81761

Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Пушкин Евгений Онегин В деревне куда едет О. Пушкин дал О. которого Пушкин таким родством снижает. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.

Русский

2015-02-21

32.05 KB

0 чел.

Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 в.

 

А. Пушкин «Евгений Онегин»

В деревне, куда едет О., он встречает юного поэта Владимира Ленского, с которым сходится «от делать нечего», т. к. остальные соседи скучны и ему неинтересны, с Ленским О. выступает в роли и слушателя, и собеседника, и учителя. Общение с Л. развлекает О., дает возможность ощутить свою значимость как более опытного и знающего человека. На именинах Татьяны между героями происходит размолвка и следует вызов Ленским на дуэль Онегина. Чувства поэта наивны, но искренни, а О., как в Петербурге, играет с чувствами, в его поведении есть намерение показать непрочность любви, взорвать идиллический мир Ленского. Но в мире искренних людей (Ленский, Татьяна) игра с чувствами невольно превращается в икру с судьбами. И О., сам того не желая, толкает события к катастрофе. Скептицизм О. разрушил романтическую идиллию, в которой жил Ленский. Намерение «Ленского взбесить» обернулось разрушением его восторженного отношения к миру. О. не заметил, какое потрясение испытал Л. И вызов на дуэль для О. был неожиданным. Хотя Евгений принял его «без лишних слов», «тайный суд» совести призывает его осудить себя:

…Евгений

Наедине с своей душой

Был не доволен сам собой.

Душа О. жива, но не обнаруживается в поступке. Лишь смерть Л. освободит эту душу из плена, заставит проявиться открыто «в тоске сердечных угрызений», скитаниях, поисках цели жизни, любви. Пока же О., «всем сердцем юношу любя», идет на дуэль и убивает поэта. Пушкин дал О. зеркало – Зарецкого, для которого дуэль – привычное дело (ведь и для Евгения «правила» - кумир). Скептик О. любит в цинике Зарецком:

…и дух его суждений,

И здравый толк о том, о сем.

Он с удовольствием, бывало,

Видался с ним…

Это – еще одно обвинение О., которого Пушкин таким «родством» снижает.

Дуэль – кульминация, переломный момент в судьбах всех героев. Л. убит. Татьяна увидела уже наяву, а не во сне (5 глава), что идеальный герой ее мечтаний способен на преступление, на убийство. О. «сражен» смертью Ленского. Оказалось, что ему нечем гордиться, что «чувство превосходства» над обществом было мнимым. Оказалось, что, презирая общество, О. не способен быть «мужем с честью и умом». Оказалось, что ради мнения «глупцов» он готов убить «на поединке друга». Скептицизм, недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до преступления. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь, -

в этом винит себя О. еще до дуэли. Теперь, «в тоске сердечных угрызений», Онегину предстоит измерить свою вину. Эта вина усугубляется тем, что П. пишет о двух возможных судьбах Ленского. О. потрясен случившимся, он не в состоянии дольше в тех местах, «где окровавленная тень // Ему являлась каждый день»

А. Пушкин «Капитанская дочка»

Как известно, человек лучше всего проявляет свои истинные качества в особых, кризисных обстоятельствах. Так происходит с Петром Гриневым и Алексеем Швабриным. На протяжении романа читатель видит, как формируется и крепнет характер Г. в тех условиях, в которые ему довелось попасть. Он подвергается смертельной опасности, но даже под угрозой смерти не предает честь офицера, не желает отказаться от присяги.

Ш. – совсем другой человек. Он легко предает честь офицера, встает под знамена бунтовщиков. Это человек, не обладающий благородством, он совершенно безнравственный и не может вызывать уважения. Умный, образованный дворянин не гнушается не самых красивых поступков, чтобы опорочить Машу М. перед Гриневым, несмотря на то что сам питает к девушке искреннюю симпатию. Из череды самых неблагородных поступков и складывается образ Ш. – эгоистичного, самоуверенного человека, думающего о собственной выгоде, презирающего такие понятия, как совесть, честь, благородство. Гринев не жалеет собственной жизни, когда от него встать на защиту любимой девушки, чести мундира.

Эти качества нашли свое яркое проявление в сцене дуэли (4 глава)

Поводом явились слова Ш., порочащие честь М. Мироновой: «… ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»

Во время дуэли Ш. повел себя недостойно: Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее… Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника… наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя… Я оглянулся и увидел Савельича… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств»

Ш. наносит предательский удар, воспользовавшись тем, что противника отвлекли. И это была не единственная подлость, совершенная Ш. Далее он становится предателем, перейдя на сторону Пугачева в надежде, что тот поможет избавиться от нежелательного соперника. Но судьба милостива к Г. Ведь именно на таких, как Г., держится Россия. И именно такие люди достойны счастья.

А. Пушкин «Выстрел» (повесть) ( цикл «Повести Белкина») 

И. Тургенев «Отцы и дети»

М. Лермонтов «Герой нашего времени»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66996. Урок обучения грамоте 38 KB
  Формировать умение выделять эти звуки в речи. Ой что за звуки мы слышим сейчас Звучат голоса курицы и петуха гусей. Ребята что за интересные звуки сейчас прозвучали в нашем классе Какую песенку пропел петух Какие знакомые нам звуки вы услышали в пении петуха Запишите какими буквами они обозначаются.
66997. Письмо строчной буквы -з-, слогов и слов с ней 38.5 KB
  Цель: учить писать строчную букву –з-, соединять с другими буквами; развивать фонематический слух; познавательные возможности, тактильную память, умения анализировать, сравнивать; воспитывать самостоятельность, любовь к животным. Оборудование: оформление игровых моментов.
66998. Письмо великої букви Е. Підготовчі графічні вправи. Написання складів, слів та речень 119 KB
  Як назвати одним словом їх усіх Квіти Які квіти згадуються у віршику Які інші квіти ви знаєте Назвіть свою найулюбленішу квітку. Де ростуть ці квіти А чи можемо ми їх зараз побачити Чому Я вам пропоную поглянути на дошку. У назвах яких квітів є звук...
66999. Українська народна казка «Мудра Дівчина» 36.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з соціально-побутовою казкою, відображенням народного побуту, місцем подій у казці, особливостями мови; розвивати вміння розрізняти відмінність соціально-побутових казок від інших фольклорних казок; розвивати в учнів стійкий інтерес до театрально-ігрової діяльності казкових персонажів.
67000. Закріплення вміння вимовляти звуки (д), (д‘), вивчення букви Д , д. Розвиток мовлення на тему “Природа. Овочі.” Глухі та дзвінкі приголосні звуки 59 KB
  Закріпити вміння вимовляти та впізнавати звуки [д] [д‘] в словах та позначати їх буквою д де; розвивати фонематичний слух мовлення мислення ; спостерігати за вимовою звуків [д] [т]; активізувати словниковий запас учнів. Сьогодні ми закріпимо знання про вивчені букви і звуки ознайомимося з новою буквою пограємо в мовні ігри...
67001. Закріплення звукового значення букви «Ї». Опрацювання тексту «Наша Батьківщина». Робота з дитячою книгою «Моя Батьківщина – Україна» 503.5 KB
  Мета. Закріпити знання про звукове значення букв «Ї», »ї», удосконалювати навички читання та звукового аналізу слів; познайомити учнів з видатними місцями України, формувати уявлення про її красу та неповторність; розвивати зв’язне мовлення, увагу, спостережливість, пам’ять...
67002. ПИСЬМО СРОЧНОЙ БУКВЫ -К-, СЛОГОВ И СЛОВ К НЕЙ 77.14 KB
  Написание строчной буквы -к-. - от начала первой строчки до середины напишем два элемента буквы. от середины до конца строчки. все элементы буквы. ( , к) - поменяйтесь прописями и найдите красавицу. 2) письмо слогов с буквой -к-. - карлсону очень хочется стать помощником капитана.
67003. Буква Щ, щ, позначення нею звукосполучення «шч». Бесіда на тему «Наша Батьківщина» 64.5 KB
  Ознайомити учнів з буквою «ща», яка позначає не один звук, а звукосполучення [шч], удосконалювати вміння виконувати звуко-буквений аналіз слів: вчити читати склади і слова з буквою «ща», збагачувати словник словами з цією буквою виховувати любов до рідного краю, своєї Батьківщини.
67004. Звуки «з'» «з». Буква З з (с использованием заданий на развитие логического мышления) 122 KB
  Цели: 1. Познакомить учащихся со звуками [ з'] [ з ], буквами З з ; 2. Продолжить работу над звуковым анализом слов; 3. Учить читать слоги, слова с буквой "зэ"; 4. Развивать фонематический слух, речь, мышление, обогащать словарный запас, прививать любовь и уважение к родной природе.