81763

Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Отцов или детей обличает Т. дети не должны убивать отцов а отцы заставлять детей думать так же как они думают. потому что смешно и бессмысленно полагать что можно силой заставить молодое поколение думать так же как и поколение отцов.

Русский

2015-02-21

32.44 KB

0 чел.

Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 в.

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (1862) (роман)

«Я попытался представить конфликт двух поколений», - писал о своем романе Тургенев Полине Виардо. Конец 50-х – начало 60-х г.г. 19 в. – время обострения борьбы между демократами и либералами. Тогда же формируется и новый тип передового разночинца-демократа, человека молодого, умного и образованного, стремящегося изменить общественный строй России. Именно такой человек становится главным героем романа. Вместе с Евгением Базаровым поколение «детей»представляет Аркадий Кирсанов. Эти два героя противопоставляются автором друг другу. Оба они представители молодого поколения, получили высшее образование. Б. имеет сильное влияние на К. Молодой человек наз. себя нигилистом. В 60-х г.г. 19 в. понятие «нигилизм»напрямую связано с утверждением материалистического миросозерцания и предпочтением естественных наук всем остальным. Нигилизм Б. родился в эпоху ломки общественного сознания.

Аркадий К. – скорее всего не друг, а «прилежный ученик» Базарова. Аркадию не хватает самостоятельности в суждениях, и он постоянно ищет интеллектуальной поддержки с его стороны. Однако Аркадий далек от идей нигилизма. В его характере есть юная восторженность, романтичность и сентиментальность, поэтичность и жизненная самостоятельность. Фигура К. позволяет высвечивать различные стороны характера главного героя. Попытка Базарова перевоспитать Аркадия терпит крах, т. к. ученик – точная копия своего отца и дяди.

«Отцов» или «детей» обличает Т.? По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был «отцом». Он не мог не видеть, что за нигилизмом молодежи стоит желание заменить веру знанием, а пассивную надежду – активными действиями.

Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы – это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков и аристократов. С точки зрения Б., они – чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной целостностью. Кирсановы любят Пушкина, Б. не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов. Жизнь сыграла с Б. злую шутку. Не верящий в любовь полюбил, его любовь отвергли. Интересно, что умер Б. не в дороге. Как и следовало бы представителю молодого поколения, а в родном доме, на руках у старосветских помещиков.

В сцене спора и дуэли Б. и П. П. Кирсанова юмор переходит в фарс, т. к. «дети» не должны убивать «отцов», а «отцы» заставлять «детей» думать так же, как они думают. Споры Б. и П. П. Кирсанова занимают всего 2 главы в романе и не являются идейным центром произведения. Главное – это любовь между родителями и детьми, непреходящая и вечная.

Антагонизм воззрений П. П. и Базарова раскрывается в спорах между ними. Но в спорах П. П. не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта – к дуэли. Б. принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения П. П., потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, П. П. вынужден был признать благородство Б., который оказал ему помощь после ранения. Нелепая дуэль помогает Б. увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и П. П. Да и П. П. разглядел и по достоинству оценил благородство Б.

Николай Кирсанов также не в силах противостоять Б., т. к. это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.

Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Б., это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли».

Своим романом Тургенев открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей. Трагичность их положения и величие духа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7849. Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях 20.19 KB
  Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях Административное руководство НХТ в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культуры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществляется ...
7850. Технология создания коллектива народного художественного творчества 20.19 KB
  Технология создания коллектива народного художественного творчества Технология создания коллектива народного художественного творчества состоит из нескольких блоков. 1 блок. Выявление интересов и потребностей потенциальных участников в определенном ...
7851. Специфика организационного процесса в социокультурной сфере 20.09 KB
  Специфика организационного процесса в социокультурной сфере Организационный фактор занимает важное место в социокультурной деятельности (СКД). С одной стороны, организация - это часть социокультурного менеджмента, с другой - вполне самостоятельная с...
7852. Стадии и законы движения (развития) коллектива народного художественного творчества 26.45 KB
  Стадии и законы движения (развития) коллектива народного художественного творчества Любой коллектив в своем развитии проходит определенные стадии, которые характеризуют его качественные стороны. А.Г. Ковалев выделяет три стадии развития коллектива: ...
7853. Характеристика учреждений социально-культурной сферы 31.98 KB
  Характеристика учреждений социально-культурной сферы В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия в России функционально и юридически оформилось новое социокультурное направление под названием социально-культурная деятельность. В соответствии со стр...
7854. Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию НХТ в современных условиях 18.29 KB
  Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию НХТ в современных условиях До 1953 года сфера культуры в нашей стране координировалась Главным управлением по политико-просветительной работе (Главполитпросвет) при Нар...
7855. Технология проведения фестивалей народного художественного творчества 22.54 KB
  Технология проведения фестивалей народного художественного творчества В современных условиях роль конкурсных и фестивальных мероприятий приобретает очень важное значение для коллективов народного художественного творчества. В первую очередь важность...
7856. Сутність, принципи і роль страхування 81 KB
  Тема 1. Сутність, принципи і роль страхування План. Необхідність страхового захисту від ризикових обставин. Історія виникнення і розвитку страхування. Місце страхування в системі економічних категорій та його функції. Принципи страхування...
7857. Класифікація страхування 53.5 KB
  Тема 2. Класифікація страхування План. Призначення та основні критерії класифікації у страхуванні. Класифікація за формами проведення. Рекомендована література: Міні - лексикон: Класифікація ...