81761

Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Пушкин Евгений Онегин В деревне куда едет О. Пушкин дал О. которого Пушкин таким родством снижает. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.

Русский

2015-02-21

32.05 KB

0 чел.

Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 в.

 

А. Пушкин «Евгений Онегин»

В деревне, куда едет О., он встречает юного поэта Владимира Ленского, с которым сходится «от делать нечего», т. к. остальные соседи скучны и ему неинтересны, с Ленским О. выступает в роли и слушателя, и собеседника, и учителя. Общение с Л. развлекает О., дает возможность ощутить свою значимость как более опытного и знающего человека. На именинах Татьяны между героями происходит размолвка и следует вызов Ленским на дуэль Онегина. Чувства поэта наивны, но искренни, а О., как в Петербурге, играет с чувствами, в его поведении есть намерение показать непрочность любви, взорвать идиллический мир Ленского. Но в мире искренних людей (Ленский, Татьяна) игра с чувствами невольно превращается в икру с судьбами. И О., сам того не желая, толкает события к катастрофе. Скептицизм О. разрушил романтическую идиллию, в которой жил Ленский. Намерение «Ленского взбесить» обернулось разрушением его восторженного отношения к миру. О. не заметил, какое потрясение испытал Л. И вызов на дуэль для О. был неожиданным. Хотя Евгений принял его «без лишних слов», «тайный суд» совести призывает его осудить себя:

…Евгений

Наедине с своей душой

Был не доволен сам собой.

Душа О. жива, но не обнаруживается в поступке. Лишь смерть Л. освободит эту душу из плена, заставит проявиться открыто «в тоске сердечных угрызений», скитаниях, поисках цели жизни, любви. Пока же О., «всем сердцем юношу любя», идет на дуэль и убивает поэта. Пушкин дал О. зеркало – Зарецкого, для которого дуэль – привычное дело (ведь и для Евгения «правила» - кумир). Скептик О. любит в цинике Зарецком:

…и дух его суждений,

И здравый толк о том, о сем.

Он с удовольствием, бывало,

Видался с ним…

Это – еще одно обвинение О., которого Пушкин таким «родством» снижает.

Дуэль – кульминация, переломный момент в судьбах всех героев. Л. убит. Татьяна увидела уже наяву, а не во сне (5 глава), что идеальный герой ее мечтаний способен на преступление, на убийство. О. «сражен» смертью Ленского. Оказалось, что ему нечем гордиться, что «чувство превосходства» над обществом было мнимым. Оказалось, что, презирая общество, О. не способен быть «мужем с честью и умом». Оказалось, что ради мнения «глупцов» он готов убить «на поединке друга». Скептицизм, недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до преступления. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь, -

в этом винит себя О. еще до дуэли. Теперь, «в тоске сердечных угрызений», Онегину предстоит измерить свою вину. Эта вина усугубляется тем, что П. пишет о двух возможных судьбах Ленского. О. потрясен случившимся, он не в состоянии дольше в тех местах, «где окровавленная тень // Ему являлась каждый день»

А. Пушкин «Капитанская дочка»

Как известно, человек лучше всего проявляет свои истинные качества в особых, кризисных обстоятельствах. Так происходит с Петром Гриневым и Алексеем Швабриным. На протяжении романа читатель видит, как формируется и крепнет характер Г. в тех условиях, в которые ему довелось попасть. Он подвергается смертельной опасности, но даже под угрозой смерти не предает честь офицера, не желает отказаться от присяги.

Ш. – совсем другой человек. Он легко предает честь офицера, встает под знамена бунтовщиков. Это человек, не обладающий благородством, он совершенно безнравственный и не может вызывать уважения. Умный, образованный дворянин не гнушается не самых красивых поступков, чтобы опорочить Машу М. перед Гриневым, несмотря на то что сам питает к девушке искреннюю симпатию. Из череды самых неблагородных поступков и складывается образ Ш. – эгоистичного, самоуверенного человека, думающего о собственной выгоде, презирающего такие понятия, как совесть, честь, благородство. Гринев не жалеет собственной жизни, когда от него встать на защиту любимой девушки, чести мундира.

Эти качества нашли свое яркое проявление в сцене дуэли (4 глава)

Поводом явились слова Ш., порочащие честь М. Мироновой: «… ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»

Во время дуэли Ш. повел себя недостойно: Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее… Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника… наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя… Я оглянулся и увидел Савельича… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств»

Ш. наносит предательский удар, воспользовавшись тем, что противника отвлекли. И это была не единственная подлость, совершенная Ш. Далее он становится предателем, перейдя на сторону Пугачева в надежде, что тот поможет избавиться от нежелательного соперника. Но судьба милостива к Г. Ведь именно на таких, как Г., держится Россия. И именно такие люди достойны счастья.

А. Пушкин «Выстрел» (повесть) ( цикл «Повести Белкина») 

И. Тургенев «Отцы и дети»

М. Лермонтов «Герой нашего времени»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61788. Твір-опис “Якими фарбами я намалюю щастя” 11.82 KB
  Хто зображений на малюнку що робить як це його характеризує; які предмети речі зображено якими кольорами як вони допомагають розкрити творчий задум; уявіть що ви на місці художника як би ви зобразили цю тему що саме ви хотіли сказати своїм малюнком чи вдалося вам це зробити...
61789. Предмет астрономії. Ії розвиток та значення в житті суспільства. Методи та засоби астрономічних спостережень 304.71 KB
  Світоглядна роль усвідомлення людьми положення Землі у Всесвіті пізнання законів за якими рухаються та розвиваються космічні обєкти. Збагачує важливими даними інші науки фізику хімію проводить дослідження речовин у станах яких неможливо досягти на Землі.
61790. Країни, національності та мови 18.44 KB
  Today we’ll imagine we are going to travel to different countries. Just imagine because in your age you can’t travel without your parents, but on the English lesson we can do it.
61791. Travelling around Кiev (екскурсія по києву) 23.81 KB
  What is your name? How old are you? Where do you live? What street do you live in? How many lessons do you have today? What is your favorite subject? Do you like to go to school? Why?
61792. Конспект уроку з гімнастики 30.14 KB
  1. Шикування 2. Повідомлення завдань уроку і техніки безпеки 3. Перешикування для виконання вправ 4. Різновиди ходьби: на на зовнішній стороні стопи на пальцях...
61793. Рухливі ігри 38.62 KB
  Основна стійка на раздва: руки дугами назовні підняти вгору. Піднятися на носки і підтягнутися вдихнути; на тричотири: руки дугами назовні опустити видихнути. стійка ноги нарізно руки на поясі на раз...
61794. Гімнастика (акробатика) 27.06 KB
  Розмикання на витягнуті руки. Стійка ноги нарізно руки за голову 12 підняти руки в гору підвестись на носки вдих; 34 опустити руки у в. стійка ноги нарізно руки на поясі 1 поворот тулуба праворуч руки в сторони долонями вгору...
61795. Символіка. Що це таке? 28.92 KB
  Мета: поглибити знання про символи; познайомити із різноманітністю символіки у нашому житті; поширити і збагатити знання учнів про народні символи України; виховувати повагу до символіки Батьківщини...
61796. Вік. Цифри. День народження 25.98 KB
  Мета: засвоєння нової лексики; формування вміння ставити запитання типу How old re you How old is she та відповідати на них; розширення кругозору учнів; розвиток мовної здогадки та мовленнєвої реакції учнів...