81761

Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Пушкин Евгений Онегин В деревне куда едет О. Пушкин дал О. которого Пушкин таким родством снижает. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.

Русский

2015-02-21

32.05 KB

0 чел.

Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 в.

 

А. Пушкин «Евгений Онегин»

В деревне, куда едет О., он встречает юного поэта Владимира Ленского, с которым сходится «от делать нечего», т. к. остальные соседи скучны и ему неинтересны, с Ленским О. выступает в роли и слушателя, и собеседника, и учителя. Общение с Л. развлекает О., дает возможность ощутить свою значимость как более опытного и знающего человека. На именинах Татьяны между героями происходит размолвка и следует вызов Ленским на дуэль Онегина. Чувства поэта наивны, но искренни, а О., как в Петербурге, играет с чувствами, в его поведении есть намерение показать непрочность любви, взорвать идиллический мир Ленского. Но в мире искренних людей (Ленский, Татьяна) игра с чувствами невольно превращается в икру с судьбами. И О., сам того не желая, толкает события к катастрофе. Скептицизм О. разрушил романтическую идиллию, в которой жил Ленский. Намерение «Ленского взбесить» обернулось разрушением его восторженного отношения к миру. О. не заметил, какое потрясение испытал Л. И вызов на дуэль для О. был неожиданным. Хотя Евгений принял его «без лишних слов», «тайный суд» совести призывает его осудить себя:

…Евгений

Наедине с своей душой

Был не доволен сам собой.

Душа О. жива, но не обнаруживается в поступке. Лишь смерть Л. освободит эту душу из плена, заставит проявиться открыто «в тоске сердечных угрызений», скитаниях, поисках цели жизни, любви. Пока же О., «всем сердцем юношу любя», идет на дуэль и убивает поэта. Пушкин дал О. зеркало – Зарецкого, для которого дуэль – привычное дело (ведь и для Евгения «правила» - кумир). Скептик О. любит в цинике Зарецком:

…и дух его суждений,

И здравый толк о том, о сем.

Он с удовольствием, бывало,

Видался с ним…

Это – еще одно обвинение О., которого Пушкин таким «родством» снижает.

Дуэль – кульминация, переломный момент в судьбах всех героев. Л. убит. Татьяна увидела уже наяву, а не во сне (5 глава), что идеальный герой ее мечтаний способен на преступление, на убийство. О. «сражен» смертью Ленского. Оказалось, что ему нечем гордиться, что «чувство превосходства» над обществом было мнимым. Оказалось, что, презирая общество, О. не способен быть «мужем с честью и умом». Оказалось, что ради мнения «глупцов» он готов убить «на поединке друга». Скептицизм, недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до преступления. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь, -

в этом винит себя О. еще до дуэли. Теперь, «в тоске сердечных угрызений», Онегину предстоит измерить свою вину. Эта вина усугубляется тем, что П. пишет о двух возможных судьбах Ленского. О. потрясен случившимся, он не в состоянии дольше в тех местах, «где окровавленная тень // Ему являлась каждый день»

А. Пушкин «Капитанская дочка»

Как известно, человек лучше всего проявляет свои истинные качества в особых, кризисных обстоятельствах. Так происходит с Петром Гриневым и Алексеем Швабриным. На протяжении романа читатель видит, как формируется и крепнет характер Г. в тех условиях, в которые ему довелось попасть. Он подвергается смертельной опасности, но даже под угрозой смерти не предает честь офицера, не желает отказаться от присяги.

Ш. – совсем другой человек. Он легко предает честь офицера, встает под знамена бунтовщиков. Это человек, не обладающий благородством, он совершенно безнравственный и не может вызывать уважения. Умный, образованный дворянин не гнушается не самых красивых поступков, чтобы опорочить Машу М. перед Гриневым, несмотря на то что сам питает к девушке искреннюю симпатию. Из череды самых неблагородных поступков и складывается образ Ш. – эгоистичного, самоуверенного человека, думающего о собственной выгоде, презирающего такие понятия, как совесть, честь, благородство. Гринев не жалеет собственной жизни, когда от него встать на защиту любимой девушки, чести мундира.

Эти качества нашли свое яркое проявление в сцене дуэли (4 глава)

Поводом явились слова Ш., порочащие честь М. Мироновой: «… ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»

Во время дуэли Ш. повел себя недостойно: Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее… Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника… наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя… Я оглянулся и увидел Савельича… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств»

Ш. наносит предательский удар, воспользовавшись тем, что противника отвлекли. И это была не единственная подлость, совершенная Ш. Далее он становится предателем, перейдя на сторону Пугачева в надежде, что тот поможет избавиться от нежелательного соперника. Но судьба милостива к Г. Ведь именно на таких, как Г., держится Россия. И именно такие люди достойны счастья.

А. Пушкин «Выстрел» (повесть) ( цикл «Повести Белкина») 

И. Тургенев «Отцы и дети»

М. Лермонтов «Герой нашего времени»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81993. Стежинами рідного міста 155 KB
  Познайомити учнів з головними історичними подіями в процесі розвитку рідного міста. Розвивати зв’язне мовлення, пізнавальний інтерес, уміння робити висновки. Виховувати патріотичні почуття, бажання набувати нові знання.
81994. Дзеркало людської душі 46.51 KB
  На початку виховної години для розвитку креативного мислення проводиться мозковий штурм Вихователь пропонує дітям відгадати що в неї в подарунковому пакеті пропонуючи підказки з історії виникнення дзеркала його форми і де воно зустрічається в літературі.
81995. ЛЮБОВ – ЦЕ ДАР. І БОГ САМ ВИБИРА, ХТО ЗАСЛУЖИВ ОЦЕ ПІЗНАТИ ДИВО 42.5 KB
  Мета: поспілкуватися з учнями про кохання, про те, що вважається природним і що є небажаним у взаєминах молоді; зорієнтувати учнів на толерантне ставлення до вираження почуттів протилежними статями; допомогти учням розібратися у собі, підготувати до майбутнього сімейного життя.
81996. Виховна година «Злочин і покарання» 35.5 KB
  Мета: запобігати шкідливим звичкам, які негативно впливають на здоров’я підлітків; формувати вміння і навички учнів щодо власної безпеки, розуміння відповідальності за власні вчинки та їх наслідки; виховувати в учнів бажання зберегти власне здоров’я.
81997. Прийди до серця, Україно, благослови добром мене… 45.5 KB
  Мета: виховувати почуття патріотизму, національної гордості, любові до рідного краю, розуміння своєї причетності до всіх подій, які відбувалися в Україні; формувати переконаність у нетлінності духовних скарбів народу.
81998. Пронеси добро і милосердя через усе своє життя 32.5 KB
  Пронеси добро і милосердя через усе своє життя Що таке добро милосердя Як ви думаєте діти Відповіді дітей. Я б хотіла діти щоб ви усвідомлювали свої вчинки несли за них відповідальність бо без відповідальності за них не буде добра і милосердя. Діти Що є головним для кожного з вас що є найважливіше для вас...
81999. Знакомые незнакомцы 53 KB
  Цель викторины: обобщить и расширить знания учащихся о мире животных; развивать память, логическое мышление, творчество, умение сочетать любовь к животным и бережное отношение к ним; воспитывать эстетические чувства, любовь к живой природе.
82000. Внеклассное чтение Волшебница зима 34 KB
  Цель: обобщить знания учащихся о зиме и её отображение в художественных произведениях; расширять круг чтения; совершенствовать умение выразительно читать стихотворения наизусть; развивать навыки самостоятельной работы с художественной литературой, творческие способности учащихся; прививать любовь к литературе.
82001. Сім’я і здоров’я. Ставлення до ВІЛ-інфікованих людей. Рольова гра «Як ВІЛ руйнує імунітет» 51 KB
  Мета: Виховувати любов і повагу до всіх членів родини. Виховувати співчуття і чуйне ставлення до людей ВІЛ-інфікованих. Розширити знання про сім’ю, як основний чинник здоров’я. Розширити знання про ВІЛ-інфекцію, її дію на імунну систему. Розвивати вміння піклуватися про сім’ю – обов’язок усіх членів сім’ї.