81761

Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Пушкин Евгений Онегин В деревне куда едет О. Пушкин дал О. которого Пушкин таким родством снижает. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.

Русский

2015-02-21

32.05 KB

0 чел.

Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 в.

 

А. Пушкин «Евгений Онегин»

В деревне, куда едет О., он встречает юного поэта Владимира Ленского, с которым сходится «от делать нечего», т. к. остальные соседи скучны и ему неинтересны, с Ленским О. выступает в роли и слушателя, и собеседника, и учителя. Общение с Л. развлекает О., дает возможность ощутить свою значимость как более опытного и знающего человека. На именинах Татьяны между героями происходит размолвка и следует вызов Ленским на дуэль Онегина. Чувства поэта наивны, но искренни, а О., как в Петербурге, играет с чувствами, в его поведении есть намерение показать непрочность любви, взорвать идиллический мир Ленского. Но в мире искренних людей (Ленский, Татьяна) игра с чувствами невольно превращается в икру с судьбами. И О., сам того не желая, толкает события к катастрофе. Скептицизм О. разрушил романтическую идиллию, в которой жил Ленский. Намерение «Ленского взбесить» обернулось разрушением его восторженного отношения к миру. О. не заметил, какое потрясение испытал Л. И вызов на дуэль для О. был неожиданным. Хотя Евгений принял его «без лишних слов», «тайный суд» совести призывает его осудить себя:

…Евгений

Наедине с своей душой

Был не доволен сам собой.

Душа О. жива, но не обнаруживается в поступке. Лишь смерть Л. освободит эту душу из плена, заставит проявиться открыто «в тоске сердечных угрызений», скитаниях, поисках цели жизни, любви. Пока же О., «всем сердцем юношу любя», идет на дуэль и убивает поэта. Пушкин дал О. зеркало – Зарецкого, для которого дуэль – привычное дело (ведь и для Евгения «правила» - кумир). Скептик О. любит в цинике Зарецком:

…и дух его суждений,

И здравый толк о том, о сем.

Он с удовольствием, бывало,

Видался с ним…

Это – еще одно обвинение О., которого Пушкин таким «родством» снижает.

Дуэль – кульминация, переломный момент в судьбах всех героев. Л. убит. Татьяна увидела уже наяву, а не во сне (5 глава), что идеальный герой ее мечтаний способен на преступление, на убийство. О. «сражен» смертью Ленского. Оказалось, что ему нечем гордиться, что «чувство превосходства» над обществом было мнимым. Оказалось, что, презирая общество, О. не способен быть «мужем с честью и умом». Оказалось, что ради мнения «глупцов» он готов убить «на поединке друга». Скептицизм, недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до преступления. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь, -

в этом винит себя О. еще до дуэли. Теперь, «в тоске сердечных угрызений», Онегину предстоит измерить свою вину. Эта вина усугубляется тем, что П. пишет о двух возможных судьбах Ленского. О. потрясен случившимся, он не в состоянии дольше в тех местах, «где окровавленная тень // Ему являлась каждый день»

А. Пушкин «Капитанская дочка»

Как известно, человек лучше всего проявляет свои истинные качества в особых, кризисных обстоятельствах. Так происходит с Петром Гриневым и Алексеем Швабриным. На протяжении романа читатель видит, как формируется и крепнет характер Г. в тех условиях, в которые ему довелось попасть. Он подвергается смертельной опасности, но даже под угрозой смерти не предает честь офицера, не желает отказаться от присяги.

Ш. – совсем другой человек. Он легко предает честь офицера, встает под знамена бунтовщиков. Это человек, не обладающий благородством, он совершенно безнравственный и не может вызывать уважения. Умный, образованный дворянин не гнушается не самых красивых поступков, чтобы опорочить Машу М. перед Гриневым, несмотря на то что сам питает к девушке искреннюю симпатию. Из череды самых неблагородных поступков и складывается образ Ш. – эгоистичного, самоуверенного человека, думающего о собственной выгоде, презирающего такие понятия, как совесть, честь, благородство. Гринев не жалеет собственной жизни, когда от него встать на защиту любимой девушки, чести мундира.

Эти качества нашли свое яркое проявление в сцене дуэли (4 глава)

Поводом явились слова Ш., порочащие честь М. Мироновой: «… ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»

Во время дуэли Ш. повел себя недостойно: Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее… Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника… наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя… Я оглянулся и увидел Савельича… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств»

Ш. наносит предательский удар, воспользовавшись тем, что противника отвлекли. И это была не единственная подлость, совершенная Ш. Далее он становится предателем, перейдя на сторону Пугачева в надежде, что тот поможет избавиться от нежелательного соперника. Но судьба милостива к Г. Ведь именно на таких, как Г., держится Россия. И именно такие люди достойны счастья.

А. Пушкин «Выстрел» (повесть) ( цикл «Повести Белкина») 

И. Тургенев «Отцы и дети»

М. Лермонтов «Герой нашего времени»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62733. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» 33.12 KB
  Сколько лет прошло Сколько событий минуло А я все не могу забыть бабушкиного пряника того дивного коня с розовой гривой. Астафьева прививать любовь и внимательное отношение к слову на основе рассказа Конь с розовой гривой.
62734. В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Мир природы и мир ребенка 27.12 KB
  Пробудить интерес к его личности; обучить учащихся аналитическому пересказу и анализу эпизода текста. Астафьева компьютер проектор экран учебники. Астафьев Повести.
62735. Деление двузначного числа на двузначное 18.16 KB
  Цель: учить пользоваться приемом деления двузначного числа на двузначное; повторить операции умножения; развивать логическое мышление, внимание, использовать грамотную связную речь при ответах; воспитание взаимопомощи, дружбы, интереса к предмету.
62736. Сложение трёхзначных чисел с переходом через десяток и без перехода через десяток 19 KB
  Решите примеры вычислите: 4191=420 Вспомни правило прибавления единицы: Чтобы прибавить единицу к числу нужно назвать следующее за ним число 20340=243 10900=910 700600=100 608600=8 2101=209 Вспомни правило вычитания единицы: Чтобы вычесть единицу из числа нужно назвать предыдущее число...
62737. Образование и название чисел 21 – 39. Счет в пределах 30.98 KB
  Цель: Ознакомить со способом образования и названиями чисел от 21 до 39; формировать вычислительные навыки и умения решать составные задачи; Развивать абстрактное мышление, математическую речь, внимание и воображение...
62738. Старая-новая одежда 30.41 KB
  Узнать больше о таких вещах разных народов как ципао шаровары саронг унты туника мокасины джинсы. И так мы выводим слайды со всеми вещами с которыми хотим детей познакомить или больше про них узнать ципао шаровары саронг унты туника мокасины джинсы.