81763

Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Отцов или детей обличает Т. дети не должны убивать отцов а отцы заставлять детей думать так же как они думают. потому что смешно и бессмысленно полагать что можно силой заставить молодое поколение думать так же как и поколение отцов.

Русский

2015-02-21

32.44 KB

0 чел.

Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 в.

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (1862) (роман)

«Я попытался представить конфликт двух поколений», - писал о своем романе Тургенев Полине Виардо. Конец 50-х – начало 60-х г.г. 19 в. – время обострения борьбы между демократами и либералами. Тогда же формируется и новый тип передового разночинца-демократа, человека молодого, умного и образованного, стремящегося изменить общественный строй России. Именно такой человек становится главным героем романа. Вместе с Евгением Базаровым поколение «детей»представляет Аркадий Кирсанов. Эти два героя противопоставляются автором друг другу. Оба они представители молодого поколения, получили высшее образование. Б. имеет сильное влияние на К. Молодой человек наз. себя нигилистом. В 60-х г.г. 19 в. понятие «нигилизм»напрямую связано с утверждением материалистического миросозерцания и предпочтением естественных наук всем остальным. Нигилизм Б. родился в эпоху ломки общественного сознания.

Аркадий К. – скорее всего не друг, а «прилежный ученик» Базарова. Аркадию не хватает самостоятельности в суждениях, и он постоянно ищет интеллектуальной поддержки с его стороны. Однако Аркадий далек от идей нигилизма. В его характере есть юная восторженность, романтичность и сентиментальность, поэтичность и жизненная самостоятельность. Фигура К. позволяет высвечивать различные стороны характера главного героя. Попытка Базарова перевоспитать Аркадия терпит крах, т. к. ученик – точная копия своего отца и дяди.

«Отцов» или «детей» обличает Т.? По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был «отцом». Он не мог не видеть, что за нигилизмом молодежи стоит желание заменить веру знанием, а пассивную надежду – активными действиями.

Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы – это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков и аристократов. С точки зрения Б., они – чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной целостностью. Кирсановы любят Пушкина, Б. не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов. Жизнь сыграла с Б. злую шутку. Не верящий в любовь полюбил, его любовь отвергли. Интересно, что умер Б. не в дороге. Как и следовало бы представителю молодого поколения, а в родном доме, на руках у старосветских помещиков.

В сцене спора и дуэли Б. и П. П. Кирсанова юмор переходит в фарс, т. к. «дети» не должны убивать «отцов», а «отцы» заставлять «детей» думать так же, как они думают. Споры Б. и П. П. Кирсанова занимают всего 2 главы в романе и не являются идейным центром произведения. Главное – это любовь между родителями и детьми, непреходящая и вечная.

Антагонизм воззрений П. П. и Базарова раскрывается в спорах между ними. Но в спорах П. П. не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта – к дуэли. Б. принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения П. П., потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, П. П. вынужден был признать благородство Б., который оказал ему помощь после ранения. Нелепая дуэль помогает Б. увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и П. П. Да и П. П. разглядел и по достоинству оценил благородство Б.

Николай Кирсанов также не в силах противостоять Б., т. к. это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.

Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Б., это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли».

Своим романом Тургенев открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей. Трагичность их положения и величие духа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14893. Ұлттық суретшілердің рухани әлемі 126.5 KB
  Ұлттық суретшілердің рухани әлемі Қазақстан Республикасы мемлекеттік саясатының әлеуметтікмәдени дамуы жөніндегі тұғырнамасында Республикада тұратын барлық халықтар мәдениетінің өзіндік ерекшелігіне тиісті көңіл бөлінетіндігі және кез келген мәдениет қайтала
14894. Ұлттық театрды дамытудағы шешендік өнердің орны 197.5 KB
  Ұлттық театрды дамытудағы шешендік өнердің орны Жұмыстың жалпы сипаттамасы Зерттеудің өзектілігі. Театр мен шешендік өнер адам баласының ақылой мен сезім пернелерін сөз бен іс арқылы білдіруге талпынған пиғылынан туындаған рухани негізі ортақ екі түрл...
14895. Этнос туралы ұғым. Этностардың пайда болу заңдылықтары 199 KB
  €œЭтнос€ туралы ұғым. Этностардың пайда болу заңдылықтары €œЭтнос€ гректiң – еtпоs тайпа халық деген сөзiнен шыққан. Ғылымда €œхалық€ терминiнiң орнына €œэтнос€ терминi орынды қолданыла бастады. Бұл термин этностың негiзгi тарихи түрi – €œтайпа€ €œұлыс€ €œнар
14896. АДАСТЫРУШЫ ДІНИ АҒЫМДАР 64 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарыныңкандидаты дінтанушыАДАСТЫРУШЫ ДІНИ АҒЫМДАРБүгінгі археология антропология ғылымдары діни сенімнаным жолдары мен жүйелерінің тым ерте дәуірлерден бері адамзаттың даму өркендеу және кемелдену барысымен біте қайнаса жалғасып ке
14897. Дін және мәдениет 74 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушыДІН ЖӘНЕ МӘДЕНИЕТ[1]Дін және мәдениеттің арақатынасы жөнінде қыруар пікірлер айтылуда. Соңғы кездері діни экспансия алаңына айналған елімізде дініміз өзгерсе өзгерсін мәдениетіміз өзгермесін...
14898. Діни экстремизм мен терроризм 90.5 KB
  ДІНИ ЭКСТРЕМИЗМ МЕН ТЕРРОРИЗМ Мұртаза Жүнісұлы БҰЛҰТАЙ Философия ғылымдарының кандидаты дінтанушы ДІНИ ЭКСТРЕМИЗМ МЕН ТЕРРОРИЗМ Ғылым және технология дамудың шырқау шегіне шыққанына және адамзат бірінбірін оңайлықпен тани алатын мүмкіншіліктерге ие б...
14899. Заманауи тұлғалардың ислам дінін қабылдау себептері 50.5 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушыЗАМАНАУИ ТҰЛҒАЛАРДЫҢ ИСЛАМДIНIН ҚАБЫЛДАУ СЕБЕПТЕРI [1]Ғылым және информация ғасыры деп аталған өткен жүз жылда дамыған мемлекеттердiң азаматтарынан бек көп адам ислам дiнiн өз еркiмен қабылдаған. Ол...
14900. Ислам - әлемдегі бейбітшіліктің кепілі 103.5 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушыИСЛАМ ӘЛЕМДЕГІ БЕЙБIТШIЛIКТIҢ КЕПIЛI[1]Өткен жолғы Ислам және өркениет газеті №4 Сәуір 2001 ж. Дiни экстремизм мен терроризм деп аталатын мақаламда хақ дін исламның Батыс елдерінде пайда болған әл...
14901. Ислам дініндегі хош көрушілік 79.5 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙ ҚР Білім қайраткерлері одағының мүшесі ИСЛАМ ДIНIНДЕГI ХОШКӨРУШIЛIК Дін деген ұғымның негізінде зорлықзомбылық болмауы керек бұл хақ діннің ғайрихақ хақ емес діндерден ажырасатын айқын парқы. Дін дегеніміз негізінде иман яғни сенім жататын рух...