81763

Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Отцов или детей обличает Т. дети не должны убивать отцов а отцы заставлять детей думать так же как они думают. потому что смешно и бессмысленно полагать что можно силой заставить молодое поколение думать так же как и поколение отцов.

Русский

2015-02-21

32.44 KB

0 чел.

Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 в.

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (1862) (роман)

«Я попытался представить конфликт двух поколений», - писал о своем романе Тургенев Полине Виардо. Конец 50-х – начало 60-х г.г. 19 в. – время обострения борьбы между демократами и либералами. Тогда же формируется и новый тип передового разночинца-демократа, человека молодого, умного и образованного, стремящегося изменить общественный строй России. Именно такой человек становится главным героем романа. Вместе с Евгением Базаровым поколение «детей»представляет Аркадий Кирсанов. Эти два героя противопоставляются автором друг другу. Оба они представители молодого поколения, получили высшее образование. Б. имеет сильное влияние на К. Молодой человек наз. себя нигилистом. В 60-х г.г. 19 в. понятие «нигилизм»напрямую связано с утверждением материалистического миросозерцания и предпочтением естественных наук всем остальным. Нигилизм Б. родился в эпоху ломки общественного сознания.

Аркадий К. – скорее всего не друг, а «прилежный ученик» Базарова. Аркадию не хватает самостоятельности в суждениях, и он постоянно ищет интеллектуальной поддержки с его стороны. Однако Аркадий далек от идей нигилизма. В его характере есть юная восторженность, романтичность и сентиментальность, поэтичность и жизненная самостоятельность. Фигура К. позволяет высвечивать различные стороны характера главного героя. Попытка Базарова перевоспитать Аркадия терпит крах, т. к. ученик – точная копия своего отца и дяди.

«Отцов» или «детей» обличает Т.? По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был «отцом». Он не мог не видеть, что за нигилизмом молодежи стоит желание заменить веру знанием, а пассивную надежду – активными действиями.

Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы – это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков и аристократов. С точки зрения Б., они – чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной целостностью. Кирсановы любят Пушкина, Б. не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов. Жизнь сыграла с Б. злую шутку. Не верящий в любовь полюбил, его любовь отвергли. Интересно, что умер Б. не в дороге. Как и следовало бы представителю молодого поколения, а в родном доме, на руках у старосветских помещиков.

В сцене спора и дуэли Б. и П. П. Кирсанова юмор переходит в фарс, т. к. «дети» не должны убивать «отцов», а «отцы» заставлять «детей» думать так же, как они думают. Споры Б. и П. П. Кирсанова занимают всего 2 главы в романе и не являются идейным центром произведения. Главное – это любовь между родителями и детьми, непреходящая и вечная.

Антагонизм воззрений П. П. и Базарова раскрывается в спорах между ними. Но в спорах П. П. не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта – к дуэли. Б. принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения П. П., потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, П. П. вынужден был признать благородство Б., который оказал ему помощь после ранения. Нелепая дуэль помогает Б. увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и П. П. Да и П. П. разглядел и по достоинству оценил благородство Б.

Николай Кирсанов также не в силах противостоять Б., т. к. это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.

Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Б., это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли».

Своим романом Тургенев открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей. Трагичность их положения и величие духа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60491. Автоматизація звука «С» в складах, словах 133.5 KB
  Мета: 1. Продовжувати роботу на чіткою артикуляцією звука. Промова ізольованого звука. Автоматизація звука С в складах.
60492. Звичайні дроби 35.5 KB
  В кожного на грудях емблема правильний і неправильний дріб. Я правильний дріб. У мене чисельник менше знаменникая завжди менше одиниці і на координатному промені знаходжусь лівіше ніж будьякий неправильний дріб...
60493. Майстер — фломастер 45.5 KB
  Цілі: Навчити дітей працювати в команді розвивати навики співпраці дати можливість активно використати фантазію і свої творчі здібності В ході гри діти повинні відчути і побачити як самостійно вони можуть налагодити стосунки...
60495. Развитие Теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов 163.5 KB
  Степашко представляет большой интерес изучение теории и практики урока периода оттепели так как постсоветское время является известным преемником зародившихся в те годы процессов демократизации и гуманизации общества...
60497. Психологічна готовність дитини до навчання у школі 235 KB
  Вступна частина Сьогодні ми зібралися щоб краще пізнати себе своїх учнів навчитися знаходити індивідуальний підхід до всіх учнів допомагати їм у складний адаптаційний період. Вправа Знайомство Мета : сприяти знайомству учасників створити комфортну атмосферу сприяти згуртованості групи. Час: 15 хвилин. Хід вправи: тренер пропонує учасникам написати на бейджику своє імя або те яким вони б хотіли щоб їх називали у групі.