шеи 193.78 KB
  Поверхностная мышечная группа состоит из подкожной и грудино-ключично-сосцевидной мышц, окруженных поверхностной пластинкой шейной фасции. Средняя группа (мышцы, связанные с подъязычной костью) включает надподъязычные мышцы: челюстно-подъязычную, подбородочно-подъязычную, шилоподъязычную, двубрюшную и подподъязычные мышцы: лопаточно-подъязычную, грудино-подъязычную, грудино-щитовидную, щитоподъязычную.
76786. Мимические мышцы 181.98 KB
  В процессе развития мимические мышцы совершают большие миграции но сохраняют иннервацию от лицевого нерва. Лицевые мышцы сокращаясь формируют выражение лица мимику участвуют в регуляции дыхания артикуляции речи жевании. Мышцы свода черепа Надчерепная мышца состоит из трех частей: лобной затылочной и сухожильного шлема между ними который образует апоневроз затылочнолобной мышцы.
76787. Жевательные мышцы 184.17 KB
  Из промежуточной части с началом от внутренней поверхности скуловой дуги и суставного бугорка височной кости и прикреплением к наружной поверхности ветви нижней челюсти ниже ее вырезки. Из глубокой части начинающейся от внутренней поверхности скуловой дуги и прикрепляющейся к наружной поверхности мыщелкового отростка и сухожилию височной мышцы. Височная мышца заполняет веерообразно височную яму и состоит: из поверхностного слоя начинающегося от верхней височной линии теменной кости височной фасции и прикрепляющегося к наружной...
76788. Мышцы и фасции плечевого пояса 183 KB
  Под мышцей в области большого плечевого бугра располагается поддельтовидная синовиальная сумка. Кровоснабжение из торакоакромиальной пекторальной задней огибающей артерий которые анастомозируют в области плечевого сустава с артериями надлопаточной из подключичной окружающей лопатку из подмышечной образуя артериальную сеть. Дельтовидный мускул иннервируется от подмышечного нерва плечевого сплетения.