81763

Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Отцов или детей обличает Т. дети не должны убивать отцов а отцы заставлять детей думать так же как они думают. потому что смешно и бессмысленно полагать что можно силой заставить молодое поколение думать так же как и поколение отцов.

Русский

2015-02-21

32.44 KB

0 чел.

Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 в.

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (1862) (роман)

«Я попытался представить конфликт двух поколений», - писал о своем романе Тургенев Полине Виардо. Конец 50-х – начало 60-х г.г. 19 в. – время обострения борьбы между демократами и либералами. Тогда же формируется и новый тип передового разночинца-демократа, человека молодого, умного и образованного, стремящегося изменить общественный строй России. Именно такой человек становится главным героем романа. Вместе с Евгением Базаровым поколение «детей»представляет Аркадий Кирсанов. Эти два героя противопоставляются автором друг другу. Оба они представители молодого поколения, получили высшее образование. Б. имеет сильное влияние на К. Молодой человек наз. себя нигилистом. В 60-х г.г. 19 в. понятие «нигилизм»напрямую связано с утверждением материалистического миросозерцания и предпочтением естественных наук всем остальным. Нигилизм Б. родился в эпоху ломки общественного сознания.

Аркадий К. – скорее всего не друг, а «прилежный ученик» Базарова. Аркадию не хватает самостоятельности в суждениях, и он постоянно ищет интеллектуальной поддержки с его стороны. Однако Аркадий далек от идей нигилизма. В его характере есть юная восторженность, романтичность и сентиментальность, поэтичность и жизненная самостоятельность. Фигура К. позволяет высвечивать различные стороны характера главного героя. Попытка Базарова перевоспитать Аркадия терпит крах, т. к. ученик – точная копия своего отца и дяди.

«Отцов» или «детей» обличает Т.? По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был «отцом». Он не мог не видеть, что за нигилизмом молодежи стоит желание заменить веру знанием, а пассивную надежду – активными действиями.

Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы – это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков и аристократов. С точки зрения Б., они – чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной целостностью. Кирсановы любят Пушкина, Б. не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов. Жизнь сыграла с Б. злую шутку. Не верящий в любовь полюбил, его любовь отвергли. Интересно, что умер Б. не в дороге. Как и следовало бы представителю молодого поколения, а в родном доме, на руках у старосветских помещиков.

В сцене спора и дуэли Б. и П. П. Кирсанова юмор переходит в фарс, т. к. «дети» не должны убивать «отцов», а «отцы» заставлять «детей» думать так же, как они думают. Споры Б. и П. П. Кирсанова занимают всего 2 главы в романе и не являются идейным центром произведения. Главное – это любовь между родителями и детьми, непреходящая и вечная.

Антагонизм воззрений П. П. и Базарова раскрывается в спорах между ними. Но в спорах П. П. не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта – к дуэли. Б. принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения П. П., потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, П. П. вынужден был признать благородство Б., который оказал ему помощь после ранения. Нелепая дуэль помогает Б. увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и П. П. Да и П. П. разглядел и по достоинству оценил благородство Б.

Николай Кирсанов также не в силах противостоять Б., т. к. это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.

Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Б., это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли».

Своим романом Тургенев открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей. Трагичность их положения и величие духа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39000. Урок-повторение «Дорогой добра» 46.5 KB
  Вставь пропущенные буквы: ОЕНЬ ЛИА ОРА Осень липа Лиза лиса гора нора пора Кто такой Денница Падший ангел В какой день Бог отдыхал В седьмой Дополни пословицу: Маленькое лучше большого безделья. Спой песенку о днях творения День один день один Бог свет сотворил. День два день два сотворил Он небеса. День три день три реки травы и цветы.
39001. Откуда мы узнаем о Боге. Библия – Откровение Божие. Каков Он, Бог 36 KB
  08 Тема: Откуда мы узнаем о Боге Библия Откровение Божие. Каков Он Бог Цель: Познакомить детей с Книгой книг Библией; рассказать о том какой Он Бог свойства Божие; рассмотреть новозаветную и ветхозаветную иконы Святой Троицы объяснить понятие Бог Святая Троица на примере явления Ангелов Аврааму; изучить молитву Слава Тебе Боже наш слава Тебе. Скажи нам пожалуйста что такое святой угол Это то место в доме где находятся святые иконы и где мы можем общаться с Богом. Смотрите зажигаешь лампадку согревается сердце...
39002. Как Бог мир сотворил (1-3 дни творения) 40.5 KB
  И был вечер и было утро: день один. Матильда Леонардовна: Я даже знаю песенку ребята подпевайте первый куплет: День один день один Свет во тьме Бог сотворил. Шуня: А про этот день есть песенка Матильда Леонардовна: Да конечно подпевайте второй куплет: День два день два Небеса и облака. Подпевайте: День три день три Деревья травы и цветы.
39003. Как Бог человека сотворил. Человек – венец творения. Правила жизни, данные Богом в Раю 32.5 KB
  Цель: Изучить с детьми библейскую историю о сотворении человека; закрепить знания воспитанников о сотворении видимого мира; познакомить детей с жизнью первых людей в Раю; формировать у детей мировоззрение основанное на православных традициях; воспитывать ответственность за свое поведение. А как он создал человека Из чего Матильда Леонардовна: Внимание внимание открываем заседание клуба Совинформ Сегодня узнаем о создании человека. Изучение нового материала Рассказ жителей Шишкиного леса о сотворении человека.
39004. Дети Адама и Евы - Каин и Авель. Не завидуй 32 KB
  У Адама и Евы родились дети которых они назвали Каин и Авель. Каин был земледельцем выращивал овощи фрукты а Авель пастухом. Авель с любовью относился к Богу выбирал самое лучшее в дар Господу.
39005. Спасение Ноя. Обетование Бога 33 KB
  Оборудование: иллюстрации ковчега водной стихии радуги голубя кукла Шуни мышки. Преподаватель: А напоминает она о том как спасся Ной и об обещании Бога данном людям. Шуня: Ухты а как это было Преподаватель: Вспомните ребята почему был всемирный потоп Потому что люди стали забывать Бога думали только о еде и развлечениях стали недобрыми Сколько лет дал Бог людям для того чтобы они исправились 120 лет пока Ной с сыновьями строил ковчег Кто находился в ковчеге Все животные по паре которые не могут жить в воде;...
39006. Путь к спасению – жизнь по Заповедям Божьим. Церковь – корабль спасения. Первый храм 38.5 KB
  Цель: Познакомить детей со строением первого храма ветхозаветной скинии; закрепить знания о жизни пророка Моисея об истории получения Заповедей Божьих; развивать память логическое мышление; воспитывать желание жить по заповедям Божьим прививать любовь и благоговейное отношение к храму. Рассказ Матильды Леонардовны об устройстве ветхозаветного храма демонстрация иллюстраций. Из скольких частей он состоит из трех В какой части мы с вами молимся в храме В какую часть храма мы попадаем при входе в притвор Как называется та часть...
39007. Божья Матерь 33 KB
  Матильда Леонардовна: Что это ты делаешь Шунечка Шуня: Лилию хочу сделать. Матильда Леонардовна: Вспомните ребята а где цветы всегда цветут и святые люди живут в раю Матильда Леонардовна: О каком святом человеке вы узнали на предыдущем занятии о Николае Чудотворце Матильда Леонардовна: Что вам больше всего запомнилось из его жизни Матильда Леонардовна: Подойдите к иллюстрациям и расскажите какой из эпизодов жизни Святителя Николая изображен. Матильда Леонардовна: Как вы думаете ребята а можно в храм на праздники приносить цветы...
39008. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста 425 KB
  Потаповская “Подарок к празднику†Программа развивающего и коррекционного рукоделия для детей дошкольного возраста Для ребенка Светлый Праздник и весна Рождество и зима Спас и спелые плоды Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление свежее и полное жизни. Предлагаемый курс разработан с учетом того что среди дошкольников сегодня чрезвычайно высок процент детей нуждающихся в специальной помощи не только направляющей но и корректирующей развитие: физическое психическое социальное духовное. Отметим что речь идет...